Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ВИДА ИНТЕЛЛЕКТА НА ВЫБОР ВУЗА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ВИДА ИНТЕЛЛЕКТА НА ВЫБОР ВУЗА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект / вербальный интеллект / невербальный интеллект / выбор профессии / intelligence / verbal intelligence / non-verbal intelligence / choice of profession

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акатьев Дмитрий Юрьевич, Викулина Мария Анатольевна, Сорокоумова Галина Вениаминовна

Введение. В статье рассматриваются факторы, влияющие на профессиональное самоопределение и выбор профессии, делается вывод, что ранее не изучалось влияние преобладающего вида интеллекта на выбор вуза для обучения специальности будущей профессиональной деятельности, формулируется цель исследования. Обзор литературы. Рассматривается история становления понятия «интеллект» и видов интеллекта. На основе теории множественного интеллекта Г. Гарднера (MI theory) предлагается определение лингвистического (вербального) интеллекта. Материалы и методы. Исследование проводилось в 2023 году с участием студентов первого курса двух вузов: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ)» в количестве 120 человек и ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова» (ИжГТУ) в количестве 100 человек. Для реализации поставленных целей исследования нами отобраны две методики: тест Хорста Зиверта на языковой (вербальный) интеллект и тест Айзенка-Горбова, IQ на невербальный интеллект. Данные обрабатывались методами математической статистики: осуществлялся анализ на основе вариационных рядов. Результаты исследования. Результаты исследования показали, что у студентов лингвистического вуза преобладает лингвистический (вербальный) интеллект. Студенты лингвистического вуза – будущие педагоги обладают более высоким уровнем не только вербального лингвистического (вербального), но и невербального интеллекта. Выводы. Подтвердилась гипотеза о том, что преобладающий вид интеллекта (вербальный или невербальный) определяет выбор вуза для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акатьев Дмитрий Юрьевич, Викулина Мария Анатольевна, Сорокоумова Галина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE PREVAILING TYPE OF INTELLIGENCE ON THE CHOICE OF FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

Introduction. The article examines the process of choosing a profession, factors influencing the professional self-determination of a teenager and the choice of a profession, concludes that none of the researchers has studied the influence of the prevailing type of intelligence on the choice of future professional activity, and formulates the purpose of the study. Literature review. The history of the formation of the concept of «intelligence» and types of intelligence is considered. On the basis of G. Gardner’s theory of multiple intelligence (MI theory), a definition of linguistic (verbal) intelligence is proposed. Materials and methods. The study was conducted in 2023 on first-year students of two universities: in the Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov (NGLU) among students of the HSLPP studying in the field of training 44.03.05 Pedagogical Education in the number of 120 people and in the FS EI of Higher Education named after M.T. Kalashnikov in the number of 100 people. For the purposes of the study, we selected two methods: the Horst Sievert test for linguistic (verbal) intelligence and the Eysenck-Gorbov test, IQ for nonverbal intelligence. The data were processed by methods of mathematical statistics: analysis was carried out on the basis of variation series. The results of the study. The results of the study showed that linguistic (verbal) intelligence prevails among students of a linguistic university. Students of a linguistic university have a higher level of not only linguistic (verbal) intelligence, but also non-verbal intelligence. Conclusions. The hypothesis was confirmed that the predominant type of intelligence (verbal or non-verbal) determines the choice of future professional activity.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ВИДА ИНТЕЛЛЕКТА НА ВЫБОР ВУЗА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ВЛИЯНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ВИДА ИНТЕЛЛЕКТА НА ВЫБОР ВУЗА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Акатьев Дмитрий Юрьевич

Кандидат технических наук, доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород), e-mail: akatjev@rambler.ru

Викулина Мария Анатольевна

Доктор педагогических наук, профессор, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород), e-mail: marvic2@yandex.ru

Сорокоумова Галина Вениаминовна

Доктор психологических наук, доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород), e-mail: galsors@mail.ru

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-18-27

Аннотация:

Введение. В статье рассматриваются факторы, влияющие на профессиональное самоопределение и выбор профессии, делается вывод, что ранее не изучалось влияние преобладающего вида интеллекта на выбор вуза для обучения специальности будущей профессиональной деятельности, формулируется цель исследования.

Обзор литературы. Рассматривается история становления понятия «интеллект» и видов интеллекта. На основе теории множественного интеллекта Г. Гарднера (MI theory) предлагается определение лингвистического (вербального) интеллекта.

Материалы и методы. Исследование проводилось в 2023 году с участием студентов первого курса двух вузов: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ)» в количестве 120 человек и ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова» (ИжГТУ) в количестве 100 человек.

Для реализации поставленных целей исследования нами отобраны две методики: тест Хорста Зиверта на языковой (вербальный) интеллект и тест Айзенка-Горбова, IQ на невербальный интеллект. Данные обрабатывались методами математической статистики: осуществлялся анализ на основе вариационных рядов.

Результаты исследования. Результаты исследования показали, что у

студентов лингвистического вуза преобладает лингвистический (вербальный) интеллект. Студенты лингвистического вуза - будущие педагоги обладают более высоким уровнем не только вербального лингвистического (вербального), но и невербального интеллекта.

Выводы. Подтвердилась гипотеза о том, что преобладающий вид интеллекта (вербальный или невербальный) определяет выбор вуза для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интеллект, вербальный интеллект, невербальный интеллект, выбор профессии.

THE INFLUENCE OF THE PREVAILING TYPE OF INTELLIGENCE ON THE CHOICE OF FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

Akatiev Dmitriy Yurievich

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov (Nizhny Novgorod), e-mail: akatjev@ rambler.ru

Vkulina Maria Anatolievna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov (Nizhny Novgorod), e-mail: marvic2@yandex.ru

Sorokoumova Galina Veniaminovna

Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov (Nizhny Novgorod), e-mail: galsors@mail.ru

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-18-27

Abstract:

Introduction. The article examines the process of choosing a profession, factors influencing the professional self-determination of a teenager and the choice of a profession, concludes that none of the researchers has studied the influence of the prevailing type of intelligence on the choice of future professional activity, and formulates the purpose of the study.

Literature review. The history of the formation of the concept of «intelligence» and types of intelligence is considered. On the basis of G. Gardner's theory of multiple intelligence (MI theory), a definition of linguistic (verbal) intelligence is proposed.

Materials and methods. The study was conducted in 2023 on first-year students of two universities: in the Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A.

Dobrolyubov (NGLU) among students of the HSLPP studying in the field of training 44.03.05 Pedagogical Education in the number of 120 people and in the FS EI of Higher Education named after M.T. Kalashnikov in the number of 100 people.

For the purposes of the study, we selected two methods: the Horst Sievert test for linguistic (verbal) intelligence and the Eysenck-Gorbov test, IQ for nonverbal intelligence. The data were processed by methods of mathematical statistics: analysis was carried out on the basis of variation series.

The results of the study. The results of the study showed that linguistic (verbal) intelligence prevails among students of a linguistic university. Students of a linguistic university have a higher level of not only linguistic (verbal) intelligence, but also nonverbal intelligence.

Conclusions. The hypothesis was confirmed that the predominant type of intelligence (verbal or non-verbal) determines the choice of future professional activity.

Keywords: intelligence, verbal intelligence, non-verbal intelligence, choice of profession.

Введение. Выбор профессии - это сложный и относительно длительный процесс, неотъемлемый от развития личности в целом. Этот процесс можно считать эффективным, если активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих, нравственных, интеллектуальных потенциалов. Для того, чтобы сформировалась профессиональная личность, необходимо: формирование психологической готовности к выбору профессии; формирование психологической готовности к овладению профессией в процессе обучения (в техникуме, в вузе), в основе которой лежит овладение определенным уровнем компетентности; формирование психологической готовности к реализации себя в профессии [11. С. 10-11]. И выбор профессии является основополагающим этапом формирования будущей профессиональной личности. На выбор профессии влияют многие факторы [6].

Так, Е.А. Климов, считал, что процесс самоопределения складывается из восьми основных факторов. Он разработал модель «Восемь углов выбора профессии», куда входят такие условия выбора профессии как мнение родителей; мнение сверстников; мнение школьных педагогов; личные профессиональные планы; наличие способностей; уровень общественного признания; знания о существующих профессиях; наличие склонностей и интересов [4, с. 26]. Н.С. Пряжников включает ориентирование в социально-экономической ситуации; определение профессиональных целей и перспектив; поиск информации о той или иной профессии; представление о своих способностях; наличие нескольких вариантов в выборе будущей профессии; реализация профессиональных планов [9, с. 11]. Е.М. Павлютенков и В.В. Крыжко предложили «иерархию» факторов, влияющих на профессиональное самоопределение подростка:

1. Сфера дружеских отношений.

2. Средства массовой информации.

3. Педагогический коллектив.

4. Семья и ее влияние.

5. Успеваемость школьника.

6. Внеклассная работа.

7. Организация.

8. Общественно - полезный и производственный труд.

9. Внешкольная работа [8].

Как видим из приведенных примеров, ни один из исследователей не изучал влияние преобладающего вида интеллекта на выбор вуза для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Основы профессиональной личности закладываются в студенческом возрасте. Основными новообразованиями студенческого (юношеского) возраста являются формирование психологической готовности к профессии, понимание смысла жизни и сознательное построение собственной жизни, что невозможно без хорошо развитого интеллекта. Поэтому целью нашего исследования стало изучение влияние преобладающего вида интеллекта на выбор вуза для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Обзор литературы

В психологической науке отсутствует общепринятое понятие «интеллект». Слово произошло от латинского - ум, рассудок, разум, разумение, постижение. «Понятие интеллекта ввел английский ученый Ф. Гальтон в конце XIX столетия. За основу были взяты научные труды Ч. Дарвина об эволюции. Ученый считал, что решающей причиной возникновения любых индивидуальных различий, как телесных, так и психических, является фактор наследственности» [7, с. 63]. Некоторые авторы отождествляют понятия «интеллект» и «мышление» (Б.М. Теплов), подразумевают под интеллектом скорость протекания мыслительных процессов (Г.Ю. Айзенк), многие рассматривают интеллект в широком смысле, как активную познавательную деятельность человека, необходимую для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире, в узком смысле как творческий процесс решения задач. Так, по мнению С.Л. Рубинштейна, интеллект - это совокупность общих умственных способностей [10, с.702].

Среди видов интеллекта первым начали выделять Щ. Это показатель когнитивных (умственных) способностей: умение обобщать, анализировать, строить причинно- следственные связи. Понятие Щ ввел А. Бине для сопоставления уровня интеллекта и возраста у детей, и У Штерн. Чуть позднее Р. Бар-Он ввел понятие EQ - эмоциональный интеллект и выделил его структурные компоненты: самосознание, эмпатию самоконтроль и навыки отношений с окружающими [15]. С. Кови утверждал, что кроме ЕQ и Щ существуют также PQ (физический интеллект) и SQ (духовный интеллект) [5].

В 1930 году Э Торндайк ввел «социальный интеллект» как умение ладить с другими людьми [1].

Изучение интеллекта продолжается до сих пор. Одной из интересных классификаций видов интеллекта предлагает М.А. Холодная. Исследователь предла-

гает полярные виды интеллекта: общий интеллект - частные интеллектуальные способности, конвергентный - дивергентный интеллект, репродуктивный - продуктивный интеллект, кристаллизованный - текущий интеллект [13].

Впервые теорию множественного интеллекта, как альтернативу IQ, предложил Г. Гарднер [3]. Его теория множественного интеллекта (MI theory) первоначально предлагала семь видов интеллекта: лингвистический, используемый при чтении книги или написании стихотворения; логико-математический, используемый при выводе логического доказательства или решении математической задачи; пространственный, используемый при размещении чемоданов в багажнике автомобиля; музыкальный, используемый при пении песни или сочинении симфонии; телесно-кинестетический, используемый при танцах или игре в футбол; межличностный, используемый при понимании и взаимодействии с другими людьми; и внутриличностный, используемый при понимании самого себя [15].

Под лингвистическим (вербальным) интеллектом подразумеваются способности, связанные с пониманием и использованием звуков, ритмов и значений слов, функций языка. Эта форма интеллекта выражена у людей, которые проявляют легкость в обращении со словами и языками: легко запоминают слова, осваивают иностранные языки, пишут стихи и др. [2].

Материалы и методы исследования. В 2023 году нами проведено исследование с целью сравнения вербального и невербального интеллекта студентов-первокурсников лингвистического и технического вузов. Мы предположили, что преобладающий вид интеллекта (вербальный или невербальный) определяет выбор вуза для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Экспериментальную выборку составили студенты 1 курса ВШЛПП НГЛУ (ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова) обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование» в количестве 120 человек и студенты 1 курса 1 курса ИжГТУ (ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова), обучающиеся в Институте «Информатика и вычислительная техника» по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» и в Институте строительства и архитектуры имени В.А. Шумилова по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство», (профиль подготовки

«Промышленное и гражданское строительство») в количестве 100 человек. Всего в исследовании приняли участие 220 студентов-первокурсников языкового и технического вузов.

Основными методиками исследования выбраны:

- Тест Хорста Зиверта на языковой (вербальный) интеллект [14].

- Тест Айзенка-Горбова, IQ на невербальный интеллект [12].

Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики: осуществлялся анализ на основе вариационных рядов.

Результаты исследования

В таблице 1 приведены средние значения результатов тестирования по каждому университету и тесту.

Таблица 1.

Средние значения результатов тестирования по НГЛУ (N=120) и ИжГТУ (N=100)

Тест НГЛУ ИжГТУ

Тест на определение языковых способностей «Хорста Зиверта» 22,9 21,7

Тест на определение интеллекта Айзенка-Горбова, 133,2 128,5

Из таблицы 1 видно, что студенты лингвистического университета показали более высокие средние значения по вербальному и невербальному интеллекту по сравнению со студентами технического университета. Это позволило нам сделать вывод о том, что студенты лингвистического вуза - будущие педагоги обладают более высоким уровнем не только вербального лингвистического, но и невербального интеллекта тоже.

Более подробный анализ на основе вариационных рядов и построенных по ним графиков распределения баллов для теста на определение языковых способностей «Хорста Зиверта» (Рисунок 1.) и теста на определение интеллекта Ай-зенка-Горбова, Щ (Рисунок 2.) подтверждает полученный среднестатистический результат.

Результаты теста З. Хорста представлены на рисунке 1.

Интервалы Распределение баллов для студентов Распределение баллов для студентов

технического вуза лингвистического вуза

<15 б 0,11 0,05

15 б - 18 б 0,16 0,141667

18 б - 21 б 0,21 0,208333

21 б - 24 б 0,22 0,208333

24 б - 27 б 0,12 0,183333

27 б - 30 б 0,18 0,208333

Рисунок 1. Распределение баллов по результатам теста Х. Зиверта

Результаты теста Айзенка представлены на рисунке 2.

100 б. 110 б. 120 б. 130б. 140 б. 150 б.

Интервалы Распределение баллов для студентов технического вуза Распределение баллов для студентов лингвистического вуза

<100 б. 0,066667 0,043478

100 б. - 110 б. 0,15 0,06087

110 б. - 120 б. 0,1 0,06087

120 б. - 130 б. 0,183333 0,191304

Рисунок 2. Распределение баллов по результатам теста Айзенка-Горбова Щ

Полученные результаты хорошо коррелируют с более высоким проходным баллом лингвистического вуза по сравнению с техническим вузом.

Выводы:

Результаты исследования показали, что у студентов лингвистического вуза преобладает лингвистический (вербальный) интеллект.

Студенты лингвистического вуза обладают более высоким уровнем не только вербального лингвистического интеллекта, но и невербального интеллекта.

Преобладающий вид интеллекта (вербальный или невербальный) определяет выбор вуза для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Целесообразно усилить в технических вузах развитие вербального (линг-

вистического) интеллекта через изучение иностранных языков и предметы гуманитарного блока, а в лингвистических вузах ввести дисциплины, развивающие невербальный интеллект, например «Ситуационный анализ», «Проектная деятельность» и др.

Данные, полученные в исследовании, открывают практическую возможность использовать психодиагностику при отборе в ВУЗах на технические и гуманитарные направления подготовки.

Следующим шагом мы планируем провести исследование влияния учебной деятельности в разных типах высших учебных заведений на когнитивное развитие студентов, на развитие их интеллектуального потенциала.

Литература

1. Аршанская (Шешукова) О.В. Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность: монография. М-во образования и науки РФ, СахГУ. - Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2018. - 85 с.

2. Гаврилова Е.В. Лингвистические и когнитивные способности: общие эффекты и роль языкового опыта // Вопросы психологии. - 2022. - Т. 68. - № 1. -С. 84-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. - 512 с.

4. Зиверт Хорст Ваш коэффициент интеллекта. Тесты. Пер. с нем. - М.: АО Интерэксперт, 1997.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академический Проспект, 2000. - 296 с.

6. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. - М.: АльпинаБизнес Букс, 2006.

7. Медведенко О.Н. Факторы оптимального выбора человеком профессии // Акмеология. - 2015. - № 3 (55). - С. 113-115.

8. Наймушина Л.М. История становления понятия «Эмоциональный интеллект» в психологической науке // Педагогика: история, перспективы. - 2020. - № 4. - С. 63-70.

9. Павлютенков Е.М., Крыжко В.В. Психология в практике менеджера образования. Материалы для специалиста образовательного учреждения. - М.: КАРО, 2001. - 293 с.

10. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - М.: Академия, 2014. - 416 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720

с.

12. Сорокоумова Г.В. Условия, механизмы и факторы развития профессиональной личности социономического типа: учебное пособие по курсу «Педагогическая антропология. Раздел «Психология» - Н. Новгород, Изд-во НГЛУ, 2017.- 297 с.

13. Тест Айзенка-Горбова, IQ на невербальный интеллект / URL: https:// psytests.org/iq/eygA.html (дата обр. 10.09.2023).

14. Холодная, М.А. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.:

15. Robert J. Sternberg, James C. Kaufman, in Encyclopedia of the Human Brain, 2002.

References:

1. Arshanskaya (Sheshukova) O.V. Psychological conditions for the formation of social intelligence: history and modernity: monograph [Psychological conditions for the formation of social intelligence: history and modernity: monograph.]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sakhalin State University. Tambov: Consulting company Ucom, 2018. 85 p.

2. Gavrilova E.V. Linguistic and cognitive abilities: general effects and the role of language experience [Linguistic and cognitive abilities: general effects and the role of language experience]. Questions of psychology. 2022. V. 68. No. 1. P. 84-99.

3. Gardner G. Structure of the mind: the theory of multiple intelligences: trans. from English [Structure of the mind: the theory of multiple intelligences: trans. from English]. Moscow: LLC "I.D. Williams», 2007. 512 p.

4. Siewert Horst. Your IQ. Tests. Per. with him [Your IQ. Tests. Per. with him]. M.: JSC Interexpert, 1997.

5. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Academic Prospekt, 2000. 296 p.

6. Covey Stephen R. Seven Habits of Highly Effective People: Powerful Tools for Personal Development [Seven Habits of Highly Effective People: Powerful Tools for Personal Development]. Moscow: AlpinaBusiness Books, 2006.

7. Medvedenko O.N. Factors in a person's optimal choice of profession [Factors in a person's optimal choice of profession]. Acmeology. 2015. No. 3 (55). pp. 113115.

8. Naimushina L.M. History of the formation of the concept "Emotional intelligence" in psychological science [History of the formation of the concept "Emotional intelligence" in psychological science]. Pedagogy: history, prospects. 2020. No. 4. P. 63-70.

9. Pavlyutenkov E.M., Kryzhko V.V. Psychology in the practice of an education manager. Materials for specialists of educational institutions [Psychology in the practice of an education manager. Materials for specialists of educational institutions]. Moscow: KARO, 2001. 293 p.

10. Pryazhnikov N.S. Activating professional consultation: theory, methods, programs [ctivating professional consultation: theory, methods, programs]. Moscow: Academy, 2014. 416 p.

11. Rubinshtein S.L. Fundamentals of general psychology [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg: Peter, 2002. 720 p.

12. Sorokoumova G.V. Conditions, mechanisms and factors for the development of a professional personality of a socionomic type: a textbook for the course "Pedagogical anthropology. Section "Psychology" [Conditions, mechanisms and factors for the development of a professional personality of a socionomic type: a textbook for the course "Pedagogical anthropology. Section "Psychology"]. N. Novgorod, NGLU Publishing House, 2017. 297 p.

13. Eysenck-Gorbov test, IQ for non-verbal intelligence / URL: https://psytests. org/iq/eygA.html (access date: 09/10/2023).

14. Kholodnaya, M.A. Psychology of intelligence [Psychology of intelligence]. St. Petersburg: Peter, 2002. 272 p.: ill.

15. Robert, J. Sternberg, James, C. Kaufman, in Encyclopedia of the Human Brain, 2002.

СВЯЗЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ ЖЕНЩИН В СИТУАЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ ПЛОДА

Гайдук Татьяна Васильевна

Преподаватель Краснодарского краевого базового медицинского колледжа (г. Краснодар), зам. главного врача по организационно-методической работе клинической больницы РЖД «Медицина», член государственной аттестационной комиссии Минздрава Краснодарского края, tvgayduk@mail.ru

Удачина Полина Юрьевна

Кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет (г. Краснодар), e-mail: udachina777@mail.ru

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-27-39

Аннотация:

Актуальность исследования особенностей психоэмоционального реагирования беременных на выявление патологий развития плода объясняется недостаточной изученностью темы. Так, специфика копинг-стратегий беременных с выявленными пороками развития плода и особенностями их гестационной доминанты становилась предметом интереса Е.В. Куфтяк, М.Е. Блох, И.В. Грандилевской и др., однако данные работы охватывают лишь отдельные аспекты темы. Кроме того, сегодня можно говорить об обоснованной необходимости оптимизации деятельности медицинского персонала, взаимодействующего с беременными, на всех уровнях (от женской консультации до родильного зала и послеродового отделения), что также объясняет значимость проблемы.

Исследование проводилось на базе отделения женской консультации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.