Научная статья на тему 'Влияние образовательного процесса на уровень напряжения сердечно-сосудистой системы учителей школ нового типа'

Влияние образовательного процесса на уровень напряжения сердечно-сосудистой системы учителей школ нового типа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смагулов Н. К., Изотова Д. Р., Гаголина С. В., Кыстаубаева З. Т., Старикова А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние образовательного процесса на уровень напряжения сердечно-сосудистой системы учителей школ нового типа»

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОВЕНЬ НАПРЯЖЕНИЯ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ НОВОГО ТИПА

Смагулов Н.К., Изотова Д.Р., Гаголина С.В., Кыстаубаева З.Т., Старикова А.Е.

Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова, кафедра физиологии, г.Караганда, Казахстан

Стратегия развития образования в Казахстане нацелена на европейские приоритеты. Важную роль приобретает переход многих учебных заведений к различным инновационным программам. В настоящее время в Казахстане при ряде университетов, и в частности при Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова, открыта школа-интернат для одаренных детей «Дарын» по естественно-научному направлению [Смагулов Н.К., Бейсенбекова Ж.А., 2006]. У педагогов, работающих в школах подобного типа, возникают ряд проблем как нервно-эмоционального, так и адаптационно-приспособительного характера [Андрусишина И.Н., Луценко Л.И., 1985].

В этом аспекте актуальным является изучение характера функциональных изменений, наблюдаемых у учителей школ с дифференцированным обучением, поскольку последний связан со значительным психо-эмоциональным и сердечно-сосудистой напряжением, а также умственной нагрузкой [Тараканов О.П., Юматов Е.А., 1994]. Цель нашего исследования: математическая оценка влияния инновационного образовательного процесса на уровень напряжения сердечно-сосудистой системы учителей в процессе трудовой деятельности. Объем и методы исследования: Объектами исследования были учителя школы-интерната для одарённых детей «Дарын» (основная группа) и учителя средней общеобразовательной школы № 52 (контрольная группа) в возрасте от 21 до 50 лет. Физиологические исследования включали: измерение систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления, частоты пульса (ЧП), расчет индекса Руфье. Статистическая обработка данных проводилась с помощью стандартного пакета статистических программ. Результаты и их обсуждение: Анализ динамики артериального давления показал (рис. 1), что в основной группе у систолического и диастолического артериального давления отмечено достоверное их снижение. Так если до работы систолическое давление составляло в среднем 107,8 ± 3,05 мм.рт.ст., к середине и к концу рабочего дня оно снизилось до 99,4 ± 2,26 мм.рт.ст. и 99,2 ± 2,27 мм.рт.ст соответственно (Р<0.05). Это может быть признаком напряжения функции сердечно-сосудистой системы, и даже ослабления сердечной деятельности, снижение компенсаторных функций. В контрольной группе артериальное давление было в пределах нормы. Сравнительный анализ показал, что у основной группы показатель ДАД снижается с начала недели, а в контроле наоборот увеличивается. Уровень ЧП в динамике рабочего дня достоверных изменений не отмечалось.

==1 САД-•-ДАД-- -ЧП

120 100 80 60 40 20 0

Г'

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Начало Середина

Конец Дарын

Начало Середина

СШ№ 52

Конец

Рисунок 1. Динамика уровня АД и ЧП в зависимости от этапа обследования

Таким образом, резких различий в величинах АД и ЧП у обследуемых не наблюдалась. Но при этом, значения показателей сердечно-сосудистой системы у учителей школы «Дарын» были ниже, чем у педагогов средней общеобразовательной школы.

Корреляционный анализ показал, что у основной группы ведущим фактором, который в значительной обусловливал высокий уровень напряжения сердечно-сосудистой системы, являлся фактор «эмоциональная устойчивость», имеющий наибольший вклад в общую дисперсию - 21,42%. Отмечалось линейная зависимость между ними, что свидетельствует о том, что уровень функционального напряжения в большинстве напрямую зависит от уровня данных показателей. В контрольной группе фактор «эмоциональная устойчивость» находился на седьмом месте (9,2%).

Фактор «возраст» в основной группе занял второе место, у которого наибольший вклад в общую дисперсию составлял - 16,16%. У этого фактора в основном отмечалась линейная зависимость. Это может быть следствием возрастных изменений т. к. сердечно-сосудистая система является чувствительным индикатором общего состояния целостного организма. В данном случае это является отражением результата долговременной адаптации. В контрольной группе фактор возраст стоит на четвёртом месте и здесь преобладает нелинейная зависимость.

Таблица 1. Корреляционная зависимость между физиологическими показателями и входными факторами

Устойчив Возраст Стаж ЛТ Сложн предмета Категория № урока Типологи я

Дарын

САД -0,29 0,2 4 0,38 -0,29 - - - -

ДАД -0,23 03 6 0,27 -0,26 -0,23 - - -

ЧП 0,21 0,3 1 - 0,32 0,33 0,27 -0,31 -0,21 -

Инд.Руф ье 0,27 0,2 8 - 0,32 0,33 0,32 -0,29 0,19 0,27

% вклада 21,42 16, 16 15,78 15,03 12,4 8,27 4,13 3,75

СОШ №52

САД 0,29 02 8 0,28 0,29 0,41 0,56 - 0,24

ДАД 0,19 02 3 0,23 - 0,24 0,34 - -

ЧП Инд.Руф ье - 0,2 4 -0,31 0,18 0,19 0,21 0,23 0,19 - 02 0,22 0,19

% вклада 9,23 13, 84 19,23 12,3 23,84 32,3 3,07 10,76

Примечание: в таблице указаны только достоверные коэффициенты корреляции (Р<0,05); 0.33 - коэффициент линейной, 0.33 - коэффициент нелинейной корреляции.

Фактор «личностная тревожность» в основной группе занимал четвёртое место, вклад в общую дисперсию которой составил -15,03%. По количеству корреляционных связей преобладали как линейные, так и нелинейные зависимости. В контрольной группе превалировала нелинейная зависимость. Следует учитывать, что высокая личностная тревожность, в условиях напряженной умственной работы и высокая физиологическая цена деятельности у педагогов могут привести к снижению и ухудшению эффективности работоспособности, неблагоприятным отклонениям в состоянии здоровья [Криволапчук И.А., Сухецкий В.К., 2005]. Далее, по убывающей, шли сложность предмета (12,4%), категория (8,27%), номер урока (4,13%), типология (3,75%) и день недели (3%).

Таким образом, можно отметить, что на сердечно сосудистую систему учителей школы «Дарын» в первую очередь влияет эмоциональная устойчивость т.к. она является индикатором психоэмоционального напряжения организма учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.