Научная статья на тему 'Влияние образа деятельности сотрудников ОВД на успешность выполнения профессиональных задач'

Влияние образа деятельности сотрудников ОВД на успешность выполнения профессиональных задач Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY / IMAGE OF ACTIVITY / PERCEPTUAL QUALITIES / INDIVIDUAL PSYCHOPHYSICAL TRAINING / DIFFICULT SITUATION / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕРЦЕПТИВНЫЕ КАЧЕСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ТРУДНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копорейко Алексей Михайлович

В данной статья отражены аспекты влияния образа деятельности на успешность выполнения профессиональных обязанностей сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the image of the activities of police officers on the successful completion of professional tasks

This article reflects aspects of the influence of the image of activity on the success of the professional duties of employees.

Текст научной работы на тему «Влияние образа деятельности сотрудников ОВД на успешность выполнения профессиональных задач»

@ Копорейко А.М. 2018

THE INFLUENCE OF THE IMAGE OF THE ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS ON THE SUCCESSFUL COMPLETION OF PROFESSIONAL TASKS

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД НА УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Aleksey Mikhaylovich KOPOREYKO,

Researcher of UNK PSD of

the Kikot Moscow University of the MIA of Russia Email: office@unity-dana.ru

Алексей Михайлович КОПОРЕЙКО,

научный сотрудник УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Email: office@unity-dana.ru

Для цитирования: Копорейко А.М. Влияние образа деятельности сотрудников ОВД на успешность выполнения профессиональных задач. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 3/2018. С. 27—31.

Annotation. This article reflects aspects of the influence of the image of activity on the success of the professional duties of employees.

Аннотация. В данной статья отражены аспекты влияния образа деятельности на успешность выполнения профессиональных обязанностей сотрудников.

Key words: successful professional activity, image of Ключевые слова: успешность профессиональной activity, perceptual qualities, individual psycho- деятельности, образ деятельности, перцептивные physical training, difficult situation качества, индивидуальный психофизичский тренинг,

трудная ситуация

Проблема профессионального развития сотрудников всегда считалась одной из приоритетных задач органов внутренних дел. В этой связи важнейшей задачей отечественной науки становится разработка передовых, научно обоснованных технологий, способных обеспечить качество выполняемых служебных задач за счет внедрения эффективных методов профессионально-психологического развития профессионалов.

Профессиональная деятельность сотрудников полиции в большей степени связана с деятельностью в трудных ситуациях.

Особенности такой деятельности в трудных ситуациях требуют универсализма подготовки, способности быстро и адекватно ориентироваться в самых разнообразных условиях, буквально «на ходу» овладевать незнакомыми навыками, знаниями и умениями.

На данный момент при подготовке сотрудника ОВД отсутствует какая-либо стержневая модель, позволяющая равномерно развивать профессионально важные качества сотрудников на профессионально ориентированной основе.

Существующие программы подготовки ориентированы на овладение суммой навыков, знаний и умений зачастую ненужных, часто дублирующих друг друга по содержанию и противоречивых по способу освоения. Это приводит к бесполезной трате времени на подготовку, которого не хватает на самый необходимый минимум, не позволяет добиться системного психологического развития профессиональных качеств, делает специалиста неэффективным. Экстенсивный путь подготовки профессионала, отражает приверженность к научным реалиям вчерашнего дня и в принципе противоречит требованиям деятельности профессионала. Особенности деятельности в различных ситуациях требуют универсализма подготовки, способности быстро и адекватно ориентироваться в самых разнообразных условиях, буквально «на ходу» овладевать незнакомыми навыками, знаниями и умениями. Вместе с тем зачастую развитие профессионально важных психологических качеств либо вообще не происходит, либо происходит по остаточному принципу.

По нашему мнению, роль и влияние на успешность деятельности перцептивных качеств никак не меньше, чем влияние тех же физических навыков и умений. Так, возможность выделять главенствующие компоненты в сложившейся ситуации, способность подолгу концентрировать внимание вне зависимости от условий службы никак не менее важно, чем способность производить прицельные выстрелы, и проводить задержания преступников.

Реальный вклад в совершенствование подготовки специалиста может быть найден на пути развития профессиональной подструктуры личности сотрудника, с использованием достижений современной психологической науки.

Анализируя научные исследования и практику деятельности можно сформулировать принципиальные требования к методу подготовки профессионала. Он должен.

1) Обеспечивать единство профессионального контекста развития всех уровней заданной структуры психологических качеств.

2) Обеспечивать взаимосвязанное развитие физического и психологического компонентов деятельности на единой концептуальной основе.

3) Учитывать и использовать имеющийся эмпирический опыт, отвечающий задаче развития обоснованных психологических качеств.

4) Учитывать материальные возможности и временные рамки процесса подготовки специалиста в войсках.

5) Обеспечить возможность применения единой модели в рамках освоения различных разделов и дисциплин боевой подготовки.

Исходя из данных требований, разработан метод индивидуального психофизического тренинга. Теоретической основой данного метода является психологическая структура личности, разработанная Зинченко В.П., в рамках деятель-ностного подхода.

Согласно модели Зинченко В.П., сознание человека включает в себя бытийный и рефлексивный слои. Бытийный слой состоит из биодинамической и чувственной ткани живого движения, которое является посредником между окружающим миром и организмом человека. Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. Чувственная ткань представляет собой «строительный материал» психического образа.

Схема 1. Структура сознания (по Зинченко В.П.) № 3/2018

Это сохраняющийся в пространстве субъективного моторного поля, симультанный слепок биодинамической ткани большего или меньшего числа реализованных движений. Чувственная ткань это длящийся двигательный опыт, сохраняющийся после завершения движения и участвующий в построении нового движения. Наблюдается и регистрируется она лишь опосредованно, манифестируя себя через биодинамическую ткань живого движения.

В процессе антропогенеза чувственная ткань сознания человека приобрела свойства реактивности, чувствительности, пластичности и, главное, осознанной управляемости. Последнее свойство и является предпосылкой возможности целенаправленного, профессионально-ориентированного ее развития.

Взаимоотношения биодинамической и чувственной ткани сознания характеризуются обратимостью и способностью трансформироваться одна в другую, так как существуют они только при наличии движения. Это положение доказано в ходе исследований, проводимых Запорожцем A.B., Зинченко В.П., Зинченко A.B., Соколовой Е.Т. и прямо указывает на необходимость строить процесс развития профессионала в тесной взаимосвязи психического и физического компонента, добиваясь позитивной интерференции.

Чувственные образы, в зависимости от индивидуальных психологических и физических особенностей, могут иметь различную преобладающую модальность, чувственный тон, степень ясности, устойчивость, но все они имеют одну и ту же деятельностную, предметную природу, а, следовательно, изначально целостны и ориентированы на конкретный круг задач. Это непосредственно указывает на то, что решать задачу развития психических качеств возможно лишь в контексте определенной, целостной профессиональной деятельности, представленной рядом взаимосвязанных ситуаций, отличающихся конкретикой задач и условий их выполнения.

Бытийный слой выполняет функции построения чувственного образа окружающего предметного мира, его преобразования в соответствии с потребностями и возможностями субъекта, а также сохранения полученного индивидуального опыта (в виде операциональных и предметных значений). Данный образ и его элементы является основой формирования

сложных психических образований на высшем слое сознания — рефлексивном, состоящем из сферы значений и сферы смыслов. Приобретая новые знания, навыки, неповторимый индивидуальный опыт, манипулируя профессиональными значениями, субъект сохраняет все это в виде смысловых структур, детерминирующих его личность.

Для изучения динамики формирования заданных перцептивных качеств при воздействии методами индивидуального психофизического тренинга был организован и проведен формирующий эксперимент на базе в/ч 3419, в/ч 6796 сил специального назначения внутренних войск МВД России.

В проведении эксперимента было задействовано две группы сотрудников: Первая экспериментальная группа — общее количество 12 человек. Данная группа осваивала полную программу ИПФТ. Контрольная группа — общее количество 15 человек. Проходила подготовку традиционным методом, привлекаясь к эксперименту лишь для проведения сравнительных замеров.

Комплектование групп производилось с учетом желания и обеспечения равномерного распределения воинов с различным уровнем сфор-мированности исследуемых психофизических качеств.

С контрольной и экспериментальной группой было проведено психодиагностическое тестирование с целью выявления значимых отличий по исследуемым перцептивным параметрам. Интересующие нас в данном разделе перцептивные категории были исследованы с помощью АППДК «Мультипсихометр».

1. Восприятие — Поиск (оценка скорости обнаружения движущегося объекта среди стационарных), Сверка (оценка скорости и точности воспроизведения знаковой информации).

2. Память — 9 субтест МИОМ, Память на слова, Оперативная память, ППНЧ, Память на время, Память на лица.

3. Внимание — Кольца Ландольта, Избирательность внимания, Распределение внимания.

Все полученные по исследуемым перцептивным качествам данные были обобщены и переведены в стены. Результаты предварительных измерений не показали значимых различий по основным исследуемым параметрам контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 1. Результаты предварительных измерений перцептивных качеств сотрудников

Восприятие Группы Эффективность Скорость Стабильность Латентность решений

Эксп 5 7 5 6

Контр 6 6 5 5

Память группы Эффективность Точность Продуктивность Скорость

Эксп 5 6 6 6

Контр 6 7 6 5

Внимание группы Избирательность Распределение

Эффективность Точность Скорость Эффективность Точность Скорость

Эксп 5 6 4 7 5 5

Контр 6 6 7 6 6 7

В нашем эксперименте развитие перцептивных качеств происходит через различные тре-нинговые упражнения, приближенные по задачам, целям и условиям к реальной деятельности сотрудников. Данные тренинговые упражнения выстроены в несколько этапов.

1) Обучение ориентировки на местности, выявление значимых показателей в сложившейся ситуации, определение характерных признаков и идентификация объекта. Освоив алгоритм перцептивных действий по составлению целостного образа объекта или незнакомого участка, сотрудники уже могли самостоятельно судить о роли того или иного сенсорного признака в идентификации объекта или правильной ориентировке на местности.

2) Следующим шагом освоения программы второго блока предполагает развитие ощущений в сфере чувственной и биодинамической ткани. Алгоритм перцептивных действий позволил сотрудникам структурировать идентификацию системы признаков, характеризующих объект в целом, а возможности по выделению слабых, но значимых дифференциальных (отдельных) признаков уже не обеспечивали возросший уровень деятельности. Развитие чувствительности к определенному профессионально значимому сенсорному признаку происходит строго дифференцированно с постепенным усложнением условий его функционирования от самых комфортных (с воспрещением функционирования других анализаторов и созданием

оптимальных условий для работы требуемого) до трудных (помехи, выполнение сопутствующих задач и т.д.).

3) Итогом в развитии перцептивной сферы сотрудника является освоение методики составления образа окружающего пространства по ощущениям различной модальности. Последовательное сосредоточение на ощущениях различной модальности постепенно трансформируется в целостное, одновременное. На этом этапе сотрудникам предлагается практиковать методику визуального, слухового, обонятельного зондирования окружающего пространства с целью поиска каких-либо изменений в поле деятельности.

Сравнительный анализ результатов итогового контроля позволяет увидеть существенные изменения на бытийном слое сознания у сотрудников экспериментальных групп, по сравнению с контрольной. Значимые различия наблюдаются практически по всем исследованным параметрам восприятия, внимания и памяти.

Наблюдается устойчивый рост характеристик дифференциальных и интегральных качеств по мере освоения программы. Интересно, что по многим показателям сотрудники экспериментальной группы значительно превысили те количественные характеристики дифференциальных и интегральных качеств, которые в начале эксперимента были приняты за норму достаточности для успешного преодоления типичных затруднений в профессиональной деятельности (0,05 > р > 0,01).

30

№ 3 / 2018

Таблица 2. Результаты итоговых измерений перцептивных качеств сотрудников

Восприятие Группы Эффективность Скорость Стабильность Латентность решений

Контр 6 7 5 5

Эксп 8 7 9 7

Память группы Эффективность Точность Продуктивность Скорость

Контр 6 6 5 7

Эксп 8 7 7 8

Внимание группы Изберательность Респределение

Эффективность Точность Скорость Эффективность Точность Скорость

Контр 5 7 5 6 6 5

Эксп 8 9 7 8 7 8

Контрольная же группа практически не изменила свои основные показатели по интегральным качествам, наблюдаются некоторые повышение результатов тестирования качеств памяти, внимания и мышления, которое можно объяснить эффектом научения в процессе тестирования или постоянной включенностью в учебную деятельность в рамках академии.

Как показано в эксперименте данные этапы являются необходимыми составляющими планомерного и комплексного развития профессионально важных перцептивных качеств сотрудника.

В основе затруднений в деятельности сотрудников лежит недостаточная сформирован-ность перцептивных качеств образа деятельности в обусловленных взаимодействием биодинамической и чувственной ткани бытийного слоя сознания и взаимодействием рефлексивного и бытийного слоя сознания. Целенаправленно формируя чувственные образы инвариантных движений, значимых сенсорных признаков профессионально важных проявлений окружающей обстановки, сотрудник учится компенсировать их в трехмерной системе трудных ситуаций и быстро составлять интегральный образ ситуации, облегчающей (или даже предполагающей) прогноз вероятности успешности деятельности по различным вариантам, характеризующим тенденции ее возможного развития.

1 Алексеев Д.Е. Психологические условия обеспечения функциональной надежности сотрудника органов внутренних дел. Автореферат дисс. ... кандидата психологических наук. М., 2017.

2 Зинченко В.П. От генеза ощущений к образу мира // А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.

3 Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М., Языки славянских культур, 2010.

4 Кравченко А.В., Федотов С.Н. Психологическая работа с курсантами образовательных организаций МВД России в интересах повышения показателей надежности. Вестник Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, 2017. № 6. С. 299—304.

5 Крук В.М. Психологическое обеспечение личностной надежности специалиста силовых структур. Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012.

6 Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 3.

7 Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психол. произведения. В 2-х т. М., 1983. Т. 2.

8 Медведев И.Н. Психологические условия оптимизации эмоциональной сферы военнослужащих подразделений специального назначения МВД России. Автореферат дисс. ... кандидата психологических наук. Московский университет МВД России, 2013.

9 Федотов А.Ю. Особенности формирования оптимального состояния готовности к выполнению боевой задачи у воинов подразделений специального назначения «Спецназ России» № 5. Москва. 1998 г.

10 Федотов А.Ю. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к деятельности в стрессогенных условиях / Материалы международного конгресса по проблемам внедрения технологий спорта высоких достижений в практику подготовки сотрудников ОВД» Москва. Мос. Университет МВД России, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.