Научная статья на тему 'Влияние особой экономической зоны (ОЭЗ) на региональную конкурентоспособность'

Влияние особой экономической зоны (ОЭЗ) на региональную конкурентоспособность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1409
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЭЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куприянов С. В., Шевцова С. Н.

Уровень развития экономики, благосостояния в той или иной стране во многом зависит от того, каковы ее позиции на мировом рынке, насколько быстро она способна перестроить и мобилизовать свои ресурсы, осуществить инновационные преобразования. В свою очередь, конкурентные позиции страны определяются конкурентоспособностью ее отдельных регионов, территорий и предприятий. Поэтому научно обоснованное решение методологических и методических проблем управления различными факторами региональной конкурентоспособности (РК) и, в частности, особой экономической зоной (ОЭЗ) как специфическим институтом рыночной среды выступает важной задачей экономической теории и регионального менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние особой экономической зоны (ОЭЗ) на региональную конкурентоспособность»

УДК 332.13

ВЛИЯНИЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ (ОЭЗ) НА РЕГИОНАЛЬНУЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

e-mail:

kaf-mvd@yandex.ru

007svetlana@mail.ru

С.В. КУПРИЯНОВ С.Н. ШЕВЦОВА

Уровень развития экономики, благосостояния в той или иной стране во многом зависит от того, каковы ее позиции на мировом рынке, насколько быстро она способна перестроить и мобилизовать свои ресурсы, осуществить инновационные преобразования. В свою очередь, конкурентные позиции страны определяются конкурентоспособностью ее отдельных регионов, территорий и предприятий. Поэтому научно обоснованное решение методологических и методических проблем управления различными факторами региональной конкурентоспособности (РК) и, в частности, особой экономической зоной (ОЭЗ) как специфическим институтом рыночной среды выступает важной задачей экономической теории и регионального менеджмента.

Ключевые слова: особая экономическая зона, региональная конкурентоспособность, конкурентные преимущества, региональное управление, оценка эффективности ОЭЗ.

Процессы и явления новейшей экономики - экономики инновационной, базирующейся на знаниях и глобализации социально-экономических отношений приводят к резкому обострению конкурентной борьбы на всех уровнях, включая региональный, что актуализирует проблему обеспечения конкурентоспособности отдельных территорий и субъектов федерации. Но в современной динамичной бизнес-среде качественный процесс управления этими процессами немыслим без применения новых эффективных инструментов и методов, в частности, анализа имеющихся факторов и предпосылок региональной конкурентоспособности, ее оценки, стратегического планирования, формирования и укрепления конкурентных преимуществ на этом уровне. Его роль заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных способов использования материальных, финансовых, человеческих, а также организационных ресурсов региона для получения наиболее желаемого уровня конкурентоспособности. Это весьма специфические инструменты, поскольку имеется ряд отличий между управлением конкурентоспособностью предприятия и менеджментом ее в региональном разрезе. Однако, как показывает реальность, социальноэкономическое возрождение России невозможно осуществить без развития теории и методологии данной важнейшей функции управления и ее применения в динамичной практике. Одним из действенных инструментов повышения региональной конкурентоспособности (РК) является создание особой экономической зоны как «части территории страны или региона с особым действующим режимом для отечественного и иностранного бизнеса» [1, с.12], со специфическими юридическими условиями, направленными на решение серьезных социально-экономических, финансовых и прочих задач.

Однако рассмотрение ОЭЗ как локального института и специфического механизма в отрыве от общей региональной системы управления и ситуации в регионе, на наш взгляд, неоправданно, и любые попытки решения задач ее эффективности в таком случае не будут иметь должного теоретического и практического обоснования. Не требует доказательств тот факт, что источники эффективности деятельности любого экономического субъекта коренятся не только внутри этого субъекта, но зачастую вне его, действуя как вызовы среды, как ресурсная база или как сетевые блага. Системный подход требует изучения явления в связи с прочими компонентами его окружения и взаимодействия, и тем более, это относится к ОЭЗ. Исходя из этого, мы полагаем, что исследовать процесс организации и управления ОЭЗ необходимо в двух направлениях - с учетом анализа ее влияния на различные процессы хозяйственной жизни региона и, наоборот, с учетом влияния региональной бизнес-среды и социального окружения на ОЭЗ.

Поэтому формирование национальной конкурентоспособности немыслимо без повышения конкурентоспособности регионов, без создания условий для этого, в частности, развития конкурентной активности, информационного обеспечения цивилизационного и эффективно функционирующего рынка с социальным уклоном. Эти задачи названы Президентом Российской Федерации как центральные по важности на ближайшие 5-10 лет.

Опираясь на позицию ряда известных ученых и специалистов, мы считаем, что для комплексного рассмотрения региональной социально-экономической системы и совершенствования управления ею как нельзя лучше подходит такой интегральный показатель, как уровень региональной конкурентоспособности (РК), в его различном преломлении и сложносоставном содержании. Этот термин в последнее время получает широкое развитие в связи с формированием новой структуры мирового пространства с выделением регионов как экономических субъектов, которые имеют определенные ресурсы и преимущества, а также свои определённые сильные и слабые стороны. Борьба за рынки и инвестиции ведется на уровне региональных союзов и соглашений, крупных альянсов и интеграционных группировок. Во многих странах действуют советы по национальной и региональной конкурентоспособности, в Евросоюзе проводится скоординированная политика повышения РК. Ее обеспечение возводится сегодня в ранг ключевых задач федеральных и региональных приоритетов и функций государственного регулирования экономики. Важность этой характеристики объясняется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, в практическом плане повышение РК важно как для внутрихозяйственной жизни, так и для взаимодействия с внешними партнерами. Реализация конкурентных преимуществ на уровне региона может происходить с меньшими издержками и риском, чем на федеральном уровне.

Во-вторых, если говорить о теоретической стороне проблемы, показатель РК как обобщающая и многоаспектная характеристика региона весьма богат в методологическом смысле, позволяя совершенствовать имеющиеся и находить новые эффективные инструменты управления развитием регионов и территорий, а именно:

- анализа и оценки текущего и перспективного состояния региональной экономической системы;

- способов более глубокого выявления их слабых и сильных сторон, профиля конкурентных преимуществ;

- методов разработки дифференцированных стратегий и социально-экономической политики с учетом особенностей региональных условий и их конкретных целей.

Важно, что этот показатель может широко использоваться в международной статистике, а также позволяет отслеживать динамику процессов в сравнении с конкурентами в широком масштабе. С нашей точки зрения, его использование для оценки и управления стратегическим и сбалансированным развитием страны особенно актуально и плодотворно для такой страны, как Россия. Это связано со сложным государственным устройством, неравномерностью развития отдельных краев и областей, резкими отличиями между климатическими зонами и многонациональностью. С другой стороны возрастает многократно интеграционная сила - необходимость объединения регионов и их предприятий, организаций, а также стран в достижении рыночных и социальных целей.

В литературе наблюдается многообразие подходов к определению РК, в которых, однако, можно выделить три основных направления - соответственно трем базовым школам исследования конкурентоспособности. Согласно первому, поведенческому, РК представляет собой способность к соперничеству, активность в этом плане, направленную на генерирование всё новых и новых форм борьбы за рынок и инвестиции. Этот подход использовался, например, при ценовой конкуренции, при агрессивных маркетинговых стратегиях.

Второй подход проистекает из структурной теории конкуренции, то есть, конкуренция в соответствии с таким подходом определяется не действиями экономических субъектов, а структурой рынков, на которых они действуют. Здесь принципиально важным является выяснение вопроса - может ли влиять предприятие или регион на рынок и, если да, то в каких аспектах.

В нашей работе мы будем рассматривать конкурентоспособность в соответствии с функциональной теорией конкуренции, где последняя означает борьбу нового со старым, инноваций с традиционными средствами производства и продвижения товаров. РК в данном случае будет означать способность экономического субъекта быть «созидающими разрушителями» - бороться с рутиной, устранять помехи на пути новаций, находить способы быстрого освоения прогрессивных технологий во всех направлениях, особенно в менеджменте. С учетом этого, а также имея в виду цели управления регионами, можно дать следующее определение РК: это способность региональной социально-экономической системы накапливать и реализовывать определенные преимущества, прежде всего, инновационного характера, для создания такого объема и состава благ, которые позволяют населению региона устойчиво повышать уровень жизни.

Исходя из этого определения, нас будут интересовать прежде всего те конкурентные преимущества, которые отвечают инновационному типу развития, - они отличаются по своему характеру от источников роста, вытекающих из первого и второго подходов. Это такие преимущества, как возможности мобилизации факторов регионального развития, соответствующая инновационному типу роста инфраструктура, обучение и привлечение интеллектуальных кадров в регион путем создания привлекательных условий, благоприятный инвестиционный климат и т.п.

Функции стратегического менеджмента РК укрупнено можно разбить на три блока: I

блок: оценка фактической РК

II блок: анализ РК - выявление сильных и слабых сторон, конкурентных преимуществ и их вида;

III блок: планирование инструментов и мер по повышению РК.

Итак, первый блок носит оценочно-контрольный характер, второй - исследовательский, третий - планово-прогностический.

Что касается оценки РК, она состоит из оценки потенциальной и фактической РК. Последняя являет собой фактический результат уже использованных факторов и преимуществ, и можно выделить несколько наиболее значимых параметров, на основе которых следует ее осуществлять:

- региональное предложение (уровень товаропроизводителей региона);

- востребованность (спрос) на товары, производимые в регионе;

- развитость региональных рынков;

- продуктивность региональных ресурсов;

- уровень жизни в регионе;

-саморазвитие региона.

Это агрегированные показатели, которые в свою очередь, можно разложить на более мелкие параметры.

Потенциальную РК мы предлагаем оценивать через использование понятия «частные потенциалы», которые включают два типа экономических факторов: а) естественные факторы (абсолютные преимущества), подвергшиеся управлению и предпринимательской активности и б) целенаправленно формируемые (сравнительные преимущества). Понятие «потенциал» в разрезе территорий предлагались многими авторами (С.Кукура, С.Лобанов, Ю.А.Дорошенко. Т.Косицына и др.), но нами был выделен расширенный по сравнению с имеющимся в литературе ряд частных потенциалов, образующих потенциальную РК, которые в свою очередь мы разделили на две группы по своей роли в обеспечении РК: потенциалы 1-го порядка или базовые (П1) и потенциалы 2 -го порядка или факторы активизации (П2) (см. табл. 1). Здесь уместно отметить двойственность природы инновационного потенциала - он находится между базовыми и активизирующими факторами, и этим определяется его ведущая роль в обеспечении РК. Подчеркнем, что потенциал РК - это не экономический потенциал, специфика его в том, что это сравнительные характеристики.

Таблица 1

Структура факторов-потенциалов РК, определяющих конкурентные преимущества

Фактор-потенциалы РК Содержание фактор-потенциалов РК

Природно-ресурсный, включая экологический (ПРПрк) Земельные ресурсы, географическое положение региона, залежи и добыча полезных ископаемых, лесные угодья, водоемы и пр.; состояние окружающей среды, рекреационные условия

Человеческий (ЧПрк) Численность по категориям, плотность населения, рождаемость и смертность, квалификация и образование, физическое здоровье, отношение к труду, активность

Производственно-технический (ТПрк) Производственные мощности, их технический уровень, моральный и физический износ основных средств, энергоемкость

Финансово-инвестиционный (ФИПрк) Бюджетное состояние, инвестиционные возможности бизнеса, направления инвестирования, объем привлеченных средств

Социально-культурный (СКПрк) Стабильность, доверие населения, традиции, социальные ценности и психология населения

Инфраструктурный (ИСПрк) Транспорт и связь, распределительные сети и промышленные коммуникации, провайдеры

Интеллектуальноинновационный (ИИПрк) ВУЗы, НИИ, фонды, агентства и центры инновационного развития, технопарки, инкубаторы, центры сертификации и стандартизации, кредитно-финансовые учреждения, поддерживающие инновации, научные общества, ассоциации и пр.

Организационноинституциональный (ОИПрк) Рыночные институты, биржи, банки, правительственные учреждения и организации, советы и комиссии, центры территориального развития, торговые палаты

Маркетинговокоммуникативный (МКПрк) ПР-деятельность, масс-медиа, марки и бренды, имиджевый уровень, известность, региональные маркетинговые коммуникации и маркетинговое партнерство

Для их оценки можно воспользоваться уже существующими методиками, в частности, Интегральным показателем (ИПСЭР) А.Ревайкина [2], индексами развития территории (ИКРТ) И.Вистбакка и А.Шишкина [3, с.31-33], Васильевой З.А. [4], а также данными различных рейтингов и экспертных оценок. Так, например, расчеты воронежских аналитиков [5, стр. 26] показали, что по состоянию на 2008г. положение областей ЦЧР характеризуется соответственно следующими индексами развития информационнокомпьютерных технологий и готовности к электронному правительству (по 10-балльной шкале): Воронежская область - з,31;Тамбовская - 2,17; Белгородская область - 2,71; Липецкая - 2,18; Курская - 2,35. По Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Белгородская область находится на 10-м месте в РФ, по развитию инновационного потенциала - на 16-м.

И здесь мы переходим ко второму блоку управления РК. В его содержание входит анализ конкурентных преимуществ, ставящий целью рассмотреть через призму указанных выше частных потенциалов РК всю структуру ресурсов региона, способы их использования, товарно-ассортиментную политику, качество деловых связей и уровень организации региональной экономики и т.п.. В процессе этого должны быть определены её сильные стороны, которые могут служить «точками роста» для дальнейшего развития, привлекать потенциальных партнеров и дополнительные ресурсы, а также эффективнее использовать имеющиеся. Оценка и выявление конкурентных преимуществ позволит перейти к третьему блоку, где необходимо принять ряд решений, касающихся выбора и обоснования мер и инструментов по укреплению РК. Одним из таковых является ОЭЗ. Мировой опыт показывает, что она может служить мощным катализатором процесса укрепления конкурентоспособности, наращивания потенциала региона, ядром инноваций и

социальных позитивов. Но вместе с тем, ее создание и эффективное функционирование требует обоснования и соблюдения ряда условий: выбор режима, способов локализации, обслуживания, условия партнерства и баланса интересов, образование кластера или сети и т.д. Весьма важным моментом также является выбор типа ОЭЗ, который, на наш взгляд, должен определяться видом и характером имеющихся конкурентных преимуществ. Модель определения региональной конкурентоспособности представлена на рис. 1.

Рис 1. Модель управления региональной конкурентоспособностью с учетом особой экономической зоны

Методически создание ОЭЗ как фактора повышения РК состоит из трех основных этапов, уточненное содержание которых представлено на рис. 2.

При создании ОЭЗ - на подготовительном этапе - необходимо учитывать ряд требований и наличие определенных предпосылок для ее успешного функционирования.

Прежде всего, это учет правовых требований и ограничений создания ОЭЗ, который является безоговорочно-обязательным. Далее к условиям эффективности относится точность определения направления деятельности ОЭЗ в рамках обеспечения РК. Как было установлено, ОЭЗ призвана реализовывать имеющиеся стратегические конкурентные преимущества.

Стратегические конкурентные преимущества региона определяются по их важности или ценности для основных потребителей и партнеров. Это значит, что РК определя-

ется совокупностью только тех ее свойств, которые имеют действительную ценность (интерес) для потребителей, удовлетворяя их потребности, нужды и запросы.

Основными группами потребителей природно-естественных ресурсов и созданных региональных благ являются:

- население - как внутри региона, так и вне его;

- государство (в лице местного и федерального правительства и бюджетных организаций);

- коммерческие предприятия, бизнес (внутрирегиональный, национальный и зарубежный);

- инвесторы (внутренние и зарубежные);

Рис. 2. Этапы создания ОЭЗ

В каждой из этих групп существуют свои требования и соответственно факторы, детерминирующие степень их удовлетворенности предоставляемыми им благами и ценностями. Это могут быть не только традиционные товары, но и жизненные условия, окружающая среда, услуги, деловая или иная атмосфера и т.д. Каждая группа вносит различный вклад в экономику региона и соответственно представляет для него некий приоритет - более или менее значимый. Анализ сегментов потребителей и их вклада в ВРП позволяет выявить те направления роста, которые принесут наибольшую выгоду региону - в социально-экономическом, а не только коммерческом разрезе.

Приоритеты групп, в свою очередь, вытекают из общей региональной стратегии долгосрочного развития, то есть, задаются руководством области с учетом векторов государственной социально-экономической политики. Так, приоритетными группами для Белгородской области в настоящее время являются: малые инновационные предприятия, «безвредный агробизнес», медицина будущего, ноосферные социальные технологии, энергосбережение на основе геотермальных источников, «умные «мировое» качество дорог, рост численности городских агломераций (Белгорода - вдвое, до 1 млн. чел. к 2030 г.).

Таким образом, создание ОЭЗ технико-внедренческого типа должно способствовать прежде всего решению приоритетных задач. Предпосылки создания ОЭЗ в регионе можно оценить как выше среднего. Конкурентные преимущества заключаются, прежде всего, в географическом положении; наличии полезных ископаемых; относительной социальной стабильности; инвестиционной привлекательности; наличии кадровых резервов и образовательных учреждений, а также значительно финансируемых инновационных проектов, гибко-прогрессивной системе управления и ее стратегичности.

В таблице 2 содержатся данные авторского обследования региональной социально-экономической системы, проведенного с помощью экспертной оценки, на степень соответствия совокупности условий требованиям создания технико-внедренческой зоны.

Таблица 2

Анализ и оценка конкурентных преимуществ региона с точки зрения инвесторов

№ п/п Конкурентные преимущества Тип преимуществ Оценка в баллах

1 Географическое положение Естественное, абсолютное 10,0

2 Близость к источникам сырья Естественное, устойчивое 8,0

3 Социальная стабильность Естественно-формируемое, сравнительное 7,5

4 Наличие инновационной инфраструктуры Формируемое, сравнительное, Устойчивое 6,0

5 Репутация Формируемое, Сравнительное, неустойчивое 5,5

6 Инвестиционная привлекательность Формируемое, Сравнительное, неустойчивое 5,0

7 Спрос на товары региона - внешний - внутренний Сравнительное, неустойчивое, Формируемое 3,5 5,0

8 Экологическое состояние Естественно-формируемое, Неустойчивое 4,5

9 Рыночные институты Формируемое, Сравнительное 4,0

10 Система управления Формируемое, сравнительное 6,5

11 Кадровые ресурсы Естественно-формируемые, устойчивое 5,0

Итого 67, 5

Примечание: с точки зрения других групп потребителей оценка конкурентных преимуществ может отличаться.

Обобщив существующие подходы к оценке эффективности ОЭЗ и их воздействия на развитие региона, мы предложили методику оценки влияния ОЭЗ на РК. Она может использоваться для выявления фактического влияния ОЭЗ (после некоторого, например, годичного, периода ее существования в регионе) или же для прогнозирования возможных последствий создания ОЭЗ на основе анализа поданных будущими резидентами заявок и бизнес-планов.

Индексы влияния (частные) отражают степень изменения тех или иных ключевых показателей экономики региона, динамику его ресурсной базы и социального развития за период существования ОЭЗ в данном регионе. Для зон разного типа возможен скоррек-

тированный набор частных индексов и также различен может быть «вес» или значимость отдельных индексов.

Для каждого типа ОЭЗ следует использовать преимущественно те или иные индексы, а также различные их «веса». Для ТВЗ предлагается определять, прежде всего, такие индексы, как: изменение темпа роста внедрения инноваций (I ип.); изменение темпа роста экспорта (I э); изменение поступлений в бюджет (I б); коэффициент привлечения инвестиций, в том числе иностранных (I инв.); изменение обеспеченности рабочими местами региона (I р.м.); изменение жизненного уровня, в частности, рост дохода населения (I у.ж.); изменение репутации региона, отношения к нему или его бренду (!р. ).

Таблица 3

Индексы влияния ОЭЗ на региональную конкурентоспособность

Индексы влияния на базовые показатели РК Содержание и порядок расчета Интерпретация значения индекса

Индекс влияния на инновации, внедряемые в регионе I ип.= (Оип.б. + Оип.З) / Оин.б. где - Оип.з - объем инновационных проектов осуществленных резидентами ОЭЗ в текущем периоде, млн.руб.; Оип.б. - объем инновационных проектов в регионе в базовом году, млн.руб. Удовлетворительное значение: 1,0 - 1,05 Среднее: 1,05 - 1,1 Высокое: выше 1,1

Индекс влияния на инвестиции в экономику региона ]лнв. = (Иб.+ Из.) /Иб., где Из. - объем инвестиций, привлеченных от резидентов ОЭЗ, Иб. - общий объем региональных инвестиций в базовом периоде, млн.руб. Удовлетв.: 1,0 - 1,1 Среднее: 1,1 - 1,2 Высокое: выше 1,2

Индекс влияния на совместную предпринимательскую деятельность ]!сп. = (Чсп.б.+ Чсп.з.)/ Чсп.б. где Чсп.б. - число совместных предприятий в регионе в базовом году, ед.; Чсп.з - число совместных предприятий, созданных в рамках ОЭЗ, ед. Удовл.: 1,0 - 1,05 Среднее: 1,051 - 1,15 Высокое: выше 1,15

Индекс влияния на обеспеченность рабочими местами ]р.м.= (Крм.б. + Крм.з)/Крм.б, где Крм.б - количество рабочих мест в регионе в базовом году; Крм.з. - количество рабочих мест созданных в ОЭЗ Удовлетв.: 1,0 - 1,1 Среднее: 1,1 - 1,2 Высокое: выше 1,2

Индекс влияния на региональный экспорт Ь. = (Эр.б. + Эз)/Эр.б. где Эз - объем экспортной продукции (услуг) ОЭЗ, млн.руб. Эр.б. - объем регионального экспорта в базовом году, млн.руб. Удовлетв.: 1,0 -1,5 Среднее: 1,15 - 1,25 Высокое: выше 1,25

Индекс влияния на бюджет региона Тб. = (Об.б.+ Об.з)/Об.з., где Об.б. - объем региональных бюджетных поступлений в базовом году, млн.руб.; Об.з. - объем поступлений в бюджет региона от резидентов ОЭЗ, млн.руб. Удовлетв.: 1,0 Среднее: 1,0 - 1,05 Высокое: выше 1,05

Индекс влияния на уровень жизни ]у.ж.= (Дн.б. + Дз.)/Дн.б. где Дн.б. - располагаемые доходы населения региона в базовом году, млн.руб.; Дз - доходы резидентов ОЭЗ, млн.руб. Удовл.: 1,0 - 1,05 Среднее: 1,051 - 1,15 Высокое: выше 1,15

Индекс влияния на репутацию (имидж) региона ]р.= Бр.з./Бр.б. где Бр.б. - балльная оценка репутации (место в рейтинге) до создания ОЭЗ (в базовом году); Бр.з. - балльная оценка репутации (место в рейтинге) после создания ОЭЗ Удовлетв.: 1,0 - 1,1 Среднее: 1,1 - 1,2 Высокое: выше 1,2

Этапы расчета.

1. Определение совокупных показателей работы резидентов ОЭЗ за определенный период (год или несколько лет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вычисление частных индексов влияния на основе установленных совокупных показателей ОЭЗ и соответствующих им базовых показателей РК.

3. Интерпретация полученных индексов и их анализ.

4. Расчет интегрального индекса влияния Цинт.) с учетом «весов» частных.

5. Прогнозирование уровня возможного влияния в будущих периодах.

Примечание. Базовым годом считается год до создания ОЭЗ. Индекс влияния на бюджет может быть отрицательным, поскольку в ряде случаев ОЭЗ освобождается от налогов.

Интегральный индекс влияния ОЭЗ на РК составит:

I инт = Іип * Іинв. * 1э. * Іб. * I р.м. * Іу.ж. * Ісп.. * Ір.

Ключевая методологическая посылка при формировании механизма управления ОЭЗ состоит в том, что ОЭЗ представляет собой инструмент реализации потенциальных конкурентных преимуществ региона, а не компенсации недостающих благ и факторов роста. Исходя из этого, основная задача управления - выявить конкурентные преимущества, прежде всего, инновационного характера, и сделать их реальными с помощью ОЭЗ. Поэтому одно из наиболее важных требований - правильная и четкая постановка комплекса целевых и операционных задач для ОЭЗ, исходя из реализации наиболее устойчивых инновационных конкурентных преимуществ.

Это могут быть задачи:

- структурные: по развитию определенных направлений экономики;

- производственные: по поддержке отраслевых производств, технологий;

- финансовые: по росту валютных поступлений от экспорта;

- социальные: по созданию определенного числа рабочих мест;

- кадровые: задачи по повышению квалификации работников;

- экологические: ликвидация отходов, расширение рекреаций;

- инфраструктурные: строительство объектов связи, транспорта, соответствующих сооружений.

Для успешного функционирования ОЭЗ в рамках повышения РК мы предлагаем использовать Целевую организационно-экономическую модель (ЦОЭМ). Она также определяется в рамках Стратегии развития Белгородской области до 2025 года и вполне соответствует ее целям и задачам. ЦОЭМ предполагает, что сохраняется относительная -операционная - независимость отдельных дочерних ДОАО ОЭЗ, а корпоративный центр РосОЭЗ

должен выполнять, прежде всего, функции финансово-контрольного, стратегического и методологического центра:

- Финансово-контрольные функции включают управление портфелем активов, мониторинг финансового состояния МРСК, снижение стоимости заемного капитала;

- Стратегические функции включают постановку и мониторинг выполнения стратегических задач и ключевых показателей эффективности для руководства дочерних компаний, взаимодействие с регулирующими органами на федеральном уровне, развитие бренда и общественного восприятия ОЭЗ и ее продукта, маркетинг на международном уровне;

- Методологические функции включают нормотворчество, разработку общей технической политики, методологии (как в части решения технических вопросов, так и в части организации бизнес-процессов в дочерних ОАО и между ними), а также консолидацию и распространение экспертизы и лучших практик между ДОАО, разработку программ улучшений.

Кроме того, ЦОЭМ предполагает соблюдение основных требований в части функций координирующего федерального центра:

* Необходимость усиления деятельности РосОЭЗ по проведению аудита дочерних обществ на предмет соблюдения ими установленных стандартов взаимодействия с резидентами, потребителями и другими участниками рынка и социальными структурами, единых принципов и методологий, политики и стратегических решений Министерства и холдинга.

* Предоставление централизованных сервисов с очевидной экономией от масштаба (таких, как создание колл-центров).

* Координация работы в области НИОКР, для предотвращения дублирования затрат на исследования со стороны различных ДОАО.

* Организация тесного взаимодействия между РосОЭЗ в чрезвычайных ситуациях, для сокращения необходимого резерва рабочей силы в каждом отдельном ДОАО.

* Со стороны РосОЭЗ возможно выполнение части работ по организации закупок, маркетингу и строительству - на основе договоренности между нею и ДОЭЗ. В то же вре- мя принятие решения по каждому новому виду деятельности региональной ОЭЗ будет основано на детальном анализе экономического эффекта и стратегический последствий. При этом децентрализация операционных функций для ДОЭЗ будет сопровождаться по- становкой для неё более амбициозных целевых значений показателей эффективности по сравнению со средними показателями по РосОЭЗ, отражая тем самым получаемые от неё выгоды.

Выполнение Центром указанных координирующих и методологических функций, тем не менее, не должно ограничивать операционную независимость дочерних ОЭЗ. Полномочия по принятию оперативных управленческих решений регионального и мест- ного значения должны быть сохранены за ДОЭЗ. Тем самым будет обеспечено должное взаимодействие с контрагентами, в том числе региональными регулирующими органами, и более полно учтены интересы потребителей и резидентов ОЭЗ. Благодаря сохранению достаточного минимума уровней управления и делегированию полномочий большему числу руководителей компании будет обеспечена необходимая скорость в принятии ре- шений и ответственность за результат на местном уровне.

Изложенные подходы к доли ОЭЗ в системе обеспечения региональной конкурентоспособности будут способствовать повышению эффективности использования этого важного организационно-институционального механизма, достижению общих целей ре- зидентов ОЭЗ и региона в целом, а также укреплению конкурентных позиций страны на мировом рынке.

Список

литературы

1. Пушкин, А.В. Особые экономические зоны в России. Правовое регулирование /А.В. Пушкин, И.Г Богданов. - М.: Изд-во «Альпина», 2009.

2. Вистбакк, И.А. Использование в мониторинге социально-экономического развития ре-гиона интегрального критерия развития территории / И.А. Вистбакк, А.И. Шишкин // Монито-ринг социально-экономических процессов в Республике Карелия: Сб-к научных трудов /ИЭ КарНЦ РАН. - Петрозаводск, 2000.

3. Ревайкин, А. Об интегральном показателе социально-экономического развития террито-рии // Мониторинг социально-экономических процессов в Республике Карелия: Сб-к научных трудов / ИЭ КарНЦ РАН. - Петрозаводск, 2000.

4. Васильева, З.А. Стратегическое развитие территорий: методические подходы и инстру-ментарий / З.А. Васильева, Т.Л. Лихачева. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2005.

5. Беленов, О.Н. Конкурентоспособность стран и регионов / О.Н. Беленов, А.А. Анучин. -Воронеж, ВГУ, 2011.

INFLUENCE OF SPECIAL ECONOMIC ZONE ON REGIONAL COMPETITIVENESS

S.V. KYPRIJANOV S.N. SHEVTSOVA

BelgorodShukhov State Technological University e-mail:

kaf-mvd@yandex.ru

007svetlana@mail.ru

The level of economic development and prosperity of the country depends on its position in the global market, and how quickly it is able to rebuild and mobilize their resources to implement innovative changes. The competitive position of the country consists of the competitiveness of its regions, territories and businesses. Therefore, science-based decision and methodological problems of management for the various factors of regional competitiveness, and in particular, a special economic zone (SEZ) as a specific institution of the market environment, acts as an important task of economic theory and regional management.

Key words: special economic zone, regional competitiveness, competitive advantage, regional management, capacity, assessment of SEZ efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.