Научная статья на тему 'Влияние популяционного фактора на генезис политических конфликтов в России'

Влияние популяционного фактора на генезис политических конфликтов в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛЯЦИОННЫЙ ФАКТОР / ПАССИОНАРНАЯ ВОЛНА / ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИИ / POPULATION FACTOR / PASSIONAR WAVE / PROGNOSIS OF DEVELOPMENT FOR RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайфуллин Рубин Гатуфович

В статье обосновывается тезис о необходимости междисциплинарного подхода к изучению политических конфликтов, учитывающего влияние природных факторов на их развитие. Среди последних важным является популяционный фактор. Выдвигается гипотеза, что при изменении популяционной структуры этнических общностей из-за явления гетерозиса меняется соотношение энергетических типов внутри этноса. Это влияет на возникновение и течение социально-политических конфликтов и катаклизмов, образующих так называемые пассионарные волны. На основе гипотезы о пассионарных волнах дается прогноз развития внутриполитической ситуации в России в ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of population factor to the genesis of political conflicts in Russia

The article contains the substantiation of the thesis about the necessity of interdisciplinary approach to the study of political conflicts that consider the influence of natural factors to its development. The most important factor among the latest is a population factor. There is a hypo-thesis that due to the change of ethnic communities' population structure because of heterosis there changes the correlation of power types among ethnic group. It influences the appearance and course of social and political conflicts and cataclysms that generate the so called «passionary waves». On the basis of this hypothesis there is given a forecast of the internal political situation's development in Russia in the nearest years.

Текст научной работы на тему «Влияние популяционного фактора на генезис политических конфликтов в России»

Приглашение к дискуссии

Р. Г. Сайфуллин

ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОГО ФАКТОРА НА ГЕНЕЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В РОССИИ

В статье обосновывается тезис о необходимости междисциплинарного подхода к изучению политических конфликтов, учитывающего влияние природных факторов на их развитие. Среди последних важным является популяционный фактор. Выдвигается гипотеза, что при изменении популяционной структуры этнических общностей из-за явления гетерозиса меняется соотношение энергетических типов внутри этноса. Это влияет на возникновение и течение социально-политических конфликтов и катаклизмов, образующих так называемые пассионарные волны. На основе гипотезы о пассионарных волнах дается прогноз развития внутриполитической ситуации в России в ближайшие годы.

Ключевые слова: популяционный фактор, пассионарная волна, прогноз развития России.

Важной частью этнополитических исследований является выяснение генезиса этнополитических конфликтов. Сегодня все большее признание получает подход, согласно которому политический конфликт вообще и этнополитический конфликт в частности рассматривается как многоуровневое и многофакторное явление. Такой подход характерен для концепции Д. Сэндоула (Sandole, 1999), привлекающего для изучения конфликтов в том числе социобиоло-гические методы исследования. Фактически это означает, что Сэн-доул использует междисциплинарный и полипарадигмальный подходы. Важность использования для исследования политических конфликтов социобиологических методов и полипарадигмального подхода подчеркивается отечественными специалистами (см.: Авксентьев, 2001, с. 14; Политическая конфликтология..., 2001, с. 49).

Социобиология и выделившаяся в ее рамках биополитика, основываясь на двойственной биосоциальной природе человека, изучают биологические основы социального поведения живых существ и на этой основе широко используют биологические модели для объяснения поведения человека. Однако за рамками внимания этих дисциплин остается исследование влияния биологической составляющей некоторых человеческих общностей, прежде всего этнических на социально-политические процессы, в том числе на возникновение и развитие конфликтов.

© Р. Г. Сайфуллин, 2009

Сегодня все больше исследователей склоняются к мнению, что этнические общности обладают двуединой биосоциальной природой. Биологическая часть природы этноса проявляется, например, в его популяционной структуре, расово-антропологическом составе составляющих этнос популяций и других характеристиках. Есть основания полагать, что динамика изменения популяционной структуры этносов, их расово-антропологическая структура (далее эту динамику и эту структуру для краткости мы будем называть популяционным фактором) влияет как на возникновение и развитие политических конфликтов, так и в целом на социально-политические процессы. Правомерно в этой связи поставить вопрос о конкретных механизмах этого влияния, что важно для выяснения генезиса политических конфликтов и их прогнозирования. Однако такая исследовательская задача в рамках социобиологии, биополитики и этно-конфликтологии пока даже не ставилась.

По-видимому, во многом это объясняется господством в современных западных обществоведческих науках конструктивистского и инструменталистского подходов к этническому феномену. Согласно этим подходам, этническая общность реально не существует, а носит «сконструированный» или функциональный характер. Л. Т. Яблонский объясняет отрицание реальности существования этносов и рас «реакцией на попытки неоправданно вольного установления причинных взаимосвязей между популяцией и этносом, что может быть использовано расистами» (Яблонский, 2001, с. 34-35). Разумеется, исследование влияния популяционного фактора на возникновение и развитие конфликтов предполагает установление таких причинных взаимосвязей. Судя по всему, на Западе такие исследования не получили развития из-за боязни возможного расистского истолкования их результатов.

В отечественной этнографии исследованию популяционной структуры этносов уделялось достаточно большое внимание на страницах периодической печати (см., например: Бромлей, 1969; Обсуждение., 1970; Алексеев, 1976; Денисова, 1987). Эта проблема затрагивалась и в ряде монографий (см., например: Алексеев, 1979; он же, 1986; Бромлей, 1973; Мархинин, 1989). Однако почти все авторы предпочитали придерживаться мнения об этносе как о сугубо социальной общности, по-видимому, из-за боязни быть обвиненными в «биологизаторстве». В этом состояла одна из главных причин, из-за которой вопросы влияния популяционного фактора на социально-политические процессы в этих работах почти не затрагивались.

Рассматривал этнос как биосоциальную общность, на развитие которой влияют как социальные, так и природные (в том числе био-

логические) факторы, Л. Н. Гумилев, создатель пассионарной теории этногенеза. Одно из основных положений этой теории формулируется следующим образом: «Этносы являются биофизическими реальностями, всегда облеченными в ту или иную социальную оболочку» (Гумилев, 1990, с. 227). В своих работах Гумилев исследовал влияние этногенетических факторов, одним из которых является популяционный фактор, на политические процессы, в том числе и в их конфликтологическом аспекте (Гумилев, 1990; 1993а; 1994). Как справедливо пишет К. Э. Аксенов, «теория этногенеза во многом базируется на анализе (и попытках объяснения. — Р. С.) именно политических явлений и процессов: войн, переворотов, государственного строительства, господства и подчинения и т. п.» (Аксенов, 2006, с. 46). И в поисках ответа на поставленный нами вопрос было бы логично обратиться к этой концепции.

Необходимо, однако, признать, что Л. Н. Гумилеву не удалось убедительно обосновать положения своей теории, что вызвало ее обоснованную критику (обзор критики концепции Л. Н. Гумилева и ее основные направления см.: Кореняко, 2006). Наибольшие возражения вызывает гипотеза Гумилева о мутационном генезисе пас-сионарности. Как пишет, например, П. В. Турчин, детали этой гипотезы «основаны на явлениях, неизвестных или категорически противоречащих современной науке» (Турчин, 2007, с. 84). Задача, очевидно, заключается в том, чтобы связать феномен пассионар-ности с хорошо известными современной науке явлениями.

По нашему мнению, в основе этого феномена лежит явление гетерозиса или гибридной силы. Как известно, гетерозис — это свойство гибридов первого поколения превосходить по жизнестойкости, плодовитости и другим признакам лучшую из родительских форм; у животных гетерозис наблюдается, например, при межпородном скрещивании. По-видимому, именно понятие «жизнестойкость» (жизнеспособность), определяемое как способность организма выживать и давать потомство при неблагоприятных условиях внешней среды, составляет биологическую основу понятия «пас-сионарность». В человеческом обществе жизнеспособность приобретает социальный смысл. Жизнеспособный в социальном смысле человек и является пассионарием, способным достигать поставленных целей, стойко преодолевая возникающие при этом трудности.

Любой суперэтнос состоит из людей, относящихся к разным антропологическим, а иногда и расовым, типам. Пассионариями является часть детей, рожденных в смешанных в расово-антропологическом смысле браках. Таким образом, источником пассионарности служит биологическая энергия гетерозиса, имеющая своей основой расовоантропологическую неоднородность суперэтноса.

П. В. Турчин отмечает и положительные стороны теории Л. Н. Гумилева. Среди них наиболее плодотворной он считает гипотезу о существовании тесной связи между судьбой государства и его этнического ядра. То есть этния и полития, возможно, составляют одно динамическое целое. Это позволяет рассматривать формирование государства и этногенез как два аспекта единого динамического процесса (Там же, с. 84-85, 124). Можно назвать этот единый процесс этнополитогенезом, подразумевая под этим термином корре-лированность процессов этно- и политогенеза.

Гипотеза о существовании единого процесса этнополитогенеза позволяет по-новому взглянуть на генезис масштабных этнополи-тических и вообще социально-политических конфликтов. Согласно Л. Н. Гумилеву, фазы этногенеза переходят одна в другую через так называемые фазовые переходы, которые всегда являются глубоким кризисом (Гумилев, 1993б, с. 181), для которого характерно, очевидно, обострение всех внутренних конфликтов, зачастую принимающих форму вооруженного противостояния. Также «этнос, меняющий фазу развития, легко уязвим и может стать жертвой соседа, если тот достаточно пассионарен» (Гумилев, 1990, с. 385). Принимая во внимание сформулированную выше гипотезу, глубокий кризис и уязвимость по отношению к внешним ударам структурообразующего этноса означают ослабление его государства, которое в период фазовых переходов также находится в глубоком кризисе. Но почему наступает фазовый переход? Гумилев в своих работах не дает исчерпывающего ответа на этот вопрос.

Кроме пассионариев он выделяет в структуре этноса еще два энергетических типа — гармоничных людей и субпассионариев. Согласно Гумилеву, этническая система становится восприимчивой к ударам извне, когда во время смены фаз нарушается оптимальное соотношение между энергетическими типами членов этноса (Там же, с. 404). При наличии же этого оптимального соотношения, что, очевидно, характерны для фаз этногенеза, «система почти неодолима» (Там же). Это означает, что фазы этногенеза, в отличие от фазовых переходов, являются устойчивыми состояниями, для которых характерно отсутствие масштабных внутренних смут и успешная внешняя экспансия государства. Итак, сформулированный выше вопрос перешел в следующий: почему нарушается оптимальное соотношение энергетических типов в структуре суперэтноса, что и ведет к началу фазового перехода?

В конце каждой фазы антропологическая гомогенность (однородность) большей части составляющих суперэтнос этнических общностей достигает максимальной величины (в особенности это справедливо для входящих в одну этническую общность простран-

ственно близких популяций). Связано это с тем, что браки на протяжении фазы заключаются в основном в пределах этих общностей. Сказанное, хотя и в существенно меньшей степени, справедливо и в отношении различных социальных слоев и групп (в особенности для правящего слоя). Сравнительно малая проницаемость генетических барьеров, разделяющих различные этнические общности, способствует увеличению степени антропологической гетерогенности части составляющих эти общности популяций. Можно думать, что в конце фазы антропологическая гетерогенность популяций, занимающих противоположные края суперэтнического ареала, а также антропологическая гетерогенность различных социальных групп (прежде всего, правящей элиты и маргинальных слоев) становятся максимальными.

Характерное для конца фазы заключение браков преимущественно внутри этнических общностей и социальных групп при максимальной степени их антропологической гомогенности ведет к тому, что в конце фазы доля пассионариев среди новорожденных детей имеет минимальное значение. Соответственно доли гармоничников и, вероятно, субпассионариев увеличиваются. В определенном этническом возрасте суперэтноса, соответствующем окончанию фазы (началу фазового перехода), доля пассионариев в целом по суперэтносу становится ниже оптимального значения, доля субпассионариев — выше оптимального значения. Это означает начало фазового перехода и связанного с ним «глубокого кризиса».

Как отмечает Н. Н. Чебоксаров, в периоды социально-политических катаклизмов происходят усиление миграционной активности населения, социальная и этническая перетасовка населения, изменение политических границ, возрастают межэтнические и межрасовые контакты, рушатся генетические барьеры (Чебоксаров, 1976, с. 142). Усиление миграционной активности населения и разрушение генетических барьеров ведут к резкому росту числа брачных и случайных половых связей между представителями разных этнических общностей и социальных групп, различающихся между собой в расово-антропологическом плане значительнее, чем члены одной этнической общности или одной социальной группы. Вследствие явления гетерозиса это приводит к тому, что в суперэтносе в этот период увеличивается число родившихся детей-пассионариев. Можно думать, что через поколение (18-19 лет), когда эти пассионарии становятся совершеннолетними и начинают активно участвовать в социальной жизни, доля их не только достигает оптимального для следующей фазы спектра значений, но и выходит за его верхнюю грань (точка В на рисунке). Возникший вследствие вступления в социальную жизнь пассионарной молодежи излишек пассионариев

вызывает начало смут. Достигнув максимального значения, доля пассионариев из-за их гибели в ходе смут вскоре начинает уменьшаться и через 9-10 лет после начала кризиса входит в спектр оптимальных значений, после чего масштабные смуты прекращаются.

По прошествии 8-9 лет после окончания смут становятся совершеннолетними и начинают активно участвовать в социальной жизни пассионарии, рожденные в начале предыдущего смутного периода. Это ведет к началу нового периода смут, во время которого снова возрастает число брачных и случайных половых связей между индивидами, относящимися к разным расово-антропологическим типам, что приводит к рождению «лишних» пассионариев (видимо, среди новорожденных увеличивается и доля субпассионариев). Смуты продолжаются до тех пор, пока доля пассионариев не перестает выходить за пределы спектра оптимальных для наступающей фазы значений (точка G на рисунке), что означает начало новой фазы (сказанное справедливо и для доли субпассионариев). После этого социально-политические конфликты теряют свою остроту, внутриполитическое положение стабилизируется.___________________

Фазы этногенеза.

Примечания:

АВСЭЕО — гармонические колебания; на самом деле колебания имеют негармонический характер и есть результат аппроксимации (усреднения) нелинейных колебаний более сложной формы. Заштрихованная область соответствует спектру оптимальных значений для доли пассионариев.

Итак, во время фазовых переходов периоды смут и разделяющие их стабильные периоды повторяются с периодичностью в одно поколение — 18-19 лет. Период времени продолжительностью в

одно поколение, в течение которого суперэтническая система переходит из одного неустойчивого состояния в другое, мы назвали пассионарной волной (участок кривой СЕ на рисунке). В течение фазового перехода имеет место несколько пассионарных волн.

Пассионарная волна состоит из смутного, неустойчивого (участки CD, EG) и стабильного, устойчивого (участок DE) периодов. Продолжительность каждого из периодов составляет 8-10 лет. Экономические кризисы, революции, мятежи, гражданские войны, восстания социальных низов, а также неудачные военные кампании характерны для неустойчивого периода. Стабильный период характеризуется, как правило, отсутствием масштабных смут. Причина этого заключается в том, что в неустойчивом периоде доли пассионариев и субпассионариев колеблются в основном вне спектра оптимальных для наступающей фазы значений (вне аттрактора), в стабильном — в пределах этого спектра (в пределах аттрактора).

Мы несколько изменили положение Л. Н. Гумилева о существовании для каждой фазы этногенеза оптимального значения для доли каждого энергетического типа (пассионариев, гармоничников и субпассионариев). Для каждой фазы этногенеза характерно не одно оптимальное значение, а определенный спектр таких значений. Во время фаз этногенеза, являющихся устойчивым состоянием супер-этнической системы, колебания долей энергетических типов происходят в пределах спектров, оптимальных для каждого типа значений. Фазовый переход, являющийся неустойчивым состоянием, начинается из-за выхода долей пассионариев и субпассионариев за пределы, соответственно, нижней (точка А на рисунке) и верхней граней спектра оптимальных значений завершившейся фазы. Проще говоря, с началом фазового перехода пассионариев в суперэтносе становится меньше, чем это необходимо, а субпассионариев, наоборот, больше. Именно по этой причине признаком начала фазового перехода часто является поражение во внешней войне (наиболее боеспособной частью суперэтноса являются, как правило, пассионарии, наименее боеспособной — субпассионарии; уменьшение доли пассионариев и увеличение доли субпассионариев ведут к резкому снижению боеспособности армии суперэтноса).

Существуют три способа приведения долей пассионариев и субпассионариев до спектра оптимальных значений следующей фазы (или оптимизации долей пассионариев и субпассионариев): их гибель в ходе внутренних конфликтов (смут), сброс со своей территории в результате проведения агрессивной захватнической политики или колонизации и целенаправленное уничтожение посредством массовых репрессий, проводимого обычно карательными органами государства. Оптимизация происходит всеми тремя способами.

Можно дать следующие определения понятиям «фаза этногенеза» и «фазовый переход». Фаза этногенеза — это имеющая временные рамки стадия существования этнической системы, в которой она сохраняет в целом устойчивое состояние, характеризующееся отсутствием крупных смут вследствие того, что доли пассионариев и субпассионариев на протяжении фазы не выходят за рамки спектра оптимальных для этой фазы значений (на представленном рисунке в точке А закончилась предыдущая фаза, в точке G началась следующая). Фазовый переход — это имеющая временные рамки стадия существования этнической системы, в которой она находится в неустойчивом состоянии, возникающем из-за того, что доли пассионариев и/или субпассионариев в определенном этническом возрасте выходят за рамки спектра оптимальных для завершившейся фазы значений; это неустойчивое состояние характеризуется расколом этнического поля и сохраняется до тех пор, пока доли пассионариев и субпассионариев не перестанут выходить за рамки спектра оптимальных для следующей фазы значений. Под расколом этнического поля здесь понимается процесс образования в этнической системе двух или нескольких военно-политических группировок, придерживающихся диаметрально противоположных идеологических установок; противоречия между этими военнополитическими группировками мирными средствами неразрешимы и приводят к вооруженным столкновениям.

Выше было показано, что пассионарные волны — однопоколенные (18-19-летние) циклы эскалации политических конфликтов — характерны для всей мировой истории (см.: Сайфуллин, 2004; 2005). Это позволяет утверждать, что влияние популяционного фактора на генезис и течение политических конфликтов имеют место быть. Разумеется, было бы недопустимым редукционизмом видеть генезис политических конфликтов в действии только популяционного фактора. Однако и не учитывать его нельзя. По нашему мнению, политический конфликт вообще и этнополитический конфликт в частности есть результат сложного взаимодействия социальнополитических и популяционного факторов.

Гипотеза о существовании единого процесса этнополитогенеза, на который влияет популяционный фактор, позволяет прогнозировать развитие существующих этнополитий. На основании этой гипотезы попытаемся дать прогноз развития России.

Российский суперэтнос в 1991 г. вошел в один из самых тяжелых в жизни любого суперэтноса фазовых переходов — так называемый фазовый переход надлом-инерция (обоснование этого вывода см.: Сайфуллин, 2007). Развитие российского суперэтноса с начала 90-х годов ХХ в. представляет собой классическую пассио-

нарную волну. Распад СССР в 1991 г. фактически означал, что он потерпел поражение в «холодной войне» со своим основным геополитическим противником — Западом. От поражения в «горячей войне» СССР уберегло наличие у него ядерного оружия. Распад социалистического содружества и СССР привел к резкому сокращению геополитического пространства, контролируемого российским суперэтносом.

1990-е годы были очень тяжелыми для России. В два с лишним раза снизился объем ВВП, деградировали системы здравоохранения, образования, социального обеспечения. Российская армия фактически потерпела поражение в первой чеченской войне, имевшей четко выраженный этнополитический характер. Страна стояла перед угрозой полного распада. Таким образом, все 1990-е годы РФ находилась в системном кризисе, который является кризисом начала фазового перехода надлом-инерция, а потому закономерен.

Начиная с 2000 г., через 9-10 лет после начала фазового перехода, положение в российском суперэтносе начало стабилизироваться. Президент В. В. Путин стал проводить политику всемерного укрепления государства, была успешно проведена вторая чеченская кампания, в стране начался устойчивый экономический рост. На наш взгляд, развитие российского суперэтноса со времени начала фазового перехода четко подтверждает теорию.

Как показывает анализ всемирной истории, в период фазового перехода надлом-инерция масштабные смуты, имеющие характер гражданской войны, начинаются не позднее начала второй пассионарной волны этого фазового перехода. Так, у римлян и византийцев смуты начались с наступлением второй пассионарной волны, у англичан — сразу с началом фазового перехода. По-видимому, из этого правила существует только одно исключение — немцы. С началом второй пассионарной волны структура германского суперэтноса оптимизировалась в основном с помощью ведовских процессов, т. е. массового террора.

В российском суперэтносе начало второй пассионарной волны приходится на текущий 2009 г. Думается, что переживаемый страной кризис обусловлен не только тем, что Россия стала частью глобальной экономики, но и внутренними причинами. Даже если в США в 2008 г. не случился бы ипотечный кризис, положение в экономике РФ в конце этого года стало бы ухудшаться из-за начала второй пассионарной волны. Вероятно, это ухудшение было бы существенно меньшим по масштабам. Несмотря на начало пассионарной волны, внутриполитическое положение в стране остается в целом стабильным. В значительной мере эта стабильность есть результат энергичных и своевременных действий правительства. Есть осно-

вания полагать, что этому способствует влияние популяционнодемографического фактора.

Кризисные процессы 1990-1992 гг. сопровождались разрушением генетических барьеров и усилением миграционных процессов. По нашему мнению, процессы смешения существенно увеличили долю пассионариев среди молодежи 1990-1992 гг. рождений. Однако это сопровождалось уменьшением рождаемости в это время. Так, по данным переписи 2002 г., число детей 1990-1992 гг. рождений (около 5,7 млн) было почти в 1,3 раза меньше по сравнению с числом подростков 1987-1989 гг. рождений (около 7,3 млн)1. Также в 90-е годы ХХ в. резко увеличилась смертность среди мужчин трудоспособного возраста, не говоря о тунеядцах, бомжах и т. п., среди которых высока доля субпассионариев, а также среди бизнесменов и криминальных авторитетов, которые гибли в криминальных войнах (среди последней группы высока доля пассионариев). За 1990-е годы доля пассионариев и субпассионариев в российском суперэтносе существенно снизилась, а со вступлением в социальную жизнь молодежи 1990-1992 гг. рождений излишек тех и других будет не очень значительным. В настоящее время этот излишек, вероятно, еще небольшой. Однако он станет нарастать, скорее всего, с середины 2010 г., когда в социальной жизни начнет активно участвовать пассионарная молодежь 1992 г. рождения. Но из-за демографических причин этот излишек, видимо, не достигнет значительных масштабов.

Это дает основания утверждать, что широкомасштабная гражданская война по образцу 1918-1921 гг. в современной России маловероятна. В пользу этого вывода можно привести также следующий аргумент — наличие на территории России ядерного оружия и опасных производств (прежде всего, АЭС). В ходе гражданской войны велика вероятность потери контроля над ядерным оружием и попадание его в руки террористических и криминальных групп. Также могут быть разрушены атомные электростанции и крупные химические производства. Радиоактивное и химическое заражение огромных густонаселенных в настоящее время территорий сделает их практически непригодными для жизни, что поставит под угрозу само дальнейшее физическое существование российского суперэтноса.

В ближайшие годы представляется вероятным новый виток вооруженных этнополитических конфликтов на Северном Кавказе. В русле этого прогноза находится недавняя агрессия Грузии против Южной Осетии. Очевидно, дестабилизации ситуации способствовал

1 См.: Всероссийская перепись населения 2002 года // http: //www.perepis2002.ru

270 _____________________________________________________________________

в том числе и популяционно-демографический фактор — вступление в социальную жизнь пассионарной молодежи 1990 г. рождения. Также в настоящее время ситуацию в Ингушетии можно охарактеризовать как вялотекущую гражданскую войну.

Начиная с 2010 г., вероятно принятие мер по выведению некоторой части пассионариев старших поколений из активной социальной жизни. Причем эти меры, скорее всего, не ограничатся только снятием с должностей и «отправкой на пенсию», а могут приобрести вид перманентных репрессивных кампаний в отношении коррумпированного чиновничества, руководителей и активных членов организованных преступных группировок, криминального и полу-криминального бизнеса.

Вероятность такого развития событий представляется очень значительной, если начавшийся в США в прошлом году финансовоэкономический кризис является признаком вступления Запада в период своей агонии — так называемый фазовый переход инерция-обскурация (подробнее см.: Сайфуллин, 2007). С началом этого фазового перехода процессы распада и гибели суперэтноса становятся необратимыми. Агония Запада, учитывая наличие на его территории ядерного оружия и опасных производств, может привести к гибели всего человечества. В чрезвычайных обстоятельствах наиболее эффективным является тоталитарный политический режим. Поэтому агония Запада может вызвать ренессанс тоталитаризма по всему миру, в том числе и в России.

Литература

1. Авксентьев В. А., Шаповалов В. А. Современная этническая конфликтология: от простоты к сложности // Политическая конфликтология между старыми и новыми парадигмами: Материалы симпозиума. Воронеж, 2001. С. 10-16.

2. Аксенов К. Э. Идеи Л. Н. Гумилева и современная российская геополитика // Этнографическое обозрение. 2006. № 3. С. 44-53.

3. Алексеев В. П. О роли социальных факторов в биологической дивергенции человеческих популяций // Советская этнография. 1976. № 4. С. 114-131.

4. Алексеев В. П. Историческая антропология. М.: Высшая школа, 1979. 216 с.

5. Алексеев В. П. Этногенез. М.: Высшая школа, 1986. 173 с.

6. Бромлей Ю. В. Этнос и эндогамия // Советская этнография. 1969. № 6. С. 84-91.

7. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 283 с.

8. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 528 с.

9. Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993а. 544 с.

10. Гумилев Л. Н. Горе от иллюзий / Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Экопрос, 1993б. С. 174-187.

11. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. 544 с.

12. Денисова Р. Я. Популяционно-антропологический аспект этногенеза // Советская этнография. 1987. № 6. С. 37-50.

13. Кореняко В. А. К критике концепции Л. Н. Гумилева // Этнографическое обозрение. 2006. № 3. С. 22-35.

14. Мархинин В. В. Диалектика социального и биологического в процессе становления этноса. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989. 145 с.

15. Обсуждение статьи Ю.В. Бромлея «Этнос и эндогамия» // Советская этнография. 1970. № 3. С. 86-103.

16. Политическая конфликтология перед новыми вызовами / А. В. Дмитриев, А. В. Глухова, А. В. Картунов и др.; Под ред. А. В. Глуховой. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001.

17. Сайфуллин Р. Г. Этнополитические конфликты: популяционный аспект генезиса: Автореф. канд. дис. Казань: Казанс. гос. энерг. ун-т, 2004.

18. Сайфуллин Р. Г. Однопоколенные (18-19-летние) циклы эскалации этнопо-литических конфликтов в мировой истории // Экономическая синергетика: ответы на вызовы и угрозы XXI в.: Сб. науч. тр. Набережные Челны: Изд-во Камской гос. инж.-экон. академии, 2005. С. 39-52.

19. Сайфуллин Р. Г. Биополитическая методика прогнозирования развития политических процессов (системно-синергетический подход) // Экономическая синергетика: Инновационное развитие России: Сб. науч. трудов. Набережные Челны: Изд-во Камской гос. инж.-экон. академии, 2007. С. 73-96.

20. Турчин П. В. Историческая динамика. На пути к теоретической истории / Пер. с англ.; Под общ. ред. Г. Г. Малинецкого, А. В. Подлазова, С. А. Боринской. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 368 с.

21. Чебоксаров Н. Н. О специфике расообразования у человека // Советская этнография. 1976. № 4. С. 139-144.

22. Яблонский Л. Т. Внимание: этническая антропология! // Теория антропологии и ее методы: истоки и развитие: Тезисы докладов. Ч. II. М., 2001. С. 34-36.

23. Sandole D. Capturing the Comlexity of Conflict: Dealing with Violent Ethnic Conflicts in the Post-Gold War Era. London; New York, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.