Научная статья на тему 'Влияние НТП на экономический рост страны'

Влияние НТП на экономический рост страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
796
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова М.А.

Из множества факторов, влияющих на экономический рост отраслей и страны в целом, выделяются: накопление капитала (физического и человеческого, т.е. образования, знаний и опыта) и динамика технологического развития отраслей экономики. Сегодня выделяют две формы научно-технического прогресса (НТП): технологические инновации и распространение технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние НТП на экономический рост страны»

слияние эффектов

влияние НТП на экономический рост страны

Из множества факторов, влияющих на экономический рост отраслей и страны в целом, выделяются: накопление капитала (физического и человеческого, т.е. образования, знаний и опыта) и динамика технологического развития отраслей экономики. Сегодня выделяют две формы научно-технического прогресса (НТП): технологические инновации и распространение технологий.

Смирнова М.А.

Кубанский государственный университет кафедра мировой экономики

Инновационные технологии стимулируют долгосрочный экономический рост. Для оценки уровня технологических инноваций и расчета индекса конкурентоспособности экономического роста используется показатель «Количество зарегистрированных патентов на 1 млн. человек в год»1. По этому показателю выделяют главные и второстепенные экономики, причем в главных экономиках этот показатель должно быть не менее15. Современные затраты и риски на проведение НИОКР в таких отраслях, как самолето- и автомобилестроение, фармацевтическая промышленность, столь велики, что могут снизить их конкурентоспособность на соответствующих рынках. Например, три занятых в производстве оборудования мобильной связи компании Datang Mobile Communications, Royal Philips и Samsung Electronics создали совместное предприятие T3G с целью ускорения разработки и внедрения китайского стандарта связи третьего поколения TD-SDNA. Ускорение разработки стандарта и экономия средств на НИОКР будут достигнуты за счет того, что компания Datang предоставит свои разработки в области TD-SCDMA, Philips - возможности проектирования

2оссш

йское предпринимательство

на проведение НИОКР в ряде

что могут снизить их

конкурентоспособность на

соответствующих рынках

чипов, а Samsung - опыт современные затраты и риски

в производстве мобильных телефонов. Необходимость подобных объединений мож- отраслей настолько велики,

но объяснить действи- _

ем закона Мура2 (одного из основателей корпорации Intel), описывающего снижающуюся стоимость цифровых технологий. Каждое новое поколение чипов, появляющееся через 18 месяцев, требует для размещения того же числа транзисторов примерно половину площади по сравнению с предыдущим поколением или с одной площади можно снять вдвое большую мощность. Но при этом затраты на проведение НИОКР растут примерно в той же пропорции. Поэтому немногие компании могут позволить себе тратить огромные средства на НИОКР в условиях риска возможных неудач при проведении подобных исследований. Другой пример можно привести из фармацевтической промышленности. Расходы на разработку конкурентоспособного «блокбастера» достигают миллиарда долларов США. Потенциальная выручка от внедрения новых лекарств в существенной степени зависит от расходов на проведение НИОКР (коэффициент корреляции по 12 крупнейшим фармацевтическим компаниям мира составил 0,579). Относительная величина затрат на НИОКР у крупных компаний ниже. Так, в 2001 году американская компания Pflizer затратила на НИОКР 4,2 млрд. долл. США, а компания Bauer - 1, 3 млрд. долл. США. То есть Pflizer затратила в 3,23 раза больше, чем Bauer. Потенциальная выручка от продажи новых лекарств у Pflizer составила 37,8 млрд. долл. США (в 9 раз больше затрат на НИ-ОКР), а у Bauer - 4,9 млрд. долл. США (превышение затрат на НИОКР в 3,8 раза). Таким образом, компания Pflizer, затратив в 3,23 раза больше на НИОКР, увеличила сбыт новых лекарств в 7,71 раза по сравнению с Bauer. При этом доля затрат на НИОКР в рыночной капитализации

1 Захаров АН., Зокин АА Методы оценки конкурентоспособности // Внешнеэкономический бюллетень. - 2002 -№ 12. - С. 62.

2 Хенсон У. ¡МвтвТ-мар-кетинг: Учебно-практическое пособие/Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДА-НА - 2001. - С. 54

Таблица 1

ТНК, получившие наибольшее число патентов в США

Корпорация Число патентов Численность Количество патентов

за 2001 г. за 2002 г. занятых, тыс. чел. на тыс. чел. в 2002 г.

IBM Corporation (США) 3411 3288 307,4 10,7

Canon Cabushiki (Япония) 1877 1893 81,0 23,4

Hitachi, Ltd (Япония) 1271 1602 323,8 4,9

Matsushita Electric (Япония) 1440 1544 290,4 5,3

Sony Corporation (Япония) 1363 1434 189,7 7,6

General Electric Co (США) 1107 1416 310,0 4,6

Источник: Переработано по данным журнала «Эксперт» № 2, 20 января 2003 г., с. 47

компании у Pfizer составила 2,1%, а у Bauer -5,9%, или в 2,8 раза больше, т.к. рыночная капитализация Pflizer в 9,1 раза превышает аналогичный показатель компании Bauer. С целью дальнейшего относительного уменьшения затрат на НИОКР Pflizer в 2003 году объявила о своем слиянии со шведско-американской корпорацией Pharmacia. Стоимость сдел-

Шки оценивается в 60 млрд. долл. США. Объединенная компания будет контролировать около 11% мирового рынка лекарственных средств. Ожидается также слияние британской фармацевтической компании GlaxoSmithKline (GSK) и американской Bristol-Myers Squibb. _ Двигателями НТП в мире в настоящее время являются транснациональные корпорации _ (ТНК). В табл. 1 приведены компании, получившие наибольшее число патентов в США. _ В приведенной таблице корпорации проран_ жированы по абсолютному уменьшению числа

полученных патентов. Но при исключении _ влияния размера компании, т.е. при расчете количества патентов на 1 тыс. человек, на первое место со значительным отрывом (более чем в 2

_ раза) выходит японская корпорация Canon, а

_ IBM переходит на второе место, японские ком_ пании Sony и Hitachi меняются местами. Относительное количество патентов в перечисленных корпорациях в сотни раз превышает минимальный размер аналогичного показателя _ для главных экономик.

российское предпринимательство

Доля России на миро- доля России на мировом

вом инновационном _

рынке колеблется на инновационном рынке

уровне около полупро-

цента. Средств на разви- колеблется на уровне около

тие новых технологий _

очень мало. Поэтому полупроцента _

Министерство промы- _

шленности, науки и технологий России реши- _

ло отобрать и профинансировать небольшое _

число наиболее эффективных проектов в науч- _

но-технической сфере для их реализации в

2003-2004 гг. Для победы в конкурсе необходи- _

мо, чтобы через три года доходы от реализации проекта превышали стартовые инвестиции в

пять раз. Каждый победитель получит в качест- _

ве безвозвратного бюджетного финансирова- _

ния около 10 млн. долларов США и примерно _

столько же из внебюджетных источников. Из _

220 проектов, присланных на конкурс, в феврале 2003 года было отобрано шесть тем, по трем _

темам комиссия на месяц отложила окончательное решение.

Один из отложенных проектов касается созда- _

ния семейства парогазовых энергетических ус- _

тановок (ПГУ) единичной мощностью более _

200 МВт. Использование ПГУ позволяет повы- _

сить общий коэффициент полезного действия

установки в бинарном цикле до 60% и снизить _

себестоимость производства электроэнергии

до 10%. Учитывая высокую степень износа обо- _

рудования отечественных ТЭЦ и необходи- _

мость его замены современными ПГУ, предполагается, что объем продаж в результате реали- _

зации проекта ежегодно будет составлять не

менее 2,5 млрд. руб. Предприятия энергомаши- _

ностроения в свою очередь увеличат спрос на продукцию металлургических предприятий, что приведет к значительному экономическому росту не только названных отраслей, но и всей промышленности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.