Рис. 5 - Плазмокоагулазная активность Staphylococcus aureus до и после воздействия лизатов бацилл
В отношении Staphylococcus intermedius наибольшую антагонистическую активность проявил лизат бактерий из штамма Bacillus subtilis 534 (Споробак-терин), а наименьшую — лизат бактерий штамма Bacillus licheniformis (Ветом 2) (рис. 3).
В отношении Staphylococcus epidermidis действие всех лизатов оказалось слабее, но более выраженную зону задержки роста давал лизат бактерий из штамма Bacillus subtilis 534 (рис. 4).
Действие лизатов в отношении Staphylococcus vitulinus и Staphylococcus xylosus было слабо выраженным.
После воздействия испытуемых лизатов у всех штаммов Staphylococcus aureus, ранее проявлявших свою гемолитическую активность, наблюдалось полное отсутствие гемолиза.
Плазмокоагулазная активность S. aureus после воздействия исследуемых лизатов имела тенденцию к снижению: 65% штаммов давали образование небольшого подвижного сгустка (реакция на ++); 35% — образовывали сгусток в виде облачка на поверхности жидкости (реакция на +) (рис. 5).
Лизаты вызывали достоверное снижение био-плёнкообразования у всех микроорганизмов, обладавших этой способностью, но лизат бактерий из штамма Bacillus subtilis 534 (Споробактерин) оказался наиболее активным среди них. Он инги-бировал биоплёнкообразование у четырёх из пяти штаммов, особенно у S. epidermidis. Наименьшее влияние на данный показатель оказал лизат, полученный из штамма Bacillus licheniformis.
Вывод. В результате проведённого исследования установлено, что наиболее активно ингибирует рост и размножение стафилококов и их факторов
патогенности лизат, полученный из пробиотиче-ского штамма Bacillus subtilis 534, выделенного из
препарата Споробактерин.
Литература
1. Патерсон С. Кожные болезни собак. М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2000. 178 с.
2. Маркова Т.П., Ярилина Л.Г., Чувирова А.Г. Бактериальные лизаты. Новые препараты // РМЖ. 2014. № 24. С. 1764.
3. Молокеев А.В. Возможности применения в медицине ферментативных лизатов пробиотических микроорганизмов / А.В. Молокеев, Н.А. Зыкова, Н.В. Молокеева, Р.М. Ильина, Т.В. Соколова // Биопрепараты. Профилактика. Диагностика. Лечение. 2010. № 3 (39). С. 60.
4. Похиленко В.Д., Перелыгин В.В. Пробиотики на основе спорообразующих бактерий и их безопасность // Химическая и биологическая безопасность. 2007. № 2—3. С. 20—41.
5. Малик Е.В. и др. Изучение ферментативной активности штамма Bacillus subtilis // Пробиотики, пребиотики, синбио-тики и функциональные продукты питания. Современное состояние и перспективы: сб. матер. междунар. конфер. М., 2004. С. 143-144.
6. Сорокулова И.Б. Влияние пробиотиков из бацилл на функциональную активность макрофагов // Антибиотики и химиотерапия. 2008. № 2. С. 23.
7. Карташова В.М., Таранова Л.Д. Методические рекомендации по микробиологическому исследованию молока и секрета вымени для диагностики мастита. М.: Россельхозакадемия, 1994. С. 35.
8. Антагонистическая активность лактобацилл / М.В. Тюрин [и др.] // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2001. № 2. С. 3-8.
9. Пат. 2224792 Российская Федерация, МПКС1,2Ш/20,А61Р3 1/04. Способ получения пробиотического праепарата «Ли-зоспорин», обладающего антибактериальным действием на пневмотропные бактерии / А.Е. Билев; заяв. и патентооблад. Самарский военно-мед. институт; № 2002116989/13; заявл. 25.06.2002; опубл. 27.02.2004.
10. Akihiro Ohno Production of a lipopeptide antibiotic, surfactin, by recombinant Bacilus subtilis in solid state fermentation / Ohno Akihiro, Ano Tarashi, Shoda Makota // Biotechnol. and Biogen. 1995. 47. N 2. P. 209-214.
11. Gupta M. Lytic effect of Bacillus subtilis elastase on gram-positive and negative bacteria / M. Gupta, M. Kaur, K.C. Gupta // Indian J. Exp. Biol. 1992. № 5. P. 380-383.
12. O'Toole G. Biofilm formation as microbial development / G. O'Toole, H.B. Kaplan, R. Kolter // Annu. Rev. Microbiol. 2000. № 54. P. 49-79.
Влияние препаратов растительного происхождения при клиническом мастите коров
Н.А. Татарникова, д.в.н, профессор, ФГБОУ ВО Пермская ГСХА;И.Н.Жданова, к.в.н, ФГБУНПермский ФИЦ УрО РАН
Среди внутренних незаразных болезней крупного рогатого скота наибольшую долю занимают заболевания молочной железы. Они повсеместно распространены и наносят большой экономический
ущерб производителям молочной продукции, предприятиям перерабатывающей промышленности и здоровью человека. Применение новых лечебных и диагностических препаратов, совершенствование техники машинного доения пока не дают желательных результатов в борьбе с маститом [1]. В последние годы в России и за рубежом ведутся
научно-производственные исследования по разработке препаратов для профилактики маститов у продуктивных животных [2]. Поэтому внедрение в технологический процесс схем применения препаратов, не содержащих антибиотиков, на сегодняшний день очень актуально. Известно большое количество иммуномодуляторов растительного, микробного, животного и синтетического происхождения, которые непосредственно используют в период лактации [3]. Испытуемые препараты как средства профилактики мастита в условиях молочной фермы являются альтернативными химиотера-певтическими антибактериальными препаратами.
В сложившихся условиях вполне закономерен интерес к использованию новых, эффективных, без отрицательных побочных влияний, экологически чистых методов профилактики мастита у коров. За последние годы ветеринарной наукой и практикой накоплен определённый опыт в профилактике и терапии данной патологии с использованием биологически активных веществ и средств иммунокор-рекции. Разработка и внедрение в ветеринарную практику новых, более эффективных и недорогих препаратов против клинической формы мастита является актуальной задачей ветеринарной медицины [4—6].
Препараты биоинфузин и гистоген оказывают биостимулирующий эффект на организм животного, исключают нежелательные эффекты антимикробной терапии и не ухудшают качество молока [7].
Цель исследования — разработать и изучить способ профилактики клинической формы мастита у коров в период интенсивного раздоя с применением иммуномодулирующих препаратов.
Материал и методы исследования. Исследование проводили в условиях хозяйств ФГУП УОХ «Липовая гора» Пермского края на коровах голшти-низированной чёрно-пёстрой породы в возрасте 1-2-го отёла с продуктивностью 5—6 тыс. кг молока.
В результате анализа заболеваемости коров маститом в первые дни послеродового периода клиническая форма мастита была выявлена у 13,3% животных, субклиническая — у 26,6%. Всего было обследовано 75 гол. в период лактации.
При формировании групп животных, изучении продуктивности и заборе средних проб руководствовались общепринятыми методиками [8, 9]. Для определения профилактической эффектив-
ности биоинфузина методом парных аналогов по А.И. Овсянникову (1976) с учётом породы, возраста, живой массы, физиологического состояния и однотипности технологии содержания и кормления в научно-хозяйственном опыте отобрали 2 группы клинически здоровых животных [10]. В опыте для формирования групп были проведены исследования молока у коров после отёла раствором Кено-тест (производитель «Интервет», Нидерланды). Отбирали только животных, давших чёткую отрицательную тест-реакцию на диагностикум.
Препараты биоинфузин и гистоген разработаны учёным А.А. Ивановским в Зональном научно-исследовательском институте сельского хозяйства Северо-Востока (лаборатории ветбио-технологии) [11]. Препарат гистоген получен путём гидролиза тканей органов крупного рогатого скота — селезёнки, спинного мозга и печени. В качестве сырья для разработки препарата био-инфузин использовались предварительно высушенные листья левзеи сафлоровидной с содержанием экдистероида-20-гидроэкдизона (20 Е) — 0,257%. Гистоген и биоинфузин предназначены для профилактики и лечения акушерско-гинекологических заболеваний у сельскохозяйственных животных.
Применение витаминных препаратов (Габивит-Se, Элеовит, Гамавит — водорастворимые комплексы витаминов А, D, E, C) способствует улучшению всех форм иммунной реактивности, обеспечивает повышение сопротивляемости организма животного к неблагоприятным факторам внешней среды и заболеваниям различной этиологии. Препараты хорошо сочетаются с другими фармакологическими средствами.
Габивит-Se — современный иммуностимулирующий витаминно-минеральный комплекс с лактоальбумином, применяется для профилактики и лечения гиповитаминозов, нарушения обмена веществ, селенодефицитного состояния, заболеваний опорно-двигательного аппарата, при отставании в росте и развитии, патологии репродуктивной системы, для повышения резистентности организма и сохранности молодняка, профилактики стрессов, реабилитации после болезни, для повышения иммунитета и продуктивности.
В научно-хозяйственном опыте коровам I опытной гр. внутримышечно вводили биоинфузин в дозе 2,5 мл /100 кг живой массы, с 15-го дня после отёла в течение 7 сут. и подкожно гистоген в
1. Схема опыта
Группа Количество животных, гол. Схема применения с профилактической целью
I опытная 20 биоинфузин внутримышечно в дозе 2,5 мл /100 кг живой массы, с 15-го дня после отёла в течение 7 сут. и подкожно гистоген в дозе 0,02 мл /1 кг, с 15-го дня после отёла, в течение 5 сут.
II опытная 20 биоинфузин внутримышечно в дозе 2,5 мл/100 кг живой массы, с 15-го дня после отёла в течение 7 сут.
Контрольная 20 Габивит-Бе внутримышечно, в дозе 20,0 мл, однократно
дозе 0,02 мл/1 кг, с 15-го дня после отёла, в течение 5 сут., согласно схеме опыта (табл. 1). Коровам II опытной гр. вводили биоинфузин внутримышечно в дозе 2,5 мл/100 кг живой массы, с 15-го дня после отёла в течение 7 сут. Коровам контрольной гр. внутримышечно вводили Габивит^е, в дозе 20,0 мл, однократно, согласно разработанным наставлениям.
Результаты исследования. В результате проведённого опыта выяснили, что наименьшее количество случаев клинической формы мастита отмечалось у животных опытных групп при комплексном применении препаратов биоинфузин и гистоген. Результаты изучения профилактической эффективности биоинфузина в сочетанном применении с гистогеном в сравнительном аспекте представлены в таблице 2.
В I и II опытных группах профилактическая эффективность изучаемого способа в отношении мастита, возникающего на 15-й день после отёла, была на уровне 65 и 50%, что на 35 и 20% выше по сравнению с контролем.
Использование биоинфузина совместно с препаратом гистоген в послеродовой период профи-лактирует задержание последа и эндометрит у 50
и 55% коров I опытной гр., что на 10 и 15% выше в сравнении с контролем. Во II опытной гр. внутримышечное введение биоинфузина обеспечило повышение профилактической эффективности у 45% животных.
Оптимальные результаты были получены у животных, которым с 15-го дня после отёла, ежедневно, в течение 7 сут. вводили внутримышечно биоинфузин в дозе 2,5 мл/100 кг живой массы и подкожно гистоген в дозе 0,02 мл/1 кг. В этой группе эффективность профилактики оказалась выше на 28% по сравнению с контрольной группой. У животных I опытной группы было зарегистрировано снижение количества родовых (задержание последа) и послеродовых осложнений (эндометрит) на 16 и 20% по сравнению с контрольной группой.
Лейкограмма, количество гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов и биохимические показатели сыворотки крови коров опытных и контрольной групп до и после профилактики испытуемыми препаратами соответствовали физиологической норме (табл. 3).
Разработанная нами комплексная схема профилактики маститов у коров с использованием
2. Эффективность препарата биоинфузин для профилактики клинической формы мастита у коров
Показатель Группа
контрольная I опытная II опытная
Количество животных, гол. 20 20 20
Мастит в период интенсивного раздоя, гол/% 14/70 7/35 10/50
Профилактическая эффективность, % 30 65 50
Задержание последа, гол/% 12/60 10/50 11/55
Профилактическая эффективность, % 40 50 45
Эндометрит, гол/% 12/60 9/45 11/55
Профилактическая эффективность, % 40 55 45
Группа
Показатель I опытная II опытная
контрольная
15-й день после отёла (начало опыта)
Эритроциты, 1012/л 5,5±0,3 5,5±0,3 5,6±0,2
Гемоглобин, г/л 7,8±0,2 8,1±0,3 6,1±0,5
Лейкоциты, 109/л 5,4±0,6 5,2±0,4 7,8±0,2
Общий белок, г/л 77,6±2,8 75,4±2,4 73,6±2,5
Альбумины, % 23,8±4,0 31,7±2,7 34,1±3,0
Общий кальций, ммоль/л 1,7±0,2 1,8±0,1** 1,8±0,1**
Неорганический фосфор, ммоль/л 0,8±0,03 0,8±0,3* 0,9±0,3*
Магний, ммоль/л 15,7±2,3 17,3±2,9** 18,3±3,2*
Витамин Е, ммоль/л 7,5±1,9 13,3±2,6 16,8±2,5
Через 7 сут. после введения препаратов (конец опыта)
Эритроциты, 1012/л 7,9±0,3 6,7±0,3 8,0±0,2
Гемоглобин, г/л 7,5±0,5 9,1±0,5 8,9±0,4
Лейкоциты, 109/л 7,0±0,5 7,1±0,6 6,3±0,3
Общий белок, г/л 79,6±2,8 85,2±3,0 78,2±2,8
Альбумины, % 30,7±3,2 37,8±2,5 39,7±3,7
Общий кальций, ммоль/л 2,7±0,1 3,0±0,1 3,0±0,2
Неорганический фосфор, ммоль/л 1,6±0,1 1,6±0,1 1,7±0,1
Магний, ммоль/л 1,2±0,2 0,9±0,1 0,9±0,3
Витамин Е, ммоль/л 8,5±2,7 14,7±2,3 14,2±1,6
3. Гематологические показатели у коров после профилактики испытуемыми препаратами (X±Sx)
экологически чистых препаратов биоинфузин и гистоген на основе левзеи сафлоровидной по лечебно-профилактической эффективности и полученным показателям выгодно отличается от традиционных методов профилактики и терапии маститов.
Выводы. Результаты проведённых испытаний позволяют рекомендовать хозяйствам при организации мероприятий по борьбе с клиническим маститом:
— проводить обследование коров на клинический мастит тестом Кено-тест, как наиболее достоверным и легко выполнимым в производственных условиях;
— для профилактики клинической формы мастита, а также улучшения воспроизводительных качеств более эффективно вводить с 15-го дня после отёла, ежедневно, в течение 7 суток биоинфузин в дозе 2,5 мл/100 кг живой массы и подкожно гистоген в дозе 0,02 мл/1 кг. Указанные средства обладают свойством стимулировать общую неспецифическую резистентность организма и факторы местной защиты тканей молочной железы у коров, что позволяет профилактировать клиническую форму мастита.
Литература
1. Жук Ю.В., Любецкий В.И. Комплексное лечение коров, больных маститом // Инновационные технологии в ветеринарии, биологии и экологии: матер. междунар. науч.-практич. конф. Ч. 2: сб. науч. тр. Троицк: УГАВМ, 2013. 181 с.
2. Жданова И.Н. Применение иммуномодулирующих препаратов в животноводстве — эффективный способ повышения качества животноводческой продукции // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 12 (31). С. 104—106.
3. Ивановский А.А. Иммуностимуляторы и их роль в повышении резистентности животных к болезням. Киров: Зональный НИИСХ Северо-Востока, 2005. С. 68.
4. Смирнова Е.В. Эффективность способа профилактики и терапии родовых и послеродовых заболеваний у коров в зависимости от их индивидуальности // Актуальные проблемы ветеринарного акушерства и репродукции животных: матер. междунар. науч.-практич. конф. (10—12 октября 2013). Горки: БГСХА, 2013. С. 252-257.
5. Татарникова Н.А., Жданова И.Н. Применение биоинфузина в комплексной профилактике мастита у коров // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 4 (48). С. 88-90.
6. Хабриев Р.У. Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ. М., 2005. С. 832.
7. Пименов Н.В. Перспективы применения бактериофагов в ветеринарии // Ветеринария и кормление. 2009. № 5. С. 34-35.
8. Ветеринарная гематология / Г.А. Симонян [и др.]. М.: Колос, 1995. 256 с.
9. Ивановский А.А. Экдистероиды: учеб.-метод. пособие / А.А. Ивановский, Н.П. Тимофеев, С.Н. Копылов, Е.Ю. Тим-кина. Киров: Вятская ГСХА, 2012. 45 с.
10. Овсянников А.И. Основы опытного дела. М.: Колос, 1976. 304 с.
11. Клиническая лабораторная диагностика в ветеринарии / И.П. Кондрахин [и др.]. М., 1983. С. 63.
Влияние возраста первого осеменения тёлок на воспроизводительные качества коров
А.Ю. Мартынова, аспирантка, О.В. Горелик, д.с.-х.н., профессор, О.П. Неверова, к.б.н, О.А. Быкова, д.с.-х.н., ФГБОУ ВО Уральский ГАУ
Повышение производства молока возможно за счёт использования высокопродуктивных животных. В последние годы с целью повышения генетического потенциала продуктивности в хозяйствах страны повсеместно проводят скрещивание коров отечественных пород с быками лучшей молочной породы мира — голштинской. Как следствие, у современного поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности отмечается высокая доля кровности по голштинской породе. Такие животные характеризуются более продолжительной лактацией и обладают высокими показателями продуктивности. Высокое напряжение организма во время лактации приводит к снижению воспроизводительных способностей и, как правило, к сокращению продуктивного долголетия коров. Быстрое выбытие животных из стада, снижение количества новорождённого молодняка, скрытое проявление физиологических аспектов способности к воспроизводству, а значит, низкое выявление коров в охоте приводит к снижению поголовья молочного скота, производства молока и говядины в целом по стране и повышению их себестоимости. Это
требует незамедлительного изыскания путей повышения интенсификации воспроизводства стада и организации выращивания ремонтного молодняка. Главной задачей при воспроизводстве стада является ежегодное получение от каждой коровы жизнеспособного телёнка [1—4]. Одним из путей повышения репродуктивных качеств молочного скота является ввод в стадо животных, обладающих хорошим здоровьем, что в свою очередь зависит от организации направленного выращивания ремонтного молодняка. В России принято первое осеменение ремонтных тёлок проводить в возрасте 18 мес. при живой массе 75% от живой массы взрослой коровы. Считается, что осеменение тёлок в возрасте 15—18 мес., как правило, способствует формированию животных крепкой конституции, приспособленных к длительному использованию, обладающих лучшей оплодотворяемостью и сравнительно коротким сервис-периодом [5, 6]. Однако нарушения в кормлении, разные системы выращивания ремонтного молодняка часто приводят к тому, что эти сроки не выдерживаются. Кроме того, изменение генотипа животных в сторону увеличения кровности по голштинской породе также приводит к необходимости разработки новых требований к выращиванию ремонтного молодняка и срокам его первого осеменения [7—9].