Научная статья на тему 'Развитие человеческого капитала региона в условиях перехода экономики на новый технологический уклад'

Развитие человеческого капитала региона в условиях перехода экономики на новый технологический уклад Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / РЫНОК ТРУДА / ЦЕЛЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Aльмухаметова Айгуль Рашитовна

В современных условиях для обеспечения роста основных экономических показателей развития региона необходимо задействовать и рационально использовать все имеющиеся возможности и ресурсы, в том числе и человеческие. Переход на новый технологический уклад требует от российской экономики переориентации на использование человеческого капитала, а не природных ресурсов. Целями данной статьи являются выявление тенденций развития рынка труда и формирование требований к профессиональным знаниям, навыкам, умениям специалистов в связи с переходом России на новый технологический уклад. В частности, сформулировав основные проблемы экономики России в целом и обосновав главенствующую роль человеческого капитала в обеспечении установленных целевых показателей социально-экономического развития страны, автор исследует состояние рынка труда (уровень и причины безработицы, миграционные процессы), определяет требования к подготовке специалистов, соответствующие модели развития высокотехнологического материального производства. Статья содержит значительный статистический материал, что позволило проанализировать и достоверно обосновать существующие проблемы развития человеческого капитала в стране и сделать выводы относительно перспективы его развития. Основной вывод статьи заключается в том, что достижение роста основных экономических показателей возможен только с наличием в стране человеческого капитала с компетенциями, соответствующими будущей целевой модели специалиста экономики знаний. Кроме этого, необходимо дальнейшее развитие цифровизации, роботизации, новых технологий и инноваций. Все это позволит России стать конкурентоспособной на мировом рынке. В представленной статье сформулированы основные проблемы, которые сдерживают развитие человека носителя категории «Знание». Предложен организационный инструментарий повышения качества человеческого капитала на базе экономики знаний. Сформированы направления и пути их решения, определены приоритетные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF REGIONAL HUMAN CAPITAL IN CONDITIONS OF TRANSITION TO NEW TECHNOLOGICAL STRUCTURE

In modern conditions for the growth of the main economic indicators of the region development it is necessary to involve and efficiently use all available opportunities and resources, including human. The transition to the new technological order requires the Russian economy reorientation to the use of human capital, not natural resources. The purposes of this article are to identify the trends of labour market development and formation of requirements for professional knowledge, skills, abilities of the experts in connection with the transition of Russia to new technological mode. In particular, formulating the main problems of the Russian economy in General and justifying the dominant role of human capital in ensuring the desired objectives of socioeconomic development of the country, the author explores the state of the labour market (the level and causes of unemployment, migration processes) specifies requirements for training, appropriate development of high-tech material production. The article contains considerable statistical material, allowing to perform reliably and to substantiate the existing problems of human capital development in the country and to draw conclusions about the prospects for its development. The main conclusion of the article is that the growth of main economic indicators is only possible with the presence of the country’s human capital with competencies that meet the future target model of the specialist of the knowledge economy. In addition, further development of digitalization, robotization, new technologies and innovation. All this will allow Russia to become competitive on the world market. In presented article the basic problems that hinder the development of the person the carrier of the «Knowledge» category. Proposed organizational tools to increase the quality of human capital on the basis of the knowledge economy. Formed directions and ways of their solution and set priorities.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого капитала региона в условиях перехода экономики на новый технологический уклад»

Социальное развитие

Л

АльмухаметоваА.Р.

Щ"** Almukhametova A. R.

Ш J^ ^к аспирант кафедры «Инновационная экономика», Институт экономики, финансов и бизнеса, ^^ ФГБОУ ВО «Башкирский государственныйуниверситет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 339.972

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ НА НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД

В современных условиях для обеспечения роста основных экономических показателей развития региона необходимо задействовать и рационально использовать все имеющиеся возможности и ресурсы, в том числе и человеческие. Переход на новый технологический уклад требует от российской экономики переориентации на использование человеческого капитала, а не природных ресурсов. Целями данной статьи являются выявление тенденций развития рынка труда и формирование требований к профессиональным знаниям, навыкам, умениям специалистов в связи с переходом России на новый технологический уклад. В частности, сформулировав основные проблемы экономики России в целом и обосновав главенствующую роль человеческого капитала в обеспечении установленных целевых показателей социально-экономического развития страны, автор исследует состояние рынка труда (уровень и причины безработицы, миграционные процессы), определяет требования к подготовке специалистов, соответствующие модели развития высокотехнологического материального производства. Статья содержит значительный статистический материал, что позволило проанализировать и достоверно обосновать существующие проблемы развития человеческого капитала в стране и сделать выводы относительно перспективы его развития.

Основной вывод статьи заключается в том, что достижение роста основных экономических показателей возможен только с наличием в стране человеческого капитала с компетенциями, соответствующими будущей целевой модели специалиста экономики знаний. Кроме этого, необходимо дальнейшее развитие цифровизации, роботизации, новых технологий и инноваций. Все это позволит России стать конкурентоспособной на мировом рынке.

В представленной статье сформулированы основные проблемы, которые сдерживают развитие человека — носителя категории «Знание». Предложен организационный инструментарий повышения качества человеческого капитала на базе экономики знаний. Сформированы направления и пути их решения, определены приоритетные задачи.

Ключевые слова: человеческий капитал, технологический уклад, рынок труда, целевая компетенция будущего специалиста, экономический рост.

DEVELOPMENT OF REGIONAL HUMAN CAPITAL IN CONDITIONS OF TRANSITION TO NEW TECHNOLOGICAL STRUCTURE

In modern conditions for the growth of the main economic indicators of the region development it is necessary to involve and efficiently use all available opportunities and resources, including human. The transition to the new technological order requires the Russian economy reorientation to the use of human capital, not natural resources. The purposes of this article are to identify the trends of labour market development and formation of requirements for professional knowledge, skills, abilities of the experts in connection with the transition of Russia to new technological mode. In particular, formulating the main problems of the Russian economy in General

Social development

and justifying the dominant role of human capital in ensuring the desired objectives of socioeconomic development of the country, the author explores the state of the labour market (the level and causes of unemployment, migration processes) specifies requirements for training, appropriate development of high-tech material production. The article contains considerable statistical material, allowing to perform reliably and to substantiate the existing problems of human capital development in the country and to draw conclusions about the prospects for its development.

The main conclusion of the article is that the growth of main economic indicators is only possible with the presence of the country's human capital with competencies that meet the future target model of the specialist of the knowledge economy. In addition, further development of digitalization, robotization, new technologies and innovation. All this will allow Russia to become competitive on the world market.

In presented article the basic problems that hinder the development of the person - the carrier of the «Knowledge» category. Proposed organizational tools to increase the quality of human capital on the basis of the knowledge economy. Formed directions and ways of their solution and set priorities.

Key words: human capital, technological mode, the labour market, the target competence of the future specialist, economic growth.

Глобальные экономические кризисы являются следствием влияния на экономику множества факторов. Так, настоящий кризис обусловлен чрезмерным увлечением финансовыми спекуляциями, приведшими к непропорциональному перемещению капитала в финансовый сектор из реального производительного сектора экономики, а также его оттоку за пределы страны. В результате этого произошло сворачивание производства не только в России, но и во всех развитых странах, что явилось одной из причин сокращения рабочих мест, доходов нанятых работников и потери устойчивости экономики. Другими причинами экономического кризиса специалисты называют недооценку роли технологий; отсутствие заинтересованности бизнеса в освоении результатов научно-технологического прогресса; опоздание с коммерциализацией и продвижением в реальный сектор экономики и на рынок новой продукции, инновационных технологий. Все это не способствует переориентации инвестиционных интересов бизнеса на освоение в реальном секторе экономики высокопродуктивных прорывных инноваций, конкурентоспособной продукции, что является результатом перехода на новый технологический уклад.

При этом в экономике развитых стран, развивающихся на основе использования достижений и возможностей 5-ого технологического уклада, активно ведется подго-

товка к переходу на очередной 6-ой уклад, прикладная эра которого уже наступает. Положение РФ очень сложное, поскольку её экономика базируется на достижениях 4-ого технологического уклада, для которого актуально развитие энергетики с использованием природного сырья (нефть, газ) и нефтепродуктов, средств связи, новых синтетических материалов. Лишь в некоторых отраслях промышленности реализуются меры по переходу на 5-ый постиндустриальной уклад. Иными словами, не перейдя в постиндустриальный уклад, страна должна освоить 6-ой технологический уклад.

Задача почти невыполнимая, поскольку экономика России находится в состоянии стагнации и обеспечивается главным образом за счет природно-сырьевой базы. В международном разделении труда Россия давно заняла место экспортера сырья: 76 % товарного экспорта страны составляют энергоресурсы, еще 17 % - другие продукты добывающей промышленности и металлургии [1]. Существует и высокотехнологичный экспорт продукции авиакосмической отрасли и машиностроения, но он крайне низкий (около 7 %). Складывается мнение, что политика государства заключается в быстром экономическом росте с наименьшими затратами. Подобная структура экономики порождает занятость категории «Умение» [2]. Самыми массовыми профессиями в нашей

стране являются водители (7,1 % занятых), продавцы (6,8 %) и охранники (1,8 %).

Снижение потребительского спроса на продукцию отечественного промышленного производства, отсутствие финансирования для диверсификации производства и другие причины приводят к сворачиванию части производственных мощностей и сокращению работников в ряде регионов страны. В поисках путей реализации своего человеческого капитала, социально-экономической стабильности и защищенности часть трудоспособного населения страны мигрирует за её пределы, часть — внутри страны. Это показывают статистические данные о российских гражданах, покинувших страну с целью получения работы за границей: в странах Европы, Азии, Африки, США и др. за период с 2005 по2016 гг. (таблица 1).

Кроме того, имеет место миграция внутри страны и между странами СНГ. Внутренний миграционный обмен между субъектами-регионами РФ оказывает влияние на изменение их численности. В первом полугодии 2017 года за счет преобладающего миграционного оттока сократилось население Северо-Кавказского, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных окру-

Социальное развитие

гов. Население остальных федеральных округов, за счет преобладающего миграционного притока, увеличилось, особенно в регионах-лидерах по миграционной привлекательности: в Центральном федеральном округе и в составляющем в последние годы достойную конкуренцию ему СевероЗападном федеральном округе. В целом, за счет миграционного обмена с другими странами мира (прежде всего со странами СНГ), по итогам первого полугодия 2017 года во всех федеральных округах произошло увеличение численности населения.

Известно, что одним из факторов, определяющих рост экономики, является увеличение занятости экономически активного населения, т.е. увеличение ВВП за счет развития общественного производства, сопровождающегося снижением уровня безработицы. Однако анализ статистических данных, характеризующих динамику указанных показателей, свидетельствует о наличии в РФ обратной зависимости: на фоне падения ВВП с 4,6 % в 2010 г. до -0,2 % в 2016 г. падает и уровень безработицы с 7,3 % до 5,8 % за аналогичный период (рисунок 1). Объясняется это тем, что государство, осуществляя социальную функцию, зародившу-

Таблица 1. Численность российских граждан, уехавших на работу за границу (чел.) [1]

2005 г. 2010 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Всего, из них 60 926 70 236 58 093 57 138 59 999

имеют высшее образование 20 880 27 647 26 700 27 775 30 262

среднее профессиональное 23 786 25 557 22 159 21 627 22 615

среднее общее 15 821 16 179 8 032 6 583 6 054

Специалисты, в т.ч. 16 768 20 069 20 030 20 835 21 026

в области техники, технологии (инженеры, техники, меха-

ники, лаборанты, градостроители, планировщики транспортных узлов) 9 889 14 799 15 711 16 229 16 277

занятые обслуживанием и ремонтом средств вычислительной техники (инженеры, техники, программисты, контролеры ЭВМ, компьютеров) 23 96 24 20 21

в области здравоохранения (врачи, акушерки, массажисты, фельдшеры, фармацевты, сестры медицинские, не включая 262 113 121 27 45

младших медицинских сестер (санитарок), зубные техники, лаборанты)

в области культуры и искусства (библиотекари, лекторы,

экскурсоводы, переводчики, библиографы, искусствоведы, 2 877 683 98 282 595

художники, режиссеры, артисты, композиторы, писатели, музыканты, певцы)

учебно-воспитательский, преподавательский персонал (преподаватели, учителя, воспитатели) 429 238 18 20 26

другие специалисты 3 288 4 140 4 058 4 257 4 062

Рабочие 24 013 23 606 20 694 19 151 20 418

Social development

юся еще в 1990-е гг., «содержит» специалистов, порой и целые предприятия. Из-за наличия большого количества неэффективных рабочих мест, в основном на предприятиях с государственным участием, которые составляют значительную долю, происходит падение ВВП (из 73 млн чел. занятых только около 18 % производят добавленную стоимость).

Содержание «лишних людей» происходит еще и по причине необходимости выполнения одного из майских указов президента о создании 25 миллионов модернизированных высокопроизводительных рабочих мест. Некоторые чиновники на местах вместо их создания предпочитают сохранение старых.

В России один из низких уровней безработицы в мире — всего 5,5 %, а в Москве и Санкт-Петербурге — не более 2 %, т.е. зависимость уровня безработицы от ВВП страны отсутствует (даже на пике кризиса 1990-х годов официальный показатель безработицы не превышал 12 %).

Тенденция падения уровня безработицы наблюдается и по регионам РФ. Рассмотрим данный факт на примере статистических данных (таблица 2).

Следует также обратить внимание на существование скрытой безработицы. В 2015 году по методологии ОНПЗ (обследование населения по проблемам занятости) неформальная занятость с учетом второй

Уровень безработицы и ВВП

Безработица, % • ввп,%

Рисунок 1. Диаграмма зависимости уровня безработицы и уровня ВВП Таблица 2. Уровень безработицы по отдельным субъектам Российской Федерации (%) [3]

Регионы РФ 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Российская Федерация 7,1 7,3 6,5 5,5 5,5 5,2 5,6

Республика Башкортостан 7,0 8,9 7,6 6,1 5,8 5,3 6,1

Республика Марий Эл 10,0 10,5 10,1 6,5 5,2 4,8 5,3

Республика Мордовия 6,6 5,4 5,2 4,9 4,4 4,2 4,2

Республика Татарстан 6,7 6,2 4,7 4,1 4,0 3,9 4,0

Удмуртская Республика 7,8 9,3 6,9 6,0 5,7 5,1 5,0

Чувашская Республика 11,7 9,5 7,8 5,9 5,7 5,0 5,0

Пермский край 8,1 8,3 7,5 6,3 6,5 5,8 6,3

Кировская область 7,2 8,6 8,3 7,1 5,6 5,1 5,3

Нижегородская область 6,0 7,7 7,2 5,4 4,3 4,2 4,3

Оренбургская область 9,2 7,2 6,3 5,4 4,9 4,4 4,8

Пензенская область 6,6 6,4 5,4 4,9 4,8 4,6 4,7

Самарская область 5,4 5,8 5,1 3,4 3,2 3,0 3,4

Саратовская область 9,2 6,3 6,0 5,4 5,2 4,6 4,7

Ульяновская область 7,7 8,8 6,8 5,6 5,5 4,8 4,9

Свердловская область 6,8 8,4 7,2 5,8 5,9 6,1 6,5

Челябинская область 5,3 7,5 6,6 6,4 6,0 6,2 7,0

работы составила 20,5 % от всех занятых в российской экономике, по методологии БТР (баланс трудовых ресурсов) — 25 %. Все эксперты сходятся во мнении, что с последним кризисом неформальная занятость вернулась к росту. Так, ВНИИ труда оценивает рост с 17 % в конце 2014 года до 22,3 % в конце 2016 года. По оценке РАНХиГС, доля неформальной занятости на рынке труда сегодня составляет не менее 45 %.

Сейчас безработица носит скорее циклический характер, возникший на экономическом спаде в связи со снижением ВНП. При динамичном росте ВВП — не за счет цены на нефть и добычи полезных ископаемых, а за счет развития несырьевых отраслей, за счет роста промышленного производства, роста доходов населения и потребительского спроса (на примере развитых стран), безработица будет носить структурный характер, связанный с переходом на новый технологический уровень.

Успешность решения задачи перехода к укладам более высокого порядка во многом зависит от качественных характеристик человеческого капитала — движущей силы любого развитого общества. Очевидно, что человеческий капитал выполняет две роли. С одной стороны, уровень его развития определяет качество инновационного потенциала и темпы освоения достижений НТП (возможность перехода на новый технологический уклад), а с другой — переход на новый технологический уклад предъявляет новые требования к уровню освоения компетенций, которыми должен обладать персонал предприятий, организаций и компаний.

Эти обстоятельства оказывают существенное влияние на рынок труда, и прежде всего в части изменения требований к профессиональным знаниям, навыкам и умениям специалистов (работников), предъявляемым высокотехнологичным промышленным производством. Несмотря на медленное развитие новых технологий и недостаточное инвестирование в инновации в нашей стране (на уровне развивающихся стран), для эффективного и рационального вложения инвестиций в человеческий капитал, в частности в

Социальное развитие

одну из главных ее составляющих — образование, важно понимание долгосрочных тенденций в области востребованных специальностей на рынке труда. Особенно это важно для молодых людей, определяющихся с выбором будущей специальности, т.к. в XXI веке повсеместная информатизация общества, развитие науки, робототехники делают невостребованными огромное количество специалистов, чьи профессии сегодня считаются модными и престижными.

С этой целью Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления «Сколково» разработали «Атлас новых профессий», созданный в результате уникального для нашей страны масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». Один из разделов атласа посвящен «профессиям-пенсионерам», спрос на которые неуклонно снижается, как не соответствующим потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики. Среди вымирающих «интеллектуальных» профессий составители атласа выделили, например: составитель смет/сметчик, стенографист, копирайтер, турагент, библиотекарь, риэлтор, государственный служащий, операционист банка, журналист печатных изданий, бурильщик. В связи с развитием технологий устареют не только «интеллектуальные» профессии, а также множество рабочих специальностей и профессий в сфере обслуживания. В первую очередь те, представители которых являются связующим звеном между потребителями товаров и услуг и организациями, их оказывающими: кондуктор в общественном транспорте, почтальон, вахтер, продавец, кассир, упаковщик.

По данным «Атласа», до 2030 года исчезнет 57 профессий, появится 186 новых профессий в разных отраслях. Кроме того, авторы «Атласа» представляют список вузов, где можно приобрести ту или иную специальность.

«Вымирание» вышеперечисленных профессий, связанное с повсеместным внедрением современных технологий и технических средств, способных заменить человека не только на ручных тяжелых и рутинных

Social development

операциях, но и в некоторых «интеллектуальных» процессах, означает, что данная тенденция будет определять характер структурных изменений безработицы, а также темпы её роста (падения). Текущее состояние рынка труда делает невозможным реализацию необходимого экономике страны масштабного переоснащения производств, осложняет рост производительности труда и выход на новые технологичные рынки.

Увеличение удельного веса числа специалистов с высшим образованием, начиная с 1990-х гг. (таблица 3), привело в итоге к настоящему времени к отсутствию необходимых практических знаний. В реальности выпускники имеют лишь диплом, а не знания и практические навыки. В результате этого реализуют свой человеческий капитал на рабочих местах, не соответствующих полученной ими специальности, либо вовсе не требующих высшего образования. Поэтому разница в оплате труда водителя и врача составляет около 20 % (в развитых странах от 172 % в Бразилии, в США — 261 %, в Германии — 174 %). В подтверждение вышесказанного, рассмотрим изменение уровня образования населения РФ за период с 1989 по 2010 годы (по данным переписей населения).

Как видно, тенденция роста специалистов с дипломом вуза наблюдается по настоящее время.

Выбор профессии у современной молодежи обуславливается принципами безопас-

ности, стабильности, а не высокой квалификацией и ростом. Модель молодого поколения при выборе профессии — «успешный чиновник». Российскими учеными в сотрудничестве с компанией BCG (The Boston Consulting Group) на основе источников: консенсус-мнение экспертов — представителей Сбербанка, RosExpert/KornFerry, Высшей школы экономики, World Skills Russia, Global Education Futures и BCG — разработана Целевая модель компетенций будущего специалиста, которая будет актуальна к 2025 году (рисунок 2). Наличие в стране человеческого капитала с компетенциями, соответствующими будущей целевой модели, позволит России стать конкурентоспособной на мировом рынке труда.

Структура рынка труда развитых стран уже сегодня включает не менее 25 % рабочих мест категории «Знание». По мнению исследователей международной организации BCG, для достижения аналогичного показателя (реализации концепции догоняющего развития) российскому рынку труда необходимо в период 2017-2025 гг. пройти путь примерно от 12 млн нынешних профессионалов категории «Знание» к 18 млн в 2025 году. До 2025 года России понадобится от 5,8 млн до 9,2 млн специалистов в категории «Знание». При этом высвободится до 10 млн специалистов в менее квалифицированных категориях «Правило» и «Умение» [5]. Основными источниками роста должны стать: «новые частные компании», занятость в малом и

Таблица 3. Изменение уровня образования населения РФ (по данным переписей населения) [4]

Население по уровню На 1000 человек

Виды образования образования, млн чел. (в возрасте 15 лет и более)

1989 2002 2010 1989 2002 2010

Все население в возрасте 15 лет и более 113,0 121,3 121,2 1000 1000 1000

в т.ч. имеющие:

Профессиональное образование

высшее (включая послевузовское обр.) 12,7 19,4 27,5 113 160 228

неполное высшее 1,9 3,7 5,4 17 31 46

среднее 21,7 32,9 36,8 192 272 312

начальное 14,7 15,4 6,5 130 127 56

Общее образование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

среднее(полное) 20,3 21,3 21,5 179 175 182

основное 19,8 16,7 12,9 175 137 110

начальное 14,6 19,3 6,3 129 77 54

Не имеют начального общего образования 7,3 1,2 0,7 65 10 6

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Социальное развитие

№ п/п Навыки модели

1. Когнитивные, в том числе

1.1. саморазвитие: самосознание, обучаемость, восприятие критики и обратная связь, любознательность

1.2. организованность: организация своей деятельности, управление ресурсами

1.3. управленческие решения: приоритизация, постановка задач, формирование команд, развитие других, мотивирование других, делегирование

1.4. достижение результатов: ответственность принятия, настойчивость в достижении целей, инициативность

1.5. решение нестандартных задач: креативность, в т.ч. умение видеть возможности; критическое мышление

1.6. адаптивность: работа вусловиях неопределенности

2. Социально-поведенческие, в том числе

2.1. коммуникация: презентационные, письменные, переговорные, открытость

2.2. межличностные навыки: работа в команде, этичность, эмпатия, клиентоориентированность, управление стрессом, адекватное восприятие критики

2.3. Межкультурное взаимодействие: осознанность, социальная ответственность, кроссфункциональ-ное и кроссдисциплинарное взаимодействие, иностранные языки и культуры

3. Цифровые, в том числе

3.1. создание систем: программирование, разработка приложений

3.2. управление информацией: обработка и анализ данных

Рисунок 2. Основные параметры «Целевой модели компетенции 2025»

среднем бизнесе, международные компании, а также рост участия государственных компаний и компаний с государственным участием. Результатом должен стать рост российского ВВП до 1,5 % в год к 2025 году.

Прогнозируемый рост уровня ВВП подкрепляется введением в строй новых производственных мощностей, технопарков, индустриальных парков и т.д. Только в 2016 году начали работу 58 крупных предприятий машиностроения, химической, пищевой, текстильной промышленности, производства и переработки сырья, производства мебели и др. [6]. Например:

1. Судостроительный комплекс «Звезда» — добыча природных ресурсов (Приморский край). Это первая в России верфь крупнотоннажного судостроения для обеспечения добычи природных ресурсов на континентальном шельфе, в том числе в Арктике, а также коммерческих судов для транспортировки грузов по внутренним и внешним морским путям. Проект оценивается в 145,5 млрд руб.

2. Завод «Аммоний» — комплекс по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида (Республика Татарстан). Создано 500 рабочих мест. Завод обеспечит глубокую переработку до 1 млрд

кубометров природного газа в год. Объем выпуска продукции составит 717 тыс. т аммиака, столько же карбамида, 233 тыс. т метанола, 300 тыс. т аммиачной селитры.

3. Газоперерабатывающий комплекс «Ставролен» (Ставропольский край). Это первая очередь газоперерабатывающего комплекса стоимостью около 60 млрд руб.

4. Машиностроительное предприятие «Алмаз-Антей» (Кировская область). Объем инвестиций составил более 20 млрд руб., численность работающих составляет более 1 800 человек.

5. Производство оптической техники «Катод» (Новосибирская область). Производственно-сборочный корпус по выпуску оптической техники увеличит долю по производству электронно-оптических преобразователей второго и третьего поколений на мировом рынке с12%до20%.

6. Машиностроительное предприятие «Нижегородский завод 70-летия Победы» (Нижегородская область). Объем инвестиций составил около 45 млрд руб., на заводе работают 1300 человек.

На основании вышеизложенного сформулируем основные проблемы, сложившиеся в России вследствие недостаточного вложения средств в развитие человеческого капи-

Social development

тала, а значит в человека как носителя категории «Знание», что препятствует экономическому росту страны.

1. Сохранение государством экономически неэффективных рабочих мест, производств, с целью гарантии стабильности и поддержки населения, вместо создания новых на смену ликвидированным.

2. Инвестиционная непривлекательность.

3. Отсутствие развития когнитивной составляющей компетенций в период получения высшего образования.

4. Отсутствие спроса на кадры категории «Знание» из-за сырьевой направленности экономики.

5. Медленный рост предприятий малого и среднего бизнеса. Несмотря на то, что этот сегмент показал рост с11%до16% занятых (за период с 1995 по 2015 гг.), он представлен в основном в базовых, некапиталоемких отраслях (торговля, частный извоз и т.п.), что определяет примитивный характер занятости. В странах ОЭСР малый и средний бизнес обеспечивает 60-70 % рабочих мест, его доля в добавленной стоимости промышленности варьируется от 30 % в Бразилии, до 50%в Японии.

6. Руководители предприятий и компаний зачастую рассматривают кадровую стратегию с перспективой только на год вперед.

Вследствие проникновения алгоритмов и компьютерных решений произойдет переориентация потребностей рынка труда на «человеческое в человеке», на творческое начало, на культурные, ценностные аспекты взаимодействия — все то, что машины не могут реализовать. В ближайшие 5-10 лет произойдет «поляризация квалификаций»: востребованными будут профессии наиболее высокой (категория «Знание») и наиболее низкой (категория «Умение») квалификации. В то же время количество рабочих мест среднего уровня квалификации (категория «Правило») будет испытывать наиболее сильное давление новых технологий. По нашему мнению, в приоритете выполнение следующих перспективных задач.

1. Развитие системы дополнительного образования и профессиональной перепод-144-

готовки, а также возможность выплаты «базового безусловного дохода», не зависящего от трудоустройства его получателей1.

2. Развитие универсальных компетенций «Целевой модели 2025» и повышение доли профессионалов категории «Знание» в экономике, что закладывает основу для конкурентоспособности страны, организаций и каждого носителя человеческого капитала в экономике знаний.

Достижение аналогичной цели подразумевает:

— перераспределение структуры национального рынка труда в пользу рабочих мест категории «Знание»;

— развитие универсальных компетенций «Целевой модели 2025» у широкого круга людей как до их выхода на рынок труда (в рамках образовательной системы), так и во время их работы (в рамках дополнительного профессионального образования и корпоративного обучения).

3. Цифровизация бизнес-процессов даст толчок общему усложнению всех профессий, с одной стороны, высвобождая время сотрудников для решения более сложных и творческих задач, с другой, существенно повышая требования к их квалификации. Один специалист будет многофункционален и отвечать за процесс или несколько задач, а не за комплекс задач, а не за одну. Крупные корпорации, такие как Сбербанк, Газпром и т.д., практикуют такой подход. К должностям, которые уже сейчас подвергаются сокращениям в связи с цифровизацией процессов, относятся аналитики, бухгалтеры, юристы, трейдеры, рекрутеры, административный персонал и др.

4. Роботизация. Для России пока роскошь: на 10 тыс. работников предприятий в 2017 году приходится 1 промышленный робот (в Южной Корее — 531, в США — 176, в Китае — 49). По оценкам [7], в данном тренде наша страна отстает от группы

1 Эксперимент по введению безусловного базового дохода с 1 января 2017 г. проходит в Финляндии, проведение подобного эксперимента запланировано в Канаде. В Швейцарии в 2016г. был проведен референдум, в ходе которого большинство жителей страны не поддержали планы введения безусловного базового дохода.

передовых стран на 7-10 лет. Несмотря на это, примеры роботизации уже есть в некоторых российских отраслях, в частности в автомобильной промышленности и в сельском хозяйстве. Например, на ряде молочных ферм, где раньше на 5 ООО тыс. голов скота требовалось 250 доярок, сегодня то же количество голов обслуживают 2 оператора и робот-дояр.

Такие программы, как «Национальная технологическая инициатива», «Стратегия научно-технологического развития России» [8], «Цифровая экономика» [9], «Программа развития образования», «Концепция развития дополнительного образования детей», призваны способствовать построению кон-

Список литературы

1. Статистический сборник «Труд и занятость в России 2017», Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/trud_2017.

2. Расмуссен И. Skills, Rules, and Knowledge; Signals, Signs, and Symbols, and other distinctions in Human Performance models, 1983.

3. Статистический сборник «Труд и занятость» /Башкортостанстат. Уфа, 2016.

4. Статистический сборник «Образование и культура» / Башкортостанстат. Уфа, 2017.

5. Доклад международной компании BCG, 2017.

6. Интернет-портал «Индустриальные парки и технопарки России», 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: vp@ russiaindustrialpark.ru.

7. Кантышев П. Роботы не приживаются на российских заводах//Ведомости. 2016. 13 ноября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vedomosti.ru.

8. Среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 года. Стратегия роста // Институт экономики роста им. Столыпина П.А. Февраль, 2017.

9. Программа цифровая экономика РФ: сайтПравительства РФ. 28.07.2017.

Социальное развитие

курентоспособной экономики, которая может конвертировать высокий потенциал российского человеческого капитала в создание добавленной стоимости.

Вывод

Основной вывод статьи заключается в том, что достижение роста основных экономических показателей возможен только с наличием в стране человеческого капитала с компетенциями, соответствующими будущей целевой модели специалиста экономики знаний. Кроме этого, необходимо дальнейшее развитие цифровизации, роботизации, новых технологий и инноваций. Все это позволит России стать конкурентоспособной на мировом рынке.

References

1. Statisticheskii sbornik «Trud i zanyatost' v Rossii 2017», Federal'naya sluzhba gosu-darstvennoi statistiki (Rosstat). M., 2017. [Elek-tronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. gks.ru/trud_2017.

2. Rasmussen J. Skills, Rules, and Knowledge; Signals, Signs, and Symbols, and other distinctions in Human Performance models, 1983.

3. Statisticheskii sbornik «Trud i zanyatost'» /Bashkortostanstat. Ufa, 2016.

4. Statisticheskii sbornik «Obrazovanie i kul'tura» / Bashkortostanstat. Ufa, 2017.

5. Doklad mezhdunarodnoi kompanii BCG, 2017.

6. Internet-portal «Industrial'nye parki i tekhnoparki Rossii», 2017. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: vp@ russiaindustrialpark.ru.

7. Kantyshev PRoboty ne prizhivayutsya na rossiiskikh zavodakh II Vedomosti. 2016. 13 noyabrya. [Elektronnyi resurs], Rezhim dostupa: www.vedomosti.ru.

8. Srednesrochnaya programma sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii do 2025 goda. Strategiya rosta II Institut ekonomiki rosta im. StolypinaPA. Fevral, 2017.

9. Programma tsifrovayaekonomikaRF: sait Pravitel'stvaRF. 28.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.