ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Влияние политики реформ Рауля Кастро на американо-кубинские отношения Лазарев В.В.
Лазарев Валентин Владимирович /Lazarev Valentin Vladimirovich - факультет мировой политики,
студент
Государственный академический университет гуманитарных наук, г. Москва
Аннотация: 24 февраля 2009 года Фидель Кастро, возглавлявший Кубу в течение почти полувека, по состоянию здоровья вынужден был уйти в отставку со всех постов. Его преемником во главе государства и правительства был назначен Рауль Кастро, его младший брат и один из ближайших соратников еще со времен борьбы против диктатуры Батисты. Это событие ознаменовало начало нового периода в истории как самой Кубы, так и ее двусторонних отношений с США.
Ключевые слова: Рауль Кастро; приватизация на Кубе; запрет на въезд; отмена эмбарго; кубинская диаспора в США.
Keywords: Raul Castro; privatization in Cuba; ban on entry; lifting of the embargo; Cuban diaspora in the USA.
Введение
В начале XXI века внешняя политика Российской Федерации на латиноамериканском направлении переживает заметную активизацию. Этот процесс затронул, в том числе, российско-кубинские отношения, как политические, так и экономические. Так, во время своего недавнего латиноамериканского турне, президент РФ В.В. Путин неоднократно говорил о «значимых инвестиционных проектах» в инфраструктурной, энергетической и машиностроительной сферах, к которым потенциально готовы подключиться российские компании [1]. Расширение российского присутствия на острове потребует от Москвы согласования своих интересов с ближайшим соседом Кубы и ведущим политическим и экономическим игроком региона - США, отношения которых с Гаваной остаются конфликтными со времен кубинской революции 1959 г.
В российской научной литературе современный этап американо-кубинских отношений рассматривается, как правило, в рамках более общего анализа межамериканских отношений или стран АЛБА - например, в «Геополитике в Западном полушарии в начале XXI века» В.П. Сударева или в выпуске «Аналитических тетрадей» ИЛА РАН «Интеграционные процессы в Латинской Америке: состояние и перспективы». Более подробно процесс реформ Рауля Кастро рассматривает коллективная монография ИЛА РАН «Куба: новый период адаптации» (2011 г.) под редакцией В.В. Давыдова. Из работ, посвященных конкретно двусторонним отношениям США с Кубой, следует выделить статьи Э.Э. Белого. Отдельную группу составляет литература 2000-х гг., посвященная прогнозированию кубино-американских отношений по окончании правления Фиделя Кастро: А.А. Фурсенко «Революционный дух не может умереть моментально», Е.Т. Гайдар «Фидель Кастро: уходит эпоха. Какая грядет?», В.А.Бородаев «Пути развития международных связей».
Целью данной работы является анализ новых тенденций, возникших в американо-кубинских отношениях после смены власти на Кубе, и попытка прогнозирования дальнейшего развития двусторонних взаимоотношений Вашингтона и Гаваны.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2008 г. - года отставки Фиделя Кастро - по 2014 г. включительно.
Ход реформ
Рауль Кастро еще с конца 1980-х гг. пользовался репутацией либерала. Именно по его инициативе был принят пакет законов, частично легализовавших индивидуальное предпринимательство, открывших экономику Кубы для иностранных инвестиций и амортизировавших тем самым удар тяжелейшего кризиса 1990-х гг. Реальное начало «эры Рауля» следует отсчитывать с апреля 2011 г., когда VI съезд кубинской компартии одобрил предложенную новым президентом программу «Направления экономического и социального развития партии и революции»[2]. Постепенно на Кубе было легализовано частное предпринимательство в 178 сферах профессиональной деятельности, разрешен выезд за границу, начался процесс приватизации жилья.
Эти, пусть и ограниченные меры, начали приносить реальные результаты: доля негосударственного сектора в кубинской экономике демонстрирует устойчивый рост, и в настоящее время на него приходится 15% занятого населения острова [3] (к 2016 г. правительство планирует увеличить занятость в негосударственном секторе до 40%) [2]. Гавана намерена продолжать новую экономическую политику и впредь - кубинское правительство планирует отмену ограничений на обмен валюты и создает свободную экономическую зону в порту Мариэль [5].
Реакция на реформы в США и проблема эмбарго
Изначально одним из главных моторов «разрядки» в американо-кубинских отношениях был американский аграрно-промышленный комплекс. Именно под влиянием «фермерского лобби» еще в 2000 году был принят Закон о реформе режима санкций и поддержке экспорта, снявший запрет на ввоз на Кубу продовольственной продукции и медикаментов[16].
Программа реформ правительства Рауля Кастро повлияла, прежде всего, на экспертное сообщество США. Если после «холодной войны» определенной популярностью в нем пользовалось мнение, что оставшийся без советской поддержки кубинский режим скоро рухнет, то решения VI съезда стали наглядным доказательством его способности эволюционировать.
В связи с этим в экспертных кругах США стал набирать популярность противоположный взгляд, согласно которому Вашингтону следует пойти на ряд уступок Гаване, чтобы поддержать тем самым реформаторское крыло кубинской верхушки и подтолкнуть режим Кастро к дальнейшей рыночной и демократической трансформации. Примером может послужить доклад американского исследовательского Центра по Демократизации Америк от 2011 г., авторы которого рекомендовали правительству продолжать линию на сближение с Кубой, т.к. продолжение блокады «играет на руку кубинским ортодоксам, противникам реформ и восстановления отношений с Соединенными Штатами»[4]. В частности, в целях поддержки реформистского курса рекомендовалось исключить Гавану из списка «спонсоров терроризма»[4].
Кроме того, идея нормализации американо-кубинских отношений прекрасно вписывалась в провозглашенный администрацией Барака Обамы курс на равноправные отношения с латиноамериканскими соседями. 17 апреля 2009 г. Обама поднял вопрос о восстановлении членства Кубы в Организации Американских Государств, приостановленного в 1961 г. В том же году на июньской сессии Генеральной Ассамблеи ОАГ в Гондурасе консенсусом было принято решение о возможности восстановления
членства «острова свободы» (но сама Куба отказалась возвращаться в организацию).
В феврале 2009 года группа конгрессменов, в числе которых был и будущий кандидат в президенты от республиканцев Рон Пол, внесла в Палату представителей проект закона об отмене запрета на въезд граждан США на Кубу, действующего с 1963 г. [12]. Эту идею поддержало даже кубинское диссидентское движение: 10 июня 2010 г. лидеры оппозиции составили коллективное послание к Конгрессу в поддержку законопроекта[6]. Еще с 13 апреля 2009 г. Вашингтон снял ограничения на выезд на остров для этнических кубинцев, а 14 января 2011 г. - для студентов и миссионеров[17]. С апреля 2013 г. США стали выдавать гражданам Кубы многократные визы, а в июне того же года в Вашингтоне начались прямые переговоры о восстановлении почтовой связи[5].
Кампания против запрета на въезд является частью более широкого движения против торговой блокады Кубы, которая, по различным оценкам, обходится Соединенным Штатам от 1,2 до 3,6 млрд. долларов в год[15], но так и не обрушила режим Фиделя. Среди оппонентов блокады числятся ведущие правозащитные организации - Amnesty International и Human Rights Watch. Ежегодно, начиная с 1992 г., ООН принимает резолюцию с осуждением эмбарго против Кубы подавляющим большинством голосов (против, как правило, голосуют США и Израиль). В рядах противников блокады наблюдаются не только левые или леволиберальные политики - с критикой эмбарго выступали бывший госсекретарь США времен Рейгана Джордж Шульц и директор Центра торговой политики либертарианского Института Катона Дэниел Гринсволд [9].
Уже сейчас США являются главным поставщиком продовольствия (в среднем на сумму более 500 млн. долларов в год)[5]. Если за 2012 г. объем товарооборота Куба-США составил 464,5 млн. долларов, то только за четыре месяца 2013 г. он достиг 177,1 млн. [5]. По данным Исследовательской службы Конгресса США, из восьми рассмотренных Конгрессом 113-го созыва (2010-2014 гг.) законопроектов, посвященных Кубе, шесть частично снимали санкции против нее [7].
Хотя экономические предпосылки для сближения Кубы и США имеются в наличии, на данном этапе оно маловероятно по политическим причинам. С одной стороны, проблема соблюдения Гаваной гражданских свобод все еще не решена - по данным независимой Кубинской группы по правам человека, число арестованных и задержанных по политическим мотивам на острове только за 2010-2012 гг. выросло почти втрое [7]. Смерть одного из политзаключенных в результате голодовки в конце февраля 2010 г. вызвала новое обострение американо-кубинского противостояния и подтолкнула Конгресс отложить отмену запрета на въезд на неопределенный срок [2].
С другой стороны, Вашингтон продолжает поощрять различные формы антиправительственной деятельности на Кубе. Так, 3 апреля 2014 г. пресс-секретарь Белого Дома Джей Карни официально признал причастность США к созданию социальной сети ZunZuneo, действовавшей в 2010-2012 гг. под эгидой Агентства по международному развитию, с целью стимулировать протестную активность на острове[14].
Фактор «кубинского лобби»
Дополнительным осложняющим американо-кубинские достижения фактором традиционно служили настроения кубинской диаспоры, обладающей наибольшим экономическим и политическим влиянием среди испаноязычных общин США. На настоящий момент семеро американцев кубинского происхождения представлены в обеих палатах Конгресса США, четверо из них избраны от Республиканской партии[18] [19]. Многие кубинцы занимали высокие посты в федеральном правительстве, администрации
президента, Государственном департаменте.
В XXI веке сообщество кубинских эмигрантов переживает раскол по отношению к исторической родине. С 2001 г. Кубино-Американский Национальный Фонд (CANF) -старейшая из эмигрантских организаций - стала выступать против политики изоляции Кубы от США, за расширение контактов со страной, как наиболее эффективное средство ее демократизации. В результате, от CANF отделилось радикальное крыло, оформившееся в Совет Свободной Кубы (CLC). В 1997 г. в Вашингтоне был основан Центр за Свободную Кубу (CFC) - организация, сосредоточившаяся преимущественно на информировании остального мира о ситуации с правами человека на острове. Центр тесно сотрудничает с ассоциацией «Репортеры без границ». В августе 2003 г. появился Американо-Кубинский Комитет Политических Действий по Демократизации (US-Cuba Democracy PAC) -официально зарегистрированная лоббистская организация при Конгрессе США. CANF и СFC выступают за новый кубинский курс Белого Дома, CLC и USCD PAC, напротив, являются его жесткими критиками. Как пример политики консервативного крыла кубинского лобби можно привести уставные цели РАС: «противостояние принятию законов, которые могут продлить существование режима Кастро», «защита Западного полушария от угроз, исходящих от режима Кастро» и «подготовка будущего поколения лидеров демократической Кубы».
При этом статистика последних избирательных кампаний в США свидетельствует о том, что на президентских выборах около половины кубинцев поддерживают кандидата от демократов. Так, в 2008 г. Барак Обама получил 47% голосов флоридских кубинцев[11], а в 2012 - 49%[9]. Любопытно, что новые поколения кубино-американцев отходят от бескомпромиссных установок первых эмигрантов: по данным опроса Bendixen&Associates от 21 апреля 2009 гг., 54% представителей диаспоры моложе 50 лет поддержали прекращение блокады Кубы [10]. Этот факт позволяет предполагать, что если действующие лидеры эмиграции уйдут на покой, их места займут убежденные сторонники углубления диалога с Гаваной.
Перспективы американо-кубинских отношений
На данный момент можно с уверенностью утверждать, что как кубинская, так и американская стороны проявляют политическую волю к дальнейшему восстановлению экономических и политических связей. Так, 5 февраля 2014 г. госсекретарь Джон Керри заявил, что США продолжат пересматривать свою политику в отношении Кубы: «Каждый год сотни тысяч американцев посещают Гавану, и сотни миллионов долларов текут из США на Кубу... Мы намерены продолжать это человеческое общение»[20].
Не следует упускать из виду и влияние на кубинский режим боливарианской Венесуэлы - главного стратегического партнера Кубы в Западном полушарии. С учетом шаткости позиций действующего правительства Мадуро в ближайшее время вероятно прекращение или сокращение венесуэльской помощи Гаване, что может подтолкнуть ее к восстановлению отношений с США[5].
Но отмена эмбарго - важнейшее условие нормализации отношений - возможна лишь при решении проблемы компенсации национализированной собственности граждан и компаний США на Кубе, общую стоимость которого американская сторона оценивает в 6 миллиардов долларов. Куба не располагает ни средствами, ни желанием провести подобную акцию. Однако Вашингтон, возможно, будет готов на реструктуризацию или даже частичное списание этих долгов.
Заключение
На основе проведенного анализа фактов и событий двусторонних отношений США и Кубы в период 2009-2014 гг., а также хода экономических реформ на Кубе в 2010-е гг. и
эволюции подхода официального Вашингтона к кубинской проблеме, считается возможным заметить, что сам по себе реформаторский курс Рауля Кастро не был причиной изменения политики США в отношении Кубы, хотя оказал влияние на настроения экспертных и политических кругов США. Как следует из проанализированных в статье фактов, процесс изменения кубинской политики Вашингтона начался еще на рубеже 1990-х-2000-х гг. и активизировался с приходом в Белый Дом администрации демократов в 2009 г. Принятие реформистской программы VI съезда в 2011 г. лишь подтолкнуло его.
Литература
1. Геворг Мирзаян. Наверстываем упущенное [expert.ru] // Эксперт Online, 12/07/2014. Режим доступа: http://expert.ru/2014/07/12/ostrov-novyih-vozmozhnostej/ (Дата обращения: 05.08.2014)
2. Куба: новый период адаптации. Под редакцией В.В. Давыдова [insocialism.spb.ru]//HnA РАН, М., 2011. - Режим доступа: http://www.insocialism.spb.ru/materiali/kuba-noviy-period-adaptatsii.html (Дата обращения: 05.08.2014)
3. Николаев Ю. Куба протянула руку Обаме //[geopolitics.ru ] 27/12/2013. Режим доступа:
http://www. geopolitics.ru/2013/12/kuba-protyanula-ruku-obame/_(Дата обращения:
05.08.2014)
4. Cuba's New Resolve. Economic Reform and its Implications for U.S. Policy [www.democracyinamericas.org] // Centre for Democracy in the Americas. Washington DC, 2011. - Режим доступа: http://democracyinamericas.org/pdfs/CDA_Cubas_New_Resolve.pdf (Дата обращения: 05.08.2014)
5. Белый Э.Л. Куба - США: осторожный дрейф навстречу друг другу [russiancouncil.ru] // РСМД/Латино-Карибская Америка, 20.02.2014. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3161#top (Дата обращения: 05.08.2014)
6. Dissident Letter to Congress [democracyinamericas.org] // Havana, 30.05.2010. Режим доступа http://democracyinamericas.org/pdfs/Dissident_Letter_to_Congress.pdf
7. Mark P. Sullivan. Cuba: U.S. Policy and Issues for the 113th Congress // Congressional Research service, 12.06.2013. Режим доступа: http://fpc.state.gov/documents/organization/210919.pdf (Дата обращения: 05.08.2014)
8. Daniel Griswold. The US embargo of Cuba is a failure// The Guardian, 15/06/2009. Режим доступа: http://www.theguardian.com/commentisfree/cifamerica/2009/jun/15/cuba-us-trade-embargo-obama (Дата обращения: 05.08.2014)
9. Marc Caputo. Poll: Obama got big share of Cuban American vote, won among other Hispanics in Florida // Miami Herald. 11/08/2012 . Режим доступа: http://www.miamiherald.com/2012/11/08/3087889/poll-obama-got-big-share-of-cuban.html (Дата обращения: 05.08.2014)
10. Damien Cave. U.S. Overtures Find Support Among Cuban Americans. // The New York Times. 20/04/2009. Режим доступа: http://www.nytimes.com/2009/04/21/us/21miami.html (Дата обращения: 05.08.2014)
11. Casey Woods. Obama first Democrat to win Florida's Hispanic vote // Miami Herald, 06.11.2008. Режим доступа: http://candidatecubawatch.blogspot.ru/2008/11/analysis-of-cuban-american-vote.html_(Дата обращения: 05.08.2014)
12. H.R.874 - Freedom to Travel to Cuba Act [www.thomas.gov.]// THOMAS (Library of Congress), 04.02.2009 - Режим доступа: http://www.thomas.gov/cgi-bin/query/z?c111:H.R.874: (Дата обращения: 05.08.2014)
13. U.S. - Cuba Democracy PAC: Purpose& Agenda [http://www.uscubapac.com]// Режим доступа: http://www.uscubapac.com/purposeandagenda.html (Дата обращения: 05.08.2014)
14. US confirms it made Cuban 'twitter' [www.bbc.com]// BBC News, 03.04.2014. - Режим
доступа: http://www.bbc.com/news/world-us-canada-26876801 (Дата обращения: 05.08.2014)
15. Margot Pepper. The Costs of the Embargo. [www. dollarsandsense.org]// Dollars&Sense, March-April 2009. - Режим доступа: http://www.dollarsandsense.org/archives/2009/0309pepper.html (Дата обращения: 05.08.2014)
16. Chapter 79 - Trade Sanctions Reform and Export Enhancement [www.treasury.gov]// 28.10.2000. - Режим доступа: http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Documents/tsra.pdf (Дата обращения: 05.08.2014)
17. Reaching out to the Cuban People [www.whitehouse.gov]// The White House, Office of the Press Secretary. 14.01.2011. - Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2011/01/14/reaching-out-cuban-people (Дата обращения: 05.08.2014)
18. Directory of Representatives [www.house.gov] // United States House of Representatives, 113th Congress, 2nd session. - Режим доступа: http://www.house.gov/representatives/ (Дата обращения: 05.08.2014)
19. Senators of the 113th Congress [www.senate.gov]// United States Senate. - Режим доступа: http://www.senate.gov/general/contact_information/senators_cfm.cfm (Дата обращения: 05.08.2014)
20. Златица Хоук. Американцы хотят сближения с Кубой [www.golos-ameriki.ru]// VOA Голос Америки, 04.02.2014. - Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/content/us-cuba/1844363.html (Дата обращения: 05.08.2014).