Научная статья на тему 'Электроэнергетика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры современное состояние и перспективы развития'

Электроэнергетика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2406
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОБЛЕМА ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самохвалов Максим Андреевич

Целью энергетической политики государства является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения благосостояния населения страны. В Энергетической стратегии России ставится задача достижения качественно нового состояния топливно-энергетического комплекса, роста конкурентоспособности продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электроэнергетика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры современное состояние и перспективы развития»

Электроэнергетика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры современное состояние и перспективы развития Electrical power Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra current state and prospects of development

Самохвалов Максим Андреевич

Аспирант Югорского государственного университета 628012, Российская Федерация, Ханты-Мансийский АО - Югра,

г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16 [email protected] SamohvalovMaxim A.

Yugra State University graduate student

628012, Russian Federation, Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra,

Khanty-Mansiysk, ul. Chekhov, 16

[email protected]

Аннотация Целью энергетической политики государства является

максимально эффективное использование природных топливно-энергетических

ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и

повышения благосостояния населения страны. В Энергетической стратегии

России ставится задача достижения качественно нового состояния топливно-

энергетического комплекса, роста конкурентоспособности продукции и услуг

на мировом рынке на основе использования потенциала и установления

приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов

государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых

результатов ее реализации [2].

Abstract. The aim of the energy policy of the state is the most efficient use of

natural energy resources and the capacity of the energy sector for economic growth

and welfare of the population. The Energy Strategy of Russia seeks to achieve a

qualitatively new state of the fuel and energy complex, increase the competitiveness

of products and services in the global market through the use of capacity and

1

prioritization of complex formation measures and mechanisms of the state energy policy, taking into account the anticipated results of its implementation [2].

Ключевые слова. Топливно-энергетический комплекс,

энергоэффективность, диверсификация производства, энергетическая безопасность, проблема износа основных фондов

Keywords. Energy, energy efficiency, diversification of production, energy security, the problem of depreciation of fixed assets

Ханты-Мансийский автономный округ-является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации по объему промышленного производства, производству электроэнергии, добыче нефти и газа,объему инвестиций в основной капитал и поступлению налогов в бюджетную систему. Ханты-Мансийский автономный округ добывает около 7% мировой нефти [5].

ХМАО занимает первое место в России по объемам выработки энергии, в количественномвыражении это составляет 92,17 млрд. кВт/час за 2014 г. (установленная мощность электростанций Югры - 12 648 МВт), при этом внутренняя потребность ХМАО - Югры в энергии значительно ниже (объем потребления за 2014 г. - 69,79 млрд. кВТ*ч), что позволяет экспортировать за пределы округа порядка 22,37 млрд. кВт/чпроизводимой энергии. На сегодняшний день использование потенциала округа по выработке энергии находится на невысоком уровне, имеются возможности для развития генерации электроэнергии, что позволяет сделать вывод об актуальности проведения исследований в данном направлении. В краткосрочной перспективе роль электроэнергетической отрасли в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры значительно возрастет, она станетальтернативным источником для увеличения внутреннего регионального продукта, связанного не только сдобычей нефти и газа.В долгосрочной перспективе темпы роста и прироста электроэнергетики в целом будут опережать темпы развития нефтегазовой отрасли [7], [10].

Основная доля производства промышленной продукции приходится

на нефтедобывающую промышленность, которая в свою очередь имеет

2

высокую долю электропотребления (на добычу одной тонны нефти в среднем приходиться от 30 до 35 кВт*ч).

Таким образом можно сделать вывод, что объемы производства промышленной продукции в электроэнергетике напрямую зависит от нефтедобывающей промышленности.

В связи с принятием Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» [2]и окружной долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020года» [3]большинство крупных промышленных предприятий, с целью соблюдения данных законов, будут улучшать свою энергоэфективность, применяя в производстве менее энергоемкие механизмы, что может повлиять на снижение объемов производства электрической энергии. Таким образом не следует ожидать увеличения объемов генерации электроэнергии в округе более чем на 5-10% в год. В связи со спецификой производства и потребления электроэнергии в текущий момент времени в сети передающей электроэнергию должно находиться равновесное количество электроэнергии в соответствии со спросом на нее. То есть количества поступающей электроэнергии и потребленной электроэнергии должны быть одинаковы. Если данное условие не выполняется и спрос на электроэнергию выше предложения в сети возникает дефицит электроэнергии. В противоположном случае, когда предложение электроэнергии больше спроса, часть нераспределенной электроэнергии просто теряется в сетях и не доходит до конечного потребителя.

Основополагание электроэнергетики только на нефтяное потребление энергии является ошибочным и в дальнейшем может привести к полной зависимости от нефтедобывающей отрасли, как основного потребителя электроэнергии.

Таким образом Правительством ХМАО - Югры должны быть предприняты все меры для диверсификациипотребителей произведенной электроэнергии.

В таблице 1 приводится динамика электропотребления по территории Ханты- Мансийского автономного округа - Югра в период с 2009 по 2013 гг.

Таблица 1 - Динамика электропотребления по территории ХМАО -Югры за период с 2009 по 2013 гг.

Наименование показателя 2009 г 2010 г 2011 г 2012 г 2013 г

Электропотребление, млн. кВт*ч 63 860,40 64 666,90 65 157,20 65 768,80 68 993,20

Отклонение текущего года по отношению к - 806,50 490,30 611,60 3 224,40

предыдущему периоду

Среднегодовые темпы прироста электропотребления (%) - 1,26 0,76 0,94 4,90

Увеличение потребления электроэнергии за 5 лет составило 5 132,8 млн. кВт*ч или около 8%. Таким образом можно сказать о постоянно растущем спросе на электрическую энергию.

В то же время наблюдается рост износа основного оборудования электросетевых компаний, осуществляющих передачу и распределение электроэнергии на территории автономного округа.

Таблица 2 - Износ основных фондов, участвующих впередача электроэнергии в ХМАО

2008 2009 2010 2011 2012

Степень износа основных фондов (%) 34,7 36 40,8 38,3 40,2

Средний процент износа электрических сетей и подстанций предприятий муниципальной электроэнергетики автономного округа в 2013 году остался на уровне 2012 года (40%) [3].

Таким образомдля предприятий, осуществляющих передачу и распределение электрической энергии основной задачей на среднесрочный период должна стать задача строительства новых сетей, а также реконструкции и модернизации уже существующих сетей.

Основная проблема ХМАО-Югры относительно передающих сетей связана с их большим износом. И для сохранения энергетической безопасности региона и страны в целом сетевые организации вынуждены осуществлять строительство новых сетей не по новым путям передачи и к новым конечным потребителям, а заменять уже существующие передающие линии. Таким образом, при огромных инвестиционных вложениях электросетевых компаний в основных средства, добиться пропорционального увеличения передаваемой электроэнергии и мощности становится практически невозможно.

Ограничивающие факторы для интенсивного строительства новых передающих сетей:

1. «Замораживание тарифов» на передачу и покупку электрической энергии;

2. Непредсказуемый рост ключевой ставки Центрального Банка РФ и как следствие рост процентной ставки по кредитам, деньги от которых шли на инвестирование в основные средства. Большинство передающих компаний округа имеют огромные открытые кредитные линии. А значит при увеличении процентной ставки компании будут вынуждены уменьшить свои инвестиционные программы, чтобы сохранить цены на передачу электроэнергии;

3. Неудачная попытка создания конкурентной среды среди электросетевых компаний. Как и в большинстве регионов страны здоровая конкуренция в «естественных монополиях» невозможна без существенных изменений в ценовом и неценовом регулировании и контроле за сетевыми компаниями.

4. Отсутствие или низкая инвестиционная привлекательность проектов сооружения новых генерирующих мощностей для продажи электроэнергии на оптовом рынке, а также убыточность инвестиционных проектов строительства электрических сетей вследствие сложившегося механизма регулирования тарифов на транспорт электрической энергии.

Энергопотребление, приходящееся на нефтяную промышленность, составляет 86,6 % от общей структуры электропотребления, что говорит об прямо пропорциональной зависимости электроэнергетики от основной отрасли промышленности.

Если рассматривать объемы добываемой нефти в ХМАО - Югре (рисунок 3) можно увидеть постепенное отделение электроэнергетики и нефтедобывающей отрасли.

Добыча нефти млн. т.

300,00 250,00 200,00 150,00 100,00 50,00 0,00

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рисунок 3 - Добыча нефти в ХМАО - Югре [Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.]

Сопоставив объемы производства электрической энергии и объемы добычи нефти в Ханты-Мансийской Автономном округе (рисунок 4), мы видим, что увеличение производства электроэнергии за последние 5 лет возросло на 16,25% в то время как объемы добычи нефтиза аналогичный период сократились на 5,72%. При сохранении указанной тенденции в среднесрочной перспективе можно сделать вывод о становлении генерации и передачи электроэнергии как самостоятельной отрасли для ХМАО-

Югры,которая может послужить отличным способом в диверсификации промышленности и экономики округа.

Соотношение производста электрической энергии и добычи нефти в ХМАО

300,00 250,00

270,60 262,50

200,00 266,00 259,90

255,10

150,00 100,00

50,00 74,50 77,65 „„ 81,10 86,61

0,00

77,65 81,81 2009 2010 2011 2012 2013

9 Выработка электроэнергии мВт*ч 9 Добыча нефти млн. т.

Рисунок 4 - Соотношение производства электрической энергии и добычи нефти в ХМАО -Югре

Главная цель развития всего энергетического сектора Ханты-Мансийского автономного округа в перспективе до 2019 года - Югры это покрытиерастущих потребностей промышленности и населения округа в электрической энергии и, а также прилегающих дефицитныхтерриториях Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области.

Таблица 5- Прогнозные показатели выработки и потребления электроэнергии в ХМАО - Югре на 2015 - 2019 гг.[6].

Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Электропотребление, млн. кВт*ч 69793 70678 71826 72355 72806 73061

Выработка, млн. кВт*ч 92170 95314 93421 96781 96047 96635

Сальдо переток (избыток) 22377 24636 21595 24426 23241 23574

Среднегодовые темпы 1,2 1,3 1,6 0,7 0,6 0,4

прироста выработки (%)

Среднегодовые темпы прироста электропотребления (%) 1,2 3,4 -2,0 3,6 -0,8 0,6

Общая выработка электроэнергии электростанциями ХМАО в период с 2012 г. по 2013 г. возросла на 6,8%, что составило 5 513,404 млн. кВт*ч. Потребление электроэнергии за аналогичный период возросло на 4,9%, что составило 3224,317 млн. кВт*ч.

Целесообразно организовать структуру отрасли таким образом, чтобы выполнить основные задачи и решить основные проблемы, а именно создание конкурентной среды, увеличение объемов генерации электроэнергии как за счет существующих мощностей, так и за счет альтернативных источников (низконапорного природного и попутного газа, ветреной генерации и использование водных ресурсов региона) и реконструкция изношенных основных фондов. ВажностьТЭК в регионетребует принятия нескольких законодательных актов по вопросам развития электроэнергетики, а также изменений в механизме тарифобразования для генерирующих и передающих компаний округа, для их полноценного развития и становления, как независимой отрасли промышленности региона.

Список источников литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года».

3. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 02.07.2010г. №159-п «Об окружной долгосрочной целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности вХанты-Мансийском автономном

округе - Югре на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года».

8

4. Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2013 N 101-рп(ред. от 26.09.2014)"О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года".

5. Паспорт региона - Ханты-Мансийский Автономный округ [Электронный ресурс] // Министерство Иностранных Дел РФ. -Режим доступа http://www.mid.ru/bdomp/ns-

dipecon.nsf/d40150c5434322e043256d970036a6e1/ec733a0773fbe5cdc32572e40026 63е7^^Е/°/(Д0°/(^0/(Д0%В00/(Д 1 %81 %D0%BF%D0%BE%D 1%80%Р 1 %82%2 0%D0%A5%D0%9C%D0%90%D0%9E.pdf.

6. Схема и программа развития электроэнергетики Ханты-Мансийского Автономного Округа на 2015-2019 года [Электронный ресурс] // Департамент жилищно-коммунального хозяйства ХМАО-Югры режим доступа http://www.depjkke.admhmao.ru/.

7. Доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2013 года[Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации режим доступа http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depOsobEcZone/20141111.

8. Шеповал Д. В. Энергия севера [Текст] / Журнал Экономика ТЭК сегодня № 23 2013 год - с. 38-51.

9. Козлов М.И. Развитие энергетического комплекса Югры. Итоги, планы [Электронный ресурс] / Энергетика региона режим доступа http://www.tgasu.ru/content/magazine/post-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2299/files/razvitie energeticheskogo kompleksa yugry. itogi plany.pdf.

10. Зяблицкая Н.В. Югра - энергетическое сердце России [Текст] / Журнал Теория и практика общественного развития выпуск №8 2011 год.

11. Информация о добыче нефти и разработке месторождений нефти и газа в ХМАО-Югре [Электронный ресурс] / Научно-аналитический центр

рационального недропользования им В.И. Шпильмана режим доступа http://www.crru.ru/dobicha.html.

References:

1. Federal Law of the Russian Federation dated November 23, 2009 N 261-FZ "On energy saving and energy efficiency improvements and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation."

2. Order of the Government of the Russian Federation of 13.11.2009 N 1715-r "On the Energy Strategy of Russia for the period up to 2030".

3. The decision of the Government of Khanty-Ugra from 02.07.2010g. №159-p "On the district long-term target program" Energy conservation and energy efficiency in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra for 2010 - 2015 and up to 2020 ".

4. Order of the Government Khanty-Mansiysk - Ugra from 22.03.2013 N 101-rp (ed. By 26.09.2014) "On the Strategy of socio-economic development of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra to 2020 and for the period up to 2030".

5. Passport region - Khanty-Mansi Autonomous Okrug [electronic resource] // The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. - Mode of access http://www.mid.ru/bdomp/ns-

dipecon.nsf/d40150c5434322e043256d970036a6e1/ec733a0773fbe5cdc32572e40026 63e7/$FILE/%D0%9F%D0%B0%D 1 %81 %D0%BF%D0%BE%D 1%80%D 1 %82%2 0%D0%A5%D0%9C%D0%90%D0%9E.pdf.

6. The circuit and power development program of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug on 2015-2019 year [electronic resource] // The Department of Housing and Communal Services Khanty-Ugra access mode http://www.depjkke.admhmao.ru/.

7. Report on the evaluation of the performance of executive authorities of the Russian Federation at the end of 2013 [electronic resource] / Ministry of Economic Development Mode of access http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depOsobEcZone/20141111.

8. Shepoval D.V. Energy North [Text] / Journal of Economics Energy today number 23 in 2013 - p. 38-51.

9. Kozlov, M.I.Development of the energy complex of Yugra. Results, plans [electronic resource] / Energy region access mode http://www.tgasu.ru/content/magazine/post-

2299/files/razvitie_energeticheskogo_kompleksa_yugry._itogi_plany.pdf.

10. Zyablitsky N.V.Yugra - energy heart of Russia [Text] / Journal of Theory and Practice of Community Development Issue №8 2011.

11. Information on oil and develop oil and gas fields in the Khanty-Ugra [electronic resource] / Sci-analytical center of rational subsoil use them V.I.Spielmann access mode http://www.crru.ru/dobicha.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.