Научная статья на тему 'Влияние новых технологий на Российский рынок труда'

Влияние новых технологий на Российский рынок труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / ТРИАДА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / РОБОТИЗАЦИЯ / ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чередниченко О.В.

В статье рассмотрен относительно узкий круг проблем влияния новых технологий на рынок труда в отдельно взятой стране. Задача статьи состоит в том, чтобы на анализе изменений рынка труда под воздействием новых технологий показать тенденцию смещения акцентов в элементах триады. В связи с этим в статье рассматривается системный (не циклический) кризис 2008-2009 гг., который не вписывается в параметры типичного циклического кризиса. В данной статье внимание уделяется также некоторым проблемам рынка труда, возникающим под воздействием перехода к пятому технологическому укладу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние новых технологий на Российский рынок труда»

менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 5(67). -Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 18-25.

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 28.03.2018).

5. ArcMap. Основы регрессионного анализа. URL: http://desktop. arcgis.com/ru/arcmap/10.3/tools/spatial-statistics-toolbox/regression-analysis-basics.htm(дата обращения: 12.04.2018).

6. Захаров А. Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. — 2013. — № 1-2.

7. Grandars. Энциклопедия экономиста. [Электронный ресурс]: Экономический анализ. URL:http://www.grandars.ru/ college/ekonomika-firmy/sebestoimost-produkcii.html (дата обращения: 23.03.2018).

©Хрипунова О.Ю., Дедик Ж.В. 2018

УДК 331

О.В. Чередниченко

Канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО РЭУ им. Плеханова

Г. Москва, РФ ocheredn@mail.ru

ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА

Аннотация

В статье рассмотрен относительно узкий круг проблем влияния новых технологий на рынок труда в отдельно взятой стране. Задача статьи состоит в том, чтобы на анализе изменений рынка труда под воздействием новых технологий показать тенденцию смещения акцентов в элементах триады. В связи с этим в статье рассматривается системный (не циклический) кризис 2008-2009 гг., который не вписывается в параметры типичного циклического кризиса. В данной статье внимание уделяется также некоторым проблемам рынка труда, возникающим под воздействием перехода к пятому технологическому укладу.

Ключевые слова

Системный кризис, триада, экономическая доктрина, технический прогресс, роботизация, деиндустриализация.

В настоящее время экономика России в целом и рынок труда в частности испытывают на себе влияние двух основных факторов.

Первый фактор - это последствия системного кризиса 2008-2009 г.г.

Второй фактор - это санкционные издержки 2014-2015 г.г.

Второй фактор носит субъективный характер (политический), т.е. не вытекает из сущности современной экономики, а только тормозит ее развитие через торможение процесса глобализации.

Исторический процесс роста экономической эффективности строится на разделении труда. Глобализация - это результат межстранового процесса разделения труда и основа дальнейшего роста эффективности как мировой экономики, так и экономик отдельных стран. Но здесь возникает проблема экономической безопасности для отдельных стран. В частности, для России в условиях санкций возникают проблемы технологической, информационной, финансовой, продовольственной, экологической, транспортной и др. видов безопасности. Мы не можем, например, купить на мировом рынке новые технологии или использовать возможности международного капитала. Мы вынуждены внутри страны

создавать экономику т.н. «замкнутого цикла», хотя и являемся членами ВТО и др. влиятельных международных организаций. Т.е., как отмечалось выше, поскольку второй фактор, по крайней мере на поверхности явлений, носит политический характер, в данной статье проблема влияния санкций на развитие российской экономики рассматриваться не будет.

Небольшая преамбула к первому фактору. В отличие от второго фактора он носит объективный характер. Его природа определяется объективным процессом развития производительных сил общества. В настоящее время поступательное развитие техники и технологий сменяется скачкообразным развитием перехода четвертого технологического уклада к пятому технологическому укладу. Это требует формирования не только новых форм управления, но и новой экономической доктрины.

Переход к началу эпохи индустриальной экономики от экономики доиндустриальной породил доктрину либеральной экономики. Переход к четвертому технологическому укладу (ХХ в.) породил экономическую модель кейнсианства. Переход к пятому технологическому укладу предполагает создание и нового мейнстрима в экономической науке. Т.е. нужна альтернативная экономическая теория.

В статье будет рассмотрен относительно узкий круг проблем влияния новых технологий на рынок труда в отдельно взятой стране. Но определенная привязка к обозначенным выше двум проблемам будет присутствовать.

Технологии определяют развитие экономики, а экономика определяет состояние общества в целом, включая социальные и политические аспекты. Это перефраз хорошо известной со времен К. Маркса триады: производительные силы - производственные отношения - надстройка. Актуальность взаимодействия и соподчинения элементов этой триады не вызывает сомнений. Но на каждом этапе экономического развития акценты могут смещаться в пользу того или другого элемента триады. В результате создается та или иная модель рыночной экономики, наиболее полно отвечающая новой структуре триады.

Задача статьи состоит в том, чтобы на анализе изменений рынка труда под воздействием новых технологий показать тенденцию смещения акцентов в элементах триады. Но прежде всего надо сказать несколько слов о системном (не циклическом) кризисе 2008-2009 гг. Системный кризис не вписывается в параметры типичного циклического кризиса. Он не может быть описан стандартными показателями инфляции, темпами роста производства, уровнем занятости и т.д.1

Системный кризис имеет другие качественные характеристики. Во-первых, системный кризис предполагает смену технологического уклада2. В нашем случае речь идет о завершении четвертого технологического уклада и перехода к пятому технологическому укладу.

Вторая черта системного кризиса - формирование новой модели экономического роста. В 1930 годы кейнсианская модель стала единственной и безоговорочной. Акцент в триаде был смещен в сторону надстройки. Резко возрастает роль государства, госбюджета, государственной собственности, налогов, централизованного регулирования цен и структуры народного хозяйства.

Кризис 1970 годов привел к масштабной либерализации, снижению экономической роли государства, снижению налогов и приватизации. Т.е. акцент в триаде смещается в сторону экономических институтов.

Кризис 2008 г. опять возвращает экономический рост на рельсы усиления государственного регулирования. Т.е. можно говорить об эпохе нового кейнсианства, а акцент в триаде опять смещается в сторону надстройки. Правда, здесь есть одна особенность. Мировые финансы вступают в противоречие с национальными и региональными рамками их регулирования. И это является третьей чертой системного кризиса.

1 Например, для этого кризиса структурная и фрикционная безработица имеют гораздо большее значение, чем циклическая. А в какой-то момент грань между ними вообще стирается.

2 В прошлом веке было два системных кризиса 1930-х и 1970-х годов. В 1930 годы начался переход к четвертому технологическому укладу. Предыдущий, третий технологический уклад характеризовался широким распространением электроэнергии, радио, телефона, телеграфа, машиностроением и продолжался с 1890 по 1930 годы. Кризис 1970 годов завершал эру четвертого технологического уклада, который характеризовался широким использованием энергии углеводородов и атомной энергетики, самолетостроением и развитием химической промышленности. Он продолжался около полувека - с 1940 по 1990 годы.

~ 113 ~

Системные кризисы прошлого века сначала сформировали мир с одной резервной валютой, потом появилась бивалютная система. В настоящее время, с одной стороны, наметилась тенденция усиления роли региональных валют как резервных (например, юань). С другой стороны, появились принципиально новые виды денег - криптовалюты, способные взорвать всю существующую валютную систему.

Наконец, четвертая особенность системного кризиса - необходимость появления новой экономической доктрины, нового мейнстрима в экономической науке.

Если системные кризисы прошлого века сначала породили доктрину кейнсианства, потом появилась доктрина монетаризма, то сейчас ясности в этом вопросе нет. Ясность будет появляться постепенно, по мере накопления фактологического материала и его первичного анализа по различным направлениям современного экономического развития.

В данной статье, как уже отмечалось, внимание будет сосредоточено на некоторых проблемах рынка труда, возникающих под воздействием перехода к пятому технологическому укладу.

Пятый технологический уклад имеет различные характеристики. Для целей данного исследования необходимо выделить следующий срез анализа: автоматизация производства, робототехника и их влияние

3

на рынок труда .

Центральная проблема взаимодействия «автоматизация - рынок труда» - это динамика занятости и безработицы под воздействием роста производительности труда и эффективности производства. Здесь существуют две противоположные точки зрения. Одни считают, что технологии, основанные на автоматизации, ведут к постоянной и все увеличивающейся структурной безработице4. На этой основе даже возрождается движение неолуддизма. Более того, утверждает М. Форд, «как только автоматизация до определенной степени проникнет на рынок труда, экономика, движимая массовым производством, непременно должна прийти в упадок»5.

И причина проста. Машины могут заменить человека на рабочем месте, но они не могут заменить его на потребительском рынке. Здесь М.Форд обращается к понятию «технологической сигулярности», когда технологический прогресс выходит за рамки разумного, т.е., когда человек больше не сможет понимать происходящий технический прогресс. В этом случае надо менять представления о характере функционирования экономики. Кстати, подтверждением этого тезиса является Швейцария, где пару лет назад был проведен эксперимент по раздаче денег, т.е. формированию базового безусловного дохода (по 3 тысячи евро в месяц) каждому достигшему совершеннолетия гражданину страны с целью поддержания потребительского спроса в условиях сокращения рынка труда. Но это было не пособие по безработице. Получал каждый гражданин страны независимо от того, занят он или нет.

Итак, первая точка зрения гласит, что технический прогресс ведет к безработице. Другая точка зрения: технический прогресс не ведет к росту безработицы6. В том числе и автоматизация с роботизацией, которые повышают производительность труда. Соответственно снижаются издержки и цены. А это, в свою очередь, увеличивает потребительский спрос. Кроме того, высвобождаемые работники, как правило, переквалифицируются и получают возможность работать по другим специальностям. Т.е. автоматизация и робототехника ликвидируют одни рабочие места и в то же время создают другие. Так было всегда. И машинное производство, ликвидировав ремесленников как класс, создало новые рабочие места. Возник даже дефицит рабочей силы.

Как уже отмечалось, в 30-е годы прошлого века в промышленно развитых странах, в том числе и в СССР, завершился переход к зрелой стадии индустриального развития экономики. А через полвека стали

3 Автоматизация и робототехника - понятия не тождественные. Автоматизация - это процесс выведения человека из системы «человек-техника» как непосредственного участника технологического процесса, когда он прямо уже не воздействует на предмет труда. Т.е. автоматизация передает технике управленческие функции. За работником остается функция контроля. Например, металлорежущие станки с ЧПУ, конвейерные линии и т.д. Робототехника берет на себя не только контрольные функции, но и частично логические. Это то, что можно назвать «искусственный интеллект».

4 Мартин Форд. Технологии, которые изменят мир. М., 2014 г.

5 Мартин Форд. Технологии, которые изменят мир. М., 2014 г., стр. 15.

6 В честь движения луддитов появилась даже так называемая теория «Заблуждение луддитов».

~ 114 ~

появляться и все более крепнуть ростки нового технологического уклада. Пятый технологический уклад7** принято связывать уже с постиндустриальной экономикой. Но полного перехода на рельсы нового технологического уклада нигде в мире еще не произошло. Экономика развитых стран, включая Россию, носит не просто транзитивный характер, она носит двойственный характер. И эта двойственность накладывает отпечаток и на рынок труда.

Наиболее выпукло сущность этой двойственности проявляется в политике реиндустриализации, которую проводят страны Запада8. Эта политика представляет собой депортацию национального промышленного капитала и производства в национальные границы на новой производственной основе пятого технологического уклада. Это ставит на повестку дня вопрос о более детальном изучении механизма вступления тех или иных стран в постиндустриальную эпоху. Один из самых распространенных критериев вступления страны в новую эпоху - это преобладание доли занятых в сфере услуг над занятыми в сфере реального производства.

Действительно, на протяжении последнего полувека шел процесс сокращения доли занятых в реальном секторе экономики, а доля промышленности падала в создаваемом ВВП. Данный тренд носит практически общемировой характер и, как уже отмечалось, рассматривается как процесс постепенного формирования постиндустриальной экономики. Более того, утверждается, что для промышленно развитых стран этот процесс в основном завершен, что они уже преодолели этап индустриальной эпохи.

Однако, этот тезис далеко не бесспорен9. Как вполне справедливо отмечают некоторые авторы, статистика может создавать ложное представление о характере происходящих в экономике процессов. Если, например, промышленные предприятия в массовом порядке переводят ряд своих служб на аутсорсинг или аутстаффинг, то это формально является фактором деиндустриализации. Но по существу в индустриальной природе экономики ничего не меняется.

Далее, все большая доля услуг в составе ВВП связана с их подорожанием в относительном выражении. Имеется в виду, что производительность и объем производства в промышленном секторе растет быстрее, чем в секторе услуг. А это сказывается на ценах. Электроника - яркий пример. Лет 20-25 назад смартфоны относились к предметам роскоши из-за высокой цены и малого объема производства. Сейчас этой продукции производится на несколько порядков больше, а цены падают. Но при этом и ценовая доля ее в ВВП тоже падает. Получается, что падение цен и рост производительности труда в промышленности является формально фактором процесса деиндустриализации. А по существу - это процесс реиндустриализации.

Кроме того надо учитывать, что большинство услуг по своей природе не допускает роста производительности без ущерба для их качества. Поэтому с номинальной стороны доля услуг в ВВП растет, а фактически, если посчитать ВВП в сопоставимых ценах за относительно длительный (лет 10) период, то реальная картина будет иной. По показателю занятости страна может находиться в постиндустриальной экономике, а в плане промышленного производства она находится еще в индустриальной эпохе.

Эта двойственность отражается и на рынке труда. Ясно, что рост производительности труда в реальном секторе объективно ведет к переливу рабочей силы в сектор услуг. Но ведь возможности этого сектора тоже не безграничны. К тому же процесс автоматизации охватывает и сферу услуг. В результате структурная безработица имеет тенденцию к постоянному росту. Конечно, противники теории луддизма считают, что ситуация с этой безработицей так или иначе разрешится. Но для грамотной работы в этом направлении необходимо знать, кто конкретно попадает в зону риска.

Условно все профессии можно разделить на три большие группы:

1. Работники умственного труда;

7 Чередниченко О.В. «Ретроспективный взгляд на место и роль современной промышленной революции», Журнал «Экономика и предпринимательство», №11, 2017г.

8 В России эта политика тоже поставлена на повестку дня. Правда, она имеет свою специфику и несколько иное название «Новая индустриализация».

9 Чхан Ха Джун. «23 тайны капитализма». Изд. Аст. М., 2014 г., стр. 114.

~ 115 ~

2. Механизированные профессии;

3. Промежуточный тип профессий.

Как ни странно, на первый взгляд, именно работники умственного труда становятся объектом программного обеспечения, т.е. замещения и офшоринга, т.е. перемещения данных специалистов в другие страны. Ведь, как правило, работники умственного труда относятся к разряду высокооплачиваемых сотрудников. Для бизнеса это создает стимул к офшорингу или к автоматизации этих профессий.

Перечень этих профессий уже сейчас достаточно широк и имеет тенденцию к дальнейшему расширению. Здесь все виды информационных технологий, банковский сектор, конструкторско-дизайнерские профессии, медицина и т.д.

Механизированные профессии подвержены гораздо меньшему риску попасть под программное обеспечение. Это очень дорогой процесс относительно той выгоды, которую могут дать роботы, замещая человека. Поэтому многие виды работ, связанных с физическим трудом, рабочие профессии находятся в меньшей зоне риска исчезновения. Это электрики, сантехники, водители грузовиков, сфера материальных услуг, различного рода ремонтные работы и т.п. Т.е. это все те, кого принято называть «синими воротничками». Кстати, понимание этого процесса осознается все шире. Это конкретно сказывается на снижении престижа высшего образования и повышении спроса на среднетехническое образование.

Третий тип профессий - это т.н. промежуточные. Работники, занятые подобным родом деятельности, в большинстве случаев заполняют существующие проблемы между различными форматами предоставления информации и принятием решения. Например, выдача ипотечного кредита. Очевидно, что основная часть этой работы связана с процессом сбора информации о клиенте. Условно говоря, это не творческий труд. Умственная работа - это принять решение: одобрить или отказать в кредитовании. Так вот, сбор информации плохо поддается программированию, а с принятием решения уже сегодня отлично справляется компьютер.

Таким образом, рынок труда ставит вопросы, на которые необходимо реагировать и государственному управлению, и менеджменту предприятий, и отдельным гражданам.

Список использованной литературы:

1. Мартин Форд. Технологии, которые изменят мир. М., 2014 г.;

2. Журнал «Экономика и предпринимательство», №11, 2017г.

3. Чхан Ха Джун. «23 тайны капитализма». Изд. Аст. М., 2014 г.

© Чередниченко О.В., 2018

УДК 336

О.В. Чередниченко

Канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО РЭУ им. Плеханова

г. Москва, РФ ocheredn@mail.ru

ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ: ЧТО НОВОГО В 2018 ГОДУ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о том, как Инструкция Банка России может повлиять на либерализацию внешнеэкономической деятельности России. Дан анализ позиции Минфина, Минэкономразвития и Цента стратегических разработок по проблемам валютного контроля. Делается вывод о том, что есть резервы активизации иностранного сектора экономики России за счет смягчения валютного контроля даже в условиях санкций. Приводятся конкретные нормативы, подвергнутые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.