Научная статья на тему 'Влияние постмодернистских идей на культурную идентичность региона'

Влияние постмодернистских идей на культурную идентичность региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
284
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / POSTMODERNISM / CULTURAL IDENTITY / REGIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хованская Анастасия Владимировна, Кукьян Валентина Николаевна

The rethinking of the role of culture in capital cities and provinces is done, exemplified with the city of Perm and Perm Krai towns. The conclusion about the imperishability and steadiness of cultural potential of the Russian province is made. The achievements and problems in searching for regional cultural identity are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF POSTMODREN CONCEPTS ON THE CULTURAL IDENTITY OF A REGION

The rethinking of the role of culture in capital cities and provinces is done, exemplified with the city of Perm and Perm Krai towns. The conclusion about the imperishability and steadiness of cultural potential of the Russian province is made. The achievements and problems in searching for regional cultural identity are analyzed.

Текст научной работы на тему «Влияние постмодернистских идей на культурную идентичность региона»

РЕАЛИИ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНАЯ 1 II ___________________________________ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПЕРМСКОМ КРАЕ Р? |

УДК 130.2(470.153)

Хованская Анастасия Владимировна Кукьян Валентина Николаевна

Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. акад. Д.Н. Прянишникова

Khovanskaya A., Kukyan V.

ВЛИЯНИЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ ИДЕЙ НА КУЛЬТУРНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ РЕГИОНА

THE IMPACT OF POSTMODREN CONCEPTS ON THE CULTURAL IDENTITY OF A REGION

Аннотация: Переосмысление роли культуры, происходящее не только в столицах, но и в провинции, рассматривается на материалах города Перми и Пермского края. Делается вывод о неразрушимости, устойчивости культурного потенциала, которым обладает российская провинция. Анализируются достижения и проблемы на пути поиска региональной культурной идентичности.

Ключевые слова: постмодернизм, культурная идентичность, региональная культура.

Abstract: The rethinking of the role of culture in capital cities and provinces is done, exemplified with the city of Perm and Perm Krai towns. The conclusion about the imperishability and steadiness of cultural potential of the Russian province is made. The achievements and problems in searching for regional cultural identity are analyzed.

Keywords: postmodernism, cultural identity, regional culture.

Современное состояние российской культуры характеризуется переосмыслением ценностей и установок традиционной культуры. Происходит осознание наметившегося разрыва между «культурой как традицией и современностью» (уточним - научно-техническим развитием) [2; 7]. Данные тенденции культура, хотя и медленно, но пытается преодолеть в процессе

© Хованская А.В., Кукьян В.Н., 2013

формирования новых, порой противоречивых и взаимоисключающих концепций, характерных для эпохи постмодерна.

В основе постмодернистской философии - идеи равенства культур, децентрации, нелинейность мышления, отсутствие бинарных оппозиций «массовое - элитарное», «столица - провинция» и др.

Переосмысление роли культуры становится очевидным не только для «столиц», но и для «провинций», однако происходящие на их территориях перемены нельзя сравнить ни по силе, ни по масштабам распространения. В регионах новое в сфере культуры предстает, как правило, лишь в виде отдельных культурных феноменов и имен. Г ород Пермь, Пермский край стали тем пространством, в котором была осуществлена попытка зарождения новой культурной парадигмы и реализации проектной культуры («Пермь -культурная столица России», «Пермь - культурная столица Европы»). Новации проникли в культуру музеев, театральную среду, концертную, выставочную деятельность, отразились на образе и стиле города.

В музейной и театральной среде используются новые, характерные для постмодернизма, формы коммуникации (концепция инвайромента, например, уже не экзотика: «виртуальный музей», «живые картины» и т.п.). Позитивным моментом в ориентации на качество жизни является постепенный переход музеев и театров на европейский уровень обслуживания посетителей (аудиоэкскурсии на различных языках, наличие мультимедийных гидов, видеосопровождение концертов и театральных постановок титрами, содержащими перевод с иностранного языка, и т.п.).

Несмотря на наличие в провинциальной культуре постмодернистских приемов и техник, переосмысление традиций, свободное обращение с историей, активное продвижение идей деконструкции, лабиринта, ризомы в искусстве, отметим, что культурная ситуация в регионах значительно отличается от ситуации в «столицах». В бытии культуры России сохраняются традиционные оппозиции «центр - периферия», «свое - чужое». Пример тому: неприятие проводимой новой культурной политики, насыщенной постмодернистской идеологией, которое выразилось в противостоянии двух проектов культуры: «пермского», с его отрицанием классической традиции, и «вузовского», отстаивающего непреходящие ценности классического культурного наследия.

Первый проект представили и попытались воплотить в жизнь министр культуры и массовых коммуникаций Пермского края с 2008 по 2011 г. Борис Мильграм и директор музея PERMM в Перми с 2009 по 2013 г. Марат Гельман и др. Теоретические основы проекта, называемого вузовским, сформулировали пермские ученые О.Л. Лейбович, М.Г. Писманик, Е.А. Малянов и др.

Медленное принятие инновационных идей, а иногда и сопротивление им - одна из черт традиционной провинциальной культуры. Она проявляется в отсутствии окончательного решения по реализации концепции освоения ландшафта «эспланады» перед зданием Законодательного собрания и площади перед отелем «Урал», в бесконечных проволочках с постройкой нового здания для художественной галереи и других «знаковых точек» города, несмотря на обилие существующих на сегодняшний день проектов. Актуальной на сегодняшний день является проблема подготовки специалистов культурного менеджмента, особенно - в сфере современного искусства [4]. Преодоление негативных тенденций проступает в реализации проекта «Пермский открытый университет», цель которого - удовлетворить потребность общества в «публичном общении с экспертами» [5].

В значительной степени периферия идет по пути репродуцирования «столичных образцов». Тем не менее, по признанию представителей общественности города Перми, речь идет о качественной вторичности [1]. Положительного результата в стремлении как можно более быстро преодолеть разрыв между темпами развития культуры в «столицах» и «провинциях», между «культурой как традицией и современностью» до настоящего момента добиться не удается. Значимые с точки зрения культурного процесса туристические объекты в Перми и Пермском крае желаемого международного признания так и не получили. В «Перечень наиболее привлекательных в области туризма российских областей и краев», составленный Федеральным агентством по туризму, Пермский край не вошел [6]. Необычайное богатство природы Пермского края и его истории, культурные смыслы которой открыты художниками, поэтами, многими коренными жителями, остается огромным, необжитым пространством для «массового» человека.

Тем не менее, Пермь, Пермский край активно ищут собственные пути развития культуры, обретая самостоятельную ценность. Изменения в пермской

культуре приобретают новое направление и качество. Пермская культура совмещает в себе локальное, региональное и в ряде проявлений выходит на уровень общенациональный и европейский.

Показательны в этом плане, например, региональные, всероссийские, международные фестивали и конкурсы. Это известный международному киносообществу международный фестиваль документального кино «Флаэртиана», объединяющий участников в единое многонациональное культурное пространство этно-футуристический фестиваль «Камва», международный по составу участников конкурс артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой, фестиваль элитарной музыки и театра «Дягилевские сезоны «Пермь-Петербург-Париж», ошеломляющая по спектру событий «арт-тусовка» «Живая Пермь», фестивали театра и кино «Текстура», «Пространство режиссуры», проходящие за пределами региональной столицы фестивали, объединенные проектом «59 фестивалей 59-го региона», и другие впечатляющие события. Некоторые привнесенные «из столиц» и реализованные в Перми проекты в последующем оказались органично вплетенными в культурную ткань края.

Постепенно концепты постмодернизма, такие как уравнивание культурной значимости образцов массовой и элитарной культуры, ассимилируются сознанием пермяков, обогащаются талантливыми проектами, возрождающими деяния знаменитого на весь мир С.П. Дягилева, творческая деятельность которого осваивается как традиционными, так и инновационными методиками. Способствуют «узнаванию», идентификации с Пермью российским сообществом творчество актрисы Светланы Пермяковой как члена пермской команды КВН «Парма», телеведущей и участницы сериалов, реализованный воспитанниками пермских вузов и ТЮЗа кинопроект «Реальные пацаны». Контрастируют с культурным ландшафтом Перми арт-объекты «Пермские ворота», «Яблоко», «Красные человечки» и др. Наряду с этим по-прежнему возвышает достояние народной культуры пермская деревянная скульптура. Пробуждают воображение предметы культовой пластики звериного стиля и их современные интерпретации. Хранит трепетное отношение к классике и удивляет смелыми новациями пермский балет.

Достойно представляют искусство Прикамья на фестивалях и конкурсах в стране и за рубежом драматические театры.

На основе анализа региональной художественной культуры мы можем говорить лишь о некотором влиянии идей постмодернизма на художественную культуру, искусство, творческий процесс, взаимоотношения искусства и зрителя. Новая художественная культура стоит несколько особняком, провинциальный зритель только приглядывается к новым видам и жанрам искусства, примеряет эти новые образы к своей привычной картине мира. В культурно-инновационном плане провинция развивается значительно медленнее, и появление новых течений и направлений в искусстве здесь задерживается на несколько лет, они с трудом находят массовое признание.

Тем не менее, постмодерн уже не экзотика, а новый мир культуры, и в региональном высвечивается нечто глобальное - современный кризис культуры и поиски выхода из него. Для его позитивного разрешения провинция имеет устойчивый культурный потенциал, который воспроизводится и не разрушается «вкраплениями» постмодернистских изысков. Провинция сохраняет и развивает созидательное, творческое культурное содержание [8].

Приветствуя позитивное новое, присматриваясь к необычному, провинциальная художественная интеллигенция переосмысливает, в основном творчески, прошлое культурное наследие в поисках «ответа» на вызовы современности. Провинциальная культура может стать фактором укрепления культурной идентичности, способствовать обретению ее теми, кто ранее ее утерял. Она может стать положительным примером в решении проблем, возникающих в условиях глобализационных процессов на фоне культурного кризиса, в поиске механизмов конкурентоспособности регионов в политическом, экономическом, культурном смыслах.

Культурная идентичность современных граждан Перми и Пермского края усилиями деятелей культуры, художников, актеров, педагогов и других представителей интеллигенции обогащается духовным содержанием ценностей культуры, которые сохраняются и приумножаются традиционными средствами образования и воспитания, яркими культурными событиями, новой медиасредой. Однако процесс освоения культуры полон противоречий, одно из которых - просто кричащее. Это потеря городом архитектурного своеобразия

из-за самостроя, грубо нарушающего культурный облик города и приводящего к «радикальному эклектизму» [3], к сносу старых особняков, имеющих историко-культурную ценность. Удручает и низкий уровень бытовой культуры многих горожан, равнодушное, а то и агрессивное отношение к родному городу: мусор на улицах, отсутствие элементарных норм культурного поведения, «незамечаемые» окружающими. Подчеркнем еще раз, казалось бы, известное: путь к культуре начинается с порядка в доме, на улице, в ближайшей окружающей нас обстановке. А пока с низким уровнем культуры повседневности наиболее активно, и по мере своих сил, борются лишь волонтеры, участники экологического движения и др.

Педагогическая общественность в основном владеет мастерством приобщения молодежи к высоким образцам культуры, используя современную экспосреду, экранную культуру. Богатый потенциал пермской культуры раскрывают проекты: «Хребет России» (телевизионный и литературный проект; фильмы Л. Парфенова по одноименной книге А. Иванова); «Тайны города Перми: цикл историко-документальных фильмов» (девять фильмов В. Кальпиди, снятые в 2000-2006 гг.); «Пермский край: история на экране» (в частности, фильмы о Б. Пастернаке, в которых раскрыты эпизоды его пребывания в Пермском крае в начале ХХ столетия) и др. Данные проекты объединяют природу, историю, культуру края, актуализируя историческую память, возрождая духовное наследие, нацеливая на самоидентификацию и поиск метафизических смыслов. Региональное достояние становится российским и даже вдохновляющим европейское научно-гуманитарное сообщество.

Внимание семьи, общественности, граждан городов и поселений Пермского края к повседневной культуре также должно быть целенаправленным, систематическим и действенным.

Список литературы:

1. Аверкиев И. Алексей Иванов прав, но... // Новый компаньон. - 2009. - 28 апр.

2. Агошков А.В. Культура и культурология как факторы российской модернизации? // Проблемы российского самосознания. Религиозные, нравственные и правовые аспекты культуры: труды рос. науч.-практ. конф. светских ученых и теологов с участием зарубеж. исследователей. - М.; Пермь, 2012. - Т. 1.

3. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / пер. с англ. под ред. А.В. Рябушина, Л. Хайта. - М.: Стройиздат, 19B5.

4. Каячева А. После Марата // Business class. - 2013. - 9 сент.

5. Культура. Пермский край. - URL: //www.kulturaperm.ru/pou (дата обращения 15.10.2013).

6. Финансирования пермской туриндустрии за счет федерального бюджета не будет. -

URL: http://tyr59.ru/news/finansirovaniya-permskoj-turindustrii-za-schet-federalnogo-byudzheta-

ne-budet/ (дата обращения 15.10.2013).

7. ФлиерА.Я. Некультурные функции культуры: очерки. - М.: МГУКИ, 200B.

B. Хованская А.В. Художественная культура постмодернизма / А.В. Хованская, В.Н. Кукьян. - Пермь: Пермская ГСХА, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.