Научная статья
УДК © 343.951 С. Г. Еремеев, Н. А. Тюфяков, А. В. Шахматов, 2020 DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14003 19.00.06 Юридическая психология
Влияние особенностей профессиональной деятельности на психофизиологическое состояние сотрудников полиции
Еремеев Сергей Геннадьевич \
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
ORCID: 0000-0003-4713-4340. E-mail: [email protected] Тюфяков Николай Александрович 2,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики в деятельности ОВД.
ORCID: 0000-0002-5589-0587. Email: [email protected] Шахматов Александр Владимирович 3,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности.
ORCID: 0000-0002-1391-7307. E-mail: a- [email protected] 1 Сибирский юридический институт МВД России, 660131, Красноярск, ул. Рокоссовского, 20, Россия 2 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия 3 Санкт-Петербургский университет МВД России, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1, Россия Реферат
Введение. Целью исследования послужило выявление характеристик и элементов профессиональной деформации в условиях современной реальности для дальнейшего использования в работе психологов и непосредственных руководителей сотрудников полиции. Материалы и методы. Применялись методы анализа научной литературы, а также методы анкетирования и интервьюирования. В исследовании, проведенном в 2019 г., приняли участие 42 слушателя факультета заочного обучения и 96 слушателей факультета профессиональной подготовки на базе Сибирского юридического института МВД России (Красноярск). Результаты и обсуждение. Рассмотрены особенности проявления таких факторов профессиональной деформации, как эмоциональная черствость, коммуникативная скупость, чрезмерная критичность восприятия информации, доминирование интересов службы над личными, пренебрежение нормами этики (права). Выделены индикаторы, указывающие на наличие у сотрудника полиции профессиональной деформации, а также особенности ухода от раздражителей, вызывающих профессиональную деформацию у сотрудников полиции женского пола: повышенная конфликтность по вертикали и по горизонтали, эмоциональная ригидность, уход от проблемы без ее фактического преодоления. Выводы. Профессиональная деформация — сложное длящееся явление, которое имеет динамику изменения и современные особенности проявления. Профилактика профессиональной деформации должна носить не только общий, но и индивидуальный характер при реальном понимающем участии непосредственного руководителя.
Ключевые слова: профессиональная деформация; эмоциональное выгорание; деструктивное поведение; сотрудники полиции; самопрофилактика; индикаторы; проявление профессиональной деформации.
Для цитирования: Еремеев С. Г., Тюфяков Н. А., Шахматов А. В. Влияние особенностей профессиональной деятельности на психофизиологическое состояние сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 4(83). С. 383-389. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14003
Основные положения
1. Профессиональная деформация сотрудников полиции на современном этапе может проявляться не только в привычных нарушениях (конфликтность, черствость и т. д.), но и во внешне социально одобряемом поведении, которое имеет искаженные мотивы.
2. Для профилактики профессиональной деформации необходимо осуществить переход от внешнего общего воздействия на указанный процесс к формированию соответствующих индивидуальных психологических компетенций каждого сотрудника.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Одно из приоритетных направлений морально-психологического обеспечения в ОВД — своевременная диагностика и принятие комплексных административно-психологических мер преодоления негативных психофизиологических состояний, возникающих при влиянии совокупности стрессоров, с которыми сотрудники сталки-
ваются в повседневной работе. К таким стрессорам можно отнести восприятие фактов насилия и его жертв, человеческих страданий и горя, последствий аварий, катастроф или стихийных бедствий, а также длящееся психическое напряжение и значимые физические перегрузки, связанные с профессиональной деятельностью.
Сущность рассматриваемой проблемы состоит в изменении профессиональных компетенций, стереотипов поведения, личностно-психологических качеств в негативную сторону под влиянием профессиональных особенностей служебной деятельности (наблюдение или демонстрация искаженного алгоритма действий в профессиональной сфере, искаженная оценка собственного профессионального опыта или профессионального опыта коллег), неизбежно приводящем к профессиональной деформации.
Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время снижены критерии психологического отбора кандидатов на службу в полицию, высокая текучесть кадров затрудняет процесс передачи опыта от старшего
поколения младшему, а сменяемость руководителей и их незначительный общий стаж службы не позволяют им компетентно решать возникающие проблемы в режиме многозадачности.
Значимость проблемы объясняется необходимостью в современных условиях построения здорового коллектива с возможностью самоопределения в нем каждого сотрудника, что обеспечит его длительное и эффективное функционирование.
Целью исследования послужило выявление характеристик и элементов профессиональной деформации в условиях современной реальности для дальнейшего использования в работе психологов и непосредственных руководителей сотрудников полиции.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Известно, что профессиональной деформации неизбежно подвержены представители многих профессий в сфере «человек — человек», наиболее часто она возникает в профессиях, связанных с опасностью или риском, психофизиологическими перегрузками, частым и (или) постоянным нахождением в стрессовых состояниях, повышенной личной ответственностью и волевым напряжением. Научные исследования [1-6] позволяют утверждать, что все эти факторы присущи профессиональной деятельности сотрудника полиции. Кроме того, отрицательное влияние деятельности сотрудников полиции на их личность усиливает негативное влияние криминальной среды, а также наличие властных полномочий, жесткая нормативная регламентация деятельности и др. В крайних проявлениях профессиональная деформация выражается в профессиональной деградации, когда ставится вопрос о принципиальной возможности продолжения сотрудником дальнейшей службы из-за наличия фактов нарушения им закона, демонстрации аморального и асоциального поведения, профессиональной ригидности и др.
Материалы и методы
В 2019 г. нами было проведено исследование особенностей проявления профессиональной деформации у сотрудников полиции на современном этапе. В исследовании приняли участие 42 слушателя факультета заочного обучения и 96 слушателей факультета профессиональной подготовки на базе Сибирского юридического института МВД России (Красноярск).
Результаты и обсуждение
Результаты исследования подтвердили имеющиеся научные положения о том, что выделяются две группы факторов, приводящих к профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел:
1. Влияние особенностей профессиональной деятельности с увеличением стажа службы. В первую очередь оказывают воздействие негативные особенности содержания, условий и организации деятельности.
2. Рассогласование индивидуально-психологических личностных особенностей и личностно-профессиональных требований к конкретным должностным категориям.
У слушателей факультета профессиональной подготовки была обнаружена еще одна особенность: ряду слу-
Таблица 1. Выраженность элементов профессиональной деформации,%
(Table 1. The intensity of the elements of professional deformation, %)
Стаж службы
Показатели до 1 от 1 до 5 от 5 до 10 более
года лет лет 10 лет
Эмоциональная черствость 36 48 56 63
Коммуникативная скупость 42 46 46 52
Чрезмерная критичность восприятия информации 48 52 58 62
Доминирование интересов работы над личными 5 17 39 49
Пренебрежение нормами этики (права) 23 35 47 54
шателей были свойственны элементы профессиональной деформации и специфичность их проявления, нехарактерные для их стажа службы в полиции. Так, у слушателей со стажем службы 3-6 месяцев имелись признаки профессиональной деформации, свойственные сотрудникам со стажем службы 5-7 лет (эмоциональная черствость, коммуникативная скупость, чрезмерная критичность восприятия информации и т. д.) (табл. 1).
Дальнейший анализ позволил установить, что данные элементы возникли в ходе предыдущей профессиональной деятельности. Наиболее часто такие особенности проявлялись у лиц, ранее проходивших службу в иных органах (ФСИН, МЧС), на должностях консультантов магазинов, учителей (преподавателей). Таким образом, приобретенные ранее элементы профессиональной деформации (в том числе на других должностях) без проведения коррекцион-ной и адаптационной работы сохраняются и усиливаются при поступлении и несении службы в полиции.
Было установлено такое проявление профессиональной деформации, как обустройство рабочего места «уютнее», чем дома (сотрудники объяснили это тем, что проводят на работе гораздо больше времени, а домой приходят только для сна). Обнаружена сильная положительная корреляция между стажем службы и проявлением профессиональной деформации, что полностью подтверждает теоретические положения отечественных и зарубежных психологов.
Интервьюирование участников исследования позволило выделить группы факторов, способствующих развитию и усиливающих профессиональную деформацию.
Объективные факторы: негативное влияние воздействия криминальной среды; эмоционально-психологические нагрузки повышенной интенсивности; наличие специфических властных полномочий; высокая индивидуальная ответственность за собственную деятельность и принятие решений; сложность решения личных вопросов из-за сложного и часто непредсказуемого режима службы; наличие актуальной необходимости восстановления здоровья, физических сил и ресурсов нервной системы.
Социально-психологические: повышенная напряженность и эмоциональность в служебном коллективе; проявления стиля руководства, не соответствующего реальным условиям деятельности и социально-психологическому климату в коллективе; отсутствие ощущения правовой и социально-психологической защищенности сотрудника;
взаимодействие с сотрудниками в служебном коллективе, имеющими выраженную профессиональную деформацию; семейные проблемы, вызванные особенностями службы, бытовыми проблемами или иными социально-психологическими сложностями.
Личностные факторы и свойства: низкая сопротивляемость негативным факторам, вызванная личностными особенностями; высокая подверженность внушению; низкая и искаженная самооценка; недостаточное развитие волевой сферы личности сотрудника; уровень интеллекта, профессионализма, культуры, правосознания, не соответствующий конкретной должностной категории [7]; слабая информированность сотрудника полиции.
Профессиональная деформация наблюдается не только в ее крайних проявлениях и может выражаться не только в нарушениях законности или аморальных поступках. Большую опасность, на наш взгляд, представляет малая степень выраженности профессиональной деформации, поскольку встречается значительно чаще, а также оказывает существенное влияние на эффективность профессиональной деятельности сотрудника полиции, его личностно-психологические качества, а в некоторых случаях и становление молодого сотрудника полиции. Так, в нравственной сфере могут встречаться такие проявления, как искажение гражданского и нравственно-этического значения собственной профессиональной деятельности, рост эгоистических настроений на фоне снижения принятия профессионального долга. Они часто влекут формализованный подход к исполнению служебных обязанностей и использование служебных возможностей для достижения личных целей, в крайних случаях — коррупционные проявления.
Исследование показало, что интеллектуальной сфере при профессиональной деформации свойственны снижение инициативности, самостоятельности принятия решений и отсутствие самостоятельного мышления, нежелание самообразования и повышения профессионализма, затруднения при решении нестандартных или уникальных ситуаций, необоснованно завышенная самооценка своих профессиональных компетенций.
На эмоциональной сфере профессиональная деформация отражается огрублением чувственной сферы, снижением навыка контроля и регулирования эмоционально-чувственной сферы и ее общим сужением, доминированием эмоциональной неуравновешенности, демонстрацией конфликтности и деструктивности как в профессиональной, так и в бытовой сферах, нарастанием апатии и ощущения постоянной усталости.
Профессиональную сферу дополняют такие факторы, как стремление избегать ответственных решений и направлений деятельности, подмена реальной профессиональной деятельности формальными бумажными отчетами и документами, снижение коммуникации с коллегами [8; 9], доминирование внешних атрибутивных признаков профессии и деятельности над качеством и содержанием.
Полагаем, что эффективными фоновыми методами профилактики профессиональной деформации могут стать снижение напряженности и реальное улучшение
социально-психологического климата в служебном коллективе, выработка у сотрудников навыков преодоления собственного равнодушия, подозрительности и обособленности в ходе решения профессиональных задач, исключение со стороны руководителей выбора неверного стиля управления коллективом и выстраивания нравственно искаженных отношений с подчиненными сотрудниками [10].
Важное значение в профилактике и преодолении профессиональной деформации имеют семья сотрудника, наличие дифференцированного профессионального и социального опыта, а также личностно-психологические особенности сотрудника при поступлении на службу.
Результаты нашего исследования подтвердили и расширили имеющиеся научные разработки [1; 11-14].
Группы риска. Выделены группы сотрудников, наиболее уязвимых к воздействию негативных факторов и, как следствие, склонных к профессиональной деформации:
1. Сотрудники, длительное время взаимодействующие с криминальным элементом (следователи, дознаватели, оперативные сотрудники, участковые уполномоченные и др.).
2. Сотрудники, исполняющие свои служебные обязанности индивидуально либо в отрыве от основного места службы (длительные командировки в Северо-Кавказский регион, служба в районах Крайнего Севера).
3. Сотрудники, исполняющие служебные обязанности, связанные с большими физическими или эмоциональными перегрузками, а также под длительным влиянием стресса.
4. Молодые сотрудники, не обучавшиеся в вузах системы МВД России.
5. Сотрудники, впервые назначаемые на руководящие должности.
6. Сотрудники, имеющие длящиеся или эмоционально насыщенные семейные проблемы.
Одно из негативных проявлений профессиональной деформации заключается в деструктивном поведении, которое вызвано влиянием разрушающих механизмов психики и поведения сотрудника. Возможны две основные формы проявления деструктивного поведения:
1. Аллодеструкция — агрессивность или потребность в разрушении, направленные вовне: на окружающих людей или предметы.
2. Аутодеструкция (аутоагрессия) — направленность разрушающей энергии на себя, выражающаяся в членовредительстве, попытках суицида, излишнем употреблении алкоголя, употреблении наркотических средств.
Деструктивное поведение влечет совершение сотрудниками конкретных поступков, которые в системе МВД России расцениваются как чрезвычайные происшествия. Данные о таких происшествиях носят закрытый характер и в настоящей статье рассматриваться не будут, но подобные факты фиксируются каждый год, а их недопущение является одним из приоритетных направлений деятельности кадровых подразделений системы МВД России.
Как уже отмечалось, некоторые элементы профессиональной деформации у отдельных сотрудников проявляются уже на первом году службы. Это вызвано большой
текучестью кадров; снижением требований к кандидатам при поступлении на службу; поступлением на службу лиц с многолетним трудовым стажем в иных профессиях, провоцирующих развитие профессиональной деформации; незначительным профессиональным и жизненным опытом сотрудников, выступающих наставниками у вновь принятых на службу.
Общих профилактических мероприятий недостаточно для недопущения профессиональной деформации сотрудников, поэтому мы предлагаем пути преодоления профессиональной деформации, которые должны быть в арсенале каждого сотрудника полиции [15]:
1. Саморазвитие и самовоспитание. По окончании процесса обучения сотрудник должен самостоятельно самосовершенствоваться, расти в теоретическом, профессиональном и личностном аспектах.
2. Анализ своих личностно-психологических особенностей и соотнесение их с занимаемой должностью. Умение наметить пути самосовершенствования или выбрать наиболее подходящую альтернативную должность.
3. Оценка своего места в коллективе [16], социально-психологического климата в нем, влияния коллектива на сотрудника и принятие решения о своем месте и роли в данном коллективе. В случае необходимости принять меры к смене коллектива (смена коллектива не всегда может быть продиктована его негативным состоянием. Возможна смена и хорошего коллектива, но не подходящего конкретному сотруднику). Адаптация к стилю руководства и требованиям руководителя.
4. Умение дифференцировать характер своей деятельности, расширять алгоритмы действий при решении профессиональных задач, осваивать новый инструментарий, современные формы и методы работы.
5. Исключить или минимизировать влияние со стороны сотрудников с явными признаками профессиональной деформации.
6. Принять социально-правовые и выстроить психологические условия защищенности.
7. Уметь планировать разнообразный досуг и эффективный отдых.
8. Умение четко разграничить служебное и внеслужебное поведение.
Психологическая профилактика профессиональной деформации должна в первую очередь реализовываться превентивно [8; 17; 18]. Меры психопрофилактики рассматриваемого явления могут быть реализованы в ходе индивидуально-психологического консультирования, морально-психологической и служебной подготовки сотрудников, при проведении специализированных тренингов.
В ходе указанных мероприятий следует акцентировать внимание на повышении общего уровня психологической грамотности сотрудников полиции (коммуникативная компетентность, управление конфликтами, возможности саморегуляции негативных психических состояний и др.), выработке поведенческих алгоритмов при действиях в экстремальных условиях несения службы либо в нестандартных ситуациях. Важно формирование
навыков правомерного психологического воздействия на личность, а также овладение методом рефлексии. Отдельным направлением должны стать коррекция имеющихся стереотипов, повышение адаптационных возможностей личности сотрудника полиции, а также анализ имеющихся нарушений, допущенных другими сотрудниками, или моделирование проблемных ситуаций несения службы и выработка адекватной линии поведения в аналогичной ситуации.
Группы факторов. Отдельного внимания заслуживает такое проявление профессиональной деформации, как эмоциональное выгорание. Следует выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие данного явления у сотрудника полиции: личностные, ролевые и организационные.
Личностные факторы. В ходе проведенного нами интервью было установлено, что устойчивой корреляции между возрастом, семейным положением, стажем службы и эмоциональным выгоранием не выявлено. Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что стаж службы не является фактором, влияющим на эмоциональное выгорание, а свидетельствует лишь о длительности воздействия на личность иных факторов, приводящих к нему. Так, у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение. У них отсутствуют удовлетворенность оплатой труда, осознание значимости своей работы, удовлетворенность профессиональным ростом. Сотрудники женского пола, проходящие службу под руководством авторитарного руководителя, чаще указывали на возникающие у них нервное напряжение и неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью. Описывая своих коллег, сотрудники полиции часто называли такие черты личности, как эмоциональная неустойчивость, одержимость интересами службы, низкий уровень эмпатии (безразличие), зацикливание на негативных переживаниях, связанных с профессиональной деятельностью, использование жаргона.
Ролевые факторы. Применительно к деятельности сотрудника полиции ролевые факторы выражаются в изначально конфликтной природе взаимодействия с криминальным контингентом. Сотрудник полиции, реализуя свои профессиональные функции, пытается привлечь лицо к ответственности, а последнее желает уклониться от ответственности или минимизировать ее. Таким образом, даже при внешнем сотрудничестве между участниками профессионального взаимодействия происходит внутренний конфликт интересов.
Кроме того, дополнительным негативным фактором, влияющим на возникновение эмоционального выгорания, выступает нечеткое или неравномерное распределение ответственности за профессиональные действия. К сожалению, в трети коллективов, в которых проходят службу сотрудники, принимавшие участие в исследовании, такой фактор был обнаружен. К проявлениям данного фактора также могут относиться несогласованность действий между подразделениями, нездоровая конкуренция и др.
Организационные факторы. К названной группе факторов следует причислить особенности профессиональной
деятельности, обозначенные сотрудниками полиции в ходе проведенного интервью:
— интенсивное общение с различными категориями граждан (по уровню образования, социальному статусу, профессиональной принадлежности и т. д.);
— ожидание от граждан эмоционального реагирования, интенсивность восприятия негативных событий (особенно при нахождении на «дежурных сутках», когда поступает большой объем сообщений о различного рода преступлениях и сотрудники полиции выезжают на место происшествия для производства необходимых мероприятий);
— переработка и интерпретация получаемой негативной информации и принятие решений в условиях дефицита времени и информации. Часто усиливают влияние данного фактора на психику сотрудника полиции нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие формальных (бюрократических) моментов, многочасовая работа без отдыха, наличие конфликтов.
В ходе проведенного исследования нам удалось найти подтверждение практически всех факторов, оказывающих влияние на эмоциональное выгорание сотрудников, которые рассматриваются в научных трудах по изучаемой проблематике.
Внешние факторы. Хронически напряженная психоэмоциональная деятельность, связанная с целенаправленным восприятием субъектов и воздействием на них. Анализ должностных обязанностей сотрудников полиции указывает на то, что в их деятельности преобладают неопределенность, сверхнормативность, экстремальность, постоянный риск.
В интервью сотрудники не оценили свою работу как творческую, приносящую удовлетворение и т. п. Преобладают такие характеристики, как «сложная», «трудная», «неблагоустроенная», «конфликтная», «утомительная» деятельность. Полагаем, что при отсутствии профилактических мер у сотрудников неизбежно будет происходить снижение работоспособности, стрессоустойчивости, повышение апатии, личностной тревожности.
Дестабилизирующая организация деятельности — нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения, а затем на взаимоотношениях обеих сторон.
Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Представители полиции работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Постоянно приходится принимать на себя эмоциональные разрядки окружающих людей.
Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности — конфликтность по вертикали и по горизонтали. Психологически трудный контингент.
Внутренние факторы: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивная интериоризация (восприятие
Таблица 2. Факторы, усиливающие эмоциональное выгорание, %
(Table 2. Factors enhancing Emotional Burnout, %)
Факторы Степень присутствия у респондентов
Отсутствие осознания значимости своей работы 67
Отсутствие удовлетворенности оплатой труда 72
Отсутствие удовлетворенности профессиональным ростом 43
«и Эмоциональная неустойчивость 38
¡в н и о я Т Зацикливание на негативных переживаниях, связанных с профессиональной деятельностью 46
Использование жаргона и нецензурных слов 89
Взаимодействие с криминальным контингентом 96
л и со Неравномерное распределение должностных обязанностей 39
о Рн Рассогласованность между подразделениями 32
«и я Высокая интенсивность восприятия негативной информации 58
я о Дефицит времени 87
d Нехватка необходимых средств 74
S я п 1- Формализация и бюрократизация отдельных моментов служебной деятельности 52
о Конфликты 89
и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности; слабая мотивация эмоциональной отдачи [19; 20] в профессиональной деятельности (во-первых, сотрудник полиции не считает для себя необходимым проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности; во-вторых, сотрудник не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности); нравственные дефекты и дезориентация личности сотрудника полиции (табл. 2).
Следует отметить, что проведенное исследование профессиональной деформации позволяет говорить о сложном явлении, присутствующем в деятельности сотрудников полиции достаточно длительное время. Проявления профессиональной деформации эволюционируют, как и защитные механизмы отдельных сотрудников. Все чаще встречаются случаи, когда сотрудники женского пола, избегая негативных факторов, уходят в отпуск по беременности и родам, а затем по уходу за ребенком. При этом нередко дети воспитываются в неполных семьях, а после выхода сотрудниц на службу остаются без достаточного внимания и родительского контроля (из-за ненормированного рабочего дня). Фактически дети становятся предоставленными сами себе. Негативные моменты в воспитании неизбежно ведут к нарушениям социализации или общего психического развития. Следует подчеркнуть, что у таких сотрудников ведущим выступает не социально одобряемый мотив создания семьи и воспитания детей, а именно уход от проблем службы.
Выводы
1. Установлено влияние предыдущей профессии на негативную динамику развития профессиональной деформации.
2. Выявлены и структурированы группы факторов, способствующие развитию профессиональной деформации (объективные, социально-психологические, личностные).
3. Наряду со специально-психологическими методами борьбы с профессиональной деформацией подтверждена эффективность фоновых методов профилактики, а также влияние семьи и дифференцированного досуга.
Перспективными направлениями исследования могут стать методы профилактики профессиональной деформации, используемые при выполнении служебных обязанностей в режиме многозадачности, а также повышение психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел в сфере выстраивания семейных отношений, организации досуга и полноценного отдыха в условиях ненормированного времени службы.
Список литературы
1. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел : метод. пособие / под общ. ред. В. М. Бурыкина. М., 2004. 144 с.
2. Еникеев М. И. Юридическая психология. М., 2016. 256 с.
3. Chete A. Communication Training. The Police Chief. 1980. XLUII(10). Pp. 29-31.
4. Нагорная Л. А., Нагорный Н. Н. Формирование профессионально-этического сознания как основное направление работы по профилактике профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел // Ростовский научный журнал. 2017. № 12. С. 171-178.
5. Халимова Д. Р. Научная статья по результатам проведенного исследования «Профессиональная деформация личности на примере сотрудников МВД» // Теория и практика современной науки. 2019. № 5(47). С. 605-608.
6. Erikson K. Wayward Puritans, the Study in the Sociology of Knowledge. N.-Y., 1996. 250 p.
7. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология : учебник. М., 2001. 639 с.
8. Zlotnick J. Victimology & Crisis Intervention Training with Police. Crisis Intervention. 1979. № 10. Pp. 2-17.
9. Graham J., Bennett T. Strategies of Crime Prevention in Europe and North America. Helsinki. 1995. 193 p.
10. Максименко М. В. Профилактика профессиональной деформации сотрудников ОВД на этапах профессионального становления и профессиональной деятельности // Вестник Пермского института ФСИН России. 2018. № 1(28). С. 47-50.
11. Specialty Guidelines for Forensic Psychologists'. Law and Human Behavior. 1991. Vol. 15, No 6. Pp. 655-665.
12. Leo R. A. Police interrogation and social control. Social & Legal Studies. 1994. № 3. Pp. 93-120.
13. Waldhuber R. Police Discretionary Authority: A Model for Police Training. The Police Chief. 1979. Pp. 49-50.
14. Тумкина Н. А., Кузнецова О. Е. Взаимосвязь профессионального самосознания и профессиональных деформаций сотрудников правоохранительных органов // Психология и современный мир : мат-лы всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. М., 2018. С. 295-299.
15. Кулешова Д. С., Рубцова М. О. Негативная мотивация профессиональной деятельности как условие профессиональной деформации сотрудников // Путь профессионала. Этика, супервизия, терапия, коммуникация: опыт и инновации : мат-лы форума специалистов помогающих профессий с международным участием. Новосибирск, 2018. С. 167-168.
16. Реутова В. И. Сущность и содержание профессиональной успешности руководителя ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2(73). С. 13-17.
17. Еремеев С. Г. Психология права : учеб. пособие. Омск, 2014. 87 с.
18. Караваев А. Ф., Марьин М. И., Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел : учеб. пособие. Омск, 2007. 168 с.
19. Sumner C. The sociology of Deviance An Obituary. Buckingham, 1994. Pp. 340.
20. Kondo K. Burnout syndrome. Asian Medical. 1991. № 34(11). Pp. 59-57.
Поступила 13.09.2019; повторно 12.04.2020; одобрена после рецензирования 20.05.2020; принята к публикации 14.07.2020.
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Scientific Article
UDC © 343.951 S. G. Еremeev, N. А. Тyufiakov, A. V. Shakhmatov, 2020 DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-1400, 19.00.06 Legal Psychology
Professional Activity Peculiarities' Impact on Police Officers' Psycho-Physiological State
Sergey G. Еremeev 1,
Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor, associate-professor at the chair of Humanities and Social and Economic Disciplines. ORCID: 0000-0003-4713-4340. E-mail: [email protected] Nikolay A. Tyufiakov 2,
Candidate of Sciences (in Law), senior instructor at the chair of Psychology and Pedagogy in Law Enforcement activity.
ORCID: 0000-0002-5589-0587. Email: [email protected] Alexandr V. Shakhmatov 2, Doctor of Sciences (in Law), professor, professor at the chair of Crime Detection. ORCID: 0000-0002-1391-7307. E-mail: [email protected]
1 Siberian Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 20, Rokossovsky st., Krasnoyarsk, 660131, Russia 2 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7, Komarov pr., Omsk, 644092, Russia 2 the St. Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs, 1, Pilyutov st., St. Petersburg, 198206, Russia Abstract
Introduction. The subject-matter of the problem is police officers' professional deformation, its modern state and features. The aim of the research is to reveal the characteristic features and elements of professional deformation in the conditions of the modern reality for further employment in the work of psychologists and police officers' supervisors. Materials and Methods. The authors used the method of analysis of scientific literature, method of questionnaire and interviewing. The survey conducted in 2019 involved forty-two correspondence department students and ninety-six trainees of professional training department of the Siberian Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs (Krasnoyarsk). Results and Discussion. The authors considered the features of manifestation of such factors of professional deformation as emotional hard-heartedness, communication restraint, extreme criticality of perceiving information, prevalence of job interests over personal concerns, disregard of norms of ethics (law). It should be noted that a number of the respondents have specific features of the development of these attributes not typical for their term of service in police. The authors substantiate the danger of insignificant manifestation of police officers' professional deformation as the most frequent phenomenon serving as the background factor for development of negative states, disciplinary misbehavior and negatively influencing the formation of young officers. The indicators revealing the police officers' professional deformation are specified as well as the peculiarities of evading the irritants which cause professional deformation in female police officers: increased vertical and horizontal conflictness, emotional rigidness, evading the problems without its actual solution. Conclusions. Professional deformation is a complex continuous phenomenon with a changing dynamics and modern peculiarities of its manifestation. Prevention of professional deformation must not be only of a general character but also of an individual one and under actual comprehending involvement of a supervisor.
Keywords: professional deformation; emotional burnout; destructive behaviour; police officers; self-prophylaxis; indicators;
manifestations of professional deformation.
Citation: Eremeev S. G., Tyufiakov N. A., Shakhmatov A. V. Professional Activity Peculiarities' Impact on Police Officers' Psycho-Physiological State. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2020. Vol. 25, № 4(83). Pp. 383-389. (In Russ.) DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14003
References
1. Prevention of Professional Deformation of a Law Enforcement Officer's Personality. Ed. By Burykin V. M. Moscow, 2004. 144 p. (In Russ.)
2. Enikeev M. I. Legal Psychology. Moscow, 2016. 256 p. (In Russ.)
3. Chete A. Communication Training. The Police Chief. 1980. XLUII(10). Pp. 29-31.
4. Nagornaya L. A., Nagorny N. N. Formation of Professionally-Ethical Consciousness as the main Area in Prevention of Law Enforcement Officers' Professional Deformation. Rostov Scientific Journal. 2017. No 12. Pp. 171-178. (In Russ.)
5. Khalimova D. R. A Scientific Article according to the Results of the conducted research "Professional Deformation of Personality exemplified by the Interior Ministry officers". Theory and Practice of Modern Science. 2019. No 5(47). Pp. 605-608. (In Russ.)
6. Erikson K. Wayward Puritans, the Study in the Sociology of Knowledge. N.-Y., 1996. 250 p.
7. Stolyarenko A. M. Applied Legal Psychology. Moscow, 2001. 639 p. (In Russ.)
8. Zlotnick J. Victimology & Crisis Intervention Training with Police. Crisis Intervention. 1979. No 10. Pp. 2-17.
9. Graham J., Bennett T. Strategies of Crime Prevention in Europe and North America. Helsinki. 1995. 193 p.
10. Maksimenko M. V. Prevention of Professional Deformation in Law Enforcement Officers at the Stages of Professional Formation and Activity. Bulletin of Perm Institute of the Russian Federal Penitentiary Service. 2018. No 1(28). Pp. 47-50. (In Russ.)
11. Specialty Guidelines for Forensic Psychologists. Law and Human Behavior. 1991. Vol. 15, No 6. Pp. 655-665.
12. Leo R. A. Police interrogation and social control. Social & Legal Studies. 1994. No 3. Pp. 93-120.
13. Waldhuber R. Police Discretionary Authority: A Model for Police Training. The Police Chief. 1979. Pp. 49.
14. Tumkina N. A., Kuznetsova O. E. Interrelation between Law Enforcement Officers' Professional Self-Consciousness and Professional Deformations. Psychology and Modern World. Materials of All-Russian scientific conference of students, post-graduates and young scholars. Moscow, 2018. Pp. 295-299. (In Russ.)
15. Kuleshova D. S., Rubtsova M. O. Negative Motivation of Professional Activity as the Condition of the Employees' Professional Deformation. The Way of a Professional. Ethics, Supervision, Therapy, Communication: Experience and Innovations. Materials of International Forum of Specialists of Assisting Professions. Novosibirsk, 2018. Pp. 167-168. (In Russ.)
16. Reutova V. I. The Essence and Content of Chief Police Officers' Success. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2018. No 2(73). Pp. 13-17. (In Russ.)
17. Eremeev S. G. Psychology of Law. Omsk, 2014. 87 p. (In Russ.)
18. Karavaev A. F., Maryin M. I., Petrov V. E. Basics of Psycho-prophylaxis of Professional Deformation of Law Enforcement Officers' Personality. Omsk, 2007. 168 p. (In Russ.)
19. Sumner C. The sociology of Deviance An Obituary. Buckingham, 1994. Pp. 340.
20. Kondo K. Burnout syndrome. Asian Medical. 1991. No 34(11). Pp. 59-57.
Submitted: 13.09.2019; resubmitted: 12.04.2020; approved after reviewing: 20.05.2020; accepted for publication: 14.07.2020.
The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.
The authors declare that there is no conflict of interest.