о рр
Ри
1=1
К Е—. О
ч
к
г
о и о
М СГ>
Рудаков ЮЮрий Анатольевич
Влияние приоритеттов энергетической стратегии странны на оценку имёестицион/ной стоимости проектов разёи/тия нефтяного комплекса
В работе анализируется влияние приоритетов энергетической стратегии страны на оценку инвестиционной стоимости проектов развития нефтяного комплекса с точки зрения общей методологии более качественной разработки и реализации инвестиционных проек-
Проекты развития нефтяного комплекса, модернизация, энергетическая стратегия, инвестиционная стоимость, резервы повышения эффективности.
Яеализация проектов развития нефтяного комплекса России зависит как от специфических условий развития отрасли - особенностями добычи, переработки, транспортировки и условий сбыта нефти и нефтепродуктов, так и от более общих условий развития топливно-энергетического комплекса в целом и состояния российской экономики.
Профессором, д.э.н. Е .Е. Румянцевой предложена следующая классификация направлений экономической политики (рис. 1) [1, С. 37].
Рис. 1. Структуризация направлений экономической политики
В соответствии с данной классификацией политика развития нефтяного комплекса, относящаяся к промышленной и отраслевой, должна быть согласована с остальными направле-
г
ниями экономической политики.
Согласно Энергетической стратегии России, долгосрочное развитие нефтяной промышленности страны предполагает решение таких задач, как рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности; ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти; углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных компонентов; формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в восточных районах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей; расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, приобретение перерабатывающей и сбытовой инфраструктуры в странах-реципиентах; расширение участия российских нефтяных компаний в зарубежных добывающих и транспортных активах, прежде всего, в странах СНГ, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
К названным выше целям и задачам развития нефтяной промышленности России можно добавить стабильное и экономически эффективное удовлетворение растущего внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки; укрепление роли России как одного из глобальных экономических лидеров, защиту ее геополитических интересов и национальной безопасности; обеспечение поступлений в государственный бюджет; формирование платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей отечественной экономики (машиностроения, сферы услуг, транспорта и т.п.); установление действенного государственного контроля над освоением стратегически значимых месторождений, организацией глубокой переработки нефти и попутного газа с извлечением и утилизацией всех ценных компонентов, налаживание надежных поставок нефтепродуктов и продукции нефтехимии на внутренний рынок.
Важнейшей составляющей обеспечения эффективности развития нефтяного комплекса России является также классификация мер, зависящих от государства (макроуровня) - с разбивкой на субъекты государственного регулирования, и мер, зависящих непосредственно от нефтяных компаний.
В соответствии с Энергетической стратегией-2020 в настоящее время все большая роль отводится восточным регионам страны как новой крупной базе развития нефтегазового комплекса. В 2007 г. утверждена Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР. В результате реализации Программы должны быть не только сформированы и развиты новые центры газодобычи - Сахалинский, Якутский, Иркутский, Красноярский - но и резко увеличено производство нефтехимической и газохимической продукции.
В нефтяной промышленности произведено расширение Балтийской трубопроводной системы до мощности 74 млн т нефти в год. Продолжается реализация проекта по строительству трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Реализуется межправительственное соглашение по проекту нефтепровода Бургас-Александруполис мощностью 35 млн т и с возможностью расширения до 50 млн т.
В ближайшей перспективе должна быть завершена подготовка Генеральных схем развития газовой промышленности, нефтепроводного и нефтепродуктопроводного транспорта.
Утверждена и реализуется «Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (2005-2010 гг. и до 2020 г.)».
Россия поддержала Инициативу Международного энергетического форума по созданию и сопровождению совместного банка данных нефти рОй!) и Инициативу по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях (Е1Т1). В ноябре 2007 г. принят Федеральный закон, определяющий четкие правила распределения нефтегазовых доходов между федеральным бюджетом, Резервным фондом и Фондом национального благосостояния.
Как отмечалось в Докладе Министра энергетики РФ С.Шматко на заседании Правительства России 27.08.2009 г. по рассмотрению проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 г., к 2030 г. добыча нефти сможет составить 530-535 млн т (рост на 8,7-9,7% к уров-
О Ш
О ^
К
И
СП
>
О ■П К
¡=1
•по
>■
ьа о
л 1
о
м
•<
ей И
К
о
ас ££
к ё
о щ
о
м
ню 2008 г.); ее переработка - 275-311 млн т (рост на 16-31%); экспорт нефти и нефтепродуктов - 306-329 млн т (снижение на 0-6,4%) [2].
В соответствии с комментариями доктора экономических наук, профессора Института геологии нефти и газа Сибирского отделения РАН А.Г. Коржубаева [3], дальнейшие сценарии развития российского нефтегазового комплекса (НГК), рассматриваемого многими современными учеными как целостный объект государственного управления, целесообразно формировать на основе оценок социально-экономического положения в стране на долгосрочную перспективу, состояния и перспектив расширения сырьевой базы, пространственного прогноза внутреннего и внешнего спроса с учетом современной экономической ситуации. В зависимости от реализации этих факторов выделяются три сценария: инерционный, ресурсно-сырьевой и инновационный.
Последний из них в соответствии с инициативами В.В. Путина рассматривается в качестве целевого для экономической политики России. За счет более полного внедрения передовых технологий добычи, совершенствования институциональной среды в НГК производство углеводородов в инновационном сценарии предполагается сделать максимальным. Ученые предполагают, что резко снизится завышенная энергоемкость российской экономики - за счет опережающего развития инновационных энергоэффективных секторов и использования технологического потенциала энергосбережения, а также благодаря механизму равнодоходности поставок газа на внутренний и международные рынки. Должно произойти сокращение к 2030 г. (по сравнению с уровнем 2008 г.) доли ТЭК в ВВП и доли ТЭР в экспорте - в 1,5 раза; удельной энергоемкости ВВП - более чем в два раза; удельной электроемкости ВВП - не менее чем в 1,5 раза.
Согласно инновационному сценарию, выполненному в 2007 г., но опубликованному в 2009 г., среднегодовой темп прироста ВВП в 2008-2030 гг., по прогнозам А.Г. Коржубаева, должен составить 6% с учетом снижения в 2009 г. и относительно невысоких темпов при выходе из кризиса. Но в целом за этот период предполагается увеличение показателя на 277%, или почти в 3,8 раза. Предполагается, что в конце данного временного интервала среднегодовая положительная динамика ВВП может превышать 7%. Ожидается, что до 2030 г. и далее российский энергетический сектор сохранит свое определяющее значение при решении важных стратегических задач страны. В первую очередь это касается создания новой энергетической инфраструктуры, которая призвана обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также преодолеть инфраструктурную разобщенность ряда регионов и сформировать новые производственные центры экономического роста.
А.Г. Коржубаев считает, что на функционирование нефтегазового комплекса в ближайшие десятилетия окажут влияние изменение географии производства углеводородов в России, пространственной структуры переработки углеводородов и внутрироссийских поставок нефти, нефтепродуктов и газа; трансформация структур добычи углеводородов в мире и спроса на них на глобальном рынке. При этом он формулирует иные факторы, чем это сделано в Энергетической стратегии, где выделяются:
- динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье внутри страны, обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители;
- масштабы реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;
- состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в мировое энергетическое пространство;
- устойчивое развитие минерально-сырьевой базы;
- формирование благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;
- создание экономических стимулов для уменьшения воздействия энергетики на окружающую природную среду;
- масштабы использования научно-технических достижений в ТЭК и подготовка перехода к энергетике будущего.
Поставленная задача достижения качественно нового состояния ТЭК, подчеркивается в Энергетической стратегии, диктует жесткие требования к выбору мер государственного регулирования и взаимной ответственности всех участников процесса [4].
В диссертационных исследованиях, посвященных решению экономических проблем развития российского ТЭК, традиционно называются те или иные факторы. Например, Р.В. Коно-плев видит систему следующих факторов, определяющих инвестиционные возможности страны в финансировании проектов развития морского нефтегазового комплекса (рис. 2).
Технологические элементы
Геолого-разведка
Обустройство (морское, береговое)
Добыча
Транспорт
Реализация
налогообложения
Регулирование цен и объемов добычи
Научно -техническая политика
Экология и безопасность
Рис. 2. Содержание системы функционирования морского нефтегазового комплекса [5, С. 8]
Сравнение трех вышеназванных примеров научных разработок по выделению факторов развития нефтяного комплекса как части нефтегазового и топливно-энергетической комплексов позволяет сделать вывод о том, что факторный анализ пока слабо используется для принятия стратегически важных решений: нет единства в их простейшем перечислении, не говоря уже о проведении какой-то серьезной классификации факторов (например, выделения внутренних и внешних факторов - внутренних, связанных с развитием нефтяного сектора, и внешних, связанных с развитием других отраслей экономики; национальных и международных; факторов микро- и макроуровня или факторов, зависящих от разных субъектов хозяйствования - государства, предприятий нефтяного комплекса и населения и т.п.), а также о количественной оценке. В этой связи уместно обратиться к самой методике факторного анализа, которая должна лежать в основе научных рассуждений о факторах - их выявлении, обработке и построении на этой основе в данном случае стратегии дальнейшего отраслевого развития.
«В основе факторного анализа, - отмечает, например, в своей учебной лекции Л.И. Бо-родкин, - лежит идея о том, что за сложными взаимосвязями измеренных признаков стоит определенная структура, отражающая наиболее существенные черты изучаемой системы, а измеренные признаки являются конкретными проявлениями скрытых общих факторов, определяющих эту структуру.
Таким образом, поведение каждого исходного признака определяется действием на него совокупности относительно небольшого числа общих факторов, влияющих на все показатели и обусловливающих взаимосвязи между ними, и характерного фактора, воздействующего только на данный показатель.
Каждый признак имеет собственную единицу измерения, но это означает несопостави-
и
О
м
о ^
к
и
м
Е=1 О
К
И
^
м о
л 1
о •<
ей И
К
о
ас ££
к ё о ас о м
мость его с другими признаками.
Коэффициент взаимосвязи между некоторым признаком и общим фактором, выражающий меру влияния фактора на признак, называется факторной нагрузкой данного признака по данному общему фактору.
Матрица, состоящая из факторных нагрузок и имеющая число столбцов, равное числу общих факторов, и число строк, равное числу исходных признаков, называется факторной матрицей.
Факторная модель дает возможность вычислять вклады факторов в общую дисперсию всех признаков. Суммируя квадраты факторных нагрузок для каждого фактора по всем признакам, получаем его вклад в общую дисперсию системы признаков: чем выше доля этого вклада, тем более значимым, существенным является данный фактор» [6].
Ни в статье А.Г. Коржубаева, обобщающей результаты исследований, проведенных группой ученых, ни в Энергетической стратегии России подобный строго научный подход не применялся, что позволяет сделать вывод о научной несостоятельности данной части стратегических разработок, на основании которой, очевидно, определяются количественные показатели.
По мнению А.Г. Коржубаева, объемы добычи нефти в России в период до 2030 г. будут определяться внутренним и внешним спросом на жидкое топливо и уровнем цен на него; развитостью транспортной инфраструктуры; географией, запасами и качеством разведанной сырьевой базы и темпами ее воспроизводства; налоговыми и лицензионными условиями; научно-техническими достижениями в сфере разведки и разработки месторождений. При сочетании благоприятных внутренних и внешних факторов и проведении эффективной политики в области воспроизводства материально-сырьевой базы (инновационный сценарий) производство «черного золота» в России может составить 480 млн т в 2010 г. и возрасти до 568 млн т к 2030 г. В ресурсно-сырьевом варианте данный показатель может быть доведен к 2030 г. до 499 млн т. В 2005 г. А.Г. Коржубаев вместе с академиком А.Э. Конторовичем прогнозировал рост годовой добычи нефти в России в 2010 г. до 500 млн т, в 2020 г. - до 550 млн т, в 2030 г. - до 600 млн т [7]. По фактическим данным, добыча нефти в 2009 г. в России составила 493,7 млн т [8].
Как сбываются прогнозы российских экспертов, анализировала газета «Ведомости»: в 2000 г., например, предполагали, что при сохранении мировых цен на уровне не ниже $20 за баррель к 2010 г. в России будут добывать около 370 млн т нефти в год [9].
Прогнозируемые объемы добычи газа, по мнению А.Г. Коржубаева, будут определяться в основном внутреннем спросом, международной конъюнктурой, уровнем цен на энергоносители, развитием газотранспортной инфраструктуры, воспроизводством ресурсно-сырьевой базы, научно-техническими инновациями, масштабом инвестиций в традиционных и новых газодобывающих регионах. В инновационном варианте при сочетании благоприятных условий производство «голубого топлива» может к 2030 г. возрасти до 1075 млрд м3. В ресурсно-сырьевом варианте оно может быть доведено до 980 млрд м3; в инерционном - до 874 млрд м3.
В инновационном варианте добыча конденсата в России к 2020 г. увеличится до 30,8 млн т, к 2030 г. - до 41,1 млн т. В ресурсно-сырьевом и инерционном сценариях в 2020 г. этот показатель будет варьироваться в диапазоне 24,1-27,3 млн т, в 2030 г. - 35,3-38,7 млн т.
Результаты расчетов производственно-финансовых показателей, представленных А.Г. Коржубаевым, указывают на высокую коммерческую и бюджетную эффективность развития всех центров нефтегазодобычи. Чистая прибыль от деятельности НГК в целом по России в период до 2030 г. составит в инновационном варианте - 83919 млрд руб., в ресурсно-сырьевом - 75507 млрд, в инерционном - 6983 млрд. При этом капитальные затраты достигнут в первом случае 11142 млрд руб., во втором - 9877 млрд, в третьем - 8699 млрд. Эксплуатационные расходы будут равняться в инновационном сценарии 39449 млрд руб., в ресурсно-сырьевом - 35679 млрд, в инерционном - 32367 млрд.
Стратегические задачи развития транспортной инфраструктуры нефтегазового комплекса РФ таковы:
- обеспечение условий для создания новых нефтегазодобывающих регионов, прежде всего в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Северо-Западе;
- формирование новых внутрироссийских и экспортных потоков углеводородов, в первую очередь в существующие и перспективные промышленные центры Восточной Сибири и
г
Дальнего Востока, а также в государства АТР;
- расширение транзита по российской территории;
- налаживание экспорта углеводородов, минуя таможенную территорию сопредельных государств;
- достижение баланса развития нефтяной, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газовой промышленности за счет согласованного по объемам и синхронизированного во времени создания систем нефтепроводов, газопроводов, продуктопроводов, а также инфраструктуры комплексной переработки углеводородов.
С учетом данной стратегии учеными сделан следующий прогноз экспорта нефти и нефтепродуктов (табл. 1) [7].
Таблица 1
Прогноз экспорта нефти и нефтепродуктов из России в АТР до 2030 г., млн т
Регион/год 2010 2015 2020 2025 2030
Сырая нес яь
Западная Сибирь 20 30 35 35 30
Восточная Сибирь и Республика Саха 6 20 75 75 75
Сахалинская область 18 20 25 27 35
Всего 44 70 135 137 140
в т.ч. в Китай 32 50 81 85 90
Нефтепродукты
Всего 9 10,2 11,5 11,8 12
в т.ч. в Китай 8,5 9,7 11 11,3 11,5
Неф яь и нефтепродукты
Итого 53 80,2 146,5 148,8 152
в т.ч. Китай 40,5 59,7 92 96,3 101,5
Основным проектом транспортировки нефти на североатлантическом направлении является развитие Балтийской трубопроводной системы. Он включает в себя строительство нового нефтепровода Унеча - Усть-Луга и нефтеналивного терминала в Усть-Луге (БТС-2, срок реализации - 2009-2012 гг.).
На юго-западном направлении планируется сооружение нефтепровода Бургас - Алексан-друполис (2010-2012 гг.); расширение нефтеналивных терминалов в Новороссийске и Туапсе; увеличение пропускной способности системы Каспийского трубопроводного консорциума (2010-2013 гг.); наращивание мощности нефтепровода Атырау - Самара (2010-2014 гг.).
Главные нефтетранспортные проекты на тихоокеанском направлении - это завершение строительства первой очереди нефтепровода ВСТО Тайшет - Сковородино (2009 г.); сооружение его второй очереди Сковородино - бухта Козьмино протяженностью 2100 км (2013-2014 гг.); прокладка нефтепровода Сковородино - Дацин (2009-2011 гг.); подключение месторождений Восточной Сибири и Республики Саха (Лено-Тунгусская НГП) к ВСТО (2009-2014 гг.); строительство нефтепровода Пурпе - Самотлор для создания перемычки между западной и восточной составляющими российской трубопроводной системы (2010-2011 гг.); вывод на проектную мощность нефтетранспортной системы в рамках проекта «Сахалин-2» (включая нитку Южный Сахалин - Северный Сахалин протяженностью 800 км и возведение спецтерминала на юге острова в районе Корсакова).
В сфере транспортировки нефтепродуктов приоритетными проектами являются: вывод на проектную мощность нефтепродуктопровода «Север»: Кстово - Ярославль - Кириши - При-морск (2010 г.); сооружение нефтепродуктопровода Андреевка - Уфа - Субханкулово - Альметьевск - Кстово, его интеграция в единую инфраструктуру экспортной магистрали «Север» (2010-2011 гг.); прокладка трубопровода «Юг»: Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск (2010-2012 гг.); реконструкция трассы Тамбов - Орел - Унеча (2010-2011 гг.).
Реализация вышеназванных проектов требует существенных инвестиций. Их источниками могут являться: собственные средства «Транснефти» и «Газпрома» (в том числе полученные за счет введения инвестиционных тарифов на наиболее загруженных направлениях трубопроводных систем); собственные средства ВИНК, заинтересованных в осуществлении тех или иных инфраструктурных проектов (в том числе в рамках специализированных консорциумов); вложения инвестиционных и финансовых структур, привлеченные на условиях проектного
<¿2 О
¡□с о
я
¡□U >
о ■-п
к
¡=1
•по
>■
ьа о
л 1
о
м
•<
ей К
финансирования; долгосрочные кредиты российских, иностранных и международных правительственных и неправительственных организаций; прямое финансирование из госбюджета.
При этом реализация данных проектов осложняется существованием конкурентных для России международных транспортных проектов. Среди них действующие: нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум, строящийся газопровод Туркменистан -Китай, а также планируемые газопроводы №Ьиссо и ЮАТ-4 (Иран - Турция).
Литература
[1] Румянцева Е.Е. Анализ направлений экономической политики: теория и российская практика. - М.: РАГС, 2009.
[2] Доклад Министра энергетики РФ С.Шматко на заседании Правительства России по рассмотрению проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 г. - М.: 27.08.2009 г. Электронный ресурс: http://minenengo.gov.ru/press/doklady/1450.html.
[3] Коржубаев А.Г. Взгляд за горизонт: Стратегические приоритеты и количественные ориентиры развития НГК России в XXI в. (Окончание) // Нефть России. - 2009. - №12. - С. 7-13.
[4] Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. // Собрание законодательства РФ, 08.09.2003, №36, ст. 3531.
[5] Коноплев Р.В. Экономическая оценка освоения морских нефтегазовых месторождений: Автореф. дис. канд. экон. наук. - Мурманск: ФГОУ «Мурманский государственный технический университет», 2006.
[6] Бородкин Л.И. Факторный анализ: информатика и математика для студентов. Материалы для студентов-историков. Электронный ресурс: http://www.iskunstvo.info/edu/inf/factor.htm
[7] Конторович А.Э., Коржубаев А.Г. Прогноз развития нефтегазового комплекса России и экспорта нефти, нефтепродуктов и газа на новые рынки АТР // Инновации. Технологии. Решения. Электронный ресурс: http://www.sibai.ru/content/view/427/541/
[8] Добыча нефти в России в 2009 году составила 493,7 млн т. Новости от 17.02.2010 г. Электронный ресурс: http://www.k2kapital.eom/artides/49/123186/
[9] Шевелькова О. Несбывшиеся прогнозы на 2010 г. // Ведомости, 25.12.2009 г. Электронный ресурс: http://www.vedomosti.nu/companies/pnint/2009/12/25/915777
К
I—,
О
ас к
о щ
о
м