Научная статья на тему 'Влияние применения природного газа и рециркуляции отработавших газов, метаноло- и этаноло-топливных эмульсий на содержание токсичных компонентов в ОГ'

Влияние применения природного газа и рециркуляции отработавших газов, метаноло- и этаноло-топливных эмульсий на содержание токсичных компонентов в ОГ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ (КПГ) / COMPRESSED NATURAL GAS (CNG) / МЕТАНОЛО-ТОПЛИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ (МТЭ) / METHANOL-FUEL EMULSIONS (MFE) / ЭТАНОЛО-ТОПЛИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ (ЭТЭ) / ETHANOL-FUEL EMULSIONS (ETE) / ОТРАБОТАВШИЕ ГАЗЫ / EXHAUST GASES

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Лиханов Виталий Анатольевич, Лопатин Олег Петрович

В работе представлены результаты экспериментальных исследований, проведенных на базе научно-исследовательской лаборатории кафедры тепловых двигателей, автомобилей и тракторов Вятской государственной сельскохозяйственной академии, по улучшению экологических показателей тракторного дизеля 4Ч 11,0/12,5 путем применения компримированного природного газа и рециркуляции отработавших газов, метаноло-топливной и этаноло-топливной эмульсий. Исследования проводились с целью определения и оптимизации основных параметров работы дизеля на ДТ, КПГ с рециркуляцией отработавших газов, метаноло-топливной и этаноло-топливной эмульсиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Лиханов Виталий Анатольевич, Лопатин Олег Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of natural gas usage and the EGR (exhaust gas recirculation) methanoland ethanol-fuel emulsions at concentrations of toxic components in the exhaust gas

The results of experimental studies conducted on the basis of the research laboratory of the Department of heat engines, cars and tractors of Vyatka State Agricultural Academy, on improving the environmental performance of tractor diesel 4 x 11.0 / 12.5 by applying compressed natural gas and the exhaust gas recirculation, methanol and ethanol fuel emulsions are given. The studies were conducted in order to determine and optimize the main parameters of the diesel engine on diesel fuel, CNG with exhaust gas recirculation, methanol and ethanol-fuel emulsions.

Текст научной работы на тему «Влияние применения природного газа и рециркуляции отработавших газов, метаноло- и этаноло-топливных эмульсий на содержание токсичных компонентов в ОГ»

Влияние применения природного газа и рециркуляции отработавших газов, метаноло- и этаноло-топливных

эмульсий на содержание токсичных компонентов в ОГ

В.А. Лиханов, профессор, зав. кафедрой ФГБОУ ВПО «Вятская ГСХА», д.т.н., О.П. Лопатин, доцент кафедры ФГБОУ ВПО «Вятская ГСХА», к.т.н.

В работе представлены результаты экспериментальных исследований, проведенных на базе научно-исследовательской лаборатории кафедры тепловых двигателей, автомобилей и тракторов Вятской государственной сельскохозяйственной академии, по улучшению экологических показателей тракторного дизеля 4Ч 11,0/12,5 путем применения компримированного природного газа и рециркуляции отработавших газов, метаноло-топливной и этаноло-топливной эмульсий. Исследования проводились с целью определения и оптимизации основных параметров работы дизеля на ДТ, КПГ с рециркуляцией отработавших газов, метаноло-топливной и этаноло-топливной эмульсиях.

__Ключевые слова:

компримированный природный газ (КПГ), метаноло-топливная эмульсия (МТЭ),

этаноло-топливная эмульсия (ЭТЭ), отработавшие газы.

кспериментальная тормозная установка включала электротормозной стенд SAK-N670 с балансирной маятниковой машиной, дизель 4Ч 11,0/12,5, измерительную аппаратуру, газобаллонное оборудование, оборудование для приготовления эмульсий (гомогенизатор МР'^302), систему рециркуляции отработавших газов (РОГ). Отбор и анализ проб ОГ проводился на автоматической системе газового анализа АСГА-Т. Для проведения стендовых испытаний на КПГ (20 % запальная порция дизельного топлива и 80 % КПГ) была использована передвижная заправочная станция на базе

тракторного прицепа 2ПТС-4 и газобаллонного оборудования автомобиля ЗИЛ-138А [1].

Для исследования проб МТЭ и ЭТЭ использовались денсиметр (определение плотности) и вискозиметр (определение вязкости).

По результатам исследований стабильности МТЭ и ЭТЭ определено, что эмульсии с концентрацией спирта 50 % оптимальны с точки зрения устойчивости к процессам разрушения. На наш взгляд, это связано с предельным повышением концентрации спирта в эмульсии, которая в данном случае переходит из «обратной» в «прямую», что делает

невозможным воспламенение такого топлива в цилиндре дизеля. Это было подтверждено в ходе первичных испытаний на двигателе.

Для всех исследуемых проб МТЭ и ЭТЭ определялась стабильность к процессу коалесценции, характеризующаяся продолжительностью времени до полного разделения пробы на углеводородную и спиртовую фазы. При этом пробирки с пробами смесей закрывались хорошо притертыми пробками. В процессе опыта выдерживалось равенство температурных режимов. По полученным данным также строились изотермы стабильности [2, 3].

В результате исследований стабильности и первичных испытаний на двигателе в качестве оптимальных для дизеля 4Ч 11,0/12,5 были приняты эмульсии следующего состава [4]:

• МТЭ - метанол 25 %, моюще-дис-пергирующая присадка сукцинимид С-5А 0,5 %, вода 7 %, ДТ 67,5 %;

• ЭТЭ - этанол 25 %, моюще-дис-пергирующая присадка сукцинимид С-5А 0,5 %, вода 7 %, ДТ 67,5 %.

Несмотря на высокие результаты стабильности при исследованиях МТЭ и ЭТЭ, использование эмульсий с большим содержанием метанола и этанола невозможно в связи с повышенной жесткостью и пропусками воспламенения при работе дизеля. Поэтому все дальнейшие испытания дизеля проводились на эмульсиях данного состава.

Содержание токсичных компонентов в ОГ дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от изменения установочного угла опережения впрыскивания топлива (УОВТ) для частоты вращения 2200 мин-1 представлено на рис. 1я.

Анализ графиков, соответствующих газодизельному и газодизельному с РОГ процессам при п=2200 мин1, показывает, что при изменении установочного УОВТ содержание оксидов азота при работе по газодизельному процессу с РОГ изменяется так же, как и в дизельном

процессе, то есть при увеличении угла выход NOx возрастает. Так, при работе газодизеля с 10%-ной РОГ при 0впр=26° содержание оксидов азота в ОГ составляет 1300 ррт, что ниже на 21,2 %, чем при газодизельном процессе, и на 3,7 %, чем при дизельном процессе. При работе газодизеля с 10%-ной РОГ при 0впр=23° содержание NOx в ОГ составляет 1100 ррт, что ниже на 24,1 % аналогичного показателя при газодизельном процессе, соответствует дизельному процессу и ниже на 15,4 % содержания NOx в ОГ газодизеля с 10%-ной РОГ при 0впр=26°. Дальнейшее увеличение степени РОГ приводит к еще большему снижению оксидов азота, но вызывает рост продуктов неполного сгорания. Газодизельный процесс сопровождается увеличением выбросов суммарных углеводородов - их содержание в отработавших газах выше в 4-5 раз по сравнению с аналогичным показателем дизельного процесса. Концентрация СН в зависимости от установочного УОВТ при газодизельном процессе с РОГ и без нее уменьшается при увеличении установочного угла [5, 6].

При работе газодизеля с 10%-ной РОГ при 0впр=26° содержание СН в ОГ составляет 0,32 %, что ниже на 5,9 % аналогичного показателя газодизельного процесса. При работе газодизеля с 10%-ной РОГ при 0впр=23° содержание СН в ОГ составляет 0,36 %, что ниже на 9,9 % аналогичного показателя газодизельного процесса. Применение 20%-ной РОГ приводит к увеличению СН до значений, превышающих значения при чисто газодизельном процессе. Анализ содержания сажи в отработавших газах при работе по газодизельному процессу с РОГ и без нее показывает, что при увеличении установочного УОВТ содержание сажи практически не возрастает. Применение РОГ приводит к незначительному ее росту, в то время как при работе по дизельному процессу концентрация сажи существенно увеличивается.

44

а б

Рис. 1. Влияние применения КПГ и РОГ, МТЭ и ЭТЭ на содержание токсичных компонентов в ОГ дизеля 4Ч 11,0/12,5 зависимости от изменения установочного УОВТ: а - при п=2200 мин-1; б - при п=1700 мин-1;

□-□ - дизельный процесс; О----О - газодизельный процесс;

Х---------X - газодизельный с РОГ 10 %; А-------А - газодизельный с РОГ 20 %;

О------О - ЭТЭ; О— —О - МТЭ

Концентрация сажи при газодизельном процессе с РОГ и без нее ниже, чем при дизельном процессе, в 4-5 раз. Содержание СО с увеличением угла при работе по газодизельному процессу с РОГ также уменьшается.

При работе по газодизельному процессу с 10%-ной РОГ при 0впр=23° содержание СО в ОГ выше на 6,3 %, чем при газодизельном процессе, ниже на 25,6 %, чем при дизельном, и выше на 23,1 % аналогичного показателя газодизеля с 10%-ной РОГ при 0впр=26°. Содержание СО2 с увеличением угла при работе по газодизельному процессу с РОГ уменьшается, и при повышении рециркуляции снижение происходит в большей степени. Так, при работе газодизеля с 10%-ной РОГ при 0впр=23° содержание СО2 в ОГ выше на 5,1 %, чем при газодизельном процессе, ниже на 45,4 %, чем при дизельном, и вышена 3,4 % аналогичного показателя газодизеля с 10%-ной РОГ при 0впр=26°.

Сравнивая работу дизеля 4Ч 11,0/12,5 на ДТ и на МТЭ, при различных установочных УОВТ и частоте вращения 2200 мин-1, следует отметить, что значения токсических показателей при работе на МТЭ изменяются по сравнению с работой на ДТ.

Содержание оксидов азота NOx в ОГ дизеля при работе на МТЭ на всех установочных УОВТ меньше, чем при работе на ДТ. При 0впр=23° концентрация NOx снижается с 1100 до 774 ррт, то есть на 29,6 %, а при 0впр=26° - с 1320 до 853 ррт, или на 35,4 %.

Содержание углеводородов СН в ОГ дизеля при работе на МТЭ больше, чем при работе на ДТ на всех установочных УОВТ. При 0впр= 23° с переходом на МТЭ концентрация СН увеличивается с 0,108 до 0,12 %, то есть на 10,0 %, а при установочном УОВТ 0впр=26° и переходе на МТЭ - с 0,11 до 0,13 %, или на 15,4 %.

Содержание СО2 в ОГ дизеля при работе на МТЭ меньше, чем при работе

на ДТ на всех установочных УОВТ. При 0впр=23° содержание СО2 при переходе на МТЭ снижается с 10,9 до 9,8 %, то есть на 10,1 %, при 0впр=26° - с 10,5 до 9,2 %, или на 12,4 %.

Сравнивая кривые (см. рис. 1я), соответствующие работе дизеля 4Ч 11,0/12,5 на ДТ и на ЭТЭ на различных установочных УОВТ при частоте вращения 2200 мин-1, можно отметить, что экологические показатели отличаются, и в закономерностях изменения имеются некоторые различия.

Содержание оксидов азота NOx в ОГ дизеля при работе на ЭТЭ на всех установочных УОВТ меньше, чем при работе на ДТ. При 0впр=23° концентрация N0,, снижается с 1100 до 657 ррт, или на 40,3 %. При 0впр=26° содержание NOx снижается с 1320 до 730 ррт, то есть на 44,7 %.

Содержание углеводородов СН в ОГ дизеля при работе на ЭТЭ больше, чем при работе на ДТ на всех установочных УОВТ. При 0впр=23° с переходом на ЭТЭ концентрация СН увеличивается с 0,108 до 0,22 %, или на 50,1 %, при 0впр = 26° - с 0,110 до 0,20 %, или на 45,0 %.

Содержание СО2 в ОГ дизеля при работе на ЭТЭ меньше, чем при работе на ДТ. При 0впр=23° концентрация СО2 с переходом на ЭТЭ уменьшается с 10,9 до 8,0 %, или на 26,6 %, при 0впр=26° - с 10,5 до 7,6 %, или на 27,6 %.

Кривая содержания (см. рис. 1я) СО в ОГ дизеля при работе на ЭТЭ носит иной характер изменения по сравнению с дизельным процессом. Так, при 0впр=29° оксида углерода больше, чем при работе на ДТ, а на всех остальных исследуемых углах происходит снижение. При установочных УОВТ 23° и 26° содержание СО при работе на ЭТЭ снижается по сравнению с работой на ДТ соответственно с 0,21 до 0,15 %, то есть на 28,6 %, и с 0,20 до 0,17 %, или на 15,0 %.

Значения дымности ОГ при переходе на ЭТЭ снижаются. Так, при 0впр=23° дымность ОГ снижается с 5,8 до 1,2 ед. по шкале ьобл, то есть в 4,8 раза,

при 0впр=26° - с 6,2 до 1,5 ед. по той же шкале, или в 4,1 раза.

Содержание токсичных компонентов в ОГ дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от изменения установочного УОВТ для частоты вращения 1700 мин-1 представлено на рис. 16. Закономерности изменения содержания токсичных компонентов в ОГ в зависимости от изменения установочного УОВТ при п=2200 мин1 сохраняются и для частоты вращения 1700 мин-1.

Содержание токсичных компонентов в ОГ тракторного дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки при частоте вращения 2200 мин-1 и установочном УОВТ 23° (оптимальный для газодизельного, газодизельного с РОГ процессов, для работы на МТЭ и ЭТЭ) представлено на рис. 2.

Рис. 2. Влияние применения КПГ и РОГ, МТЭ и ЭТЭ на содержание токсичных компонентов в ОГ дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки при 0впр=23° и п=2200 мин-1;

□-□ - дизельный процесс; О----О - газодизельный процесс; Х---------X - газодизельный

с РОГ 10 %; Д-------А- газодизельный с РОГ 20 %;

О-----О - газодизельный с РОГ 30 %;

□..............О - газодизельный с РОГ 40 %;

О------О - ЭТЭ; О— —О - МТЭ

не имеет какого-либо устройства для быстрого изменения установочного УОВТ, это же значение рекомендовано и для дизельного процесса.

2. При работе на КПГ с РОГ при малых нагрузках (ре=0,13...0,26 МПа) возможно применение 40%-ной РОГ, а при максимальных нагрузках необходимо снижение степени рециркуляции до 10 %.

3. На номинальном режиме работы (ре=0,64 МПа, п=2200 мин1) и оптимальном установочном УОВТ (0впр=23°) применение КПГ и РОГ, МТЭ и ЭТЭ при сохранении мощност-ных показателей позволяет снизить токсичность в ОГ (табл. 1).

4. На режиме максимального крутящего момента (ре=0,69 МПа, п=1700 мин1) и оптимальном установочном УОВТ (0впр=23°) применение КПГ и РОГ, МТЭ и ЭТЭ при сохранении мощностных показателей позволяет снизить токсичность в ОГ (табл. 2).

Таблица 1

Содержание токсичных компонентов ОГ в дизеле 4Ч 11,0/12,5 (номинальный режим)

Топливо Компоненты ОГ

№„ ррт Сажа, ед. Ьо8сЬ СО2, % СО, % СН, %

Дизельное 1100 5,8 10,9 0,21 0,11

КПГ 1450 (увеличение на 24,1 %) 0,9 (снижение в 6,4 раза) 5,6 (снижение на 48,6 %) 0,15 (снижение на 28,6 %) 0,40 (увеличение в 3,6 раза)

КПГ и РОГ (10 %) 1100 (соответствует ДТ) 1,0 (снижение в 5,8 раза) 5,9 (снижение на 45,9 %) 0,16 (снижение на 23,8 %) 0,36 (увеличение в 3,3 раза)

С применением МТЭ 775 (снижение на 29,6 %) 0,9 (снижение в 6,4 раза) 9,8 (снижение на 10,1 %) 0,11 (снижение на 47,6 %) 0,22 (увеличение в 2,0 раза)

С применением ЭТЭ 657 (снижение на 40,3 %) 1,2 (снижение в 4,8 раза) 8,0 (снижение на 26,6 %) 0,15 (снижение на 28,6 %) 0,12 (увеличение на 8,3 %)

Из графиков видно, что применение КПГ на дизеле 4Ч 11,0/12,5 приводит к увеличению содержания оксидов азота 46 и суммарных углеводородов в ОГ. При-

менение же РОГ, МТЭ и ЭТЭ снижает содержание оксидов азота в ОГ во всем диапазоне изменения нагрузок. Также существенно снижается содержание в отработавших газах сажи при работе по газодизельному, газодизельному с РОГ процессам, применении МТЭ и ЭТЭ в сравнении с дизельным процессом.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. По результатам регулировочных характеристик в зависимости от изменения установочного угла опережения впрыскивания топлива для частот вращения 2200 и 1700 мин-1 был выбран в качестве оптимального для газодизельного, газодизельного с РОГ процессов, для работы на МТЭ и ЭТЭ установочный УОВТ 23° до верхней мертвой точки по мениску. Поскольку двигатель

Таблица 2

Содержание токсичных компонентов ОГ в дизеле 4Ч 11,0/12,5 (максимальный крутящий момент)

Топливо Компоненты ОГ

™х> PPm Сажа, ед. bosch СО2, % СО, % СН, %

Дизельное 1300 5,1 9,6 0,16 0,09

КПГ 1600 (увеличение на 18,8 %) 0,5 (снижение в 10,2 раза) 4,9 (снижение на 49,0 %) 0,05 (снижение в 3,2 раза) 0,36 (увеличение в 4,0 раза)

КПГ и РОГ (10 %) 1300 (соответствует ДТ) 0,6 (снижение в 8,5 раза) 5,1 (снижение на 46,9 %) 0,06 (снижение в 2,7 раза) 0,31 (увеличение в 3,4 раза)

С применением МТЭ 839 (снижение на 35,5 %) 0,5 (снижение в 10,2 раза) 8,8 (снижение на 8,3 %) 0,11 (снижение на 31,3 %) 0,10 (увеличение на 10 %)

С применением ЭТЭ 730 (снижение на 43,9 %) 0,9 (снижение в 5,7 раза) 7,8 (снижение на 18,8 %) 0,10 (снижение на 37,5 %) 0,18 (увеличение в 2,0 раза)

Литература

1. Лиханов В.А., Лопатин О.П. Улучшение экологических показателей дизеля 4Ч 11,0/12,5 путем применения природного газа и рециркуляции // Транспорт на альтернативном топливе. - 2014. - № 4 (40). - С. 21-25.

2. Лиханов В.А., Лопатин О.П. Применение природного газа и рециркуляции на тракторном дизеле 4Ч 11,0/12,5 // Тракторы и сельхозмашины. - 2014. -№ 6. - С. 7-9.

3. Лиханов В.А., Лопатин О.П. Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах дизеля 4Ч 11,0/12,5 путем применения этаноло-топлив-ной эмульсии // Транспорт на альтернативном топливе. - 2012. - № 4 (28). -С. 70-73.

4. Лопатин О.П., Лиханов В.А. Улучшение эксплуатационных показателей дизеля 4Ч 11,0/12,5 путем применения этаноло-топливной эмульсии // Известия Международной академии аграрного образования. - 2013. - Т. 4. - № 16. -С. 170-173.

5. Лиханов В.А. Образование и нейтрализация оксидов азота в цилиндре газодизеля: монография / В.А. Лиханов, О.П. Лопатин. - Киров, 2004. - 106 с.

6. Лопатин О.П. Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах тракторного дизеля 4Ч 11,0/12,5 (Д-240) при работе на природном газе путем применения рециркуляции отработавших газов: дис. ... канд. тех. наук. -Киров, 2004. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.