Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
таких ламп достигает 80 %, не говоря уже о том, что по сравнению с обычными лампами их время жизни во много раз больше [2].
Сегодня в России, да и во всем мире, наблюдается спрос на энергосберегающие материалы, обусловленный ростом цен на энергоносители. Используются различные материалы для утепления стен, кровли и перекрытий. Основными из них являются: минераловатные материалы - это теплоизоляционные материалы, которые изготовлены из камня и шлаков. Данные материалы представляют собой вату, сырьем для которой служат базальтовые породы, известняк, доломит и прочие. Шлаковату производят из отработки изделий цветной и черной металлургии. Материалы для теплоизоляции из стекловаты имеют схожие свойства с минераловатными изделиями, но имеется и ряд различий. Из-за того, что волокна стекла более длинные и толстые, стекловата более упругая и прочная, она легко поддается деформации и принимает более ощутимые формы. Данный вид изоляции так же обладает высокими звукоизоляционными свойствами. Изделия из стекловолокна не подвержены влиянию агрессивных сред, химических веществ и микроорганизмов, поэтому срок их службы практически неограничен. Еще одним современным теплоизоляционным материалом является пенополистирол экструдирован-ный, обладающий низкой теплопроводностью и высокой плотностью, что позволит его применять не
только в качестве утеплителя, но и как конструктивный материал [3].
Организация энергосбережения в масштабах страны - задача чрезвычайно сложная. В настоящее время разрабатывается государственная программа энергосбережения, основу которой составят типовые энергоэффективные инновационные проекты, прежде всего в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. Другие направления работы - рациональное и эффективное использование энергоресурсов в промышленности, внедрение нового и модернизация существующего оборудования, эффективное использование попутного нефтяного газа. Продвинув решение этих задач, можно обеспечить уровень энергосбережения к 2015 г. в 30 %, а к 2020 г. этот показатель может увеличиться.
Библиографические ссылки
1. Федоров С. Н. Приоритетные направления для повышения энергоэффективности зданий // Энергосбережение. 2009. № 5. С. 23-25.
2. Богданов А. Б. Маргинальные тарифы на тепловую энергию // Энергосбережение, 2009. № 11. С. 47-49.
3. Викторов Ю. А. Энергия не исчезает. Она ... предъявляет отчет / Ю. А. Викторов // Новости теплоснабжения. 2009. № 3. С. 71-73.
© Никитенко А. О., Снежко А. А., 2010
УДК 001.9
А. С. Орлова, Н. А. Чанышева, Л. А. Черяпина Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВЛИЯНИЕ ПАРАНАУЧНОГО ЗНАНИЯ НА СОВРЕМЕННУЮ НАУКУ
В последнее время возрождается интерес к альтернативным учениям (астрология, теология, экстро-сенсорика). Согласно критерию научности, их нельзя считать научными теориями, хотя существует возможность превращения отдельных направлений в науку, но для этого требуется длительная и тщательная проработка сведений.
Паранаучное знание (лат. para - при-, околонаучное знание) - совокупность форм познавательной деятельности, возникающих как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания. Главный критерий отнесения конкретной формы познавательной активности к области паранауч-ного знания - несоответствие общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов [1].
Паранаучные знания можно классифицировать по следующим группам: футурологические (астрология, нумерология и мантика), когнитивные (физиогномика и графология), коммуникативные (теософия, спиритизм, телепатия), прагматические - (алхимия, магия, экстрасенсорика и «живая этика»).
Но ни одно из этих направлений нельзя считать научным, потому что они не соответствуют критериям научности. Общепризнанными критериями научности, которые отличают рациональное научное знание от паранаучного, являются: объективность, истинность, интерсубъективность, универсализм, воспроизводимость, достоверность и опытность знания [1]. Система требований, предъявляемых к знанию, тестируемому на научность, далеко не случайна, а обусловлена той социокультурной ситуацией, в которой формировалась классическая наука. К характерным чертам паранауки относятся туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует, эгоцентризм, невозможность воспроизведения, повторяемости и прогнозируемости получаемых результатов деятельности, нередко необоснованная критичность к традиционной науке. При-
Секция «Концепции современного естествознания»
чина появления - ограниченные возможности пара-науки, неспособность ставить и решать задачи научными методами, отказ от научной методологии познания, сложность исследуемых явлений. Положительное значение паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем, показывает недостатки действующей научной парадигмы.
Объектом паранаук являются паранормальные явления, такие как неопознанные летающие объекты, невидимые энергетические сущности, сверхъестественные способности. Паранормальные явления объясняются без учета научной методологии: например видами особой природной энергии, еще неизвестной науке; наличием внеземных форм жизни; сверхъестественными свойствами сознания экстрасенсов, колдунов, шаманов и т. д. Например, астрология - учение, о способах предсказания земных событий, характера и судьбы отдельного индивида, основанных на исследовании расположения небесных тел как относительно друг друга, так и относительно горизонта. В настоящее время много споров о том, можно ли отнести астрологию к науке. Хотя основное положение астрологии, заключающееся в том, что расположение звезд в момент рождения человека определяет его дальнейшую судьбу, не является очевидным. Наличие в астрологии некоторой совокупности теоретических положений, которые отличаются значительной внутренней противоречивостью и нелогичностью, не подтверждаются на практике и не дают достоверных прогнозов, относит ее к классу паранаучных учений.
Паранормальные явления (Бермуды, существование души и жизни после смерти, неопознанные летающие объекты и различные аномальные зоны) рассматриваются не вопреки науке, а дополняют ее, объясняя космос и духовность человека преимущественно иррациональным путем (откровением, оза-
рением интуицией и пр.). Научное знание в подлинном смысле слова начинается тогда, когда не что-то вымышленное, а реальность, факты выступают предметом исследования, причем за совокупностью фактов осознается закономерность - всеобщая и необходимая связь между фактами, что позволяет объяснить, обосновать, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.
Наука - совокупность знаний о фактах и законах, приведенных в систему. Нечто существующее становится научным фактом тогда, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом. Факт возникает как результат рациональной обработки данных наблюдений, их осмысления и понимания. В фактах науки выражено взаимодействие чувственно-образного и рационального, объективного и субъективного.
Паранаучное знание в современном естествознании трактуется как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и человеке, но пока еще неизвестных науке, однако в принципе познаваемых. Существует возможность превращения отдельных направлений паранауки в науку. Па-ранаучные знания можно считать исходным материалом, которому требуется длительная тщательная проработка, проверка, прежде чем его можно будет назвать наукой. В безграничном мире важны все формы освоения его человеком.
Библиографические ссылки
1. Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академия, 2006.
2. URL: http://psyfactor.org/lib/yurevich.htm.
© Орлова А. С., Чанышева Н. А., Черяпина Л. А.,
Жирнова Е. А., 2010
УДК 539.1
В. В. Пьянкова, А. П. Зеленко Научный руководитель - М. С. Эльберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ КАК НЕОБЫЧНАЯ ФОРМА МАТЕРИИ
Рассматривается сущность понятия виртуальных частиц и их отличительные свойства и характеристики.
Все, что окружает нас: дома, вода, деревья, солнце имеет совершенно разные формы, объемы, консистенцию, но при этом обладает одним важнейшим общим качеством, все существующее материально, состоит из материи. Такое разнообразие интерпретаций объясняется одним простым ее свойством -изменение состояния. Как нас всех учат еще с детства, существует четыре основных термодинамических состояния материи: твердое тело, жидкость, газ и плазма. Все эти состояния, не считая газа, которо-
го, не составит труда распознать, к примеру, по запаху, и плазмы, свечение которой достигается при помощи специальных плазменных ламп, наглядно представляемы и доступны человеческому глазу. Но как на счет таких состояний, которые не видны человеческому глазу или не относятся ни к одному из приведенных выше состояний?
Черные дыры, пока еще мало изученные белые дыры, лазер, аморфная материя, кристаллы Пьезо и так далее - все эти объекты интерпретации материи