ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕВЕРНОЙ СРЕДЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПРОБЛЕМЫ У ПОДРОСТКОВ
О.Ю. Юдина, преподаватель А.Э. Семенова, студент
Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-2-81-86
Исследования, описанные в данной работе, были проведены в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов, аспирантов и лиц, имеющих ученую степень, финансируемой Правительством Республики Карелия.
Аннотация. В статье освещаются основные аспекты взаимодействия климатических и социальных факторов с психоэмоциональным состоянием подростков, проживающих в северных регионах. Авторы анализируют специфические условия, такие как суровые погодные условия, краткий световой день в зимний период, а также особенности культурной и социальной структуры местных сообществ. Упоминается, что в этих условиях возрастает риск развития психологических проблем, включая депрессии, тревожные расстройства и социальную изоляцию.
Ключевые слова: подростки, психологическое здоровье подростков, особенности северной среды
Подростковый возраст является периодом значительных физиологических, психологических и социальных изменений, что делает его особенно чувствительным как физическим изменениям внутри них самих и окружения, так к изменениям происходящими в социальной среде. Этот возраст является своего рода границей: отделяя человека с одной стороны от уже не подходящей для него детской среды, а с другой стороны, не допуская в общество взрослых. Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста, однако у них начинают формироваться и новые свойственные взрослому черты, например, такие как интерес к собственным и чужим психологическим переживаниям, более развитое по сравнению с детьми абстрактное мышление, возрастают навыки в социальном взаимодействии, появляется стремление проявить свою самостоятельность, у подростков возрастает стремление «влиться» в общество взрослых чего по объективным причинам произойти не может. К. Левин описывал этот феномен как образо-
вание неопределенности целей, планов и ориентиров в период смены «жизненных пространств», а самих подростков называл своего рода маргиналами, располагающимися как бы между социальными группами.
Подростковый возраст является временем, когда формируется личность человека, его ценности и убеждения. Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности [1]. Трудности с формированием личных идеологий может значительно усложнить жизнь подростка: тут затрагивается и общение с окружающими, поступки на которые готов или не готов идти подросток, и его установки на дальнейшую жизнь, формирование жизненных целей и интересов. Формирование нездоровой самооценки так же может послужить причиной большинства проблем в социальной сфере.
Подростковый период весьма сенситивный, что означает, что он отличается особой чувствительностью к внешним воздействиям и внутренним переменам, которые происходят как внутри подростка самого, так и в его окружении. «Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, фи-
зического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. В этом возрасте нередко происходит обострение или возникновение патологических реакций (именно в этот период наиболее часто манифестирует, например, шизофрения).
Подростки сталкиваются с новыми социальными ролями и ожиданиями, их отношения с окружающими людьми могут сильно повлиять на их психологическое состояние.
Эмоциональная нестабильность: подростки склонны к более переменчивым эмоциям и настроениям, чем взрослые. Они могут переживать сильные перепады настроения из-за психологических и физиологических изменений, связанных с подростковым периодом. В совокупности со склонностью к принятию импульсивных решений без достаточного взвешивания последствий это может приводить к весьма негативным последствиям [2]. Поэтому важно понимать, что множество окружающих факторов несут в себе непосредственное влияние на психику подростка [3]. Важным аспектом сенситивности подросткового периода, является возрастание самосознания и восприимчивость к различным психологическим и социальным факторам, которые могут сильно повлиять на формирование личности подростка и его представления о «взрослом мире» [4].
Для определения влияющих на нашу жизнь факторов в 1969 году Норман Брэдберн вводит термин «психологическое благополучие», рассматриваемый им как разница между позитивными и негативными аффектами. Сейчас благополучие понимается как именно совокупность факторов, наличие или отсутствие которых, собственно, и определяют уровень этого самого благополучия.
В целом на данный момент есть два подхода к определению самого благополучия как такового: гедонистический делающий упор на изучение позитивных чувств и наслаждений человека, и эвдемонистический, рассматривающий благополучие человека как его возможности обретения индивидуальности и
способности к самореализации, возможность быть субъектом собственной жизни. В этой статье мы рассмотрим благополучие в рамках второго подхода, однако стоит отметить, что он подразумевает под собой не только наличие или отсутствие самореализации и индивидуальности у субъектов как показатель, но изучает факторы, которые влияют на их обретение или утрату [5].
Сколько существует исследователей, столько существует и мнений, поэтому компоненты, которые включены в состав личностного благополучия у одних могут быть исключены у других или же наоборот добавлены новые, в этой статье я предоставлю один из множества вариантов который кажется мне наиболее полным.
Для наглядности рассмотрим опросник, разработанный в рамках данного подхода. PERMA-Profiler (Дж. Батлер, М. Керн, 2016), адаптированного для русскоязычной выборки О.М. Исаевой, А.Ю. Акимовой,
Е.Н. Волковой [6]. Из него мы можем выделить соответствующие факторы, влияющие на психологическое благополучие. Позитивные эмоции, взаимоотношения, вовлеченность в какую-либо деятельность, осознание смысла в собственной жизни, личные достижения, негативные эмоции, здоровье, одиночество, счастье. Затем этими же авторами было проведено исследование благополучия молодежи и добавлены такие пункты как: Жизненные цели, ценности, перспективы и Отношение к мировым трендам.
В рамках исследования, проведенного авторами данной адаптации выявлено, что люди с разным уровнем благополучия отличаются характеристиками семейного статуса, уровня дохода, жизненной позицией, целями в жизни, способами достижения этих целей. Они по-разному воспринимают свое материальное благополучие и по-разному относятся к современным мировым трендам и технологиям. Люди с наиболее высоким уровнем благополучия состоят в официальном браке и проживают совместно с семьей, имеют высокий уровень дохода (от 40 тыс. руб. в месяц) и считают, что этого дохода им достаточно, как жизненную цель выбирают крепкую семью или хорошее образование, выступают за сохранение окружающей среды и позитивно относятся к инновациям в сфере технологий.
Люди же с низким показателем не имеют детей или получают менее 40 тыс. руб. состоя в браке и проживая с семьей, жизненной целью выбирают высокий заработок или власть, однако не проявляют активности для ее реализации, не проявляют интереса к защите окружающей среды и в меньшей степени доверяют технологическим инновациям [7]. Эти факторы были выявлены для описания благополучия взрослых, однако стоит заметить, что специализированного опросника для изучения благополучия у подростков либо просто не существует, либо было проведено настолько мало исследований, что упоминания о них не найти.
Для того чтобы удостоверится что наши факторы все же подходят для определения благополучия подростков приведу в пример методику которой действительно обследовалась категория населения от 14 до16 лет. «Шкала субъективного благополучия» Perrudent-Badox, Mendelsohn &Chiche, адаптированная М.В. Соколовой и опросник структуры субъектности Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной структурно выделяют три фактора: эмоциональный - непосредственное переживание негативных или позитивных эмоций, когнитивный - сюда отнесли рефлексию, осознание свобод и ответственности, принятие другого, саморазвитие и наконец фактор активности субъекта [7]. Нетрудно заметить, что существует пересечение с рассмотренными мной ранее факторами, поэтому сделаем выводы о том, что влияние ранее описанных факторов на подростков и взрослых сходно, исключая конечно брак и постоянный доход. А я лишь хочу предоставить более подробный перечень факторов.
Подросткам, важно испытывать позитивные эмоции и иметь поддержку в виде здоровых отношений с окружающими людьми, будь то взрослые или сверстники. Хотя подросток в своем взаимодействии с взрослым добивается признания равенства своих с ним прав, однако нуждается в его помощи и защите [8].
Вовлеченность в какую-либо деятельность: активное участие в деятельности, которая приносит удовлетворение и интерес, поможет подросткам, как ощутить прилив счастья на момент деятельности, так и даст возможность задуматься о реализации себя в этой деятель-
ности в будущем, возможно, даст им цель для дальнейшего развития. Понимание смысла и целей в жизни помогает подросткам ориентироваться, развиваться и стремиться к личным достижениям, что в конечном итоге способствует их психологическому благополучию [9].
На счет одиночества в случае с подростками существует несколько факторов его возникновения: во-первых, подростки склонны выбирать с кем общаться и кого оставлять в стороне по внешним факторам, отчужден-ный(не выбранный для общения никем) ребенок фиксирует в своей я-концепции информацию о том почему с ним не общаются, это информация естественно будет субъективной, но возможно и будет подкреплена какими-то комментариями сверстников, и затем действует уже в рамках своей я-концепции и даже в другом обществе будет считать себя недостойным общения. И.М. Слободчиков в своей работе писал: «... фактор физического развития (форма тела) играет существенную роль в формировании Я и значимо влияет на развитие личности, более того, этот фактор является одним из ведущих для формирования подростком позитивного отношения к себе, а значит, существенным для ситуации одиночества» [10].
Второй случай возникновения одиночества рассматривается Слободчиковым в контексте нарушения неприкосновенности внутреннего мира. Утрата доверия к членам семьи, близким друзьям и учителям является его причиной. Чувство одиночества, переживаемое подростком, может вести за собой проявления агрессии.
Негативные эмоции, такие как страх, тревога или агрессия, могут стимулировать у подростков отклоняющееся поведение, негативно отражаются на учебной деятельности, участвуют в формировании Я-концепции подростка и даже могут быть источником различных болезней [11].
Физическое здоровье напрямую связано с психическим благополучием. Хорошее здоровье способствует как эмоциональной стабильности, повышению настроения, так и возможности подростку функционировать как социальная единица. Чувство счастья и удовлетворенности жизнью является ключевым показателем психологического благополучия под-
ростков, и зависит от сочетания ряда факторов, упомянутых выше.
Стоит так же дополнить этот список школьными успехами, непосредственно оказывающими влияние на самооценку подростка и его удовлетворенность жизнью, однако этот фактор может как включаться в перечень, непосредственно относящийся, к субъективному благополучию подростка, так быть из него исключенным. Е.А. Куба, С.А. Курносова, И.А. Трушина считают, что в зависимости от специализации учебного заведения будь то лицей или обыкновенное общеобразовательное учебное заведение меняется значимость успехов в учебе для подростка, что непосредственно может влить на его удовлетворенность жизнью [12].
И вот когда мы знаем, что именно и как влияет на подростков, мы подходим к наиболее интересующей\важной для нас теме: в чем же особенность благополучия подростков, проживающих в северных регионах нашей страны?
Для начала обратимся к исследованию В.А. Лобовой направленному на изучение психологического благополучия людей севера. Ей использовался опросник, использующийся для оценки выраженности депрессивных состояний шкала Self Rating Depression -SDS, разработанная W. Zung (1965) и адаптированная в отделении наркологии Института им. В.М. Бехтерева [13]. В результате опроса было установлено, что коренные народы севера, в целом, обладают устойчивостью к неблагоприятным факторам окружающей среды, однако картина депрессивных состояний у разных этнических общностей разнилась, поэтому об однозначности интерпретации результатов речь не идет. Однако, у лиц, мигрировавших на север из других регионов при длительном проживании, наблюдалось увеличение индекса депрессии, а также увеличилась частота проявления депрессии. Так же автором отмечено увеличение астенических проявлений и снижений настроений у людей, проживающих на северных территориях.
Далее рассмотрим исследование Е.А. Кубы, С.А. Курносовой, И.А. Трушиной обративших свое внимание на благополучие подростков проживающих на северных территориях [12]. В результате исследование у половины обследуемых был установлен повы-
шенный уровень тревожных проявлений таких как чувство волнения и беспокойства, более 50% опрошенных испытывают фрустрации сильнее обычного, однако в целом результаты данного исследования говорят о средней удовлетворенности своей жизнью у подростков. Общий уровень благополучия в данном исследовании оказался ниже средних показателей. Показатели самооценки ниже среднего значения. Результаты по шкале «счастье» свидетельствуют, что подростки не чувствуют себя удовлетворенными и благополучными, довольными и радостными, в их жизни не так много положительных эмоций.
«Возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер» [14]. А.М. Прихожан отмечает, что тревожность как личное новообразование закрепляется за человеком именно в подростковом возрасте опосредствуясь Я-Концепцией, отношением к себе. Истоком же тревожности называет семью, а если быть точнее семейные нарушения.
А это значит, что стоит обратить особое внимание на эмоциональный аспект взаимодействия с подростками севера, так как именно переживание негативных эмоций в большинстве своем и представляет собой наибольший негативный фактор снижающий общий уровень психологического благополучия у подростков Севера.
Социальные взаимодействия: Ограниченные возможности для общения и досуга в малонаселенных северных территориях могут приводить к чувству одиночества и изоляции. С точки зрения биологической модели одиночества людьми, как социальному виду, одиночество переживается наиболее остро. Дж. Фландерс же, с точки зрения общесистемного подхода к одиночеству, полагает, что одиночество - это следствие нарушения механизма обратной связи, который помогает и индивиду, и обществу в целом сохранить оптимальный уровень человеческих контактов [13].
Также рассмотрим так же показатели детского благополучия в республике Карелия, возраст опрошенных составил от 10 до 17 лет что включает в себя и подростковый период в большинстве своем. Используя данные опроса с Росстата: по данным на 2023 год 3.7%
опрошенных чувствуют себя в опасности в росткового возраста. В подростковый период школах\колледжах и 3.2% опрошенных чув- человек очень чувствителен и на это важно ствуют себя в опасности на улице, только обращать внимание. Основными моментами, 18.3% опрошенным нравится обучение в их на которые стоит обратить внимание вовремя школе\колледже и 13.4% опрошенных отме- формировании психики подростка, стоит счи-чают, что им всегда интересно на занятиях, у тать его я-концепцию и самовосприятие, 13.0% опрошенных нет близких друзей. наличие у него жизненных целей, его физиче-Меньше половины опрошенных полностью ское здоровье, наличие эмоциональной под-довольны своей жизнью. держки, как со стороны взрослого, так и со
Результаты исследования возрастного ас- стороны сверстников. Для северных террито-пекта субъективного благополучия [8] пока- рий нашей страны характерны высокие уров-зывают: уровень счастья в подростковом и ни тревожности у подросткового населения, взрослом возрастах значимо ниже уровня сча- снижение эмоционального фона, в некоторых стья в юношеском и пожилом возрастах, что случаях при невозможности общения может уже заставляет задуматься о необходимости возникать чувство одиночества. поднятия этого уровня начиная уже с под-
Библиографический список
1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта; МПСИ; Прогресс, 2006. - 352 с.
2. Каминная Ю.С. Супружеское насилие в России: с Древней Руси до наших дней / Ю.С. Каминная, Е.А. Сафронова // Наукосфера. - 2022. - №12(1). - С. 173-181.
3. Сафронова Е.А. Исследование неблагоприятного детского опыта / Е.А. Сафронова, Е.А. Бирина, Е.М. Евсеенко // Мир педагогики и психологии». - 2023. - №11. - С. 1-13.
4. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология: учебное пособие. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_uche bnik.pdf (дата обращения: 08.10.2024).
5. Соломатина В.А. Структура психологического благополучия личности: обзор зарубежных подходов // Прикладная психология на службе развивающейся личности. Сборник научных статей и материалов XVI научно-практической конференции с международным участием. - Коломна, 2019. - С. 160-164.
6. Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Опросник благополучия PERMA-Profller: апробация русскоязычной версии // Социальная психология и общество. - 2022. - Т. 13. № 3. -С. 116-133. - DOI: 10.17759/sps.2022130308.
7. Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Факторы психологического благополучия российской молодежи // Психологическая наука и образование. - 2022. - Т. 27. № 4. - С. 24-35. -DOI: 10.17759/pse.2022270403.
8. Балашова Т.И. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. - 312 с.
9. Сафронава Е.А. Нарушение Я-организации и виктимность / Е.А. Сафронова, А.Э. Семенова, А.А. Пескова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 113 (86). - С. 226-233.
10. Слободчиков И.М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста // Психологическая наука и образование. - 2005. - Т. 10. - № 1. - С. 2832.
11. Сафронова Е.А. Особенности виктимного поведения и жизнестойкости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 9. - С. 192-199.
12. Психологическое благополучие подростков Севера / Е.А. Куба, С.А. Курносова, И.А. Трушина, Е.В. Забелина // Актуальные проблемы психологического знания. - 2024. -№ 1(66). - С. 102-117. - DOI 10.51944/20738544_2024_1_102. - EDN QWUCXG.
13. Лобова В.А. Интегративный подход в исследовании личностного благополучия у жителей северных регионов // Вестник Угроведения. 2023. - № 1. - С. 12-20.
14. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - Т. 3. - № 2. - С. 1-7.
THE INFLUENCE OF THE FEATURES OF THE NORTHERN ENVIRONMENT ON THE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND PROBLEMS OF ADOLESCENTS
O.Yu. Yudina, Lecturer A.E. Semenova, Student Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)
Abstract. The article highlights the main aspects of the interaction of climatic and social factors with the psycho-emotional state of young people living in northern regions. The authors analyze specific conditions, such as severe weather conditions, short daylight hours in winter, as well as the cultural and social structure of local communities. It is mentioned that under these conditions, the risk of developing psychological problems increases, including depression, anxiety disorders, and social isolation. Keywords: teenagers, psychological health of teenagers, features of the northern environment.