Научная статья на тему 'Влияние поведения потребителя на экономический рост в России'

Влияние поведения потребителя на экономический рост в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ / СБЕРЕЖЕНИЮ / ИНВЕСТИРОВАНИЮ / ИНВЕСТИЦИИ / НАКОПЛЕННЫЙ ИНДЕКС ЦЕН / ЕМКОСТЬ РЫНКА / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ДЕПОЗИТЫ / MARGINAL PROPENSITY TO CONSUME / SAVE / INVEST / AN INVESTMENT / THE ACCUMULATED CPI / MARKET CAPACITY / AN ACCRUED EXPENDITURE / THE DEPOSITS ACCOUNT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карась А.А.

Рассматривается влияние поведения потребителя на экономическую ситуацию в России. Рассчитана емкость потребительского рынка трех категорий товаров в натуральном выражении, предельная склонность к сбережению, потреблению и инвестированию, а также накопленный индекс цен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CONSUMER BEHAVIOR ON THE ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA

The article is considered the influence of consumer behavior on the economic situation in Russia. There is calculated a market capacity of the three categories goods in natural form, the marginal propensity to save, consume, invest and also the accumulated CPI (consumer price index).

Текст научной работы на тему «Влияние поведения потребителя на экономический рост в России»

УДК 330.567.22

ВЛИЯНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ

А. А. Карась Научный руководитель - А. И. Леонидова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: alieksandra.karas@mail.ru

Рассматривается влияние поведения потребителя на экономическую ситуацию в России. Рассчитана емкость потребительского рынка трех категорий товаров в натуральном выражении, предельная склонность к сбережению, потреблению и инвестированию, а также накопленный индекс цен.

Ключевые слова: предельная склонность к потреблению, сбережению, инвестированию, инвестиции, накопленный индекс цен, емкость рынка, задолженность, депозиты.

THE INFLUENCE OF CONSUMER BEHAVIOR ON THE ECONOMIC

GROWTH IN RUSSIA

A. A. Karas Scientific Supervisor - A. I. Leonidova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: alieksandra.karas@mail.ru

The article is considered the influence of consumer behavior on the economic situation in Russia. There is calculated a market capacity of the three categories goods in natural form, the marginal propensity to save, consume, invest and also the accumulated CPI (consumer price index).

Keywords: The marginal propensity to consume, save, invest, an investment, the accumulated CPI, a market capacity, an accrued expenditure, the deposits account.

Появление барьера в отношениях между Россией, с одной стороны, и странами Западной Европы и США - с другой, вследствие введенных санкций, нашло отражение в ограничении финансовых ресурсов для РФ. В результате отдельные отрасли российской экономики, в том числе стратегически важные, вступили в 2015 году в состоянии крайнего пессимизма. В этом году зафиксирован минимальный в течение последних четырех лет совокупный объем венчурных и прямых инвестиций (2012 год - 3 890 млн долларов, 2013 год - 2 915, 2014 год - 1 076 и 2015 - 1 042 млн долларов) [1]. С учетом происходящих событий, возникает необходимость в поиске внутренних источников инвестирования. В сложившихся условиях таковыми могут стать сбережения населения. Таким образом, целью нашего исследования является оценка возможности и масштаба использования сбережений населения в качестве источника финансирования.

Как известно, рыночной экономике свойственна нестабильность и, как следствие, отсутствие равновесия, которое препятствует обеспечению полной занятости ресурсов. В связи с этим фактором, у населения возникает склонность сберегать часть доходов, что приводит к несоответствию совокупного спроса совокупному предложению. Поведение потребителей (в области сбережений в том числе) сложно регулируемый процесс. Отслеживать динамику поведения потребителей возможно по показателям предельной склонности к потреблению и сбережению, которые характеризуют скорость изменения этих процессов.

Предельная склонность к потреблению (MPC), предельная склонность к сбережению (MPS) и предельная склонность к инвестированию в РФ рассчитаны нами по данным Росстата и представлены в табл. 1 [2].

Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»

Таблица 1

Предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению и предельная склонность к инвестированию в период 2011-2015 гг.

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

МРС 1,134 0,865 0,923 1,741 -0,721

МР8 -0,134 0,135 0,077 -0,741 1,721

МР1 - - -3,5 -8,98 -9,37

Изменение направления и интенсивности поведения потребителей усугубляется резким изменением структуры их потребления.

Нами произведена оценка емкости рынка потребительских товаров и услуг в натуральном выражении (для анализа состояния потребительского рынка, нами были выбраны следующие категории потребительских товаров: молоко и молочная продукции, обувь и вычислительная техника). Результаты расчетов приведены в табл. 2 [3-5]. Использована формула для расчета емкости рынка с учетом импорта и экспорта.

Таблица 2

Динамика емкости рынка трех категорий потребительских товаров в натуральном выражении

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Молоко и молочная продукция, в млн тонн 38 895 39 634 39 378 39 188 37 468

Обувь, млн пар 251 320,3 239 130,9 252 848,3 223 353,4 170 819

Вычислительная техника, млн шт. 8 710 7 630 6 650 4 900 2 990

Из таблицы следует вывод, что емкость рынка непродовольственных товаров (обувь, вычислительная техника) имеет устойчивую тенденцию к падению, и даже незначительно, но снижается емкость рынка молока и молочной продукции. Это обусловлено тем, что молоко и молочная продукция относятся к продуктам первой необходимости, а спрос на продукцию первой необходимости неэластичен к цене, изменение цены не повлечет за собой особого изменения в потреблении.

Данная тенденция связана с резким ускорением инфляции и пессимистическими ожиданиями населения, проявившимся в 2015 г.

Таблица 3

Инфляция в России в период 2011-2015 г., %

Год 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

1ь - индекс цен 106,1 106,58 106,45 111,36 112,91

1ьС - индекс накопленной инфляции 100,0 106,58 113,45 126,34 142,65

Накопленный индекс цен составил к 2015 году на 42,65 %, то есть цены 2015 года в сравнении с ценами базового 2011 года, выросли в 1,43 раза. В результате снижается покупательная способность денежных средств [6]. По данным Росстата в 2015 году незначительное превышение уровня покупательной способности (исчисленное в натуральном выражении) по сравнению с 2012 годом произошло только по мясу говядины, свинины, курам охлажденным и мороженным, однако возможность приобретения остальных продуктов, представленных в анализе уменьшилась.

Результатом выявленных нами тенденций в динамике поведения потребителей и структуре их потребления является снижение возможностей развития производства у производителей внутреннего рынка. Ослабление данной тенденции возможно, только если потребители для сбережения используют финансовые институты. По данным Росстата и ЦБ в 2014-2015 гг. сбережения населения составили 10141,3 млрд руб., при этом депозиты физических лиц выросли на 2454,8 млрд руб., депозиты в валюте и покупки драгоценных металлов увеличились на 3726,5 млрд руб., следовательно, чистые изъятия, осуществленные населением из экономики, составили 3960 млрд руб.

Проведенный нами анализ свидетельствует, что в 2015 г. сформировалась негативная тенденция в поведении потребителей (резкое повышение предельной склонности к сбережению) с формированием у населения чистых изъятий сбережений, уменьшение емкости рынка, ускорение инфляции, увеличения задолженности по потребительским кредитам и кредитным картам, обслуживающих потребительские кредиты. Отрицательный настрой потребителей к происходящим событиям, резко снижает возможности экономики по использованию сбережений населения в качестве внутреннего источника инвестиций и, следовательно, ограничивает возможности роста российской экономики.

Библиографические ссылки

1. РАВИ (Российская ассоциация венчурного инвестирования) [Электронный ресурс] // rvca.ru; Аналитические сборники 2012-2015 гг. URL: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/ (дата обращения: 05.04.2016).

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // gks.ru; Население. Уровень жизни. Доходы, расходы и сбережения населения. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population (дата обращения: 05.04.2016).

3. Импорт молока и молочных продуктов в Россию [Электронный ресурс] // newsruss.ru; Ресурсы и использование молока и молокопродуктов по Российской Федерации 1992-2015 гг. URL: http://newsruss.ru/doc/index.php (дата обращения: 05.04.2016).

4. Портал трейдера [Электронный ресурс] // utmagazine.ru; Экономика России, цифры и факты. Ч. 11. Легкая промышленность 2011-2015 гг. URL: http://utmagazine.ru/posts/10564-ekonomika-rossii-cifry (дата обращения: 05.04.2016).

5. Компьютеры [Электронный ресурс] // tadviser.ru; Рынок России 2011-2015 г. URL: http://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 05.04.2016).

6. Уровень инфляции в Российской Федерации [Электронный ресурс] // уровень-инфляции.рф; Таблица инфляции. URL: уровень-инфляциию.рф/таблица_инфляции.aspx (дата обращения: 05.04.2016).

© Карась А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.