Научная статья на тему 'Влияние отдельных нутриентов пищи на развитие умственных способностей и сохранение остроты зрения у детей дошкольного и школьного возраста'

Влияние отдельных нутриентов пищи на развитие умственных способностей и сохранение остроты зрения у детей дошкольного и школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
778
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / ВИТАМИНЫ / МИНЕРАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ЭССЕНЦИАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПИЩИ / АЛИМЕНТАРНО-ЗАВИСИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ГИПОВИТАМИНОЗЫ / УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОСТРОТА ЗРЕНИЯ / ПОЛИНЕНАСЫЩЕННЫЕ ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ КЛАССА ω-3 / ω-3 POLYUNSATURATED FATTY ACIDS / CHILDREN / PRESCHOOL CHILDREN / VITAMINS / MINERALS / ESSENTIAL NUTRIENTS / ALIMENTARY-DEPENDENT DISORDERS / HYPOVITAMINOSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поляшова Алла Сергеевна

Рациональное питание, соответствующее возрастным потребностям растущего организма ребенка, обеспечивает нормальное физическое и нервно-психическое развитие, а также профилактику алиментарно-зависимых заболеваний во всех возрастных периодах. Дефицит витаминов, минеральных элементов и ряда других эссенциальных компонентов пищи, постепенно усугубляющийся на фоне несбалансированного питания, приводит к развитию полисистемной патологии, приобретающей в дальнейшем хроническое течение. Достаточно важным и заслуживающим пристального внимания педиатров моментом является восполнение в рационе детей повсеместно встречающегося дефицита полиненасыщенных жирных кислот класса ω-3, оказывающих выраженное влияние на состояние зрительного аппарата, интеллект ребенка, а также работу многих органов и систем. Облегчение адаптационного синдрома в начале школьного обучения, а также восполнение дефицита витаминов у часто болеющих детей может быть достигнуто курсовыми приемами витаминных препаратов Пиковит, показавших свою высокую эффективность и безопасность даже при аллергической патологии и рекомендуемых специалистами Научного центра здоровья детей РАМН г. Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alimentary-dependent diseases in modern children: the correction ways1«Nizhny Novgorod State Medical Academy» of Russian Federation Ministry of Health

Rational diet, age-appropriate for the growing organism needs, provides normal physical and mental development and prevents alimentary-dependent diseases at every age stage. Deficiency of vitamins, minerals and other essential nutrients, gradually progressing against the background of imbalanced diet, leads to development of multisystem disorder, which then can become chronic. It is important that paediatricians pay great attention to supplementation in children’s nourishment of ω-3 polyunsaturated fatty acids, which have significant influence on visual apparatus, intellectual development and different organs and systems functions. The easing of the adaptation syndrome at the beginning of school education and supplementation of attention deficit can be achieved by the courses of vitamin complexes PIKOVIT, which demonstrated high efficiency and safety even in allergic disorders and are recommended by the specialists of Moscow Scientific Centre of Children Health.

Текст научной работы на тему «Влияние отдельных нутриентов пищи на развитие умственных способностей и сохранение остроты зрения у детей дошкольного и школьного возраста»

Обмен опытом

А.С. Поляшова

Нижегородская государственная медицинская академия

Влияние отдельных нутриентов пищи на развитие умственных способностей и сохранение остроты зрения у детей дошкольного и школьного возраста

Контактная информация:

Поляшова Алла Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены детей и подростков и гигиены питания, кафедры педиатрии и неонатологии Нижегородской государственной медицинской академии

Адрес: 603000, Нижний Новгород, ул. Алексеевская, д. 1, тел.: (831) 421-59-60, e-mail: as_polyashova@mail.ru Статья поступила: 28.07.2012 г., принята к печати: 03.08.2012 г.

Рациональное питание, соответствующее возрастным потребностям растущего организма ребенка, обеспечивает нормальное физическое и нервно-психическое развитие, а также профилактику алиментарно-зависимых заболеваний во всех возрастных периодах. Дефицит витаминов, минеральных элементов и ряда других эссенциальных компонентов пищи, постепенно усугубляющийся на фоне несбалансированного питания, приводит к развитию полисистемной патологии, приобретающей в дальнейшем хроническое течение. Достаточно важным и заслуживающим пристального внимания педиатров моментом является восполнение в рационе детей повсеместно встречающегося дефицита поли-ненасыщенных жирных кислот класса ш-3, оказывающих выраженное влияние на состояние зрительного аппарата, интеллект ребенка, а также работу многих органов и систем. Облегчение адаптационного синдрома в начале школьного обучения, а также восполнение дефицита витаминов у часто болеющих детей может быть достигнуто курсовыми приемами витаминных препаратов Пиковит, показавших свою высокую эффективность и безопасность даже при аллергической патологии и рекомендуемых специалистами Научного центра здоровья детей РАМН г. Москвы. Ключевые слова: дети, рациональное питание, витамины, минеральные элементы, эссенциальные компоненты пищи, алиментарно-зависимые заболевания, гиповитаминозы, умственные способности, острота зрения, полинена-сыщенные жирные кислоты класса ш-3.

Рациональное питание детей — один из важнейших факторов, обусловливающий сохранение здоровья и высокие адаптивные резервы подрастающего поколения. Однако, по данным Всемирной организации здравоохранения, лишь у малой доли детского населения питание можно считать оптимальным и сбалансированным. По результатам исследований, проведенных в различных городах, аналогичная ситуация сохраняется по всей России [1-4]. На сегодняшний день при углубленном

осмотре практически у 100% детей обнаруживают признаки поливитаминной (А, С, Е, группы В) и минеральной (кальций, магний, фтор, йод и др.) недостаточности разной степени выраженности. Сниженное содержание питательных веществ в рационе ребенка приводит к высокой заболеваемости, отставанию в физическом развитии, снижению познавательной деятельности и умственных способностей, нарушению зрения [5]. Последствия таких состояний, по мнению экспертов Всемирной организа-

A.S. Polyashova

«Nizhny Novgorod State Medical Academy» of Russian Federation Ministry of Health

Alimentary-dependent diseases in modern children: the correction ways

Rational diet, age-appropriate for the growing organism needs, provides normal physical and mental development and prevents alimentary-dependent diseases at every age stage. Deficiency of vitamins, minerals and other essential nutrients, gradually progressing against the background of imbalanced diet, leads to development of multisystem disorder, which then can become chronic. It is important that paediatricians pay great attention to supplementation in children’s nourishment of m-3 polyunsaturated fatty acids, which have significant influence on visual apparatus, intellectual development and different organs and systems functions. The easing of the adaptation syndrome at the beginning of school education and supplementation of attention deficit can be achieved by the courses of vitamin complexes PIKOVIT, which demonstrated high efficiency and safety even in allergic disorders and are recommended by the specialists of Moscow Scientific Centre of Children Health.

Key words: children, preschool children, vitamins, minerals, essential nutrients, alimentary-dependent disorders, hypovitaminosis, m-3 polyunsaturated fatty acids.

153

Обмен опытом

154

ции здравоохранения, непоправимы: последующая нормализация нутриентной обеспеченности лишь частично восстанавливает утраченные функции. Именно поэтому актуальным является раннее выявление и предупреждение дефицитных состояний.

В многочисленных исследованиях показано, что ежедневный недостаток в пище витаминов, минеральных элементов, а также других биологически активных веществ (полиненасыщенных жирных кислот класса м-3, м-3 ПНЖК) способствует развитию хронических заболеваний уже в раннем детском возрасте [6-10]. Это связано с тем, что при отсутствии депо в организме постепенно накапливающийся дефицит вышеуказанных компонентов приводит к снижению активности иммунной системы и сопротивляемости организма неблагоприятным факторам окружающей среды, а также к изменению оптимального течения обменных процессов и, как следствие, формированию со временем полисистемной патологии, достаточно быстро приобретающей хронический характер течения. Ухудшение состояния здоровья детской популяции на фоне нерационального питания подтверждается результатами профилактических осмотров и лабораторно-инструментальных методов исследования на этапе диспансеризации. Уже при внешнем осмотре у детей и подростков отмечается сухость кожных покровов и слизистых оболочек, тусклость и ломкость ногтей и волос, кровоточивость десен, быстрая утомляемость, снижение памяти и школьной успеваемости, повышенная сонливость, снижение остроты зрения вдаль после занятий и работы за компьютером (спазм аккомодации), нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, а также многие другие симптомы парциальной пищевой недостаточности [5, 6].

Дефицит микронутриентов, обладающих антиокси-дантным и антитоксическим действием (витамины А, С, Е, м-3 ПНЖК и др.), усугубляется неблагоприятной экологической обстановкой городов, в которых проживают большинство детей и подростков. По данным исследований, для того, чтобы поддерживать здоровье в условиях техногенного загрязнения, витаминов требуется потреблять намного больше, чем требовалось нашим предкам, жившим на экологически чистых территориях [11-13]. Именно поэтому развитые страны уже закрепили специальными законами обязательность обогащения массовых продуктов питания витаминами и микроэлементами [14].

Готовность детей к обучению в школе определяется их соматическим здоровьем, психическим развитием, освоением школьных навыков и умений по программам детских дошкольных учреждений. Только гармоничная взаимосвязь этих критериев и уровень достигнутого развития могут способствовать успеху на всех ступенях школьного обучения без риска возникновения различных заболеваний. Однако в структуре среднего образования (школе) за последнее время произошли серьезные преобразования, были введены новые программы обучения. Все более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс, что неизбежно повышает психоэмоциональные и зрительные нагрузки и в итоге, на фоне других

неблагоприятных факторов, отрицательным образом сказывается на состоянии их общего здоровья [5, 15].

Немаловажным для успешного обучения в школе на всех ступенях является развитие такого психического процесса, как память, нарушение которой может вызывать трудности в усвоении школьного материала.

Развитие детского организма — весьма сложный процесс, при котором сменяются периоды усиленного роста и его замедления. В связи с этим для оптимального роста, развития и сохранения здоровья ребенка требуется ежедневный, непрерывный приток пластического, энергетического материала, а также катализаторов биохимических процессов — витаминов и минеральных элементов, источником которых служит доброкачественная и полноценная пища, при отсутствии их самостоятельного синтеза в организме.

Нерациональное, без учета возраста и индивидуальных потребностей организма, питание в сочетании с увеличением образовательных нагрузок у современных детей усугубляет значительный за последние годы рост заболеваемости по многим классам болезней в соответствии с МКБ Х пересмотра, а также отставание в физическом развитии и снижение познавательной активности [2, 16]. Основные алиментарно-зависимые заболевания у современных школьников — болезни желудочно-кишечного тракта, ожирение и другие болезни обмена веществ, кариес, анемия, гипотиреоз, патология опорно-двигательного аппарата, снижение интенсивности иммунной защиты. Кроме того, на фоне некомпенсированного алиментарного дефицита наблюдается «омоложение» многих алиментарно-зависимых заболеваний (сахарного диабета 2-го типа, артериальной гипертензии, ожирения и избыточной массы тела, дислипидемии, патологии со стороны опорно-двигательного аппарата и др.) [15, 16].

В связи с модернизацией образовательных программ оптимизация адаптационного процесса к началу посещения дошкольных и школьных образовательных учреждений является особенно актуальной в современных условиях [2, 5, 16]. По данным специалистов Российской академии образования, до 80% детей, начинающих свой «школьный стаж», подвергнуты неоправданному стрессу. Решение этой проблемы особенно актуально в условиях крупных промышленных городов, где многофакторность экологических влияний носит чрезвычайный характер, и достаточно высока «цена» адаптации у детей, начинающих свое обучение в школе. По данным многочисленных научных исследований, здоровье детей, проживающих в районах с загрязнением окружающей среды, хуже, чем у тех, кто не подвергается постоянному воздействию компонентов выбросов промышленных предприятий и автотранспорта. Как правило, именно дети в силу возрастной незрелости защитно-приспособительных механизмов, интенсивности обмена, более активной утилизации органами и тканями поступающих из внешней среды вредных веществ наиболее подвержены их влиянию [6, 17]. Увеличение доли больных, имеющих проявления вегетососудистой дистонии [18] и аллергии, характеризуют состояние напряжения иммунной системы и ее гормонально-вегетативной регуляции в усло-

Обмен опытом

156

виях постоянного воздействия на организм ребенка высоких доз ксенобиотиков [16, 17]. Актуальной остается проблема часто болеющих детей. В экологически неблагополучных регионах отмечается рост числа часто и длительно болеющих детей с 14,8 до 59%. В 40% случаев к 7-8 годам у них формируется хроническая бронхолегочная патология [19].

Дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях, испытывают постоянный антиоксидант-ный стресс, связанный с обезвреживанием большого числа ксенобиотиков, поступающих с водой, пищей, воздухом. Условием нормального функционирования физиологической антиоксидантной и антитоксической системы является достаточный уровень ферментативного метаболизма, который обеспечивается комплексом макро- и микронутриентов. В современных условиях наиболее эффективным является дотация биооксидантов пищевых продуктов (в т. ч. м-3 ПНЖК). Кроме того, дети 6-7-летнего возраста находятся в «критическом» возрастном периоде, когда отмечается повышенная чувствительность к эмоционально-стрессовому воздействию, а приспособительные реакции еще не достаточно совершенны. Продолжающееся морфофункциональное развитие, незрелость регуляторных механизмов и ряда ферментных систем, подвижность физиологических процессов наряду с неустойчивостью гомеостаза и высокая активность энергетического обмена способствуют тому, что в этот период ребенок наиболее чутко реагирует на изменяющиеся условия внешней среды. Учитывая вышеуказанные особенности детского организма, далеко не у всех детей 6-7-летнего возраста процесс адаптации к школьному обучению протекает безболезненно. Он довольно длителен (может длиться от 2-3 нед до полугода и более) и связан с вовлечением и значительным напряжением всех систем организма.

Успешность адаптации к началу школьного обучения во многом определяется физическим развитием и состоянием здоровья детей, которые напрямую зависят от характера питания. Растущий организм ребенка, испытывая «школьный стресс», нуждается в повышенном поступлении отдельных нутриентов. Однако с началом обучения в школе на фоне значительного изменения режима наблюдается лишь нарастание дефицита питания детей как в качественном, так и в количественном отношении [6, 8, 20].

При рассмотрении предлагаемых вариантов облегчения процесса адаптации к началу школьного обучения следует отметить важную роль м-3 ПНЖК, оказывающих выраженное положительное влияние на когнитивные функции и познавательную деятельность ребенка.

м-3-ПНЖК являются незаменимыми (эссенциальны-ми) для жизнедеятельности каждой клетки. Они не синтезируются в организме человека, но необходимы как структурные компоненты клеток. Входя в состав мембран клеток серого вещества мозга, они обеспечивают передачу импульсов между нейронами, благодаря чему улучшается работа мозга (память, внимание), снижается частота возникновения головных болей, повышаются умственные способности. м-3 ПНЖК — это «строительный материал» для сетчатки глаза; они регулируют противо-

воспалительные реакции, являются источником энергии, важны для нормализации жирового обмена, улучшения микроциркуляции и регуляции тонуса сосудов, предупреждения развития метаболических и сердечно-сосудистых заболеваний. м-3 ПНЖК не только принимают участие в работе многих систем организма, но и обеспечивают их оптимальное функционирование.

Клинические признаки дефицита м-3 ПНЖК — неврологические симптомы (ухудшение памяти, концентрации внимания, способности к обучению, снижение интеллекта и остроты зрения), нарушение трофики кожи (шелушение, сухость, покраснение, повышенная чувствительность и раздражительность кожи, развитие дерматитов), замедление роста [21, 22].

Повышенные зрительные нагрузки у современных школьников, связанные с большим объемом получаемой печатной информации, а также работой за компьютером, приводят к перенапряжению зрительного анализатора, развитию вначале временного, а затем и стойкого спазма аккомодации с исходом в близорукость. Периодический курсовой прием витаминных комплексов, включающих м-3 ПНЖК, может послужить хорошей первичной профилактикой снижения остроты зрения за счет восстановления поврежденных клеток сетчатки глаза [23].

Одним из таких препаратов, рекомендуемых специалистами Научного центра здоровья детей РАМН в качестве дополнительного источника комплекса витаминов (А, С, Е, D, группы В) и м-3 ПНЖК, является «Пиковит ОМЕГА-3» (производства компании ^КА, Словения). В его состав входят следующие компоненты: рыбий жир (источник м-3 ПНЖК), аскорбиновая кислота, О^-а-токоферола ацетат, декспантенол (О-пантенол), рибофлавина натрия фосфат, тиамина гидрохлорид, пиридоксина гидрохлорид, ретинол пальмитат, цианоко-баламин, колекальциферол, фолиевая кислота. Препарат рекомендуется в следующих дозировках: детям старше 3 лет — по 1 ч. л. (5 мл) в день, утром после еды, курсами по 1 мес 2-3 раза в год.

Не менее важным для дошкольников и школьников разных ступеней обучения является облегчение адаптационного синдрома в начале посещения детских образовательных учреждений, коррекция витаминного статуса у часто и длительно болеющих детей, в особенности у детей с отягощенным аллергоанамнезом. Выбор препарата в данной ситуации должен включать витамины, оказывающие положительное влияние на работу нейроэндокринной и иммунной системы, контролирующих в свою очередь работу всего организма. Кроме того, он должен быть безопасным, учитывать физиологические потребности в основных микронутриентах на разных возрастных этапах, а также соответствовать стандартам GMP (Европейский стандарт качества и безопасности). Вышеуказанным требованиям удовлетворяет комплекс витаминов «Пиковит сироп», который включает 9 компонентов: ретинол в форме пальмитата (витамин А), колекальциферол (витамин D3), аскорбиновую кислоту (витамин С), тиамина гидрохлорид (витамин В1), рибофлавин в форме натрия фосфата (витамин В2), О-пантенол (витамин В5), 2 мг, пиридоксина гидрохлорид (витамин В6), циа-нокобаламин (витамин В12) и никотинамид (витамин РР),

а также витаминно-минеральный комплекс указанной марки в таблетках, рекомендуемый специалистами Научного центра здоровья детей РАМН для комплексного лечения часто болеющих детей и пациентов с атопическим дерматитом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регистрируемая у современных детей и подростков высокая частота развития алиментарно-зависимых заболеваний наряду с повышенной экологической, эмоциональной и зрительной нагрузкой определяют

необходимость оптимизации их питания на всех этапах развития курсовым приемом витаминных и витаминноминеральных комплексов. В качестве источника эссен-циальных веществ могут быть рекомендованы препараты «Пиковит», доказавшие свою безопасность и эффективность и располагающие широким ассортиментом комплексов различных витаминов, минеральных элементов, а также других жизненно важных веществ (в частности, ПНЖК класса м-3) для всех возрастных групп с учетом потребностей организма и аллергической предрасположенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Утенина В. В., Плигина Е. В. и др. Дисбаланс микроэлементов в организме детей с экологозависимой патологией. Гигиена и санитария. 2002; 5: 57-59.

2. Кучма В. Р, Емельянов А. А., Кавалерская Э. К. и др. Современное дошкольное воспитание: гигиенические проблемы, пути решения, медико-профилактическая эффективность. М.: ГУ НЦЗД РАМН. 2010. 356 с.

3. Поляшова А. С., Леонов А. В., Якубова И. Ш., Кузмичёв Ю. Г. Оценка пищевого статуса детей 6-10 лет, посещающих образовательные учреждения города Нижнего Новгорода и разработка мероприятий по его оптимизации. Вопросы детской диетологии. 2009; 7 (1): 21-25.

4. Конь И. Я., Тутельян В. А., Углицких А. К., Волкова Л. Ю. Рациональное питание российских школьников: проблемы и пути их преодоления. Здоровье населения и среда обитания. 2008; 7 (184): 4-5.

5. Баранов А. А., Кучма В. Р, Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Рук-во для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2006. 412 с.

6. Поляшова А. С. Оценка пищевого статуса детей младшего школьного возраста и обоснование мероприятий по его оптимизации. Автореф. дис.... канд. мед. наук.Н. Новгород. 2005. 24 с.

7. Маймулов В. Г., Якубова И. Ш., Чернякина Т. С. Питание и здоровье детей. С.-Пб: СПбГМА им. И. И. Мечникова. 2003. 354.

8. Конь И. Я., Волкова Л. Ю., Дмитриева С. А. Актуальные проблемы питания школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2009; 9 (194): 4-9.

9. Батурин А. К., Каганов Б. С., Шарафетдинов Х. Х. Питание подростков: современные взгляды и практические рекомендации. М. 2006. 54 с.

10. Питание здорового и больного ребенка / под ред. В. А. Тутелья-на, Т. Я. Коня, Б. С. Каганова. М.: Издательский Дом «Династия». 2007. 324 с.

11. Тутельян В. А., Спиричев В. Б., Суханов Б. П., Кудашева В. А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека: Справочн. рук-во по витаминам и минеральным веществам. М.: Колос. 2002. 423 с.

12. Спиричев В. Б. Что могут витамины. Парадоксы правильного питания. М.: Аст-пресс. 2011. 288 с.

13. Спиричев В. Б., Шатнюк Л. Н., Поздняковский В. М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами. Новосибирск: Сибирское университетское издательство. 2005. 548 с.

14. «О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов». Постановление главного государственного врача РФ от 05.03.2004 № 9.

15. Баранов А. А., Ильин А. Г. Основные тенденции динамики состояния здоровья детей в Российской Федерации. Пути решения проблемы. Вестн. РАМН. 2011; 6: 12-18.

16. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: рук-во для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2008. 432 с.

17. Агаджанян Н. А., Велданова М. В., Скальный А. В. Экологический портрет человека и роль микроэлементов. М. 2001. 236 с.

18. Кузмичев Ю. Г., Ипатов Ю. П. Вегетативная дисфункция у детей. Пос. для студентов и врачей. Н. Новгород. 1998. 137 с.

19. Часто болеющие дети. Клиника. Лечение. Реабилитация: учебн. пос. / под ред. проф. В. А. Воробьевой. Н. Новгород: НижГМА. 2010. 160 с.

20. Поляшова А. С., Игнатьев В. А. Рациональное питание и его влияние на здоровье детей школьного возраста. Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления здоровья детей: инновационные подходы: пособие для педагогов. Часть I. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования. 2012. С. 76-108.

21. Шилина Н. М. Современные представления о роли полинена-сыщенных жирных кислот в питании женщин и детей. Вопросы питания. 2010; 5: 15-23.

22. Конь И. Я., Шилина К. М., Вольфсон С. Б., Георгиева О. В. Использование полиненасыщенных жирных кислот в питании здоровых детей. Лечащий врач. Журнал практикующего врача. 2006; 1: 42-47.

23. Конь И. Я., Шилина Н. М., Гусева М. Р, Хаценко И. Е. и др. Исследование влияния рыбьего жира как источника омега-3 полиненасыщенных жирных кислот на заболеваемость острыми респираторными инфекциями, антропометрические показатели и зрительную функцию у дошкольников 5-6 лет. Педиатрия. 2010; 89 (1): 76-80.

157

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2012/ ТОМ 11/ № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.