Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПОДГОТОВКУ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА (НА ПРИМЕРЕ ПЛАВАНИЯ)'

ВЛИЯНИЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПОДГОТОВКУ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА (НА ПРИМЕРЕ ПЛАВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ШКОЛА ПЛАВАНИЯ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ / РАЗРЯДЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боброва Галина Владимировна

В статье представлены результаты исследования, целью которых стало определить степень влияния условий работы спортивных школ, вызванных введением санитарно-эпидемиологических мероприятий направленных на ограничение работы спортивных объектов в период с 2020 по 2022 годы, на подготовку спортивного резерва на примере школ плавания города Оренбурга. Результаты исследования показали, что 2 года ограничительных медико-эпидемиологических мероприятий оказало определенное влияние на подготовку спортивного резерва. За данный период более чем 20 % детей и подростков прекратили заниматься плаванием, набор в спортивно-оздоровительные группы не проводился, вместе с тем, учащиеся спортивных школ, которые в предкарантинный период имели высокий уровень спортивной подготовки, соответствующей своей возрастной группе, к весне 2022 года значительно повысили свое спортивное мастерство. Согласно, опроса тренерско-преподавательского состава, высокие показатели лучших спортсменов школы стало результатом индивидуальных занятий с тренером и увеличение их тренировочного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Боброва Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF RESTRICTORY SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL MEASURES ON THE PREPARATION OF A SPORTS RESERVE (ON THE EXAMPLE OF SWIMMING)

The article demonstrates the results of the study, the purpose of which was to define the influence degree in the working conditions at sports schools, caused by the introduction of sanitary and epidemiological measures aimed at limiting the operation of sports facilities in the period from 2020 to 2022, on the preparation of a sports reserve using the example of swimming schools in the city of Orenburg. The research included an analysis of the protocols of swimming competitions for 2018-2022, a survey of the coaching and teaching staff and the methods of mathematical statistics used. As part of the study, the protocols of the Championship in the city of Orenburg in swimming were selected. These competitions are official, included in the regional calendar of competitions and are held annually according to the regulations developed and approved by the Swimming Federation of the Orenburg Region. Consequently, competitions are held annually in the second half of February, they collect the maximum number of participants of all ages with a sports category not lower than the first junior one. In the course of the study, the total number of participants in the competitions and the level of their sportsmanship (performing categories) were studied. The results of the study showed that 2 years of restrictive medical and epidemiological measures had a certain impact on the preparation of the sports reserve. During this period, more than 20 % of the children and adolescents stopped swimming, admission in sports and recreation groups was not carried out, however, students of sports schools who in the pre-quarantine period had a high level of athletic instruction to their age group significantly improved their sportsmanship by the spring of 2022. According to a survey of the coaching and teaching staff, the high performance of the school’s top athletes was the result of individual coaching sessions and an increase in their training time.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПОДГОТОВКУ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА (НА ПРИМЕРЕ ПЛАВАНИЯ)»

УДК 796 ББК 75.5

DOI 10.47475/2500-0365-2022-17402

ВЛИЯНИЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПОДГОТОВКУ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА (на примере плавания)

Г. В. Боброва

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

В статье представлены результаты исследования, целью которых стало определить степень влияния условий работы спортивных школ, вызванных введением санитарно-эпидемиологических мероприятий направленных на ограничение работы спортивных объектов в период с 2020 по 2022 годы, на подготовку спортивного резерва на примере школ плавания города Оренбурга.

Результаты исследования показали, что 2 года ограничительных медико-эпидемиологических мероприятий оказало определенное влияние на подготовку спортивного резерва. За данный период более чем 20 % детей и подростков прекратили заниматься плаванием, набор в спортивно-оздоровительные группы не проводился, вместе с тем, учащиеся спортивных школ, которые в предкарантинный период имели высокий уровень спортивной подготовки, соответствующей своей возрастной группе, к весне 2022 года значительно повысили свое спортивное мастерство. Согласно, опроса тренерско-преподавательского состава, высокие показатели лучших спортсменов школы стало результатом индивидуальных занятий с тренером и увеличение их тренировочного времени.

Ключевые слова: спортивный резерв, школа плавания, ограничительные меры, участники соревнований, разряды.

Одной из приоритетных задач деятельности детско-юношеских спортивных школ является подготовка спортивного резерва. Спортивный резерв представляют дети и подростки, регулярно занимающиеся спортом и достигшие значимых результатов в выбранной спортивной деятельности. Подготовка спортсменов-разрядников уровня выше первого спортивного разряда подразумевает кропотливую многолетнею работу, объединяющие совокупность приемов и методов воздействия на личность, ее образ жизни, общности [1]. Для подготовки спортсменов высокого класса требуется массовое привлечение детей к регулярным занятиям спортом, воспитание у них высокого уровня мотивации к спортивной деятельности, отбор и подготовку одаренных спортсменов в избранном виде спорта. Концепция воспитания спортсменов высокого уровня определяется как спецификой сферы спортивной деятельности в целом, так и спецификой избранного вида спорта, особенностями биологической и социально-психологической природы человека и еще целым рядом факторов [2; 6].

Федеральный Закон РФ раскрывает понятие «спортивный резерв» по отношению к лицам, проходящим спортивную подготовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд, в том числе сборных команд Российской Федерации.

Значимость подготовки спортивного резерва поставлена на государственный уровень и отражена в Концепции развития системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, принятой до 2025 года. Одним из положений концепций стало планирование «увеличения до 100 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта и до 60 % доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания» [3].

Особой сложностью отличается подготовка спортивного резерва в плавании, так как все этапы подготовки проходят в бассейне, что приравнивает этот вид спорта к элитным видам. Спортивное плавание является одним из наиболее популярных видов спорта во всем мире, в развитых странах плаванием занимается максимальное количество школьников, что позволяет проводить высококлассный отбор в национальные команды. Исторически сложилось, что на международных соревнованиях по плаванию идет высочайшая конкуренция именно между командами развитых стран — Америки, Англии, Германии, России, Китая [4]. В России формирование национальной сборной команды по плаванию в большин-

стве происходит за счет привлечение спортивного резерва из регионов страны.

В Оренбургской области подготовкой спортивного резерва в плавании осуществляется тренерами 9 муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования, из них 5 школ плавания находятся в Оренбурге. Не смотря на то, что это относительно малое количество спортивных школ, специализирующихся в подготовки спортсменов для сборной страны по спортивному плаванию, областная федерация достигла определенных успехов. В разные годы тренерами Оренбурга и области были подготовлены спортсмены, входившие в состав сборной команды России по плаванию. Рылов Евгений, Каменева Мария, Полтавцев Павел, Симонова Виталина — это наиболее титулованные спортсмены, начинавшие свою спортивную карьеру в бассейнах Оренбуржья.

В тоже время обстоятельства, связанные с распространением COVID-19, отразились на тренировочном процессе спортсменов во всем мире, и особенно на работе начального звена подготовки спортивного резерва. С марта 2020 года и до февраля 2022 года в связи с тяжелой эпидемиологической ситуацией были введены карантинные ограничения, которые свели к минимуму работу спортивных объектов.

Особенно в сложной ситуации оказались спортсмены водных видов спорта, в отличие от других видов, где тренировочные занятия можно проводить самостоятельно в домашних условиях или на улице, пловцам необходима тренировка в воде. Президент Всероссийской федерации плавания В. В. Сальников, описывая ситуацию с российскими пловцами, отметил: «Более 2,5 месяца без тренировок в бассейне могут стать критическими для молодых спортсменов. Может быть потеряна не только спортивная форма, но и мотивация к учебно-тренировочной деятельности» [5].

В городе Оренбурге начиная с марта 2020 года до декабря 2021 года, детско-юношеские спортивные школы не работали в своем традиционном режиме. С марта по октябрь 2020 года спортивные сооружение были закрыты наряду с остальными местами общественного скопления людей. Тренеры-преподаватели перешли на дистанционную работу и проводили тренировки в режиме онлайн, учащиеся спортивных школ выполняли спортивные упражнения в домашних условиях. Полное отсутствие какого-либо соответствия требованиям к местам проведения спортивных занятий не позволяло в полном объеме выполнять пловцам даже «сухую» тренировку.

С октября 2020 года бассейны заработали, но по сентябрь 2021 года занятия в чаше бассейна проводились с высокими требованиями к посещению тренировок. Так, на тренировке в 25 — метровом бассейне на одной дорожке, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, не должно было находиться более 5 человек. Такие жесткие требования к посещению занятий заставили тренеров отказаться от массового набора в спортивно-оздоровительные группы и сократить по численности группы начального обучения, кроме того, часть учащихся продолжало заниматься в дистанционном формате. В октябре 2021года указом губернатора области в г. Оренбурге были введены карантинные мероприятия, связанные с пиком простудно-вирусных заболеваний. В городе на 21 день все общеобразовательные школы и школы дополнительного образования перешли на дистанционное обучение. И только с декабря 2021 года детским спортивным школам разрешили начать работу в полном объеме.

Фактически учебно-тренировочный процесс в детско-юношеских спортивных школах города Оренбурга после перерыва сроком в 21 месяц возобновился в полной мере с декабря 2021 года.

Первые соревнования после двухгодичного перерыва среди пловцов состоялись в марте 2022 года. Чемпионат и первенство города Оренбурга традиционно собрал учащихся школ плавания, имеющих спортивный разряд не ниже 1 юношеского. Соревнования проводятся в три дня, участники награждаются по двум возрастным категориям — 16 лет и старше, 15 лет и младше. Интерес к составу участников соревнований и уровню их подготовленности заставил провести данное исследование.

Цель исследовательской работы — определить влияния условий работы спортивных школ в период с 2020 по 2022 г. г. на подготовку спортивного резерва на примере школ плавания.

Задачи исследования — определить количество детей и подростков, занимающихся в спортивных школах плавания города Оренбурга до 2020 года и на сегодняшний день, сравнить уровень спортивной подготовленности пловцов-разрядников в аналогичный период времени.

За основу исследования были взяты протоколы соревнований Чемпионата города Оренбурга по плаванию. Данные соревнования являются официальными, включены в областной календарь соревнований, проводятся ежегодно по положению, разработанному и утвержденному федерацией плавания Оренбургской области. В рамках

исследования был проведен ретроспективный анализ протоколов данных соревнований за 2017—2022 годы. Кроме того, в исследовании применялись методы: опрос тренерско-препода-вательского состава, анализ литературных источников, методы математической статистики.

Анализ протоколов Чемпионата города Оренбурга по плаванию за 2017, 2018, 2019 и 2022 год позволил определить количество участников соревнований и количество спортсменов, показавших нормативы МС, КМС, 1, 2 и 3 спортивных разрядов (табл. 1). Следует отметить, что согласно положению соревнований, каждый участник выступает в трех видах программы, в исследовании подсчитывалось общее выполнение разрядных нормативов, то есть один пловец, мог проплыть три дистанции и в каждой показать норматив 1-го спортивного разряда. Полученные данные были занесены в табл.1.

Данные обработки протоколов соревнований показывают, что количество участников соревнований в 2022 году уменьшилось более чем на 20 % от среднего показателя предыдущих лет. В тоже время наблюдается повышение уровня спортивного мастерства у спортсменов, выступающих на уровне 1 спортивного разряда и выше.

В ходе исследования отдельно велся подсчет по числу спортсменов-разрядников из количества участников соревнований. Интерес вызывали спортсмены уровня подготовки соответствующего нормативам «мастер спорта России», «кандидат в мастера спорта» и «первый спортивный разряд». Спортсмены, выступающие на уровне массовых

разрядов, не подсчитывались. Полученные данные были пересмотрены в процентном соотношении к общему числу участников соревнований. Результаты исследования представлены в табл. 2.

Для определения значимости в данных исследований был применен метод математической статистики ^критерий Стьюдента. Данный метод был выбран, так как позволяет сравнить данные в малых выборках. В таблицах представлены расчеты — определения уровня спортивной подготовленности участников соревнований в годы, предшествующие введению санитарно-эпидемиологических мероприятий в сравнении с 2022 годом, когда спортивные школы начали работать в полном объеме. В табл. 3 сделана выборка по спортсменам, имеющим звание или выступающим по нормативу «кандидат в мастера спорта», в табл.4 аналогичное сравнение среди спортсменов-перворазрядников.

Полученные значения находятся в зоне значимости. Следовательно, уровень подготовки пловцов в 2022 году, при меньшем количестве участников соревнований, выше, чем уровень спортивной подготовки пловцов в предыдущие, до «карантинные» годы. Результаты исследования заставил провести опрос среди тренерско-пре-подавательского состава с целью определения причин данного феномена. В опросе приняли участие 7 тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ, специализирующихся в плавании. Результаты опроса показали, что в период ослабления ограничительных санитарно-эпидемиологических мероприятий, педагоги с

Таблица 1

Количество участников Чемпионата г. Оренбурга по плаванию в разные годы /

количество выполнения нормативов

Год проведения соревнований Кол-во участников МС КМС I разряд 2 разряд 3 разряд

2017 411 1 6 58 238 364

2018 401 — 8 52 252 315

2019 424 — 6 47 264 372

2022 324 2 14 86 218 245

Год проведения соревнований Всего участников соревнований МС КМС I разряд

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

2017 411 1 0,24 4 0,97 24 5,84

2018 401 — — 3 0,75 21 5,24

2019 424 — — 4 0,94 19 4,48

2022 324 1 0,34 8 2,47 43 13,24

Таблица 2

Уровень спортивной подготовленности участников Чемпионата г. Оренбурга по плаванию в разные годы

Таблица 3

Сравнительная выборка уровня спортивной подготовленности участников соревнований (КМС) в разные годы (расчет ^критерия Стьюдент)

№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений

В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2

1 0,97 2,47 0,08 0 0,0064 0

2 0,75 -0,14 0,0196

3 0,94 0,05 0,0025

Суммы: 2,66 2,47 -0,01 0 0,0285 0

Среднее: 0,89 2,47

Результат: t_ = 11,5.

Таблица 4

Сравнительная выборка уровня спортивной подготовленности участников соревнований (КМС) в разные годы (расчет ^критерия Стьюдент)

№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений

В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2

1 5,84 13,24 0,65 0 0,4225 0

2 5,24 0,05 0,0025

3 4,48 -0,71 0,5041

Суммы: 15,56 13,24 -0,01 0 0,9291 0

Среднее: 5,19 13,24

Результат: = 10,2

разрешения руководства бассейнов тренировали лучших спортсменов школы. Как правило, в список для проведения учебно-тренировочных занятий было включено 10—12 человек с отделения плавания детско-юношеских спортивных школ. Кроме того, у данной категории детей занятия в общеобразовательных школах проводились в дистанционном формате, что позволяло увеличить время занятий и проводить тренировки практически индивидуально. С другой стороны занятия в группах начальной спортивной подготовки и учебно-тренировочных группах первого года обучения проводились в дистанционном формате в качестве рекомендаций физической нагрузки в домашних условиях, что привело к значительному отсеву детей. Новый набор детей в спортивно-оздоровительные группы будет осуществляться только осенью 2022 года и согласно рекомендуемому возрасту начала обучения плаванию.

Выводы

Результаты исследования показали, что 2 года ограничительных санитарно-эпидемиологических мероприятий оказало определенное влияние на подготовку спортивного резерва. Более чем 20 % детей и подростков прекратили заниматься плаванием, в тоже время учащиеся спортивных школ, которые в пред карантинный период имели вы-

сокий уровень спортивной подготовки, соответствующей своей возрастной группе, к весне 2022 года значительно повысили свое спортивное мастерство. В ближайшее время ожидается спад численности и уровня подготовки спортивного резерва среди учащихся учебно-тренировочных групп, возраст которых в период пандемии соответствовал набору спортивно-оздоровительных и групп начальной подготовки.

Список литературы

1. Боброва, Г. В. Опыт применения форсированной соревновательной подготовки в условиях дефицита тренировочного времени / Г. В. Боброва, О. В. Андронов// Теоретические и методологические аспекты подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма : материалы I Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 20—21 октября 2021 г. — Волгоград: ВГАФК, 2021. — С. 26—29.

2. Зиннатнурова, А. А. Проблема и пути решения подготовки спортивного резерва / А. А. Зин-натнурова, А. З. Зиннатнуров // Теоретические и методологические аспекты подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма : материалы I междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 20—21 октября 2021 г. — Волгоград : ВГАФК, 2021. — С. 101—106.

3. Концепция развития системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации // Sportrezerv24.ru. — URL: http://sportrezerv24.ru/ uploads/article/10/021dd3871 .pdf.

4. Путинцева, Е. В. Тенденции развития спортивного плавания в России / Е. В. Путинцева// Роль организационно управленческой деятельности спортивного администрирования в развитии спорта и физической культуры населения : материалы I Всерос. науч.-практ. конф., г. Омск, 27—28 мая 2021 г. — Омск : СГУФК и С, 2021. — С. 69—70.

5. Сальников, В. Два с половиной месяца без воды для кого-то могут стать критическими /

Поступила в редакцию 26 июня 2022 г.

В. Сальников // Спорт-экспресс. — URL: https://www.sport-express.ru/swimming/reviews/ kakperenosit-pandemiyu-rossiyskogo-plavanie-intervyu-vladimira-salnikova-1673460.

6. Соболева, А. А. Основные проблемы развития подготовки спортивного резерва / А. А. Соболева, Д. Г. Радченко // Совершенствование системы физического воспитания спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения : материалы XX юбилейной между-нар. науч.-практ. конф., г. Сургут, 19—20 ноября 2021 г. — Сургут : Сургутский государственный университет, 2021. — С. 646—647.

Для цитирования: Боброва, Г. В. Влияние ограничительных санитарно-эпидемиологических мероприятий на подготовку спортивного резерва (на примере плавания) / Г. В. Боброва // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 4. — С. 14—19.

Сведения об авторе

Боброва Галина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания. Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия. ORCID ID: 0000-0003-0164-1603 Elibrary ID: 1033701 E-mail: Galya.Bobrova.71@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2022, vol. 7, no. 4, pp. 14—19.

Influence of restrictory sanitary and epidemiological measures on the preparation of a sports reserve (on the example of swimming)

Bobrova G.V.

Orenburg State University, Orenburg, Russia. Galya.Bobrova.71@mail.ru

The article demonstrates the results of the study, the purpose of which was to define the influence degree in the working conditions at sports schools, caused by the introduction of sanitary and epidemiological measures aimed at limiting the operation of sports facilities in the period from 2020 to 2022, on the preparation of a sports reserve using the example of swimming schools in the city of Orenburg.

The research included an analysis of the protocols of swimming competitions for 2018—2022, a survey of the coaching and teaching staff and the methods of mathematical statistics used. As part of the study, the protocols of the Championship in the city of Orenburg in swimming were selected. These competitions are official, included in the regional calendar of competitions and are held annually according to the regulations developed and approved by the Swimming Federation of the Orenburg Region. Consequently, competitions are held annually in the second half of February, they collect the maximum number of participants of all ages with a sports category not lower than the first junior one. In the course of the study, the total number of participants in the competitions and the level of their sportsmanship (performing categories) were studied.

The results of the study showed that 2 years of restrictive medical and epidemiological measures had a certain impact on the preparation of the sports reserve. During this period, more than 20 % of the children and adolescents stopped swimming, admission in sports and recreation groups was not carried out, however, students of sports schools who in the pre-quarantine period had a high level of athletic instruction to their age group significantly improved their sportsmanship by the spring of 2022. According to a survey of the coaching and teaching staff, the high performance of the school's top athletes was the result of individual coaching sessions and an increase in their training time.

Keywords: sports reserve, swimming school, restrictive measures, competitors, categories.

References

1. Bobrova G.V., Andronov O.V. Opyt primen-eniya forsirovannoj sorevnovatel'noj podgotovki v usloviyah deficita trenirovochnogo vremeni [Experience of using forced competitive training in conditions of training time deficit]. Teoreticheskie i metodologicheskie aspekty podgotovki specialistov dlya sfery fizicheskoj kul 'tury, sporta i turizma: [Theoretical and methodological aspects of training specialists for the sphere of physical culture, sports and tourism]. Volgograd, 2021. Pp. 26—29. (In Russ.).

2. Zinnatnurova A.A., Zinnatnurov A.Z. Problema i puti resheniya podgotovki sportivnogo rezerva [The problem and ways of solving the training of a sports reserve]. Teoreticheskie i metodologicheskie aspekty podgotovki specialistov dlya sfery fizicheskoj kul 'tury, sporta i turizma [Theoretical and methodological aspects of training specialists for the sphere of physical culture, sports and tourism]. Volgograd, 2021. Pp. 101—106. (In Russ.).

3. Koncepciya razvitiya sistemy podgotovki sportivnogo rezerva v Rossijskoj Federacii [The concept of development of the sports reserve training system in the Russian Federation]. Available at: http://sportrezerv24.ru/uploads/article/ 10/021dd3871.pdf.

4. Putinceva E.V. Tendencii razvitiya sportivnogo plavaniya v Rossii [Trends in the development of sports swimming in Russia]. Rol' organizacionno upravlencheskoj deyatel'nosti sportivnogo admin-istrirovaniya v razvitii sporta i fizicheskoj kultury naseleniya[The role of organizational and managerial activities of sports administration in the development of sports and physical culture of the population]. Omsk, 2021. Pp. 69—70. (In Russ.).

5. Salnikov V. Dva s polovinoj mesyaca bez vody dlya kogo-to mogut stat' kriticheskimi [Two and a half months without water can become critical for someone]. Sport-ekspress. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://www.sport-express.ru/swim-ming/reviews/kakperenosit-pandemiyu-rossiyskogo-plavanie-intervyu-vladimira-salnikova-1673460/

6. Soboleva A.A., Radchenko D.G. Osnovnye proble-my razvitiya podgotovki sportivnogo rezerva [The main problems of the development of sports reserve training]. Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniya sportivnoj trenirovki, turizma, psihologicheskogo so-provozhdeniya i ozdorovleniya razlichnyh kategorij nas-eleniya [Improving the system of physical education of sports training, tourism, psychological support and health improvment of various categories of the population. Surgut, 2021. Pp. 646—647. (In Russ.).

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.