СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года [Электронный ресурс] / Правительство Курганской области. Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития России. — Режим доступа: www. ind. kurganobl. ru
2. Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники [Текст] : Федер. целевая программа на 2008—2015 годы: утв. Постановл. Правительства РФ № 809 от 26.11.2007 г.
3. Социально-экономическое положение Курганской области за 1991, 1998—2003 гг. [Текст] : стат. сб. / Курганский облкомстат. — 2004. — С. 46.
4. Социально-экономическое положение Курганской области [Текст] : стат. сб. / Курганстат. — 2011. — С. 24, 28.
5. Доклад о развитии человеческого потенциа-
ла в Российской Федерации 2010 [Электронный ресурс] : Программа развития ООН (ПРООН) / рук. авт. кол. проф. С.Н. Бобылев. — Режим доступа: http://www.undp.ru/nhdr2010/Nationa_Human_ Development_Report_in_the_RF_2010_RUS .pdf
6. Кузык, Б.Н. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва [Текст] / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яко-вец. — 2-е изд., — М.: Экономика, 2005.
7. Социальный атлас российских регионов. Интегральные индексы [Электронный ресурс] / Независимый институт социальной политики. — Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/indexes/
8. Бабкин, А.В. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Экономика и управление. — 2010. — № 12 (62). — С. 170—176.
УДК 338.4.62
Н.В. Зяблицкая
ВЛИЯНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИИ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА СО Ц ИАЛ Ь НО-ЭКО Н О М И Ч ЕС КУЮ ЭФФЕ КТИ В НОСТЬ Р Е Г ИО НА
( НА П Р И М Е Р Е X МАО - Ю Г Р Ы)
В современных условиях хозяйствования экономическая доктрина России и ХМАО — Югры — это переход от стратегии поступательного развития (преимущественно сырьевого типа экономики), от стратегии экономического роста к стратегии экономического прорыва, который может быть обеспечен путем инновационного перспективного развития градообразующих предприятий [6].
Из года в год потребление энергоресурсов увеличивается. Конечно, развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Стабильное развитие экономики невозможно без постоянно развивающейся энергетики. И в современных условиях хозяйствования повышение
энергоэффективности российской экономики является весьма актуальным.
Целью энергетической политики государ -ства является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения благосостояния населения страны. В Энергетической стратегии России ставится задача достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.
Основной целью в области энергетической политики ХМАО — Югры должно стать создание соответствующих условий для инновационного развития округа за счет
8 %
Рис. 1. Доля Югры в экономике России по отраслям: а — нефтедобывающей; б — газодобывающей; в — электроэнергетической
выявления перспективных направлении движения вперед в электроэнергетике, которая в ближайшей перспективе сможет превратиться из отрасли, целиком обслуживающей потребности нефтегазового комплекса, в базовый локомотив, позволяющий полноценно покрыть все суммарные региональные потребности в энергии, а также частично сориентироваться на рынки соседних энергодефицитных регионов Урала и Сибири.
С целью выявления и раскрытия потенциала предприятий нефтегазовой отрасли и его использования на благо развития округа в качестве примера рассмотрим проект «Энергия Сибири», стратегическая результативность которого может быть выложена лозунгом «Югра — энергетическое сердце России!».
Сегодня топливно-энергетический потенциал ХМАО имеет огромную значимость в экономике России. На долю Югры приходится более половины общего объема добычи нефти в стране, около 6 % — газа и 7,8 % — электроэнергии (рис. 1).
Несмотря на такой небольшой удельный вес в суммарной общероссийской выработке электроэнергии, Югра занимает первое место в России по объемам выработки энергии, в количественной интерпретации это составляет 71,8 млрд кВт/ч за 2010 г. (установленная мощность электростанций Югры — 9860 МВт), при этом внутренняя потребность ХМАО — Югры в энергии значительно ниже (объем потребления за 2010 г. — 63,8 млрд кВТ/ч), что позволяет экспортировать за пределы округа порядка 8 млрд кВт/ч производимой
энергии. На сегодняшний день использование потенциала округа по выработке энергии находится на невысоком уровне, имеются потенциальные возможности для развития, что позволяет сделать вывод об актуальности проведения исследований в данном направлении. В ближайшей перспективе роль электроэнергетической отрасли в экономике Ханты-Мансийского автономного округа — Югры значительно возрастет, она станет локомотивом видов деятельности, не связанных с добычей нефти и газа, темпы роста которых будут опережать темпы развития нефтегазовой отрасли.
Среди всех сценариев развития электроэнергетики наиболее благоприятный — оптимально сочетающий развитие большой и малой энергетики, что позволит не только покрыть возможный дефицит мощности и энергии (в 2009—2012 гг. ожидаемый дефицит мощности в окружной энергосистеме около 190 МВт), но и обеспечит излишки мощности и энергии, которые могут быть переданы в соседние регионы. И в этом направлении стоит продолжать работать, однако изначально предстоит решить проблему нехватки новых мощностей. С этой целью в проекте предлагается модернизация действующих и создание новых электростанций на попутном нефтяном газе, тем более что необходимые предпосылки для этого в округе имеются — наличие транспортной инфраструктуры и сырья, кадровый потенциал, растущие потребности экономики России в электроэнергии, наличие действующих электроэнергетических мощностей, необходимость
обеспечения потребностей в электроэнергии мегапроекта «Урал промышленный — Урал полярный». На сегодняшний день в Югре есть все предпосылки для стабильности и развития — природно-ресурсный и человеческий потенциал!
Для покрытия возрастающего спроса проектом «Энергия Сибири» предусматривается строительство Няганьской ГРЭС (первая очередь — 1254 МВт за счет ввода трех энергоблоков; строительство — концерном «Фор-тум»; ввод в эксплуатацию — 2012—2013 гг.; примерный объем инвестиций — 64 млрд р.); проектирование и возведение совместно ОГК-1 и ТНК-ВР третьего энергоблока Нижневартовской ГРЭС мощностью 410 МВт (ввод в эксплуатацию — 2013 г.; примерный объем инвестиций — 46519 млн р.); строительство седьмого и восьмого энергоблоков Сургутской ГРЭС-2, по 400 МВт каждый (в рамках инвестиционной программы международного концерна Е.ON и ОГК-4; ввод в эксплуатацию — 2012 г.; объем инвестиций — 39 411 млн р.), а также поэтапная замена энергоблоков Сургутских ГРЭС-1,2.
Для увеличения пропускной способности сетей и создания условий для присоединения новых и увеличению мощности ранее присоединенных потребителей, предотвращения дефицита мощности в условиях роста электропотребления в энергосистеме проектом предусматривается строительство и реконструкция электросетевых мощностей на территории автономного округа.
В результате этих мер, а также реализации программы «Централизованное электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» на 2007—2015 гг., десятки поселений автономного округа войдут в зону централизованного энергоснабжения, будут соединены энергорайоны, расположенные на правом и левом берегах реки Обь в Октябрьском районе.
В соответствии с Концепцией развития электроэнергетики Приполярного Урала на базе местных углей Северо-Сосьвинских месторождений, одобреннной распоряжением Правительства автономного округа № 93-рп от 06.04.2007 г., для энергоснабжения потребителей Приполярного и Полярного Урала
с учетом запасов и годовой производительности угольных разрезов предполагается сооружение ГРЭС мощностью 4800 МВт на бурых углях месторождений Северо-Сосьвинского угленосного района, что соответствует задачам Энергетической стратегии России в части замещения жидких углеводородов и газа на уголь.
Концептуально можно обозначить два этапа в развитии энергетической инфраструктуры Приполярного Урала, включающих систему мер по созданию объектов новой генерации и сетевому строительству.
Первый этап (до 2015 г.) продолжается до завершения строительства и ввода в эксплуатацию железной дороги Полуночное — Обская. В этот период будут созданы два локальных энергоузла: первый — в составе новой газотурбинной электростанции в пос. Игрим мощностью 20 МВт и сети Игрим-Саранпауль; второй — в составе пос. Приполярный мощностью 122 МВт и сети Приполярный — Саранпауль, Приполярный-Усть-Манья. В дальнейшем планируется объединение локальных энергорайонов посредством ЛЭП Игрим — Сосьва — Саранпауль и присоединение их к энергосистеме автономного округа через ЛЭП Игрим — Пунга — Прио-бье, что обеспечит возможность передачи в Приуральский энергорайон для потребителей Приполярного Урала из региональной энергосистемы до 75 МВт электрической мощности.
Второй этап (2015—2020 гг.) предусматривает строительство новых электростанций на базе буроугольных месторождений Северо-Сосьвинского угленосного района (Люльин-ская 600 МВт, Тольинская 1800 МВт, Оторь-инская 2400 МВт). Их мощность покрывает суммарные электрические нагрузки потребителей Приполярного и Полярного Урала на этапе 2020 г., способствует снижению зависимости производителей электроэнергии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от поставок газа и повышению надежности электроснабжения уральских потребителей в целом.
Ввод объектов Приполярного Урала станет катализатором для централизации энергоснабжения внутри Березовского района
и одновременно интеграции по многим направлениям его системы с соседними в Свердловской, Тюменской областях и в самом автономном округе. Предусматривается присоединение 17 населенных пунктов Березовского района к единой энергосистеме Югры.
Развитие малой энергетики на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в соответствии с проектом «Энергия Сибири» будет осуществляться в населенных пунктах децентрализованного электроснабжения, на нефтепромыслах компаний за счет использования попутного нефтяного, отбензиненного и сжиженного газа, отходов деревообработки (мини-теплоэлектростанции) в районах лесопромышленного освоения, что значительно увеличит долю местных видов топлива в окружном балансе (прежде всего по котельному топливу).
Главной целью развития генерирующего сектора электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на перспективу до 2015 г. станет покрытие растущих потребностей в электрической энергии и мощности объектов нефтегазового комплекса, городов и населенных пунктов, в том числе на прилегающих дефицитных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской и Томской областей.
Главной целью развития электросетевого комплекса автономного округа в составе магистральных и распределительных электрических сетей, прежде всего напряжением 220 и 500 кВ, на перспективу до 2015 г. является обеспечение своевременного присоединения растущих электрических нагрузок потребителей нефтегазового комплекса, городов и населенных пунктов и объектов инфраструктуры, а также передачи мощности и электроэнергии в соседние энергодефицитные регионы.
Для этого необходимо: обеспечить централизованным электроснабжением 43 насе-
ленных пункта автономного округа до 2015 года; содействовать в реализации муниципальных программ реконструкции внутрипо-селковых электрических сетей в 40 населенных пунктах автономного округа; развивать инновационные и энергосберегающие технологии; удовлетворять потребности в генерирующих мощностях (строительство 2775 МВт генерирующих мощностей); стимулировать развития промышленности в отдаленных населенных пунктах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры; совершенство -вать Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. за счет включения в нее энергетических объектов Приполярного Урала автономного округа.
В ХМАО — Югре следует отметить устойчивую тенденцию роста электропотребления, этот показатель за 2005—2010 гг. составляет примерно 3,5 млрд кВтч/год. За последние пять лет рост электропотребления на территории округа составляет 136 %, и данная тенденция по прогнозным показателям будет сохраняться (табл. 1, рис. 2).
Прогноз спроса на электроэнергию по территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры формируется исходя из статистических данных по потреблению электрической энергии за отчетный период, с учетом условий выхода из экономического кризиса, планируемых объемов потребления электрической энергии крупными потребителями.
Объем электропотребления к 2015 г. прогнозируется на уровне 67 270 млн кВтч. Среднегодовой прирост электропотребления за 2010—2015 гг. — на уровне 2,35 %. Рост в 2015 г. по отношению к 2009 г. планируется за счет увеличения электропотребления основных крупных потребителей — предприятий нефтегазовой отрасли: ОАО «Сургутнефтегаз» в среднем на 2,2 % в год (на величину 1114 млн кВт/ч) с учетом выработки электростанциями
Таблица 1
Прогноз электропотребления на территории ХМАО — Югры до 2015 г.
Прогнозные показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Электропотребление, млн кВт/ч Максимум нагрузки всего, МВт 63 818 8326 64 088 8351 66 367 8614 66 811 8660 67 002 8675 69 746 8992
Рис. 2. Баланс электроэнергии с учетом ввода генерирующих объектов (млн кВт/ч) ( ) — выработка; ( ) — электропитание
ОАО «СНГ»; ОАО «Юганскнефтегаз» — на 1,7 % (931 млн кВт/ч); ООО «Няганьгазпере-работка» — на 13,1 % (311 млн кВт/ч); ОАО «Сибнефтепровод» — на 1,4 % (268,1 млн кВт/ч); ОАО «Южно-Балыкский ГПК» — на 6,5 % (157 млн кВт/ч). Территориально наибольшая динамика прироста нагрузки прогнозируется по трем ведущим энергорайонам автономного округа — Нижневартовскому, Сургутскому и Нефтеюганскому, что обусловлено большой концентрацией в этих энергорайонах нагрузки нефтедобывающих компаний. Впрочем, по остальным энергорайонам автономного округа также прогнозируется дальнейший рост нагрузки.
Аналогичная тенденция, связанная с ростом потребления, наблюдается и по тепловой энергии. Прогнозируемая динамика роста спроса на тепловую энергию определяет требования к развитию теплофикации.
Учитывая обозначенные обстоятельства, связанные с ростом спроса на энергоресурсы, и наличие в ХМАО — Югре потенциальных возможностей его удовлетворения, целесообразно в рамках реализации проекта «Энергия Сибири» предложить дополнительное возведение небольших электростанций на попут-
ном нефтяном газе. Строительство новых электростанций на основе парогазового цикла, а также техническое перевооружение существующих энергообъектов с применением парогазовых технологий является приоритетным перспективным направлением технической политики в электроэнергетике России.
С учетом возведения данных объектов, на основе сопоставления прогнозируемого электропотребления и динамики установленной мощности электростанций баланс электроэнергии может быть представлен следующим образом по территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2010—2015 гг.
При прогнозируемой динамике роста электропотребления выработка электроэнергии возрастет с ожидаемой 70 706,8 млн кВт/ч в 2010 г. до 83 070,9 к 2015 г. (среднегодовой прирост составит 2,6 %). При прогнозируемом среднегодовом приросте электропотребления 2,35 % ожидается рост суммарного сальдо-перетока (избытка) энергорайона с 6888,7 млн кВт/ч в 2010 г. до 13 325,0 млн кВт/ч в 2015 г. (при осуществлении всех планируемых вводов генерирующего оборудования) (табл. 2).
Таблица 2
Прогнозный баланс электроэнергии по ХМАО — Югре
Показатели 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Выработка, всего 71 392,6 70 706,8 73 776,7 77 176,2 81 585,5 82 740,3 83 070,9
В том числе:
ТЭС 71 109,4 66 939,1 69 731,0 73 130,5 77 539,9 78 694,7 79 025,3
ОАО «ОГК-»2 (Сургутская ГРЭС-1) 24 442,7 23 176,1 22 400,0 22 400,0 22 400,0 22 400,0 22 400,0
ОАО «ОГК-4» (Сургутская ГРЭС-2) 3 210,2 32 806,0 36 718,0 37 575,7 37 575,7 37 575,7 37 575,7
ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» 11 456,5 10 957,0 10 462,8 10 721,7 12 823,0 13 482,3 13 103,3
ОАО Фортум (Няганьская ГРЭС) — — 150,2 2433,2 4741,2 5236,7 5946,3
ГТЭС 283,2 3767,7 4045,6 4045,6 4045,6 4045,6 4045,6
ОАО «Передвижная энегетика» (Казымская ГТЭС) 283,2 284,3 284,3 284,3 284,3 284,3 284,3
ОАО «Сургутнефтегаз» — 3483,4 3761,3 3761,3 3761,3 3761,3 3761,3
Потребление, всего* 60 750,4 63 818,1 64 087,8 66 366,7 66 810,8 67 002,4 69 746,0
Сальдо-переток (избыток) —10 642,2 —6888,7 —9688,9 —10 809,5 —14 774,7 —15 738,0 —13325,0
Примечание . * С 2010 г. прогноз потребления мощности с учетом нагрузки электростанций ОАО «Сургутнефтегаз».
Таким образом, своевременный, в соответствии с запланированными сроками ввод генерирующих мощностей на территории Ханты-Мансийского автономного округа позволит обеспечить необходимый для стабильной работы энергосистемы резерв мощности и гарантирует бесперебойное энергообеспечение для дальнейшей разработки основного нефтегазоносного региона России, которым является Югра. В свою очередь, для этого необходимо своевременное, бесперебойное и качественное снабжение электростанций топливными ресурсами.
Потребность электростанций и котельных генерирующих компаний в топливе определяется на основании балансов электрической и тепловой энергии (табл. 3).
Исходя из данных табл. 3, можно сделать вывод о том, что потребность в топливе имеет устойчивую тенденцию к росту, при этом необходимые для нормальной бесперебойной работы энергетических предприятий ресурсы в ХМАО — Югре имеются в достаточном количестве. Кроме того, колоссальный ресурс-
ный резерв связан с добычей попутного нефтяного газа, который сегодня ее в больших количествах сжигается на факелах.
Несмотря на серьезные изменения в экологическом законодательстве в сторону ужесточения (согласно которому предприятия нефтегазового сектора обязаны утилизировать до 95 % попутного нефтяного газа), ежегодно в округе в среднем на факелах все же уничтожается порядка 200 млрд м3 этого ресурса; т. е. ресурсный потенциал ХМАО — Югры в этом контексте весьма существеннен.
Это позволяет говорить о выявлении и использовании на благо развития региона-донора внутреннего потенциала предприятий нефтегазовой отрасли, обеспечивающего успешную адаптацию к современным условиям хозяйствования. Речь идет о наличии реальных возможностей у нефтегазовых компаний или у сторонних инвесторов диверсифицировать экономику Югры в результате строительства многочисленных ГРЭС на территории округа.
Таблица 3
Потребность в топливе крупных электростанций ХМАО — Югры
Показатели Расход топлива (газ) в разрезе по годам, млн м3
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Всего 18 812,9 18 880,3 19 151,5 20 626,3 21 449 21 606,9 22 323
В том числе:
Сургутская ГРЭС-1 6737,4 6731,2 6684 6735 6739 6557 6560
Сургутская ГРЭС-2* 9139 9280 9400 10 090 10 090 10 090 10 090
Нижневартовская ГРЭС** 2936,5 2869,1 3067,5 2988,3 2994 3333,9 3234
Няганская ГРЭС *** 813 1626 1626 2439
Примечания .
* На Сургутской ГРЭС-2 увеличение расхода топлива в 2011 году связано с вводом в эксплуатацию 7-го и 8-го энергоблоков.
** На Нижневартовской ГРЭС увеличение расхода топлива планируется в 2014 г. в связи с вводом 3-го энергоблока.
*** На Няганской ГРЭС рост потребностей топлива планируется в соответствии с плановыми сроками ввода трех энергоблоков: 1 — 2011 г., 2 — 2012 г., 3 — 2015 г.
Одним из принципов размещения электроэнергетики на современном этапе развития рыночного хозяйства является строительство преимущественно небольших электростанций. Это актуализирует проект «Энергия Сибири».
Основной целью реализации проекта является обеспечение растущих потребностей экономики России и ХМАО — Югры в электроэнергии. В процессе достижения общей цели параллельно станет возможной реализация стратегических для округа направлений: это и изменения в структуре экономики (диверсификация экономики), и развитие здоровой конкуренции в энергетическом секторе, и повышение надежности электроснабжения, и решение экологических проблем (утилизация попутного нефтяного газа), и обеспечение занятости населения (создание новых рабочих мест), и увеличение доходов бюджета.
Исходя из представленной выше информации, следует, что в округе уже есть подобные действующие и предполагаемые примеры, но целесообразно придать этому процессу системный характер, в частности путем развития малой энергетики, которая может существенно закрыть растущие потребности в энергии.
Это еще раз подтверждает актуальность проекта, а его практическая значимость
очень существенна. Она выражается в финансово-экономической выгоде для экономики округа в результате увеличения выработки электроэнергии с 71,8 млрд кВт/ч до 84,2 млрд кВт/ч, создания новых рабочих мест, утилизации попутного нефтяного газа, сохранения объема экспорта в размере не менее 20 % от общего количества вырабатываемой электроэнергии и, как следствие, достижения мультипликативного эффекта за счет развития других отраслей и увеличения объема выпуска продукции.
Для организаций нефтегазовой отрасли подобные проекты являются ярким примером диверсификации хозяйственной деятельности, которая позволяет существенно увеличивать финансовые результаты работы, способствует решению экологических проблем в части выполнения требований по утилизации попутного нефтяного газа, приводит к расширению и развитию производства, повышает социальную ответственность бизнеса, обеспечивает адаптивное развитие, повышает эффективность использования и развития потенциала компаний.
Для населения значимость проекта состоит в создании комфортных условий жизни для жителей ХМАО. Ожидаемые результаты связаны с улучшением качества жизни населения за счет повышения надежности
предоставления услуг по поставкам электроэнергии, созданием условий для обеспечения дешевой тепловой энергией до 80 % городского населения Югры, снижением нагрузки на окружающую природную среду за счет утилизации попутного нефтяного газа, увеличением доходов населения за счет развития других отраслей.
Для того чтобы обеспечить достижение данных результатов, необходимо мобилизовать потенциал округа, т. е. совокупность всех ресурсов и возможностей, чтобы дать северному энергоокругу столько мощности, сколько необходимо для экономического роста.
Строительство ГРЭС — это новый импульс к развитию и процветанию, гарантия обеспечения энергетической безопасности Югры в современных условиях хозяйствования, а следовательно, и социальной стабильности!
Таким образом, через выявление и развитие внутреннего потенциала предприятий нефтегазовой отрасли в энергетическом секторе появляется реальная возможность влияния на социально-экономические показатели предприятий и региона, что обеспечивает им выход на новый качественный уровень своего развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зяблицкая, Н.В. Оценка адаптационного потенциала предприятий нефтегазовой отрасли [Текст] : [моногр.] / Н.В. Зяблицкая. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 163 с.
2. Зяблицкая, Н.В. Общая характеристика развития ХМАО — ЮГРЫ [Текст] / Н.В. Зяблицкая // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 10.
3. Зяблицкая, Н.В. Югра — энергетическое сердце России [Текст] / Н.В. Зяблицкая // Теория и практика общественного развития. — 2011. — № 8.
4. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года// Нефть России.-2003.-№ 10.
5. Схема и программа развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2010—2015 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.admhmao.ru.>commite... dep stroit...programma.doc
6. Бабкин, А.В. Научно-методические аспекты оценки эффективности инновационной инфраструктуры промышленного комплекса региона [Текст] / А.В. Бабкин, О.С. Ноговицына // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». — 2012. — № 1 — С. 56—62.