Научная статья на тему 'Изменение поведения потребителей в условиях трансформации Российской экономики'

Изменение поведения потребителей в условиях трансформации Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / СОВОКУПНЫЙ СПРОС / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СБЕРЕЖЕНИЯ / ДОХОД / CONSUMER BEHAVIOR / OBJECTIVE FACTORS / SUBJECTIVE FACTORS / THE OVERALL DEMAND / TRANSFORMATION OF THE ECONOMY / CONVERSATION / REVENUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полещук А. С.

С 2014 года в российской экономики произошли изменения, которые повлияли на поведение потребителей. На поведение потребителей влияют различные факторы. Рассмотрим их и выделим, какие из факторов наиболее влиятельные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHANGE OF CONSUMER BEHAVIOR IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF RUSSIAN ECONOMY

In 2014 Russian economy has changed. This changed influenced for consumer behavior. Consumer behavior is influenced by various factors. We consider them and select the most influential factors.

Текст научной работы на тему «Изменение поведения потребителей в условиях трансформации Российской экономики»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-400-408

ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

ПолещукЛ.С.

ORCID: 0000-0001-8083-3755, МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация

С 2014 года в российской экономики произошли изменения, которые повлияли на поведение потребителей. На поведение потребителей влияют различные факторы. Рассмотрим их и выделим, какие из факторов наиболее влиятельные.

Ключевые слова: поведение потребителей; объективные факторы; субъективные факторы; совокупный спрос; трансформация экономики; сбережения; доход.

THE CHANGE OF CONSUMER BEHAVIOR IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF RUSSIAN ECONOMY

Poleshchuk A.S.

ORCID: 0000-0001-8083-3755, MSU M.V. Lomonosov, Moscow, Russian Federation

In 2014 Russian economy has changed. This changed influenced for consumer behavior. Consumer behavior is influenced by various factors. We consider them and select the most influential factors.

Keywords: consumer behavior; objective factors; subjective factors; the overall demand; transformation of the economy; conversation; revenue.

Потребитель является одним из основных стимуляторов развития экономики. Спрос со стороны потребителей, подчиняясь экономическим законам, оказывает самостоятельное воздействие на все стороны развития самой экономической системы. С 2014 года в экономике России происходят глубокие изменения, которые не могли не затронуть потребителей.

По данным исследования «Ромир», 40% россиян назвали главным событием за 2016 год кризис, рост цен и в целом тяжелую экономическую ситуацию [1]. Индекс экономической надежды составляет -6п, что на 20 пунктов ниже чем в прошлом году. Только 17% россиян верят в улучшение экономической ситуации в будущем [13].

Еще в начале 2015 года были проведены исследования, подтверждающие изменение поведения потребителей. Результаты исследований демонстрировали трансформацию классов - переход в более низкий сегмент. Потребители стали экономить на всех товарных группах. Более того появилась новая группа потребителей «Cherry Pickers», которые покупают товары по акциям. Осенью 2015 года эта группа выросла до 16% от всех потребителей. К сентябрю 2016 года до 19%, при этом тенденция к дальнейшему росту сохраняется. Данная группа потребителей покупает более половины товаров в потребительской корзине по акциям [2].

По результатам исследований 2016 года, потребители продолжают экономить. Сократился оборот розничной торговли. Потребительские цены растут, а денежные доходы населения сокращаются.

Большинство россиян уверены, что самые тяжелые времена мы переживаем сейчас. Рост цен на товары и услуги потребители замечают, но в 2016 году меньше, чем в предшествующие 2014—2015 года. Это связано с замедлением темпов роста инфляции и соответственно цен на товары и услуги. Все больше людей сокращают свои затраты на разные группы расходов. Особенно в 2016 году потребители сократили затраты на развлечения и отдых. См. таблицы №1, №2, №3.

Таблица 1.

Мы переживаем сейчас самые тяжелые времена, или они уже позади, или еще впереди? [10, с. 56]

2014 2015 2016 2017

июнь сентябрь август январь

Переживаем их сейчас 23 38 36 41

Они уже позади 26 19 23 23

Они еще впереди 35 32 29 26

Затрудняюсь ответить 17 12 12 11

Таблица 2.

Что вы можете сказать по поводу роста цен на продукты

в последние недели? [1, с. 58]

2014 2015 2016

декабрь февраль февраль

Не заметил особого роста цен 6 3 12

Заметил рост цен, но на продукты, которые я 11 8 11

редко/вообще не покупаю

Заметил рост цен на продукты, которые я обычно покупаю 59 56 49

Цены на многие продукты выросли настоль-

ко, что мне приходится отказываться от неко- 22 32 25

торых привычных продуктов

Затруднились ответить 3 1 4

Таблица 3.

Приходится ли вам в связи с нынешним положением дел в стране? [1, с. 62]

2014 декабрь 2015 ноябрь 2016 ноябрь

Покупать более дешевые товары длительного пользования и т.п. или вообще отказываться от их приобретения 38 57 56

Экономить на питании, повседневных расходах 37 58 58

Сократить затраты на развлечение, отдых или вообще отказаться от них 22 28 35

Отказаться от покупки автомобиля, жилья, загородной недвижимости 11 20 18

Тратить сбережения 7 7 8

Сократить затраты на образование, лечение или вообще отказаться от них 4 7 12

Не пришлось делать ничего из перечисленного 27 14 10

Из приведенных выше данных мы видим, что увеличение цен и уменьшение дохода населения привели к сокращению торговли и к осознанной экономии.

Поведение потребителей меняется под влиянием различных факторов. Рассмотрим их через совокупный спрос. Совокупный спрос — это суммарный спрос на все товары или услуги в экономике в конкретный момент времени. По мнению исследователей, на совокупный спрос воздействуют различные группы факторов. Рассмотрим воздействие факторов, которые выделил английский экономист Дж. Кейнс.

В своей классификации он выделил объективные и субъективные факторы склонности к потреблению. Склонность к потреблению -это зависимость между уровнем дохода и потребления. Но так как поведение потребителей не возможно без доходов, а также траты этих доходов, то есть потребления, то мы можем рассматривать эти факторы применительно к поведению потребителей.

По Кейнсу, к числу основных объективных факторов, оказывающих влияние на потребителей, относятся [8, с. 113—117]:

1. Изменение единицы заработной платы.

В рамках данного фактора рассмотрим изменение заработной платы и изменение реальных доходов россиян на протяжение 2014— 2016 годов. Заработная плата, согласно данным Росстат, в 2014—2016 годах росла. Но и росла инфляция в это время. В 2014 году она составляла 11,4%, в 2015 году 12,9, в 2016 году 5,4.

То есть выделить рост заработной платы как улучшение жизни населения невозможно, так как рост не повлиял на улучшение материального положения потребителей из-за инфляции.

2. Изменение в разнице между доходом и чистым доходом.

Какую часть дохода в настоящее время составляет чистых доход при макроэкономическом рассмотрении настоящей ситуации, выделить невозможно. В связи с этим опустим рассмотрение данного фактора.

3. Непредвиденные изменения в ценности капитала, не принятые в расчет при исчислении чистого дохода.

Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее. За счет высокой инфляции обесцениваются финансовые активы потребителей. Это распространяется не только на приобретение новых товаров и услуг, но и на движимое и недвижимое имущество.

Так, стоимость жилья падает. В 2015 году квартиры подешевели на 3,2%, а в 2016 на 3%. Стоимость автомобилей дорожает, как на первичном, так и на вторичном рынке. А не инвестируемые сбережения дешевеют из-за инфляции.

4. Изменение в норме дисконта (time-discounting), или в пропорции обмена настоящих благ на будущие.

Спрос на крупные покупки падал с 2015 года после «бума» 2014 года. Но в 2017 году планируется осуществление отложенного спроса на недвижимость и автомобили. Так, на покупку новых автомобилей планируется выделять субсидии, которые помогут активизировать спрос. По данным исследования «НАФИ» 21% россиян в 2017 году планируют улучшить свои жилищные условия. Из них только 36% планируют воспользоваться для данных целей ипотекой. Государство для стимулирования покупки недвижимости перестает использовать инструменты. Так, прекращает действовать государственная под держка при получении ипотечного кредитования.

5. Изменение в налоговой политике.

На конечных потребителях данный фактор почти не отразился. В 2014-2015 годах не было значительных изменений в налогообложении частных лиц. Также не было значительного изменения в налогообложении юридических лиц. Был принят ряд мер для ужесточения сроков и форм оплаты налогов и сдачи отчетности, но данные факторы не влияют на затраты организаций.

6. Изменения в ожиданиях насчет отношения между текущим и будущим уровнями дохода.

Индекс потребительской уверенности падает и достиг низших отметок за последние 6 лет. В среднем в 2014 году он составлял -10,5, в 2015 году - 26,25 и в 2016 году - 23,50 [3].

Изменились ожидания граждан, по сравнению с 2014 годом. 46% участников опроса «Общественное мнение 2016» Левада-центра не

знают, что с ними будет в ближайшие месяцы [10, с. 19]. Сократилось количество опрошенных, кто может планировать свою жизнь более чем на 1 год. То есть мы видим не определенную ситуацию в глазах потребителей, которая воздействует на их поведение.

Рассмотрим субъективные факторы. К ним относятся [8, с. 113117]:

1. Образование резерва на случай непредвиденных обстоятельств.

2. Обеспечение сбережения. Данный фактор связан со сбережениями на будущее, то есть на старость, образование или другие нужды.

3. Обеспечение себе дохода в форме процента.

4. Наслаждение чувством независимости и возможностью самостоятельных решений (даже не имея ясного представления или определенных намерений относительно тех или иных конкретных будущих действий).

5. Обеспечение себе «masse de manoeuvre», позволяющего осуществлять спекулятивные или коммерческие операции.

6. Возможность оставить наследникам состояние.

7. Простое удовлетворение чувства скупости.

Рассмотрим субъективные факторы в совокупности. К сожалению, в настоящий момент нет исследований, рассматривающих подробно субъективные факторы оказывающих влияние на поведение потребителей. Но при общем рассмотрении этих факторов можем сказать, что происходят как положительные, так и отрицательные изменения в поведении потребителей.

Из таблицы №3 видно, что 8% населения стали тратить своих сбережений. Но в тоже время больше потребителей стали откладывать сбережения. По данным опроса «Общественное мнение 2016», в 2016 году на 6% увеличилась доля респондентов, откладывающих сбережения [10, с. 65]. И это связно не с увеличением дохода, а с сокращением трат на товары повседневного спроса [4].

Также из данных таблицы №3 видим, что за время кризиса увеличилось количество потребителей, готовых сократить траты или вообще отказаться от образования, лечения. Также по результатам

опроса «Общественное мнение 2016» сократилось количество людей, которые могут позволить себе или своим детям получить высшее образование, при необходимости. 30% населения отказываются от запланированных трат, в том числе ремонта и отпуска [5]. На пенсию откладывают сбережения 39% респондентов по данным опроса НАФИ [6].

То есть мы видим, что потребители делая накопления не способны тратить средства на фундаментальные траты, такие как образование и лечение. Будущая пенсия россиян беспокоит больше. Это подтверждается тем, что россияне стали больше рассчитывать на собственные силы, чем на социальную поддержку [10, с. 22]. Мало кто согласен на размер пенсии, которое может обеспечить государство. Большинство россиян планируют работать во время пенсии или делают накопления уже сейчас.

Инвестиционная деятельность россиян растет. В 2016 году рынок розничных вкладов вырос на 4,04% против роста в 24,49% в 2015 году [11]. Снижение роста вызвано сокращением стоимости валют. В 2017 году прогнозируется увеличение розничных вкладов.

Аналитический центр НАФИ в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования» провел опрос в январе 2017 г. и выяснил, что 36% населения имеют сбережения, накопления в виде вкладов в банках, акций, облигаций и других ценных бумаг или наличных денег. По данным опроса, 48% россиян открыли и пополняют счета в Сбербанке. 21 % вкладывают деньги в другие банки. И только 3—4% населения осуществляют покупку ценных бумаг. 34% населения копят деньги в наличном виде [7].

Из статистических данных мы видим, что потребители заботятся о своем будущем и своих сбережениях, не взирая на то, что ставка по депозитам сокращается.

Возможно это связано с неопределенным отношение к будущему, в частности к экономике. По данным опроса «Общественное мнение 2016» резко возросло количество опрошенных, которые считают что 2017 году для экономики будет определенно нестабильным [10, с. 13].

Но в тоже время люди привыкли к нестабильной ситуации и готовы планировать свое будущее на долгосрочный период. По данным опроса «общественное мнение 2016» увеличилось количество населения, которые могут с уверенностью говорить о своем будущем на 5-6 лет и сократилось количество людей, которые не знаю, что с ними будет в ближайшие месяцы [10, с. 20].

Проанализировав объективные и субъективные факторы, которые воздействуют на склонность к потреблению и соответственно на поведение потребителей, мы видим, что за 2014—2016 года произошли серьезные изменения в экономике: увеличение цен, инфляция, сокращение ВВП, увеличение курса валют, сокращения цены на нефть, изменение процентных ставок. Из рассмотренных факторов наибольшее влияние на поведение потребителей оказывают объективные факторы. И государственным органам необходимо обратить на них внимание, в связи с тем, что данные факторы находятся под влиянием внутренней политики страны и в наших силах изменить условия, в которых возможно увеличить потребительской спроса. Ведь потребители - это один из главных стимуляторов развития экономики, на который необходимо воздействовать для выхода из сложившейся кризисной ситуации.

Список литературы

1. Год кризиса // Исследовательский холдинг Ромир. Дата публикации: 26.12.2016. URL: http://romir.ru/studies/860_1482699600/(дата обращения: 18.03.2017).

2. Изощренные продажи - искушенные покупки // Исследовательский холдинг Ромир. Дата публикации: 14.11.2016. URL: http://romir.ru/ analytics/56 1479070800/ (дата обращения: 18.03.2017).

3. Индекс потребительской уверенности// Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (дата обраще-ния:18.03.2017).

4. Качурин М., Ситникова О. Россияне стали больше сберегать за счет экономии на товарах // РБК. Дата публикации: 13.01.2016

http://money.rbc.ru/news/5696270e9a79471af69081f2 (дата обраще-ния:18.03.2017).

5. Киракасянц А. Затянувшийся кризис: пять советов по финансовому поведению в графиках ЦБ// РБК. Дата публикации: 02.09.2016. URL: http://money.rbc.ru/news/57c81e769a79470fa5cbclcf (дата обращения: 18.03.2017).

6. Кто должен обеспечить спокойную жизнь на пенсии// Аналитический центр БАФИ. Дата публикации: 09.12.2016. URL: http://nafi. ru/analytics/kto-dolzhen-obespechit-spokoynuyu-zhizn-na-pensii/ (дата обращения: 18.03.2017).

7. Облигации федерального займа: оценка привлекательности для населения//Аналитический центр НАФИ. Дата публикации: 22.03.2017. URL: http://nafi.ru/analytics/obligatsii-federalnogo-zayma-otsenka-privlekatelnosti-dlya-naseleniya/ (дата обращения: 22.03.2017).

8. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное / Дж.М. Кейнс; выступ. Статья H.A. Макашевой. М.: Эксмо, 2007. 960 с. (Антология экономической мысли).

9. Общественное мнение — 2015 // Аналитический Центр Юрия Левады. 2016. URL: http://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2017/02/ ОМ-2016.pdf (дата обращения :18.03.2017).

10. Общественное мнение -2016II Аналитический Центр Юрия Левады. 2017. URL: http://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2017/02/ ОМ-2016.pdf (дата обращения :18.03.2017).

11. Рынок депозитов: интерес к валютным вкладам// Аналитический центр НАФИ. Дата публикации: 03.03.2017. URL: http://nafi.ru/ analj^tics/rynok-depozitov-interes-k-valyutnym-vkladam/ (дата обращения: 18.03.2017).

12.Фомченков Т. Росстат: Инфляция в России за 2014 год превысила 11 процентов // Российская газета. Дата публикации: 12.01.2015. URL: https://rg.ru/2015/01/12/inflacia-site-anons.html (дата обращения: 18.03.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Экономическая надежда покинула россиян // Исследовательский холдинг Ромир. Дата публикации: 31.01.2017. URL: http://romir.ru/ studies/867_1485810000/ (дата обращения:18.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.