МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
- необходима тщательная проработка отечественной современной концепции «инвалидности» в соответствии с требованиями международного права.
Сопоставление российского и международного правового подхода в понимании инклюзивного образования или «образования для всех» представляет одну из важных проблем в сфере изучения прав человека.
Основными направлениями развития российского права в области защиты и реализации прав граждан с ОВЗ должны стать:
• формирование правосознания в обществе, широкое просвещение всех групп населения в области понимания сути инклюзивного образования;
• развитие отечественной концепции инклюзивного образования с учетом международного и отечественного правового опыта;
• организация всеобщей доступности к информационному и правовому полю;
• формирование с раннего детского возраста позитивного общественного мнения по отношению к людям с особыми потребностями;
• осуществление и контроль государством мер, направленных на укрепление уважения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• искоренение коррупционных механизмов как в области реализации защиты прав этой категории граждан, так и в области нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Мартынова Е.А. Технологии реализации конвенции ООН о правах инвалидов / Научные исследования / Scientific researches. СМАЛЬТА, № 3, 2015. С.29.
2. Международные нормативные акты в сфере защиты прав человека, реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]// Организация Объединенных Наций [сайт]. - URL: http://www.un.org/russian/documen/declarat/disabled.htm, свободный.
3. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. - ЮНЕСКО, 2009. - 37 с. [Электронный ресурс] URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0017/001778/177849r.pdf
4. Соложнин А.В. Новый закон об образовании: проблемы, которые нам предстоит решать / Экономика. Образование // Государственная политика в области образования: экономические аспекты. № 4, 2014. С. 86.
5. Степанова О.А., Юсупов Р.Г. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы: инклюзивный контекст / Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. № 1(3), 2013. С. 104-109.
6. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы» от 01.06.2012 г. № 761 [Электронный ресурс] / СПС «Консультант-Плюс».
http://www.consultant.ru/
7. Формирование инклюзивного общества [Электронный ресурс] / ЮНИСЕФ (сайт) [2010] URL: http://www.unisef.ru/programms/inclusiveness/
© Т.В. Сазанова, 2015
УДК 34.05
А.С. Смирнова
Магистр права, юрист ЮК ООО «Гудвилл», г. Омск
ВЛИЯНИЕ ПРЕЦЕДЕНТА НА ИНТЕГРИРОВАНИЕ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ И РОМАНОГЕРМАНСКОЙ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
Аннотация
Автором предпринята попытка проанализировать место прецедента в процессе конвергенции правовых
192
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
систем, его влияние на органичное слияние англосаксонской и романо-германской правовых.
Ключевые слова
Источник права, судебный прецедент, юридическая конвергенция, интеграция, правовые системы,
судебное правотворчество.
После социально-экономических событий XX-XXI вв., на фоне развивающихся процессов интегрирования различных сфер общественной (государственной) жизни, необходимо констатировать, что в современном мире государствам и государство подобным образованиям нельзя прожить обособленно. Этим глобализационным процессам подвержены и правовые системы национальных государств. Глобализация в своей основе предполагает интеграцию, установление связей между государствами [9, с.83]. Названные процессы приводят в результате к конвергенции (интегрированию) национальных правовых систем,
Конвергенция правовых систем современности - это процесс интегрирования качественно контрастных юридических типов правовых систем, выраженный «в интеграции достоинств и позитивных «недоработок» различных правовых систем, происходящий в различных регионах с той или иной степенью интенсивности» [1, с. 90].
Процесс сближения правовых систем предполагает их совершенствование с сохранением национальных особенностей, обусловленный различными предпосылками: длительные взаимные исторические связи [3], возникновение и развитие региональных юридических образований и т. д. Юридическая конвергенция права и иных социальных норм позволяет обогатить и разнообразить право, приблизить его к реальным общественным отношениям [8, 13 с.].
Предметом пристального внимания ученых-международников стали конвергенционные процессы в рамках функционирования Европейского союза (далее - ЕС) (особенно после вступления в силу Лиссабонского договора [6]). В настоящее время в ЕС взаимодействуют две правовые семьи: романо-германская (страны континентальной Европы) и англосаксонская (Великобритания). С одной стороны, в романо-германском праве наблюдается существенное повышение значения прецедентной практики, а с другой - характерной тенденцией развития общего права является распространение законодательного влияния на развитие общественных отношений и усиление кодификации нормативно-правовой базы.
«Интеграционные процессы Российской Федерации в международные политическую, экономическую и правовую системы вызывают необходимость совершенствования действующего законодательства, поиска новых форм и методов регулирования отношений в различных сферах жизнедеятельности общества и государства» [4, 52 с.].
Положительным свойством конвергенции, на наш взгляд, является процесс проникновения прецедента в российскую и армянскую правовые системы. Вопрос о признании прецедента в качестве источника российского права уже давно обсуждается правоприменителями и учеными [5]. Причем «противников оказывалось больше, чем сторонников» [7, 92 с.].
Противники нормативного закрепления судебного прецедента как источника права утверждают, что «в России все прецеденты являются именно «прецедентами толкования» [2, 10 с.]. Этот миф основан на развернутом положении позитивистского подхода к правопониманию о беспробельности права, логической замкнутости его, когда из существующих законов всегда можно извлечь необходимое решение путем их толкования. Данная методология особенно приветствовалась в советское время, поскольку работала на миф об исключительно высоком уровне законодательства, не знающего ни пробелов, ни иных недостатков.
Именно в условиях активно развивающихся общественных отношений, стирания правовых границ между государствами законотворческий орган не способен оперативно создавать необходимое правовое поле из-за длительности, нередко забюрократизированности данного процесса. В таких условиях именно на судебный прецедент ложится важная дополнительная регулирующая роль. Судебная практика как наиболее существенный инструмент и способ, обеспечивающие на основе закона оптимальное в данном обществе правовое регулирование, представляет собой живой опыт правосудия, выраженный в решениях по конкретным юридическим делам, реальной живой материи права.
Список использованной литературы:
1. Алексеев С.С. Избранное. М., 2003. 480 с.
193
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
2. Верещагин А. Прецедентное право: теперь и в России // Адвокатская газета. 2011. N 21 (110). С. 10.
3. Караманукян Д. Т. Интегрирование правовых систем современности (на примере американского права) // Вестник Омского юрид. ин-та. 2011. № 3. С. 4-8.
4. Караманукян Д. Т. Особенности развития административной юстиции США // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Право». 2012. № 1 (255). С. 51-53.
5. Караманукян Д. Т. Судебный прецедент в системе источников российского права // Структура рос. права : материалы всерос. науч.-практ. конф. - Омск : Ом. юрид. акад. 2013. С. 47-53.
6. Караманукян Д.Т. Европейский союз после Лиссабонского договора / Вестник ОмЮА. 2011. №14. С. 9-12.
7. Лазарев В.В. Нормативная природа судебного прецедента // Журнал российского права. М., 2012. N 4. С. 92.
8. Третьякова О.Д. Юридическая конвергенция: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Владимир, 2012. С. 13.
9. Чекмарев Э.В. Модернизация и глобализация: общее и особенное // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов; М., 2009. N 2. С. 81-85.
©А.С. Смирнова, 2015
УДК 340.141
Н.С. Турсунбаева
Преподаватель Юридический факультет Кыргызско-Российский Славянский университет Г.Бишкек, Кыргызская Республика
СТАДИИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО НОРМАМ ОБЫЧНОГО ПРАВА КЫРГЫЗОВ
Аннотация
Автором отражаются проблемные аспекты определения понятий судебного разбирательства и судебного процесса в целом. В статье обозначаются стадии судебного разбирательства и действия участников судебного разбирательства по нормам обычного права кыргызов.
Ключевые слова
Судебный процесс, судебное разбирательства, обычное право, стадии
Судебное разбирательство это основная, определяющая стадия уголовного и гражданского судопроизводства. Кыргызское обычное право не делило судебный процесс на уголовный и гражданский, процессуальные нормы были одинаковы при решении как гражданских, так и уголовных дел [1, с.218].
В настоящее время авторами выделяются стадии судебного разбирательства по уголовному процессу и гражданскому. Так, Калиновский К.Б. отмечает, что судебное разбирательство по уголовным делам состоит из 5 стадий: 1) подготовительной части; 2) судебного следствия; 3) прений сторон; 4) последнего слова подсудимого; 5) постановления и провозглашения приговора [6].
В принципе, судебное заседание, в котором происходит разбирательство гражданского дела, состоит почти из тех же стадий: 1) подготовительная часть; 2) рассмотрение дела по существу; 3) судебные прения; 4) постановление и оглашение решения.
Л.А. Словохотов, говоря о судебном процессе по обычному праву не выделяет конкретных стадий судебного разбирательства, лишь отмечает: «Народное судопроизводство киргиз гласно, публично, несложно, непродолжительно. Долгими годами своей жизни народ выработал своеобразную, но вполне ему понятную структуру судебных процессов» [8, с.97]. В работе Э.С. Вульфсона: «Как управляются и судятся киргизы» [3, c.67-75] не уделяется никакого внимания стадиям процесса, в основном говорится лишь о представлении доказательств и о присяге. А.Зуев, изучая киргизский народный суд также не выделяет каких-либо стадий процесса по обычному праву [5]. Обстоятельство об отсутствии данных о стадиях судебного
194