Научная статья на тему 'Влияние предпринимательской культуры на повышение эффективности предпринимательской деятельности отраслевого комплекса(на примере Ассоциации "хлебопеки Санкт-Петербурга")'

Влияние предпринимательской культуры на повышение эффективности предпринимательской деятельности отраслевого комплекса(на примере Ассоциации "хлебопеки Санкт-Петербурга") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ И БИЗНЕС-КУЛЬТУРА / СООТНОШЕНИЕ КАЧЕСТВО/ЦЕНА / ПРОГРАММА "ЦЕЛЕБНАЯ СИЛА ХЛЕБА" / ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURIAL AND BUSINESS CULTURE. HEALING POWER OF BREAD PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зорин Александр Сергеевич, Зорина Наталья Анатольевна, Сафрыгин Павел Алексеевич

В статье рассмотрено влияние предпринимательской культуры на повышение эффективности предпринимательской деятельности отраслевого комплекса. В условиях системного проникновения бизнес-культуры в современную экономику становится наиболее актуальным развитие современной организации на принципах предпринимательской культуры. Особенно актуальным это является для социально-ответственных предприятий промышленности, к которым относятся хлебопекарные предприятия. Цель исследования сформулировать принципы предпринимательской культуры как системообразующей для предпринимательской деятельности. В задачи исследования входило рассмотрение основных механизмов деятельности хлебопекарного комплекса г. Санкт-Петербурга на принципах предпринимательской культуры. В статье приводится разграничение предпринимательской и бизнес-культуры с аргументацией по ключевым признакам и рассматривается деятельность некоммерческой организации Ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» на принципах предпринимательской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зорин Александр Сергеевич, Зорина Наталья Анатольевна, Сафрыгин Павел Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ENTREPRENEURIAL CULTURE ON ENHANCING EFFICIENCY OF INDUSTRIAL ENTREPRENEURSHIP(CASE STUDY OF ST. PETERSBURG BAKERS'' ASSOCIATION)

The article addresses the influence of entrepreneurial culture on enhancing the efficiency of industrial entrepreneurship. As business culture is getting more and more into modern economy, it becomes greatly important to develop a modern organization basing on the principles of entrepreneurial culture. It is particularly relevant for socially responsible industrial organizations including baking companies. The aim of the research is to define principles of entrepreneurial culture that serves as a backbone of entrepreneurship. The objectives of the research include the review of primary activities within the baking industry of St. Petersburg based on the principles of entrepreneurial culture. The article gives the differentiation between entrepreneurial and business culture with the reasoning on key features, as well as analyses the performance of St. Petersburg Bakers' Association, a non-profit organization, on the principles of entrepreneurial culture.

Текст научной работы на тему «Влияние предпринимательской культуры на повышение эффективности предпринимательской деятельности отраслевого комплекса(на примере Ассоциации "хлебопеки Санкт-Петербурга")»

УДК 331

DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-101-106

П.

А. С. ЗОРИН Н. А. ЗОРИНА А. САФРЫГИН

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

ВЛИЯНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕВОГО КОМПЛЕКСА

(НА ПРИМЕРЕ АССОЦИАЦИИ «ХЛЕБОПЕКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»)

В статье рассмотрено влияние предпринимательской культуры на повышение эффективности предпринимательской деятельности отраслевого комплекса. В условиях системного проникновения бизнес-культуры в современную экономику становится наиболее актуальным развитие современной организации на принципах предпринимательской культуры.

Особенно актуальным это является для социально-ответственных предприятий промышленности, к которым относятся хлебопекарные предприятия. Цель исследования — сформулировать принципы предпринимательской культуры как системообразующей для предпринимательской деятельности. В задачи исследования входило рассмотрение основных механизмов деятельности хлебопекарного комплекса г. Санкт-Петербурга на принципах предпринимательской культуры.

В статье приводится разграничение предпринимательской и бизнес-культуры с аргументацией по ключевым признакам и рассматривается деятельность некоммерческой организации Ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» на принципах предпринимательской культуры.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предпринимательская и бизнес-культура, соотношение качество/цена, программа «Целебная Сила Хлеба».

Современное отождествление понятий «бизнес» и «предпринимательство» получило массовое распространение в 90-е годы двадцатого века, хотя во многом оно обусловлено ходом истории отечественной деловой культуры, которая вобрала в себя сочетание старых и новых стереотипов, находясь под воздействием как государства, так и особенностей трудового менталитета зарубежных стран.

Традиции российского предпринимательства складывались под воздействием суровых природных условий, политико-исторических и социальных факторов и воплотили в себя все противоречия культурного, политического и экономического развития Российского государства, что оказало влияние на формирование системы жизненных установок и модели поведения общества — на ментальность людей, что, в свою очередь, в настоящее время является одной из главных причин процветания бизнес-культуры (понятие и признаки «бизнес-культуры» подробнее рассмотрены далее).

Вдобавок к этому разнообразие культурных и религиозных обычаев и укладов России обусловило многообразие типов деловых взаимоотношений, что привело к смешению некоторых понятий (так, например, было воспринято характерное для Ислама негативное отношение к ростовщичеству и богатству вообще. Если на Западе богатство как атрибут «продуктивной» культуры считается результатом деятельности человека, его деловитости, энергии и трудолюбия, создаваемым трудом поколений и передаваемым по наследству, то в России разбогатевший человек считается нечестным, разбогатевшим за счет других людей) [1, с. 19].

Тем не менее в 1912 году, в эпоху развития крупной промышленности, ужесточения конкуренции и появления первых объединений предпринимателей формируется и утверждается Российским Союзом промышленников и предпринимателей первый этический кодекс российской деловой культуры — «Семь принципов ведения дел в России»:

1. Уважай власть.

2. Будь честен и правдив.

3. Уважай право частной собственности.

4. Люби и уважай человека.

5. Будь верен своему слову.

6. Живи по средствам.

7. Будь целеустремленным [2, с. 16].

Наряду с этим российская экономика показывает одни из самых высоких темпов роста в мире, но с приходом национализации и плановой экономики теряет завоёванные позиции, а проблема повышения производительности труда и мотивации работников промышленных предприятий выходит на первый план. В это время стали преобладать два социально-психологических типа людей:

1) ничего не делающие, не получив задание (распоряжение начальства);

2) постоянно обращающиеся к руководству с вопросами — что и как делать (выполнив задание или находясь в процессе его выполнения) [3, с. 88].

С приходом рыночной экономики эти проблемы никуда не ушли, а только нарастили свою критическую массу. После приватизации промышленных предприятий в России значение человеческого фактора вышло на новый уровень, особенно в ситуации одномоментной потери хозяйственных связей и каналов сбыта у многих промышленных предприятий сразу после распада СССР. Отождествление понятий «бизнес» и «предпринимательство» окончательно укоренилось в сознании людей, а слово бизнес стало даже модным, например, «делать бизнес», «ничего личного, только бизнес».

На первый взгляд, у бизнеса и предпринимательства одинаковая цель — критерием успешности того и другого можно считать полученный в результате доход (прибыль).

В экономической литературе можно встретить много различных взглядов на понятие «предпринимательство» и «предпринимательский труд».

Предпринимательство (предпринимательскую деятельность) рассматривают и как процесс поиска наилучшего способа соединения трех основных факторов производства (земли, капитала и труда) [4], и как координационную работу по установлению и поддержанию эффективных взаимосвязей между факторами производства [5, с. 23 — 24] и даже как четвертый фактор производства [6, с. 38].

На наш взгляд, предпринимательство — это оптимизация, балансирование и эффективная координация факторов производства при сочетании интересов предпринимателя и общества.

Оптимизация предполагает поиск технических и технологических решений, которые в современных условиях позволяют обеспечить достаточную степень экономичности производства продукта (услуги), который будет выгодно отличаться от конкурентов по соотношению качество/цена. Технология в таком понимании представляет собой временной потенциал эффективности, заложенный в данное сочетание материально-вещественных факторов производства. Балансирование подразумевает приведение в соответствие трудового и технико-технологического потенциалов организации. Труд должен соответствовать материально-вещественной форме капитала не только количественно, но и качественно (по квалификации — умениям и навыкам). Эффективная координация представляет собой управление взаимодействием факторов производства, обеспечивающим приближенное

к оптимальному решение маркетинговых задач организации [7, с. 6].

Под бизнесом мы понимаем любой вид деятельности, не обремененный общественной полезностью, основной целью которой является получение «быстрой» прибыли и персональное обогащение его руководителей.

На наш взгляд, различия между этими понятиями настолько существенны, что можно даже говорить о двух различных типах культур: 1) предпринимательской и 2) бизнес-культуре (разграничение их ценностных предпосылок представлено в табл. 1).

Сопоставительный анализ по приведенным признакам дает объяснение тому, почему в обиход введено понятие «наркобизнес», но нигде не встречается термин «наркопредпринимательство» [8, с. 7].

Предпринимательство работает на разрешении противоречий макроэкономических теорий — кейн-сианской и классической на микроэкономическом уровне. Так, полная занятость осложняет процесс достижения необходимой мобильности труда при инновациях, а разбалансированность в планах сбережений и инвестиций тормозит процесс обновления из-за недостатка финансовых источников.

С пониманием того, что каждый игрок рынка стремится к монополии, а сам рынок ничего не регулирует, в Российской Федерации в 1997 году появляется Государственный антимонопольный комитет, а затем в 2004 году Федеральная антимонопольная служба. Однако экономика России, зависимая от экономики естественных монополий и добывающих отраслей (прежде всего, нефте-и газодобыча), не может создать предпосылок к формированию и развитию необходимой предпринимательской культуры к процессу интрапред-принимательства и соответствующей мобильности труда, а государственная политика в финансовой (в том числе банковской) сфере приводит к разба-лансированию планов сбережений и инвестиций.

Многие проблемы развития современной организации вызваны системным проникновением бизнес-культуры в её экономику. Так, например, проблемы взаимоотношений предприятий пищевой промышленности с сетевой розничной торговлей (различные формы ценовой дискриминации, проблема возвратов не проданной в установленный срок продукции и т. д.).

На этом фоне проблема кадрового обеспечения становится ключевой не только для промышленности, но и для розничной торговли.

Решение данной проблемы необходимо осуществлять на основе постепенного систематического внедрения отраслевой предпринимательской культуры, особенности которого рассматриваются на примере хлебопекарной отрасли г. Санкт-Петербурга и некоммерческой организации Ассоциация «Хлебопёки Санкт-Петербурга», функционирующей с 1993 года. В 1993 году была в основном завершена приватизация городских хлебопекарных предприятий.

Существенным фактором эффективности предпринимательской деятельности является формирование соответствующей предпринимательской среды. В ряду ключевых условий формирования отраслевой предпринимательской среды мы выделяем правильное целеполагание (определение миссии и отраслевой модели поведения).

Ассоциация «Хлебопёки Санкт-Петербурга» определила главной миссией городских хлебопекарных предприятий осуществление влияния на

Таблица 1

Ценностные предпосылки, формирующие предпринимательскую и бизнес-культуру

Признаки Предпринимательская культура Бизнес- культура

1. Капитал (богатство) Продукт творческой инициативы и усилий, результат творческо-созидательной (креативной) деятельности Ресурс, который надо распределить в свою пользу, продукт выгодной адаптации к действительности

2. Конкуренция Положительная сила, развивающая стремление к прогрессу, росту общественного богатства Форма агрессии, доминирование на основе правового манипулирования и альянса с коррумпированными чиновниками

3. Экономическая целесообразность Бережливость и инвестиции в будущее, приумножение и эффективное использование человеческого капитала, в том числе в области его финансирования Личное потребление с опережением и в ущерб развитию, занижение доходов фактора «труд» (особенно высококвалифицированной его части)

4. Труд Одна из главных форм самовыражения, наиболее достойный источник удовлетворения потребностей, в том числе в системе распределения (оплаты) Бремя, настоящие удовольствия — вне работы, уравнительное распределение для наёмных работников

5. Инакомыслие Важное условие поиска истины и постоянного обновления общества Угроза стабильности, послушанию и единодушию

6. Правовая основа На принципах главенства Умного Закона На принципах авторитарного руководства при создании видимости соблюдения морали и законов

о

от

т

основе добросовестной внутриотраслевой конкуренции, главным критерием успешности в которой выступает соотношение качество/цена продукции.

Следует отметить, что в бизнес-среде победа в конкуренции достигается процессуально, тогда как в предпринимательской среде — продукто-во при посредстве эффективных процессуальных стратегий. Эффективность предпринимательской деятельности зависит от качества вовлечённого в неё человеческого капитала.

Под человеческим капиталом мы понимаем совокупность приобретённых знаний и навыков, помноженных на талант (врождённые и развитые в процессе жизнедеятельности способности) и состояние здоровья (физического и психологического), превращаемых его носителем в доход своей трудовой жизни.

В предпринимательской среде человеческий капитал вовлекается при создании условий для самовыражения (в том числе с использованием адхокра-тической культуры [9, с. 76]), а труд его носителя является наиболее достойным источником удовлетворения потребностей.

Самовыражение при предпринимательской культуре осуществляется в условиях достаточной степени общественной открытости, основывающейся на свободной конкуренции [10]. К тому же в компании по месту работы оказание воздействия на людей [11, с. 53] базируется на новаторском интуитивном стиле принятия стратегических решений, который по своей сути является предпринимательским [12, с. 280-282].

Основным критерием успешности бизнеса является отношение прибыли к затраченным усилиям для её достижения, а предпринимательства — качества продукта к его цене. Здесь уместно привести концепцию социально-этичного маркетинга, выдви-

нутую Ф. Котлером в работе «Основы маркетинга», в форме утверждения, что «задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом» [13, с. 66].

Бизнес-среда может продвигать на пищевой рынок табачные изделия, «Кока-колу» и другие вредные для здоровья продукты, тогда как предпринимательская среда, если обратиться к основе пирамиды здорового питания (разработана диетологами Всемирной организации здравоохранения), нацелена, прежде всего, на обеспечение населения полезными продуктами, в том числе хлебобулочными изделиями.

В хлебопекарной промышленности г. Санкт-Петербурга подобного рода концепция реализуется системно через программу «Целебная Сила Хлеба». Данная программа, информируя о пользе сортов хлеба, обогащенных микронутриентами, дополняет программы городских образовательных учреждений в части здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Программа «Целебная Сила Хлеба» характеризуется, как системообразующая для отраслевой предпринимательской культуры, ориентирована на её главный критерий — соотношение качество/цена и успешно реализуется в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга в течение последних пяти лет. Ассоциация «Хлебопёки Санкт-Петербурга» рассматривает данную программу как механизм позитивного влияния на формирование человеческого капитала через здоровый образ жизни учащихся образовательных учреждения.

На результирующем дне здорового питания показываются познавательные видеоматериалы о хлебе и его производстве, проводятся викторины, демонстрируется творческая часть, подготовленная образовательным учреждением, проводятся профессиональные дегустации продукции, входящей в ассортиментную матрицу программы, с привлечением студентов из техникума и колледжа в качестве волонтёров.

В настоящий момент комплекс мероприятий программы осуществлён в восьми районах города: Калининском, Петроградском, Адмиралтейском, Васи-леостровском, Кировском, Центральном, Невском и Выборгском.

В планах мероприятий программы «Целебная Сила Хлеба» охват Приморского и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга до конца 2018 года на базе образовательных учреждений, отобранных по принципу наивысшего балла в Рейтинге независимой оценки качества образования среди образовательных учреждений города.

В волонтёрское движение программы вовлечены учащиеся профессиональных отраслевых образовательных учреждений, занятых подготовкой пекарей и технологов [14].

Следует отметить, что программу «Целебная Сила Хлеба» можно рассматривать как важный элемент саморегулирования отраслевой предпринимательской деятельности. Ключевым является регулирование модели поведения на принципах добросовестной конкуренции, в том числе и во взаимоотношениях с организациями сетевой розничной торговли.

Библиографический список

1. Горелов Н. А., Зорин А. С., Иванов Д. Н. [и др.]. Экономика и организация предпринимательского труда / под общ. ред. Н. А. Горелова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. 175 с. ISBN 5-7310-1896-0.

2. Зорин А. С., Зорина Н. А. Экономика и организация предпринимательского труда. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. 115 с. ISBN 978-5-7310-2241-5.

3. Зорин А. С. Российские особенности микроэкономических изменений в системе управления трудом. СПб.: Знание, 1998. 176 с.

4. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Микроэкономика. СПб.: Литера плюс, 1997. 448 с. ISBN 5-88770-009-2.

5. Кларк Дж. Б. Распределение богатства: пер. с англ. Д. Страшунского, А. Бесчинского / под ред. Л. П. Куракова. М.: Гелиос, 2000. 368 с. ISBN 5-85438-101-Х.

6. Макконнел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т. М.: Республика, 1993. Т. 1. 399 с. ISBN 5-250-01534-4.

7. Зорин А. С., Зорина Н. А. Экономика и организация предпринимательского труда: в 2 ч. Ч. 1. Основы предпринимательского труда. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 199 с.

8. Зорин А. С., Зорина Н. А., Сафрыгин П. А. Предпринимательский труд как условие дифференциации экономического развития. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 155 с. ISBN 9785-7310-3750-1.

9. Камерон К. С., Куинн Р. Э. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ. А. Токарева; под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 310 с. ISBN 5-318-00283-8.

10. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. 1. Чары Платона / пер. с англ., под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Междунар. фонд Культурная инициатива, 1992. 448 с.

11.Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать воздействие на людей. Л.: Лениздат, 1991. С. 53.

12. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. С. 280-282.

13. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М.: Вильяме, 2010. 656 с. ISBN 978-5-8459-0376-1, 0-13-557232-0.

14. Ассоциация «Хлебопёки Санкт-Петербурга». URL: http://www.asspb-hleb.ru (дата обращения: 10.01.2018).

ЗОРИН Александр Сергеевич, доктор экономических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Экономика труда». ЛиШогГО (РИНЦ): 327967 Адрес для переписки: [email protected] ЗОРИНА Наталья Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Экономика труда». БРШ-код: 3724-8523 ЛиШогГО (РИНЦ): 328033

Адрес для переписки: [email protected] САФРЫГИН Павел Алексеевич, аспирант кафедры «Экономика труда».

Адрес для переписки: [email protected]

Для цитирования

Зорин А. С., Зорина Н. А., Сафрыгин П. А. Влияние предпринимательской культуры на повышение эффективности предпринимательской деятельности отраслевого комплекса (на примере Ассоциации «Хлебопёки Санкт-Петербурга») // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 1. С. 101-106. Б01: 10.25206/2542-04882018-1-101-106.

Статья поступила в редакцию 12.02.2018 г. © А. С. Зорин, Н. А. Зорина, П. А. Сафрыгин

UDC 331

DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-101-106

A. S. ZORIN N. A. ZORINA P. A. SAFRYGIN

Saint-Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia

THE INFLUENCE OF ENTREPRENEURIAL CULTURE ON ENHANCING EFFICIENCY OF INDUSTRIAL ENTREPRENEURSHIP

(CASE STUDY OF ST. PETERSBURG

BAKERS' ASSOCIATION)_

The article addresses the influence of entrepreneurial culture on enhancing the efficiency of industrial entrepreneurship. As business culture is getting more and more into modern economy, it becomes greatly important to develop a modern organization basing on the principles of entrepreneurial culture. It is particularly relevant for socially responsible industrial organizations including baking companies. The aim of the research is to define principles of entrepreneurial culture that serves as a backbone of entrepreneurship. The objectives of the research include the review of primary activities within the baking industry of St. Petersburg based on the principles of entrepreneurial culture. The article gives the differentiation between entrepreneurial and business culture with the reasoning on key features, as well as analyses the performance of St. Petersburg Bakers' Association, a non-profit organization, on the principles of entrepreneurial culture.

Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial and business culture, Healing Power of Bread program.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gorelov N. A., Zorin A. S., Ivanov D. N. [et al.]. Ekonomika i organizatsiya predprinimatel'skogo truda [Economics and organization of entrepreneurial work] / Ed. N. A. Gorelov. St. Petersburg: UNECON Publ., 2005. 175 p. ISBN 5-7310-1896-0. (In Russ.).

2. Zorin A. S., Zorina N. A. Ekonomika i organizatsiya predprinimatel'skogo truda [Economics and organization of entrepreneurial work]. St. Petersburg: UNECON Publ., 2007. 115 p. ISBN 978-5-7310-2241-5. (In Russ.).

3. Zorin A. S. Rossiyskiye osobennosti mikroekonomicheskikh izmeneniy v sisteme upravleniya trudom [Russian features of microeconomic changes in the system of labor management]. St. Petersburg: Znaniye Publ., 1998. 176 p. (In Russ.).

4. Dolan E. J., Lindsay D. E. Mikroekonomika [Microeconomics]. St. Petersburg: Litera Plus Publ., 1997. 448 p. ISBN 5-88770-009-2. (In Russ.).

5. Clark J. B. Raspredeleniye bogatstva [Distribution of wealth]: trans. from Engl. D. Strashunskiy, A. Beschinskiy / Ed. L. P. Kurakov. Moscow: Gelios Publ., 2000. 368 p. ISBN 5-85438-101-X. (In Russ.).

6. McConnell K. R., Bru S. L. Ekonomiks: printsipy, problemy i politika: v 2 t. T. 1 [Economics: principles, problems and politics: in 2 vol. Vol. 1]. Moscow: Respublika Publ., 1993. 399 p. ISBN 5-250-01534-4. (In Russ.).

7. Zorin A. S., Zorina N. A. Ekonomika i organizatsiya predprinimatel'skogo truda: v 2 ch. [Economics and organization of entrepreneurial work. In 2 parts. Part 1. Fundamentals of entrepreneurial work]. St. Petersburg: UNECON Publ., 2011. 199 p. (In Russ.).

8. Zorin A. S., Zorina N. A., Safrygin P. A. Predprinimatel'skiy trud kak usloviye differentsiatsii ekonomicheskogo razvitiya

[Entrepreneurial work as a condition for the differentiation of economic development]. St. Petersburg: SPbGEU Publ., 2016. 155 p. ISBN 978-5-7310-3750-1. (In Russ.).

9. Cameron K. S., Quinn R. E. Diagnostika i izmeneniye organizatsionnoy kul'tury [Diagnosis and change in organizational culture] / trans. from Engl. A. Tokarev; Ed. I. V. Andreyeva. St. Petersburg: Piter Publ., 2001. 310 p. ISBN 5-318-00283-8. (In Russ.).

10. Popper K. Otkrytoye obshchestvo i ego vragi. V 2 t. T. 1. Chary Platona [The open society and its enemies. In 2 vol. Vol. 1. The spell of Plato] / trans. from Engl., under Ed V. N. Sadovskogo. Moscow: Feniks, Mezhdunar. fond Kul'turnaya initsiativa Publ., 1992. 448 p. (In Russ.).

11. Carnegie D. Kak priobretat' druzey i okazyvat' vozdeystviye na lyudey [How to win friends and influence people]. Leningrad: Lenizdat, 1991. P. 53.

12. Kono T. Strategiya i struktura yaponskikh predpriyatiy [Strategy and structure of Japanese enterprises: trans. from Engl.]. Moscow: Progress, I987. P. 280-282. (In Russ.).

13. Kotler F. Osnovy marketinga. Kratkiy kurs. [The fundamentals of marketing. A short course in]. Moscow: Williams Publ., 2010. 656 c. ISBN 978-5-8459-0376-1, 0-13-557232-0. (In Russ.).

14. Assotsiatsiya «Khlebopeki Sankt-Peterburga» [St Petersburg Bakers' Association]. URL: http://www.asspb-hleb.ru (accessed: 17.01.2018). (In Russ.).

ZORIN Aleksandr Sergeyevich, Doctor of Economic Sciences, Professor of Labor Economics Department. AuthorlD (RSCI): 327967

Address for correspondence: [email protected]

ZORINA Natal'ya Anatol'yevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Labor Economics Department. SPIN-code: 3724-8523 AuthorlD (RSCI): 328033

Address for correspondence: [email protected] SAFRYGIN Pavel Alekseyevich, Graduate Student of Labor Economics Department.

Address for correspondence: [email protected]

For citations

Zorin A. S., Zorina N. A., Safrygin P. A. The influence of entrepreneurial culture on enhancing efficiency of industrial entrepreneurship (case study of St. Petersburg Bakers'Association) // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2018. No. 1. P. 101-106. DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-101-106.

Received 12 February 2018. © A. S. Zorin, N. A. Zorina, P. A. Safrygin

УДК 331.1

DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-106-111

Е. В. ЯКОВЛЕВА

Омский государственный технический университет, г. Омск

УПРАВЛЕНИЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА

ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ:

АКТУАЛЬНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ,

РЕЗУЛЬТАТЫ

Раскрываются актуальность управления интеллектуализацией персонала предприятий промышленности инновационного типа на современном этапе экономического и технологического развития, его особенности, обусловливающие специфику управления, а также полученные результаты исследования на различных уровнях: теоретическом, методологическом, методическом и практическом. Целью исследования, предполагающей реализацию соответствующих задач, является решение научной проблемы формирования интеллектуальной инфраструктуры инновационной деятельности в промышленном секторе национальной экономики.

Ключевые слова: персонал, управление, интеллектуализация, инновационные предприятия, промышленность, инновационное развитие экономики.

Основные предпосылки, исследования управления интеллектуализацией персонала инновационных предприятий промышленности связаны с факторами-тенденциями, ведущими из которых являются. На макроэкономическом уровне: формирование и развитие «новой» экономики как инновационной экономики современного поколения — поколения шестого технологического уклада [1]. С другой стороны, на микроэкономическом уровне наблюдаемо становление инновационных предприятий промышленности, производящих интеллекто-емкую инновационную продукцию (услуги) [2, 3].

В данном контексте по-особенному актуализируется интеллектуально-ресурсный компонент, прежде всего, генерируемый и сконцентрированный в рамках интеллектуальных возможностей работников, обоснованно рассматриваемый в качестве интеллектуальной основы технологической модернизации российской экономики посредством инновационных решений преимущественно прорывного характера. Как следствие, актуализируется необ-

ходимость совершенствования систем управления персоналом промышленных компаний инновационного типа, которые должны качественно соответствовать императивам наблюдаемой социально-экономической трансформации, обусловливающим развитие когнитивных механизмов на внутрифирменном уровне.

В результате наблюдаемых процессов технологической и экономической трансформации формируется новый стратегический тренд в национальной сфере человеческих ресурсов, обусловленный необходимостью повышения качества рабочей силы во всех секторах российской экономики, включая промышленность.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость переосмысления управленческих ценностных приоритетов, ориентиров, принципов в области управления персоналом промышленных предприятий, а в частности, в области инновационного управления персоналом, что повышает управленческий интерес к интеллектуальным ресурсам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.