Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности человеческого капитала'

Факторы конкурентоспособности человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1724
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / "ЭКОНОМИКА / ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ" / ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ АКТИВ / "THE ECONOMY BASED ON KNOWLEDGE" / THE HUMAN CAPITAL / THE QUANTITATIVE AND QUALITATIVE CHARACTERISTIC OF THE HUMAN CAPITAL / GLOBALISATION OF THE HUMAN CAPITAL / THE BASIC COMPONENTS OF THE HUMAN CAPITAL / THE HUMAN CAPITAL AS A COMPETITIVE ACTIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байкова Ирина Андреевна

В данной статье рассмотрены и проанализированы основные факторы, влияющие на процесс формирования человеческого капитала. Проведены сопоставления данных показателей в России и других страна мира. Доказана необходимость развития не только количественных, но и качественных характеристик человеческого капитала как конкурентоспособного актива. Особое внимание уделено анализу изменения структуры и значимости человеческого капитала в условиях «экономики, основанной на знаниях». Выявлены основные проблемы, влияющие на качественные характеристики человеческого капитала в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байкова Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors of competitiveness of the human capital

In given article the major factors influencing process of formation of the human capital are considered and analyzed. Comparisons of the given indicators are spent to Russia and others countries of the world. Necessity of development not only quantitative, but also qualitative characteristics of the human capital as competitive active is proved. The special attention is given to the changing structure and importance of the human capital in conditions of "the economy based on knowledge». The basic problems influencing qualitative characteristics of the human capital in Russia are revealed.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности человеческого капитала»

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Байкова Ирина Андреевна, аспирантка 3 курса кафедры ЭиГРРХ РАГС при Президенте Рф.

Контакты автора: [email protected],

baikova_irina@mail. ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены и проанализированы основные факторы, влияющие на процесс формирования человеческого капитала. Проведены сопоставления данных показателей в России и других страна мира. Доказана необходимость развития не только количественных, но и качественных характеристик человеческого капитала как конкурентоспособного актива. Особое внимание уделено анализу изменения структуры и значимости человеческого капитала в условиях «экономики, основанной на знаниях». Выявлены основные проблемы, влияющие на качественные характеристики человеческого капитала в России.

Ключевые слова: человеческий капитал, количественная и качественная характеристика человеческого капитала, глобализация человеческого капитала, «экономика, основанная на знаниях» основные составляющие человеческого капитала, человеческий капитал как конкурентоспособный актив.

THE FACTORS OF COMPETITIVENESS OF THE HUMAN CAPITAL

Baykova Irina Andreevna, the post-graduate student 3 courses of economy chair RA GS under the President of the Russian Federation.

Contacts of the author: [email protected],

baikova_irina@mail. ru

Annotation. In given article the major factors influencing process of formation of the human capital are considered and analyzed. Comparisons of the given indicators are spent to Russia and others countries of the world. Necessity of development not only quantitative, but also qualitative characteristics of the human capital as competitive active is proved. The special attention is given to the changing structure and importance of the human capital in conditions of "the economy based on knowledge». TTe basic problems influencing qualitative characteristics of the human capital in Russia are revealed.

Keywords: the human capital, the quantitative and qualitative characteristic of the human capital, globalisation of the human capital, «the economy based on knowledge» the basic components of the human capital, the human capital as a competitive active.

Современная социально-экономическая парадигма рассматривает человеческое развитие, как главную цель и основной критерий общественного прогресса, а не как средство для количественного увеличения экономического роста. Качественное развитие человеческого капитала становится определяющим фактором, характеризующим жизнеспособность мировой экономики, и делает необходимым поиск новых видов и источников конкурентоспособности.

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально - экономического развития РФ на период до 2020 года» наиболее благоприятным сценарием дальнейшего развития России является переход на инновационно социально-ориентированный тип экономического развития. Для достижения данной цели необходимо решать задачи не только догоняющего, но и опережающего развития, которые требуют от страны определенной специализации в мировой системе хозяйствования и реализации целого комплекса взаимосвязанных направлений, главным из которых является повышение конкурентоспособности человеческого капитала1. В свою очередь, развитие данного направления сможет обеспечить стране высокий уровень жизни населения и лидирующее место в мировой экономической системе.

Траектория становления человеческого капитала тесно связана с кардинальными изменениями на рынке труда, которые особенно проявились с началом реформ 90-х годов в России. Период с 1991 по 1998 гг. можно охарактеризовать, как глубокую трансформационную рецессию, которая сопровождалась сокращением занятости населения и ростом числа безработных. Столь значительное снижение занятости населения России в 90-х годах было обусловлено несоответствием профессиональной структуры российских кадров требованиям новой рыночной экономики.

В дореформенный период сфера услуг в России не соответствовала уровню развитых стран, и основная часть занятых концентрировалась в промышленности. Практически отсутствовал спрос на профессии в сфере менеджмента и юриспруденции. Кардинальные изменения в экономической системе России привели к тому, что значительная часть человеческого капитала, накопленного в эпоху плановой экономики, фактически обесценилась и стала невостребованной. В свою очередь, данный факт привел к значительному снижению производительности труда и, как следствие, понижению уровня конкурентоспособности во многих отраслях экономики.

Большое влияние на структурный дисбаланс в сфере занятости оказало также изменение форм собственности организационных структур в России. В 90-х годах резко увеличилось число организаций с иностранной и частной формой собственности, что, в свою очередь, предъявило новые требования для специалистов на рынке труда в России. Например, обязательным требованием для приема на работу стало знание иностранного языка, умение владеть персональным компьютером и т.д. Многие специалисты были вынуждены обращаться в образовательные структуры, которые предлагали быстрые, но не всегда качественные программы переподготовки и повышения квалификации, или просто покупали дипломы и сертификаты. Данное обстоятельство привело к резкому снижению качественной характеристики человеческого капитала в России.

Одним из важнейших факторов, определяющих воспроизводство человеческого капитала, является демографическая ситуация. Несмотря на все усилия правительства, и различных общественных институтов по ее улучшению, в России наблюдается естественная убыль и старение населения.

1 Гаджиев К.С. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка). - М.: «Издательство «Экономика», 2007. - 751 С., С.99-100

Инерция депопуляции, сложившаяся в 90-х годах прошлого века и продолжающаяся до сих пор, может создать угрозу безопасности и целостности страны, особенно остро данная ситуация отражается в восточных регионах России2. К 2030 году численность населения России может сократиться до 137 млн. чел. Возрастной состав населения значительно ухудшится, вследствие вхождения в активный репродуктивный возраст малочисленных контингентов, родившихся в конце 1980-х - начале 1990-х годов3. Соответственно, постепенно увеличивается тенденция старения нации и уменьшение численности экономически активного населения (к 2020 году доля населения трудоспособного возраста составит 77,8 млн. человек, тогда как в 2007 году она составляла 89,9 млн. человек)4.

Данное обстоятельство приведет к увеличению нагрузки на экономически активное население. Перед обществом возникнут новые задачи не только материального обеспечения групп населения старших возрастов, но их медицинского и бытового обслуживания, развития геронтологических служб и учреждений. При сохранении сложившейся демографической ситуации в России произойдет снижение плотности населения до параметров, почти в три раза меньше мировых.

Сложность демографических процессов заключается в том, они практически неуправляемы, инерционны и устойчивы к любым изменениям, следовательно, регулировать их, даже на государственном уровне, достаточно сложно. Например, в Китае в качестве стратегической ставилась задача к 1980 году достичь 1% естественного прироста населения, а к 2000 году - 0%. Между тем населения Китая продолжает увеличиваться, в 2000 году оно составило - 1,3 млрд., а в 2025 году может составить 1,5 млрд. человек. Для России кардинально изменить демографическую тенденцию также проблематично, так как во многом это зависит от института семьи, культурных ценностей, религиозных убеждений, которые сформированы поколениями людей и консервативны к переменам.

Несмотря на то, что мировая общественность считает, что проблема перенаселения Земли - это глобальная проблема человечества, правительства многих стран поддерживают высокий уровень рождаемости5. Это связано с осознанием того, что «из двух стран будет обладать большей совокупной мощью та страна, у которой больше демографический ресурс (при прочих равных условиях)»6. Воспроизводство человеческого капитала - одно из главных конкурентных преиму-

2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, от 17.11.2008, № 1662-р, С. 12.

3 На первый квартал 2009 года естественная убыль населения в России составила 104498 чел, из них Центральный федеральный округ- 55437; Северо-Западный федеральный округ -17281;Приволжский федеральный округ - 28444; Уральский федеральный округ - 801; Сибирский федеральный округ - 4208; Дальневосточный федеральный округ - 1930, единственный регион России, где наблюдается естественный прирост населения -Южный федеральный округ (+ 3603). Источник: Статистическое обозрение, № 2(69), 2009, С.120-125.

4 Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов. Приложение к Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Росийской Федерации, М., 2008, С. 26

5 Население и глобализация / Н.М. Римашевская, В.Ф. Галец-кий, А.А. Овсянников. - М.: Наука, 2002. - 322 С., С. 12

6 Высокий уровень рождаемости поддерживается режимами

большинства исламских государств; Индийская программа «ну-

левого демографического роста» была отменена, так как госу-

дарство Индии осознает, что население - это главный сдержи-

вающий фактор для страны от возможной агрессии извне.

ществ, которое способно обеспечить безопасность страны и ее процветание, при условии, что государство будет формировать человеческий капитал в правильном направлении. К сожалению, Россия в сравнении с другими странами мира это конкурентное преимущество пока еще подтвердить не может.

Уменьшение численности населения страны приводит к снижению качества человеческого капитала, за счет старения населения. Возникает проблема дефицита научных кадров. Последовательно сокращается предложение на рынке труда. В этих условиях одним из важнейших факторов формирования человеческого капитала является регулируемая миграция населения.

В эпоху глобализации мировой экономики и тенденции сокращения численности населения в развитых странах и, напротив, увеличения численности в развивающихся странах, усиливается миграция населения и обостряется конкурентная борьба за интеллектуальные кадры7. По оценкам экспертов, «каждый десятый человек, получивший университетское образование и родившийся в развивающейся стране, мигрировал и проживает в одном из развитых государств». С одной стороны, усиливающаяся международная интеллектуальная миграция оказывает положительный эффект как на развитые, так и на развивающиеся страны. Эмигранты денежными переводами помогают экономикам развивающихся стран и их семьям справляться с бедностью. В свою очередь, пребывание мигрантов в экономически развитых государствах развивает человеческий капитал данных стран и повышает их конкурентоспособность.

С другой стороны, международная миграция обостряет противоречие между развитыми и развивающимися странами, значительно понижает качество человеческого капитала в развивающихся экономиках. В условиях, когда интеллектуальная собственность и знания становятся продуктами производственного процесса и определяют уровень развития общества, «утечка умов» из страны приводит к снижению конкурентоспособности ее экономики, к технологическому отставанию и к определенной деградации нации. Значительные потоки мигрантов оказывают большое влияние на генофонд наций стран-доноров и стран-реципиентов.

В целом, можно выделить следующие факторы, которые влияют на усиление миграционных процессов в современных условиях глобализации мировой экономики:

- различия в режимах демографического воспроизводства, которые вызывают старение населения в одних странах и формирование относительно молодой структуры населения в других;

- усиливающаяся поляризация жизненного уровня населения, рост деприваций в отдельных странах мира;

- перенаселение развивающихся стран;

- различия в степени занятости трудоспособного населения и рост уровня безработицы, что и вызывает увеличение трудовой миграции8.

В сложившейся демографической ситуации стимулирование замещающей миграции в России для воспроизводства человеческого капитала считается экономически целесообразным, так как социальноэкономический кризис 90-х годов оказал значительное

7 Население и глобализация / Н.М. Римашевская, В.Ф. Галец-кий, А.А. Овсянников. - М.: Наука, 2002, С. 13

8 Н. Хасбулатова. Интеллектуальная эмиграция населения России. // Государственная служба № 1 (57), 2009 - 120 С., С. 54-56

влияние на обесценивание человеческого капитала, накопленного в эпоху СССР.

При переходе страны к рыночной экономике произошли изменения на рынке труда. В частности, был заметно снижен спрос на научные кадры, что сказалось на значительном эмиграционном оттоке научных кадров из России в страны Западной Европы, США, Канаду, Австралию. В период с 1989 по 2004 гг., по учетным данным, из России выехало около 1,3 млн. человек. Главными направлениями миграции населения стали: Германия - 58%; Израиль - 25%; США -11%; другие страны - 6%. Национальный состав мигрантов, покинувших Россию в данный период, состоял из: немцы - 38%; русские - 31%; евреи - 18%; мигранты других национальностей - 13%9.

В свою очередь, вынужденная эмиграция высококвалифицированных кадров сопровождалась увеличением потока временной трудовой и нелегальной иммиграции в Россию. В основном это были низкоквалифицированные специалисты из стран бывшего СССР

За последние десять лет у России наблюдается положительное сальдо миграционных потоков, то есть численность иммигрантов превышает численность эмигрантов. Но в целом к 2007 году число потоков мигрантов заметно сократилось, что негативно сказалось на демографической ситуации в стране. Низкий уровень иммигрантов из стран дальнего зарубежья (в большинстве случаев это высококвалифицированные специалисты) и высокий уровень иммигрантов из стран бывшего СССР (в основном это низкоквалифицированные кадры, прибывающие в Россию на заработки) говорит о неготовности России выигрывать в конкурентной борьбе за ценных и образованных специалистов.

Увеличению числа высококвалифицированных иммигрантов в Россию препятствует множество факторов:

- Низкий уровень заработной платы. Например, в конце 90-х годов почасовая оплата труда в Индии и Китае составляла в среднем 0,25 долл. США; в России

- 0,6; в Венгрии - 1,7; в Польше - 2,09; в Австралии -16,03;

в США - 17,2; в Японии - 23,66; в Германии -31,8810;

- Высокий уровень безработицы. В 2008 году уровень безработицы в России составил - 6,4%, в первом и во втором квартале 2009 года - 9,1% и 8,6% соответственно. Высокая безработица уменьшает объем миграционных потоков, так как мигранты направляются в те страны, где уровень безработицы, независимо от наличия вакансий, ниже;

- Неразвитая инфраструктура и административные препятствия. Экономические механизмы свободного найма в России развиты слабо. Доступность жилья, медицинского обслуживания, социального обеспечения и других условий для нормальной жизнедеятельности, крайне низкие, особенно за пределами крупных мегаполисов;

- Неравномерность распределения миграционных потоков на территории России. «Во многих регионах Севера, Северо-Запада страны численность мигрантов, приходящихся на одного безработного в 4-5 раз ниже среднероссийского показателя. Особенно сложная ситуация наблюдается в Чукотском, Корякском ав-

9 Население и глобализация / Н.М. Римашевская, В.Ф. Галец-кий, А.А. Овсянников. - М.: Наука, 2002, С. 26

10 Н. Хасбулатова. Интеллектуальная эмиграция населения России. // Государственная служба № 1 (57), 2009, С. 54-56

тономных округах, в Магаданской, Камчатской и Сахалинской областях. По сравнению с 1989 г., население Чукотского автономного округа и Магаданской области уменьшилось наполовину, Камчатской области - почти на 20%, Сахалинской - на 15%11». В основном миграционные потоки внутри страны направлены в сторону крупных мегаполисов, региональных центров, так как там гораздо больше возможностей получить образование и найти высокооплачиваемую работу. Данная тенденция приводит к уменьшению численности населения многих регионов России, к исчезновению множества мелких городов и деревень, к перенаселению мегаполисов.

Отмеченные факторы сдерживают рост высококвалифицированных эмигрантов и способствуют продолжению «утечки умов» из России, что, в свою очередь, сокращает накопленный человеческий капитал в стране.

Задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально - экономического развития России, записанные в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», на практике практически не реализуются12. Это, в свою очередь, говорит о проблемах государственного регулирования миграционных потоков и пробелах в законодательной базе по данной проблематике.

Обобщая, можно предположить, что проводимая в России миграционная политика не соответствует современным мировым тенденциям на международном рынке труда. Миграционные потоки в стране, несмотря на их положительное сальдо, не способствуют необходимому воспроизводству и качественному развитию человеческого капитала. Данная негативная тенденция понижает уровень образованности населения России, которое является одним из главных факторов, обеспечивающих увеличение величины человеческого капитала.

В современных условиях развития «экономики, основанной на знаниях», образование оказывает существенное влияние на все ключевые индикаторы рынка труда - занятость, безработицу, уровень заработной платы и экономическую активность населения. Уровень образования населения - важный экономический индикатор, который показывает темпы увеличения величины человеческого капитала. «С повышением уровня образования резко возрастает уровень участия в рабочей силе. Максимального значения - 85% - он достигает у обладателей вузовских дипломов. Сходная зависимость прослеживается между образованием и уровнем занятости: у лиц с высшим образованием уровень занятости составляет 83%, тогда как у лиц со средним полным образованием лишь 53%»13.

В ряде исследований убедительно доказано положительное воздействие образования на общественное развитие и благополучие: улучшение здоровья населения, снижение уровня преступности в стране, повы-

11 Население и глобализация / Н.М. Римашевская, В.Ф. Галец-

кий, А.А. Овсянников. - М.: Наука, 2002, С. 26

12

Яхмелев П.А. Миграционная политика и совершенствование регулирования миграции. «Социальные аспекты конкурентоспособности человека, общества, государства: Коллективная монография» / Под общ. ред. Волгина Н.А. - М.: Изд-во «Проспект», 2004. - 252 С., С.243-251.

13 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Указ Президента Российской Федерации № 1351 от 9.10.2007. Источник: www.kremlin.ru

шение активности населения14. Высокий уровень образования населения позволяет повышать уровень заработной платы, что способствует увеличению поступлений в бюджет и уменьшает количество заявок на пособия по безработице; влияет не только на экономический рост экономики страны, но и повышает благосостояние ее граждан, что положительно сказывается на качественном развитии человеческого капитала.

В целом, уровень образования в России один из самых высоких в мире. Охват образованием населения в возрасте от 5 до 14 лет составляет 99,1%; от 15 до 19 лет - 82,5%; от 20 до 29 лет - 33,2%. Ожидаемая продолжительность обучения в течение предстоящей жизни для детей в возрасте 5 лет в России с каждым годом повышается, в 2005 году данный показатель со-

15

ставлял 15,4 года, в 2006 году - 15,6 лет . По среднему числу лет обучения Россия опережает не только развивающиеся, но и большинство развитых стран. «Для населения в возрасте от 25 лет и старше ее «отрыв» от Германии составлял 0,7 года, от Японии - 0,8, от Великобритании - 1,1, от Франции - 2,116».

Необходимо отметить, что реформы 90-х годов и нестабильная социально-экономическая ситуация в России не повлияли на уровень образования населения. Напротив, численность студентов в России с каждым годом продолжает увеличиваться. Данный показатель в России является самым высоким среди стран «большой восьмерки» и значительно повысился за последние восемь лет. Это, с одной стороны, говорит в пользу конкурентных возможностей российского образования на мировой арене, но, с другой стороны, численность обучающихся - это количественный показатель, который не отражает качественных характеристик образования. Если по уровню образования Россию можно отнести к лидирующим странам мира, то в последние годы академические стандарты российского образования снижаются и не соответствуют современным мировым инновационным тенденциям в данной области.

Прежде всего, невысокое качество российского образования связано с недостатком финансирования в данный сектор по сравнению с другими странами мира. По доле затрат на образование в ВВП Россия занимает одно из последних мест среди лидирующих стран мира. Если учитывать высокий показатель охвата населения образованием, то по соотношению между расходами на одного обучающегося и душевым ВВП Россия находится среди стран-аутсайдеров. «Для начального образования соотношение расходов на одного учащегося и ВВП на душу населения составляет в ней всего 11%, для вторичного образования -

14 Р. Капелюшников «Человеческий капитал России», XVI Кондратьевские чтения «Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика». Тезисы докладов и выступлений участников чтений. М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 2009 -377 С., С.53

15 Wolfe B., Haveman R. Accounting for the Social and Non-market Benefits of Education, in J.F. Helliwell (ed.) The Contribution of Human and Social Capital to Sustained Economic Growth and Wellbeing: International Symposium Report, Human Resources Development Canada and OECD, 2001; McMahon W.W. The Impact of Human Capital on Non-Market Outcomes and Feedbacks on Economic Development in OECD Countries, in J.F. Helliwell (ed.) The Contribution of Human and Social Capital to Sustained Economic Growth and Well-being: International Symposium Report, Human Resources Development Canada and OECD, 2001

16 Индикаторы образования:2008. Статистический сборник. -

М.: ГУ-ВШЭ, 2008. - 168 С., С. 16-18

16%, для третичного образования -27%»17. Это один из самых низких показателей в мире.

Однако если выделить из всего третичного образования высшее образование, то относительные расходы на него, которые составляют 31%, достаточно велики. Это указывает на то, что система финансирования российского образования деформирована и смещена в сторону высшего образования, что негативно сказывается на качестве обучения в сфере начального и вторичного образования.

Не менее важным фактором, влияющим на понижение качества российского образования, является его несоответствие новым мировым образовательным стандартам, которые трансформируются под влиянием изменения свойств информации. С появлением новых информационных технологий активно развивается сфера дистанционного и интерактивного образования, в результате чего образование становится более доступным, мобильным и непрерывным, способствует развитию индивидуальных потребностей и способностей. Новые технологии дают возможность обучения без отрыва от рабочего процесса, а также реализуют на практике модель «образование-всю-жизнь».

В России современные образовательные стандарты и технические средства постепенно внедряются лишь в ведущих ВУЗах и школах крупных городов страны. Модернизация российского образования требует значительных финансовых ресурсов и государственной поддержки, которая пока недостаточна для того, чтобы провести реформу во всей стране. Основная проблема заключается в том, что до сих пор российское общество не осознает того факта, что затраты на образование - это инвестиции в человеческий капитал, которые в будущем должны приносить доход своему владельцу.

В соответствии с базовыми моделями теории человеческого капитала инвестиции в образование целесообразны, если будущие доходы будут превышать совокупные затраты на образовательный процесс или норма доходности инвестиций в образование будет не меньше рыночной ставки процента. Допустим, что затраты на образование более высокого уровня (послевузовского) составляют С1, а затраты более низкого уровня (высшего) - Сй;; W1>Wo - прирост заработной платы в результате полученного образования; ^ - рыночная ставка процента в год ^ тогда можно составить формулу выгодности и невыгодности инвестиций в об-разование18:

Условием невыгодности получения образования более высокого уровня является превышение затрат на обучение в течение Т1 лет над будущими доходами: Т1 С1 > W1-Wo / ^

Условием выгодности получения образования более низкого уровня будет превышение будущих доходов над затратами на обучение в течение То лет: ТоСо < W1-Wo / ^

Исходя из данных формул, можно вывести следующее неравенство:

Т1 С1> W1-Wo> ТоСо.

17 Р. Капелюшников «Человеческий капитал России», XVI Кондратьевские чтения «Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика». Тезисы докладов и выступлений участников чтений. М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 2009 -377 С., С.46

18 Р. Капелюшников «Человеческий капитал России», XVI Кондратьевские чтения «Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика». Тезисы докладов и выступлений участников чтений. М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 2009 -377 С., С.49

Данное неравенство объясняет тенденции в оценке человеческого капитала в сфере образования, когда более высокая оплата труда предоставляется более высокообразованным слоям населения. Это объясняется тем, что производительность труда высококвалифицированных работников гораздо выше, чем производительность труда менее образованного персонала.

Таким образом, образовательный уровень работника является важнейшей детерминантой его заработков. При анализе уровня образования населения необходимо учитывать его качественную характеристику, а также рациональность его использования и возможность применения на реальном рынке труда. Уровень образования населения должен соответствовать отраслевой структуре экономики страны, так как достаточно часто, имея высокую формальную подготовку, специалисты вынуждены заниматься неквалифицированными видами труда из-за отсутствия спроса на их профессии.

Наряду с отмеченными ранее факторами, здравоохранение, уровень доступности жилья населению и др. дополняют общую картину процесса формирования человеческого капитала и его качественную характеристику.

В заключение можно сделать следующие выводы:

Главной тенденцией современной экономики становится интеллектуализация основных факторов производства. «Это проявляется, в частности, в заметной трансформации человеческих факторов производства, широкомасштабном проникновении представителей умственного труда как носителей знаний, генерируемых в разного рода научных и образовательных институтах, в важнейшие сферы общественной жизни, властные структуры, центры принятия решений»19.

Несмотря на то, что по международным меркам, человеческий капитал России с количественной точки зрения остается одним из самых значительных в мире, его качественные характеристики не соответствуют современным тенденциям, что значительно снижает его конкурентоспособность.

Низкая конкурентоспособность человеческого капитала России во многом объясняется недостатком инвестиций и государственной поддержки в данной области.

Если не принимать должных мер по развитию качественных характеристик человеческого капитала, то нельзя исключать, что Россия не только не достигнет стратегических целей перехода на инновационный путь социально-экономического развития, но и сформирует определенный прецедент «экономики невостребованных знаний».

Список литературы:

1. Волгина О.Н. Инвестиции в образование. Экономика, основанная на знаниях // под общ. ред.Гапоненко А.Л. - М.: Издательство РАГС, 2006, -352 С.

2. Гаджиев К.С. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка). - М.: «Издательство «Экономика», 2007. - 751 С.

3. Индикаторы образования:2008. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2008. - 168 С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Волгина О.Н. Инвестиции в образование. Экономика, основанная на знаниях // под общ. ред.Гапоненко А.Л. - М.: Издательство РАГС, 2006 , - 352 С., С. 216-223

4. Капелюшников Р. «Человеческий капитал России», XVI Кондратьевские чтения «Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика». Тезисы докладов и выступлений участников чтений. М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 2009 - 377 С.

5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Указ Президента Российской Федерации № 1351 от 9.10.2007. Источник: www.kremlin.ru

6.Концепция долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, от 17.11.2008, № 1662-р - 323 С.

7. Население и глобализация / Н.М. Римашевская,

B.Ф. Галецкий, А.А. Овсянников. - М.: Наука, 2002. -322 С.

8. Хасбулатова Н. Интеллектуальная эмиграция населения России. // Государственная служба № 1 (57), 2009 - 120 С.

9. Яхмелев П.А. Миграционная политика и совершенствование регулирования миграции. «Социальные аспекты конкурентоспособности человека, общества, государства: Коллективная монография» / Под общ. ред. Волгина Н.А. - М.: Изд-во «Проспект», 2004. - 252

C.

РЕЦЕНЗИЯ

Тема, избранная автором для исследования, несомненно, интересна и в определенных аспектах - важна. Более того в современных российских условиях она приобретает дополнительную актуальность и остроту. В данной статье рассмотрено важное направление развития России - человеческий капитал, который становится определяющим фактором, характеризующим жизнеспособность экономики, и делает необходимым поиск новых видов и источников конкурентоспособности.

Автором при написании работы использованы материалы российских и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты, что позволяет использовать данную работу и в практических целях.

Статья Байковой А. Р. вызывает интерес, отличается самостоятельностью, как с позиций постановки проблемы, так и с позиций переработанной автором информации для последующего формирования собственной научной и практической позиции по обозначенному кругу вопросов и может быть рекомендована к публикации.

Д.э.н., профессор Кушлин В.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.