Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА СТРУКТУРУ ЭКОНОМИКИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА'

ВЛИЯНИЕ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА СТРУКТУРУ ЭКОНОМИКИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивельская Нина Григорьевна, Султанова Екатерина Владимировна, Стефаненко Максим Андреевич

В данной статье авторами предпринята попытка оценить степень влияния преференциальных режимов на изменение экономических параметров социально-экономического развития Владивостокского городского округа и Приморского края за период реализации федеральных законов «О свободном порте Владивосток» и «О территориях социально-экономического развития», в том числе, и в аспекте развития Владивостокской агломерации. На основе проведенного анализа отдельных социально-экономических показателей авторами предпринята попытка определить социальный и бюджетный эффекты, а также выявить их экономическую эффективность. В исследовании использованы показатели временного ряда до момента вступления в силу вышеперечисленных законов и за период их реализации. На основании проведенного анализа реестра резидентов СПВ, представленного на сайте Корпорации по развитию Дальнего Востока, была осуществлена попытка определить основные приоритетные направления в экономике, выбираемые, а качестве основных видов экономической деятельности, хозяйствующими субъектами, получившими статус резидентов. Также, сделаны выводы о несовершенстве механизмов оценки эффективности действующих режимов, вследствие отсутствия единой системы измерения результативности реализуемых проектов как инвесторами, без статуса резидентов, так и самих резидентов свободного порта Владивосток и резидентов ТОСЭР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивельская Нина Григорьевна, Султанова Екатерина Владимировна, Стефаненко Максим Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PREFERENTIAL REGIME ON THE STRUCTURE OF THE ECONOMY OF THE VLADIVOSTOK CITY DISTRICT

In this article authors made an attempt to estimate extent of influence of the preferential modes on change of economic parameters of social and economic development of the Vladivostok city district and Primorsky Krai during implementation of the federal laws "About the Free Port of Vladivostok" and "About Territories of Social and Economic Development", including, and in aspect of development of the Vladivostok agglomeration. On the basis of the carried-out analysis of separate socio-economic indexes authors made an attempt to define social and budgetary effects and also to reveal their cost efficiency. In a research indicators of a temporary row until entry into force of above-mentioned laws and during their realization are used. On the basis of the carried-out analysis of the register of residents of SPV presented on the website of Corporation on development of the Far East the attempt to determine the main priority directions in economy chosen, and quality of main types of economic activity, by the economic entities which received the status of residents was made. Also, conclusions are drawn on imperfection of mechanisms of assessment of efficiency of the operating modes, owing to lack of a uniform system of measurement of effectiveness of the implemented projects as investors, without the status of residents, and residents of the free port of Vladivostok and residents of TOSER.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА СТРУКТУРУ ЭКОНОМИКИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

УДК 332.025

DOI: 10.26140/anie-2021-1001-0077

ВЛИЯНИЕ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА СТРУКТУРУ ЭКОНОМИКИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 7253-0975 AuthorlD: 933346

ИВЕЛЬСКАЯ Нина Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры

«Экономика и управление»

SPIN: 5817-8843

AuthorlD: 634563

ORCID: 0000-0002-3662-497X

СУЛТАНОВА Екатерина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры

«Экономика и управление» СТЕФАНЕНКО Максим Андреевич, магистрант кафедры «Экономика и управление» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя,41, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной статье авторами предпринята попытка оценить степень влияния преференциальных режимов на изменение экономических параметров социально-экономического развития Владивостокского городского округа и Приморского края за период реализации федеральных законов «О свободном порте Владивосток» и «О территориях социально-экономического развития», в том числе, и в аспекте развития Владивостокской агломерации. На основе проведенного анализа отдельных социально-экономических показателей авторами предпринята попытка определить социальный и бюджетный эффекты, а также выявить их экономическую эффективность. В исследовании использованы показатели временного ряда до момента вступления в силу вышеперечисленных законов и за период их реализации. На основании проведенного анализа реестра резидентов СПВ, представленного на сайте Корпорации по развитию Дальнего Востока, была осуществлена попытка определить основные приоритетные направления в экономике, выбираемые, а качестве основных видов экономической деятельности, хозяйствующими субъектами, получившими статус резидентов. Также, сделаны выводы о несовершенстве механизмов оценки эффективности действующих режимов, вследствие отсутствия единой системы измерения результативности реализуемых проектов как инвесторами, без статуса резидентов, так и самих резидентов свободного порта Владивосток и резидентов ТОСЭР.

Ключевые слова и словосочетания: Свободный порт Владивосток, социально-экономическое развитие, структура экономики муниципального образования, преференциальные режимы

INFLUENCE OF PREFERENTIAL REGIME ON THE STRUCTURE OF THE ECONOMY

OF THE VLADIVOSTOK CITY DISTRICT

© The Author(s) 2021

IVELSKAY Nina Grigorievna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of management SULTANOVA Ekaterina Vladimirovna, candidate of social sciences, associate professor

of the department of management STEFANENKO Maxim Andreevich, graduate student Vladivostok State University of Economic and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail: [email protected]) Abstract. In this article authors made an attempt to estimate extent of influence of the preferential modes on change of economic parameters of social and economic development of the Vladivostok city district and Primorsky Krai during implementation of the federal laws "About the Free Port of Vladivostok" and "About Territories of Social and Economic Development", including, and in aspect of development of the Vladivostok agglomeration. On the basis of the carried-out analysis of separate socio-economic indexes authors made an attempt to define social and budgetary effects and also to reveal their cost efficiency. In a research indicators of a temporary row until entry into force of above-mentioned laws and during their realization are used. On the basis of the carried-out analysis of the register of residents of SPV presented on the website of Corporation on development of the Far East the attempt to determine the main priority directions in economy chosen, and quality of main types of economic activity, by the economic entities which received the status of residents was made. Also, conclusions are drawn on imperfection of mechanisms of assessment of efficiency of the operating modes, owing to lack of a uniform system of measurement of effectiveness of the implemented projects as investors, without the status of residents, and residents of the free port of Vladivostok and residents of TOSER.

Keywords: free port of Vladivostok, socio-economic development, structure of the municipal economy, preferential treatment

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономическое развитие как региона, так и отдельных его муниципалитетов в условиях стагниру-ющей экономики нуждается не только в эффективной системе государственного и муниципального управления, основанного на разработке и применении индивидуальных подходов к стратегическому планированию, но и в четко проработанных механизмах как межведомственного, так и межбюджетного и межмуниципального взаимодействия в аспекте ресурсного обеспечения.

Прежде чем перейти к анализу результатов социально-экономического развития Владивостокского городского округа в аспекте преференциальных режимов, следует обосновать необходимость увеличения временного горизонта исследования в связи с тем, что федеральный

закон о Свободном порте Владивосток вступил в силу в 2015 году, а становление института резидентства, в его редакции, вошло в активную фазу лишь к 2018 году. Но при этом следует также отметить и такой аспект как интенсивный рост ВРП, в связи с подготовкой города к саммиту АТЭС в 2012 году. Безусловно, успешное проведение саммита АТЭС сопровождалось строительством грандиозной деловой инфраструктуры и дало городу серьезный импульс к развитию, а также повысило инвестиционную привлекательность региона [1]. Обоснование необходимости принятия закона о СПВ пришлось на период экономического подъема в период с 2010 года. Важно было сохранить позитивную динамику и продолжить целенаправленную работу по развитию взаимовыгодного сотрудничества.

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

Временной период реализации Стратегии города Владивостока в 2014 и 2015 годах следует признать экстремальным, как и для всей экономики страны, в силу кардинального изменения внешних и внутренних условий. Однако, для Дальнего Востока эти изменения имели дополнительную специфику. Развитие Дальнего Востока было объявлено Президентом Российской Федерации стратегическим приоритетом развития России на весь XXI век, были приняты федеральные законы, обеспечивающие возможность прорывного развития отдельных отраслей, начали действовать беспрецедентные стимулирующие механизмы развития территорий Дальнего Востока. Был принят объемный пакет правовых актов, направленных на создание особенных условий функционирования, как целых отраслей, так и отдельных хозяйствующих субъектов. В эти годы вступили в законную силу федеральные законы «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-Ф3 [2], «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ [3], повлекшие за собой активности хозяйствующих субъектов, обусловленные желанием изменить действующий статус на статус резидента. Что в свою очередь и объясняет значительный спад количества хозяйствующих субъектов, на что ниже, в данной статье, будет сделан акцент.

При этом надо отметить существенное отличие механизмов стимулирования развития, применяемых Россией и Советским Союзом для территорий Дальнего Востока. Если, начиная с 1861 года, особые меры стимулирования действовали на всей территории Дальнего Востока, а режим порто-франко только в г. Владивостоке, то сейчас особые механизмы стимулирования действуют на точечных территориях, а режим свободного порта сразу в 15 муниципальных образованиях Приморского края.

Также следует отметить, что при принятии пакета документов такой направленности в момент их разработки на основе экономических расчетов дать объективную оценку влияния на развитие г. Владивостока крупных инвестиционных проектов было практически невозможно, поскольку на территориях, попадающих под данные режимы, отсутствовала практика реализации режимов свободных экономических зон. Планировалось, что мощный импульс развитию Владивостока окажет ТОСЭР на о. Русском и утвержденные Правительством Российской Федерации ТОСЭР «Большой Камень», «Надеждинская», «Михайловский», планируемые ТОСЭР на базе Восточной нефтехимической компании [4]. Но в силу объективных причин ТОСЭР на о. Русском не состоялся. Развитие острова до настоящего времени ограничено лишь развитием образовательного кластера на базе Дальневосточного федерального университета. Причем данную образовательную структуру в экономике Владивостока можно с уверенностью рассматривать как системообразующую. Так как данный имущественный комплекс, находящийся в федеральной собственности, выполняет функции не только образовательного спектра, но и событийного. Ежегодно на его площадке происходит большое количество как общероссийских, так и международных мероприятий. Отсутствие института резидентства на отдельно взятой территории Владивостокского городского округа существенно не повлияло на общую результативность в вопросах экономического развития. На территории острова в 2018 году появился также и объект культурно-исторического наследия в лице федерального государственного учреждения культуры «Музей-заповедник Владивостокская крепость», с мощным комплексом фортификационных сооружений, переданных Министерству культуры Министерством обороны РФ. Что также придало данной территории привлекательность для туроператоров, субъектов потребительского рынка, перевозчиков. Также расширило потенциальные возможности образовательному сообществу для создания условий по патриотическому воспитанию молодежи, а будущим инженерам и 314

проектировщикам в части получения дополнительных профессиональных компетенций по работе с такими специфическими объектами, как форты со всей системой уникальных эксплуатационных возможностей.

Относительно влияния самого института резидентов Свободного порта Владивосток на развитие отдельных отраслей следует отметить тенденцию к сохранению приоритетности выбора резидентов по таким видам экономической деятельности как различные направления в сфере потребительских услуг, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, строительство жилых и нежилых зданий. Что в свою очередь подтверждает отсутствие предпосылок к кардинальной перестройке структуры экономики Владивостокского городского округа. Однако само количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов в статусе резидентов говорит о том, что инвестиционный потенциал самих резидентов способен обеспечить сохранение некой экономической активности, как на территории муниципалитета, так и всего региона в целом. В рамках данного исследования авторами не был рассмотрен такой аспект, как сокращение всех видов активностей, связанных с пандемией.

МЕТОДОЛОГИЯ

Данное исследование направлено на определение результативности применяемых инструментов территориального развития в условиях предоставления отдельных налоговых и таможенных преференций, а также мер поддержки по инфраструктурному преобразованию отдельных объектов дорожной и инженерной сети, социальной инфраструктуры. Что в свою очередь позволит определить эффективность реализуемых мер в аспекте их социальной, бюджетной и экономической отдачи.

Для достижения результатов, поставленных в данном исследовании, были использованы количественные методы статистического и сравнительного анализа. Основу составили документы стратегического планирования Правительства Приморского края и администрации города Владивостока, а также данные, представленные на сайте Министерства по развитию Дальнего Востока. В процессе исследования был использован также аналитический метод обработки статистической и отчетной документации администрации Владивостокского городского округа. Методология исследования предполагает использование информационного подхода, что, в свою очередь, требует использования таких методов исследования как вертикальный, горизонтальный и сравнительный анализ.

Стратегией и стратегическим планом развития города Владивостока до 2020 года, утвержденными решением Думы города Владивостока от 08.07.2011 № 728 [5], предусмотрено рациональное (оптимальное) использование имеющихся ресурсов для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной сферы Владивостокского городского округа. Показатели участия города Владивостока в экономике Приморского края представлены рисунке 1.

Рисунок 1 - Доля Владивостокского городского округа в экономике Приморского края

Из данных, представленных на рисунке 1, можно

OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

сделать выводы о значительной доли муниципалитета в экономике региона по таким показателям, как инвестиции в основной капитал, оборот розничной торговли, в целом оборот организаций. На долю Владивостока приходится третья часть населения Приморского края.

Анализ основных показателей социально-экономического развития города за 2011-2019 годы позволяет сделать выводы о незначительных положительных тенденциях в социально-экономическом развитии, в том числе и вследствие развития института резидентства свободного порта [6, 7].

Таблица 1 - Основные показатели социально-экономического развития города за 2011-2019 годы

Наименование показателя 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 201S 2019

Численность постоянного ого-™",™™' 622.7 625.9 630.0 631.4 633.2 633.4 633.i 633.1 634.7

Естественный прирост, убыль (-) населения, чел. 760 32S 67 20S 727 404 -433 -S31 -1370

Количество организации, 41.9 43.0 31Д 44.6 39.9 35.9

Кол-во ИП, кол-во ед. 19,7 20.9 22,0

Среднесписочная численность работающих в органа алиях, тыс. человек 245,4 255,0 257,0 258,7 167,94 169.7 166.0

Среднемесячная заработная шага работающих в организациях, в тыс. рублей 2S,S 32.1 34.7 37.4 45,3 48.7 51.9 57,7 63.17

капитал, млрд. рублей 125,4 92.6 74,2 66.9 44.9 44.4 40.4 51,2 62,7

Доходы консолидиров энного бюджета, млн. р'. ?л?й 11511.8 14S93.8 10900.9 11857,5 12013 12307,8 12932.3 14021J 19621.4

были рассмотрены отдельные, на взгляд авторов, ключевые показатели. Динамика изменения состояния основных фондов города Владивостока показана в таблице 2. Данные, приведенные в таблице, позволяют проследить основные тенденции в текущем состоянии, обновлении и степени износа основных фондов. Также эти данные позволяют оценить состояние основных фондов города Владивостока в разрезе видов экономической деятельности.

Таблица 2 - Основные фонды по видам экономической деятельности (на конец года) в миллионах рублей

Показатели 2016 2017 201S 2019

Всего 525 459 719975 867349 1 090 243

in него:

Сельскоехозяиство и лесное хозяйство 521 2599 30S 4S1S

рыболов стбо. рыбоводство 421)6 6311 5078 5525

рыбОЛОБСГВ О, рыбОВОДСЕВ О 4206 6311 5078 5525

добыча полезных ископаемых 3Q9S 3017 3S50 4115

обрабатывающие производства 16109 1S27Q 22973 301S0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 677S1 S7759 10020S 10S27S

строительство 3000 3SS4 7375 11161

оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предмете^ личного пользования S436S 117395 126697 141020

гостншшы и рестораны 1994 2500 3005 3257

транспорт и связь 111991 1S9362 205501 224409

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3 453-4 S7123 99091

государственное управление н обеспечение военной безопасности: социальное страхование 156330 190352 202712 33S509

образ ов ание 15421 16976 71S57 S4976

Здравоохранение и предоставление услуг 1105S 13469 14575

предоставление прочих котгунальных. социальных и персональных услуг 2022 4829 4556 4604

Представленные в таблице 1 данные позволяют сделать выводы о том, что лишь отдельные показатели достигли положительных значений, несмотря на то, что режим благоприятствования запущен в полном объеме. В частности, положительные результаты получены по таким показателям как доходы консолидированного бюджета - относительно 2011 года они увеличились более чем на 8 млрд. рублей. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в организациях увеличилась в данном периоде более чем в два раза. Численность населения увеличилась с 622,7 человек в 2011 году до 634,7 человек. Но при этом такой показатель как «Естественный прирост, убыль (-) населения» имеет существенное отрицательное значение -от +760 человек в 2011 году до - 1370 человек в 2019 году. Это указывает на высокую миграционную активность относительно численности населения в целом. И здесь также надо сделать акцент на сильнейший спад по такому показателю как инвестиции в основной капитал после подготовки города к саммиту АТЭС. Даже по итогам 2019 года этот показатель едва достиг 50% объема 2011 года. Несмотря на то, что по данным Корпорации по развитию Дальнего Востока численность резидентов обоих режимов неукоснительно растет. Так, по данным АО «Корпорация развития Дальнего Востока» на 01.09.2020 года, количество резидентов свободного порта Владивосток достигло 2063 зарегистрированных на территории ВГО. Общая сумма заявленных проектов превысила 1 трлн рублей, реализация которых позволит создать около 100 тысяч современных рабочих мест. Причем 211 резидентов СПВ свои проекты уже запустили, вложив в экономику макрорегиона около 150 млрд. рублей и создав почти 16 тысяч рабочих мест [8].

Однако, судя по информации, представленной на сайте Министерства по развитию Дальнего Востока, данные имеют незначительные отклонения. Так, на 01.06.2020 года количество резидентов, осуществляющих деятельность на территории Владивостокского городского округа, составляет 1716 единиц, а объем общих инвестиций всего 799,4 млрд. рублей, и численность создаваемых мест по данным инвестпроектам составит 83098 единиц [8]. Столь значительная разница за срок размещения информации на официальном сайте Министерства не позволяет сделать более корректными выводы в рамках данного исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе проведенного анализа социально-экономического состояния Владивостокского городского округа

За 4 года объемы основных фондов города выросли почти вдвое с 525 459 млн руб. в 2016 году до 1 090 243 млн руб. в 2019 году (таблица 2). Особенно это коснулось сельского и лесного хозяйства, хотя сами фонды незначительны, но их рост превысил в 9 раз с 521 млн руб. в 2016 году до 4 818 млн руб. в 2019 году.

С введением в эксплуатацию новых учебных корпусов ДВФУ в 6 раз увеличились основные фонды сферы образования с 15 421 млн руб. в 2016 году до 84 976 млн руб. в 2019 году. Основные фонды строительной отрасли выросли в 4 раза с 3 000 млн. руб. в 2016 году до 11 161 млн. руб. в 2019 году. В 2 раза увеличились фонды обрабатывающих производств, производства электроэнергии, транспорта, торговли и гостиничного хозяйства. Практически без изменения остались фонды рыболовства и рыбоводства и добычи полезных ископаемых.

Приведенные выше показатели социально-экономического развития Владивостокского городского округа в условиях преференциальных режимов, ввиду отсутствия статистических данных по данным категориям хозяйствующих субъектов, в лице резидентов не позволяют провести четкую зависимость результатов территориального развития от данных режимов. Но то, что экономическая активность сохраняется, и уже с 2015 года появились данные о положительной динамике, особенно по показателю «Инвестиции в основной капитал», «Доходы» в казну муниципалитета, говорят о том, что на фоне всеобщего экономического спада данный проект актуален. На рисунке 2 представлены доходы и расходы местного бюджета, фактически исполненные.

Рисунок 2 - Доходы и расходы бюджета ВГО, в млрд. рублей

Данные, представленные на рисунке 2, позволяют отразить устойчивый тренд на увеличение доходной части бюджета. Правда, объективности ради надо отметить, что в структуре доходов в 2019 году существен-

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ное изменение доходной части было обеспечено за счет межбюджетных трансфертов в виде 6,0 млрд. рублей на выполнение благоустроительных работ, в связи с присвоением Владивостоку статуса столицы ДФО. Плавная тенденция роста доходов сохраняется, несмотря на то, что количество организаций существенно сократилось.

Реализация преференциальных режимов, прежде всего, связана с созданием комфортных условий для ведения самого бизнеса. Получение статуса резидента, помимо получаемых преференций, накладывает и определенные обязательства, в том числе и по созданию рабочих мест. В таблице 3 представлены данные о численности работников организаций (по ОКВЭД).

Таблица 3 - Численность работников организаций по ОКВЭД (в человеках)

Отрасль 2017 2018 2019

Всего по обследуемым видам экономичен он деятельности 170864 168755 168691

Сельское,лесное хозяйство, охота,рыбол BCTBO И рыо ОБОДСТБО 4S28 4500 4551

Транспортировка и хранение 20774 юз: 20681

Добыча полезных ископаемых 31S 250

Обрабатывающие производства 14326 1335S 13058

Обеспечение электрической энергией, газе воздуха м и паром; кондиционирование 9874 9532 9560

Водоснабжение; водоотведенне, организация сбора иутилизация отходов,

деятельность по ликвидации загрязнении 2197 2190 2138

Строительство 3400 3513 2727

Торговля оптоваян розничная;ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 11434 11507 12302

Деятельность гостиниц н предприятии общественного питания 1777 1911 2172

Деятельность б области информации н связи 5210 5536 596S

Деятельность финансовая и страховая 9594 9335 S905

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 2434 1534 2117

Деятельно сть профессиональная, научная и техническая S235 8887 8798

Деятельно сть административная и сопутствующие дополнительные услуги 2960 3300 1675

Государственное управление я обеспечение военной безопасности: социальное 29011 29971 31976

Деятельно сть в областиздравоохранения социальных услуг 18423 18765 19056

Деятельность б области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 2720 2S05 2824

Предоставление прочих видов услуг 661 716 670

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из данных, представленных в таблице 3, можно сделать выводы о том, что за период реализации федерального проекта Свободный порт Владивосток численность по всем отраслям экономики сократилась на 2173 человека. Что еще раз наводит на мысль, что не всегда преференциальные режимы можно рассматривать как прорывные в экономике любой территории.

На сайте главного оператора данного проекта Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ) статистика отражает несколько другие показатели, слабо кор-релирующиеся со статистическими, оценивающими реальное состояние социально-экономического развития и, конечно, картина более радужная, чем та, которую мы представили в данной работе [9].

За период деятельности КРДВ тысячи предприятий стали резидентами дальневосточных ТОР и СПВ. Дополнительные инвестиции в экономику ДФО составили миллиарды рублей, в регионах появляется современная инженерная и дорожная инфраструктура, созданы десятки тысяч рабочих мест.

Этим достижениям во многом способствовала совместная работа Минвостокразвития России, АО «КРДВ» и инвесторов.

Главная миссия корпорации - это обеспечение комфортных условий для ведения бизнеса в ДФО. Резиденты создают новые рабочие места, растут доходы региональных бюджетов.

О том, насколько выполняются эти задачи, говорят цифры. В 2015 году, когда была создана первая ТОР, компаний-резидентов насчитывались единицы. В 2017-м их было 211, причем 44 проекта уже были реализованы.

К настоящему времени на Дальнем Востоке создано 20 территорий опережающего развития, режим Свободного порта Владивосток действует в 22 муниципальных образованиях пяти дальневосточных регионов.

Из них только на территории Приморского края, как было отмечено выше - 15 муниципалитетов. В 2019 году прирост числа инвесторов преференциальных режимов на Дальнем Востоке составил 55 % к уровню 2018 года, показатели по планируемым инвестициям и созданию рабочих мест выросли за год на 30 % и 32 % соответственно (таблица 4). 316

Таблица 4 - Динамика роста количества резидентов ТОР и СПВ

Статус 2015 2016 2017 201S 2019 2020 (на 01.05)

Резидент СПВ 0 11S 432 1057 1720 1S51

Резидент ТОР 21 111 211 330 425 437

Как видно из данных таблицы 3, интенсивного роста числа резидентов за 4 месяца 2020 года не наблюдается. Но, как было замечено выше, основной причиной спада активности могла стать ситуация с пандемией. При этом за вышеуказанные периоды было реализовано на апрель 2020 года 2280 проектов (относительно 2015 года в 21 проект) [9].

Сейчас в особых экономических зонах ДФО работают около 2300 резидентов с проектами на сумму более 3,8 трлн рублей. Их реализация позволит создать более 160 тыс. рабочих мест. Суммарная площадь земельных участков, предоставленных резидентам для реализации проектов, составляет более 28 тыс. гектаров. 315 проектов уже запущены, при этом 32 - с начала 2020 года. В них вложено более 162 млрд рублей частных инвестиций, новые предприятия дали работу 20,5 тыс. жителей Дальнего Востока.

Проекты реализуются в самых разных отраслях: сельском хозяйстве, строительстве, медицине, туризме, рыбопереработке, газохимии, транспорте и логистике, судо- и авиастроении. В числе наиболее масштабных - новый терминал в аэропорту Хабаровска, запуск золотодобывающего предприятия «НГК Ресурс», автозавод «Мазда-Соллерс Мануфэкчуринг Рус», рыбоперерабатывающий комплекс компании «Камчаттралфлот» в Камчатском крае, маслоэкстракционный завод «Амурский», строящиеся газоперерабатывающий завод в Свободном, судостроительный комплекс и завод «Звезда», животноводческий проект компании «Арника» и многие другие. Из перечисленных крупных проектов лишь только один реализуются на территории Владивостокского городского округа - это автозавод «Мазда-Соллерс Мануфэкчуринг Рус».

Одна из главных мер поддержки резидентов ТОР и СПВ - создание необходимой производственной, технологической, дорожной инфраструктуры. Так, в 2020 году АО «КРДВ» выступило заказчиком 47 новых инфраструктурных объектов в восьми ТОР в Приморском, Хабаровском, Камчатском, Забайкальском краях и Амурской области. Общая стоимость этих объектов составит около 2,7 млрд рублей. В числе запланированных проектов - технологическое присоединение к электросетям жилого микрорайона для сотрудников судостроительного комплекса «Звезда» в ТОР «Большой Камень», строительство сетей связи туристско-рекреационного комплекса «Паратунка» в ТОР «Камчатка», технологическое присоединение к газоснабжению объектов многофункционального экологического комплекса в ТОР «Хабаровск», строительство инженерных сетей в ТОР «Забайкалье» и другие. Чтобы обеспечить качество инфраструктурных объектов, АО «КРДВ» формирует реестр квалифицированных подрядчиков, в который сейчас входят более 20 организаций [9]. При этом также следует отметить, что в рамках функционирования Владивостокской агломерации существенных инфраструктурных проектов не реализовывалось за исследуемый период.

ВЫВОДЫ

В аналитической части данного исследования был проведен анализ ключевых показателей социально-экономического развития Владивостокского городского округа. За точку отсчета во временном горизонте были взяты периоды высокой экономической активности в канун проведения саммита АТЭС. Самые значительные результаты в валовом региональном продукте пришлись на 2011 год. Один лишь объем инвестиций в экономике Владивостокского городского округа был поднят на недосягаемую и по сей день планку. Он превысил показа-

OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

тели 2017-2019 годов более чем в три раза. Что позволяет сделать выводы о том, что даже отсутствие каких либо преференций для хозяйствующих субъектов, но активное участие государства в инфраструктурных проектах дают самый мощный импульс в экономическое развитие территории.

Сравнительный анализ показателей в границах данного временного горизонта позволил сделать неутешительные выводы относительно эффективности реализуемых моделей экономического развития. Как было отмечено в преамбулах основных законов об особых режимах хозяйствования, все меры направлены на улучшение инвестиционного климата и создание благоприятных условий для ведения бизнеса, а также закрепления населения на территории ДФО. Однако статистические данные говорят о другом - население Владивостока не увеличилось в тех заданных параметрах, которые ранее были определены как ориентиры по достижению данного показателя. И это при том, что Владивосток на фоне других территорий не имеет такой отрицательной динамики. По городу Владивостоку наблюдается незначительная положительная динамика по показателю миграционного прироста, а показатель естественного прироста, за последние три года имеет отрицательную тенденцию. Показатель смертности значительно превышает показатель рождаемости. Также следует отметить и такой показатель, как «Количество организаций» в экономике Владивостокского городского округа. С момента вступления в активную фазу закона о СПВ, их количество значительно сократилось. А ведь это, прежде всего, основной инвестиционный ресурс в экономике муниципалитета.

Проведенный анализ видов экономической деятельности самих резидентов СПВ показал, что в основном уставная деятельность резидентов ориентирована на потребительский рынок, сферу услуг, деятельность в сфере недвижимости, и лишь незначительная доля на сферу строительства и перерабатывающих производств. На основании проведенного анализа можно с уверенностью констатировать тот факт, что отсутствие в статистической отчетности отдельного блока по резидентам, крайне затрудняет отслеживать в отчетных периодах результативность самих резидентов и их вклад в экономику в целом. Особенно если это касается резидентов ТОСЭРа и бюджетных инвестиций, которые являются основой экономической активности для данных резидентов.

Судя по результатам анализа среднесписочного состава по ОКВЭД, можно ориентировочно представить структуру экономики Владивостокского городского округа. Ключевыми блоками являются «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение» - 31,9% от общей численности. На втором месте по занятости - транспортировка и хранения - 20,5, далее «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» и т.д. Но, исходя из анализа реестра резидентов, зарегистрированных на территории Владивостокского городского округа, очень мало резидентов намерены осуществлять деятельность в промышленности, строительстве, перерабатывающих отраслях.

Подводя итог всему исследованию, можно отметить низкую результативность всех мер государственного и муниципального участия в развитии, как региона, так и отдельного муниципалитета. Но следует отметить, что отсутствие таких мер государственного регулирования могло бы существенно усугубить и без того слабую экономическую активность отдельных хозяйствующих субъектов. Также, учитывая долгосрочную перспективу данных проектов, можно предположить, что период в 4-5 лет не получиться дать объективную оценку относительно данных мер в аспекте их эффективности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Новицкая Е.В. Стратегическое прогнозирование и планирование как основа деятельности органов местного самоуправления. Некоторые аспекты перспектив социально-экономического разви-

тия г. Владивостока — Текст: электронный: [сайт]. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-prognozirovanie-i-planirovanie-kak-osnova-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-nekotorye-aspekty-perspektiv

2. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-Ф3 (в ред.от 13.07.2020№ 194-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962// (дата обращения 27.09.2020).

3. Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ (ред. от 26.07.2019 № 254-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_182596/(дата обращения 27.09.2020).

4. Сведения о прогнозируемых и фактических значениях агрегированных показателей социально-экономического развития Владивостокского городского округа за 2015 год — Текст: электронный: [сайт]. — 2020. - URL: http://vlc.ru/economy/state-economy-section/5682. (дата обращения 26.09.2020).

5. Стратегия и стратегический план развития города Владивостока до 2020 года: решение Думы города Владивостока от 08.07.2011 № 728. — Текст: электронный: [сайт]. — 2020. - URL: http://vlc.ru/economy/state-economy-section/5682. (дата обращения 26.09.2020).

6. Сведения о прогнозируемых и фактических значениях агрегированных показателей социально-экономического развития Владивостокского городского округа за 2018 год — Текст: электронный: [сайт]. — 2020. - URL: http://vlc.ru/economy/state-economy-section/1370. (дата обращения 26.09.2020).

7. Экономический мониторинг города Владивостока, характеризующий состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности за 2019 год — Текст: электронный: [сайт]. — 2020. - URL: http://vlc.ru/economy/state-economy-section/1372. (дата обращения 29.09.2020).

8. Резидент Свободного порта увеличил количество жилых метров в столице Дальнего Востока — Текст: электронный: [сайт]. — 2020. - URL: https://erdc.ru/news/rezident-svobodnogo-porta-uvelichil-kolichestvo-zhilykh-metrov/(дата обращения 29.09.2020).

9. Свободный порт Владивосток - инфографика электронный: [сайт]. — 2020. - URL: https://minvr.gov.ru/activity/svobodnyy-port-vladivostok/

Статья поступила в редакцию 25.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.