Научная статья на тему 'Влияние основной обработки почвы на эффективность возделывания сельскохозяйственных культур'

Влияние основной обработки почвы на эффективность возделывания сельскохозяйственных культур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние основной обработки почвы на эффективность возделывания сельскохозяйственных культур»

Рисунок. Рекомендуемая функциональная модель зернового кластера Республики Татарстан.

касающиеся аграрного рынка. В комплексе мер воздействия на него важная роль отводится закупочным и товарным интервенциям. В 2005 г. сумма интервенционных закупок достигла 6 млрд руб. К сожалению, дефицитность бюджетов всех уровней создает проблему с осуществлением таких акций.

Решить эту проблему можно путем организации товарносырьевых бирж. Кроме того, стабилизировать ситуацию на рынке должно формирование функциональных продовольственных кластеров (см. рисунок).

Основными защитниками интересов крестьян и партнерами государства в развитии АПК могут сыграть региональные и федеральные отраслевые союзы, ассоциации и другие формирования. Для их эффективной деятельности требуется специальный закон, определяющий основные принципы работы, права,

формы и методы взаимодействия с органами государственной власти, источники финансирования.

В целом же мы считаем, что аграрный сектор экономики должен развиваться не только под влиянием законов рынка, но и благодаря грамотному регулированию со стороны государства.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

О.Ю. ЯКИМОВА

Мордовский ГУ имени Н.П. Огарева

Переход к новым условиям хозяйствования определил необходимость образования в составе органов управления АПК организационных структур, учитывающих особенности рыночной экономики и полную самостоятельность всех хозяйствующих субъектов.

Одна из важнейших задач развития АПК Республики Мордовия — создание эффективной, гибкой и восприимчивой к нововведениям социально ориентированной рыночной системы. При этом нужно учитывать принципиальные особенности современного сельского хозяйства, в том числе небольшие размеры производства, которые не позволяют отдельному товаропроизводителю проводить научные исследования за счет внутренних ресурсов и внедрять научно-техничес-кие разработки, как это делают крупные предприятия. Отсюда вытекает необходимость формирования специальной системы обеспечивающей доведение инноваций и других сведений до сельскохозяйственных товаропроизводителей. Если учесть, что основной фактор, обеспечивающий принятие эффективных решений в рыночных условиях, как на уровне руководителя предприятия, так и на уровне областных и республиканских органов управления АПК, — это своевременная и достоверная информация, то становится понят-

ным насколько актуальна рациональная организация информационно-консультационной службы.

Важнейшая задача управления — «активное продвижение» современных сельскохозяйственных знаний от их «источника» (сельскохозяйственная наука) к «приемнику» (товаропроизводитель).

В мире накоплен огромный опыт осуществления мероприятий направленных на решение этой задачи в условиях рыночной экономики. Службы типа «экстеншн» (extension — продвижение) существуют практически во всех западных странах в форме, соответствующей национальным традициям организации сельскохозяйственного производства. В России этого пока нет, однако предпринимаются некоторые попытки улучшить ситуацию. Так, с 1994 г. в стране реализуется проект ARIS (Agriculture Reform Implementation Support — поддержка сельскохозяйственных реформ), основная цель которого — облегчение перехода сельского хозяйства России к условиям рыночной экономики. Одно из его основных направлений — создание и распространение сети информационно-консультационных служб (ИКС).

Главная задача таких служб — развитие конкурентоспособности аграрного сектора путем оказания информационной помощи сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений. Функции ИКС АПК:

содействие сельским товаропроизводителям в вы-

явлении и формулировании их проблем, анализе вариантов и обоснованности выбора решений, повышении мотивации к реализации принятых решений, оценке результатов и обмену информацией с другими производителями;

предоставление объективных и постоянно обновляющихся сведений по различным аспектам производства, переработки и сбыта продукции, включая новые технологии и методы ведения хозяйства;

консультирование по планированию и управлению предприятием, финансовому и инвестиционному анализу, оптимизации использования ресурсов, учету экологических требований;

обеспечение обратной связи органов управления и научно-исследовательских институтов с сельскими товаропроизводителями для выработки эффективных мер государственной аграрной политики;

интеграция знаний и информации из различных (в том числе международных) источников, ориентация ученых на проведение прикладных исследований с целью выработки практических рекомендаций;

инициирование изменений в методах ведения хозяйства, содействие распространению инноваций.

Для организации системы ИКС Главным вычислительным центром Министерства сельского хозяйства России разработан и уже в значительной степени осуществлен технический проект АРИС (русская аббревиатура от названия «Аграрная Российская информационная система»).

Согласно этому проекту, врешонах создается единая корпоративная сеть Минсельхоза России, которая свяжет между собой локальные сети органов управления отраслью на всех уровнях — от районного до федерального. Ядро структуры федерального уровня — компьютерная сеть Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Распространяется имеющаяся информация через глобальную компьютерную сеть 1п!егпе1. Проект АРИС должен способствовать созданию единого информационного пространства АПК Российской Федерации, что позволит Минсельхозу России и органам управления в регионах эффективнее осуществлять планирование, контроль, прогнозирование и организацию производственной деятельности. Уже созданы и в той или иной степени функционируют 27 консультационных служб субъектов Федерации.

Результаты исследований позволяют утверждать, что управление сельским хозяйством Республики Мордовия малоэффективно. Одна из причин такого положения — отсутствие системной оценки ситуации, возможных последствий принимаемых решений и ожидаемых результатов. Кроме того, нет информационных систем различного уровня и типа, не применяются методы математического моделирования и компьютерные технологии. В АПК Республики назрела необходимость создания информационно-консультационной службы. Функции организации и координации деятельности ИКС, сбора и распространения информации, внедрения новейших компьютерных технологий

можно возложить на отдел информационно-консультационного обеспечения республиканского управления и соответствующие пункты в составе районных управлений. Оперативное консультирование, организацию и проведение семинаров, других учебных мероприятий , ярмарок и выставок должны осуществлять специалисты отраслевых отделов этих управлений.

Выбор такой организационной структуры обусловлен тем, что существующая система управления располагает высококвалифицированными специалистами, хорошо знающими положение дел в сельском хозяйстве Республики, имеющими большой опыт работы, способными оказать товаропроизводителям помощь в решении практических вопросов.

В компетенцию информационно-консультацион-ной службы Республики Мордовия должно входить: консультирование по организационно-экономическим, правовым и технологическим вопросам;

пропаганда нововведений, научно-технических, правовых и экономических знаний (проведение выставок, семинаров и др.);

издание и распространение методической и на-учно-практической литературы, выпуск радио- и видеоматериалов, плакатов и др.;

формирование и пополнение банка данных по применяемым в Республике прогрессивным технологиям, научно-техническим, организационно-экономическим и правовым знаниям;

разработка бизнес-плановразвития предприятий; консультирование по бухгалтерскому учету, оценка финансовой деятельности, организационно-экономические исследования;

изучение и обобщение российского и мирового опыта развития аграрного сектора экономики, разработка рекомендаций по его использованию.

В Республике накоплены обширные научные знания по растениеводству, животноводству, защите растений, химизации и др. Однако существующая практика препятствует эффективному распространению результатов исследований. Во-первых, традиционно сложившаяся отраслевая структура не ориентирована на комплексное использование имеющихся сведений. Во-вторых, аграрная наука практически не располагает ни одной открытой и общедоступной базой данных и знаний. В-третьих, уровень обеспечения средствами вычислительной техники крайне неудовлетворителен, практически нет средств автоматизации сбора и передачи информации. В-четвертых, имеющиеся данные мало пригодны для переноса на ЭВМ. В-пятых, не разработаны экономический и правовой механизмы использования наукоемкой продукции.

В информационно-консультационной службе должны формироваться базы данных, структуризация которых во многом определяется спецификой решаемых задач. Наиболее целесообразно, на наш взгляд, выделение следующих их групп:

законодательные и нормативно-правовые документы; статистическая информация и материалы, полученные по результатам статистической обработки данных;

результаты аналитических исследований инфор-мационно-консультационной службы;

результаты социологических или экспертных исследований, которые проводятся по инициативе ИКС или предоставлены ей в порядке обмена;

справочники и картотеки;

оперативная информация, содержащая материалы центральной и региональной прессы, телерадиовещания и др.

Тематическая структуризация данных проводится уже в рамках групп информации.

По мере развития ИКС и обмена сведениями между научно-исследовательскими институтами, опытными агропромышленными производствами и обслуживающими организациями должно быть организовано централизованное накопление научно-технической и коммерческой информации в виде банков знаний и данных, доступных любому пользователю. По растениеводству это могли бы бьггь банки данных сортов растений с их производственной характеристикой (урожайность, технология возделывания и др.); по семенам и посадочному материалу (поставщики, их реквизиты, цены, наличие и условия поставки); о выпускаемой сельскохозяйственной технике и оборудовании (технические, производственно-эксплуатационные характеристики и рекомендации по использованию, сведения о поставщиках, ценах, условиях поставок и др.); по земельным кадастрам и землепользователям; по животноводству — банки данных по породному составу скота (с указанием поставщиков и условий поставки); по кормам (ареал, производственные характеристики, технологии выращивания, заготовки и хранения, поставщики покупных кормов и их условия); технологических карг (по выращиванию молодняка, откорму, содержанию дойного стада); по ветеринарии; по хранению и промышленной переработке сельскохозяйственного сырья — банки данных по технологиям доставки, хранения и переработки; предприятий, осуществляющих хранение и промышленную переработку (адреса, специализация, мощности, наличие холодильных камер и складов, условия приемки на хранение и в переработку, цены услуг и др.); по таре и упаковочным материалам (стандарты, технологии упаковки и транспортировки, поставщики тары, условия поставки и возврата и др.).

Кроме того, нужно создать маркетинговые банки, концентрирующие информацию о рынке продукции животноводства и растениеводства, скота, семян и посадочного материала, техники и оборудования, эксплуатационных и строительных материалов, удобрений и средств защиты и др., по динамике сезонных изменений цен, текущих возможностей партнеров и др.

Новинка предлагаемой системы управления — информация о конъюнктуре рынка. Ее оценка включает сведения о динамике соотношения спроса и предложения по видам продукции (как факторов, определяющих уровень цен и их сезонные колебания), в том числе в зависимости от объемов запасов сельскохозяйственного сырья у производителей и на перерабатывающих предприятиях, запасов конечной

продукции у переработчиков, в сфере оптовой и розничной торговли, а также государственных запасов (интервенционных, страховых). Кроме того, при оценке конъюнктуры рынка нужна информация о качестве продукции, в частности ее ассортимент.

К информации по товарным ресурсам рынка следует отнести объем производства продуктов (в том числе на душу населения), объем потребления, всего и надушу населения (в разрезе городского и сельского населения) в сопоставлении с физиологическими нормами, степень обеспеченности сырьем перерабатывающих мощностей, возможность вывоза за пределы региона.

Всегда актуальны сведения по ценам (по видам товаров, группам поставщиков, срокам реализации в течении года). Такая маркетинговая информация должна учитывать особенности условий реализации отдельных видов продукции. Мониторинг цен должен предусматривать рекомендации по их формированию в системе сельскохозяйственного производства (гарантированные целевые цены с учетом производственных результатов и качества продукции).

В нынешних условиях предприятие может реально лидировать на рынке только в том случае, если оно широко применяет информационные технологии. Принятие обоснованных решений находится в прямой зависимости от того, какой объем сведений поступает и как они обрабатываются. Для того, чтобы использовать информацию результативно, необходимы сведения о внешних для предприятия факторах, которых в последние годы явно не хватает. Основную их долю сельскохозяйственные товаропроизводители должны получать через районные и республиканскую ИКС.

Многочисленные реорганизации в управлении АПК привели к нарушению связей в информационной сети Мордовии. Сегодня большая часть информации, распространяемой Министерством сельского хозяйства и продовольствия поступает к пользователям по двум каналам. Первый — рассыпка по районным управлениям, которые затем доводят ее до хозяйств. Второй — связь с предприятиями по телефону. Так как субъектам хозяйствования крайне необходимы своевременные и регулярные сведения о ситуации на рынках сбыта продукции и ценах, правовая и законодательная информация было бы реальным предложить создание единой сети для обслуживания производителей сельскохозяйственной продукции Мордовии.

В ИКС нуждается также вся инфраструктура агропромышленного комплекса. Естественно, что при этом каждому звену нужен свой состав информации и методы ее передачи.

Исключительно важна такая служба для научных и образовательных организаций. Поскольку это надежный канал доведения научно-технических разработок непосредственно до сельхозтоваропроизводителей. Однако привлекать к консультационной деятельности нужно наиболее квалифицированных работников этих учреждений. Благодаря этому НИИ и ВУЗы станут ближе к запросам производства, ради удовлетворения которых они собственно и созданы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.