Научная статья на тему 'ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудратова Лола Абдувасиевна

В данной статье говорится об игровой форме учебных занятий по физической культуре в высших учебных заведениях, которая способствует формированию у всех студентов учебной мотивации к занятиям физической культурой в целом, а в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе физическое развитие и физическое совершенство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудратова Лола Абдувасиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Кудратова Л.А.

Кудратова Лола Абдувасиевна - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье говорится об игровой форме учебных занятий по физической культуре в высших учебных заведениях, которая способствует формированию у всех студентов учебной мотивации к занятиям физической культурой в целом, а в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе физическое развитие и физическое совершенство. Ключевые слова: физическая культура, студенты, подвижные игры, мотивация, учебные занятия.

Наиболее существенной особенностью подвижных игр необходимо считать отражение в них, наряду со многими явлениями окружающей действительности, двух характерных и важных видов взаимоотношений между людьми: соревновательной борьбы и сотрудничества. В педагогической практике по физическому воспитанию особое место занимают игровые соревнования типа эстафет, в которых участвуют две или более команд.

Трудно переоценить значение подвижных игр в развитии ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки, сообразительности и изобретательности. Подвижные игры дисциплинируют занимающихся, приучают их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества. Важнейшее значение в подвижных играх, с педагогической точки зрения, приобретают конкретные взаимоотношения между играющими, которые определяют не только формы соревновательной борьбы и взаимного сотрудничества, но и особенности выполнения многих игровых действий, интенсивность и величину усилий, остроту некоторых переживаний и др.

Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу занимающихся, поскольку создают условия для их активности, предоставляют возможность выбора, нацеливают на способ достижения результата, учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей, совершенствуют согласованность движений в коллективных действиях, развивают учебно-познавательные мотивы.

Основным условием успешного внедрения подвижных игр всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния необходимо побуждать у занимающихся интерес, воображение, добиваться активного выполнения игровых действий. Разнообразные по содержанию игры, требующие различного эмоционального проявления, всегда социальны по своей сущности, поскольку в них закладывается опыт общественных взаимоотношений, переживаний, формируется нравственное и физическое здоровье [1].

В высших учебных заведениях занятия по физической культуре, как известно, являются основной формой физического воспитания студентов и построены на основе общих возрастных закономерностей, которые позволяют педагогу на каждом учебном занятии разумно и с наибольшей эффективностью решать поставленные задачи.

Подвижные игры - хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поскольку функциональный и эмоциональный подъем оказывает оздоравливающее воздействие. Образовательное значение игр заключается в том, что они влияют на формирование личности, развитие умения анализировать, сопоставлять и обобщать свои действия, совершенствовать естественные движения (ходьба, бег, метания и др.) в изменяющихся условиях, а также двигательных навыков, полученных по различным разделам программы. Воспитательные задачи подвижных игр в большей степени способствуют развитию физических качеств, таких, как быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, воля. Кроме того, подвижные игры вырабатывают координированные, согласованные движения.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи необходимо решать в комплексе для того, чтобы каждая игра стала эффективным средством разностороннего физического воспитания и развития студентов.

Предлагаемая игровая форма учебных занятий по физической культуре была опробована в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ташкентский государственный аграрный университет со студентами первого и второго курсов обучения в 2019-2020 гг.

Проведенные наблюдения показывают эффективность использования подвижных игр и творческих заданий для более быстрого освоения, закрепления и совершенствования нужных двигательных действий, целесообразность обучения занимающихся видам спорта через игровые задания.

Подбор содержания и методика проведения подвижных игр на учебных занятиях по физической культуре менялись в зависимости от поставленных задач и с учетом основной программы учебного материала по разделам программы. К примеру, при прохождении курса гандбола подбирались и включались в занятия подвижные игры с передачей, бросанием и ловлей мяча, с ведением и бросками его в цель и т. п.

Содержание наших занятий было построено на сюжетах с использованием подвижных игр в форме легкоатлетических эстафет, спортивно-игровых эстафет, игр с предметами и др. Применительно к выбранному сюжету определялись задачи, выбирались средства, методы и инновационные приёмы обучения занимающихся.

Освоение, закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков осуществлялись в форме творческих, самостоятельных, комплексных и игровых заданий, а также подвижных игр, которые состояли из трёх этапов.

На первом этапе обучения (первоначальное представление о движении) использовались игры «Мяч в воздухе», «Точный удар», «Быстрее к цели», которые были более простыми для усвоения нового материала и основывались на вопросах к занимающимся. Применение этих подвижных игр создавало эмоционально-положительный настрой, а выполнение показываемых движений становилось успешным началом формирования правильных двигательных навыков. Если на этом этапе выдвигались задачи воспитания чувства коллективизма и товарищества, взаимовыручки и поддержки, то в подвижные игры включались задания, успех которых зависел от взаимопомощи и взаимостраховки (игра «Переправа»). Было замечено, что элементарные двигательные навыки, приобретаемые в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники двигательных действий, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами, а многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формированию у студентов умения экономно выполнять их.

Следующий этап обучения включал в себя использование игр с более усложненными двигательными действиями. В данном случае осуществлялся контроль и оценка качества выполнения всего упражнения в целом (бросок и ловля мяча одной, двумя руками, сверху, снизу, сбоку и т.д. в игре «Мяч капитана»), особое внимание уделялось выполнению отдельных деталей упражнения (высота полёта мяча),

76

правильности выполнения действий (каким способом следует выполнить приём мяча). На этом этапе обучения основные двигательные действия были уже знакомы студентам, поэтому им в дальнейшем предлагалось проявить творческий подход к выполнению заданий, затем давались упражнения для самостоятельного выполнения.

На третьем, завершающем, этапе обучения использовалась игра «Поиграй-ка!». Сущность такой подвижной игрой заключалось в применении игровых приёмов при закреплении и совершенствовании двигательных навыков владения мячом (предметом). Закрепление навыков проверялось в различных вариантах игр с мячом или с предметами под руководством педагога. Воспроизведение правильно разученного двигательного действия являлось результатом их усилий за всё предыдущее время и основывалось на восприятии мышечного ощущения, поэтому движения занимающихся здесь отличались уверенностью и чёткостью. После закрепления двигательных навыков в игре с мячом (предметами) в занятия включались и более сложные задания. Данные наблюдения в процессе учебных занятий показывают, что подвижные игры способствуют успешному формированию навыка владения мячом (предметом).

Как показали наблюдения во время занятий, обучаясь движениям, студенты одновременно раскрывали и свои творческие способности. Речь идёт не только о физических, но и о психических способностях занимающихся. С этой целью предлагались творческие, самостоятельные и комплексные задания. В практике учебных занятий подвижные игры чаще всего планируются и применяются на конец основной части урока, но применяя подвижные игры в различных частях учебного занятия в зависимости от поставленных задач, подбирались упражнения, определялось содержание, методы и способы их выполнения.

Список литературы

1. Можаев Э.Л., Бикмухаметов Р.К. Игра в структуре человеческой деятельности //

Теория и практика физической культуры, 2010. № 12. С. 83-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.