DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-151-158 NIION: 2018-0076-3/22-530 MOSURED: 77/27-023-2022-3-729
КЕШИШЯН Тухман Саргисович,
юрисконсульт в ООО «Олимпия», е-mail: mail@law-books.ru
ВЛИЯНИЕ ПОНИЖЕННОЙ СТАВКИ НДС НА СТОИМОСТЬ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются особенности влияния пониженной ставки налога на добавленную стоимость на стоимость продуктов питания как одного из проблемных аспектов налогового права. Также исследован перечень продуктов, к которым применяется пониженная ставка НДС в параллели с перечнем социально значимых продовольственных товаров.
Ключевые слова: налоговое право, Налоговый кодекс Российской Федерации, налог на добавленную стоимость, пониженная ставка НДС, продукты питания, доступность.
KESHISHYAN Tukhman Sargisovich,
Legal adviser at Olympia LLC
IMPACT OF THE REDUCED VAT RATE ON THE COST OF FOOD PRODUCTS
Annotation. This article discusses the features of the impact of a reduced rate of value added tax on the cost of food as one of the problematic aspects of tax law. It also examines the list of products to which a reduced VAT rate is applied in parallel with the list of socially significant food products.
Key words: tax law, Tax Code of the Russian Federation, value added tax, reduced VAT rate, food products, affordability.
Динамика цен на товары, в частности, на продукты питания, детерминируется многими факторами, в том числе, ценовой политикой продавца. Ценовая политика продавца, в свою очередь, также зависит от ряда факторов, среди которых выделяется налоговая политика государства. И в этой связи весьма актуальным становится вопрос о потенциале налога на добавленную стоимость (НДС) как одного из факторов влияния на динамику цен на продукты питания, ведь, если рассмотреть структуру цены, то НДС в силу того, что он является косвенным налогом, выступает как элемент структуры цены. При этом продавец не может оказывать непосредственного влияния на этот элемент структуры цены, то есть на размер НДС, так как ставка определяется законодателем, но должен считаться с ним и учитывать его сумму при определении цены на тот или иной товар. Таким образом, можно предположить наличие следующей корреляционной зависимости между изменением размера ставки налога на добавленную стоимость и изменением цены на товар: снижение ставки налога на добавленную стоимость поведёт за собой снижение стоимости продуктов питания, а повышение
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
ставки - рост цены. Вышеизложенное обусловливает актуальность рассмотрения тематики влияния пониженной ставки НДС на доступность продуктов питания.
При определении стратегии ценовой политики на товары и услуги продавец исходит из того, что та цена, которая в итоге будет предложена покупателю для оплаты, включает в себя несколько составляющих: цена продукта без учета налога на добавленную стоимость и сумма налога на добавленную стоимость, который так же будет предъявлен покупателю для оплаты, но уже как часть итоговой цены[1] (рис.1).
На предмет обложения НДС («добавленную стоимость») как его специфическую черту указывает и его название. Однако в действующем Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение понятия НДС, нет также определения понятия «добавленная стоимость» (нет их и в ГК РФ). Этих определений нет также в Директивах Европейского союза[2], потому что в Директивах разъясняется, что НДС/НТУ (VAT/GST) в ЕС не налог на добавленную стоимость, а налог на потребление.
Рис. 1. Структура цены с определением её элементов
Конституционный суд РФ, в своих решениях (Постановления от 28.03.2000 № 5-П1 и от 20.02.2001 № 3-П2 , Определения от 08.04.2004 № 169-О3, от 04.11.2004 № 324-О4 и от 03.07.2008
1 Постановление Конституционного Суда РФ от
28.03.2000 N 5-П «По делу о проверке конституционности подпункта «к» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Конфетти» и гражданки И.В. Савченко» // СПС Кон-сультантПлюс
2 Постановление Конституционного Суда РФ от
20.02.2001 N 3-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Востокнефтересурс»// СПС КонсультантПлюс
3 Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 N 169-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации»// СПС Консуль-тантПлюс
4 Определение Конституционного Суда РФ от 04.11.2004 N 324-О «По ходатайству Российского союза
промышленников и предпринимателей (работодателей)
об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года N 169-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и
№ 630-0-П5, от 05.03.2009 № 468-О-О6) по вопросам, связанным с порядком исчисления налога на добавленную стоимость, указывает, что данный налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать понимание добавленной стоимости
свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации»// СПС Консультант-Плюс
5 Определение Конституционного Суда РФ от
03.07.2008 N 630-О-П «По жалобе муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства «Дирекция единого заказчика» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации»// СПС Консуль-тантПлюс
6 Определение Конституционного Суда РФ от
05.03.2009 N 468-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности статей 21 и 23, подпунктов 10 и 11 пункта 5 статьи 169, подпункта 1 пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
как суммы средств, образовавшейся после вычитания стоимости всех ресурсов, средств и сырья, потраченных на производство товара из дохода, полученного после продажи этого же товара.
Таким образом, добавленная стоимость -это то, что «прибавляется» сверх затраченных производителем средств на создание и продвижение продукта.
В связи с этим, цена на товар (продукты питания в рассматриваемом нами случае), которая формируется и непосредственно предъявляется покупателю, будет зависеть от следующего: размера процента налога, то есть налоговой ставки, некоторых привилегий налогоплательщиков, то есть налоговых льгот, и налоговой базы.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из следующих факторов:
- твердые, несвободные цены (тарифы), регулируемые государством и не включающие в себя налог на добавленную стоимость;
- нерегулируемые государством, динамичные, свободные цены. Они определяются исходя из договора и включают в себя акцизы, но не включают НДС;
- поступления из других бюджетов (дотации) (при реализации товаров (работ, услуг), по которым предоставляются дотации). Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Для определения суммы НДС ключевое значение имеют перечисленные выше элементы налогообложения. Без их выявления и определения работа с определением суммы НДС не представляется возможным. Только после этого возможно её рассчитать (рис.2).
Элементы налогообложения
Налоговая база (НБ)
/Ч £ НБ х налоговые ставки
Налоговые ставки (0%, 1096,20%)
41
Нал ого вые льготы
НДС не облагается
Рис. 2. Схема расчета налога на добавленную стоимость
Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что налог на добавленную стоимость является не только налоговым инструментом, но и выступает важным фактором-детер-минантой процесса ценообразования, в том числе формирования цен на продукты питания. Сводить этот фактор к единственному ключевому не следует, так как в этом сложном процессе налог на добавленную стоимость должен учитываться в одном ряду с другими факторами, такими как себестоимость, предполагаемая прибыль, которая прогнозируется от реализации продовольственного товара и другими.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
В связи с уже обозначенным выше местом НДС в процессе формирования цен на продукты питания, важное значение приобретает размер ставки по НДС, применяемый для налогоплательщиков, реализующих свою деятельность в сфере торговли и общественного питания. В 2021 году действует три основных ставки по налогу - 20, 10, 0 процентов, а также существует освобождение от уплаты НДС. Соответственно, пониженными ставками НДС признаются ставка 10% и 0%. Так, для того чтобы изучить влияние пониженной ставки НДС на доступность продуктов питания, необходимо, помимо самой сущности НДС, в том числе
исследовать особенности применения указанных ставок в области налогообложения продуктов питания.
Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации1 (пункт 1 части 2 статьи 164) пониженная ставка в размере 10% применяется к ряду товаров, которые должны попадать в определенный перечень. Особые требования предъявляется в этом случае и для наименования товара. Если это отечественный товар, то его наименование должно содержаться в общероссийском классификаторе продукции (ОКПД2), если речь идёт об импортном товаре, то его наименование должно найти отражение в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (письмо Минфина России от 04.07.2012 № 03-07-08/167). Каждому виду продовольственного товара соответствует код, который и должен содержаться в упомянутых выше кодификаторах. Сами коды утверждаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов».
При этом перечень продуктов питания, к которым может быть применена пониженная ставка в 10% при их реализации, также утвержден законодательно и содержится в пункте 1 части 2 статьи 164 Налогового Кодекса РФ. К таким продуктам питания законодатель отнёс следующие:
- скота и птицы в живом весе;
- мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);
- молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);
- яйца и яйцепродуктов;
- масла растительного (к этому пункту не относится пальмовое масло);
- маргарина, жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитер-
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. -ст. 3340.
ских, хлебопекарных, заменителей молочного жира, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых;
- сахара, включая сахар-сырец;
- соли;
- зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
- маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
- хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
- крупы;
- муки;
- макаронных изделий;
- рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира) (с 01.01.2022 в данный перечень будут внесены некоторые изменения, а именно: слова «форели (за исключением морской),» исключить)2;
- море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);
- продуктов детского и диабетического питания;
- овощей (включая картофель);
- фруктов и ягод (включая виноград) (с 01.10.2019; в т.ч., например, арбузы, клюква, цитрусовые, голубика).
Стоит отметить, что наделение этих продуктов питания пониженной ставкой НДС легко объясняется, если сравнить указанный перечень с перечнем социально значимых продовольственных товаров, утвержденных Постановлением
2 Федеральный закон от 02.07.2021 N 308-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
Правительства РФ от 15.07.2010 N 5301. Социально значимыми обычно называют товары и услуги первой необходимости и повседневного спроса. То, без чего сразу и заметно ухудшается качество жизни среднестатистического жителя страны. В категорию «социально значимых» чаще попадают недорогие продукты, а предметы роскоши и дорогие товары/услуги из этого списка обычно исключаются.
Однако факт нахождения продовольственных товаров в вышеприведенном из Налогового кодекса перечне не означает автоматическое применение к ним при их реализации ставки в 10%. Необходимо еще, чтобы эти товары входили в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 9082 и соотносились при этом с кодами, указанными в Общероссийском классификаторе продукции ОК 034-2014, утвержденном приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, и кодах ТН ВЭД ТС3 (пункт 7 части 2 статьи 164 НК РФ).
Также стоит отметить, что одно лишь отнесение товара к категории продовольственного не дает оснований для применения ставки НДС в 10%. В частности, если товар подходит под признаки продовольственного товара, перечисленные в пункте 9 статьи 1 Федерального Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ4, где даётся правовая дефи-
1 Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 (ред. от 30.12.2020) «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» // СПС КонсультантПлюс
2 Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (ред. от 20.11.2021) «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» // СПС КонсультантПлюс
3 Приказ Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 16.10.2018) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) оК 0342014 (КПЕС 2008)» // СПС КонсультантПлюс
4 Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
ниция категории «продовольственные товары», то это не означает, что к нему автоматически будет применяться ставка 10%. Кроме этого товар должен быть включен в уже описанный выше перечень продовольственных товаров из пункта 1 части 2 статьи 164 НК РФ (письмо Минфина России от 31.03.2010 № 03-07-04/03)5.
Во всех остальных случаях, согласно части 3 статьи 164 НК РФ, к продуктам питания будет применяться обычная ставка НДС 20%.
Что касается пониженной ставки в 0%, то есть освобождения от уплаты НДС, то Налоговый Кодекс РФ содержит следующие основания для применения такой налоговой льготы: если целью производства продуктов питания является их распространение и реализация в столовых медицинских или образовательных учреждений (пункт 5 части 2 статьи 149 НК РФ). Юридическим основанием для использования данной налоговой льготы будет служить документ, подтверждающий характер и цели деятельности организации (к организациям, которые должны предъявить такой документ можно отнести, например, организации, оказывающие медицинские и образовательные услуги, следовательно, юридическим основанием для них будет служит соответствующая лицензия) (письмо Минфина РФ от 03.12.2014 № 03-07-15/61906)6.
От уплаты налога на добавленную стоимость с продуктов питания также освобождаются налогоплательщики, которые платят налоговые отчисление в соответствии с режимом упрощенной системы налогообложения (УСН) (часть 2 ст. 346.11 НК РФ). Однако если налогоплательщик, который использует режим УСН, выступает в качестве агента или если продукты питания являются ввозными.
При этом для продовольственных товаров, являющихся продуктом экспорта, налоговая ставка на НДС будет составлять 0% (пункт 1 часть 1 статьи 164 НК РФ).
Таким образом, на сегодняшний день российское налоговое законодательство предостав-
5 ПИСЬМО от 31 марта 2010 года № 03-07-04/03 Об использовании понятия «продовольственные товары», установленного Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в целях применения НДС. URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_902309330 (дата обращения 23.01.2022)
6 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 декабря 2014 г N 03-07-15/61906 Об отнесении к льготам по налогам освобождения от налогообложения НДС в связи с требованием налогового органа о представлении документов, подтверждающих право на налоговые льготы, при проведении камеральной налоговой проверки // СПС Гарант
ляет налогоплательщикам, чья деятельность связана с реализацией продовольственных товаров, различные виды пониженных ставок и налоговых льгот по НДС вплоть до освобождения от этого вида налога. При этом налогоплательщику -потенциальному обладателю льготы, стоит помнить, что бремя доказывания принадлежащего ему права на налоговую льготу (а именно предоставление подтверждающих документов) лежит на нём.
Изучив специфику налогообложения продавцов продуктов питания по пониженной ставке, на первый взгляд, можно сделать вывод, что пониженная ставка влияет на снижение цены продовольственных товаров, что делает их более доступными для потребителя. Однако пользу складывающейся вышеописанной ситуации можно как подтвердить, так и опровергнуть.
В частности, негативный эффект от воздействия пониженной ставки можно рассмотреть на следующем примере: предположим, что предприятие добилось благодаря снижению ставки НДС аккумуляции определенной суммы доходов, которые администрации может направить на стимулирование и премирование работников. В этом случае доходы работников - потенциальных покупателей, несколько увеличатся, а это, в свою очередь, повышает их покупательскую способность и их спрос на продовольственные товары. Далее в соответствии с законами протекания экономических циклов рост спроса покупателей приводит к росту цен на продукты питания, что не поспособствует оздоровлению инфляционной ситуации и приведет к некоторому увеличению цен на продукты питания и к небольшому снижению их доступности.
Так, понижение НДС приведет к повышению спроса на продукты питания, так как это повысит их доступность за счет торможения роста цены на продукты. Речь идет именно о торможении, поскольку снижения стоимости продуктов питания за счет понижения ставки НДС не добиться, т.к. ценообразование строится не только на налоговой политике государства, но также на инфляционных, конкурентных факторах и пр.
В то же время, нельзя не упомянуть и о положительном (антиинфляционном) эффекте, который может оказать снижение ставки НДС. Товары, реализация которых зависит от сложившейся на внешних рынках ситуации и обстоятельствах, смогут выиграть за счет стабилизации цены, а предприятия пищевой промышленности смогут сократить темпы увеличения количества своих производственных издержек. Такой эффект позволит несколько снизить темпы роста инфляции и, оказавшись выше, может нивелировать описанный раннее возможный инфляционный эффект.
В соответствии с этим думается, что изначально направленные на повышение уровня доступности продовольственных товаров меры, могут при неудачном стечении обстоятельств, напротив, повлечь понижение этой доступности. Однако на фоне экономических и правовых реалий снижение ставки НДС скорее всего будет иметь ограниченное и краткосрочное влияние на темпы экономического роста. Следовательно, рационально считать, что применение пониженных ставок НДС приведет к стабильности уровня доступности продуктов питания или понижению уровня доступности.
Думается, цель достижения таких последствий применения влияния пониженной ставки НДС на стоимость продуктов питания законодателем не преследовалась. Однако все-таки в вышеописанных экономических следствиях из соблюдения продавцами льгот, регламентированных налоговым законодательством, вытекает скорее негативное влияние применения пониженной ставки НДС налогоплательщиками, занимающимися работой с продуктами питания. При этом тематика настоящего исследования является все еще открытой к дискуссиям, и требует не только правовой, но и экономической экспертизы.
Список литературы:
[1] Бахтигозина Э.И. Влияние налога на добавленную стоимость на цену товаров (работ, услуг) // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010.;
[2] Давлетшин Т.Г. Реформирование главы 21 налогового кодекса РФ: от НДС к НТУ // Финансы и кредит. 2017. №32 (752).
[3] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от
29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. -07.08.2000. - № 32. - ст. 3340.;
[4] Федеральный закон от 02.07.2021 N 308-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
[5] Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
[6] Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 N 169-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс;
[7] Определение Конституционного Суда РФ от 04.11.2004 N 324-О «По ходатайству Россий-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
ского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года N 169-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации»// СПС Консуль-тантПлюс;
[8] Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 N 630-0-П «По жалобе муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства «Дирекция единого заказчика» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс;
[9] Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 468-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности статей 21 и 23, подпунктов 10 и 11 пункта 5 статьи 169, подпункта 1 пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс;
[10] Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 декабря 2014 г. N 03-07-15/61906 Об отнесении к льготам по налогам освобождения от налогообложения НДС в связи с требованием налогового органа о представлении документов, подтверждающих право на налоговые льготы, при проведении камеральной налоговой проверки // СПС Гарант;
[11] Письмо от 31 марта 2010 года № 03-0704/03 Об использовании понятия «продовольственные товары», установленного Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в целях применения НДС. URL: https://www.glavbukh. ru/npd/edoc/99_902309330 (дата обращения 23.01.2022);
[12] Постановление Конституционного Суда РФ от 28.03.2000 N 5-П «По делу о проверке конституционности подпункта «к» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Конфетти» и гражданки И.В. Савченко» // СПС Консультант-Плюс;
[13] Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.2001 N 3-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
закрытого акционерного общества «Востокнефте-ресурс»// СПС КонсультантПлюс;
[14] Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (ред. от 20.11.2021) «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» // СПС КонсультантПлюс;
[15] Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 (ред. от 30.12.2020) «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» // СПС КонсультантПлюс;
[16] Приказ Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 16.10.2018) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» // СПС КонсультантПлюс;
Spisok literatury:
[1] Bahtigozina E.I. Vliyanie naloga na dobavlennuyu stoimost' na cenu tovarov (rabot, uslug) // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2010.;
[2] Davletshin T.G. Reformirovanie glavy 21 nalogovogo kodeksa RF: ot NDS k NTU // Finansy i kredit. 2017. №32 (752).
[3] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 29.11.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 07.08.2000. - № 32. - st. 3340.;
[4] Federal'nyj zakon ot 02.07.2021 N 308-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'i 149 i 164 chasti vtoroj Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii»
[5] Federal'nyj zakon ot 28.12.2009 N 381-FZ (red. ot 02.07.2021) «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya torgovoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» // SPS Konsul'tantPlyus;
[6] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 08.04.2004 N 169-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmo-treniyu zhaloby obshchestva s ogranichennoj otvetst-vennost'yu «Prom Lajn» na narushenie konstitucion-nyh prav i svobod polozheniem punkta 2 stat'i 171
Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii»// SPS Konsul'tantPIyus;
[7] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 04.11.2004 N 324-O «Po hodatajstvu Rossijskogo soyuza promyshlennikov i predprinimatelej (raboto-datelej) ob oficial'nom raz»yasnenii Opredeleniya Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 8 aprelya 2004 goda N 169-O ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby obshchestva s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Prom Lajn» na narushenie kon-stitucionnyh prav i svobod polozheniem punkta 2 stat'i 171 Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Feder-acii»// SPS Konsul'tantPlyus;
[8] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot
03.07.2008 N 630-O-P «Po zhalobe municipal'nogo uchrezhdeniya zhilishchno-kommunal'nogo hozya-jstva «Direkciya edinogo zakazchika» na narushenie konstitucionnyh prav i svobod punktom 2 stat'i 173 Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii»// SPS Konsul'tantPlyus;
[9] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot
05.03.2009 N 468-O-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zaprosov Arbitrazhnogo suda Omskoj oblasti o proverke konstitucionnosti statej 21 i 23, podpunktov 10 i 11 punkta 5 stat'i 169, podpunkta 1 punkta 2 stat'i 171 i punkta 1 stat'i 172 Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii»// SPS Konsul'tant-Plyus;
[10] Pis'mo Departamenta nalogovoj i tamozhenno-tarifnoj politiki Minfina Rossii ot 3 deka-brya 2014 g. N 03-07-15/61906 Ob otnesenii k l'gotam po nalogam osvobozhdeniya ot nalogooblozheniya NDS v svyazi s trebovaniem nalogovogo organa o predstavlenii dokumentov, podtverzhdayushchih pravo na nalogovye l'goty, pri provedenii kameral'noj nalogovoj proverki // SPS Garant;
[11] Pis'mo ot 31 marta 2010 goda № 03-0704/03 Ob ispol'zovanii ponyatiya «prodovol'stvennye tovary», ustanovlennogo Federal'nym zakonom ot 28 dekabrya 2009 goda № 381-FZ «Ob osnovah gosu-darstvennogo regulirovaniya torgovoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii», v celyah primeneniya NDS. URL: https://www.glavbukh.ru/npd/
edoc/99_902309330 (data obrashcheniya 23.01.2022);
[12] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 28.03.2000 N 5-P «Po delu o proverke konstitucionnosti podpunkta «k» punkta 1 stat'i 5 Zakona Rossijskoj Federacii «O naloge na dobavlennuyu stoi-most'» v svyazi s zhaloboj zakrytogo akcionernogo obshchestva «Konfetti» i grazhdanki I.V. Savchenko» // SPS Konsul'tantPlyus;
[13] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 20.02.2001 N 3-P «Po delu o proverke konstitucionnosti abzacev vtorogo i tret'ego punkta 2 stat'i 7 Fed-eral'nogo zakona «O naloge na dobavlennuyu stoi-most'» v svyazi s zhaloboj zakrytogo akcionernogo obshchestva «Vostoknefteresurs»// SPS Konsul'tant-Plyus;
[14] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.12.2004 N 908 (red. ot 20.11.2021) «Ob utverzh-denii perechnej kodov vidov prodovol'stvennyh tovarov i tovarov dlya detej, oblagaemyh nalogom na dobavlennuyu stoimost' po nalogovoj stavke 10 pro-centov» // SPS Konsul'tantPlyus;
[15] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.07.2010 N 530 (red. ot 30.12.2020) «Ob utverzh-denii Pravil ustanovleniya predel'no dopustimyh roznichnyh cen na otdel'nye vidy social'no znachimyh prodovol'stvennyh tovarov pervoj neobhodimosti, perechnya otdel'nyh vidov social'no znachimyh pro-dovol'stvennyh tovarov pervoj neobhodimosti, v otnoshenii kotoryh mogut ustanavlivat'sya predel'no dopustimye roznichnye ceny, i perechnya otdel'nyh vidov social'no znachimyh prodovol'stvennyh tovarov, za priobretenie opredelennogo kolichestva kotoryh hozyajstvuyushchemu sub»ektu, osushchestvlyay-ushchemu torgovuyu deyatel'nost', ne dopuskaetsya vyplata voznagrazhdeniya» // SPS Konsul'tantPlyus;
[16] Prikaz Rosstandarta ot 31.01.2014 N 14-st (red. ot 16.10.2018) «O prinyatii i vvedenii v dejstvie Obshcherossijskogo klassifikatora vidov ekonomich-eskoj deyatel'nosti (OKVED2) OK 029-2014 (KDES Red. 2) i Obshcherossijskogo klassifikatora produkcii po vidam ekonomicheskoj deyatel'nosti (OKPD2) OK 034-2014 (KPES 2008)» // SPS Konsul'tantPlyus;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022