УДК 612
ФАКТОРЫ ПАНДЕМИИ COVID-19 И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Л.В. Морозова1, Л.Л. Шагров Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,
г. Архангельск, Россия
Пандемия COVID-19 существенно повлияла на повседневную жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Дети сталкиваются с рисками для здоровья, особенно психическими, поведенческими, социальными и физическими. Данный литературный обзор направлен на выявление потенциальных проблем здравоохранения, связанных с благополучием детей-инвалидов и их родителей, с непрерывностью реабилитации и медицинской помощи не только детям, но и родителям, осуществляющим уход.
Ключевые слова: COVID-19, церебральный паралич, пандемия, стресс
Pandemic factors covid-19 and their impact on the health of persons with childhood cerebral palsy. The pandemic has COVID-19 significantly affected the daily lives of children with disabilities and their families. Children face health risks, especially mental, behavioural, social and physical. This literature review is aimed at identifying potential health problems related to the well-being of children with disabilities and their parents, with the continuity of rehabilitation and medical care not only for children, but also for parents providing care.
Keywords: COVID-19, cerebral palsy, pandemic, stress.
D01:10.46742/2072-8840-2021 -66-2-16-20
В декабре 2019 года новый коронавирус (COVID-19) был впервые обнаружен в Ухане, Китай. Затем вспышка COVID-19 распространилась по всему миру [10]. В марте 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила о более чем 118 000 случаях COVID-19 по всему миру и объявила ситуацию пандемией [21]. Поскольку не было ни метода лечения, ни вакцины для COVID-19, во многих странах были проведены профилактические кампании в области здравоохранения, такие как социальное дистанцирование [3].
31 января 2019 г поступили первые сообщения о выявлении в России первых двух случаев заражения коронавирусом. Оба больных являлись гражданами КНР с лёгкой формой заболевания. Пациенты прошли курс лечения и были выписаны из больниц 11-12 февраля. С середины марта в России началась «самоизоляция», также было приостановлено очное обучение в школах, введены ограничения на междугородние поездки, закрыты кафе, бары и рестораны, являющиеся возможными местами заражения, и введен комендантский час для лиц старше 65 лет и моложе 20 лет [21; 22].
Контакты: 1 Морозова Л.В. - E-mail <luida_morozova@mailru>
Продолжающаяся пандемия COVГО-19, вызванная коронавирусом SARS-СоУ-2, высветила социальное неравенство и непропорционально сильно затронула некоторые группы населения, включая жителей пенсионного возраста, бедных, трудящихся-мигрантов, детей с ограниченными возможностями в современном мире.
СОУГО-19 первоначально считался легким заболеванием, протекающим бессимптомно с низкой частотой осложнений среди здоровых детей и детей не имеющих сопутствующих заболеваний. [12].
Для современного общества детский церебральный паралич (ДЦП) не перестает быть актуальной проблемой. Детский церебральный паралич представляет собой группу стабильных, различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате дизонтогенеза мозга или его повреждения в раннем постнатальном периоде онтогенеза ребенка. Для данного заболевания характерным является нарушение двигательной функции, связанной с неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса, парезами. Кроме того, вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах. Нередко отмечаются патологические изменения со стороны зрения, слуха, чувствительности и различная патология со стороны внутренних органов, которые усугубляют степень задержки психомоторного развития ребенка [20]. Это заболевание требует регулярных непрерывных комплексных реабилитационных мер, включающих работу группы врачей, педагогов, психологов, логопедов и специалистов социального профиля с учетом потребностей ребенка, а также обязательным участием семьи в его постоянной реабилитации и социальной адаптации. Именно об этой категории детей с ограниченными возможностями здоровья и пойдет речь дальше.
Необходимо подчеркнуть, что во время пандемии СОУГО-19 многие реабилитационные центры и специальные учебно -реабилитационные центры для детей-инвалидов замедлили свою деятельность в ответ на меры социального дистанцирования, проводимые с целью снижения распространения инфекции среди населения [4; 18]. Недостаточно внимания уделялось профилактике психической, социальной и эмоциональной уязвимости детей.
В частности, следует указать, что дети с детским церебральным параличом были вынуждены длительное время находиться вдали от реабилитационных служб, и получали меньший объём терапии, что увеличивало риск возникновения необратимых контрактур и развития деформаций, которые в конечном итоге могут негативно сказаться на их функциональных возможностях, психическом здоровье и психологическом статусе [1].
Пандемия COVГО-19 вызвала изменения в распорядке дня детей [20]. В этот период дети с ограниченными возможностями здоровья вынуждены были не посещать школу, были менее физически активны, много времени проводили за экраном компьютеров, а у них был нарушен режим сна и приема пищи. Внешние условия сложной эпидемиологической ситуации и изменения образа жизни вызвали психосоциальный стресс у детей с ограниченными возможностями здоровья [20]. Этот психосоциальный стресс в большей степени повлиял на повседневную жизнь детей с ДЦП, которые имеют более высокий риск передачи и заражения СОУГО-19 [3].
Кроме того, дети с отклонениями развития оказались менее устойчивы к воздействию пандемии в плане психического здоровья. Психические расстройства, такие как генерализованное тревожное расстройство, фобии, обсессивно -компульсивное расстройство (ОКР), расстройство настроения и психотическое расстройство, чаще встречаются у лиц с нарушениями развития по сравнению с общей популяцией[2; 11]. Появились данные, свидетельствующие о росте уровня тревоги и депрессии среди детей в общей популяции во время этой пандемии по сравнению со временем до появления пандемии [7]. В качестве факторов, способствующих этому, были названы страх физической болезни и домашнего заключения с социальной изоляцией.
Родители детей с отклонениями в развитии, особенно с ДЦП, имеют более высокий уровень стресса даже в предыдущее время. Проблемы воспитания ребенка с дополнительными потребностями чаще приводят к разводам родителей [14]. Эти проблемы подвергаются риску дальнейшего напряжения в условиях изоляции, когда возникают финансовые затруднения, отсутствует возможность дополнительных заработков, неопределенность, неуверенность в завтрашнем дне и отсутствие внешней поддержки по уходу за детьми. Учитывая, что эти дети с ДЦП, как известно, имеют более высокий уровень жестокого обращения, нынешнее стечение стрессоров в семье является еще одной причиной для беспокойства [8; 9].
Дети с отклонениями в развитии имеют более высокие потребности в медицинском обслуживании по сравнению с типично развивающимися детьми. Это включает в себя (1) более высокую распространенность других заболеваний, таких как астма, пищевая и кожная аллергия и головные боли (2), необходимость в более широком использовании медицинских услуг и (3) большую требовательность к средствам жизнеобеспечения (компоненты «доступной среды») повседневную жизнь (например, в мобильности и адаптивных навыках) [12; 18]. Однако такие дети и их родители сталкиваются с большими препятствиями в доступе к медицинскому обслуживанию из-за недостаточного числа подготовленных специалистов, социально-экономического положения семьи, географических барьеров, сложных сопутствующих заболеваний [6; 17].
Эти «барьеры» значительно усиливаются в условиях пандемии из-за сокращения некритической медицинской помощи для сохранения потенциала системы здравоохранения для пациентов с СО^Э-19. Кроме того, отсутствие доступа к специалистам может способствовать ухудшению состояния психического здоровья этих детей. В частности, дети с ДЦП подвержены увеличению феноменов компульсивного поведения, такого, например, как длительное мытье рук, подпитываемое внезапным акцентом на личную гигиену и тревогу по поводу приобретения болезни; это недавно было показано и у взрослых [5; 16]. Это, в свою очередь, может усугубить поведенческие проблемы у этих детей.
На сегодняшний день дети с диагнозом ДЦП остаются одной из самых уязв и-мых групп детского населения. Инвалидность у детей означает существенное ограничение возможностей жизнедеятельности и приводит к развитию социальной дезадаптации, обусловленной затруднениями в его самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками.
Пандемия СОУТО-19 вызвала сбои в работе служб здравоохранения и реабилитации детей с ДЦП. Период самоизоляции негативно отразился на общем состоянии детей: физическом, эмоциональном. Кроме того, из-за пандемии сократилось число лиц, ухаживающих за детьми с ДЦП (волонтеров). Все вышесказанное привело к нарастанию трудностей социализации и физиологической адаптации детей с ДЦП. Одним из вариантов снижения негативного влияния вынужденных условий изоляции может быть применение телемедицинских услуг специалистов разного рода, дистанционных технологий сопровождения детей с ДЦП.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bertamino M, Cornaglia S, Zanetti A et al (2020) Impact on rehabilitation programs during COVID-19 containment for children with pediatric and perinatal stroke. Eur J Phys Rehabil Med 56:692-694. https://doi.org/10.23736/S1973-9087.20.06407-2
2. de Bruin EI, Ferdinand RF, Meester S, de Nijs PFA, Verheij F. High rates of psychiatric co-morbidity in PDD-NOS. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2007;37(5):877-886. doi: 10.1007/s10803-006-0215-x.
3. Cacioppo M, Bouvier S, Bailly R et al (2020) Emerging health challenges for children with physical disabilities and their parents during the COVID-19 pandemic: The ECHO French survey. Ann Phys Rehabil Med S1877-0657(20):30157-30163. https:// doi.org/10.1016/j.rehab.2020.08.001
4. Carda S, Invernizzi M, Bavikatte G et al (2020) COVID-19 pandemic. What should Physical and Rehabilitation Medicine specialists do? A clinician's perspective. Eur J Phys Rehabil Med 56:515-524. https://doi.org/10.23736/S1973-9087.20.06317-
5. Davide P, Andrea P, Martina O, Andrea E, Davide D, Mario A The impact of the COVID-19 pandemic on patients with OCD: Effects of contamination symptoms and remission state before the quarantine in a preliminary naturalistic study. Psychiatry Research. 2020 doi: 10.1016/j.psychres.2020.113213.
6. Dougherty D, Simpson LA, McCormick MC. Rural areas and children's health care coverage, use, expenditures, and quality: Policy implications. Ambulatory Pediatrics. 2006; 6(5):265-267. doi: 10.1016/j.ambp.2006.06.005.
7. Duan L, Shao X, Wang Y, Huang Y, Miao J, Yang X, et al. An investigation of mental health status of children and adolescents in China during the outbreak of COVID-19. Journal of Affective Disorders. 2020;275:112-118. doi: 10.1016/j .jad.2020.06.029.
8. Hibbard RA, Desch LW. Maltreatment of children with disabilities. Pediatrics. 2007;119(5):1018-1025. doi: 10.1542/peds.2007-0565.
9. Hibbard RA, Desch LW. Maltreatment of children with disabilities. Pediatrics. 2007;119(5):1018-1025. doi: 10.1542/peds.2007-0565.
10. Meireles ALF, de Meireles LCF (2020) Impact of social isolation due to the COVID-19 pandemic in patients with pediatric disorders: rehabilitation perspectives from a developing country. Phys Ther 100:1910-1912. https ://doi.org/10.1093/ptj/pzaa15 2
11. Merikangas KR, Calkins ME, Burstein M, He J-P, Chiavacci R, Lateef T, et al. Comorbidity of physical and mental disorders in the neurodevelopmental genomics cohort study. Pediatrics. 2015;135(4):e927-e938. doi: 10.1542/peds.2014-1444.
12. Oeseburg B, Jansen D, Dijkstra G, Groothoff J, Reijneveld S. Prevalence of chronic diseases in adolescents with intellectual disability. Research in Developmental Disabilities. 2010;31(3):698-704. doi: 10.1016/j .ridd.2010.01.011.
13. Riphagen S, Gomez X, Gonzalez-Martinez C, Wilkinson N, Theocharis P. Hy-perinflammatory shock in children during COVID-19 pandemic. The Lancet. 2020;395(10237):1607-1608. doi: 10.1016/S0140-6736(20)31094-1.
14. Rivard M, Terroux A, Parent-Boursier C, Mercier C. Determinants of stress in parents of children with autism spectrum disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2014;44(7):1609-1620. doi: 10.1007/s10803-013-2028-z.
15. Rivard M, Terroux A, Parent-Boursier C, Mercier C. Determinants of stress in parents of children with autism spectrum disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2014;44(7):1609-1620. doi: 10.1007/s10803-013-2028-z.
16. Shafran R, Coughtrey A, Whittal M. Recognising and addressing the impact of COVID-19 on obsessive-compulsive disorder. The Lancet Psychiatry. 2020;7(7):570-572. doi: 10.1016/S2215-0366(20)30222-4.
17. Soares NS, Langkamp DL. Telehealth in developmental-behavioral pediatrics. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. 2012;33(8):656-665. doi: 10.1097/DBP.0b013e3182690741.
18. Schieve LA, Gonzalez V, Boulet SL, Visser SN, Rice CE, Braun KVN, et al. Concurrent medical conditions and health care use and needs among children with learning and behavioral developmental disabilities, National Health Interview Survey, 2006-2010. Research in Developmental Disabilities. 2012;33(2):467-476. doi: 10.1016/j.ridd.2011.10.008.
19. Troska ZA, Shershneva OA. Improvement of professional rehabilitation of children with cerebral palsy. Scientific notes of the Russian State Social University. 2015; 14(3/130): 156-167. Russian (Троска З.А., Шершнева О.А Совершенствование профессиональной реабилита- ции детей, больных ДЦП //Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. № 14(3/130). С. 156-167.)
20. Yilmaz YalQinkaya E, KaradaG Saygi NE, Ózyemͧcí Ta§kiran О et al (2020) Consensus recommendations for botulinum toxin injections in the spasticity management of children with cerebral palsy during COVID-19 outbreak. Turk J Med Sci. https://doi.org/ 10.3906/sag-2009-5
21. Wang G, Zhang Y, Zhao J et al (2020) Mitigate the efects of home confnement on children during the COVID-19 outbreak. Lancet 395:945 -947. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30547-X
22. World Health Organization website. https://www.who.int/ (accessed 15th May 2021)