Таблица 2. Исходные данные для построения графика
¿1 ¿2 Концентрация марганца (в -¡) 1&С
16,8 0,15 2,05 100 2
14,9 0,35 1,63 50 1,7
12,7 0,8 1,2 10 1
17 ' 2,3 0,87 5 0,7
16 10,8 0,17 0,5 -0,3
Приготовленные таким образом угольные электроды затем наполняли золой исследуемого органа и использовали для проведения количественного анализа.
Время экспозиции определяло полное испарение навески из отверстия угольного электрода и оказалось равным 6 минутам.
Мы пользовались диапозитивными пластинками чувствительностью 2—3 X—Д.
Эти фотопластинки имеют постоянную контрастность в пределах 2 500—3 100 А.
При определении интенсивности почернения спектральных линии мы использовали микрофотометр Хильгера.
Пробы для анализов готовили следующим образом: взвешивали орган вместе с тиглем, вес которого предварительно определяли. После взвешивания тигель с органом помещали в пламя газовой горелки, где орган обугливался, затем тигель переносили в муфельную печь и доводили до постоянного веса. В результате взвешиваний -мы вычисляли вес сырого органа и вес его золы. Часть золы взвешивали и помещали в угольный электрод для получения спектра.
Выводы
1. Марганец входит в состав всех тканей и органов кроликов, живущих в обычных условиях внешней среды и при обычном режиме питания.
2. При подкожном введении кроликам растворов солей марганца происходит накопление его во всех органах; больше всего марганец накапливается в почках, печени, мозговой ткани и особенно в крови.
3. При вдыхании аэрозоля перекиси марганца содержание его увеличено в ткани легкого, больших полушариях головного мозга и особенно в крови.
•Ь Ъ Ъ
В. Н. Курносое
Влияние озеленения окон классных комнат на снижение естественной освещенности рабочих мест
Из лаборатории гигиены освещения Института общей и коммунальной гигиены
АМН СССР
Количество света, проникающего через оконные проемы в помещение, определяется множеством факторов. Как известно, конструкция переплетов, остекление ■(двойное, одинарное), качество стекла, форма светопроема. площадь его и др. оказывают существенное влияние на освещенность класса. Установлено, что при существующих конструкциях рам и переплетов теряется до 30—40% света. Исследования В. Б. Вейнберга показали, что для Ленинграда потери света только за счет загрязнения стекол к концу года могут достигнуть 15%. Промеры, проведенные во время нашей работы в одной из школ Москвы, показали, что уже через 2 месяца после начала занятий потери от загрязнения остекления составили 10—12%. Побелка или ■окраска стекол в первых этажах школы дополнительно снижает освещенность в классах.
Нарушение светового режима часто происходит от недооценки значения естественного освещения классных комнат как фактора, имеющего непосредственное влияние не только на здоровье детей, но и на учебный и воспитательный процесс. Следует отметить, что даже при наличии лишь части из указанных возможных потерь естественного света приходится компенсировать их использованием менее полноценного электрического освещения в классе в часы, когда освещенность снижается ниже нормируемых величин. В условиях большого города с тесной застройкой кварталов многоэтажными домами создание требуемой естественной освещенности в помещениях школ представляет известные трудности. Предпринимается все для обеспечения возможно большего доступа естественного света в классы.
Между тем школьная администрация иногда не только не заботится о рациональном естественном освещении, но часто допускает нарушение правил эксплуатации освещения классных комнат, а школьные врачи не препятствуют этому.
киевского района
А ёУ
и/кола А/665 Киевского района
школа N46 Школа М 2Ов
Фрунзенского района Октябрьского района
Рис. 1. Различные виды размещения цветов да подоконниках в школах.
Так, в ряде обследованных нами школ стекла загрязнены, на подоконниках стоят цветы, затеняющие светопроемы. Иногда нижняя треть окон первых этажей побелена или закрашена масляной краской, что приводит к резкому снижению освещенности в этих классах. Необходимо заметить, что-как раз помещения первых этажей, где чаще всего закрашивают окна и стоят цветы, отводят под младшие классы, т. е. для детей 7—8 лет, для которых недостаточное освещение особо недопустимо.
Нами было проведено обследование освещения в школах с целью установить влияние затенения окон цветами на снижение естественной освещенности рабочих мест школьников. Как видно на рис. 1, декоративную зелень на окнах классных комнат устанавливают не только на подоконниках, но и на специальных полочках и подставках. Мы приводим несколько примеров различного размещения цветов на подоконниках окон классных помещений, из которых видно, что в отдельных классах до 50% оконных проемов затенено ими. Отдавая должное цветам как эмоциональному фактору, нельзя не доучитывать того неблагоприятного в санитарно-гигиеническом отношении влияния, которое они могут оказывать на освещенность в классе.
Обследование ряда школ показало, насколько широко распространено украшение цветами классов.
Так, в 15 из 35 обследованных школ имелись цветы, что составляет свыше 45%, а из 309 обследованных классов этих школ цветы были установлены в 256.
В этих школах производилось фотометрическое определение освещенности выборочно в нескольких классах в два приема. Сначала измеряли освещенность на рабочих местах при наличии зелени, затем цветы быстро убирали и измеряли освещенность без цветов
Освещенность в каждом классе измеряли в 3 точках, соответственно расположению 3 рядов парт. Полученный материал по обследованию школ представлен в таблице и на рис. 2.
1 Правильнее было бы измерять КЕО (коэфициент естественной освещенности) .Ред.
4'
51
В результате проведенной работы было установлено, что снижение освещенности в классе находится в известной зависимости от количества зелени, установленной на подоконниках, и расстояния от окна. Даже незначительное затенение окна цветами (до 20%) ведет к снижению естественной освещенности на рабочих местах школьников на 15—23%. Мы видим, что наибольший процент потери света наблюдается в первом ряду парт. Это объясняется тем, что на освещенность в первом ряду наибольшее влияние оказывают простенки.
1 1
I I
I
Рис. 2. Зависимость между процентом затенения оконного проема и потерей освещенности в различных точках классной комнаты.
В третьем ряду процент потери возрастает против второго в связи с большим удалением от окон, но он, как правило, ниже, чем в первом ряду за счет отраженного света.
Из сказанного видно, что озеленение окон классов значительно снижает естественную освещенность, вследствие чего в зимние месяцы школьники большую часть учебного времени вынуждены заниматься при искусственном освещении. Кроме того,
Потери естественной освещенности классной комнаты в зависимости от затенения оконного проема цветами (в процентах)
Процент затенения оконного проема X о 5 ш 5 Средний процент потери света в точках измерения Средний
Количес обследов классов 1 2 3 процент потери по классам
До 20............ 8 22,6 15 18,8 18,8
От 20 до 30 . . . ..... 5 23,4 18,2 25 22,3
Свыше 30.......... 6 39,5 28,4 36,7 21,5
необходимо также отметить, что на листьях цветов и горшках скопляется большое количество пыли, трудно поддающейся уборке. Загромождение подоконников цветами ограничивает доступ к фрамугам и ведет к затруднению проветривания классных комнат.
Все это приводит нас к выводу о необходимости запретить размещение цветов на окнах классных комнат. Цветы могут быть оставлены в простенках между окнами, у классной доски, на окнах в коридорах, в рекреационных залах и на лестничных клетках. Необходимо тщательно следить за содержанием цветов, не допуская скоплений на них пыли и грязи.
О 0,5 1.1 1,7 2.3 г,9 3,5 4,1 4,7 5.3 В Расстояние от он на В м
Свыше 30°/° затенения
Средний процент
затенения 20-30 Уо затенения
затенения
-¿Г -й-