4. за один тренинг курсант выполняет около 3 заездов, учитывая стоимость боеприпасов для выполнения упражнения из вооружения БМД-2 (7854 руб. 42 коп.), получаем экономию в сутки около 24 тыс. руб.;
5. за год эта экономия составит около 7 млн. руб. для вуза, использующего УТК.
6. следовательно, УТК в среднем окупается за полгода.
Эти расчёты только на приобретение боеприпасов, без учёта амортизации вооружения, директрисы, расходов на топливо, транспортировку военнослужащих и боеприпасов к месту проведения стрельб [3].
Все начальные и подготовительные упражнения необходимо выполнять на тренажерах (что сокращает время на проведение занятий, экономит ресурсы и исключает серьезные последствия, к которым приводит нарушение требований безопасности), а затем уже выходить в поле и заниматься на боевой технике, выполняя учебные и контрольные стрельбы. Таким образом, курсант, прежде чем выполнить упражнение стрельб из вооружения боевой машины, обязан отработать свои действия на тренажере до полного автоматизма.
Список литературы:
1. Огневая подготовка. Часть 1. Основы и правила стрельбы. Управление огнем: учебник. - М.: Воениздат, 1978. - 336 с.
2. Исследование эффективности тренажера для подготовки экипажа БМД-2 в войсковых условиях и разработка рекомендаций по совершенствованию его конструкции и повышению дидактических возможностей [Текст]: отчет о НИЭР (заключ.) / РВВДКУ Шифр «Эксперимент» - Рязань, 2013. - 325 с.
3. Совершенствование подготовки военных кадров в образовательных учреждениях Минобороны России на основе прогрессивных технологий обучения [Текст]: отчет о НИР (итоговый) / РВВДКУ Шифр «Контрагент -51 - СВ» - Рязань, 2012 - 420 с.
ВЛИЯНИЕ ОБРАБОТКИ ЗЕЛЕНЫМ ВЫГЛАЖИВАНИЕМ НА УРОВЕНЬ ДЕФЕКТОВ «ТЕЧЬ САЛЬНИКА» ПОЛУОСИ ЗАДНЕГО МОСТА1
© Левицких О.О.*
Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти
В работе представлен опыт технологии обработки поверхностей деталей машин выглаживанием без применения смазочно-охлаждающих
1 Проведение научно-исследовательской работы осуществляется при поддержке гранта Президента Российской Федерации МК-6076.2013.8.
* Ведущий экономист.
технологических средств на примере обработки подманжетной шейки полуоси заднего моста автомобилей Нива и Шевроле-Нива. Представлены результаты экспериментальных исследований, направленных на определение эффективности применения предложенной технологии.
Ключевые слова: выглаживание, смазочно-охлаждающее технологическое средство, поверхностно-пластическое деформирование.
Внедрение современного процесса обработки поверхностно-пластическим деформированием (ППД) без применения смазывающе-охлаждающих технических средств (СОТС) - зеленого выглаживания позволило улучшить эксплуатационные показатели не только таких типов деталей как коленчатые вали и корпус внутреннего шарнира [1-3], но и полуось заднего моста. Назначение детали - передача преобразованного редуктором крутящего момента на колесо.
Целью внедрения процесса зеленого выглаживания при обработки детали являлось повышение её эксплуатационной надежности и как следствие снижении уровня дефектов «течь сальника». Исследования в области совершенствования процессов ППД непрерывно продолжаются, однако во всех существующих работах подтверждается, что ППД позволяет не только регулировать шероховатость на поверхности детали, но и увеличить микротвердость обработанной поверхности [4, 5].
На рис. 1 представлена рабочая зона модернизированного станка ф. NAGEL (изначально станок осуществлял обработку полированием) для обработки подманжетной шейки полуоси заднего моста выглаживанием без применения СОТС, а на рис. 2 технологическая наладка процесса обработки.
Рис. 1. Модернизированного станка ф. NAGEL для обработки подманжетной шейки полуоси заднего моста автомобилей Lada
Характеристики модернизированного оборудования:
- метод обработки: поверхностно-пластическая деформация;
- обрабатываемая поверхность: подманжетная шейка диаметром 34,8 мм;
- длина обработки: 14 мм;
- исходная шероховатость поверхности: Ra 0,8;
- шероховатость после обработки: Ra 0,2.. .0,4;
- количество одновременно работающих инструментов: 2 шт;
- номинальное усилие на инструменте: регулируемое, 150 .250 Н;
- номинальная частота вращения шпинделя при обработке: 500 об/мин (может быть изменена бесступенчато частотным преобразователем);
- номинальная подача: 0,12 мм/об (0,06 мм/об на каждый инструмент);
- привод перемещения и прижима инструмента: гидравлический;
- привод подачи (перемещения суппорта): гидравлический;
- номинальное время цикла: 28,8 с;
- производительность при коэффициенте использования 0,8: 100 шт/час.
Проведенная модернизация позволила полностью обновить узлы и агрегаты устаревшего станка ф. Nagel и заменить полировальные модули на выглаживающие.
Рис. 2. Технологическая наладка процесса обработки выглаживанием подманжетной шейки полуоси заднего моста
Поскольку после проведения модернизации прошел значительный период времени можно сделать вывод о эффективности обработки зеленым выглаживанием. Накопленная статистическая информация свидетельствует о значительном снижении уровня дефектов течь сальника обоих полуось (см. рис. 3).
1 2 3 4 5 6 Год
—*— Течь правой н оси -в-Течь левой п/оси
Рис. 3. Динамика изменения уровня дефектов «течь сальника» после изменения технологии обработки
В результате проведенных экспериментальных исследований можно судить об эффективности технологии выглаживания без применения СОТС поверхностей деталей машин, особенно тех, которые работают в условиях трения [6, 7]. Исследования по распространению и адаптации технологии продолжаются.
Список литературы:
1. Бобровский Н.М., Бобровский И.Н., Ежелев А.В., Мельников П.А. Технология обработки деталей поверхностно-пластическим деформированием без применения смазывающе-охлаждающих технологических средств: монография. - Самара: Самарский научный центр РАН, 2012. - 142 с. -ISBN 987-5-93424-598-7.
2. Бобровский Н.М., Мельников П.А., Бобровский И.Н., Ежелев А.В. Гиперпроизводительный способ обработки поверхностно-пластическим деформированием [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - Режим доступа: www.science-education.ru/111-10239 (дата обращения: 05.02.2014).
3. Бобровский Н.М., Ежелев А.В., Мельников П.А., Бобровский И.Н. Устройство для гиперпроизводительной финишной обработки поверхностей деталей выглаживанием // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14, № 6-1. - С. 93-96.
4. Бобровский И.Н. Повышение эксплуатационной надежности деталей автомобилей и экологичности их изготовления за счет освоения новой технологии широкого выглаживания: дис. ... канд. техн. наук / Московский государственный технологический университет. - М., 2011. - 187 с.
5. Бобровский Н.М., Барабанов С.И., Максименко Н.Н., Бобровский И.Н. Оценка качества методов обработки ППД без применения смазочно-охлаждающих жидкостей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - № 6. - С. 37-44.
6. Бобровский Н.М., Мельников П.А. Оптимизация параметров процесса выглаживания в производственных условиях с целью получения поверхности, пригодной для работы в условиях гидродинамического трения // Вектор науки ТГУ - 2011. - № 2. - С 65-67.
7. Бобровский Н.М., Мельников П.А., Бобровский И.Н., Ежелев А.В., Лукьянов А.А. Исследование влияния режимов обработки на шероховатость поверхности закаленных валов в условиях массового производства [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2011. -№ 5. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/99-4791 (дата обращения: 05.02.2014).
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПРИВОДА
© Рыбалко Т.А.*, Вартик В.А.*, Дайнеко А.В.*
Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти
В статье рассмотрены основные методы повышения энергоэффективности работы электрического привода. Описаны основные преимущества при переходе к частотно-регулируемому электроприводу.
Ключевые слова энергоэффективность, энергосбережение, электрический привод.
В настоящее время на системы с электропроводом приходится около 60 % потребляемой мощности. С каждым годом спрос на электроэнергию увеличивается, следовательно, увеличивается цена 1 кВтч. На рис. 1 представлена диаграмма распределения электроэнергии по сферам потребления.
С учетом вышесказанного, в последние годы такие направления как энергосбережение и энергоэффективность становятся актуальными. Относительно небольшой прирост в энергоэффективности электропровода может дать значительное снижение в потреблении электроэнергии как в рамках одного предприятия, так и масштабе страны.
* Ассистент кафедры «Электроснабжение и электротехника».
* Магистрант кафедры «Электрооборудование автомобилей и электромеханика». " Магистрант кафедры «Электроснабжение и электротехника».