Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ РОССИЯН О СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ'

ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ РОССИЯН О СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная справедливость / российская молодежь / индикаторы проявления справедливости / глобальные и национальные условия. / social justice / Russian youth / indicators of justice / global and national conditions

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чебиняева Ирина Леонидовна

В статье автором анализируются представления российской молодежи о социальной справедливости в условиях новых глобальных и национальных вызовов. Молодежь как наиболее мобильная часть общества, находясь в процессе поисков себя, занятий и лучших условий для жизни, имеет свои оценки социальной справедливости. Социологический интерес представляет проблема появления новых аспектов отношения российской молодежи к социальной справедливости. Проанализировано отношение молодых людей к деятельности основных социальных институтов, которые значимы в процессе социализации молодежи: государство, образование, институт труда и профессиональной деятельности. Предложена операционализация принципов социальной справедливости в основных сферах жизни российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF NEW GLOBAL AND NATIONAL CHALLENGES ON YOUNG RUSSIANS' PERCEPTIONS OF SOCIAL JUSTICE

In the article, the author analyzes the ideas of Russian youth about social justice in the face of new global and national challenges. The youth as the most mobile part of society, being in the process of searching for themselves, occupations and better conditions for life, has its own assessments of social justice. Sociological interest is the problem of the emergence of new aspects of the attitude of Russian youth to social justice. The attitude of young people to the activities of the main social institutions that are significant in the process of youth socialization is analyzed: the state, education, the institute of labor and professional activity. The operationalization of the principles of social justice in the main spheres of life of Russian youth is proposed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ РОССИЯН О СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ»

Чебиняева И.Л.

ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ РОССИЯН О СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

РО!: 10.26907/2079-5912.2022.6.96-102

Аннотация. В статье автором анализируются представления российской молодежи о социальной справедливости в условиях новых глобальных и национальных вызовов. Молодежь как наиболее мобильная часть общества, находясь в процессе поисков себя, занятий и лучших условий для жизни, имеет свои оценки социальной справедливости. Социологический интерес представляет проблема появления новых аспектов отношения российской молодежи к социальной справедливости. Проанализировано отношение молодых людей к деятельности основных социальных институтов, которые значимы в процессе социализации молодежи: государство, образование, институт труда и профессиональной деятельности. Предложена операционализация принципов социальной справедливости в основных сферах жизни российской молодежи.

Ключевые слова: социальная справедливость, российская молодежь, индикаторы проявления справедливости, глобальные и национальные условия.

Модернизация российского общества стимулировала изменения в экономической, социальной и политической сферах, социальной структуре и возможностях осуществления мобильности. Новые глобальные и национальные вызовы изменили условия жизни россиян и возможности реализации принципов социальной справедливости. Молодежь как социальная группа обладает специфическими признаками, связанными с процессом формирования ценностных ориентаций, поиском жизненных стратегий, способных обеспечить желаемый социальный статус, освоением ежедневных практик в рамках социальной мобильности. Эти характеристики лежат в основе конструирования социальной реальности разными группами молодых людей и их представлений о социальной справедливости в меняющихся условиях.

На формирование представлений о социальной справедливости влияет социальное положение самой молодежи, которое связано с долгосрочными проектами [1, с. 315]. Представления российской молодежи о социальной справедливости неразрывно связаны с общей геополитической обстановкой, а также - с состоянием российского общества, модернизацией его социальных

институтов, обеспечивающих стартовые возможности для молодежи. Актуальной является проблема создания государством условий для социальной интеграции молодежи в российское общество, доступности образования, здравоохранения, приобретения жилья, самореализации на рынке труда и в профессиональной сфере.

Исследование проблем социальной справедливости в настоящее время приобретает новое звучание. Оценка молодыми людьми справедливости в целом и ее проявления в конкретных сферах формируется через опыт взаимодействия с социальной системой. Цель данной статьи: выявить характер отношения молодежи к социальной справедливости и реализации жизненных шансов в условиях глобальных и национальных вызовов.

Глобальные и национальные вызовы затрагивают все сферы жизни общества, выступают важнейшими факторами ощущения социальной справедливости. Во-первых, наблюдаются существенные изменения в содержании и характере международных отношений и мировой политики: с одной стороны, появление новых центров влияния, формирование многополярного мира; с другой, очернение России, продвижение ее негативного имиджа

[2, с. 347]. В рамках социального становления молодежи изменение мировой политики влияет на процессы получения образования, трудоустройства, приобретения ставших привычными материальных и социальных благ. Во-вторых, обострилась проблема глобального экономического развития, которая характеризуется закрытием одних международных экономических связей и производств, одновременно - открытием других возможностей производственного сектора, культуры, образования, туризма Восточной Азии. Экономическое развитие происходит в условиях цифрови-зации, автоматизации и роботизации, что кардинально меняет условия труда и требования к компетенциям [2, с. 368]. Трансформация экономической системы повлекла увеличение значимости человеческого капитала, рост инвестиций в образование, науку, здравоохранение.

В-третьих, пандемия коронавируса повлияла на структурные социальные изменения, закрытие средних и малых предприятий, активное развитие дистанционных технологий образования и труда. Это привело к изменению структуры рынка труда (увеличение неполной занятости, удаленных рабочих мест, росту безработицы в конкретных отраслях), системы здравоохранения, сокращению реальных доходов населения. Уровень удовлетворённости качеством жизни молодых россиян сократился в полтора раза [3]; степень «цифрового» неравенства населения острее проявилась в госуслугах и дополнительном образовании.

Социальные изменения обусловлены не только глобальными переменами, важную роль играют национальные вызовы: мобилизация сил для реализации задач СВО, преодоление санкционных ограничений в отношении сфер экономики страны и предприятий, переориентация государства на приоритетное развитие собственного промышленного производства, ИТ-кластера. По данным Росстата, за последние 3 года наблюдается тенденция роста уровня бедности за счет увеличения доли населения с доходами ниже границы бедности: 12,3% в 2019 году [4], 13% - в I полугодии 2022 года [5].

Усилия государства по повышению дохода населения связаны с увеличением минимальной заработной платы, уменьшением уровня безработицы, увеличением объемов социальных выплат. Однако существующие меры незначительно увеличили реальные доходы населения и, особенно, молодежи: средняя номинальная заработная плата в I квартале 2022 года увеличилась по сравнению с I кварталом 2021 года на 15,0%, при этом реальная заработная плата выросла только на 3,1% [5]. Неустойчивое материальное и социальное положение молодежи, невозможность построения долгосрочных стратегий поведения создает у молодых россиян ощущение неопределенности в отношении будущего, негативным образом влияет на представления о социальной справедливости.

Миграционные настроения молодых людей и отток квалифицированных кадров в другие страны свидетельствует о сомнениях молодежи относительно будущего процветания России. По данным Росстата, за I полугодие 2022 года в 2 раза увеличилось количество россиян, выехавших за границу (по сравнению с аналогичным периодом 2021 года) [6]. Основную категорию мигрантов составляет трудоспособное население в молодом и среднем возрасте, обладающее высоким уровнем образования и профессиональной квалификации.

Усилилось неравномерное развитие российских территорий. Основные социальные и материальные ресурсы доступны в мегаполисах, меньше - в крупных городах; малые города и поселения не обладают в полной мере социальной инфраструктурой, жители лишены доступа к качественному образованию, медицинскому обслуживанию, учреждениям культуры, цифровым ресурсам, что способствует увеличению социального неравенства. На современном этапе риск становится значимым фактором социального развития молодежи [7, с. 148]. Чем выше степень неопределенности и нестабильности общественного развития, тем выше уровень непредсказуемости реализации стартовых возможностей и жизненных стратегий молодых людей в различных сферах общественной жизни. В контексте социальной справедливости условия риска влияют на возможность достижения молодежью справедливого социального положения, реализации жизненных планов.

В процессе социальной трансформации формируются нормативные требования, предъявляемые обществом к молодежи, которые определяют социальное содержание критериев развития молодежи, обеспечивающих воспроизведение основных элементов социальной структуры и отношений между ними [8, с. 315]. Условиями, способствующими формированию представлений о социальной справедливости, выступают общественное согласие интересов социальных групп; возможности интеграции молодежи в социальную структуру; социальные гарантии и устранение разных видов социального неравенства молодежи.

В операционализации индикаторов социальной справедливости мы опирались на концепцию справедливости Р.Мертона, основанную на взаимосвязи изменений структуры общества и его функций, где для обеспечения функциональности социальных институтов необходимо наличие справедливых условий достижения целей индивидов [9, с. 468]; теорию справедливости Дж.Роулза, в основе которой лежит необходимость открытости для всех граждан социальных институтов и социальной мобильности посредством гарантии гражданских прав и активизации личных усилий [10, с. 346].

В рамках эмпирического анализа мы руководствовались институциональным и деятельностным подходами, на основе которых выделены чувствительные для молодежи индикаторы справедливости государства, социальных институтов образования и труда (таблица 1).

Для изучения обозначенных условий мы провели авторское социологическое исследование «Социальная справедливость в представлениях молодых россиян» (2022 г.); выборка репрезентативная, квотная по возрасту, должностному статусу молодежи. Всего опрошено 660 жителей Ульяновской области в возрасте от 18 до 35 лет, относящихся к разным группам (рабочие, специалисты, руководители, студенты).

В ходе опроса определено понимание социальной справедливости молодежью. В первую очередь справедливость в обществе должна проявляться в одинаковом уровне жизни всех граждан (41%), равенстве всех перед законом (38%), возможности достижения желаемого (27%). Важно отметить, что в меньшей степени у молодежи социальная справедливость связывается с предоставлением гарантий для социально незащищенных (13%).

Выявлена тенденция снижения патерналистских установок у молодежи. Приоритетным фактором, от которого зависит социальная справедливость, молодые люди указали повседневные усилия людей, готовность отстаивать свои права (49%), в меньшей степени оказывают влияние правильные законы (27%), деятельность органов власти, применение ими законов (24%).

В рамках проведенного исследования проанализированы возможные направления деятельности государства, которые, по мнению молодежи, могут способствовать повышению социальной справедливости российского общества. Наиболее значимым в этом контексте отмечено повышение уровня жизни населения, снижение уров-

ня коррупции в органах власти. У молодежи в наименьшей степени, чем у представителей старших поколений, имеются притязания на возврат приватизированных предприятий государству, отчислений жителям от природных богатств, что подтверждает снижение патерналистских установок.

Молодые люди негативно оценивают динамику развития и укрепления социальной справедливости в России: только 3% опрошенных отмечают повышение уровня социальной справедливости за последние 3 года, 46%, напротив, подчеркивают снижение справедливости в обществе, остальные респонденты считают, что никаких изменений не произошло. Такая тенденция может оказать негативное влияние на участие молодежи в процессе модернизации общества в условиях глобальных и национальных вызовов, усилить выбор пассивных или протестных моделей поведения. Среди сфер, где чаще всего молодые люди сталкиваются с несправедливостью, отмечены: место работы - 52% (оплата труда, отношение руководства), взаимодействие с государственными учреждениями - 45%, здравоохранение - 43% (получение медицинской помощи, лекарственное обеспечение), приобретение и строительство жилья - 40%.

Предоставление прав и свобод, возможность их реализации в обществе является существенным при формировании представлений о социальной справедливости. Более трети молодых людей в справедливом государстве хотели бы видеть гарантии права на социальную защиту и достойный уровень жизни, справедливый суд, бесплатное образование и равный доступ к нему. Треть респондентов отмечает важность свободы слова и объективности информации; это особо актуально в условиях напряженной внешнеполитической ситуации и информационной войны, где к государству обращен запрос на предоставле-

Таблица 1

Индикаторы реализации справедливости: структурная операционализация

Критерии Показатели

Справедливость государства и его гарантии молодежи - Установки о справедливом устройстве государства - Динамика представлений о социальной справедливости - Гарантия государством прав и свобод в справедливом обществе - Условия реализации прав и потребностей в социальной сфере - Информационная политика государства

Справедливость института образования как возможность реализации жизненных шансов молодежи - Оценка справедливости в получении желаемого профиля, уровня образования - Обеспечение равных возможностей получения образования - Качество образования как ресурс реализации жизненной стратегии - Справедливость получения профессионального образования - Соответствие профессионального образования современному рынку труда

Справедливость экономических институтов как гарантия профессионального развития молодежи - Представления об идеальном содержании и условиях труда - Условия в российском обществе реализации планов молодежи в сфере занятости - Установки молодежи на справедливый уровень оплаты труда - Условия для справедливости построения карьеры - Уверенность в профессиональной самореализации молодежи

ние полной и достоверной информации, полную и правдивую интерпретацию.

Новые вызовы обострили потребности молодежи в социальной солидарности. Большинство респондентов согласилось, что справедливым является учет интересов групп, а не отдельной личности (67%). При этом большинство молодых россиян уверено, что поддержка социально незащищенных слоев населения за счет средств налогоплательщиков, является несправедливым (70%); это свидетельствует о разобщенности общества и глубокой социальной стратификации. Большинство опрошенных отмечает существующую несправедливость в социальной сфере: получение качественного образования и качественных медицинских услуг зависит от уровня жизни и места жительства (65%).

Актуальным для молодых людей является вопрос приобретения собственного жилья. Несмотря на существующие государственные ипотечные программы, половина опрошенных отмечает недоступность ипотечного кредитования для всех жителей государства. Игнорирование государством существующих запросов на установление справедливых условий реализации своих прав и потребностей в основных социальных сферах усиливает социальную напряженность, что особо обостряется в условиях новых глобальных и национальных вызовов.

В современных условиях на формирование представлений о социальной справедливости влияет информационная политика государства. Только треть молодых людей согласна, что вмешательство государства в сферу массовых коммуникаций является справедливым, 36% допускает справедливость контроля государственных СМИ, не затрагивая частный сектор, такое же количество опрошенных вовсе отрицает справедливость влияния государства на массовые коммуникации, считая, что эта сфера должна быть свободной. Одновременно 53% поддерживают принятие новых законов, регулирующих деятельность СМИ и блокировки ряда социальных сетей; другая половина - не поддерживает.

Внешнеполитические события отражаются в представлениях молодежи о социальной справедливости. Около трети опрошенных считают, что специальная операция на Украине, санкции против России позволят поднять ответственность государства перед гражданами, повысить активность граждан, сделать Россию более справедливой. Почти половина респондентов (48%) выражает неуверенность в том, что текущая ситуация будет способствовать повышению справедливости в российском обществе. Данный показатель является тревожным; необходимо учитывать настроения молодых людей при планировании государственной молодежной политики и совершенствовании методов их включения в социальные процессы.

Справедливость в сфере образования определяет возможность реализации способностей молодых людей в условиях свободного и равного доступа к образовательным ресурсам. Образование остается важным инструментом достижения молодыми людьми желаемого социального положения в условиях глобальных и национальных вызовов. В ходе опроса выявлен запрос молодежи на наличие равных возможностей получения качественного образования, в том числе в престижных учебных заведениях, вне зависимости от благосостояния и места проживания семьи. Остается значимым запрос на необходимость бесплатного образования на всех ступенях. Проблема коррупции в образовательных учреждениях и объективность оценки знаний обозначена только третью опрошенных.

Треть респондентов оценила как справедливое полученное ими профессиональное образование, которое удовлетворяет их, с точки зрения уровня и актуальности полученных знаний; чуть более 40% согласны с такой оценкой в целом, но есть отдельные исключения (несправедливые оценки по конкретным предметам, мало практики в успешных организациях). Меньшее количество (10%) отмечает, что полученные знания потеряли свою актуальность, а для 15% главным результатом обучения стало получение диплома. Следует отметить, что для половины опрошенных (52%) наиболее значимым при получении профессионального образования стало приобретение умения учиться. Данный факт говорит о понимании важности современной тенденции непрерывного обучения и сопричастности молодых людей к справедливому использованию полученных знаний и навыков за счет дополнительного образования, повышения квалификации, переподготовки. Индивидуальная сопричастность и ответственность приобретают особое значение в условиях формирования информационного общества.

Наибольший запрос молодежи на справедливые условия наблюдается в системе высшего образования. Экономическая нестабильность общества поднимает на первый план финансовые вопросы в сфере образования. Большинство опрошенных (60%) уверено, что организация возможности поступления на бюджетную форму в вуз и установленная стоимость платного обучения являются несправедливыми в современном российском обществе. Только 40% считают справедливыми возможности получения образования в престижных высших учебных заведениях страны. Острым остается вопрос соответствия профессионального образования современному рынку труда: больше половины опрошенных (56%) отмечают несоответствие полученных знаний потребностям работодателей; чаще негативные оценки характерны для молодых людей, проживающих в малых городах и поселках, работающих в должности рабочих и предпринимателей (65-70%). Игно-

рирование данного показателя может негативно сказаться на социальном становлении молодежи и социально-экономическом развитии общества в целом.

Для молодежи наиболее существенными является возможности реализация прав на рынке труда, построения профессиональной карьеры. Только пятая часть опрошенных уверенна, что сможет реализовать себя на рынке труда, 56% испытывают сомнения в возможности реализации своих планов в сфере занятости; еще четверть слабо осведомлена, что будет с рынком труда и с их профессией в перспективе. В сфере профессиональной деятельности подтверждается тенденция усиления в сознании молодежи значимости опыта работы (57%), личностных качеств и надпрофессиональных компетенций (56%). Данный факт свидетельствует о том, что работающая молодежь разделяет с государством укрепление справедливости на рынке труда: она стремится к личностному и профессиональному развитию, постоянному приобретению новых знаний и умений. Если эти усилия присутствуют, а повышение профессионального статуса, продвижения по карьерной лестнице не происходит, то другая половина (государство, работодатели) не выполняет своих обязанностей, и мнения молодых россиян о справедливости приобретают негативный характер.

Чувство справедливости у молодежи усиливается, если присутствует социальный пакет в компании (62%), что обусловлено потребностью в гарантиях, желанием обеспечить себе финансовую и физическую безопасность. Средние позиции в рейтинге необходимых условий труда в контексте социальной справедливости занимают: достойная заработная плата (37%); дополнительные бонусы в виде бесплатного питания, оплаты проезда, санаторно-курортного лечения (35%); комфортное рабочее место (33%); гибкий график работы, возможность удаленной работы (32%). Но все вместе эти условия составляют фундамент удовлетворенности молодых специалистов своей работой и компанией.

Наблюдаются поляризация оценок справедливости оплаты труда в зависимости от объема выполняемой работы и уровня квалификации: более 50% опрошенных молодых людей считают оплату труда несправедливой с учетом их вклада в результаты деятельности организации; другая половина оценивает свою оплату труда в целом справедливой в соответствии с их усилиями на рабочем месте. Среднестатистическая справедливая оплата труда, по результатам опроса, должна составлять 63 873 рубля, что

почти в два раза больше, чем средняя заработная плата по региону; более требовательны к справедливому размеру оплаты труда молодые люди, проживающие в крупном городе (88798 рублей), рабочие (91880 рублей) и руководители (110000 рублей). Следует подчеркнуть увеличение разницы между представлениями молодежи о справедливой оплате труда и реальным уровнем дохода, что негативно сказывается на восприятии справедливости в целом.

Итак, в контексте формирования представлений о социальной справедливости в условиях глобальных и национальных проблем важным является минимизация разрыва между включением молодежи в социальные структуры и ее идентификации с ними. В условиях появления новых вызовов и функций социальных институтов проявляется проблема разрыва между социальными ожиданиями молодых людей и возможностями их реализации в современных условиях.

Запросы молодежи к государству по обеспечению справедливых условий жизни включают: повышение уровня жизни населения в целом, снижение коррупции, социальную защиту, справедливый суд, открытость и достоверность информации, возможность равного доступа к качественным медицинским и образовательным услугам, возможность приобретения жилья. Для молодых людей сохраняется важность расширения возможности получения образования за счет государственного бюджета или целевого обучения, в том числе в престижных образовательных учреждениях и центрах переподготовки.

В сфере труда и профессиональной карьеры российская молодежь готова получать дополнительные профессиональные навыки и умения, прикладывать личные усилия, развивать надпрофессиональные компетенции, т.е. разделяет с государством ответственность за справедливый успех в сфере труда. Но за это она требует социального контроля достойной оплаты труда, условий поддержания здоровья.

Проведенное исследование выявило результаты, которые могут позволить скорректировать государственную молодежную политику и программы поддержки молодежи в регионах: повышение уровня доступности качественного образования, гарантии соблюдения гражданских и социальных прав молодежи, открытости и объективности государственной информационной политики, создания справедливых условий в сфере профессиональной занятости и предпринимательства, снижение социальной тревожности молодых людей за счет планирования их будущего.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Луков В.А. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. - 718 с.

2. Коржевский А.С. Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации / Под общ. ред.: В.В. Толстых, И.А. Копылов. - M.: РГГУ, 2021. - 604 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Стат. сб. / Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/tab-bed2-5 (дата обращения: 12.11.2022).

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб./ Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/tab-bed2-3 (дата обращения: 12.11.2022).

5. Аналитический отчет Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Социально-экономическое положение России, январь-июль 2022 года. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-07-2022.pdf (дата обращения: 11.11.2022).

6. Официальный сайт Федеральной службы государственный статистики. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 12.11.2022).

7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. - М.: Норма, 2020.- 304 с.

8. Луков В.А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. - М., 2012.- 656 с.

9. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ, Хранитель, 2006. - 873 с.

10. Роулз Дж. Теория справедливости. - М.: ЛКИ, 1995. - 536 с.

Информация об авторе

Чебиняева Ирина Леонидовна, аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет», кафедра политологии, социологии и связей с общественностью.

E-mail: [email protected]

Chebinyaeva I.L.

IMPACT OF NEW GLOBAL AND NATIONAL CHALLENGES ON YOUNG RUSSIANS' PERCEPTIONS OF SOCIAL JUSTICE

Abstract. In the article, the author analyzes the ideas of Russian youth about social justice in the face of new global and national challenges. The youth as the most mobile part of society, being in the process of searching for themselves, occupations and better conditions for life, has its own assessments of social justice. Sociological interest is the problem of the emergence of new aspects of the attitude of Russian youth to social justice. The attitude of young people to the activities of the main social institutions that are significant in the process of youth socialization is analyzed: the state, education, the institute of labor and professional activity. The operationalization of the principles of social justice in the main spheres of life of Russian youth is proposed.

Keywords: social justice, Russian youth, indicators of justice, global and national conditions.

Literature

1. Lukov V.A. State youth policy: Russian and world practice of realizing the innovative potential of new generations in society. - M.: Publishing House of Moscow. humanit. un-ta, 2013. - 718 p.

2. Korzhevsky A.S. Forecasted challenges and threats to the national security of the Russian Federation and directions for their neutralization / Ed. editor: V.V. Tolstykh, I.A. Kopylov. - M.: RGGU, 2021. - 604 p.

3. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2021: Stat. Sat. / Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab-bed2-5 (date of access: 11/12/2022).

4. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2019: Stat. Sat / Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab-bed2-3 (date of access: 11/12/2022).

5. Analytical report of the Federal State Statistics Service (Rosstat). Socio-economic situation in Russia, January-July 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-07-2022.pdf (date of access: 11/11/2022).

6. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru (date of access: 11/12/2022).

7. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Youth in the cultural space: self-regulation of life. - M.: Norma, 2020.-304 p.

8. Lukov V.A. Theories of Youth: An Interdisciplinary Analysis. - M., 2012. - 656 p.

9. Merton R. Social theory and social structure. - M.: AST, Keeper, 2006. 873 p.

10. Rawls J. Theory of justice. - M.: LKI, 1995.- 536 p.

Author

Chebinyaeva Irina Leonidovna, post-graduate student, Ulyanovsk State Technical University, Department of Political Science, Sociology and Public Relations.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.