М.В.Нухова, А.М.Ахметова
ВЛИЯНИЕ особенностей этноконтактнои среды НА СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Ключевые слова: идентичность, этническая идентичность, гомогенная/гетерогенная этноконтактная среда, мо-нонациональная/полинациональная семья.
Аннотация: В статье рассматриваются особенности становления этнической идентичности подростков в зависимости от этноконтактной среды. В качестве основных характеристик этноконтактной среды выступают ее этническая гомогенность/гетерогенность и тип семьи подростка (мононациональная/полинациональная).
Долгое время многие ученые полагали, что этническая идентичность будет постепенно терять свое значение в жизни людей вследствие тенденций модернизации, развития гражданского общества и личностного индивидуализма, а также связанной с ними нарастающей унификации духовной и материальной культуры. Под воздействием этих процессов глобализации подрастающее поколение оказывается оторванным от традиционной культуры, испытывает ее информационный дефицит, что во многом служит причиной отказа молодых людей от этнической принадлежности, мучительного поиска «себя» в этом мире, сложности с самоидентификацией. Между тем, формирование полноценной активности личности требует опоры на культурный фундамент, возведенный в прошлом, вбирающий в себя и культуру этносов. Однако одновременно с процессами глобализации в обществе наблюдается возрастание роли этнических факторов, этническое возрождение, которое рассматривается как одна из неотъемлемых сторон развития современного человека. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах.
Многоцветье национальных культур, учет их специфических особенностей, признание самобытности одних народов и подлинное уважение к духовным ценностям других - это духовно-нравственный компонент национальных отношений, приобретающий в настоящее время исключительное значение, ибо в нем проявляется как общечеловеческое, так и социальные установки каждой национальной культуры. В связи с этим имеется достаточно оснований утверждать, что менталитет, культура, национальное самосознание - все то, что составляет явление этнической идентичности - важные с психологической и педагогической точки зрения понятия. Башкортостан - полиэтническое образование в рамках РФ. По данным Управления загсов Кабинета Министров РБ, на территории республики компактно и дисперсно в условиях сосуществования проживают более 130 этносов и 520 субэтнических групп. Начиная с раннего детства, дети растут и развиваются в полиэтническом окружении, часто в условиях смешанных полинациональных семей, где происходит формирование их этнической идентичности.
Традиции исследования этнической идентичности имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу в отечественной исторической и этнографической литературе (Ю.В. Бромлей, М.Р. Клементьев, А.А. Кожанов, П.П. Крюков, Д.Н. Кушнер, А.Э. Пименов, С.А. Поршнев, И.А. Снежкова и др.). Начиная с 70-х годов, этническое сознание на основе
эмпирических исследований активно изучают отечественные этносоциологи (Р.А. Аклаев, С.П. Арутюнян, А.А. Галкина, Л.М. Дробижева, Е.А. Кондратьев, З.В. Сикевич, Р.М. Сусоколов).
С середины 80-х годов в отечественной психологии начинает реанимироваться этнопсихологическое направление исследований, в котором сначала этническое сознание, а позже этническая идентичность становятся центральными объектами изучения (В.С. Агеев, А.Г. Асмолов, Э.У. Данзанова, В.В. Кочетов, Д.З. Кцоева, Н.М. Лебедева, А.А. Леонтьев, Р.В. Науменко, С.Н. Павленко, Ю.П. Платонов, С.Л. Почебут, С.В. Рыжова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.В. Трусов, К.Ю. Филиппов, В.Ю. Хотинец, Е.И. Шлягина и др.). На протяжении ряда лет этническая идентичность продолжает оставаться объектом масштабных эмпирических исследований, но в то же время считается наименее изученной областью социальной психологии и этнопсихологии.
Противоречие между актуальностью проблемы формирования этнической идентичности в полиэтнической среде, важностью семьи как одного из факторов, влияющих на этническое самосознание субъекта, и недостаточной разработанностью области определило проблему нашего исследования.
Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, а именно - представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству [1]. Считая этническую идентичность составной частью социальной идентичности, современные исследователи в то же время предпринимают попытки выделить присущие только ей особенности. Так, американский этнолог Ж. Девос рассматривает этническую идентичность как форму идентичности, воплощенную в культурной традиции и обращенную в прошлое, в отличие от других форм, ориентированных на настоящее или будущее. Можно согласиться с Г.У. Солдатовой, что особенностью этнической идентичности является мифологичность, так как ее главная опора - идея или миф об общих культуре, происхождении, истории.
Этническая идентичность - это, в первую очередь, результат когнитивноэмоционального процесса осознания себя представителем этноса, но это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства. Чувства достоинства, гордости, обиды, страха являются важными критериями межэтнического сравнения.
Психологическая структура этнической идентичности представлена следующими компонентами:
- осознание особенностей этнической культуры своей этнической общности;
- осознание психологических особенностей своей этнической общности;
- осознание тождественности со своей этнической общностью;
- осознание собственных этнопсихологических особенностей;
- осознание себя в качестве субъекта своей этнической общности;
- социально-нравственная самооценка этничности [5].
Ученые, занимающиеся проблемой этнической идентичности как системы представления о типичных чертах своего народа, отмечают различные проявления данного явления; в частности, Л.М. Дробижева, С.В. Рыжова выделяют следующие:
1. Этнонигилизм - отрицание собственных этнокультурных ценностей, ощущение этнической неполноценности, ущемленности, стыда за представителей своего этноса, негативизм по отношению к ним, трудности общения с ними.
2. Этническая индифферентность - равнодушие к проблемам межнациональных отношений и этническим проблемам в целом.
3. Позитивная этническая идентичность - позитивное отношение не только к своему народу, но и к другим народам, уважение инкультурных ценностей, готовность иметь деловые отношения с представителями любой национальности.
4. Этноэгоизм - выражение предпочтения своего народа, ожидание неприятности со стороны других народов, напряженность и раздражение в общении с представителями ино-этнических групп.
5. Изоляционизм (ксенофобия) - убежденность в превосходстве своего народа, призывы к «очищению» национальной культуры, признание за своим народом права решать свои проблемы за счет других.
6. Национальный фанатизм - убежденность в необходимости «этнических чисток», отказ в праве пользоваться ресурсами, социальными привилегиями другим народам, признание приоритета прав нации над правами человека [3].
В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента -когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней). Некоторые авторы выделяют еще и поведенческий компонент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях.
Итогом процесса этнической социализации является формирование этнической идентичности индивида, продолжающееся примерно до периода юношеского возраста. Человек, став носителем этнической культуры, сохраняет осознание принадлежности к этносу всю жизнь. Как заметил С.Е. Рыбаков, любое иное качество личности, связанное с идентификацией, меняется, а принадлежность к этносу нет [2].
Приобщение к культуре своего народа, ее присвоение, осознание этнических особенностей своей общности (интериоризация этнических значений объектов этнокультурной среды) обусловливает формирование системы этнопсихологических свойств личности способной, по словам А.Р. Лурия, отражать внешнюю действительность, мир социальных отношений и, в конечном счете, свой собственный внутренний мир, сформированный в отношениях к объектам этнического мира и этническим субъектам; а следовательно, развитие и формирование этнического самосознания является важнейшим условием развития этнической индивидуальности, определяющим фактором оптимизации жизнедеятельности людей в специфических условий этнической реальности [5].
К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития идентичности. Первые «проблески» диффузной идентификации с этнической группой большинства авторов обнаруживает у детей 3-4 лет, но практически все психологи согласны в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте, когда рефлексия себя начинает иметь для человека первостепенное значение. Подростковый возраст является решающим периодом развития этнического самосознания, его наполнения, упрочнения и закрепления. Дальнейшие его изменения в общем плане представляют уже не развитие и формирование, а трансформацию в зависимости от социальнополитических, экономических, демографических условий жизнедеятельности конкретного этноса. В этой связи одной из задач системы образования является создание условий формирования и развития этнического самосознания в процессе обучения на разных возрастных этапах. Но хотя достигнутый в подростковом возрасте этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека, все-таки этническая идентичность - не статическое, а динамичное образование. Ее становление часто не завершается в отрочестве, а продолжается на более поздних этапах онтогенеза. Толкать взрослого человека к таким изменениям могут бесчисленные обстоятельства индивидуальной судьбы, глобальные изменения в социально-политической сфере, связанные с ними изменения в межэтнических отношениях и т.п.
На формирование и проявление этнической идентичности индивидов влияет целый ряд факторов, обусловленных особенностями их социального окружения, этнических групп,
к которым они принадлежат, межгрупповых отношений. Среди самых существенных факторов, влияющих на становление этнической идентичности, в психологии выделяются:
1) особенности этнической социализации в семье, школе и ближайшем социальном окружении;
2) особенности этноконтактной среды, прежде всего, ее гетерогенность/гомогенность;
3) статусные отношения между этническими группами.
Наше исследование направлено на изучение влияния этноконтактной среды и типа семьи на становление этнической идентичности подростков. В качестве гипотез исследования были выдвинуты предположения о том, что особенности осознания собственной этнической принадлежности и становление этнической идентичности в подростковом возрасте зависят от мононациональности / полинациональности семьи; особенности этноконтактной среды (гомогенность / гетерогенность) влияют на характеристики этнической идентичности подростков. В качестве методического инструментария для изучения выделенных показателей использованы авторская анкета, направленная на выявление характеристик этнического самосознания, тест самоотношения М. Куна «Кто Я?», методическая разработка «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, методическая разработка «Этническая аф-филиация» Г.У. Солдатовой [4].
Исследование проводилось в Республике Башкортостан, а именно в городе Уфа (национально гетерогенная среда) и Зианчуринском районе республики (национально гомогенная среда, где 80 % населения - башкиры). Выборку составили 90 подростков 12-14 лет, в том числе: 30 подростков из полинациональных семей и национально гетерогенной среды г.Уфа (группа 1); 30 подростков из мононациональных семей и национально гетерогенной среды г.Уфа (группа 2); 30 подростков из мононациональных семей и национально гомогенной среды (башкирские семьи из села, где 80 % жителей - башкиры) (группа 3). Мальчики и девочки представлены во всех группах поровну.
Анализ типов этнической идентичности, выявленных у подростков различных исследуемых групп, показал следующее.
Этноэгоизм, проявляющийся в выраженном предпочтения своего народа, ожидании неприятности со стороны других народов, напряженности и раздражении в общении с представителями иноэтнических групп наиболее выражен у подростков из полинациональных семей и национально гетерогенной среды (группа 1) и составляет 17 % испытуемых, в то время как у подростков из мононациональных семей в той же среде (группа 2) таких лишь 3,3 %. Среди подростков из мононациональных семей и национально гомогенной среды (группа 3) этноэгоизм выявлен у 6,7 % испытуемых.
Этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа, признание за ним права решать свои проблемы за счет других - также оказался наиболее характерным для респондентов 1 группы (13 %). В группах 2 и 3 этноизоляционизм встречается реже и в тех же пропорциях, что и этноэгоизм (3,3 % и 6,7 % испытуемых, соответственно).
Позитивная этническая идентичность («норма») - позитивное отношение не только к своему народу, но и к другим народам, уважение инкультурных ценностей, готовность иметь деловые отношения с представителями любой национальности - составляющая основу толерантного отношения к другим людям, наиболее выражена у подростков, воспитывающихся в мононациональных семьях национально гомогенной среды (группа 3) и составляет 60 % респондентов. На втором месте по степени выраженности позитивной идентичности стоит группа 2 (56 % подростков), на последнем - группа 3 (47 % подростков).
Несмотря на выявленные различия в выраженности таких типов этнической идентичности как этноэгоизм, этноизоляционизм и позитивная этническая идентичность, статистически достоверных различий, определяемых с помощью критерия Крускала-Уоллиса, выявлено не было.
Этническую индифферентность, то есть равнодушие к проблемам межнациональных отношений и этническим проблемам в целом, проявили только испытуемые групп 1 и 2 (30 % и 27 %, соответственно). В группе 3 данный тип этнической идентичности отсутствует.
Однако выбор этого индикатора нередко сопровождается также выбором индикатора «норма», поэтому в целом можно сказать, что у трети респондентов из национально гетерогенной среды позиция «индифферентности» дополняет общую установку на межэтническое взаимодействие, то есть проявляется одновременно и равнодушие к вопросам национальности, и готовность сотрудничать с представителями других национальностей. B результате статистической обработки по шкале этнической индифферентности эмпирическое значение оказалось в зоне «неопределенности».
По шкалам этнонигилизма и национального фанатизма получены одинаковые показатели (10 %) во всех трех группах.
Таким образом, можно сказать, что независимо от сочетания типа семьи и этнических особенностей среды у большинства подростков наблюдается позитивное отношение к своему и другим народам, уважение инкультурных ценностей, но при этом у подростков из полинациональных семей больше, чем у подростков из мононациональных семей, выражен этноэгоизм и этноизоляционизм. B национально гетерогенной среде, независимо от типа семьи достаточно ярко представлена этническая индифферентность. Национальный фанатизм одинаково представлен во всех трех группах.
Bажным показателем этнического самосознания является этническая аффилиация. Понятие аффилиация (от англ. аffiliatюn - соединение, связь) отражает стремление человека быть в обществе других людей, его потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с другими. Этническая аффилиация проявляется в стремлении к сближению с представителями других этносов, дружбе, любви, общению с ними. Ее формирование обусловлено характером взаимоотношений в детском возрасте с родителями, сверстниками и ближайшим окружением, и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе в межнациональных отношениях. Блокирование аффилиации вызывает такие чувства как одиночество, отчужденность, фрустрация.
Определение уровня этнической аффилиации в нашем исследовании показало, что высокая потребность в этнической принадлежности (этноаффилиативные установки) в этнически гетерогенной среде была выявлена у 20 % подростков из полинациональных семей (группа 1) и лишь у 6,/% подростков из мононациональных семей (группа 2). C большой вероятностью это связано с проживанием в гетерогенной полиэтнической среде большого города, где решающую роль в самореализации играют не этнические, а другие социальные и психологические характеристики личности, такие как интеллект, образование, социальный статус и др.
У подростков группы 3 доля лиц с этноаффилиативными тенденциями велика (66J %), что свидетельствует о высокой потребности в этнической принадлежности, стремлении к психологической общности со своей группой, принятии ее целей и ценностей, осознании себя членом этой группы. Им важно ощущать себя представителем определенной национальности, контактировать и сотрудничать с представителями своей национальной группы, придерживаться ценностей и обычаев, знать язык и чувствовать поддержку себе подобных. По шкале этноаффилиативных установок получены статистически значимые различия между тремя исследуемыми группами (Нэмп = 24,6 > Нкр = 9,2, при р < 0,01).
Aнтиэтноаффилиативные установки в этнически гетерогенной среде подростки из полинациональных семей (группа 1) демонстрировали почти в два раза чаще, чем подростки из мононациональных семей (группа 2) (3/ % и 1/ % испытуемых, соответственно). Cами по себе антиэтноаффилиативные установки говорят о низкой потребности в этнической принадлежности, равнодушии к вопросам этноса, отсутствии стремления быть представителем какой-либо национальности, придерживаться ценностей и обычаев этой группы. Бысокий уровень подобных установок у подростков из полинациональных семей может свидетельствовать о сложности формирования этноролевой идентификации в условиях семьи и решении этого вопроса путем свойственного данному возрастному периоду подросткового протеста. Такие подростки больше ценят себя как уникум, индивидуальность, не принадлежащую ни к какой общности. У подростков из мононациональных семей национально гомоген-
ной среды (группа 3) доля респондентов с анти-этноаффилиативными тенденциями составила лишь 3,3 %, что является показателем успешного формирования этнической идентичности во внутренне непротиворечивой этнической среде. По данной шкале были получены статистически значимые различия между тремя исследуемыми группами (Нэмп =22,3 > Нкр = 9,2, при р < 0,01).
Большинство испытуемых подростков, проживающих в этнически гетерогенной среде г. Уфы, независимо от типа семьи, имеют средний уровень потребности в этнической принадлежности. Он выявлен у 56,3 % подростков из группы 1 и 63 % подростков из группы 2 и отражает специфику социокультурного окружения респондентов. В гомогенной среде и мононациональных семьях средние значения потребности в афилиации выявлены лишь у 30 % испытуемых. Каких-либо закономерностей в выраженности этноаффилиативных тенденций в зависимости от национальности не выявлено.
Таким образом, мы можем утверждать, что на формирование этноаффилиативных установок решающее значение оказывает не столько тип семьи подростка (мононациональная или по-линациональная), сколько среда его проживания. В этногетерогенной среде у подростков формируется средний или низкий уровень этноаффилиативных установок, в то время как в этнически гомогенной среде - высокая потребность в этнической принадлежности.
Сравнительный анализ особенностей осознания этнической принадлежности и формирования этнической идентичности в подростковом возрасте в зависимости от мононациональности / полинациональности семьи и особенностей (гомогенность / гетерогенность) этноконтактной среды позволил выявить следующую картину.
У подростков из полинациональных семей в этнически гетерогенной среде (группа 1) этническая принадлежность в самоидентификации занимает не очень большое место. Свою национальность они определяют и по отцу, и по матери. Ярко выражена низкая потребность в этнической принадлежности, нет стремления быть представителем какой-либо национальности. У большинства подростков данной выборки наблюдается позитивное отношение к своему и другим народам, уважение инкультурных ценностей. Многие проявляют равнодушие к проблемам межнациональных отношений и этническим проблемам в целом. Позиция равнодушия часто сочетается с установкой на межэтническое взаимодействие. Вместе с тем, именно у подростков из полинациональных семей и национально гетерогенной среды больше, чем в двух других группах, проявляется убежденность в превосходстве своего народа, предпочтение своего народа, раздражение в общении с другими национальностями.
У подростков из мононациональных семей и национально гетерогенной среды (группа
2) этническая принадлежность в самоидентификации также занимает не очень большое место. При определении себя мало кто указывает национальность, однако при уточнении выявлено, что все подростки этой группы идентифицируют себя с национальностью родителей. В данной группе ярко представлена этническая индифферентность, то есть равнодушие к проблемам межнациональных отношений и этническим проблемам в целом. У большинства подростков данной выборки в целом наблюдается позитивное отношение к своему и другим народам, уважение инкультурных ценностей, что является основой толерантного поведения. Неоднородность этноаффилиативных установок подростков из мононациональных семей в этнически гетерогенной среде проявилась в том, что у части испытуемых выявился достаточно высокий уровень потребности в этнической принадлежности, стремление к психологической общности со своей группой, при этом у другой части низкий уровень потребности в этнической принадлежности, равнодушие к вопросам национальности.
У подростков из мононациональных семей в этнически гомогенной среде (группа 3) большое место в самоидентификации занимает этническая принадлежность. Большинство испытуемых данной группы указывают свою национальность принадлежность при самоопределении. Ярко представлена позитивная этническая идентичность, равное, позитивное отношение ко всем национальностям, уважение инкультурных ценностей, готовность со-
трудничать с представителями других национальностей. Равнодушие к проблемам межнациональных отношений и этническим проблемам в целом данной группе не свойственны. Также эту группу отличает очень высокая потребность в этнической принадлежности.
Результаты исследования позволяют сделать ряд практических выводов о том, что семья играет важную роль в формировании национального самосознания, этнической идентичности подростков; но кроме семьи на подростка огромное влияние оказывает и национальная культура всего общества, и прежде всего, этнической среды его проживания. По нашему мнению, сравнительные исследования особенностей становления этнической идентичности детей и подростков способствую более глубокому анализу психологопедагогических и социальных условий формирования позитивной этнической идентичности, толерантности, адекватной реальным социально-экономическим условиям жизни общества и конкретного региона, а также нравственно-культурным ценностям.
1. Лебедева, Н.М. Межкультурный диалог: проблемы этнокультурной компетентности [Текст] / Н.М. Лебедева // Этнический фактор в многонациональном пограничном регионе. - Оренбург, 2007. С.6-29.
2. Поздеев, И.Л. Этническая социализация в доиндустриальном и современном обществе: опыт и проблемы преемственности (на примере удмуртского этноса) [Текст] / И.Л. Поздеев / Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН. - Ижевск, 2007.
3. Рождественская, Е.Л. Этническая идентичность как педагогическая проблема и воспитание межнациональной толерантности [Текст] / Е.Л.Рождественская // Социально-педагогические, психологические и этнические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях : сб. научных трудов / под общ. ред. Ю.Н. Юрички, В.Я. Бабенко. Бирск, 2002. С.117-123.
4. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности [Текст] / Г.У. Солдатова. М. : Смысл, 1998.
389с.
5. Хотинец, В.Ю. Психология этнической индивидуальности [Электронный ресурс] // Психология индивидуальности: материалы III Всерос. науч. конф., 1-3 дек. 2010 г. Москва: в двух частях / Отв. ред. А.Б. Орлов. - М., 2010. -Ч.2. - С. 305-306. - Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/5991.