Психолог
Правильная ссылка на статью:
Грибер Ю.А., Нанкевич А.А. — Влияние шума на цветовые ассоциации горожан // Психолог. - 2022. - № 6. -С. 29 - 39. DOI: 10.25136/2409-8701.2022.6.39243 EDN: OZQVZC URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php? id=39243
Влияние шума на цветовые ассоциации горожан
Грибер Юлия Александровна
доктор культурологии
профессор, директор Лаборатории цвета, Смоленский государственный университет 214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4
Нанкевич Алена Анваровна
аспирант, кафедра социологии и философии, Смоленский государственный университет 214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4
Статья из рубрики "Понять человека"
DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39243 EDN:
Дата направления статьи в редакцию:
24-11-2022
Дата публикации:
30-12-2022
Аннотация: Объектом исследования являются привыкшие к шуму городские жители, предметом - влияние шума на возникающие у них цветовые ассоциации с антропологически значимыми концептами. Цель - экспериментальная проверка гипотезы о том, что под воздействием шума в системе цветовых ассоциаций будут наблюдаться изменения структуры и плотности, частотности оттенков с различными хроматическими характеристиками (светлотой, тоном, насыщенностью). В эксперименте приняли участие 50 человек (14 мужчин и 36 женщин) в возрасте от 17 до 24 лет (средний возраст 19.71, SD = 1.72). Их ответы сравнивались с результатами контрольной группы, которая участвовала в таком же исследовании ранее и не подвергалась воздействию звукового
раздражителя. Палитра эксперимента включала 27 цветовых образцов системы естественных цветов NCS. Участников просили сопоставить цветовые образцы палитры с 26 антропологически значимыми концептами. Эксперимент показал заметные трансформации системы цветовых ассоциаций под воздействием звуковых раздражителей. Мы зафиксировали резкое увеличение доли выборов красного цвета и повышение рейтинга других физиологически значимых оттенков, на которые реагирует зрительный нерв - синих, желтых и ахроматических белого, черного и серого. Цветовые ассоциации стали менее разнообразными и приобрели более простую структуру. При этом на структуру цветовых ассоциаций не повлияло изменение громкости шума: паттерны, полученные под воздействием 60 Дб(А) и 80 Дб(А) оказались идентичными. Полученные данные имеют важное значение для понимания когнитивных механизмов воздействия цвета и установления причинно-следственных связей между заданной цветовой стимуляцией и ее влиянием на индивидуального человека.
Ключевые слова:
цвет, цветовые ассоциации, цветоощущение, цветовосприятие, перцептивный образ, ассоциативный эксперимент, влияние шума, антропологически значимые концепты, цветовая система NCS, цветовая когниция
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00407, https://rscf.ru/project/22-18-00407/ в Смоленском государственном университете.
Введение
Современная жизнь с каждым годом становится все более шумной. Городских жителей шум сопровождает практически повсюду: на улицах, в автомобиле и общественном транспорте, на работе и учебе, в магазинах, в ресторанах, барах, кафе и даже дома. Современные люди привыкли к постоянному звуковому фону, и в большинстве случаев не замечают его или умеют игнорировать.
Тем не менее, шум ощутимо влияет на многие физиологические и психические процессы. Под воздействием громких звуков меняются ощущения и поведение. Люди больше едят и
пьют -Ш. Снижается интенсивность восприятия сладких и соленых вкусов ^^ а связанные с едой запахи (лимон, апельсин, темный шоколад и другие) доставляют
меньше удовольствия
По мнению исследователей, отмеченные кроссмодальные эффекты, скорее всего, являются своеобразной реакцией на стресс и могут быть опосредованы влиянием шума на уровень возбуждения, который, в свою очередь, влияет на восприятие вкуса. Еще одно возможное объяснение строится на том, что шум отвлекает наше внимание, и мы «переживаем» мир по-другому (см. обзор исследований [4]).
Посторонние звуки заметно воздействуют также на различные когнитивные процессы. Звучащая речь, музыка, офисный шум и звуки улицы меняют восприятие, внимание,
память, мешают думать, запоминать и вспоминать (см. обзор исследований [5]). Нерелевантные для выполнения поставленной задачи и игнорируемые звуки затрудняют
понимание прочитанного текста (см. напр.: [6]), снижают эффективность проверки и
корректуры [7], воздействуют на визуальное восприятие ^ и визуальный поиск
вербальную и визуальную память (см., напр.:
При этом обзор исследований последних лет, посвященных влиянию шума на когнитивную деятельность, представленный в работе С. Шлиттмайер и Дж. Марша-5!, показывает, что воздействие звука на цветовую когницию и процессы переработки связанной с цветом информации пока остается за рамками исследовательского фокуса.
Между тем, не вызывает сомнений тот факт, что между различными характеристиками цвета (яркостью, тоном, насыщенностью) и параметрами звука (громкостью, высотой
тона, вибрацией) существует устойчивая связь (см. напр.: Согласно полученным
экспериментальным данным, цвет довольно ощутимо влияет на восприятие не связанной с объектами громкости (см. напр.: шума автомобилей -Ш1, поездов и бытовых
приборов I!5!. Цвет воздействует на оценку степени вызываемого шумом раздражения и способен изменить визуальные и слуховые предпочтения
С другой стороны, современные исследования цветовой когниции убеждают в том, что восприятие цвета заметно связано с изменением физиологического и психологического состояния. Человек по-другому воспринимает, оценивает и запоминает цвет, если
чувствует страх, боль, холод, приятные или неприятные запахи (см. подр.: -18; 191). С восприятием цвета напрямую связана смена эмоционального фона и повышение уровня
тревожности (см. напр.: -20; 211).
Имеющиеся теоретические и эмпирические данные дают основания предположить, что на процессы когнитивной переработки связанной с цветом информации могут оказывать заметное влияние и звуковые раздражители. В частности - посторонний шум способен перестроить систему ассоциаций отдельных оттенков с антропологически значимыми концептами.
Целью нашего экспериментального исследования стала проверка гипотезы о том, что под воздействием шума в системе цветовых ассоциаций горожан будут наблюдаться изменения структуры и плотности, частотности оттенков с различными хроматическими характеристиками (светлотой, тоном, насыщенностью); изменения, скорее всего, затронут и цветовые образы отдельных концептов.
Объектом исследования являются привыкшие к шуму городские жители, предметом -влияние шума на возникающие у них цветовые ассоциации с антропологически значимыми концептами.
Метод
Участники. В эксперименте приняли участие 50 человек (14 мужчин и 36 женщин) в возрасте от 17 до 24 лет (средний возраст 19.71, SD = 1.72), которые родились и выросли в городской среде. Их ответы сравнивались с результатами контрольной группы, которая участвовала в таком же исследовании ранее и не подвергалась воздействию звукового
раздражителя Никто из участников не испытывал проблем с восприятием цвета и цветоразличением.
Стимулы. В исследовании использовалась палитра, включающая 27 цветовых образцов системы естественных цветов NCS (рис. 1 ). Она включала насыщенные оттенки четырех простых цветов ^ - желтого, Я - красного, В - синего, G - зеленого) и четырех составных цветов - оранжевый, Я50В - фиолетовый, B50G - сине-зеленый, G50Y -
зелено-желтый). Группа насыщенных оттенков в эксперименте условно обозначалась
литерой В (табл. 1 ). Кроме того, для каждого тона были выбраны светлый (табл. 1, группа А ) и темный (табл. 1, группа С ) оттенки. В палитру были включены также ахроматические цвета - белый, серый и черный (табл. 1, группа 1 ).
Таблица 1. Цветовые образцы эксперимента
д эозоон яоаго-у йоам-уеси бозм-н зоем-йзсв 8оам-е эозго-егой яоаго-а змго-й&оу в Э4000-М 8 05ЯМГ 3 05В5-У5иВ 3 10М№ Э 3055-Р150В Э 2065-е 3 2060-В50С 3 156« 3 1075-050У С э Эсвд-м $ едзоУ зеого-Убой $00201=1 $6020-ЙИ>В 5 еого-6 зеого-весс $ вдзо-сз зеого-о&оу
Рисунок 1. Расположение оттенков группы А (слева), В (в центре) и С (справа) в
треугольнике NCS
Процедура эксперимента. Участников экспериментальной группы просили сопоставить цветовые образцы палитры с 26 понятиями (теплый-холодный, грустный-радостный, спокойный-беспокойный, близкий-далекий, молодой-старый, женский-мужской, быстрый-медленный, сильный-слабый, фальшивый-искренний, дешевый-дорогой, безопасный-опасный, здоровый-больной, я-другие ) и самостоятельно внести код выбранного оттенка в бланк. Все цветовые образцы предъявлялись участникам одновременно. Продолжительность выбора не ограничивалась. Одни и те же оттенки можно было выбирать несколько раз, то есть использовать одинаковые цвета в качестве ассоциаций с разными понятиями. Во время исследования через стереосистему транслировался розовый шум, показатели которого контролировались экспериментатором. Половина экспериментальной группы (N=25) проходила эксперимент под воздействием шума громкостью 60 дБ(А), вторая половина (N = 25) - в условиях шума с громкостью 80 дБ(А). Громкость звукового стимула измерялась с помощью шумомера Xiaomi Duka FB-1.
Участники контрольной группы выполняли то же экспериментальное задание без звукового воздействия.
База данных исследования составила 2600 ответов, половина из которых были собраны в условиях воздействия шума.
Анализ и визуализация данных. Анализ полученных данных ассоциативного эксперимента проводился с использованием процедур когнитивной интерпретации, которые позволили сделать предположительные выводы об особенностях ментальных
процессов в сознании респондентов (см. подр.:
Для оценки сходства структуры системы ассоциаций в двух подгруппах экспериментальной группы с разной громкостью шумового воздействия (60 дБ(А) и 80
дБ(А)) в исследовании применялся индекс Шорыгина
SHR= !тт(рц, р|2), (1)
где 1тт ( р, 1 , р, 2 ) - меньшее из двух относительных значений ассоциации в сравниваемых выборках, рц = п, / Nj , пц - частота встречаемости ассоциации в выборке,
а N = I пц .
Для оценки степени разнообразия полученных цветовых ассоциаций использовались индексы Шеннона, Симпсона и Маргалефа (см. подр.: -25; 26"1).
Индекс разнообразия Шеннона рассчитывался по формуле:
где /' - различные ассоциации, Рг - вероятность встретить определёную ассоциацию в
выборке, которая рассчитывается по формуле ^1 м, пг - количество ассоциаций
определенного вида, N - число ответов.
Индекс Маргалефа рассчитывался по формуле:
й = (5-1) / (3) где s - количество видов ассоциаций, N - число ответов. Для расчета индекса Симпсона использовалась формула:
D = 1 - !(п, (п,-1)) / N(N-1), (4) где п, - количество ассоциаций определенного вида, N - количество ответов.
Для визуализации паттернов перераспределения цветовых ассоциаций использовались пузырьковые диаграммы.
Результаты и обсуждение
Эксперимент показал заметные трансформации системы цветовых ассоциаций под воздействием звуковых раздражителей. Различия проявлялись (1) в структуре и плотности набора цветовых ассоциаций; (2) в частотности выбираемых оттенков из разных групп; (3) в цветовых образах отдельных концептов.
(1) Структура и плотность набора цветовых ассоциаций. Поскольку мы не выявили статистически значимых различий между цветовыми ассоциациями участников из двух экспериментальных подгрупп - паттерны, полученные под воздействием шума с громкостью 60 Дб(А) и 80 Дб(А) оказались идентичными ^НЯ = 0.6017; г = 0.7027, р < 0.00001) - мы объединили полученные в этих подгруппах ответы и все дальнейшие вычисления выполняли для экспериментальной группы в целом ^ = 25 + 25 = 50).
Для сравнения разнообразия полученных цветовых ассоциаций в экспериментальной и контрольной группах, мы рассчитали индексы Шеннона, Маргалефа и Симпсона (табл. 2 ), которые традиционно применяются в экологии, каждый - с определенными целями.
Индекс Шеннона (2), который в экологических исследованиях используется для определения биоразнообразия и отражает сложность структуры сообщества (в нашем исследовании - структуры набора цветовых ассоциаций), в экспериментальной группе имел немного меньшее значение, чем в контрольной (Нэ = 5.56; Нк = 5.66).
Индекс Маргалефа (3), который в исследованиях биоразнообразия позволяет сделать выводы о видовом богатстве и плотности видов на определенной территории, а применительно к нашему материалу показывает разнообразие цветовых ассоциаций (чем выше этот показатель, тем больше разных ассоциативных пар), в экспериментальной группе тоже оказался меньше ^э = 52.19; dк = 56.56).
Наоборот, индекс Симпсона (4), который позволяет определять доминирование тех или иных видов сообщества (в нашем случае - разных цветовых ассоциаций) и возрастает по мере доминирования одного или нескольких видов, был несколько меньше в контрольной группе фэ = 0.005; Dк = 0.004).
Зафиксированное снижение индексов Шеннона и Маргалефа при увеличении индекса Симпсона говорит о том, что в структуре цветовых ассоциаций в экспериментальной группе наблюдается уменьшение количества видов ассоциаций и рост доминирования отдельных связей.
Таблица 2. Индексы разнообразия
Индексы Экспериментальная группа Контрольная группа
Индекс Шеннона, H 5.5603 5.6574
Индекс Маргалефа, d 52.1856 56.5579
Индекс Симпсона,D 0.0047 0.0040
(2) Частотность выбираемых оттенков из разных групп. В то время как участники контрольной группы использовали оттенки разного тона с практически одинаковой частотой, под воздействием шума заметно увеличилось количество выборов красных (на 120%), желтых (на 88%), синих (на 28%) и ахроматических (на 34%) оттенков. Наоборот, гораздо реже встречались все зеленые оттенки с разной светлотой: светлый, темный и яркий зеленый; светлый, темный и яркий сине-зеленый; светлый, темный и яркий зелено-желтый (рис. 2 слева ).
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Рисунок 2. Частота выбора тона (слева) и светлоты (справа)
в контрольной и экспериментальной группах
Изменился и рейтинг популярности оттенков разной светлоты: существенно снизилось количество темных оттенков и увеличилось количество ярких (рис. 2 справа ). Заметно повысилась частотность ярко-красного оттенка (В4), который под воздействием шума
участники выбирали более, чем в полтора раза чаще (119 выборов в экспериментальной группе и 77 - в контрольной) (рис. 3 ).
Рисунок 3. Частота выбора оттенков в контрольной (слева) и экспериментальной (справа) группах; оттенки расположены в порядке убывания частотности в контрольной группе
(3) Цветовые образы отдельных концептов. Под влиянием шума в значении ярко-красного цвета (В4) усилились семы дорогой (22%), опасный (16%) и сильный (14%). Ярко-желтый (В2) гораздо чаще ассоциировался с теплым и радостным (18 и 12% соответственно); ярко-синий (В6) - с быстрым (16%).
Наоборот, светлые оттенки заметно чаще использовались для обозначения связей с понятиями с положительной коннотацией: светло-желтый (А2) - с искренним (16%), слабым (10%), безопасным (10%); розовый (А4) - с теплым и женский (по 8%); голубой (А6) - с близким и безопасным (14 и 6% соответственно).
Наиболее заметно изменились цветовые образы понятий теплый, радостный, спокойный, близкий, молодой, старый, быстрый, сильный, фальшивый, дорогой, опасный, я (рис. 4 ).
Рисунок 4. Наиболее заметные различия цветовых образов понятий в контрольной (слева) и экспериментальной (справа) группах Заключение и выводы
Проведенный эксперимент дал интересное сочетание ожидаемых и неожиданных результатов.
Во-первых , игнорируемый шум действительно оказал заметное влияние на связанные с цветом ассоциации, которые проявились как в изменении структуры цветовых ассоциаций и частотности выбираемых оттенков из разных групп, так и в трансформации цветовых образов отдельных концептов.
Во-вторых , воздействие шумового раздражителя привело к резкому увеличению доли выборов красного цвета и повышению рейтинга других физиологически значимых оттенков, на которые реагирует зрительный нерв - синих, желтых и ахроматических белого, черного и серого.
В-третьих , под влиянием шума цветовые ассоциации стали менее разнообразными и приобрели более простую структуру (табл. 2 ), в которой возросло доминирование нескольких связей (рис. 3 ), прежде всего - связей концептов действия с ярко-красным цветом (рис. 4 ).
В-четвертых , на структуру цветовых ассоциаций не повлияло изменение громкости шума: паттерны, полученные под воздействием 60 Дб(А) и 80 Дб(А) оказались идентичными.
Полученные нами данные имеют важное значение для понимания когнитивных механизмов воздействия цвета и установления причинно-следственных связей между заданной цветовой стимуляцией и ее влиянием на индивидуального человека.
Мы считаем, что выявленные различия проявляются в результате переноса ощущений, механизм которого хорошо изучен в экспериментах с восприятием запахов и вкусов (см.
напр.: [4; 27; 281). Согласно этой точке зрения, то, что человек чувствует по отношению к фоновым звукам (в нашем случае - к шуму), может повлиять на его оценку ощущений других модальностей, которые он в этот момент воспринимает. Шум, как ореол, сопровождает восприятие запаха, вкуса или (в нашем случае) цвета, и ощущения, которые с ним связаны, переносятся на суждения о других атрибутах (в нашем случае -концептах).
Библиография
1. Guéguen N., Jacob C., Le Guellec H., Morineau T., Lourel M. Sound level of environmental music and drinking behavior: a field experiment with beer drinkers // Alcoholism: Clinical and Experimental Research. 2008. No. 32(10). P. 1795-1798. https ://doi.org/10.1111/j.1530-0277.2008.00764.x
2. Woods A.T., Poliakoff E., Lloyd D.M., Kuenzel J., Hodson R., Gonda H., Batchelor J., Dijksterhuis G.B., Thomas A. Effect of background noise on food perception // Food Quality and Preference. 2011. No. 22(1). P. 42-47.
https ://doi.org/10.1016/j.foodqual.2010.07.003
3. Velasco C., Balboa D., Marmolejo-Ramos F., Spence Ch. Crossmodal effect of music and odor pleasantness on olfactory quality perception // Frontiers in Psychology. 2014. No. 5. P. 1352. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01352
4. Spence Ch. Noise and its impact on the perception of food and drink // Flavour. 2014. No. 3. P. 9. https://doi.org/10.1186/2044-7248-3-9
5. Schlittmeier S.J., Marsh J.E. Review of research on the effects of noise on cognitive performance 2017-2021 // Proceedings of the 13th ICBEN Congress on Noise as a Public Health Problem. Stockholm: Karolinska Institutet, 2021. URL: http://www.icben.org/2021/ICBEN%202021%20Papers/full_paper_28062.pdf
6. Vasilev M.R., Parmentier F.B.R., Angele B., Kirkby J.A. Distraction by deviant sounds during reading: an eye-movement study // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2019. No. 72(7). P. 1863-1875. https://doi.org/10.1177/1747021818820816
7. Kang S., Ou D., Mak C.M. The impact of indoor environmental quality on work productivity in university open-plan research offices // Building and Environment. 2017. No. 124. P. 78-89. https://doi.org/10.1016/j.buildenv.2017.07.003
8. Hidaka S., Ide M. Sound can suppress visual perception // Scientific Reports. 2015. No. 5. P. 10483. https://doi.org/10.1038/srep10483
9. Ma H., Shu S. An experimental study: the restorative effect of soundscape elements in a simulated open-plan office // Acta Acustica united with Acustica. 2018. No. 104(1). P. 106-115. https://doi.org/10.3813/AAA.919150
10. Alikadic L., Roer J.Ph. Loud auditory distractors are more difficult to ignore after all // Experimental Psychology. 2022. No. 69(3). P. 163-171. https://doi.org/10.1027/1618-3169/a000554
11. Anikin A., Johansson N. Implicit associations between individual properties of color and sound // Attention, perception & psychophysics. 2019. No. 81(3). P. 764-777. https://doi.org/10.3758/s13414-018-01639-7
12. Kim K.H., Gejima A., Iwamiya S.-I., Takada M. The effect of chroma of color on perceived loudness caused by noise // Proceedings of the 40th International Congress and Exposition on Noise Control Engineering. Osaka, 2011. P. 3151-3156.
13. Menzel D., Fastl H., Graf R., Hellbruck J. Influence of vehicle color on loudness judgments // The Journal of the Acoustical Society of America. 2008. No. 123. P. 24772479. https://doi.org/10.1121A.2890747
14. Parizet E., Koehl V. Influence of train colour on loudness judgments // Acta Acustica united with Acustica. 2011. No. 97. P. 347-349. https://doi.org/10.3813/AAA.918414
15. Papadakis N.M., Zantzas A., Lafazanis K., Stavroulakis G.E. Influence of color on loudness perception of household appliances: case of a coffee maker // Designs. 2022. No. 6. P. 101. https://doi.org/10.3390/designs6060101
16. Kitapci K., Akbay S. Audio-visual interactions and the influence of colour on noise annoyance evaluations // Acoustics Australia. 2021. No. 49(2). P. 293-304.
17. Chen Y., Cabrera D. The effect of concert hall color on preference and auditory perception // Applied Acoustics. 2021. No. 171. P. 107544.
https ://doi.org/10.1016/j.apacoust.2020.107544
18. Грибер Ю.А. Цвет изнутри: новый вектор исследования городской колористики // Проект Байкал. 2022. № 1(71). С. 100-105. https://doi.org/10.51461/projectbaikal.71.1956
19. Грибер Ю.А. Цвет, удобный для жизни // Проект Байкал. 2021. № 18(67). С. 82-87. https://doi.org/10.51461/projectbaikal.67.1759
20. Elliot A.J. Color and psychological functioning: a review of theoretical and empirical work // Frontiers in Psychology. 2015. No. 6. P. 368.
https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00368
21. Грибер Ю.А., Сухова Е.Е. Цвет как инструмент управления эмоциями в публикациях о пандемии COVID-19 в русскоязычных онлайн-СМИ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 307-328. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2020.6.1745
22. Griber Y.A, Jung I., Weber R. Color associations: Germany as a case study // Письма в эмиссия.Оффлайн. 2018. № 4. С. 2611.
23. Стернин И.А. Проблемы интерпретации результатов ассоциативных экспериментов // Вопросы психолингвистики. 2020. № 3(45). С. 110-125. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2020-45-3-110-125
24. Шорыгин А.А. Питание, избирательная способность и пищевые взаимоотношения некоторых Gobiidae Каспийского моря // Зоологический журнал. 1939. Т. 18, Вып. 1. С. 27-51.
25. Griber Y.A., Mylonas D., Paramei G.V. Age-related differences in richness and diversity of Russian color lexicon // Proceedings of the International Colour Association (AIC) Conference 2021. Milan: International Colour Association, 2021. P. 1017-1022.
26. Грибер Ю.А. Картография цвета: диагностика развития цветонаименований русского языка с использованием естественно-научных, историографических, социологических и психологических методов. Монография. М.: Согласие, 2021. 152 с.
27. Churchill A., Meyners M., Griffiths L., Bailey P. The cross-modal effect of fragrance in shampoo: modifying the perceived feel of both product and hair during and after washing // Food Quality and Preference. 2009. No. 20. P. 320-328.
28. Yamasaki T., Yamada K., Laukka P. Viewing the world through the prism of music: effects of music on perceptions of the environment // Psychol of Music. 2015. No. 43(1). P. 61-74. https://doi.org/10.1177/0305735613493954
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
На рецензирование представлена работа «Влияние шума на цветовые ассоциации горожан».
Предмет и методология исследования. В качестве предмета автором определено влияние шума на возникающие у них цветовые ассоциации с антропологически значимыми концептами. Предмет сформулирован корректно. Поставленные автором задачи были достигнуты. Автор выдвинул гипотезу о том, что под воздействием шума в системе цветовых ассоциаций горожан будут наблюдаться изменения структуры и плотности, частотности оттенков с различными хроматическими характеристиками (светлотой, тоном, насыщенностью); изменения, скорее всего, затронут и цветовые образы отдельных концептов, организовав экспериментальное исследование. Методология исследования в работе представлена. Автор при разработке программы исследования опирается, в основном, на концепции зарубежных авторов. Исследование было проведено на выборке 50 человек. Выборка достаточная для того, чтобы сделать обоснованные выводы.
Актуальность, значимость и сущность затронутой проблемы обосновывается необходимостью внимания научного сообщества к затрагиваемым проблемам. Автором упор сделан на дефицитарность исследований, которые рассматривают проблемы
когнитивной переработки связанной с цветом информации и влиянием на этот процесс звуковых раздражителей. В целом, обоснована актуальность и значимость проводимого исследования.
Научная новизна. Работа отличается несомненной научной новизной. Автор подтвердил выдвинутую гипотезу. Автором были получены значимые научные результаты:
- игнорируемый шум оказывает влияние на связанные с цветом ассоциации как в изменении структуры цветовых ассоциация, так и частотности выбираемых оттенков;
- влияние шумового раздражителя резко увеличивает долю выбора красного цвета и повышению рейтинга других физиологически значимых оттенков;
- при воздействии шума цветовые ассоциации становятся менее разными и простыми по структуре;
- структура цветовых ассоциаций не изменяется под влиянием громкости шума. Полученные результаты важны для того, чтобы понимать когнитивные механизмы влияния цвета и устанавливать причинно-следственные связи между определенной цветовой гаммой и ее влиянием на индивидуального человека.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык изложения научный.
Структура работы четко прослеживается: введение с обоснованием актуальности, постановкой проблемы, целью, гипотезы, объекта и предмета исследования; описание метода, процедуры эксперимента, основных этапов экспериментальной работы; анализ и визуализация результатов; результаты и обсуждение с выделением различных групп; заключение и выводы.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 28 отечественных и зарубежных источников, значительная часть которых опубликованы за последние три года. Проблематика работ соответствует тематике статьи. В библиографии представлены в больше степени научно-исследовательские статьи, но также монографии и интернет-источники,. Источники литературы оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Апелляция к оппонентам. Несмотря на актуальность и значимость проведенной работы, важно обоснование особенностей формирования выборки. В работе не совсем понятно, опираясь на какие принципы была отобрана выборка. Указано только то, что респонденты родились и выросли в городской среде. Как место рождения и жизнедеятельности влияет на формирование привычки к шуму? Какие исследования были проведены?
Выводы. Статья отличается несомненной теоретической ценностью, будет интересна с теоретической и практической точки зрения, исследователям и практикам. Цель исследования достигнута. Работа рекомендована к опубликованию.