Научная статья на тему 'Влияние площади и количества дымо-приемных отверстий в зависимости от расхода удаляемых продуктов горения на эффективность работы импульсной противодымной вентиляции закрытых автостоянок'

Влияние площади и количества дымо-приемных отверстий в зависимости от расхода удаляемых продуктов горения на эффективность работы импульсной противодымной вентиляции закрытых автостоянок Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУЙНАЯ ПРОТИВОДЫМНАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ / ПРОТИВОДЫМНАЯ ЗАЩИТА / ЗАКРЫТЫЕ АВТОСТОЯНКИ / IMPULSE SMOKE VENTILATION / SMOKE CONTROL SYSTEM / ENCLOSED CAR PARKS

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Калмыков С. П.

На основе математического моделирования проведено исследование влияния площади и количества дымопри-емных отверстий в зависимости от расхода удаляемых продуктов горения на эффективность работы импульсной противодымной вентиляции закрытых автостоянок. Установлены значения суммарной площади дымоприемных отверстий и расхода удаляемых продуктов горения из помещения автостоянки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the Area and Quantity of the Exhaust Inlets Depending on the Expense of Deleted Products of Burning on Overall Performance Impulse Smoke Ventilation of the Enclosed Car Parks

On the basis of mathematical modeling research of influence of the area and quantity of the exhaust inlets depending on the expense of deleted products of burning on overall performance impulse smoke ventilation of the enclosed car parks. Sizes of the total area exhaust inlets and the expense of deleted products of burning from a car park.

Текст научной работы на тему «Влияние площади и количества дымо-приемных отверстий в зависимости от расхода удаляемых продуктов горения на эффективность работы импульсной противодымной вентиляции закрытых автостоянок»

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ОБЪЕКТОВ

С. П. Калмыков

научный сотрудникучебно-научного комплекса проблем пожарной безопасности в строительстве Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва, Россия

УДК 614.841

влияние площади и количества дымоприемных отверстии в зависимости от расхода удаляемых продуктов горения на эффективность работы импульсной противодымнои вентиляции закрытых автостоянок

На основе математического моделирования проведено исследование влияния площади и количества дымопри-емных отверстий в зависимости от расхода удаляемых продуктов горения на эффективность работы импульсной противодымной вентиляции закрытых автостоянок. Установлены значения суммарной площади дымоприемных отверстий и расхода удаляемых продуктов горения из помещения автостоянки.

Ключевые слова: струйная противодымная вентиляция; противодымная защита; закрытые автостоянки.

В последнее десятилетие из-за быстрого роста автомобильного парка крупных городов России возведение объектов транспортного назначения приобрело масштабный характер. Для строительства многоуровневых автостоянок зачастую используются подземные пространства жилых и общественных зданий. В связи с высокой пожарной опасностью этих объектов их противопожарной защите уделяется серьезное внимание. Система противодымной защиты является одной из систем, играющих ключевую роль в противопожарной защите подобных объектов.

В традиционной системе дымоудаления для перемещения дыма к шахтам используются воздуховоды. Наличие воздуховодов большого сечения является существенным недостатком такой системы.

За рубежом в автостоянках наряду с классической системой дымоудаления с использованием воздуховодов применяется импульсная (или струйная) система дымоудаления (рис. 1).

На эффективность работы системы импульсной противодымной вентиляции в помещении автостоянки влияют многие факторы, такие как мощность тепловыделения очага пожара, дымообразующая способность пожарной нагрузки, количество, расположение и проектные параметры струйных вентиляторов, расположение и геометрические размеры дымоприемных и приточных отверстий, производительность вытяжных и приточных вентиляторов,

© Калмыков С. П., 2011

конфигурация и геометрические параметры помещения автостоянки и др.

В нормативных документах, действующих в Российской Федерации и за рубежом, а также в доступных литературных источниках отсутствуют требования и сведения о влиянии вышеуказанных факторов на эффективность работы струйной вентиляции.

В рамках представленной статьи проведено исследование влияния суммарной площади и количества дымоприемных отверстий в зависимости от расхода продуктов горения, удаляемых из помещения автостоянки, на эффективность работы импульсной противодымной вентиляции. В качестве ин-

Рис. 1. Схема импульсной противодымной вентиляции

струмента исследования использовалась полевая модель пожара в помещении, реализованная при помощи программного комплекса [1].

Основные уравнения математической модели приведены согласно [1]:

• неразрывности:

Ф

— + V ри = тъ;

дt

• движения:

д

— (ри) + V рии + Vp = рg + /ъ +V Ту;

• энергии:

д / 1 \ 1-7 1 1-7 "

да ) + V рКи = — + Ч ~ Чъ ^ Ч + е;

• неразрывности для компонентов газовой среды:

д

да (р^а ) + V р^а и =V + т1 + т'ЪЪ, а .

Для замыкания системы уравнений, выражающих законы сохранения, использовалось уравнение состояния идеального газа:

p = Z Mr

а а

Реализация процессов турбулентного переноса осуществлялась при помощи метода крупных вихрей LES (Large Eddy Simulation) [2].

Коэффициент турбулентной вязкости цLES рассчитывается как

цLES =P(CsА)2\2SjSj - |(V U)2

1/2

Коэффициенты турбулентной теплопроводности и турбулентной диффузии связаны с коэффициентом турбулентной вязкости уравнениями:

LES

ц LES cp

( pD ),,

LES

ц LES

Sc,

Здесь р — плотность; а — время; V— оператор Гамильтона; и — составляющая скорости; т'ЪЪ — скорость образования газообразных или твердых химических компонентов; р — давление; g — ускорение свободного падения;/ъ — источниковый член; Ту — тензор вязких напряжений; Н8 — энтальпия смеси газов; — — коэффициент диффузии; ч"' — удельная скорость тепловыделения; Чъ — энергия, затрачиваемая на газификацию горючего материала; ч " — член уравнения, учитывающий конвективный и радиационный теплоперенос; е — скорость диссипации кинетической энергии турбулентности; Уа — массовая концентрация химического компонента; — а — коэффициент диффузии химического компонента; т'а — удельная массовая скорость образования химиче-

ского компонента; m'b a — массовая скорость образования газообразных или твердых химических компонентов; R — универсальная газовая постоянная; T — температура; Ma — молярная масса; цLES — коэффициент турбулентной вязкости; CS — эмпирическая константа; А — размер расчетной сетки; Sj — тензор скоростей деформации; XLES — коэффициент турбулентной теплопроводности; cp — удельная изобарная теплоемкость; DLES — коэффициент турбулентной диффузии; Р^ — турбулентное число Прандтля; Sct — турбулентное число Шмидта.

В качестве модели горения использовалась модель доли в смеси (mixture fraction) [3]. Лучистый теплообмен включен в модель посредством решения уравнения переноса излучения для серого газа [4]. Уравнение решается с помощью метода, аналогичного методу конечных объемов для конвективного переноса. Коэффициенты поглощения для сажи и дыма вычислены с помощью узкополосной модели RADCAL [5].

Расчеты проведены для реально проектируемой автостоянки в г. Москве, которая представляет собой трехэтажный подземный гараж.

Гараж по горизонтали разделен на два пожарных отсека: площадь первого — 1860 м2, второго — 2289 м2. Высота этажей автостоянки составляет 2,8 м.

Рассматривался больший по площади пожарный отсек типового этажа автостоянки, рассчитанный на 76 машиномест. На рис. 2 приведена схема моделируемого помещения закрытой автостоянки.

Размеры моделируемого помещения закрытой автостоянки составляют 62,0x36,8x2,8 м. В нем предполагалась установка 11 струйных вентиляторов в два ряда с расстоянием между параллельно располагаемыми вентиляторами 6 м, между последовательно располагаемыми — 24 м. Струйные вентиляторы принимались с размерами входных и выбросных патрубков 0,4x0,4 м. Скорость струй на выбросных патрубках струйных вентиляторов принималась 15 м/с. Очаг горения моделировался как

Рис. 2. Схема моделируемого помещения закрытой автостоянки: 1 — струйный вентилятор; 2 — лестничная клетка; 3 — дымоприемное отверстие; 4 — колонна; 5 — очаг горения

горелка размерами 1,6x4,0 м с максимальной мощностью тепловыделения 4,0 МВт. Изменение мощности тепловыделения принято согласно экспериментальным данным [6].

В первой серии численных экспериментов количество дымоприемных отверстий принималось равным 8 с размерами 2,0x0,8 м. Суммарный расход удаляемых продуктов горения принимался 100 000 и 150 000 м3/ч для каждого из вариантов численных экспериментов. Расход приточного воздуха составлял 70 % от удаляемого.

В этой серии расчетов исследовалась эффективность работы струйной противодымной вентиляции при большой суммарной площади дымоприемных отверстий (12,8 м2).

На рис. 3-5 показаны поля дальности видимости и температур в горизонтальной плоскости на уровне 2,0 м от пола на момент времени 900 с от начала моделируемого процесса при расходе удаляемых продуктов горения 50 000, 100 000 и 150 000 м3/ч.

Из приведенных выше полей видно, что при расходе удаляемых продуктов горения 50 000 м3/ч

а

Дальность видимости, м 20

О 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

помещение автостоянки полностью задымляется, а повышенная температура (более 70 °С) отмечается на трети площади автостоянки; при расходе удаляемых продуктов горения 100 000 и 150 000 м3/ч ни задымления, ни повышенной температуры на уровне 2 м от пола почти не наблюдается.

Поскольку в первой серии расчетов было показано, что при расходе удаляемых продуктов горения 50 000 м3/ч система струйной противодымной вентиляции не обеспечивает удаления дыма из помещения автостоянки, во второй серии расчетов расход принимался 100 000 и 150 000 м3/ч. При этом площадь каждого дымоприемного отверстия уменьшалась до 0,96 м2 (размеры 1,2x0,8 м), а их количество варьировалось от 2 до 8.

На рис. 6 и 7 показаны поля дальности видимости и температуры в горизонтальной плоскости на уровне 2,0 м от пола на момент времени 900 с от начала моделируемого процесса при наличии 8 дымо-приемных отверстий.

На рис. 8-9 показаны поля дальности видимости и температуры в горизонтальной плоскости на

_б_

шят ; 1

20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

900 с; L = 50 000 м3/ч

б

20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

с; L = 100 000 м3/ч

Рис. 4. Поля дальности видимости (а) и температуры (б): т = 900

Дальность видимости, м 20

0 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

Рис. 3. Поля дальности видимости (а) и температуры (б): т =

Дальность видимости, м 20

О 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

Рис. 5. Поля дальности видимости (а) и температуры (б): т = 900 с; Ь = 150 000 м3/ч

Дальность видимости, м О 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

Рис. 6. Поля дальности видимости (а) и температуры (б): т = 900 с; Ь = 100 000 м3/ч (8 дымоприемных отверстий)

Дальность видимости, м 20

О 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

Температура, °С

20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

Рис. 7. Поля дальности видимости (а) и температуры (б): т = 900 с; Ь = 150 000 м3/ч (8 дымоприемных отверстий)

уровне 2,0 м от пола на момент времени 900 с от начала моделируемого процесса при наличии 6 дымо-приемных отверстий.

На рис. 10-11 показаны поля дальности видимости и температуры в горизонтальной плоскости

на уровне 2,0 м от пола на момент времени 900 с от начала моделируемого процесса при наличии 4 ды-моприемных отверстий.

На рис. 12-13 показаны поля дальности видимости и температуры в горизонтальной плоскости

Дальность видимости, м 20

0 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

Температура, °С

20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

Рис. 8. Поля дальности видимости (а) и температуры (б): т = 900 с; L = 100 000 м3/ч (6 дымоприемных отверстий)

Дальность видимости, м 20

0 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

Температура, °С

20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 9. Поля дальности видимости (а) и температуры (б): т = 900 с; L = 150 000 м3/ч (6 дымоприемных отверстий)

Дальность видимости, м 20

0 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

Температура, °С

20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

Рис. 10. Поля дальности видимости (а) и температуры (б): т = 900 с; L = 100 000 м3/ч (4 дымоприемных отверстия)

на уровне 2,0 м от пола на момент времени 900 с от начала моделируемого процесса при наличии 2 ды-моприемных отверстий.

Из приведенных выше полей видно, что количество дымоприемных отверстий не оказывает значи-

тельного влияния на эффективность работы струйной противодымной вентиляции. Существенное влияние здесь оказывают суммарная площадь этих отверстий и расход удаляемых продуктов горения. Так, например, при уменьшении площади отверстий от

Дальность видимости, м 20

О 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

Рис. 11. Поля дальности видимости (а) и температуры (б): т = 900 с; L = 150 000 м3/ч (4 дымоприемных отверстия)

Дальность видимости, м 20

О 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

Рис. 12. Поля дальности видимости (а) и температуры (б): т = 900 с; L = 100 000 м3/ч (2 дымоприемных отверстия)

Дальность видимости, м 20

О 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

Рис. 13. Поля дальности видимости (а) и температуры (б): т = 900 с; L = 150 000 м3/ч (2 дымоприемных отверстия)

1,6 до 0,96 м при их одинаковом количестве, равном восьми, и суммарном расходе удаляемых продуктов горения 100 000 м3/ч (см. рис. 4, а и 6, а) эффективность струйной противодымной вентиляции значительно снижается. При более высоком значе-

нии расхода удаляемых продуктов горения из помещения закрытой автостоянки, равном 150 000 м3/ч, уменьшение площади и количества дымоприемных отверстий не снижает эффективности струйной про-тиводымной вентиляции.

Выводы

1. Для эффективной работы струйной противо-дымной вентиляции автостоянки закрытого типарас-ход удаляемых продуктов горения из автостоянки закрытого типа следует предусматривать не менее 100 000 м3/ч.

2. Суммарную площадь дымоприемных отверстий следует принимать исходя из расхода удаляемых продуктов горения: например, при расходе удаля-

емых продуктов горения 100 000 м3/ч суммарная площадь дымоприемных отверстий должна составлять 10-12 м2.

3. Увеличение расхода удаляемых продуктов горения из помещения автостоянки закрытого типа позволяет уменьшить суммарную площадь дымопри-емных отверстий: например, при расходе удаляемых продуктов горения 150 000 м3/ч суммарная площадь дымоприемных отверстий может быть уменьшена до 2,0 м2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. McGrattan К. Fire Dinamics Simulator (Version 5). Technical Reference Guide. — Washington : National Institute of Standards and Technology, 2007. — NIST Special Publication 1018-5.

2. Smagorinsky J. General Circulation Experiments with the Primitive Equations. I. The Basic Experiment // MonthlyWeather Review. — March 1963.— 91(3). — P. 99-164.

3. Raman V., Pitsch H., FoxR. O. Hybrid large-eddy simulation / Lagrangian filtered-density-function approach for simulating turbulent combustion // Combustion and Flame. — 2005. — Vol. 143. — P. 56-78.

4. Siegel R., Howell J. R. Thermal Radiation Heat Transfer. —4th edition. — New York: Taylor & Francis, 2002.

5. GrosshandlerW. RadCal: A Narrow Band Model for Radiation Calculations in a Combustion Environment // NIST Technical Note TN 1402. National Institute of Standards and Technology. — Gaithers-burg, Maryland, 1993.

6. SteinertC. Experimental Investigation of Burning and Fire Jumping Behavior of Automobiles (in German) // VFDB. — Vol. 49. — P. 163-172.

Материал поступил в редакцию 15 декабря 2010 г.

Электронный адрес автора: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.