Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Дата публикации: 31.10.2019 УДК 372.881.111.1
Е. А. Линева, Е. Г. КотовА, Е. Б. Савельева, А. В. Леонтьева
Влияние проектной деятельности на повышение учебной мотивации на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам основного и среднего общего образования Российской Федерации основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Однако достижение цели, поставленной перед современной школой, невозможно без наличия у учащегося учебной мотивации. Решение проблемы видится в применении прогрессивных педагогических технологий, одной из которых является проектная деятельность. Отмечаются неоспоримые достоинства проектного метода: высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности обучающихся.
С помощью проведения опытно-диагностического обучения учащихся 7 класса средней общеобразовательной школы авторами предпринята попытка доказать и обосновать эффективность применения метода проектов не только в практике обучения учебному предмету «Иностранный язык», но и в плане развития и поддержания внутренней мотивации подростков к изучению иностранного языка.
Анализ результатов проведенного исследования говорит о том, что наиболее ценным показателем формирования мотивации к изучению английского языка посредством проектной работы является ее внутренний вид, что доказывается цифровыми эмпирическими данными. Из этого следует, что методические приемы, подходы должны быть сфокусированы на реализацию внутренних побуждений обучающегося применительно к его отношению к процессу обучения в целом и проектной деятельности в частности.
Обоснованный вывод о том, что участники опытно-диагностического тестирования с высоким уровнем внутренней мотивации объективно улучшали языковые компетенции от одного этапа к другому, подтверждает значимость проведенного исследовании. Таким образом, итоговые данные, полученные опытным путем (на примере тестирования), служат базой для внедрения диагностических методик в процессе их использования в качестве методических рекомендаций для учителей-практиков в условиях проектного обучения.
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход, коммуникативная компетенция, педагогическая технология, метод проектов, учебный проект, учебная мотивация
Ссылка для цитирования:
Линева Е. А., Котова Е. Г., Савельева Е. Б., Леонтьева А. В. Влияние проектной деятельности на повышение учебной мотивации на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 189-202. сМ: 10.32744^.2019.5.14
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Accepted: 5 July 2019 Published: 31 October 2019
E. A. Lineva, E. G. Kotova, E. B. Savelieva, A. V. Leontieva
The impact of project activities on improving educational motivation in English lessons in secondary school
According to the federal state educational standards of basic and secondary general education of Russain Federation, the main goal of teaching foreign languages is the formation of students' communicative competence. However, achieving the goal set for modern school is impossible without having educational motivation. The solution to the problem is seen in the application of progressive pedagogical technologies, one of which is project activity. Indisputable advantages of the project method are noted: a high degree of independence, initiative and cognitive motivation of students.
Using experimental diagnostic training for 7th-grade students of secondary school, the authors attempt to prove and justify the effectiveness of the application of the project method not only in the practice of teaching the subject "Foreign Language", but also in terms of developing and maintaining the internal motivation of adolescents to learn a foreign language.
The analysis of the study results suggests that the most valuable indicator of the formation of motivation to learn English through project activities is its internal appearance, which is proved by digital empirical data. It follows from this that methodological techniques and approaches should be focused on the implementation of students' internal motives as applied to their attitude to the learning process in general and project activities in particular.
The justified conclusion that the participants in experimental diagnostic testing with a high level of internal motivation objectively improved language competencies from one stage to another confirms the significance of the study. Thus, the final data obtained empirically (by the example of testing) serve as the basis for the introduction of diagnostic techniques in the process of their use as guidelines for practitioners in the context of project training.
Key words: personality-oriented training, activity approach, communicative competence, pedagogical technology, project method, educational project, educational motivation
For Reference:
Lineva, E. A., Kotova, E. G., Savelieva, E. B., & Leontieva, A. V. (2019). The impact of project activities on improving educational motivation in English lessons in secondary school. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 41 (5), 189-202. doi: 10.32744/pse.2019.5.14
_Введение
оиск инновационных средств и методов по формированию самостоятельной творческой личности, готовой демонстрировать умение критического мышления для решения практических задач и проявлять желание к саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своего культурного уровня является первостепенной целью современного образования. Для реализации данной цели в условиях общеобразовательной школы выбран личностно-ориентированный подход, который направлен на развитие личности учащихся, их творческих способностей, формирование желания и умения учиться в рамках любой учебной дисциплины, в том числе и дисциплины «Иностранный язык».
Говоря о проектном методе при обучении иностранному языку, необходимо отметить, что данный метод способствует развитию языковых навыков и речевых умений. Благодаря использованию проектной методики на уроках иностранного языка у учащихся формируется коммуникативная компетенция, которая, как известно, является основной целью обучения иностранным языкам в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) [1]. Однако, следует сказать, что достижение планируемых результатов обучения, отраженных во ФГОС, невозможно без заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка. Более того, в 2022 году сдача ЕГЭ по иностранному языку станет обязательной, следовательно, учащимся необходимо серьезно и целенаправленно готовиться к достаточно сложному экзамену, что также предполагает наличие положительной учебной мотивации.
Особенно остро вопрос повышения учебной мотивации стоит перед учителями, работающими в средней школе. Именно в данном возрастом промежутке, мотивы, которые связаны непосредственно с самой учебной деятельностью начинают ослабевать. В тоже время, достоинством подросткового возраста является готовность к тем видам учебной работы, которые позволяют продемонстрировать самостоятельность в решении той или иной проблемы. На наш взгляд, именно применение проектного метода в урочное время способствует реализации самостоятельной активности учащихся и повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Принимая во внимание вышесказанное, актуальность данного исследования состоит в том, что на сегодняшний день метод проектов является одной из наиболее эффективных педагогических технологий, способствующей формированию устойчивых мотивов к изучению иностранного языка и обеспечивающей развитие самостоятельной, инициативной, творческой личности, что и объясняет необходимость проведения настоящего исследования.
Объектом представленной исследовательской работы является метод проектов как педагогическая технология.
Предмет исследования - методика организации учебной деятельности на уроке английского языка с помощью метода проектов, направленная на повышение уровня учебной мотивации.
Цель данной работы состоит в комплексном описании теоретических основ использования метода проектов в процессе изучения иностранного языка и реализации проектной технологии в образовательной деятельности для повышения учебной мотивации обучающихся на уроке английского языка.
_Обзор источников
Проблемой возникновения, внедрения и последующего использования проектных методик в образовательном процессе занимались многие ученые-теоретики и практики. Предположительно первый опыт организации учебной проектной деятельности относится к XVIII веку. Немецкий педагог Михаэль Кнолль датирует первое упоминание проектов в контексте деятельности учебных заведений 1702 годом [2]. История метода проектов тесно связана с именами американских ученых Джона Дьюи [3; 4], В. Кильпатрика [5], Е. Коллингса [6]. Приверженцами метода проектов в советской России были С.Т. Шацкий [7], Б.П. Есипова, Б.В. Игнатьева и В.Н. Шульгина [8], Е.Г. Кагаров [9], Б.В. Игнатьев [10].
На современном этапе метод проектов продолжает привлекать ученых-исследователей и учителей-практиков. Особенности применения проектных технологий в теории и практике преподавания отдельных дисциплин в высших учебных заведениях отражены в исследованиях Шулежковой С.Г., Максимовой А.М. [11], Воронина Д.М., Егоровой Г.В., Хотулёвой О.В. [12]. Реализация проектных методик в средних общеобразовательных школах описана в работах Назаренко В.М. [13], Пахомовой Н.Ю. [14], Тарасовой И.П. [15], Черновой Н.В., Макаровой Н.Н. [16], Савельевой Е.Б. [17; 18], Ли-невой Е.А. [17], Котовой Е.Г., Буровой А.Е. [19]. Метод проектов широко освещен в теории и практике обучения иностранным языкам такими учеными-методистами как По-лат Е.С. [20; 21], Копылова В.В. [22], Бурцева Э.В. [23], Палаева Л.И. [24].
_Материалы и методы исследования
Мотивация является главной составляющей успеха в изучении иностранного языка. Благодаря положительной мотивации развиваются и совершенствуются языковые навыки учащихся и умения во всех видах речевой деятельности, что приводит к достижению основной цели обучения иностранным языкам - развитию коммуникативной компетенции. Особую роль в повышении мотивации играют новизна получаемой информации, наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние обучающихся. Именно эти критерии характеризуют метод проектов.
В рамках опытно-диагностического обучения мы изучили влияние метода проектов на повышение мотивации к изучению английского языка у учащихся 7-х классов. Данный возраст был выбран не случайно. Как показывает опыт, мотивация к учению резко падает к моменту окончания начальной школы и приближения к подростковому возрасту. Исследование проводилось в 2018-2019 учебном году на экспериментальной площадке МОУ СОШ №12 с УИОП г.о. Орехово-Зуево Московской области. Уроки английского языка проводились на базе учебно-методического комплекта «Английский в фокусе» («Spotlight») авторы Ваулина Ю.Е., О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс [25]. В данном УМК созданию учебных проектов уделяется достаточное большое внимание. Упражнения проектной направленности присутствуют практически в каждом модуле учебника в разделах Culture Corner и Extensive Reading. Авторы УМК предлагают учащимся следующие формы выполнения проектов: написание сообщений, статей, составление отчетов, вопросников, диаграмм, инструкций, устные повествования,
создание аудиозаписей, рисунков, что предполагает совершенствование языковых навыков и развитие умений иноязычной речи. Работа над проектами позволяет учащимся проявлять самостоятельность в решении поставленных учебных задач, использовать знания из других областей науки, создаёт условия для раскрытия внутреннего потенциала и творческих способностей каждого ученика, учит работе в коллективе. Аутентичность предложенных проектов помогает ближе познакомиться с культурой, искусством, литературой, традициями, обычаями и образом жизни представителей страны изучаемого языка.
Опытно-диагностическое обучение состояло из трех этапов:
Первый этап - констатирующий. Этап проведения первичной диагностики определения уровня мотивации (внешней и внутренней) к изучению английского языка учащихся 7 класса.
Второй этап - формирующий. Обучение английскому языку в соответствии с учебной программой с использованием метода проектов.
Третий этап - контрольный. Этап проведения диагностики определения уровня сформированности внутренней мотивации учащихся, этап обработки полученных данных.
Для выявления уровня мотивации учащихся к изучению английского языка нами была использована «Методика диагностики направленности учебной мотивации» Ду-бовицкой Т.Д. [26]. Данная методика разработана для выявления направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении в различных творческих объединениях (студиях, секциях). Мы адаптировали вопросник с учетом изучения предметов школьной программы.
Каждому учащемуся был предложен тест с двадцатью суждениями, к которым необходимо выразить свое отношение, поставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно (++); пожалуй, верно (+); пожалуй, неверно (-); неверно (—).
1. Изучение данного предмета даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на уроках.
4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня ещё более увлекательным.
6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9. На уроках по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.
11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свобод-
ное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками, друзьями.
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают.
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
18. Данный предмет даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Подсчет показателей теста производился в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы, такие как: «верно» и «пожалуй, верно», а «нет» означает отрицательные ответы, такие как: «пожалуй, неверно» и «неверно» (см. табл. 1).
Таблица 1
Подсчет показателей теста
Да 1 2 5 6 8 1 2 4 7 9
Нет 3 4 7 9 10 3 5 6 8 20
За каждое совпадение с ключом начислялся один балл, чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения английского языка у учащегося. При низких суммарных баллах у учащегося доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
Если учащийся набрал 0-10 баллов, это свидетельствует о внешней мотивации;
Если учащийся набрал 11-20 баллов, это свидетельствует о внутренней мотивации.
Для определения уровня внутренней мотивации используются следующие нормативные границы:
• 0-5 баллов - уровень внутренней мотивации низкий;
• 6-14 баллов - уровень внутренней мотивации средний;
• 15-20 баллов - уровень внутренней мотивации высокий.
_Результаты исследования
Анализ результатов тестирования учащихся по методике Дубовицкой Т.Д. показал, что на констатирующем этапе преобладает внешняя мотивация, то есть для большинства учащихся изучение английского языка не является целью учения, они не испытывают интереса к предмету и не получают эмоционального удовлетворения от уроков. Данный учебный предмет является для них лишь средством достижения других це-
лей: хорошая оценка, похвала, признание одноклассников, подчинение требованиям учителя, подчинение родителям и т.д.
Анализ результатов тестирования также показал, что среди учащихся с преобладанием внутренней мотивации к изучению английского языка только у четверых обнаружился высокий уровень внутренней мотивации, средний и низкий уровень внутренней мотивации оказался у троих учащихся. Результаты тестирования учащихся представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Преобладание внутренней / внешней мотивации учащихся на констатирующем этапе
Преобладающая мотивация Количество учащихся % соотношение
Внутренняя 10 31,25%
Внешняя 22 68,75%
Таблица 3
Уровень внутренней мотивации учащихся на констатирующем этапе
Уровень внутренней мотивации Количество учащихся % соотношение
Высокий 4 40%
Средний 3 30%
Низкий 3 30°%
Первый этап опытно-диагностического обучения доказал необходимость проведения следующего, формирующего этапа, предусматривающего включение метода проектов в структуру уроков английского языка с целью повышения уровня внутренней учебной мотивации учащихся.
Цель формирующего этапа опытно-диагностического обучения состояла в проверке эффективности применения метода проектов для повышения уровня мотивации учащихся к изучению английского языка.
Проектные технологии реализовывались в форме включения в отдельные уроки различных мини-проектов, темы которых соотносились с тематикой разделов учебника. Работа над проектами велась с учетом определенных требований, предъявляемых к их внедрению и реализации. Так, были приняты во внимание следующие факторы:
1. Учет возрастных особенностей учащихся.
Учащиеся 7 класса относятся к подростковому возрасту. Это период формирования морально нравственных и социальных установок личности ученика. Познавательная потребность занимает важное место в общем психологическом развитии личности. Подросток стремится к активному общению со сверстниками. Рост умственных сил проявляется в интересе к выполнению творческих заданий. Однако достижение цели подростком возможно только при условии, если задача доступна учащемуся, если цели ее решения ясны, если он чувствует свое движение вперед. Поэтому мы учитывали степень сложности предлагаемых заданий.
2. Соответствие тематики проектов интересам учащихся.
Предлагая набор тем для проектной работы, мы придерживались тематики, предложенной авторами УМК, но внесли разнообразие в подготовку проектов, предлагая учащимся альтернативу при выборе формы представления проекта. К большинству
тем также были предложены подтемы, которые учащиеся самостоятельно могли выбрать в соответствии со своими интересами. Например, проект Модуля 6 "Having Fun" в разделе Culture Corner предполагает в качестве конечного продукта создание ра-
W п «
диорекламы одного из известных тематических парков развлечении. В этой рекламе требуется указать название, местоположение и предлагаемые мероприятия. Затем записать себя, добавив фоновую музыку и представить ее классу. Учащимся было предложено три формы презентации проекта: аудиореклама, создание видеоряда с комментариями, оформление рекламного плаката.
При подготовке проекта-презентации "Nature reserves in your country" (Модуль 8 "Green Issues") учащимся были предложены еще две темы на выбор: "Endangered animals of Russia" и "Green Peace organizatюn".При изучении темы Модуля 9 "Shopping Time" проект-рисунок был также посвящен нескольким темам на выбор: "A present I'd like to get" - рисунок подарка, причина выбора и его описание, "My favourite dish" - рисунок любимого блюда, описание рецепта приготовления, "My resent purchase" -рисунок недавней покупки, причина выбора, ее описание.
3. Создание условий для выполнения проектов: доступность материалов и их соответствие языковому уровню учащихся.
В процессе подготовки проектов учащиеся были сориентированы на правильный отбор источников для поиска информации по выбранным темам проектов. Был предложен тщательно подобранный список литературы и интернет-сайтов, соответствующих тематике проектов и уровню языковой подготовки обучаемых.
Для успешной реализации проектов важным условием является соблюдение определенных этапов работы над ними. Анализ работ отечественных методистов в области практического использования проектов в учебной деятельности Полат Е.С. [20], Копы-ловой В.В. [22], Назаренко В.М. [13], Палаевой Л.И. [24], Пахомовой Н.Ю. [14], показал, что в целом все исследователи сходятся во мнении относительно требований, предъявляемых к видам учебных проектов, и вопроса о необходимости выделения этапов работы. Так как работа над крупными научно-исследовательскими проектами, несущими в себе не только практическую, но и теоретическую значимость, предполагает длительную подготовительную работу, выходящую за рамки урочной деятельности, а также наличие темы, приближенной или полностью совпадающей с подлинным научным исследованием, большого количества участников и международных контактов, сложной системы координации проекта, то нами было принято решение ограничиться краткосрочными проектами с открытой координацией. При подготовке простых тематических проектов в рамках урочной деятельности алгоритм работы значительно упрощается. Принимая во внимание вышеизложенное, мы придерживались следующих требований к организации проектов: наличие темы исследования; практическая и познавательная значимость результатов; степень самостоятельности и познавательной активности учащихся; форма представления конечного продукта; использование научных методов исследования проблемы.
Организация работы учащихся над проектами осуществлялась с соблюдением предложенных этапов:
1. Выбор темы проекта.
Темы реализуемых в период опытно-диагностического исследования проектов подбирались в соответствии с тематикой учебного материала, предусмотренного программой обучения, интересами и возрастными особенностями учащихся.
2. Формирование команды и распределение заданий.
Формирование групп/пар происходило с учетом личных симпатий учащихся с целью создания благоприятной атмосферы для дальнейшей совместной работы над проектом. При распределении заданий между членами группы учитывались творческие наклонности и интеллектуальные способности каждого ученика.
3. Обсуждение способов оформления проекта.
На данном этапе учитель ознакомил учащихся с правилами оформления проектов и возможными формами представления конечного продукта (проекта).
4. Промежуточный контроль.
Промежуточный контроль осуществлялся непосредственно учителем (координатором проекта), задача которого заключалась в проведении мониторинга работы каждой группы/пары и, при необходимости проводилась необходимая корректировка.
5. Презентация проекта.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта являлась его презентация. Она завершала работу над проектом и была важна как для самих учащихся, так и для учителя. Результаты работы над проектом публично демонстрировались в классе в форме, выбранной на этапе обсуждения способов представления проекта (компьютерная презентация, стендовый доклад и др.).
6. Подведение итогов.
Подведение итогов является не менее важным этапом работы, это своего рода обязательная часть официального закрытия любого проекта. На данном этапе обычно происходит обсуждение и оценка результатов проектной деятельности группы. Ученики совместно с учителем обсуждали трудности, возникшие в ходе работы над проектом, оценивали посильный вклад каждого ученика в общее дело (степень исполнения социальных ролей: оформитель, редактор, выступающий и т.д.), отмечали учащихся, которые внесли существенный вклад в успех проекта. Следует отметить один очень важный момент этапа рефлексии: подведение итогов проекта ни в коем случае не должно перерасти в сведение персональных счётов и умаление достоинств учащихся. Достижение успеха каждого ученика и поддержание мотивации к осуществлению активной познавательной деятельности являются основополагающими в использовании метода проекта. Следует отметить, что работа над проектом требует от учащихся не только демонстрации приобретенных языковых навыков и речевых умений, но и предполагает раскрытие творческих способностей каждого ученика. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание устной или письменной работы. Обобщив педагогический опыт учителей-практиков, мы придерживались следующих критериев оценивания:
1) Критерии оценки содержания проекта (от 1 до 5 баллов)
• соответствие содержания заявленной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
• наличие оригинальных находок и собственных суждений;
• логика изложения материала.
2) Критерии оценки презентации проекта (от 1 до 5 баллов)
• объем презентации;
• наличие наглядного материала (фото, рисунки, таблицы, диаграммы, карты);
• визуальное оформление презентации (цвет фона, шрифта, заголовков, размер шрифта, соразмерность картинок, наличие анимации);
• языковое оформление презентации: лексика, грамматика, орфография, пунктуация.
3) Критерии оценки представления проекта (от 1 до 5 баллов)
• следование регламенту;
• языковое оформление речи (лексика, грамматика, фонетика);
• степень владения материалом.
Всего за проект можно было получить 15 баллов: «5» - 13-15 баллов; «4» - 10-12 баллов; «3» - 7-9 баллов.
В процессе работы над проектами, учащиеся, показавшие на констатирующем этапе средний уровень внутренней мотивации, демонстрировали возросший интерес к выполнению проектных заданий. Учащиеся с низким уровнем внутренней мотивации, постепенно стали проявлять интерес к выполнению проектов и командной деятельности в целом.
После проведения уроков с неоднократным использованием метода проектов был реализован контрольный этап исследования.
Цель контрольного этапа заключалась в выявлении эффективности проведенного опытно-диагностического обучения. На данном этапе была осуществлена повторная диагностика уровня мотивации к изучению английского языка учащихся 7 класса. Результаты тестирования представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4
Преобладание внутренней / внешней мотивации учащихся на контрольном этапе
Преобладающая мотивация Количество учащихся % соотношение
Внутренняя 17 53%
Внешняя 15 47%
Анализ результатов тестирования показал, что на контрольном этапе у учащихся произошли изменения в соотношении внутренней и внешней мотивации. Отмечается преобладание внутренней мотивации.
Таблица 5
Уровень внутренней мотивации учащихся на контрольном этапе
Уровень мотивации Количество учащихся % соотношение
Высокий 7 22%
Средний 4 13%
Низкий 6 19%
Анализ результатов тестирования на контрольном этапе также показал, что число учащихся с преобладанием высокого уровня внутренней мотивации увеличилось с четырех до семи, в результате «перемещения» трех учащихся из группы со средним уровнем внутренней мотивации. Увеличилось также количество учащихся со средним уровнем мотивации при «переходе» троих учащихся из группы с низким уровнем мотивации и прибавлении одного ученика, показавшего на констатирующем этапе внешнюю мотивацию к изучению английского языка. Низкий уровень внутренней мотивации продемонстрировали шестеро обучающихся, «перейдя» из группы с преобладанием внешней мотивации.
Полученные данные показали, что уровень преобладания внутренней или внешней мотивации, а также уровень сформированности внутренней мотивации учащихся после
проведения формирующего этапа стал различным. Сравнение результатов тестирования на констатирующем и контрольном этапах представлены в диаграммах 1 и 2.
25
* 20 г
о а
Ь 10
и -
л!
О
внешняя мотивация
внутренняя мотивация
Констатирующий этап
Контрольный этап
Диаграмма 1 Сравнение уровня внешней/внутренней мотивации констатирующего и
контрольного этапов
10 9
г
7 б 5 4 3 2 1 О
I Высокий уровень I Средний уровень Низкий уровень
Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
Диаграмма 2 Сравнение уровня сформированности внутренней мотивации констатирующего и контрольного этапов
Таким образом, проведенное опытно-диагностическое обучение, направленное на повышение внутренней мотивации к изучению английского языка у учащихся 7 класса посредством метода проектов, дало положительный результат и доказало свою эффективность.
_Обсуждение результатов
Как показали результаты проведенного исследования, одним из важных средств, активизирующих учебный процесс, является побуждение к познавательной деятельности. При достижении определенной учебной цели у учащегося повышается чувство собственной значимости, он испытывает радость от собственных успехов, у него насту-
пает чувство удовлетворения и как следствие, желание дальше изучать иностранный язык. Иными словами, ученик учится не только для похвалы (внешняя мотивация), хотя это тоже немаловажный момент, но и получает удовольствие от процесса освоения новых знаний. Метод проектов помогает сформировать и поддерживать внутреннюю мотивацию учащихся к учению, что является одним из главных условий успешного владения иностранным языком в целом.
Заключение
Использование метода проектов в обучении иностранному языку предполагает формирование и развитие творческой поисковой деятельности учащихся в процессе решения поставленной учебной задачи. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся ощутить практическую значимость изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, к проведению исследовательской работы, а значит, сохранению стабильной мотивированности обучаемых. Благодаря комплексному, интегративному характеру проектной работы, образовательный продукт не воспринимается учащимся как что-то неинтересное и ненужное, а наоборот делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для каждого учащегося.
ЛИТЕРАТУРА
1. ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://www. fgos.ru (дата обращения: 31.05.2019).
2. Knoll M. Europa - nicht Amerika. Zum Urschprung der Projektmethode in der Pädagogik, 1702-1875 / M. Knoll // PädagogicheRundschau, 44. 1991. S. 41-58.
3. Белоцветова Е.М. Джон Дьюи и философия прагматизма. США-Канада. Экономика, политика, культура. Москва, 2010. № 4. С.93-106.
4. Дьюи Д. Школа и общество / пер. с англ. Г.А. Лучинского. М.,Госиздат. 1924. С. 32.
5. Кильпатрик В. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе / Пер. с 7-гонем. изд. Е. Н. Янжул с предисл. Н.В. Чехова. Л.: Брокгауз-Ефрон. 1925. 43 с.
6. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов / Пер. с англ. С. Тюрберт. М.: Новая Москва, 1926. 286 с.
7. Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение. Педагогические сочинения: В 4 т. М.: Просвещение, 1962-1965. Т.2. 475 с.
8. На путях к методу проектов. Сб. второй: работа городской школы I ступени / под ред. Б.П. Есипова, Б.В. Игнатьева и В.Н. Шульгина. М.: Работник просвещения, 1930. 276 с.
9. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. 88 с.
10. Игнатьев Б.В. На путях к методу проектов. Сб. четвертый. М. Гос. уч.-пед. изд-во, 1931. 120 с.
11. Шулежкова С.Г., Максимова А.М. Проектный метод преподавания и гуманитарные дисциплины - две вещи несовместные? // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 108-119. doi: 10.32744/pse.2019.1.8
12. Воронин Д.М., Егорова Г.В., Хотулёва О.В. Опыт реализации смешанного обучения с элементами проектной деятельности в педагогической магистратуре на примере подготовки учителей биологии // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 155-166. doi: 10.32744/pse.2019.2.13
13. Назаренко В.М. Метод проектов в экологическом образовании детей (из опыта работы школы № 422 ВАО г. Москвы) // Вестник экологического образования в России. 1998. № 3/4. С. 22.
14. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность на уроках. Российская академия образования. Институт теории и истории педагогики. М., 2004. С. 91-95.
15. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование». 2004. № 12. С. 26.
16. Чернова Н.В., Макарова Н.Н. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // Перспективы науки и образования. 2018.№ 6 (36). С. 105-113. doi: 10.32744/pse.2018.6.11
17. Линева Е.А., Савельева Е.Б. Проектный метод как средство оптимизации учебного процесса. Современные
исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т.8. №1-2. С. 77-79.
18. Афанасьева А.А., Савельева Е.Б. Метод проектов как способ организации учебной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка. Студенческая наука Подмосковью. Материалы межд. науч. конф. молодых ученых. Орехово-Зуево, ГГТУ. 2017. С. 69-70.
19. Бурова А.Е., Котова Е.Г. Метапредметные результаты в проектной деятельности при обучении английскому языку. Научно-методический журнал «Сибирский учитель» № 3 (112) май-июнь 2017, ГАУДПОНСОНИПКиПРО, Новосибирск. С. 89-92 .
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. 3-е изд., испр. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
21. Полат Е.С. Метод проектов. История и теория вопроса [Электронный ресурс]. URL: http://www.StudFiles. net>preview/6306194/ (дата обращения: 29.04.2019).
22. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М.: Дрофа, 2004. 96 с.
23. Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза (Английский язык) [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net>...uchebnyj-praekt...motivacii... mostrannogo...(дата обращения: 20.04.2019).
24. Палаева Л.И. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. С. 9-10.
25. «Английский в фокусе» («Spotlight») 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс. 6-е изд. М.: Express Publishing-Просвещение, 2016. 143 с.
26. Методика диагностики направленности учебной мотивации по Дубовицкой Т.Д. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ddtvorkuta.ru>wp-content/uploads/metod/metod.pdf (дата обращения 10.09.2019).
REFERENCES
1. GEF - Federal state educational standards [Electronic resource]. Available at: http://www.fgos.ru (accessed 51 May 2019) (in Russian).
2. Knoll M. Europa - nicht Amerika. ZumUrschprung der Projektmethode in der Pädagogik, 1702-1875. PädagogicheRundschau, 1991, 44, pp. 41-58.
3. Belotsvetova E.M. John Dewey and philosophy of pragmatism. USA-Canada. Economics, politics, culture, 2010, no. 4, pp. 93-106. (in Russian).
4. Dewey D. School and society / per.from English. G. A. Luchinsky. Moscow, State Publishing House, 1924, p. 32 (in Russian).
5. Kilpatrick V. Project Method: Application of the target setting in the pedagogical process / Ed. E. N. Janjul, N. V. Chekhov. Leningrad, Brockhaus-Efron Publ., 1925. 43 p. (in Russian).
6. Collings E. Experience the American school for project-based / Tr. S. Turbert. Moscow, New Moscow Publ., 1926. 286 p. (in Russian).
7. Shatsky S.T. Our pedagogical course. Pedagogical works: In 4 t. Moscow, Education Publ., 1962-1965. Vol.2. 475 p. (in Russian).
8. On the ways to the method of projects. SB. second: the work of urban school of I stage, ed. by B.P. Yesipov, B.V. Ignatiev and V.N. Shulgin. Moscow, Worker of education Publ., 1930. 276 p. (in Russian).
9. Kagarov E.G. project-based learning in the labor school. Leningrad, Brockhaus-Efron Publ., 1926. 88 p.(in Russian).
10. Ignatiev B.V. On the ways to the method of projects. Sat. fourth. Moscow, Gos. Uch. Ped. Publ., 1931. 120 p. (in Russian).
11. Shulezhkova S.G., Maksimov A. M. Project method teaching and the Humanities - the two are incompatible? Perspectives of science and education, 2019, no. 1 (37), pp. 108-119. doi: 10.32744/pse.2019.1.8. (in Russian).
12. Voronin D.M., Egorova G.V., Khotuleva O.V. Experience of realization of the mixed training with elements of project activity in a pedagogical magistracy on the example of preparation of teachers of biology. Perspectives of science and education, 2019, no. 2 (38), pp. 155-166. doi: 10.32744/pse.2019.2.13. (in Russian).
13. Nazarenko V.M. Method of projects in environmental education of children (from the experience of school № 422 of Moscow VAO). Bulletin of environmental education in Russia, 1998, no. 3/4, pp. 22.(in Russian).
14. Pakhomova N.Yu. Project activities in the classroom. Russian education Academy. Institute of theory and history of pedagogy, Moscow, 2004, pp. 91-95. (in Russian).
15. Tarasova I.P. Method of projects in educational institution. Appendix to the journal "Professional education", 2004, no. 12, p. 26. (in Russian).
16. Chernova N.In. Makarova N.N. Visual teaching methods and project methods in the history lesson. Perspectives of science and education, 2018, no. 6 (36), pp. 105-113. doi: 10.32744/pse.2018.6.11. (in Russian).
17. Lineva E.A., Savelyeva E.B. Project method as a means of optimization of educational process. Modern research of social problems (electronic scientific journal), 2017, vol. 8, no. 1-2, pp. 77-79. (in Russian).
18. Afanasyeva A.A., Savelyeva E.B. Method of projects as a way of organizing educational activities of students in the process of learning a foreign language. Student science of the Moscow region. Materials between. science. Conf. young scientist. Orekhovo-Zuyevo, University. 2017, pp. 69-70. (in Russian).
19. Burova A.E., Kotova E.G. Achievement of meta-subject outcomes through project method and cooperative learning through English classes. Scientific-methodical journal "Siberian teacher", 2017, no. 3 (112), May-June, GOU DPO Ipkipro NSO, Novosibirsk, pp. 89-92.(in Russian).
20. New pedagogical and information technologies in the education system / E.S. Polat, M.Y. Bukharkina, M.V. Moiseyeva, A.E. Petrov; under the editorship of E.S. Polat. 3-e Izd., Rev. and EXT., Moscow, Publishing center "Akademiya", 2008. 272 p. (in Russian).
21. Polat E.S. Project Method. History and theory of the issue [Electronic resource]. Available at: http://www.StudFiles. net"preview/6306194/ (accessed 29 April 2019). (in Russian).
22. Kopylova V.V. Method of project work at English lessons. Moscow, Bustard Publ., 2004, 96 p. (in Russian).
23. Burtseva E.V. Educational project as a means of motivation of foreign language learning in students of non-linguistic University (English) [Electronic resource]. Available at: http://www. dslib.net"...uchebnyj-proekt motivacii inostrannogo.........(accessed 20 April 2019). (in Russian).
24. Palaeva L.I. the Use of the project method at the middle stage of teaching foreign languages in secondary school (on the material of English): Abstract Diss. PhD Ped. Sci., Moscow, 2005, pp. 9-10. (in Russian).
25. "English in focus" ("Spotlight") grade 7: textbook for General education. organizations / Y. E. Vaulina, O. Podolyako, E., D. Dooley, V. Evans. 6-e Izd. Moscow, ExpressPublishing-Education, 2016. 143 p.(in Russian).
26. Methods of diagnostics of orientation of educational motivation by Dubovitskaya T.D. [Electronic resource]. Available at: http://www.ddtvorkuta.ru"wp-content/uploads/metod/metod.pdf (accessed 10 September 2019). (in Russian).
Информация об авторах Линева Елена Александровна
(Россия, Орехово-Зуево) Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии и переводоведения ГОу ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-1928-4026
Information about the authors
Elena A. Lineva
(Russia, Orekhovo-Zuyevo) PhD in Philology, Associate professor, Associate Professor of English Philology and Translation Studies Department State University of Humanities and Technology E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-1928-4026
Котова Елена Геннадьевна
(Россия, Орехово-Зуево) Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии и переводоведения ГОу ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-5950-0320
Elena G. Kotova
(Russia, Orekhovo-Zuyevo) PhD in Pedagogy, Associate professor, Associate Professor of English Philology and Translation Studies Department State University of Humanities and Technology E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-5950-0320
Савельева Елена Борисовна
(Россия, Орехово-Зуево) Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романо-германской филологии ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-5278-9408
Elena B. Saveleva
(Russia, Orekhovo-Zuyevo) PhD in Philology, Associate professor, Associate professor of Romano-Germanic Philology Department State University of Humanities and Technology E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-5278-9408
Леонтьева Алесья Вячеславовна
(Россия, Москва) Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной филологии, Институт гуманитарных наук, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-3378-1192
Alesya V. Leontyeva
(Russia, Moscow) PhD in Philology, Associate professor, Associate professor of Foreign Philology Department, Institute of Humanities, Moscow City University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-3378-1192