Научная статья на тему 'Влияние озеленения окон классных комнат на снижение естественной освещенности рабочих мест'

Влияние озеленения окон классных комнат на снижение естественной освещенности рабочих мест Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние озеленения окон классных комнат на снижение естественной освещенности рабочих мест»

Таблица 2. Исходные данные для построения графика

¿1 ¿2 Концентрация марганца (в -¡) 1&С

16,8 0,15 2,05 100 2

14,9 0,35 1,63 50 1,7

12,7 0,8 1,2 10 1

17 ' 2,3 0,87 5 0,7

16 10,8 0,17 0,5 -0,3

Приготовленные таким образом угольные электроды затем наполняли золой исследуемого органа и использовали для проведения количественного анализа.

Время экспозиции определяло полное испарение навески из отверстия угольного электрода и оказалось равным 6 минутам.

Мы пользовались диапозитивными пластинками чувствительностью 2—3 X—Д.

Эти фотопластинки имеют постоянную контрастность в пределах 2 500—3 100 А.

При определении интенсивности почернения спектральных линии мы использовали микрофотометр Хильгера.

Пробы для анализов готовили следующим образом: взвешивали орган вместе с тиглем, вес которого предварительно определяли. После взвешивания тигель с органом помещали в пламя газовой горелки, где орган обугливался, затем тигель переносили в муфельную печь и доводили до постоянного веса. В результате взвешиваний -мы вычисляли вес сырого органа и вес его золы. Часть золы взвешивали и помещали в угольный электрод для получения спектра.

Выводы

1. Марганец входит в состав всех тканей и органов кроликов, живущих в обычных условиях внешней среды и при обычном режиме питания.

2. При подкожном введении кроликам растворов солей марганца происходит накопление его во всех органах; больше всего марганец накапливается в почках, печени, мозговой ткани и особенно в крови.

3. При вдыхании аэрозоля перекиси марганца содержание его увеличено в ткани легкого, больших полушариях головного мозга и особенно в крови.

•Ь Ъ Ъ

В. Н. Курносое

Влияние озеленения окон классных комнат на снижение естественной освещенности рабочих мест

Из лаборатории гигиены освещения Института общей и коммунальной гигиены

АМН СССР

Количество света, проникающего через оконные проемы в помещение, определяется множеством факторов. Как известно, конструкция переплетов, остекление ■(двойное, одинарное), качество стекла, форма светопроема. площадь его и др. оказывают существенное влияние на освещенность класса. Установлено, что при существующих конструкциях рам и переплетов теряется до 30—40% света. Исследования В. Б. Вейнберга показали, что для Ленинграда потери света только за счет загрязнения стекол к концу года могут достигнуть 15%. Промеры, проведенные во время нашей работы в одной из школ Москвы, показали, что уже через 2 месяца после начала занятий потери от загрязнения остекления составили 10—12%. Побелка или ■окраска стекол в первых этажах школы дополнительно снижает освещенность в классах.

Нарушение светового режима часто происходит от недооценки значения естественного освещения классных комнат как фактора, имеющего непосредственное влияние не только на здоровье детей, но и на учебный и воспитательный процесс. Следует отметить, что даже при наличии лишь части из указанных возможных потерь естественного света приходится компенсировать их использованием менее полноценного электрического освещения в классе в часы, когда освещенность снижается ниже нормируемых величин. В условиях большого города с тесной застройкой кварталов многоэтажными домами создание требуемой естественной освещенности в помещениях школ представляет известные трудности. Предпринимается все для обеспечения возможно большего доступа естественного света в классы.

Между тем школьная администрация иногда не только не заботится о рациональном естественном освещении, но часто допускает нарушение правил эксплуатации освещения классных комнат, а школьные врачи не препятствуют этому.

киевского района

А ёУ

и/кола А/665 Киевского района

школа N46 Школа М 2Ов

Фрунзенского района Октябрьского района

Рис. 1. Различные виды размещения цветов да подоконниках в школах.

Так, в ряде обследованных нами школ стекла загрязнены, на подоконниках стоят цветы, затеняющие светопроемы. Иногда нижняя треть окон первых этажей побелена или закрашена масляной краской, что приводит к резкому снижению освещенности в этих классах. Необходимо заметить, что-как раз помещения первых этажей, где чаще всего закрашивают окна и стоят цветы, отводят под младшие классы, т. е. для детей 7—8 лет, для которых недостаточное освещение особо недопустимо.

Нами было проведено обследование освещения в школах с целью установить влияние затенения окон цветами на снижение естественной освещенности рабочих мест школьников. Как видно на рис. 1, декоративную зелень на окнах классных комнат устанавливают не только на подоконниках, но и на специальных полочках и подставках. Мы приводим несколько примеров различного размещения цветов на подоконниках окон классных помещений, из которых видно, что в отдельных классах до 50% оконных проемов затенено ими. Отдавая должное цветам как эмоциональному фактору, нельзя не доучитывать того неблагоприятного в санитарно-гигиеническом отношении влияния, которое они могут оказывать на освещенность в классе.

Обследование ряда школ показало, насколько широко распространено украшение цветами классов.

Так, в 15 из 35 обследованных школ имелись цветы, что составляет свыше 45%, а из 309 обследованных классов этих школ цветы были установлены в 256.

В этих школах производилось фотометрическое определение освещенности выборочно в нескольких классах в два приема. Сначала измеряли освещенность на рабочих местах при наличии зелени, затем цветы быстро убирали и измеряли освещенность без цветов

Освещенность в каждом классе измеряли в 3 точках, соответственно расположению 3 рядов парт. Полученный материал по обследованию школ представлен в таблице и на рис. 2.

1 Правильнее было бы измерять КЕО (коэфициент естественной освещенности) .Ред.

4'

51

В результате проведенной работы было установлено, что снижение освещенности в классе находится в известной зависимости от количества зелени, установленной на подоконниках, и расстояния от окна. Даже незначительное затенение окна цветами (до 20%) ведет к снижению естественной освещенности на рабочих местах школьников на 15—23%. Мы видим, что наибольший процент потери света наблюдается в первом ряду парт. Это объясняется тем, что на освещенность в первом ряду наибольшее влияние оказывают простенки.

1 1

I I

I

Рис. 2. Зависимость между процентом затенения оконного проема и потерей освещенности в различных точках классной комнаты.

В третьем ряду процент потери возрастает против второго в связи с большим удалением от окон, но он, как правило, ниже, чем в первом ряду за счет отраженного света.

Из сказанного видно, что озеленение окон классов значительно снижает естественную освещенность, вследствие чего в зимние месяцы школьники большую часть учебного времени вынуждены заниматься при искусственном освещении. Кроме того,

Потери естественной освещенности классной комнаты в зависимости от затенения оконного проема цветами (в процентах)

Процент затенения оконного проема X о 5 ш 5 Средний процент потери света в точках измерения Средний

Количес обследов классов 1 2 3 процент потери по классам

До 20............ 8 22,6 15 18,8 18,8

От 20 до 30 . . . ..... 5 23,4 18,2 25 22,3

Свыше 30.......... 6 39,5 28,4 36,7 21,5

необходимо также отметить, что на листьях цветов и горшках скопляется большое количество пыли, трудно поддающейся уборке. Загромождение подоконников цветами ограничивает доступ к фрамугам и ведет к затруднению проветривания классных комнат.

Все это приводит нас к выводу о необходимости запретить размещение цветов на окнах классных комнат. Цветы могут быть оставлены в простенках между окнами, у классной доски, на окнах в коридорах, в рекреационных залах и на лестничных клетках. Необходимо тщательно следить за содержанием цветов, не допуская скоплений на них пыли и грязи.

О 0,5 1.1 1,7 2.3 г,9 3,5 4,1 4,7 5.3 В Расстояние от он на В м

Свыше 30°/° затенения

Средний процент

затенения 20-30 Уо затенения

затенения

-¿Г -й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.