Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОГО РЫНКА СПГ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОГО РЫНКА СПГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПГ / МИРОВОЙ РЫНОК СПГ / ТОРГОВЛЯ СПГ / COVID-19 / МИРОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО СПГ / ИМПОРТ СПГ / ЭКСПОРТ СПГ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беседина С.С.

В статье анализируются последствия влияния коронавирусной инфекции COVID-19 на мировую торговлю сжиженным природным газом (СПГ). Пандемия COVID-19 вызвала больше проблем в энергетическом секторе, чем любое другое событие в недавней истории, оставив последствия, которые будут ощущаться в ближайшие годы. В статье определена и обоснована взаимосвязь между развитием производства и инфраструктуры рынка СПГ и возникновением всеобщей угрозы COVID-19. Проанализирована динамика изменения мирового производства, спроса и торговли СПГ за период 2018 - 2020 гг., а также рассмотрен уровень инвестиций в отрасль в сложившихся условиях. В течение 2020 года отрасль СПГ столкнулась с множеством проблем. Внезапно в начале года рынок СПГ отреагировал на отсутствие глобального спроса отменой ряда запланированных экспортных поставок СПГ из США. Эксперты ожидают, что дальнейшее производство СПГ продолжится, будет расти и экспорт, и что рынок найдет для него нишу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE FORMATION OF THE GLOBAL LNG MARKET

The article analyzes the implications of the impact of the coronavirus infection COVID-19 on the global trade in liquefied natural gas (LNG). The COVID-19 pandemic has caused more problems in the energy sector than any other event in recent history, leaving consequences that will be felt in the coming years. The article identifies and substantiates the relationship between the development of production and infrastructure of the LNG market and the emergence of a general threat of COVID-19. The dynamics of changes in global production, demand and trade of LNG for the period 2018 - 2020 is analyzed, as well as the level of investment in the industry in the current conditions is considered. During 2020, the LNG industry faced many challenges. Suddenly early in the year, the LNG market reacted to the lack of global demand by canceling a number of planned US LNG exports. Experts expect further LNG production to continue, exports will continue to grow, and that the market will find a niche for it.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОГО РЫНКА СПГ»

Влияние пандемии С0УЮ-19 на формирование мирового рынка СПГ

Беседина Софья Сергеевна

магистр, РГУ нефти и sophia_besedina@mail.ru

И. М. Губкина,

В статье анализируются последствия влияния коронавирусной инфекции СОУЮ-19 на мировую торговлю сжиженным природным газом (СПГ). Пандемия СОУЮ-19 вызвала больше проблем в энергетическом секторе, чем любое другое событие в недавней истории, оставив последствия, которые будут ощущаться в ближайшие годы. В статье определена и обоснована взаимосвязь между развитием производства и инфраструктуры рынка СПГ и возникновением всеобщей угрозы СОУЮ-19. Проанализирована динамика изменения мирового производства, спроса и торговли СПГ за период 2018 - 2020 гг., а также рассмотрен уровень инвестиций в отрасль в сложившихся условиях. В течение 2020 года отрасль СПГ столкнулась с множеством проблем. Внезапно в начале года рынок СПГ отреагировал на отсутствие глобального спроса отменой ряда запланированных экспортных поставок СПГ из США. Эксперты ожидают, что дальнейшее производство СПГ продолжится, будет расти и экспорт, и что рынок найдет для него нишу. Ключевые слова: сПг, мировой рынок СПГ, торговля СПГ, СОУЮ-19, мировое производство СПГ, импорт СПГ, экспорт СПГ, спрос, предложение.

К 2020 году рынок сжиженного природного газа (СПГ) рос стремительными темпами и занял значительную долю на мировом рынке энергетических ресурсов. На рынок вышли новые экспортеры и импортеры, совершенствовались технологии сжижения, применялись более современные и инновационные решения, совершены достижения в области транспортировки, хранения и регазификации СПГ, наращены мощности по производству и регазификации, произошла модернизация флота танкеров-газовозов.

Мировое производство СПГ увеличилось на 61,5 млн т: с 316 млн т в 2018 году до 377,5 млн т в 2020 году.

Рис. 1 - Динамика мирового производства СПГ за 2018-2021 гг., млн т

Увеличение потребления СПГ было вызвано как неимением или дефицитом собственных углеводородов в некоторых странах и регионах, так и изрядными преимуществами СПГ по сравнению с другими энергоносителями.

Во-первых, для транспортировки СПГ нет необходимости в строительстве и обслуживании системы магистральных газопроводов, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах. Из чего следует одно из основных преимуществ СПГ - возможность поставки на значительные расстояния морским путем и возможность сбывать СПГ на существующих рынках по особо выгодной цене. Данное преимущество в наибольшей степени актуально для Российской Федерации, которая в настоящий момент устремлена к укреплению энергетической безопасности и диверсификации экспорта своего природного газа.

Во-вторых, качество СПГ значительно выше в сравнении с трубопроводным газом, так как при проведении процесса сжижения происходит очищение газа от вредных примесей и сернистых соединений, за счет чего в конечном счете получается фактически чистый газ с

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

сч

0 сч

ю

01

о ш m

X

<

m О X X

большим содержанием метана. Это обеспечивает третье преимущество СПГ - он становится самым экологически чистым из углеводородов.

Однако, помимо всеобщей проблемы - борьбы с изменением климата, мир охватила новая угроза, такая как COVID-19, вызывая беспокойство у правительств, компаний и общества, требуя переосмысления способов производства и потребления энергии и активизации своих усилий во избежание и сокращения выбросов парниковых газов (ПГ). Пандемия меняет мировой порядок, не говоря уже о разрушении и преобразовании повседневной жизни.

По мнению экспертов, будущий спрос на СПГ в мировом энергетическом балансе определяется рядом факторов, а именно:

- Экономическим ростом;

- Волатильностью;

- Доступностью;

- Экологической политикой.

Но как будут меняться данные факторы в условиях всеобщей пандемии? - вопрос, беспокоящий многих специалистов.

По данным Международного Энергетического агентства (МЭА), с наступлением кризиса COVID-19, мировой спрос на газ снизился примерно на 4% в годовом исчислении в первом квартале 2020 года, составив 344,64 млн т, а ежемесячный мировой экспорт снизился на 17% в период с января по июль 2020 года.

спотовые цены на природный газ упали до рекордно низкого уровня, за последние десятилетия во всех крупнейших регионах-импортерах газа. Несмотря на сложившуюся бедственную ситуацию, в третьем квартале цены продемонстрировали значительный рост благодаря корректировке предложения и восстановлению спроса, что позволило относительно стабилизировать ситуацию в четвертом квартале 2020 года, позволив достигнуть показателя в 370,22 млн т в 2020 году - по данным Rystad Energy. Это незначительное увеличение объема СПГ подтверждает устойчивость и гибкость глобального рынка СПГ в 2020 году, когда глобальный ВВП потерял несколько триллионов долларов, в то время как экономики всех стран пытались бороться с пандемией COVID-19.

Рис. 3. Динамика мирового спроса за 2018 - 2020 гг., млн т

Экспертами отмечается, что сложившийся кризис будет иметь долгосрочные последствия, в виду этого говорить о возвращении к привычным нормам спроса пока не представляется возможным.

Рис. 2. Динамика мирового спроса за 2018-1 кв. 2020 гг., млн т

Стоит отметить, что вместе с COVID-19 на данные изменения повлияла и сравнительно мягкая зима в северном полушарии. Снижение потребления газа произошло на основных рынках Европы, Северной Америки и Азии, на которые в совокупности приходится более 80% прогнозируемого падения мирового спроса на природный газ на 2020 год.

Не смотря на возникновение коронавирусной инфекции COVID-19, СПГ остается центральным звеном в обеспечении безопасности глобальных поставок природного газа и играет важную роль в адаптации сектора к исключительному падению мирового спроса на газ в первой половине 2020 года.

На второй квартал 2020 года пришелся пик пандемии, когда ограничения достигли мирового масштаба, а

Рис. 4. Мировая торговля СПГ за 2018 - 2020 гг., млн т

Международная торговля СПГ привнесла столь необходимую гибкость на рынки газа, что позволило им адаптироваться к резкому падению спроса, вызванному пандемией. По прогнозам МЭА в 2021 году спрос на природный газ вырастет на 3%, что равняется приблизительно 130 млрд куб. метров. Однако COVID-19 не отступает, и перспектива затяжной пандемии пока еще

имеет место быть, что говорит о неопределенности в отношении темпов восстановления в 2021 году. Вероятно, спрос на газ в 2021 году, будет поддерживаться быстрорастущими рынками в Азии, Африки и на Ближнем Востоке. На европейских рынках наблюдается постепенное восстановление, хотя некоторые из них могут не вернуться к уровню 2019 года и до 2022 года.

В условиях пандемии Катару удалось сохранить позицию крупнейшего экспортера СПГ в мире. За 12 месяцев 2020 года Катар экспортировал 77,6 млн т СПГ, что на 0,2 млн т меньше, чем в 2019 году (77,8 млн т).

Для Австралии 2020 год отмечается как год слияний и поглощений СПГ проектов и нефтегазовых проектов по всей стране, что пошатнуло вектор развития отрасти с 2019 года, когда Австралия была вторым по величине экспортером СПГ в мире (75,4 млн т), однако это не помешало минимизировать разрыв с лидером в экспорте. По оценкам, экспорт увеличился незначительно: на 0,6 % и составил 77,3 млн т в 2020 году из-за совокупного воздействия сокращения спроса, связанного с COVID-19, и проблем с производством на заводах Prelude и Gorgon LNG.

По результатам 2019 года, США занимали 10% мирового рынка СПГ (33,8 млн т), обогнав Малайзию (26,2 млн т) и став третьим по величине экспортером СПГ в мире. Запуск двух новых терминалов, введенных в эксплуатацию в 2019 году, обеспечило более половины добавленных мировых мощностей по сжижению газа в 2019 году, в общей сложности почти 28 млн т в год. Рынки СПГ в большей степени уже были переполнены из-за рекордных объемов СПГ сделок, заключенных в течение 2019 года, и благодаря заполненным мощностям европейских хранилищ. Шок спроса вызванный COVID-19 усугубил проблему: поставки СПГ из США. США взяли на себя основную тяжесть экономического спада. Однако модель соглашения о купле-продаже СПГ в США, впервые предложенная Cheniere Energy, и гибкость, предоставленная ее покупателям, вывели СПГ на первый план. Используя возможность отмены поставок (за счет уплаты сборов за отмену и компонента фиксированной цены, но без оплаты СПГ), покупатели СПГ, которым удалось заполучить СПГ из США в своем портфеле, смогли внести существенные оперативные корректировки в баланс спроса и предложения и тем самым выровнять свои торговые позиции, что еще раз подчеркивает уникальную роль СПГ США на мировом рынке.

В связи с закрытием Китая в конце января 2020 года после вспышки Covid-19 все СПГ грузы, предназначенные для китайских терминалов, были перенаправлены в Индию и Южную Корею. Увеличению спроса на СПГ в Европе способствовал переход с угля на газ. В то же время, гибкие поставки США помогли сбалансировать мировой рынок СПГ в первом полугодии. Однако проблемы с инфраструктурой, структурные ограничения и экстремальные погодные условия в конце года привели к повышению цен.

Пять новых терминалов регазификации СПГ в Китае и два проекта по расширению действующих терминалов, которые должны были начать работу в 2020 году, были отложены до 2021 года, в основном из-за воздействия COVID-19 и финансовых трудностей, с которыми столкнулось большинство частных компаний. Задержки китайских проектов подчеркивают трудности, с которыми сталкиваются нефтегазовые компании в нынешних рыночных условиях, когда все сокращают расходы. Спрос на СПГ в Китае начал стабилизироваться только

после того, как страна добились прогресса в борьбе с пандемией, и ограничения ослабли. В результате чего концу 2020 года, Китайский импорт СПГ достиг 67 млн т, что на 7 млн т больше, чем в 2019 году.

Индия увеличила потребление на 11% в 2020 году, в то время как крупнейшие импортеры, такие как Япония и Южная Корея уменьшила импорт на 4% и 2% соответственно.

В Российской Федерации объемы производства СПГ в 2020 году составили 30,5 млн т, что превышает на 3,5% данные 2019 года (29,3 т). Увеличить экспорт российского СПГ стало возможным в результате его возрастающей конкурентоспособности, а именно, ценовым и логистическим преимуществам: непосредственной близости к рынкам сбыта и низкой стоимости производства.

На Азиатско-Тихоокеанском рынке СПГ в 2019 году приходилась большая часть рыночной доли СПГ, и, по прогнозам, он станет самым быстрорастущим рынком из-за растущего спроса на СПГ в таких странах, как Китай и Индия, в различных отраслях конечного потребления.

Поскольку спрос на природный газ в Азии продолжает активно расти и становится все более активным в секторах, трудных для электрификации. Ожидается, что к 2040 году мировой спрос на СПГ достигнет 700 миллионов тонн, согласно прогнозам. В результате потребуются дополнительные инвестиции в производство, чтобы избежать предполагаемого разрыва между спросом и предложением в середине текущего десятилетия.

Из отчета Global Gas Security Review 2020 следует, что с наступлением COVID-19, объемы подрядных работ на СПГ резко снизились по сравнению с пиком 2018 года. COVID-19 является основным фактором исторического шока спроса, однако резкое снижение контрактной активности в преимущественной степени является результатом слаженного и хорошо обеспеченного рынка. В то же время инвестиционные решения зашли в тупик -после рекордного 2019 года в 2020 году не было подтверждено ни одного нового проекта по сжижению газа, из заявленных 60 млн тонн новых предложений было реализовано только 3 млн т. Это связано с тем, что госкомпании замедлили инвестиции и сократили капитальные затраты в данных областях, чтобы сэкономить деньги. Задержки проектов частными компаниями в основном были вызваны финансовым стрессом: некоторые разработчики столкнулись с нехваткой средств в 2019 году еще до вспышки COVID-19. Некоторые проекты так и не были реализованы.

С увеличением числа экспортеров и импортеров, энергетическая отрасль стала предлагать более широкий выбор коммерческих структур для удовлетворения меняющихся потребностей. На фоне увеличения целевых показателей чистых нулевых выбросов (NZE) энергетической отрасли потребуется дальнейшее внедрение инноваций, чтобы предлагать более чистые источники энергии.

Ожидается, что на мировом рынке СПГ будет наблюдаться существенный рост благодаря быстрому росту трубопроводной инфраструктуры в сочетании с благоприятным государственным регулированием, а также растущим спросом на природный газ в отраслях переработки и сбыта, а также колебаниями цен на нефть.

Таковы по нашему мнению фундаментальные последствия пандемии COVID-19. В перспективе отрасль СПГ будет по-прежнему сталкиваться с серьезными препятствиями.

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О M

Вместе с тем:

- Спрос на СПГ будет расти, в основном за счет развивающихся азиатских рынков;

- Существующие и новые проекты могут столкнуться с проблемами приемлемости, доступности и рентабельности;

- Цены на энергию, доступность государственного и частного капитала и государственная политика будут иметь важное значение;

- Поставщики, покупатели и лица, определяющие эту политику, должны сотрудничать, чтобы полностью реализовать потенциал сПг и достичь устойчивое энергетическое будущее.

Литература

1. GIIGNL Annual Report 2020 Edition, [Электронный ресурс]. URL: https://giignl.org/sites/default/files/PUBLIC_AREA/Publicati ons/giignl_-_2020_annual_report_-_04082020.pdf (Дата обращения: 15.02.2021).

2. IEA Global Gas Security Review, 2020 [Электронный ресурс] // URL: https://www.iea.org/reports/global-gas-security-review-2020

3. IEA World Energy Outlook, 2020 [Электронный ресурс] // URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2020: (Дата обращения: 05.04.2021).

4. IGU Global Gas Report 2020// IGU, [Электронный ресурс]. URL: https://igu.org/resources/global-gas-report-2020/ (Дата обращения: 06.03.2021);

5. Rystad Energy, [Электронный ресурс] // URL: https://www.rystadenergy.com/(Дата обращения: 06.04.2021)

Impact of the COVID-19 pandemic on the formation of the global LNG market

Besedina S.S.

Russian State University oil and gas named by I. M. Gubkin

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The article analyzes the implications of the impact of the coronavirus infection COVID-19 on the global trade in liquefied natural gas (LNG). The COVID-19 pandemic has caused more problems in the energy sector than any other event in recent history, leaving consequences that will be felt in the coming years. The article identifies and substantiates the relationship between the development of production and infrastructure of the LNG market and the emergence of a general threat of COVID-19. The dynamics of changes in global production, demand and trade of LNG for the period 2018 - 2020 is analyzed, as well as the level of investment in the industry in the current conditions is considered. During 2020, the LNG industry faced many challenges. Suddenly early in the year, the LNG market reacted to the lack of global demand by canceling a number of planned US LNG exports. Experts expect further LNG production to continue, exports will continue to grow, and that the market will find a niche for it.

Keywords: LNG, global LNG market, LNG trade, COVID-19, global LNG production, LNG imports, LNG exports, supply, demand.

References

1. GIIGNL Annual Report 2020 Edition, [Electronic resource]. URL:

https://giignl.org/sites/default/files/PUBLIC_AREA/Publications/giignl_-_2020_annual_report_-_04082020.pdf (Date accessed: 15.02.2021).

2. IEA Global Gas Security Review, 2020 [Electronic resource] // URL:

https://www.iea.org/reports/global-gas-security-review-2020

3. IEA World Energy Outlook, 2020 [Electronic resource] // URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2020: (Date of access: 05.04.2021).

4. IGU Global Gas Report 2020 // IGU, [Electronic resource]. URL:

https://igu.org/resources/global-gas-report-2020/ (Date of access: 06.03.2021);

5. Rystad Energy, [Electronic resource] // URL: https://www.rystadenergy.com/ (Date of access: 04/06/2021)

CS

0

CS

in

01

О Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m х

<

m о х

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.