Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подвижные игры / обучение / метод / здоровьесбережение / физические качества.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Амренова Гульнара Раимхановна, Джумабаева Салтанат Токбергеновна, Иматалиев Талап Сайпуллович, Аркабаева Сауле Кайраллаевна

Использование подвижных игр на занятиях физической культурой в вузе позволяет приобщить студентов к здоровому образу жизни, стимулировать мотивацию к занятиям спортом, воспитать важные психофизические и личностные качества, повысить эффективность процесса физического воспитания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ»

Б01 10.24412/2709-1201-2024-500-502 УДК 796/799

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ

АМРЕНОВА ГУЛЬНАРА РАИМХАНОВНА

Кандидат педагогических наук, доцент, ассоциированный профессор кафедры «Физическая культура», Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, Алматы, Республика Казахстан

ДЖУМАБАЕВА САЛТАНАТ ТОКБЕРГЕНОВНА

Старший преподаватель кафедры «Физическая культура», Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, Алматы,

Республика Казахстан

ИМАТАЛИЕВ ТАЛАП САЙПУЛЛОВИЧ

Заведующий кафедрой «Физическая культура», Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, Алматы,

Республика Казахстан

АРКАБАЕВА САУЛЕ КАЙРАЛЛАЕВНА

Старший преподаватель кафедры «Физическая культура», Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, Алматы,

Республика Казахстан

Аннотация. Использование подвижных игр на занятиях физической культурой в вузе позволяет приобщить студентов к здоровому образу жизни, стимулировать мотивацию к занятиям спортом, воспитать важные психофизические и личностные качества, повысить эффективность процесса физического воспитания в вузе.

Ключевые слова: подвижные игры, обучение, метод, здоровьесбережение, физические качества.

Физическое воспитание студентов вузов составляет неотъемлемую часть культуры общества. Основными задачами физического воспитания в вузе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение необходимым жизненно важным двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств [1]. Игра как средство и метод физического воспитания способствует решению этих задач.

Игры являются своеобразной школой, в которой студенты получают физическую и духовную закалку, учатся действовать в коллективе и добиваться победы. Эмоционально возвышенные, яркие и разнообразные по содержанию игры в то же время социальны по своей сущности, так как в них складывается опыт общественных взаимоотношений, переживаний, формируется нравственной и физическое здоровье, модель поведения человека [2].

Спортивно-игровой метод физического воспитания нашел широкое применение в практике работы по физической культуре в дошкольных учреждениях с учащимися школ, со студентами колледжей и вузов.

В системе физического воспитания студенческой молодежи играм отведено важное место. С их помощью решают широкий круг задач здоровьесберегающей технологии. Использование игр на занятиях по физическому воспитанию и в спортивной работе помогает решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи [3].

Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение совершенствует двигательные возможности и обеспечивает полноценное совершенствование «школы движений», куда, прежде всего, входят бег, прыжки, метания. При желании этот круг может быть значительно расширен и включать весь комплекс жизненно важных навыков. Под влиянием игровых условий эти навыки превращаются в умения, значительно расширяющие возможность их применения в самых различных условиях и сочетаниях.

Под воздействием присущего игре соревнования значительно активнее развиваются все физические качества, и, прежде всего, быстрота, ловкость, сила и выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы организма.

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование - качества очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.

Воспитательное значение игр тесно связано с характером двигательной деятельности, протекающей в меняющихся условиях и при активном участии играющих. Суть игры -борьба с препятствиями на пути к достижению к цели, возникающими постоянно и в самом разнообразном виде. Поэтому она вызывает сильную психическую реакцию. Умелое руководство поведением играющих осуществляемое со стороны педагога, судьи, капитана и товарищей по команде, способствует воспитанию морально-волевых, нравственных качеств личности. Наиболее активно формируются такие качества, как: коллективизм, дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, смелость, настойчивость [4].

Важно и то, что применение игр позволяет педагогу раньше и полнее изучить своих воспитанников. В дальнейшем занимающихся специально ставят в условия, в которых положительные качества совершенствуются наиболее активно.

Исключительно велико и оздоровительное значение игр. Разнообразная активная двигательная деятельность, сопровождающаяся проявлением положительных эмоций, уже сама по себе представляет исключительно благоприятный вид физических упражнений. Играющие подвергаются одновременно не только непосредственному влиянию нагрузки, но и воздействию естественных сил природы: солнца, воздуха, воды.

В ходе игры нагрузка дозируется и преподавателем, и самими участниками. Это исключает возможность перенапряжения. Поэтому систематические занятия играми укрепляют внутренние органы, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивают правильное физическое развитие, укрепляют здоровье занимающихся [5].

Таким образом, игры позволяют добиваться разностороннего воздействия и, как следствие, гармонического воспитания.

Рассматривая вопрос о применении подвижных игр в решении задач здоровьесберегающей технологии, следует исходить из положения о соответствии форм и методов поставленным задачам.

Эффективность и целесообразность применения подвижных игр в здоровьесберегающей технологии начальной школы подтверждается современной педагогической практикой и имеет научно-теоретическое обоснование.

Известно, что только многократное повторение упражнений является залогом создания прочных навыков. Но даже у самых сознательных и трудолюбивых студентов это нередко вызывает своеобразный психологический застой, утомление, потерю интереса, что объясняется проявлением естественной реакции организма на однообразие занятий. Однако стоит преподавателю изменить их форму - затеять соревнования на быстроту, точность и ловкость, провести игру или эстафету, т.е. включить «эмоциональный рычаг», - как занимающиеся забывают об усталости. Возникающие при этом положительные эмоции способствуют повышению готовности студентов к предстоящей деятельности [6].

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

S02

Информация о предстоящей игре не представляет для студента неопределенности. Он знает, что процесс этот связан с приятными физическими и умственными действиями, что в игре всегда заложен элемент нового, неопознанного. Действия в одной и той же игре, периодически повторяемой, не идентичны. Игра каждый раз проходит по-новому. Интерес к игровой деятельности не только ребенка, но и взрослого человека естественен и объясним природой самой игры. Ведь стремление к игре (спортивной, подвижной) интуитивно связано с потребностью человека в движении, с тренировкой мышц и внутренних органов, а также с получением внешней информации. Игра продолжает оставаться желанным спутником человека, улучшает физическую подготовку, что вполне объяснимо, если учесть психофизическую природу этого вида деятельности.

В процессе игровой деятельности индивидуальные особенности людей проявляются редко. В игре имеет место расслабление и «раскрепощение» сдерживающих центров, более естественно проявляются физические и психические усилия. Понятно, что поскольку человек в игре «раскрывается», он наиболее доступен для наблюдения [7].

Систематическое проведение подвижных игр позволяет создать у студентов определенный запас движений. На этой базе, как известно, легче формируется новый навык. Но следует иметь в виду, что он помогает лишь тогда, когда движение автоматизируется и внимание сосредотачивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условий и ситуации, в которых оно выполняется. Здесь игра выступает как средств совершенствования навыка, которым играющий пользуется в повышенном эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях при внешних противодействиях и т.п. В таких случаях навык становится не только устойчивым и стабильным, но гибким и вариативным. Это, как известно, может привести к возникновению нового, более совершенного умения [8].

Таким образом, подвижные игры в системе обучения и здоровьесберегающей педагогики в вузах являются не только вспомогательным, дополнительным упражнением, активизирующим внимание, восстанавливающим работоспособность, улучшающим эмоциональное состояние занимающихся, но и зачастую выступают в качестве незаменимого средства, повышающего эффективность учебных занятий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. П.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

2. Гандельсман А.Б., Смирнов Д.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. -М.: Просвещение, 1986.

3. Ахмеров Э.К., Геллер Е.М., Островский Г.Л. Теоретические и методические предпосылки использования подвижных игр в подготовке спортсменов-спортигровиков // Теория и методика физической культуры. - 1977. - №3. - С. 22-24.

4. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

5. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

6. Извекова Е.К., Исаева Н.С. Методические рекомендации к практическим занятиям по подвижным играм. - Алма-Ата: КазИФК, 1991.

7. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. - М.: Дрофа, 2003.

8. Коротков И.М. Подвижные игры для детей. - М.: Советская Россия, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.