ВЛИЯНИЕ ОВАРИОЭКТОМИИ НА МНЕСТИЧЕСКИЕ И КОГНЕТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИВОТНЫХ С ОЦЕНКОЙ ЭНДОТЕЛИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ СОСУДОВ КАСТРИРОВАННЫХ КРЫС
Тюренков И.Н., Воронков А.В., Робертус А.И., , Куркин Д.В., Воскресенский С.А., Слиецанс А.А.. Волгоградский государственный медицинский университет, НИИ фармкологии, г. Волгоград.
Цель: Провести изучение мнестических и когнетивных процессов у крыс с экспериментально вызванной недостаточностью половых гормонов. Провести изучение эндотелиальной дисфункции мозговых сосудов кастрированных крыс.
Методы и материалы: Недостаточность половых гормонов (НПГ) вызывалась у крыс - самок, путем экстерпации матки с придатками. Исследование проводилось на животных линии Wistar (самки), массой 220-240гр, разделенных на три группы по 12 крыс в каждой. Параметры формирование и воспроизведения памятного следа, скорость принятия решения крыс регистрировались в тестах «УРПИ», и тесте «ТЭИ». Эндотелиальная дисфункция развивалась на фоне недостаточности половых гормонов. Об изменении функции эндотелия судили по колебаниям церебрального кровотока при введении активаторов и блокаторов выработки NO. Регистрация кровотока осуществлялась через месяц после проведенной операции в проекции среднемозговой артерии с помощью ультразвукового допплерографа, датчика УЗОП-010-01 с рабочей частотой 25МГц и рабочей компьютерной программы ММ-Д-К-Minimax Doppler v.l.5. (Санкт - Петербург, Россия). Для модификации синтеза эндогенного оксида азота осуществлялось введение нитро -L -аргинина (блокатора Е-синатзы) в дозе 10мг/кг, нитроглицерина (эндотелий независимый донатор NO)- 0,007мг/кг, L -аргинина (эндотелий зависимый донатор NO)- 100 мг/кг, и ацетилхолина (активатора выброса NO) - 0,01 мг/кг.
Результаты и их обсуждение: Анализ сохранности навыка УРПИ в ходе эксперимента позволил оценить степень мнестических нарушений на фоне недостаточности половых гормонов. Установлено, что в группах ложнооперированных и интактных животных достоверных различий по изучаемым параметрам (латентному времени и количеству заходов в темный отсек) не выявлено. У животных с экстерпацией матки с придатками, латентный период захода в темный отсек снижался по сравнению с исходными данными и группой ложнооперированных животных, что свидетельствует об угасании навыка УРПИ у животных с недостаточностью половых гормонов. Таким образом, полученные данные свидетельствуют об ухудшении памяти у животных с недостаточностью половых гормонов. Влияние недостаточности половых гормонов на когнитивную функцию животных нашло подтверждение в проведенном нами тесте экстраполяционного избавления. У животных, подвергнутых удалению половых желез отмечается ухудшение когнитивной деятельности. Так, после кастрации у крыс наблюдалось значительное снижение скорости решения задачи избегания аверсивной среды (т.е. увеличение латентного периода подныривания), в то же время, латентный период подныривания в группах ложнооперированных животных, был достоверно ниже.
Исходная скорость мозгового кровотока у групп интактных и ложнооперированных крыс в проекции средней мозговой артерии, составила 18,99 ± 0,54 ус. ед. и 20,55 ±0,43 ус. ед., соответственно, введение ацетилхолина (стимулятора синтеза эндогенного оксида азота) вызывало достоверное (Р< 0,05) по отношению к исходным данным повышение скорости кровотока в среднем на 25% от исходного уровня, через 5 -10 минут от начала эксперимента кровоток возвращался к исходному уровню. При внутривенном введении L-аргинина не наблюдалось увеличение скорости кровотока в проекции среднемозговой артерии. Введение нитроглицерина ложноопериованным животным и интактным крысам приводит к увеличению скорости кровотока в проекции среднемозговой артерии на 42,67% и 45,71% соответственно. При введении нитро-Ь-аргинина наблюдалось снижение скорости кровотока в проекции среднемозговой артерии, от исходного уровня, во всех контрольных группах в среднем на 15%. Исходная скорость кровотока в теменной области у оперированных самок составила 17,00 ± 0,22 ус. ед.. Скорость кровотока кастрированных животных изначально ниже скорости кровотока ложнооперированных крыс. Ацетилхолин, как стимулятор синтеза эндогенного оксида азота, как и при исследовании интактного сосудистого контроля вызывал достоверное (Р< 0,05) повышение, скорости кровотока до 20,22 ± 0,06 ус. ед., (увеличение составило в среднем 16% от исходного уровня), что было ниже по сравнению со скоростью церебрального кровотока животных без гормональной патологии. Введение L-аргинина усиливало церебральный кровоток на 38%. Введение нитроглицерина животным подвергшимся овариоэктомии приводит к увеличению скорости кровотока в проекции среднемозговой артерии на 43,84%. После введения нитро-Ь-аргинина отмечалось падение кровотока в теменной области на 10% с 17,00 ± 0,22 ус. ед. до 15,68 ± 0,16 ус ед. При многократном введении ацетилхолина были получены следующие результаты. Как было отмечено ранее введение ацетилхолина, увеличивало скорость мозгового кровотока у всех групп животных, однако менее выраженное увеличение наблюдалось в группе крыс с недостаточностью половых гормонов. В группе прооперированных самок на третье введение ацетилхолина, одновременно отмечалось как замедление сосудистого ответа так и его выраженность, дальнейшее введение ацетилхолина приводило к еще большему снижению реакции на стимуляцию эндогенного оксида азота. С помощью программного обеспечения аппарата «Минимакс-Допплер-К» были вычисленны ряд индексов спектрограммы. Оценивая полученные результаты можно констатировать, что у животных с эксперементальновызванной патологией в системе микроциркуляции наблюдаются достоверные изменения индексов Гослинга и Пурсело, характеризующих повышение плотности
сосудистой стенки и повышение сопротивления кровотоку. В группе прооперированных самок регистрируется достоверное повышение на 64 % индекса Гослинга и на 35 % индекса Пурсело, по сравнению с контрольными группами животных.
Заключение. По всей видимости, в основе сосудистых изменений на фоне гормональной недостаточности лежит нарушение функции и физиологии эндотелия. Эндотелиальня дисфункции мозговых сосудов у животных подвергшихся овариоэктомии существенно влияет на локальный мозговой кровоток, приводя к нарушениям в системе церебральной микроциркуляции, обуславливающим появление нарушения мнестических и когнетивных функции кастрированных крыс.