Научная статья на тему 'Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности'

Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5967
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНАЯ ИГРА / СИЛА / ЛОВКОСТЬ / БЫСТРОТА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ГИБКОСТЬ / ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О. В., Чубукова В. В.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, развивающим умственные качества, физические качества, воспитывающим этические ценности. В процессе игры повышается двигательная активность, способствующая более активному развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Подвижные игры успешно проводятся в начальной школе, как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

№ 1 (январь), 2016

УДК: 37. 07. 1

Ярлыкова О. В.

Доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

Чубукова В. В.

студентка

Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, развивающим умственные качества, физические качества, воспитывающим этические ценности. В процессе игры повышается двигательная активность, способствующая более активному развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Подвижные игры успешно проводятся в начальной школе, как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: подвижная игра, сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, внеурочные формы работы.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей школьного возраста, характерная особенность, которой — комплексное воздействие на организм и личность младшего школьника. Чем в более творческой деятельности участвует воспитуемый, тем активнее развивается его личность, для которой характерен высокий уровень процессов самопознания, самообразования, самовоспитания, самооценки [2].

П. Ф. Лесгафт считал, что игра — это упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра — сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая игра — сильное средство воспитания детей младшего школьного возраста. Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через игры.

Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Она создает защитные механизмы, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоции.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, развивающим физические и умственные качества, правила поведения, этические ценности. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности [3].

Подвижные игры — хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на школьных переменах, по окончанию уроков, в группе продленного дня и после прихода из школы.

Учеными Е. Н. Гогуновым, Б. И. Мартьяновым установлено положительное влияние подвижных игр на развитие физических качеств. Подвижные игры успешно проводятся в начальной школе, как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности: в соревнованиях, походах, спортивных праздниках, часе игр, играх «Зарница», «Орленок», КТД и других формах. В процессе игры повышается двигательная активность,

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

№ 1 (январь), 2016

способствующая развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Это одно из важных физических качеств. Для развития силы применяются, упражнения, подвижные игры с предметами, без предметов: «Кто быстрей», «Кенгуру», «Передача мяча», «Переноска мячей», «Встречная эстафета», «Круговая эстафета», «Вызов номеров», «Гонка мячей в колонне», «Погрузка арбузов», «Сквозь обруч»;

Быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени. Она составляет важную основу, необходимую для успешного выполнения скоростных заданий. Подвижные игры с бегом: «Белые медведи», «Вороны-Воробьи», «Бездомный заяц», — развивают быстроту.

Выносливость — это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности. Этому способствуют прогулки, походы, подвижные игры: «Невод», «Салки», «У медведя во бору» и др.

Гибкость (подвижность суставов) — это свойство упругой растягиваемости телесных структур, определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. Гибкость определяют эластические свойства связок, суставов, мышц, строение суставов, силовые характеристики мышц и главное, центрально — нервная регуляция. Гибкость прочно взаимосвязана с другими физическими качествами [1, с. 45-56].

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость проявляется только в комплексе с другими физическими качествами; тесно связана с двигательными навыками и носит комплексный характер. Лучше ловкость развивается в преодолении препятствий, подвижных играх, которые включают в праздники, соревнования, спортивно-развлекательные мероприятия. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности. Однако нельзя переоценивать подобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания.

Литература

1. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.

2. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М., 2004.-182 с.

3. Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза. // Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» — г. Варна, Болгария, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.