Научные конференции
УДК 27-75
Елена Владимировна Крикун кандидат философских наук, доцент кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ Россия, г. Белгород, krikun_ev@bsaa.edu.ru
Ирина Александровна Белозерова кандидат философских наук, доцент кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ Россия, г. Белгород, belozerova_ia@bsaa.edu.ru
Александр Витальевич Артюх кандидат философских наук доцент кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ Россия, г. Белгород, artyuh_av@bsaa.edu.ru
Манушак Галустовна Давитян кандидат социологических наук доцент кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ Россия, г. Белгород, davitian_mg@bsaa.edu.ru
Влияние православных традиций на духовную безопасность современной молодежи
Аннотация. Целью статьи является изучение православных традиций и их влияние на духовную безопасность современной молодежи в усло-
- влияние православных традиций на духовную
безопасность современной молодежи
243
Научные конференции
виях глобальных общественно-экономических и политических вызовов. Теоретико-методологической основой данной работыстали философско-культурологический подход, определяющий многогранность осмысления содержательных аспектов православных традиций; синергетический подход, позволяющий понять динамику духовных ценностей современной молодежи. В статье Православие рассматривается как один из факторов формирования социокода, который фиксирует программу социального поведения и деятельности современной молодёжи.
Ключевые слова: антиномичность, духовность, духовная безопасность, молодежь, общество, познание, православная культура, православные традиции, семейное воспитание.
влияние православных традиций на духовную
безопасность
современной молодежи
Научные конференции
Krikun Elena Vladimirovna PhD in Philosophy, Associate Professor Associate Professor of the department of professional education and social and
pedagogical disciplines Belgorod State Agricultural University named after V. Gorin
Russia, Belgorod krikun_ev@bsaa.edu.ru
Belozerova Irina Aleksandrovna PhD in Philosophy, Associate Professor Associate Professor of the department of professional education and social and
pedagogical disciplines Belgorod State Agricultural University named after V. Gorin
Russia, Belgorod belozerova_ia@bsaa.edu.ru
Artyuh Alexander Vitalievich PhD in Philosophy, Associate Professor Associate Professor of the department of professional education and social and
pedagogical disciplines Belgorod State Agricultural University named after V. Gorin
Russia, Belgorod artyuh_av@bsaa.edu.ru
Davityan Manushak Galustovna PhD in Sociological Sciences Associate Professor of the department of professional education and social and
pedagogical disciplines Belgorod State Agricultural University named after V. Gorin
Russia, Belgorod davitian_mg@bsaa.edu.ru
The influence of Orthodox traditions on the spiritual security
of modern youth
Abstract. The purpose of the article is to study Orthodox traditions and their impact on the spiritual security of modern youth in the context of global socio-economic
- влияние православных традиций на духовную
безопасность современной молодежи
245
Научные конференции
and political challenges. The theoretical and methodological basis of this work is the philosophical and cultural approach, which determines the versatility of understanding the content aspects of Orthodox traditions; the synergetic approach, which allows us to understand the dynamics of spiritual values of modern youth. In the article, Orthodoxy is considered as one of the factors of the formation of the sociocode, which fixes the program of social behavior and activity of modern youth.
Keywords: antinomianism, spirituality, spiritual security, youth, society, cognition, Orthodox culture, Orthodox traditions, family education.
Сегодня, когда Россия делает шаги на пути к современному постиндустриальному и информационному обществу, роль православных традиций становится все более значимой. Современному обществу необходимо приложить все усилия к тому, чтобы избежать односторонности развития человека, превращения человека в один из винтиков общественного целого. Чтобы сохранить в себе человеческое начало, а значит, внимание к духовным ценностям, необходимо взять в помощники православное мироощущение и православное мировосприятие [1, с.173].
Чувство идентичности себя и общества связано у современной молодежи с процессом сравнения себя с другими людьми на основе общих ценностей, что позволяет запустить процесс самопознания. В результате молодой человек начинает испытывать чувство принадлежности к определенному типу ментальности. Если этого не происходит, то теряется чувство идентичности, сопричастности к традициям своего социума. Исторический опыт зарубежных стран, а также опыт изучения российской культуры показывает, что религия вносит значительный вклад в сохранение идентичности современной молодежи и сохранение ее духовной безопасности в условиях глобальных вызовов современности. Проведенное нами исследование студентов, выходцев из сельских районов Белгородской области выявило, что большинство (73%) респондентов связывают развитие русской духовности с влиянием христианских традиций.
В истории нашей страны идеалы, сформированные православием, сводятся не только к воспитанию личности, сохранению нравственных ценностей, но и могут влиять на основы познавательных процессов. Можно говорить о существовании достаточно разработанной теории познании в творениях таких богословов как Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин и др. Исследуя знания, которыми может обладать человек, православ-
- влияние православных традиций на духовную
безопасность современной молодежи
246
Научные конференции
ные богословы выделяют три его уровня. Каждому, по их мнению, соответствует свой путь достижения истины. Первый уровень - это "естественное ведение" (знания о материальном мире). Второй уровень находится в области "мысленного" (Исаак Сирин называет его "духовным ведением"). Третий уровень - это сверхъестественное знание, его связывают с областью иррационального, с познанием Бога.
Православная теория познания мира может рассматриваться как опытная попытка познания человеком своего подсознания. Но так как религии объект самопознания и вынесен за пределы познающегося себя человека, то происходящий процесс познается им не как погружение в себя, а как погружение в сверхъестественное. Особенность восприятия действительности православным мышлением состоит в том, что оно учит своих сторонников фиксировать наличие противоречия в процессе познания, а православные теологические идеи как бы напоминают ученым о невозможности однозначного, одномерного решения стоящих перед ними проблем.
Большой интерес для современной гносеологии представляет учение Русской Православной Церкви об антиномиях. Православие учит своих сторонников не бояться замечать наличие противоречия в процессе познания, вспомните хотя бы учение о троичности Бога, учение о богочеловеческой сущности Иисуса Христа и т.д. Оно совсем близко подходит к гегелевскому положению: "Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения" [2, с. 265]. Наличие противоречия должно рассматриваться как возникновение проблемы, это сигнал для мышления молодого человека, что пора отказаться от заштампованных стереотипных познавательных действий. Для подлинно культурного в логическом отношении ума появление противоречия - это сигнал появления проблемы, неразрешимой с помощью строго заштампованных интеллектуальных действий. Именно православные традиции с их антиномичностью помогают молодому поколению рассматривать противоречие как повод для дальнейшего познания мира.
Интерес к антиномиям в христианстве не случаен. Христианское вероучение, несомненно, абстрактно. Чем меньше абстрактности, тем меньше противоречий. "Непротиворечивость возрастает, - считает Уайтхед, - вместе с абстракцией от конкретного" [3, с. 385]. Представление о троичности Бога в православных канонах выходит на высокой уровень абстрагирования. Не случайно в свое время многие богословы, и среди них на первое место следует поставить Н. Кузанского,
- влияние православных традиций на духовную
безопасность современной молодежи
247
Научные конференции
пытались именно с помощью математики доказать возможность слияния антиномий в христианском Боге. Математика имеет дело с идеальными образами. Она не требует эмпирического обоснования ее утверждений.
Пока развитие естествознания было связано с такой конкретной наукой как механика, понятие Бога и данные конкретного опыта все время вступали в противоречие. Современная физика проникает в микромир, обнаруживая в нем элементарные структуры. Выявленные сущности становятся все более абстрактными. Большое количество характерных в этом плане примеров содержат материалы международного семинара "Проблемы первоначала мира в науке и теологии". Один из крупнейших физиков XX века В. Гейзенберг пишет, что атомы и элементарные частицы реальны не в такой степени, как явления повседневной жизни. Они образуют скорее мир тенденций или возможностей, чем мир вещей и фактов. Еще менее реальны кварки, которые пока не удалось обнаружить в свободном состоянии [4, с. 4]. Как только физика поднялась на новый уровень абстракции, сразу стали заметны своеобразные совпадения ее представлений с христианскими понятиями о творении мира. Абстрактные понятия, выстроенные в различных познавательных системах, но относительно одного и того же объекта (в данном случае мироздания) совпадают.
В наше время вопрос о социоприродных отношениях называют "проблемой века". Окружающая среда сегодня бьет тревогу, она все решительнее напоминает человеку, что с ней нельзя обращаться только с потребительских позиций. Облагораживающим воздействием человека на природу является строгое следование православным заповедям. Примерами подобного воздействия можно назвать православные монастыри и приходы, в которых происходит "...плодотворное взаимодействие благой воли человеческой и освещающей силы Божией, в том числе, в области аграрного труда" [5; 6].
Приходы и монастыри обладают огромным потенциалом в развитии религиозного решения экологических вопросов. Ведь целью подобных общин является стремление к заботе о природе, формирование экологически безопасного развития сельскохозяйственного производства, что служит основой рационального использования природных ресурсов для сельских хозяйств.
Русская Православная Церковь говорит о "соработничестве" с обществом и государством по экологическим вопросам. Целью данного диалога она называет содействие формированию в людях, относящихся к самым разным категориям, чувства солидарности, гуманности, милосердия, ответственности, заботы о "хра-
- влияние православных традиций на духовную
безопасность современной молодежи
248
Научные конференции
нении тварного мира" (Быт. 2:15) и поддерживание их деятельности в данном направлении.
Известно, что активное участие в диалоге по вопросам экологии Русская Православная Церковь стала принимать с начала девяностых годов двадцатого столетия. На заседании Архиерейского Собора в 1997 году экологическая проблематика рассматривалась в документе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", в 2008 году - в документе "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" [5; 6].
В церковных документах говорится, что в условиях современности люди крайне нуждаются в молитвенной поддержке. На заседании Священного Синода 13 июля 2013 года был установлен специальный день (первое воскресенье сентября) - День специальной молитвы о Божием творении. Назначение данного Дня молитвы было православным решением всех предстоятелей поместных церквей. Большую роль в этом плане играют молебные прошения о помощи Господа в аграрном производстве, а также в любом другом труде, направленном на сохранение природы [5; 6].
Значимыми становятся богослужебные чины и отдельные молитвы, возносимые в период бедствий и катастроф как природного, так и техногенного происхождения. Так, учитывая современную экологическую ситуацию, связанную с коронавирусной инфекцией, духовенство отмечает, что кроме мер санитарной защиты большую роль играют меры защиты духовной. И уже в марте 2020 года, в связи с распространением коронавируса нового типа, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом были утверждены тексты молитвенных прошений ("Прошения на сугубой ектении Божественной литургии, возносимые во время распространения вредоносного поветрия". "Молитва во время распространения вредоносного поветрия чтомая") [7]. Сегодня названные молитвенные прошения возносятся во всех православных храмах.
Кроме того, в храмах России стали бороться с новой коронавирусной инфекцией колокольным звоном: каждый день пять раз длительностью по три минуты. А ведь во все времена в период бедствий и катастроф на Руси звонили в колокола. И если учесть, что в России до революции было около одной тысячи трехсот монастырей и около двадцати тысяч церквей, то можно себе представить, какой охват имел церковный звон, образуя своеобразный целительный купол [8].
Развивая богословское осмысление социоприродных отношений и проповедуя христианские положения об экологической ситуации, Русская Православная
- влияние православных традиций на духовную
безопасность современной молодежи
249
Научные конференции
Церковь принимает непосредственное участие в формировании философских оснований экологических знаний. Она говорит о единстве мира и человека, тем самым рисует целостную картину мироздания. Это подчеркивает отличие теоцен-трического подхода к осмыслению социоприродных отношений, преподносящего верховенство Господа, от антропоцентрического, преподносящего господство человека и рассматривающего природу как источник эгоистической эксплуатации, а также от пантеистических взглядов, обожествляющих природу, возвышающих последнюю над человеком и принижающих роль Бога. Библия называет окружающий мир домом для человека, созданным Господом (Быт. 1:28). Поэтому человек призван поклоняться не природному окружению, а Великому Господу, в тоже время ощущать себя "домоправителем" тварного мира (Рим. 1:25). Ибо Господь сотворил "мир и все живое в нем хорошим" (Быт. 1:8-25).
В условиях современности Русская Православная Церковь учитывает естественнонаучные методы и подходы к экологической проблематике, считается с общественным мнением по экологическим вопросам, соотносит религиозные положения с научными теориями. Подобного рода соработничество предполагает тесную взаимосвязь и взаимодополнение научной, философской и религиозной картин мира, что обеспечивает формирование целостных представлений о современной экологической ситуации и путях ее оптимизации. В свою очередь, данное обстоятельство способствует формированию способности человека сохранять и развивать созидательную духовность, создающую благоприятные условия для развития своей духовной безопасности.
С позиции православия социальное обновление жизни молодого человека не может быть отделено от его нравственного обновления. В течение всей своей жизни личность стремится к преобразованию себя и общества. Если в деятельности молодого человека не происходит формирование нравственно обусловленных иерархических ценностей, то прогрессивное развитие общества невозможно. Социально-экономический и нравственный прогресс взаимозависимы и должны восприниматься как две стороны восходящего прогресса общества. Взаимообусловленность этих процессов характерна как для Православия, так и для общества в целом, что позволяет создать благоприятную основу для различных форм сотрудничества между ними.
На протяжении многих столетий на Руси воспитание в семье, представление о роли отца и матери в семье и воспитании детей складывались под влиянием православных традиций на основе Нового Завета и иных христианских норм. В
- влияние православных традиций на духовную
безопасность современной молодежи
250
Научные конференции
дореволюционной России среднестатистическая семья характеризовалась такими чертами, как долголетие брака, многодетность, малое количество повторных браков. В условиях глобальных общественно-экономических и политических вызовов основной аксиологической проблемой современного семейного воспитания становится смещение его ценностных приоритетов. Прагматические ценности начинают вытеснять базовые, сущностные ценности семейного воспитания [9]. Обычаи православной семьи, основы христианской семейной жизни издревле передаются из уст в уста через родителей детям и внукам, будущим поколениям. В то же время основной целью религиозных норм была поддержка и охрана нравственных устоев.
Венчание является церковным таинством, где молодые люди получают благодать, т.е. благословение Бога для согласия в супружеской жизни и рождения потомков. В основу церковного брака ложится целомудрие. Доброта, отзывчивость, взаимная любовь, умение сочувствовать и поддержать являются составляющими брака. Благополучие семьи достигается только в том случае, когда в благоустройстве домашнего очага принимают участие все члены семьи. Православный очаг должен быть освящен. Обязательное условие - наличие в доме святого уголка: креста, икон, молитвослова, духовной литературы, различных святынь.
Муж, будучи главой семьи, олицетворял власть и отвечал за жизнь и потребности семьи. Однако он не имел право считать себя лучше или выше жены, так как перед Богом все равны. Мужу не дается право быть судьей, деспотом, диктатором над семьей и детьми. Он должен проявлять по отношению к жене внимание и заботу. Мужчина должен быть готов в любой момент отдать свою жизнь за жену и детей.
Основная цель жены - родить детей и достойно их воспитать. Как хранительница очага, она должна быть верной в любви, целомудрена. Также она должна ублажать мужа. Издревле в русской православной вере были сильны традиции материнской святости. Материнское начало всегда лежало в основе триады: Мать-сыра Земля - Богородица - София. Это является одновременно и духовным началом, эссенциалистски присущим женщине-матери. В качестве хорошей матери женщина должна жертвовать собой ради ребенка. Личные проблемы, увлечения и потребности женщины не рассматривались.
По христианским канонам, основной целью брака является спасение тела и души, а также продолжение рода. В Священном Писании указано, что ребенок
- влияние православных традиций на духовную
безопасность современной молодежи
251
Научные конференции
- самое дорогое и прекрасное сокровище. Иисус Христос в Новом Завете выражал особую любовь к детям, ласкал, благословлял их. Православные нормы на родителей возглавляют новые обязательства и обязанности - взять на себя ответственность за жизнь их и здоровье, воспитание. С рождения ребенка нужно воспитывать в вере собственным родительским примером. С момента рождения ребенка нужно стараться приучать к простым религиозным истинам, которые должны привести к чистым и светлым религиозным побуждениям.
Православные нормы предписывают детям вести себя скромно, контролировать свое поведение и речь, родителей почитать, поддерживать морально и материально в трудной ситуации, молиться о спасении их душ, добросовестно выполнять наставления, не противоречащие общественным и религиозным нормам. Братьям и сестрам предписано уважать друг друга, слушаться, личным примером показывать соблюдение христианских норм.
Однако семья, семейные ценности и воспитание постоянно подвергаются трансформационным процессам. Модернизация экономики обозначила главенствующую роль личных достижений человека; и начали возникать задатки экономической и профессиональной независимости между членами семьи. Жертвенность в супружеских отношениях, духовное единство межу членами семьи, принцип нерасторжимости брака стали уходить на второй план.
Подводя итог, хотим отметить, что в современных условиях общество испытывает настоятельную потребность в переосмыслении того богатого наследия, которое предлагает нам Православие. Во многом наши нравственные убеждения, представления о смысле жизни, представления о свободе и ответственности, о семейных ценностях формировались и сегодня находятся под влиянием православных традиций. Не возможно не заметить связь духовной безопасности современной российской молодежи с сохранением православных ценностей, которые выступали осевыми ценностями в российской культуре даже в годы советской власти. Ведь в период, когда шло идеологическое противопоставление светской культуры и религии, через сохранение традиций сохранялись православные основания культуры. Православие есть проявление фундаментального опыта россиян, позволяющего обеспечить их духовную безопасность. Нельзя забывать, что у человека наряду с генетическим кодом (ДНК) существует еще одна кодирующая система - социокод, который фиксирует программы социального поведения и деятельности. Православие как раз и выступает одним из факторов формирования такого социокода.
- влияние православных традиций на духовную
безопасность современной молодежи
252
Научные конференции
Библиография
1. Крикун Е.В., Белозерова И.А., Артюх А.В., Давитян М.Г. Восприятие мира в православии: традиции и современность: коллективная монография. - Белгород: Белгородский ГАУ, 2019. - с.175.
2. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Сочинения в двух томах. Т. 1 - М.: Мысль, 1970. - с.668.
3. Уайтхед А.Н. Способы мышления // Избранные работы по философии. -М.: Прогресс, 1990. - с.720.
4. Бургин М.С. Базисные фундаментальные структуры мира // Проблемы первоначала мира в науке и теологии. Материалы международного семинара. -СПб., 1991. - с.61.
5. Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии // Русская народная линия. Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба. URL:https://ruskline.ru/monitoring_ smi/2013/02/11/poziciya_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_po_aktualnym_problemam_ ekologn/Дозиция Русской Православной Церкви по проблемам экологии. Режим доступа: https://drevo-mfo.ru/artides/25727.htmL_ Официальная хроника. URL: http://pravoslavye.org.ua/2020/03/москва-в-рпц-утверждена-молитва-во-вр/_
6. В Белгородских церквях нашли "особый путь" для борьбы с коронавиру-сом. URL: https://fonar.tv/news/2020/03/20/v-belgorodskih-cerkvyah-nashli-osobyi-put-dlya-borby-s-koronavirusom
7. Belozerova I.A, Krikun E.V, Davityan M.G, Artyukh A.V, Andreeva N.V.Representation Of Marriage And Family Relations Through The Prism Of Secular And Religious Development Models // European Journal of Molecular & Clinical Medicine ISSN 2515-8260 Volume 07, Issue 01, 2020 - P. 3459-3474, Q 4.
влияние православных традиций на духовную
безопасность
современной молодежи