Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 И СДЕРЖИВАЮЩИХ МЕР НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 И СДЕРЖИВАЮЩИХ МЕР НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здравоохранение / психическое здоровье / дети / подростки / дистанционное обучение. / healthcare / mental health / children / adolescents / distance learning.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шапиро С. Р., Наугольнова И. А.

Дети и молодые люди особенно страдают от пандемии COVID-19 и официальных мер сдерживания. Мало исследований было проведено о влиянии на их психическое здоровье. Цель этого повествовательного обзора заключается в обобщении имеющихся данных о психическом здоровье детей и подростков в период пандемии COVID-19 и во время мер, принятых в России для ее сдерживания. Первые международные и национальные исследования показывают неоднозначную картину. У детей и подростков наблюдались симптомы тревоги и депрессии, а также ухудшение качества жизни. Закрытие учреждений по уходу и образовательных учреждений и связанная с этим утрата обычной повседневной жизни, живое общение и самостоятельное обучение дома создает серьезные проблемы для пострадавших детей и их семей. Ограниченное пространство и отсутствие возможностей уклониться от мер сдерживания также могут привести к усилению стресса и агрессии в семье, а также к домашнему насилию. Результаты работы показывают, что многие семьи в основном хорошо справлялись с условиями содержания пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC AND RETENTION MEASURES ON THE MENTAL HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

Children and young people are particularly affected by the COVID-19 pandemic and official containment measures. Little research has been done on the impact on their mental health. The purpose of this narrative review is to summarize the available data on the mental health of children and adolescents during the COVID-19 pandemic and during the measures taken in Russia to contain it. The first international and national studies show an ambiguous picture. Children and adolescents had symptoms of anxiety and depression, as well as a deterioration in the quality of life. The closure of care and educational institutions and the associated loss of normal daily life, live communication and independent learning at home creates serious problems for the affected children and their families. Limited space and lack of opportunities to evade deterrence measures can also lead to increased stress and aggression in the family, as well as domestic violence. The results of the work show that many families mostly coped well with the conditions of the pandemic.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 И СДЕРЖИВАЮЩИХ МЕР НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ ШУГО-19 И СДЕРЖИВАЮЩИХ МЕР НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC AND RETENTION MEASURES ON THE MENTAL HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

УДК 338.61

DOI 10.24411/2713-1424-2021-10025

Шапиро С. Р., студент ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» г. Самара

Наугольнова И. А., доцент кафедры экономики организации и стратегии развития предприятия, кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» г. Самара

Shapiro S.R., S.shapiro7@yandex.ru Naugolnova I.A., naugolnovaia@mail.ru

Аннотация

Дети и молодые люди особенно страдают от пандемии COVID-19 и официальных мер сдерживания. Мало исследований было проведено о влиянии на их психическое здоровье. Цель этого повествовательного обзора заключается в обобщении имеющихся данных о психическом здоровье детей и подростков в период пандемии COVID-19 и во время мер, принятых в России для ее сдерживания. Первые международные и национальные исследования показывают неоднозначную картину. У детей и подростков наблюдались симптомы тревоги и депрессии, а также ухудшение качества жизни. Закрытие учреждений по уходу и образовательных учреждений и связанная с этим утрата обычной повседневной жизни, живое общение и самостоятельное обучение дома создает серьезные проблемы для пострадавших детей и их семей. Ограниченное пространство и отсутствие возможностей уклониться от

мер сдерживания также могут привести к усилению стресса и агрессии в семье, а также к домашнему насилию. Результаты работы показывают, что многие семьи в основном хорошо справлялись с условиями содержания пандемии.

Annotation

Children and young people are particularly affected by the COVID-19 pandemic and official containment measures. Little research has been done on the impact on their mental health. The purpose of this narrative review is to summarize the available data on the mental health of children and adolescents during the COVID-19 pandemic and during the measures taken in Russia to contain it. The first international and national studies show an ambiguous picture. Children and adolescents had symptoms of anxiety and depression, as well as a deterioration in the quality of life. The closure of care and educational institutions and the associated loss of normal daily life, live communication and independent learning at home creates serious problems for the affected children and their families. Limited space and lack of opportunities to evade deterrence measures can also lead to increased stress and aggression in the family, as well as domestic violence. The results of the work show that many families mostly coped well with the conditions of the pandemic.

Ключевые слова: здравоохранение, психическое здоровье, дети, подростки, дистанционное обучение.

Keywords: healthcare, mental health, children, adolescents, distance learning.

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила о тяжелой острой респираторной вспышке. Синдром коронавируса (SARS-CoV-2) на фоне все более глобального распространения официально признан пандемией1. В результате к населению целых стран во всем мире применялись различные нефармацевтические меры сдерживания, такие как ограничения контактов, закрытие школ и детских учреждений, социальное или физическое дистанцирование и карантинные меры. Вскоре потребовалось,

чтобы при реализации этих мер также учитывались и последствия для психического здоровья населения2.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ, в быстрой последовательности появилось несколько быстрых обзоров, в которых суммировались соответствующие результаты предыдущих вспышек и, прежде всего, эмпирические работы из Китая в контексте пандемии «Коронавирусная болезнь 2019 (СОУГО-19)». Положение детей и подростков в условиях пандемии и в рамках мер сдерживания, принятых в России, до сих пор мало изучалось. Так как дети и подростки — это уязвимая группа населения, связанная с развитием, они особенно страдают от последствий пандемии и мер сдерживания. В этой обзорной статье рассматриваются три области, которые имеют отношение к психическому здоровью детей и подростков вовремя ШУГО-19.

События пандемии и меры, принятые для их сдерживания, представляются особенно актуальными, потому что:

Во - первых, воздействие пандемии и связанных с ней мер сдерживания на психическое здоровье и благополучие детей и подростков.

Во - вторых, важность закрытия учебных заведений и учреждений по уходу и образованию. Напряженность в семье, насилие в семье и защита детей во время мер сдерживания.

Согласно текущим исследованиям, у детей и подростков часто наблюдались симптомы депрессии и тревоги в первые несколько недель пандемии СОУГО-193. Согласно результатам онлайн-опроса 140 старшеклассников в возрасте от 12 до 18 лет в 21 провинции и автономном районе Китая, у 43,7% были симптомы депрессии и у 37,4% симптомы тревоги во время вспышки СОУГО-194. Наиболее частыми из упомянутых депрессивных симптомов были низкий интерес или недостаток удовольствия от занятий (53,9%), усталость или низкий уровень энергии (48,4%), а также низкий аппетит или тяга (45,6%). Наиболее часто сообщаемые симптомы

тревоги включали чувство нервозности или беспокойства (53,6%), беспокойство (47,3%) и раздражение или раздражительность (47,0%).

Другой пример, в исследовании COPSY, проведенном в Германии в мае и июне 2020 г. 1040 детей и подростков в возрасте от 11 до 17 лет и 1586 родителей в возрасте от 7 до 17 лет были заданы вопрос о влиянии пандемии COVID-19 на психическое здоровье, качество жизни и поведение в отношении здоровья детей и подростков. В целом 40,2% опрошенных детей в возрасте от 11 до 17 лет сообщили о снижении качества жизни, 31,0% детей в возрасте от 7 до 17 лет имели психологические проблемы. По сравнению с данными популяционного исследования BELLA (исследование психического благополучия и поведения), только 33,0% были затронуты снижением качества жизни и 18,0% - психическими расстройствами до пандемии COVID-19. Кроме того, частота тревожных симптомов увеличилась с 15,0% до пандемии до 24,0% во время кризиса. Результаты исследования, проведенного в Германии в начале мая 2020 года от имени DAK Gesundheit с участием 1005 респондентов. Родители и их дети в возрасте от 10 до 17 лет показали, что 18,0% детей и подростков часто беспокоятся о последствиях COVID-195.

Ситуация в России, исходя из данных Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ), следующая: стресс на фоне пандемии и жизнь в условиях самоизоляции и дистанционного обучения отразились на психическом состоянии большинства школьников — у 83,8% обучающихся исследователи из НМИЦ здоровья детей Минздрава отметили неблагополучные психические реакции пограничного уровня: депрессивные состояния — предположительно у 42,2%, астенические состояния — у 41,6%. Большинство (69,2%) школьников — участников опроса во время пандемии коронавируса ограничивали свои передвижения и сидели дома. Только относительно каждого восьмого учащегося (13,4%) можно говорить о благоприятной психолого-социальной адаптации к условиям самоизоляции и дистанционного обучения. Помимо депрессивных и астенических проявлений авторы исследования предполагают более чем у трети (37,2%) обсессивно -

фобические состояния, у 26,8% — синдром головных болей, у каждого второго учащегося (55,8%) — нарушения сна. При том что почти трети школьников (32,5%) удавалось сохранять ровное и положительное настроение, 13,1% испытывали подавленность, а для 44,2% была характерна неоднократная смена настроения в течение дня.

Подростки отрицательно восприняли режим самоизоляции: 36,7% отнеслись к нему негативно, 21,2% назвали его невыносимым. Нравилась самоизоляция лишь 16,8% опрошенных. Из-за самоизоляции школьники стали меньше гулять (68,3%), снизилась их физическая активность (55,2%). Напротив, увеличилось время на выполнение домашних заданий (59,7%), на занятия с компьютером или другим гаджетом (46,7%), на общение в соцсетях (35,4%). О недостаточной продолжительности сна (7 часов и менее) рассказал каждый четвертый школьник (25,4%). Исходя из этих данных, мы считаем о том, что необходима массовая психологическая поддержка детей и подростков6.

Подростки часто беспокоятся о возможном заболевании СОУГО-19 или о болезни близкого человека7. В результате пандемии и принятых мер по сдерживанию уровень стресса в семье повысился, в частности, потому, что многим семьям пришлось реорганизовать свою повседневную жизнь, в то время как учебные заведения и учреждения по уходу были закрыты, а родители работали в дома8.

Кроме того, у детей и подростков развиваются эмоциональные (например, чрезмерное беспокойство или грусть) и психосоматические симптомы (например, необъяснимая головная боль или физическая боль)9. В то же время возможности регуляция стресса у детей и подростков (например, игры на детских площадках, встречи с людьми своего возраста) снижена. Дети, которые находились на карантине в больницах, они чувствовали печаль и тревогу из-за разлуки с родителями, потому что близким запрещалось посещать мед учреждение, и были более подвержены проблемам с психическим здоровьем10.

Для детей и их семей, время, когда учебные заведения и учреждения по уходу закрыты, является очень трудным. Помимо требований работать дома, семьи также испытывали повышенные потребности в уходе за детьми или обучении их в школе. Кроме того, эмоциональные требования увеличивались за счет того, что детям надо объяснять, что такое пандемия и каковы её последствия, а также рассказывать о мерах безопасности11.

При этом часто не было поддержки со стороны бабушек и дедушек, поскольку они относятся к возрастной группе риска заболевания COVID-19.

«Пространственная герметичность» во время мер сдерживания в сочетании с другими, уже упомянутыми факторами стресса, связанными с пандемией, такими как потеря обычной повседневной структуры или

незащищенность работы может способствовать скрытому конфликтному

" 12 потенциалу в семье и вести к росту внутренней семейной агрессии и споров12.

Таким образом, агрессия и ссоры также увеличивают риск явного домашнего насилия и жестокого обращения с детьми или усугубляют существующее домашнее насилие. Переживания насилия являются одними из самых сильных факторов риска для психического здоровья детей и подростков. Дети могут подвергаться домашнему насилию между своими родителями или опекунами или сами подвергаться прямому воздействию13. В результате мер по сдерживанию пандемии, также ожидается рост злоупотребления алкоголем. Это представляет собой еще один потенциальный фактор риска домашнего насилия и жестокого обращения с детьми во время пандемии.

Литература

1. Наугольнова, И. А. Методика распределения косвенных расходов на единицу продукции при управлении затратами по процессам / И. А. Наугольнова // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Т. 11. - № 8. - С. 2091-2099. - DOI 10.18334/epp.11.8.113406.

2. Наугольнова, И. А. Обоснование целевых значений себестоимости продукции при процессном подходе к управлению затратами / И. А.

Наугольнова // Креативная экономика. - 2021. - Т. 15. - № 4. - С. 1447-1458. -DOI 10.18334/ce.15.4.111946.

3. Наугольнова, И. А. Формы реализации государственно -частного и муниципально-частного партнерства / И. А. Наугольнова // Актуальные проблемы экономики современной России : Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 25 марта 2019 года / Отв. редактор Ю.А. Шувалова. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. - С. 157-160.

4. Naugolnova, I. The process approach to cost management in project-oriented enterprises of engine building / I. Naugolnova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. - Vol. 139. - P. 85-91. - DOI 10.1007/978-3-030-53277-2_10.

5. Шапиро, С. Р. Экономический вклад предпринимателей в развитие здравоохранения / С. Р. Шапиро, Е. Г. Репина // Столыпинский вестник. - 2021. - Т. 3. - № 3. - DOI 10.24411/2713-1424-2021-10014.

6. Шапиро, С. Р. Основные принципы внедрения фармакоэкономического анализа в здравоохранение / С. Р. Шапиро, М. В. Курганова // Столыпинский вестник. - 2021. - Т. 3. - №2 3. - DOI 10.24411/27131424-2021-10013.

7. Шапиро, С. Р. О цифровизации здравоохранения в Российской Федерации / С. Р. Шапиро, А. Р. Сараев, А. М. Измайлов // Российская наука: актуальные исследования и разработки : Сборник научных статей XI Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Самара, 25 февраля 2021 года. - Самара, 2021. - С. 128-132. - DOI 10.46554/Russian.science-2021.02-1-128/132.

8. Измайлов, А. М. Об эффективности цифровизации в здравоохранении / А. М. Измайлов, А. Р. Сараев, С. Р. Шапиро // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 4(129). - С. 1412-1414. - DOI 10.34925/EIP.2021.129.4.284.

9. Репина, Е. Г. Экономическое развитие социального предпринимательства в России / Е. Г. Репина, С. Р. Шапиро // Проблемы

совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. - 2021. - № 2. - С. 34-40. - DOI 10.46554/OP-MIE-2021.2-pp.34.

10. Савельева, О. В. Актуальность внедрения бережливого менеджмента в здравоохранение / О. В. Савельева, С. Р. Шапиро, А. И. Никифоров // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2021. - № 2(13). - С. 81-85. -DOI 10.46554/OlymPlus.2021.2(13).pp.81.

11. Поручение Правительства РФ от 18.03.2020 г. N ММ-П36-1945

12. Всероссийский практический семинар «Бережливая поликлиника: оптимизация расход и повышение эффективности» от 26 февраля 2018 г.

13. Здравоохранение в России 2020: стат. сб. / Росстат. - М., 2020.

Literature

1. Narugnova, I. A. Methodology for the distribution of indirect costs per unit of production when managing costs by processes / I. A. Narugnova // Economics, entrepreneurship and law. - 2021. - Vol. 11. - No. 8. - pp. 2091-2099 -

- DOI 10.18334/epp. 11. 8. 113406.

2. Narugnova, I. A. Justification of target values of the cost of production with a process approach to cost management / I. A. Narugnova / / Creative Economy.

- 2021. - Vol. 15. - No. 4. - pp. 1447-1458 - - DOI 10.18334/ce. 15. 4. 111946.

3. Narugnova, I. A. Forms of implementation of public-private and municipal-private partnership / I. A. Narugnova // Actual problems of the economy of modern Russia : A collection of materials of the All-Russian (national) scientific and practical conference, Yoshkar-Ola, March 25, 2019 / Editor-in-chief Yu. A. Shuvalova. - Yoshkar-Ola: Mari State University, 2019. - pp. 157-160.

4. Naugolnova, I. The process approach to cost management in project-oriented enterprises of engine building / I. Naugolnova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. - Vol. 139. - P. 85-91. - DOI 10.1007/978-3-030-53277-2_10.

5. Shapiro, S. R. the Economic contribution of entrepreneurs to the development of health / S. R. Shapiro, E. G. Repin // Stolypinsky Bulletin. - 2021. -Vol. 3. - No. 3 - - DOI 10.24411/2713-1424-2021-10014.

6. Shapiro, S. R. Basic principles of the introduction of pharmacoeconomical analysis in healthcare / S. R. Shapiro, M. V. Kurganova // Stolypin Herald. - 2021. - T. 3. - No. 3. - DOI 10.24411/2713-1424-2021-10013.

7. Shapiro, S. R. On the digitalization of healthcare in the Russian Federation / S. R. Shapiro, A. R. Barnes, A. M. Izmailov // Russian science: current research and development : Collection of scientific articles of the XI all-Russian scientific-practical conference. In 2 parts, Samara, February 25, 2021. - Samara, 2021. - pp. 128-132 - - DOI 10.46554/Russian. science-2021.02-1-128/132.

8. Izmailov, A.M. On the effectiveness of digitalization in healthcare / A.M. Izmailov, A. R. Saraev, S. R. Shapiro // Economics and entrepreneurship. -2021. - № 4(129). - Pp. 1412-1414. - DOI 10.34925/EIP.2021.129.4.284.

9. Repin, E. G. Economic development of social entrepreneurship in Russia / E. G. Repin, S. R. Shapiro // Problems of improving the organization of production and management of industrial enterprises: interuniversity collection of scientific papers. - 2021. - No. 2. - P. 34-40. - DOI 10.46554/OP-MIE-2021.2-pp.34.

10. Savelyeva, O. V. The relevance of implementing lean management in healthcare / O. V. Savelyeva, S. R. Shapiro, A. I. Nikiforov / / OlymPlus. Humanitarian version. - 2021. - № 2(13). - Pp. 81-85 - - DOI 10.46554/OlymPlus. 2021. 2(13). pp. 81.

11. Order of the Government of the Russian Federation of 18.03.2020 N MM-P36-1945

12. All-Russian practical seminar "Lean polyclinic: cost optimization and efficiency improvement" from February 26, 2018

13. Healthcare in Russia 2020: stat. sat. / Rosstat. - M., 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.