Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ И СТУДЕНТ-СТУДЕНТ НА СОЦИАЛЬНУЮ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ'

ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ И СТУДЕНТ-СТУДЕНТ НА СОЦИАЛЬНУЮ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
777
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКАЛА ЛИТТЛА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / PEDAGOGY / EDUCATIONAL PROCESS / SOCIOLOGICAL RESEARCH / RELATIONSHIP / SOCIAL INVOLVEMENT / SOCIAL LIFE / MODERN EDUCATION / LITTLE SCALE / TEACHING METHODS / ACADEMIC PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тишков Денис Сергеевич

Настоящее исследование посвящено изучению отношения между учителями и учащимися и между учащимися на социальную вовлеченность в студентов. На базе Курского государственного медицинского университета проеден социологический опрос с анализом данных по шкале Литтла, в ходе которого нами была изучена роль родителей в социальной вовлеченности подростков и в какой степени позитивные отношения преподаватель-студент и студент-студент уменьшают различия в социальной вовлеченности. Результаты показали, что отношения преподаватель-студент и студент-студент положительно связаны с вовлеченностью общества. Уровень социальной вовлеченности отличался у учащихся из семей с более низкими доходами, уровнем образования и занятости, даже несмотря на то, что уровень воспитания, казалось бы, не был связан с социальной вовлеченностью. Было обнаружено, что студенты из числа родителей с высшим образованием больше стремятся наладить контакт со своим преподавателем. Это преимущество, возможно, усиливает различия в социальной вовлеченности между учащимися с более низким и более высоким образованием родителей. Полученные данные в ходе исследования указывают на более глубокое понимание роли взаимоотношений в группе между студентами и преподавателями, так и отношения студентов со сверстниками, играющими важную роль в стимулировании студентов к участию в жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF TEACHER-STUDENT AND STUDENT-STUDENT RELATIONSHIPS ON STUDENT SOCIAL ENGAGEMENT

This study focuses on the relationship between teachers and students and between students on social engagement with students. On the basis of the Kursk state medical University, a sociological survey was conducted with the analysis of data on the little scale, during which we studied the role of parents in the social involvement of adolescents and to what extent positive teacher-student and student-student relationships reduce differences in social involvement. The results showed that teacher-student and student-student relationships are positively related to community engagement. The level of social engagement differed among students from lower-income families, education levels, and employment levels, even though the level of education did not seem to be related to social engagement. It was found that students from parents with higher education are more likely to establish contact with their teacher.. This advantage may reinforce differences in social engagement between students with lower and higher parent education. The data obtained during the study indicate a deeper understanding of the role of relationships in the group between students and teachers, as well as the relationship of students with peers, which play an important role in encouraging students to participate in society.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ И СТУДЕНТ-СТУДЕНТ НА СОЦИАЛЬНУЮ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

педагогические науки

Тишков Денис Сергеевич ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ ...

УДК 378.180.62

DOI: 10.26140/knz4-2020-0901-0010

ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ И СТУДЕНТ-СТУДЕНТ НА СОЦИАЛЬНУЮ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ

© 2020

SPIN: 2994-5352 AuthorlD: 668016 ORCID: 0000-0003-3638-4483 ScopusID: 57193751396

Тишков Денис Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой

«Терапевтическая стоматология» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail:den-tishkov@yandex.ru) Аннотация. Настоящее исследование посвящено изучению отношения между учителями и учащимися и между учащимися на социальную вовлеченность в студентов. На базе Курского государственного медицинского университета проеден социологический опрос с анализом данных по шкале Литтла, в ходе которого нами была изучена роль родителей в социальной вовлеченности подростков и в какой степени позитивные отношения преподаватель-студент и студент-студент уменьшают различия в социальной вовлеченности. Результаты показали, что отношения преподаватель-студент и студент-студент положительно связаны с вовлеченностью общества. Уровень социальной вовлеченности отличался у учащихся из семей с более низкими доходами, уровнем образования и занятости, даже несмотря на то, что уровень воспитания, казалось бы, не был связан с социальной вовлеченностью. Было обнаружено, что студенты из числа родителей с высшим образованием больше стремятся наладить контакт со своим преподавателем. Это преимущество, возможно, усиливает различия в социальной вовлеченности между учащимися с более низким и более высоким образованием родителей. Полученные данные в ходе исследования указывают на более глубокое понимание роли взаимоотношений в группе между студентами и преподавателями, так и отношения студентов со сверстниками, играющими важную роль в стимулировании студентов к участию в жизни общества.

Ключевые слова: педагогика, учебный процесс, социологическое исследование, взаимоотношение, социальная вовлеченность, общественная жизнь, современное образование, шкала Литтла, методы обучения, академическая успеваемость.

IMPACT OF TEACHER-STUDENT AND STUDENT-STUDENT RELATIONSHIPS ON STUDENT SOCIAL ENGAGEMENT

© 2020

Tishkov Denis Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor, head of the «Department of Therapeutic dentistry» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: den-tishkov@yandex.ru) Abstract. This study focuses on the relationship between teachers and students and between students on social engagement with students. On the basis of the Kursk state medical University, a sociological survey was conducted with the analysis of data on the little scale, during which we studied the role of parents in the social involvement of adolescents and to what extent positive teacher-student and student-student relationships reduce differences in social involvement. The results showed that teacher-student and student-student relationships are positively related to community engagement. The level of social engagement differed among students from lower-income families, education levels, and employment levels, even though the level of education did not seem to be related to social engagement. It was found that students from parents with higher education are more likely to establish contact with their teacher.. This advantage may reinforce differences in social engagement between students with lower and higher parent education. The data obtained during the study indicate a deeper understanding of the role of relationships in the group between students and teachers, as well as the relationship of students with peers, which play an important role in encouraging students to participate in society.

Keywords: pedagogy, educational process, sociological research, relationship, social involvement, social life, modern education, little scale, teaching methods, academic performance.

ВВЕДЕНИЕ

В сфере образования термин «вовлеченность учащихся» в последние десятилетия приобрел все большую популярность, что, скорее всего, связано с более глубоким пониманием роли, которую играют определенные интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие, физические и социальные факторы в процессе обучения и социального развития. Например, широкий спектр исследований, посвященных обучению, выявил связи между так называемыми «некогнитивными факторами" или» некогнитивными навыками". Участие общества охватывает воспринимаемую актуальность или важность социальных проблем и тем, часто основанных на ценностях и интересах человека. Однако во многих контекстах вовлечение учащихся может также относиться к способам, с помощью которых руководители школ, преподаватели и другие взрослые могли бы "вовлекать" учащихся более полно в процессы управления и принятия решений в образовательном учреждении, в разработку программ и возможностей для обучения или в гражданскую жизнь своего сообщества. Например, многие школы опрашивают учащихся, чтобы определить их взгляды на любое количество вопросов, а затем используют ре-Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)

зультаты опроса для изменения политики или программ таким образом, чтобы они учитывали или отвечали интересам и интересам учащихся. Учащиеся также могут создавать свои собственные вопросы, опрашивать своих сверстников, а затем представлять результаты руководителям школ или школьному совету для отстаивания изменений в программах или политике. Некоторые школы создали альтернативные формы управления учащимися, "студенческие консультативные комитеты», назначения учащихся в школьный совет и другие формальные и неформальные способы для учащихся внести свой вклад в управление школой или консультировать руководителей, директоров и местных политиков. Данная концепция включает в себя отношение к социальным вопросам и положительно относится к желанию участвовать. Молодые люди, которые хотят узнать о социальных проблемах и хотят участвовать, имеют больше шансов сделать это, если они чувствуют, что это имеет особую значимость для них [1-7]. Поскольку участие общества рассматривается как позитивное отношение, ведущее к активному поведению, оно должно пониматься как мотиватор для активного поведения и необходимо так же для того, чтобы студенты выполняли свою роль. Это

Tishkov Denis Sergeevich pedagogical

IMPACT OF TEACHER-STUDENT ... sciences

влечет за собой, например, то, что учащиеся заботятся и чувствуют, что важно решать проблемы в их сообществе, такие как забота о членах семьи, помощь друзьям или интерес к одноклассникам. Это касается принятия более широкой перспективы и участия в более общих вопросах на благо общества [8-12].

Подростки могут улучшить свои гражданские компетенции посредством взаимодействия с другими людьми, посредством участия в различных социальных и культурных практиках в своей повседневной жизни[10]. Для повышения вовлеченности общества школы должны создавать среду, в которой подростки хотят и могут взаимодействовать и участвовать с другими людьми и могут размышлять о социальных и культурных практиках и решениях. Учащиеся, которые воспринимают своего учителя как заботливого, слушающего, справедливого и понимающего, будут более мотивированы для общения, обсуждения и участия в уроке[16-18].

Позитивные отношения между учителем и учеником создают атмосферу, в которой учащиеся могут чувствовать себя в безопасности, а также могут и хотят участвовать в дискуссиях. Это означает, что учащиеся, которые воспринимают своих учителей как заботливых, внимательных, справедливых и понимающих, должны быть более мотивированы, чтобы взаимодействовать, обсуждать и участвовать в группе. Участие в этих дискуссиях приводит их к контакту с другими идеями и мыслями, что стимулирует их желание участвовать в жизни общества [13-15].

Позитивные отношения между студентами и студентами также могут усилить желание и мотивацию участвовать в уроке и повысить успеваемость. Если ученики имеют лучшие отношения со своими сверстниками, существует большая вероятность того, что они будут чувствовать себя в безопасности и будут верить в то, что к ним относятся серьезно, и, таким образом, они будут более охотно участвовать и высказывать свое мнение [16]. Таким образом, предполагается, что учащиеся с положительными отношениями со своими однокурсниками с большей вероятностью будут участвовать в обсуждениях и диалогах на занятиях что увеличивает возможности для поощрения участия в социальных проблемах. Характер взаимоотношений ученик-ученик может отличаться от взаимоотношений учитель-ученик [17]. Изучение взаимоотношений как учитель-ученик, так и ученик-ученик по отдельности позволяет понять различное влияние на вовлечение общества в силу характера этих взаимоотношений и того, в какой степени оба типа взаимоотношений в классе стимулируют участие ученика в жизни общества [18-19].

Некоторые западные страны разработали политику, предполагающую, что школы будут поощрять участие учащихся в жизни общества в качестве элемента поощрения гражданства и социализации, особенно в условиях растущей обеспокоенности по поводу ослабления социальной сплоченности и продолжающегося перехода от государства всеобщего благосостояния к обществу с более широким участием [20].

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель данной статьи - изучение степени, в которой позитивные отношения студент-студент и преподаватель-студент способствуют развитию социальной вовлеченности учащихся. Социальная вовлеченность рассматривается, как важное условие становления активного и ответственного гражданина, который вносит свой вклад в жизнь своего сообщества и общества в целом. Повышенное внимание, уделяемое социализации, вызывает вопросы, например, о факторах, способствующих ее эффективности. На базе Курского государственного медицинского университета проведен социологический опрос 50 студентов. Для того, чтобы изучить влияние климата в студенческой группе (с точки зрения взаимоотношений ученик-ученик и учитель-ученик) на вовлеченность учеников в общество. Анализ в этом исследо-38

вании основан на трех объединенных наборах данных. Тест Литтла использовался для проверки того, что отсутствующие данные о стилях воспитания, взаимоотношениях учителя и ученика, взаимоотношениях ученика и ученика необходимые для максимизации ожидания вменение. Данные тест включал в себя вопросы социального и психологического характера о ресурсах их родителей и об их отношения к ним.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Кроме того, что касается взаимоотношений ученика и ученика, как индивидуальное восприятие, так и среднее восприятие на уровне университета оказали положительное влияние на вовлечение учащихся в общество. Девочки в среднем были более вовлечены, чем мальчики (70%). Кроме того, академически активные учащиеся были более вовлечены в жизнь общества, чем учащиеся с более низкой академической успеваемостью. Поскольку академическая успеваемость может в определенной степени также рассматриваться как показатель академической успеваемости, этот вывод указывает на то, что студенты, которые более уверены в своем уровне компетентности, также более вовлечены в жизнь общества, чем их менее компетентные сверстники. Наше исследование показало, что позитивные отношения между учителем и его учениками - могут способствовать социальной вовлеченности учащихся. Наши результаты подтверждают идею о том, что учащиеся, воспринимающие своих учителей как заботливых, понимающих и слушающих, лучше способны и более охотно участвуют в учебной деятельности. Уровень социальной вовлеченности отличался у учащихся из семей с более низкими доходами, уровнем образования и занятости, даже несмотря на то, что уровень воспитания, казалось бы, не был связан с социальной вовлеченностью. Было обнаружено, что студенты из числа родителей с высшим образованием больше стремятся наладить контакт со своим преподавателем. Это преимущество, возможно, усиливает различия в социальной вовлеченности между учащимися с более низким и более высоким образованием родителей.

Исследование показало, что родительские ресурсы (определяемые уровнем образования, занятости и дохода родителей) являются важными предикторами социальной вовлеченности учащихся. Мы одновременно оценили влияние родительского социально-экономического статуса и обнаружили, что данные ресурсы положительно связаны с вовлечением студентов в общественную жизнь. Так же была обнаружена положительная связь между отношениями сверстников и вовлеченностью студентов в общество, что указывает на то, что студенты с более позитивной ориентацией на своих сокурсников, как правило, более вовлечены в общество. Более того, мы обнаружили еще более тесную связь между отношениями сверстников и вовлеченностью общества. Это означает, что когда учащиеся определенной группы оценивают свои отношения со сверстниками как хорошие, они более склонны к участию в жизни общества. Это открытие говорит о необходимости отношений между учащимися для активного участия, безопасности и мотивации в группе.

ВЫВОДЫ

Полученные нами данные подтверждают существование ускоряющегося влияния родительского воспитания на связь между позитивными отношениями учителя и ученика и вовлеченностью общества. Таким образом, данная статья показывает, как отношения между студентами и преподавателями, так и отношения студентов со сверстниками играют важную роль в стимулировании студентов к участию в жизни общества.

Выявленная связь между образованием учащихся и вовлеченностью учащихся в жизнь общества придает значимость в направлении университета по укреплению активной гражданской позиции и подчеркивает важность дальнейших исследований для понимания меха-Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)

педагогические науки

Тишков Денис Сергеевич ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ ...

низмов, задействованных в повышении уровня наших знаний об эффективном обучении и улучшении образования в сфере общества. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493.

2. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Наставничество как решение задачи повышения профессиональной компетентности врача-стоматолога // Современные проблемы науки и образования. — 2018. - 268с.

3. Перевозчикова Н.Г., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Роль тьютора в управлении самостоятельной работой обучающихся //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 182-184.

4. Насонова Н.А., Соколов ДА., Кварацхелия А.Г., Лопатина Л.А., Ильичева В.Н., Шевченко А.А. Тьюторство как неотъемлемая часть института кураторства в высшей медицинской школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 93-95.

5. Penman J.M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program// Journal of University Teaching & Learning Practice. 2017. 60—73р.

6. Голованова Н.Ф. Педагогика. М.: Academia, 2019. - 352 c.

7. Дружинин В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб- М.: Логос, 2002. - 384 с.

9. Ивановская О.Г. Педагогика текста и психолингвистка. М.: Форум, 2018. - 256 c.

10. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях.М.: Вузовский учебник, 2019. - 336 c.

11. Кравченко А.А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2019. - 400 c.

12. Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика. М.: Academia,

2017. - 312 c.

13. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация обучающихся.- М.: Academia, 2015. - 16 c.

14. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики. Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

15. Range B. D. Teacher perceptions about observation conferences: What do teachers think about their formative supervision in one US school district // Journal of University Teaching & Learning Practice. 2018.73р.

16. Бородина К.М. Социальная тревожность, как фактор снижения успеваемости студентов //Региональный вестник. 2019. № 22 (37). С. 7-8.

17. Зайцева Л.В. Переосмысление педагогики XXI века: педагогика нового времени//Вестник Донецкого педагогического института.

2018. № 3. С. 32-38.

18. Иванов А.В. Педагогика социальной среды как отрасль социальной педагогики//Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Под редакцией Л.В. Мардахаева. 2019. С. 117-123.

19. Дахин А.Н., Ярославцева Н.В. Проекты в педагогике и педагогика современных проектов//Школьные технологии. 2018. № 6. С. 23-31.

20. Чернышенко О.В. Воспитательные возможности дисциплины «педагогика и психология» (на примере модуля «педагогика»)// Современный ученый. 2019. № 2. С. 163-166.

Статья поступила в редакцию 02.03.2020 Статья принята к публикации 27.02.2020

Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.