УДК 340 DOI 10.47475/2618-8236-2020-15204
ББК 64.401
Влияние особенностей архитектуры на формирование преступности в отдельных районах Челябинска
Н. Н. Кадырова, Е. С. Шумилова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Рассматриваются теоретические основы архитектурной криминологии как самостоятельного научного направления. Также представлен анализ отдельных криминологических особенностей связи между архитектурой районов и состоянием преступности на примере Курчатовского и Советского районов Челябинска, в том числе на основе собранного эмпирического материала.
Ключевые слова: криминологическая ситуация, архитектура преступности, предупреждение прес-
тупности.
Преступность в наше время изменяется и развивается, а методы изучения и реагирование на преступные проявления, к сожалению, остались прежними. Это приводит к тому, что эффективно противодействовать преступной активности невозможно. Ведь не многие знают, что состояние преступности в городе может зависеть от особенностей архитектуры. В науке в рамках социологического направления было сформулировано несколько криминологических теорий, одной из которых и стала теория архитектурного направления в практике предупреждения преступлений — архитектурная криминология.
Для того чтобы разобраться в причинах преступности в отдельных районах Челябинска с точки зрения особенностей градостроения и географии преступности, необходимо сначала обратиться к истории архитектурной криминологии [1]. В 1960-х гг. идею о том, что пространственно-средовые аспекты могут играть роль в снижении уровня преступности, выдвинула Джейн Джекобс. В 1972 г. американский архитектор Оскар Ньюман выпустил книгу «Защищающее пространство», в которой выдвинул ряд концепций — «территориальности», «естественной наблюдаемости» и «социального контроля». Они объясняли архитектурные стратегии, которые помогли бы создать для жителей возможность самим создавать безопасную жилую среду, путем контроля за своими окрестностями. В 1978 г. в Висбадене был проведен первый международный симпозиум, на котором психологами была выдвинута теория архитектурной криминологии, то есть планирование городского строительства и связи между архитектурой жилых районов и ростом преступности.
В 1980 — 90-х гг. исследования в этом направлении продолжались криминологом Т. Кроу, канадскими учеными Патрицией и Павлом Брантингент, исследователями Д. Уилсоном и Д. Келлингом.
Архитектурная криминология — этот одно из перспективных направлений современной криминологии. Сущность данной концепции заключается в том, что между преступностью и характером застройки, расположением жилищ, планировкой населенных пунктов, их дизайном существует связь. Так, психологи установили, что высотные дома нередко оказываются источниками депрессии горожан. Выделяют: визуальную среду — это естественная среда (леса, горы, водоемы, облака), где человек ощущает комфорт и становится добрее; и монотонную визуальную среду — это городской вид жизни, где есть высокие однотипные здания (характерно для промышленных городов). Именно такой вид среды травмирует психику и вызывает агрессию. Исследования криминологов установили, что закрытых, огороженных забором жилых массивов преступники стараются избегать, так как в таких зонах люди знаю друг друга. Из этого следует, что большее количество преступлений происходит именно в высоких жилых домах, которые имеют открытую территорию. Причем чем выше этажность дома, тем больше вероятность преступлений. Дома выше семи этажей в четыре раза чаще подвергаются разбойным нападениям, из них 32 % совершаются в лифтах. Оказалось, что архитектурный стиль больших городов нередко инициирует преступления и облегчает их совершение [2].
Из данной теории могут быть сформулированы следующие критерии преступности, обусловленные архитектурными особенностями:
Влияние особенностей архитектуры на формирование преступности.
1. Плотность населения, то есть чем выше количество проживающих, тем больше вероятность совершения преступлений.
2. Тип застройки района (многоэтажные, малоэтажные дома).
3. Массовое скопление жителей в общественных местах (торговые центры, парки, вокзалы и т. п.).
4. Транспортная доступность/недоступность.
5. Освещенность улиц.
Прежде чем перейти конкретно к оценке данных критериев на примере отдельных районов Челябинска, нужно отметить, что Челябинск как административно территориальная единица по площади составляет около 53 тыс. га и его протяженность — 150 км. Был основан 13 сентября 1736 г. на реке Миасс. Территориально город разделен на семь районов, каждый из которых находится под контролем отдельных представителей отделов МВД России по районам: Центральный, Ленинский, Металлургический, Советский, Тракторозаводский, Курчатовский и Калининский [3]. Конкретная информация распределения преступности по районам Челябинска в открытых ресурсах отсутствует, но материалы следственно-судебной практики могут быть положены в основу рассмотрения проблемы связи «архитектуры» и преступности. Из проведенного анализа для сравнения можно выделить два района города Челябинска. Самым высоким по уровню преступности стал Курчатовский, а наименее преступным оказался Советский район.
Обратимся к Курчатовскому району. Один из семи внутригородских районов Челябинска, самый молодой из них, имеет площадь более 60 кв. км. Расположен в северо-западной части города, что уже является негативным фактором, так как расположен далеко от центральной части города. Количество жителей, проживающих в этом районе к 2017 г., составило 223 566 чел. [3].
На сегодняшний день Курчатовский район — самый развивающийся район в городе. Его плотно застраивают высокими многоэтажными строениями, которые имеют закрытый двор, камеры видеонаблюдения и частные системы охраны. Многоэтажные дома высотой от 10 до 25 этажей с яркой цветовой гаммой добавляют колорита серым домам советских времен, а ограждение территории и зеленый ландшафтный дизайн воссоздает благоприятную визуальную среду, которая так нужна для ощущения комфорта городским жителям.
Помимо новостроек в районе остаются дома советских времен с многоэтажностью до 10 этажей, на улицах которых были совершены преступные деяния. Например, на Комсомольском проспекте мужчина совершил особо тяжкое преступление против половой неприкосновенности 19-летней потерпевшей 27.09.2016 в дневное время в подъезде одного из домов. На ул. Молдавская 5 мая 2017 г. у несовершеннолетнего открыто похитили сотовый телефон. На ул. Островского во дворе дома 8 сентября 2017 г. произошел выстрел из дробовика в голову 25-летнему спортсмену [4].
Если обращаться к ранее сформулированным критериям преступности, обусловленным архитектурными особенностями, то можно выделить ул. Героя России Молодова и ул. Куйбышева. Эти улицы застроены невысокими домами по три-четыре подъезда, уходящими вглубь, они имеют плохую освещенность и отдаленность от автобусных остановок. Это все порождает случаи преступных деяний. Также сюда можно отнести ул. Захаренко, 2-ю Шагольскую, Бурденюка.
Начало Комсомольского проспекта и расположение домов между улицами 40 лет Победы и Чичерина в районе домов № 300—388 по проспекту Победы: в темное время суток можно подвергнуться нападению на улице и в подъезде дома, так как почти вся улица не освещена. Более того, она полна достаточным количеством укромных уголков и путей ухода преступника. Например, случай 7 июля 2019 г.: нападение мужчины с ножом на девушку в подъезде дома № 301 на проспекте Победы Она выходила из лифта, после чего последовало несколько ударов по голове руками и ногами, а потом не менее 15 ударов ножом [4].
Микрорайон, ограниченный улицами Ворошилова, Молодогвардейцев и проспектом Победы, тоже имеет большую проблему с освещенностью улиц, результат — высокая вероятность грабежа. Также встречаются небольшие пустыри, что ведет к простаиванию территории, а значит, к риску возникновения преступности.
Помимо этого, в Курчатовском районе в шаговой доступности отсутствуют парки или скверы, где бы могли гулять жители. Всего три парка. Но даже если сквер (парк) и имеется рядом с домом, то вероятность безопасности не гарантирована, как, например, сквер на перекрестке Комсомольского проспекта ночью — пристанище шумных и совсем не доброжелательных компаний, а вот в лесопосадках
24
Н. Н. Кадырова, Е. С. Шумилова
в районе лыжной базы (ул. Захаренко) собираются «отдохнуть» пьяные компании, что и приводит к жестоким дракам. В лесопосадках напротив дома № 17 по улице Захаренко было найдено тело мужчины. Показания жителей близлежащих домов свидетельствовали о том, что ночью в лесопосадках произошла драка. Далее было установлено, что смерть наступила утром в результате удара в шею горлышком от разбитой бутылки [4].
Следовательно, архитектурные особенности Курчатовского района способствуют совершению преступлений, которые чаще всего регистрируются в районах советской застройки. Именно в таких районах создаются все условия для преступности:
1. Микрорайонная застройка — влечет за собой образование пустых мест (пустыри) и различных ходов, которые помогают уйти преступникам.
2. Отсутствие на улицах достаточного освещения.
3. Отсутствие в лифтах высокоэтажных домов видеонаблюдения.
4. Проходные дворы, отсутствие закрытого доступа.
Теорию влияния архитектуры города на преступность также хотелось проверить и на Советском районе Челябинска, который показал снижение зарегистрированных преступлений. Площадь района — 78 кв. км, население — 140 тыс. чел. Район был построен в 1937 г., что, соответственно, и отразилось на его архитектуре [3]. Советский район медленно, но все же пытается застраиваться жилыми комплексами, но в целом преобладают невысокие дома. Если ехать в сторону вокзала, начиная от ул. Блюхера через ул. Доватора и заканчивая ул. Свободы, можно увидеть только ажурные дома высотой пять этажей. Кое-где все же проглядываются высотки, но большую часть составляют частные сектора и поселки. Большинство из них имеют недостаточную освещенность, что приводит к преступным деяниям. 10 апреля 2019 г. пожилую пару обнаружили мертвыми в их частном доме в поселке Мебельном в Советском районе [4].
Район не имеет проблем с озеленением, а поселок АМЗ может похвастаться своим длинным сосновым бором, внутри которого находиться Изумрудный карьер, а напротив — Челябинское водохранилище Шершни. Это все воссоздает благоприятную визуальную среду для жителей района, которую отмечали психологии.
Несмотря на простоту домов и малочисленность, в районе находятся областная больница, вокзал и автовокзал, — это весомый фактор, так как в этих местах концентрируется скопление не только жителей города, но и приезжих лиц. Вокзал служит отличным местом для мошенников и грабителей. Например, на Челябинском железнодорожном вокзале гость из Оренбургской области стал жертвой гадалки, которая под предлогом совершения магических предсказаний украла у него золотое кольцо стоимостью в 18 тыс. руб. [Там же]. На остановках рядом с областной больницей (ул. Воровского) всегда находятся лица пожилого возраста, которые легко могут стать жертвами преступлений. Установлено, что обвиняемый в период с 20 по 30 марта 2019 г. на улицах Советского района совершал нападения на пенсионерок возрастом от 73 до 85 лет, вырывая из рук пожилых женщин сумки с находящимися в них денежными средствами — суммами от 6 тыс. до 30 тыс. руб. [5].
По итогам проведенного анализа можно сделать вывод, что на территории Советского района значительную долю в структуре преступности составляют преступления, связанные с посягательствами на собственность граждан. Так, например, 17 сентября 2019 г. неизвестный проник в дачный дом, расположенный в одном из садовых обществ Советского района, откуда похитил денежные средства в сумме 40 тыс. руб., или случай кражи золотых изделий из квартиры потерпевшего, когда ущерб составил 120 тыс. руб. [Там же].
Что касается досуговой части, то в районе огромное количество культурных центров, в частности театры, вузы и спортивные заведения. Советский район обладает одним парком и двумя скверами, которые находятся на значительном отдалении от густонаселенных жилых массивов. Не все жители поселков района могут добраться до них. Маршрутки ходят часто и быстро на главных улицах района (Свободы, Воровского, Тимирязева, Цвиллинга и Блюхера), а у остальных улиц прямая доступность к автобусным остановкам отсутствует. Установлено, что по дороге от остановки к дому в июле 2018 г. мужчина совершил в отношении 11-летней девочки насильственные действия сексуального характера [4].
Учитывая вышеуказанное, одной из основных архитектурных особенностей Советского района является недостаточное освещение улиц и придомовых территорий, а также отдаленность от основ-
Влияние особенностей архитектуры на формирование преступности.
ных пунктов транспортного сообщения в некоторых частях района.
Таким образом, на уровень преступности, очевидно, имеет прямое влияние архитектурная особенность застройки района, в том числе отсутствие необходимого уровня инфраструктуры (охрана территорий, видеонаблюдение и пр.). Существующее
в настоящее время строительство жилых комплексов предполагает наличие всей необходимой охранной инфраструктуры и всего необходимого для безопасного проживания. Архитектурный фактор в данном случае предполагает повышение уровня безопасности и снижение преступности.
Список литературы
1. Безопасность жилой среды, средовая криминология, защищающее пространство [Электронный ресурс]. — URL: https://stydopedia.ru/1x4433.html.
2. Иншаков, С. М. Зарубежная криминология / С. М. Иншаков. — М. : ИНФРА-М-НОРМА, 19 97. — 374 с.
3. Администрация города Челябинска [Электронный ресурс]. — URL: https://cheladmin.ru/.
4. Криминал 74.RU [Электронный ресурс]. — URL: https://74.ru/.
5. Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области [Электронный ресурс]. — URL: https://chel.sledcom.ru/.
Дата поступления: 20.03.2020
Дата принятия к опубликованию: 25.03.2020
Сведения об авторах
Кадырова Надежда Николаевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Института права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Шумилова Екатерина Сергеевна — студентка 3-го курса колледжа Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Библиографическое описание: Кадырова, Н. Н. Влияние особенностей архитектуры на формирование преступности в отдельных районах Челябинска / Н. Н. Кадырова, Е. С. Шумилова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 2. — С. 22 — 26.
Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. Vol. 5, iss. 2. Pp. 22—26.
Influence of Features of Architecture on Formation of Crime in Separate Districts of Chelyabinsk
N.N. Kadyrova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
E.S. Shumilova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
This article discusses the theoretical foundations of architectural criminology as an independent scientific field. An analysis of individual criminological features of the connection between the architecture of the regions and the state of crime is also presented on the example of the Kurchatov and Soviet regions of the city of Chelyabinsk, including on the basis of collected empirical material.
Keywords: criminological situation, crime architecture, crime prevention.
26
Н. Н. Кадырова, Е. С. Шумилова
References
1. Bezopasnost' zhiloy sredy, sredovaia kriminologiia, zashchishchaiushchee prostranstvo [Residential environment safety, environmental criminology, protecting space]. Available at: https://stydopedia. ru/1x4433.html (In Russ.).
2. Inshakov S.M. Zarubezhnaia kriminologiia [Foreign criminology]. Moscow, INFRA.M-NORMA Publ., 1997. 374 p. (In Russ.).
3. Administratciia goroda Cheliabinska [Administration of the city of Chelyabinsk]. Available at: https:// cheladmin.ru/ (In Russ.).
4. Kriminal 74.RU [Crime 74.RU]. Available at: https://74.ru/ (In Russ.).
5. Sledstvennoe upravlenie Sledstvennogo komiteta Rossiyskoy Federatcii po Cheliabinskoy oblasti [Investigative Department of the Investigative Committee of the Russian Federation in the Chelyabinsk region]. Available at: https://chel.sledcom.ru/ (In Russ.).