Научная статья на тему 'Влияние природных и экономических условий на эффективность субсидирования сельского хозяйства'

Влияние природных и экономических условий на эффективность субсидирования сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барышников Н. Г., Самыгин Д. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние природных и экономических условий на эффективность субсидирования сельского хозяйства»

входить только страховые организации, аккредитованные в Минсельхозе РФ для проведения сельскохозяйственного страхования. К основным функциям объединения агростраховщиков относятся:

- распределение рисков между его участниками в определенной пропорции, которая устанавливается ежегодно, что исключит кумуляцию рисков в одной из страховых организаций;

- представление интересов участников объединения страховых организаций во взаимоотношениях с органами государственной власти, другими организациями;

- контроль за обоснованностью и размером страховых возмещений страхователям;

- получение государственных бюджетных субсидий и контроль за их целевым использованием;

- утверждение правил сельскохозяйственного страхования с государственной финансовой поддержкой, и их согласование с Федеральной службой страхового надзора;

- расчет и периодическое уточнение страховых тарифов по регионам и группам сельскохозяйственных культур, утверждает их в Федеральной службе страхового надзора;

- статистический учет и электронную базу данных по всем заключенным договорам сельскохозяйственного страхования с государственной финансовой поддержкой и страховым выплатам.

Предлагаемый порядок государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур обеспечивает предоставление субсидий из бюджетов двух уровней. Во-первых, из федерального

бюджета в размере 50%, поступающих на расчетный счет Объединения страховых организаций. Во-вторых, из бюджетов субъектов РФ в размере не менее 10%, поступающих на расчетные счета сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, перечисление субсидий за счет регионального бюджета должно предшествовать заключению договора страхования на основании плана страхования сельскохозяйственных культур, утверждаемого Министерством сельского хозяйства субъекта РФ до начала проведения полевых работ в пределах средств, предусмотренных на эти цели в текущем году. В случае отказа сельскохозяйственного товаропроизводителя от заключения договора страхования после включения его в реестр получателя субсидий из регионального бюджета он обязан заключить договор в принудительном порядке.

Таким образом, предлагаемый механизм страхования сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой будет способствовать преодолению кризисных явлений в сельском хозяйстве, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, позволит сделать национальное агропромышленное производство конкурентоспособным в условиях нарастающей глобализации мировой экономики.

Источники

1. Никитин А.В. Теория и практика страхования сельскохозяйственных рисков: Монография /А.В. Никитин. - Мичуринск: Изд-во Мичуринского агроуниверситета, 2008. -335 с.

2. http://www.fagps.ru

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУБСИДИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Н.Г. Барышников, д.э.н., проф., зав. каф. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии, Д.Ю. Самыгин, к.э.н., доц. Пензенского государственного университета

Государство в последние годы разрабатывает определенные меры по привлечению в аграрный сектор экономики средств поддержки сельского хозяйства с использованием финансов различных уровней бюджетов и внебюджетных фондов.

В реализации этого направления аграрной политики способствовало стремительное развитие законодательной базы.

Например, по программе приоритетного национального проекта «Развитие АПК» за 2006-2007 гг. было выделено более 90 млрд руб. В рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. поддержка сельхозтоваропроизводителей в 2008 г. превысила 130 млрд руб., что превышает уровень 2007 г. более чем в 2 раза, а уровень 2006 г. почти в 3 раза.

В целом согласно Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства» на период до 2012 г. предполагается привлечь в сельскохозяйственный сектор около 1 трлн 500 млрд руб.

Кроме увеличения размеров поддержки новое законодательство предусматривает и определённую отдачу от использования господдержки. В указанных выше программах приведены целевые индикаторы, достигаемые путем освоения предназначенных для поддержки субсидий.

Названные индикаторы охватывают как экономические показатели, связанные с ростом объемов производства продукции, продовольствия и

увеличения их потребления на душу населения, так социальные показатели, охватывающие развитие социальной инфраструктуры на селе.

Однако рост спроса на бюджетный ресурс, повышение уровня доступности средств господдержки требует мер, позволяющих оценить экономическую эффективность выделяемых ресурсов, определить отдачу на рубль вложенных в сельское хозяйство субсидий.

В целях реализации «принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств» Бюджетного кодекса РФ Министерство сельского хозяйства РФ в 2009 г. приняло методику оценки эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям в виде субсидий, которая должна стать базовой при распределении размеров федеральной поддержки между регионами.

В основу методики положены определённые критерии оценки эффективности использования бюджетных средств. Наиболее значимыми на наш взгляд являются:

- прирост производства продукции сельского хозяйства в целом и по отраслям в стоимостном выражении на 1 руб. субсидий;

- объем субсидий на 1 га сельскохозяйственных угодий;

- уровень рентабельности проданной сельскохозяйственной продукции в целом и по отраслям в разрезе показателей без учета и с учетом субсидий;

- прирост товарной продукции сельского хозяйства, полученный за счет государственной поддержки.

Из доклада заместителя Министра сельского хозяйства РФ С.В. Королева следует, что в 2008 г. прирост товарной продукции в РФ, полученный за счет господдержки, составил более 130 млрд руб., а прирост производства сельхозпродукции на 1 руб. господдержки в сопоставимых ценах составил 1,2 руб. Средний прирост продукции сельского хозяйства на 1 рубль государственной поддержки по России составил 1,69 руб., в 30 регионах такой показатель составил менее 1 руб., в 26 регионах - от 1 до 3 руб.

По нашим исследованиям, до признания отрасли приоритетом государства, показатель прироста валовой продукции на 1 руб. субсидий в Пензенской области находился на уровне чуть более 1 руб., а к концу 2006 г. составил уже 1,64 руб., в 2007 г. - 2,80, а в 2008 г. - 3,50 руб. Вариация данного показателя по районам области составляла от 0,86 до 1,56 руб./руб.

Удельный вес товарной продукции, полученной за счет субсидий, по районам Пензенской области варьирует от 0,93 до 13,2%, а увеличение прибыли (снижение убытка) за счет субсидий - от 5,3 до 100%. Еще более значительная вариация указанных показателей по хозяйствам.

По финансовым результатам деятельности, полученным от использования субсидий, также наблюдаются различия. В Пензенской области, при увеличении рентабельности в среднем по стране на 2,7 процентных пункта, произошло снижение данного показателя без учета субсидий на 4,1, а с учетом субсидий - только на 0,6 процентных пункта.

Различия регионов и хозяйств по показателям прироста продукции сельского хозяйства на 1 руб. поддержки, а, следовательно, и в уровне рентабель-

ности, обусловлены различиями в природно-экономических условиях хозяйственной деятельности.

Еще классики экономической теории установили, что разнообразие природно-экономических условий хозяйственной деятельности определяет различную эффективность живого и овеществлённого труда, что по существу отражается на формировании объёма вновь созданного продукта.

В России 55-60% сельхозпредприятий функционируют в худших, по сравнению с другими хозяйствами, природно-экономических условиях, в связи, с чем себестоимость их продукции выше средней по стране. В Пензенской области разница в уровнях затрат и выходе продукции между хозяйствами достигает 10 и более раз. Это связано с тем, что награжденное природой качество земли, обобщенное в кадастровой стоимости сельхозугодий, значительно различается по регионам и хозяйствующим субъектам.

Соотношение кадастровой стоимости 1 гектара сельхозугодий к среднему уровню по России показывает, что в 10 субъектах РФ такой соотношение составляет менее 3,7%, в 48 регионов - от 14 до 99%, в 23 региона -от 100 до 199%, и только в 4 регионах - от 200 до 400%.

Неравные условия сельскохозяйственной деятельности способствуют возникновению различий в экономических и финансовых показателях субъектов предпринимательства, порождают возникновение дифференцированного дохода или ренты.

По подсчетам специалистов дифференциальная земельная рента в сельском хозяйстве России варьирует от -2626 руб./га в Мурманской области до 1308 руб./га в Краснодарском крае.

В Пензенской области дифференцированный доход по группам хозяйств колеблется от отрицательной величины 211 руб./га до положительной величины 200 руб./га сельхозугодий (табл. 1).

Таблица 1. Показатели хозяйственной деятельности в группах сельхозтоваропроизводителей

Пензенской области

Г руппа хозяйств по кадастровой стоимости 1 га сельхозугодий, тыс. руб. Товарная продукция, руб./га сельхозугодий Себестоимость товарной продукции, руб./га сельхозугодий Дифференцированный доход, руб./га сельхозугодий Структура поддержки, % Рента-бель-ность, % Прирост товарной продукции на рубль прироста затрат, руб./руб.

До 8,00 1136 1236 -211 12 -8,1 1,06

От 8,00 до 16,00 1975 1794 20 21 10,1 1,17

Свыше 16,00 2550 2158 198 67 18,2 1,26

Влияние природно-экономических условий проявляется и на показателях прироста товарной продукции.

По нашим подсчетам, в группе хозяйств с худшими природно-экономическими условиями, общий прирост товарной продукции в подгруппе хозяйств без поддержки до уровня товарной продукции в подгруппе хозяйств с поддержкой составит 1161 руб. против 1914 руб. аналогичного показателя в группе с наилучшими природно-экономическими условиями.

Прирост товарной продукции на рубль затрат в группах хозяйств с наиболее благоприятными условиями составил 1 руб. 26 коп. на 1 руб. затрат, а в группе с наименее благоприятными условиями -1 руб. 06 коп. на 1 руб. затрат.

Результаты оценки эффективности использования бюджетных средств Минсельхозом предполагается использовать в качестве базовых критериев при последующем предоставлении средств бюджетополучателям.

В целях объективности оценки, необходимо учитывать природно-экономические факторы, влияющие а эффективность субсидий в сельском хозяйстве.

Оценить влияние факторов данного характера целесообразно с использованием метода корреляционно-регрессионного анализа. На базе коэффициентов чистой регрессии при переменных в полученных эконометрических моделях имеется возможность разграничить каждый показатель методики Минсельхоза РФ на два составляющих показателя. Например, прирост товарной продукции на 1 руб. субсидий на показатели:

- прироста продукции, полученного под влиянием природных факторов производства;

- прироста продукции, полученного за счет субсидий без учета влияния указанных факторов.

Данное разграничение позволит выявить влияние определяющих факторов на показатели, приведенные в методике Минсельхоза, и в итоге создаст предпосылки для объективной оценки использования субсидий бюджетополучателями сельскохозяйственного сектора.

На базе интегрированного показателя, обобщающего критерии названной методики, представляется возможным откорректировать систему бюджетного распределения средств поддержки между сельскохозяйственными товаропроизводителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.