ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-2-106-110 УДК 323(045)
Влияние «новой генерации» губернаторов российских регионов на уровень инвестиционного развития в субъектах
К. М. Курбанова
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается влияние «новой генерации» губернаторов на уровень инвестиционного развития в субъектах через призму кадровых назначений в регионы федеральным центром. Автор проводит анализ кадровой политики федерального центра и политики губернаторов в субъектах после их назначения, а также рассматривает биографии губернаторов. По итогам исследования автор приходит к выводу о том, что руководители российских регионов через политику, проводимую в субъекте, влияют на уровень социально-экономического развития регионов и повышают уровень инвестиционного развития. Ключевые слова: губернаторы; кадровая политика; инвестиционная политика; федеральный центр; регионы
Для цитирования: Курбанова К. М. Влияние «новой генерации» губернаторов российских регионов на уровень инвестиционного развития в субъектах. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(2):106-110. Р01: 10.26794/2226-7867-2023-13-2-106-110
ORiGiNAL PAPER
influence of the "New Generation" Governors of Russian Regions on the Level of investment Development in the Federal Subjects
K. M. Kurbanova
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
The article discusses the influence of the "new generation" governors of Russian regions on the level of investment development in the federal subjects through the analysis of personnel appointments to the regions by the Federal Center. The author analyzes the personnel policy of the Federal Center and the policy of governors in the subjects after their appointment. The biographies of governors is also taken into consideration in order to identify the nature of the policy pursued. The author comes to the conclusion that the leaders of Russian regions influence the level of socio-economic development of the regions and increase the level of investment development through the policy they pursue in the subject. Keywords: governors; personnel policy; investment policy; Federal Center; regions
For citation: Kurbanova K. M. Influence of the "new generation" governors of Russian regions on the level of investment development in the federal subjects. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(2):106-110. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-2-106-110
Кадровая политика — это главная составляющая государственной политики, так как кадровые процессы и отношения между участниками охватывают практически все сферы отношений в обществе [5].
Для формирования кадровой политики государство определяет ряд основных задач, которые должны решать государственные институты управления. Главной целью государственной кадровой политики в отношении регионов является обеспечение высокого уровня жизни населения, повышение
© Курбанова К. М., 2023
инвестиционного потенциала, а также достижение качественного уровня управления регионом со стороны федерального центра, который пытается влиять на стремительное развитие регионов и региональные элиты, а также контролировать губернаторский корпус на этапе его формирования [4].
Кадровая политика федерального центра в отношении регионов включает в себя следующие задачи: • формирование эффективного корпуса губернаторов «новой волны» как важнейшего профессионального ресурса государства;
• выработку новой системы ротации кадров (федеральный центр совместно с регионами будет определять их новые социально-экономические цели развития, и на основании этого будет происходить отбор кандидатов на должность руководителя региона);
• формирование сильного кадрового потенциала губернаторского корпуса РФ для повышения интеллектуального и профессионального ресурсов государственного управления1.
С начала 2000-х гг. экономика Российской Федерации активно развивалась. Граждане РФ по уровню доходов и по паритету покупательной способности приблизились к населению США (18 тыс. долл. США на чел.). С 2003 по 2013 г. наблюдался рост средней заработной платы — с 7 до 39 тыс. руб. (государственный служащий получал в месяц около 50 тыс. руб.) [2].
С 2014 г. состояние экономики начало ухудшаться из-за санкций со стороны стран Запада и Америки, которые последовали после событий на Украине и присоединения Крыма к Российской Федерации. Основной причиной кризиса 2014-2015 гг. является падение цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы [6]. Его последствиями стали: - сокращение денежных поступлений в федеральный бюджет, что повлекло за собой обесценивание рубля как национальной валюты и снижение спроса на многие потребительские товары;
• сокращение валютного резерва российских бизнес-компаний в связи с необходимостью выплаты валютных долгов в ограниченные сроки;
• девальвация рубля и повышение ключевой ставки до 17% во второй половине 2014 г.;
• рост инфляции и сокращение реальных доходов населения;
• падение национальной валюты из-за того, что население стало менять свои сбережения на доллары.
Таким образом, после экономического кризиса 2014-2015 гг. стране необходимо было взять новый курс, поэтому правительство начало вырабатывать политику развития регионов, где наблюдалось ухудшение экономической ситуации и обострение социальных проблем, решение которых зависело от федерального бюджета.
1 Указ Президента РФ от 13.12.2012 № 1653 (ред. от 19.06.2020) «О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации» (вместе с «Положением о формировании федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации»).
Для экономики России с 2014 г. наступил новый этап, предполагающий изменение региональной кадровой политики федерального центра в условиях экономического кризиса. Из-за введенных санкций в период 2014-2022 гг. снизились поставки импортируемой продукции в РФ из ЕС и США2. Таким образом, появилась необходимость разрабатывать отечественные аналоги привычных зарубежных продовольственных и 1Т-продуктов.
На первый план вышла проблема импортоза-мещения. Санкции, введенные в 2022 г., показали, что страна полностью готова к новым ограничениям со стороны ЕС и США, так как в период с 2014 по 2020 г. экономика страны перестраивалась под новые правила игры на мировом финансово-экономическом рынке. Таким образом, санкции показали политическим и экономическим элитам страны, что нужно рассчитывать на собственные силы, и открыли для нас путь поиска новых партнеров на Востоке [1].
Правительство РФ ежегодно распределяет федеральный бюджет между регионами РФ для сохранения баланса среди «доноров» и «реципиентов»3. Анализ объема получаемых дотаций помогает увидеть динамику развития субъектов РФ. В 2020 и 2021 гг. самыми дотационными были следующие регионы: Республика Дагестан; Республика Саха (Якутия); Камчатский край; Чеченская Республика; Республика Крым4. К сожалению, положение в дотационных регионах не улучшается: динамика показывает, что ежегодно Правительство РФ увеличивает объем дотаций (табл. 1, 2). Однако в 2021 г. суммы дотаций в регионы уменьшились, — это произошло из-за принятого решения об увеличении объема отчислений из федерального бюджета в Пенсионный фонд на 20-30%, поэтому сократился объем финансирования субъектов РФ5. Это решение было принято из-за экономического кризиса, который стал последствием пандемии COVID-19.
2 Эксперты назвали самые изменившиеся из-за санкций отрасли экономики. URL: https://www.rbc.ru/economics/ 28/10/2019/5db1a76a9a794744a5d6e13a (дата обращения: 29.03.2023).
3 Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-Ф3 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (последняя редакция).
4 Дотационные регионы — рейтинг. URL: https://rusind. ru/dotacionnye-regiony-rejting.html (дата обращения: 28.03.2023).
5 На поддержку Пенсионного фонда уйдет более 20% фе-
дерального бюджета Трансферт увеличится на Р1 трлн из-
за более низких зарплат и антикризисных решений. URL:
https://www.rbc.ru/economics/25/06/2020/5ef1c34b9a79471d 3a3b1697 (дата обращения: 28.03.2023).
В условиях экономического кризиса необходимо повысить эффективность управления в регионах, нужны новые губернаторы, которые должны решить задачи, состоящие в том, чтобы:
• создать условия для развития и инноваций в регионах;
• повысить уровень жизни населения в регионах;
• выявить новые точки роста для развития регионов с помощью ресурсов, которыми они обладают;
• уменьшить уровень дотационности субъектов;
• наладить экономические связи регионов с другими странами и регионами для повышения инвестиционной привлекательности;
• развить рекреационные ресурсы регионов для образования туристического кластера;
• сохранить человеческий капитал в регионах для улучшения их социально-экономического развития;
• снизить уровень безработицы в регионах и обеспечить равноценные возможности получения социальных благ для населения;
• снизить протестную повестку в регионах, возникшую в связи с обострением внешнеполитической ситуации.
С 2008 по 2012 г.6 на должности губернаторов регионов назначались представители крупного бизнеса, но к 2014 г. этот тренд показал свою неэффективность. Теперь влиятельные бизнесмены могут способствовать назначению на пост губернаторов регионов своих кандидатов. Проведенный анализ биографий губернаторов регионов показал, что 5 из действующих губернаторов прошли свой карьерный путь, успешно работая в частном бизнесе: Олег Кувшинников, губернатор Вологодской области, в 2004 г. вошел в состав совета директоров компании «Северсталь»7; Сергей Цивилев, губернатор Кемеровской области, учредитель комплекса «Ленэкспо», до 2012 г. — глава юридической фирмы «Нортэк», с 2012 по 2013 г.— заместитель председателя совета директоров угледобывающей компании ООО «Колмар» в Якутии8; Василий Ор-
6 Главы регионов — выходцы из бизнеса. URL: https://iz.ru/ news/568272 (дата обращения: 28.03.2023).
7 URL: https://tass.ru/encyclopedia/person/kuvshinnikov-oleg-aleksandrovich?utm_source=yandex.ru&utm_ medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_ referrer=yandex.ru (дата обращения: 28.03.2023).
8 URL: https://tass.ru/info/5085506? (дата обращения: 28.03.2023).
лов, губернатор Амурской области, генеральный директор компаний «Амур-качество» (с 2002 по
2007 г.) и ОАО «Амурский кристалл» (с 2007 по
2008 г.)9; Сергей Носов, губернатор Магаданской области, бывший глава Нижнетагильского металлургического комбината, генеральный директор компании «Руссспецсталь» (позже войдет в часть госкорпорации «Ростех»)10; Андрей Никитин, губернатор Новгородской области, глава и соучредитель группы «Рускомпозит» (с 2009 по 2011 г.) и генеральный директор Агентства стратегических инициатив (с 2011 по 2017 г.)11.
При рекрутировании региональных кадров учитываются: партийная принадлежность, образование, опыт работы на федеральном уровне, характер взаимодействия с местными политическими и экономическим элитами.
Каждый новый губернатор, который направляется в регион, подбирается с учетом тех направлений, которые необходимо в нем развивать. Например, А.А Алиханов — глава Калининградской области, одного из самых сильных регионов — развивает его в таких сферах, как внешнеэкономическая торговля и инвестиционная привлекательность. Только вступив в должность, Алиханов стал участвовать в различных международных экономических конференциях и проводить встречи с представителями крупного международного бизнеса.
Примером того, как на губернаторскую позицию приходят люди из бизнеса, является бывший губернатора Амурской области А.А. Козлов, который, помимо государственной службы, был директором ОАО «Русский уголь». Многие эксперты считают, что благодаря успешному ведению бизнеса, он смог зарекомендовать себя как опытный управленец и в дальнейшем достойно выполнял обязанности губернатора, а с 2020 г. занимает должность министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации12.
Характерной чертой губернаторов «новой волны» является стремление вывести регион на новый уровень экономического развития и найти для этого новые кластеры. Так, в текущей политиче-
9 URL: https://tass.ru/encyclopedia/person/orlov-vasiliy-aleksandrovich?utm_source=yandex.ru&utm_ medium = organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_ referrer=yandex.ru (дата обращения: 28.03.2023).
10 URL: https://tass.ru/info/5241922? (дата обращения: 28.03.2023).
11 URL: https://tass.ru/encyclopedia/person/nikitin-andrey-sergeevich (дата обращения: 28.03.2023).
12 URL: http://government.ru/gov/persons/447/bio/ (дата обращения: 28.03.2023).
Таблица 1 / Table 1
Динамика изменения распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (2014-2018 гг.), руб. / Dynamics of changes in the allocation of subsidies aimed at equalizing the budgets of the federal subjects (2014-2018), rub.
Регион 2014 2015 2016 2017 2018
Якутия 50 714 168 47 846 439 43189612 27136861 43 944 997,7
Дагестан 43 777 806 43 282 402 46 722 123 48296351 59 065 832,5
Камчатский край 33 835 300 34184745 37486695 33 060 328 39 357 697,2
Чечня 19 359165 20 448 026 22162866 21 316839 27 078 463,8
Источник/Source: составлено автором на основе отчетов Минфина России за 2014-2018 гг. / compiled by the author basing on Ministry of Finance of Russia reports for 2014-2018.
Таблица 2 / Table 2
Динамика изменения распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (2019-2022 гг.), руб. / Dynamics of changes in the allocation of subsidies aimed at equalizing the budgets of the federal subjects (2019-2022), rub.
Регион 2019 2020 2021 2022
Якутия 46 907 224,4 44 977512 39 705 241 53081227
Дагестан 66 265 836,8 63466691 61904238 68 191 145
Камчатский край 37 389 812,3 33424354 32548600 34 312 722
Чечня 30 440 585,9 31 122 361 29 642 371 32223 459
Источник/Source: составлено автором на основе отчетов Минфина России за 2019-2022 гг. / compiled by the author basing on Ministry of Finance of Russia reports for 2019-2022.
ской ситуации для регионов России актуальным является вопрос развития туристического кластера и сохранения своего конкурентного преимущества, ведь таким образом могут быть привлечены инвестиции и выявлены новые точки роста [3]. Примером может служить Республика Дагестан, которая в 2022 г. приняла более 1 млн туристов, что на 35% выше, чем в 2021 г.13 Дагестан обладает возможностями для развития туризма и привлечения большого количества инвестиций в субъект, так как основной потенциал находится именно в рекреационных ресурсах региона. В национальном туристическом рейтинге регионов России за 2022 г. Дагестан занял 45 из 85 мест14. Увеличение потока туристов также связано с политикой, которую проводит глава Республики Дагестан С.А. Меликов. Так, в 2020-2021 гг. он поставил перед своей командой цель вывести Дагестан на новый уровень социально-экономического развития. Также, по его мнению, региону необходимы новые инве-
13 Турпоток в Дагестан за 2022 год вырос на 35%. РБК. URL: https://kavkaz.rbc.ru/kavkaz/freenews/637367cb9a7947 d51fc5c0b8?ysclid=lgergpzevp602015515 (дата обращения: 28.03.2023).
14 Национальный туристический рейтинг — 2022. URL: https:// russia-rating.ru/info/21283.html?ysclid=lgerq0b2qt871959202
(дата обращения: 28.03.2023).
стиционные проекты. В июне 2022 г. Меликов принял участие в Петербургском экономическом форуме, где подписал соглашение с ООО «Газпром газомоторное топливо» о сотрудничестве в части расширения использования природного газа, что является немаловажным для развития региона15.
Таким образом, губернаторы «новой волны» главной целью в своей работе ставят проведение качественной политики для улучшения социально-экономического развития региона, привлечения новых инвестиций и увеличения показателя уровня жизни населения. Назначение в регионы губернаторов производится с учетом интересов федерального центра. Поскольку в каждом регионе есть свои плюсы и минусы, руководителям регионов необходимо проводить сбалансированную политику. Путем влияния на местные политические и экономические элиты губернаторы «новой волны» стараются привлекать инвестиции и определять новые точки роста для регионов, что способствует увеличению их конкурентоспособности по отношению к другим субъектам РФ.
15 Дагестанские экономисты прокомментировали участие рес-публикивПМЭФШL:https://mkala.mk.m/economics/2022/06/15/ dagestanskie-ekonomisty-prokommentirovaП-uchastie-respubПki-v-pmef.html?ysdid=lgewИmmcy136604566 (дата обращения: 28.03.2023).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Вылегжанина Е. В., Чеченев В. Д. Влияние валютного кризиса 2014 года на динамику доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019;6-1(33):159-163.
2. Винокуров М. А. Экономический кризис в России 2014 года и возможные пути его преодоления. Известия Байкальского государственного университета. 2015;(2):261-266.
3. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Инвестиционные приоритеты в стратегиях социально-экономического развития регионов России. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. Экономика и бизнес. 2018;(2):31-47.
4. Слатинов В. Б. Губернаторы-«технократы» во главе российских регионов: промежуточные эффекты новой кадровой стратегии федерального центра. Статья в сборнике трудов конференции. Курск: Курский государственный университет; 2020.
5. Тонян Н. М., Сычанина С.Н Сущность государственной кадровой политики и ее и цели. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019;(9):182-185.
6. Чекиева Х. Р. Развитие экономики России в 2014-2015 гг. Молодой ученый. 2016;16(120):218-219.
REFERENCES
1. Vylegzhanina E.V., Chechenev V. D. Impact of the 2014 currency crisis on the dynamics of revenues and expenditures of the federal budget of the Russian Federation. Mezhdunarodnyj zhurnalgumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2019;6-1(33):159-163. (In Russ.).
2. Vinokurov M. A. Economic crisis in Russia 2014 and possible ways to overcome it. Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2015;(2):261-266. (In Russ.).
3. Ivanov O. B., Buchwald E. M. Investment priorities in the strategies of socio-economic development of Russian regions. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. Ekonomika i biznes. 2018;(2):31-47. (In Russ.).
4. Slatinov V. B. Governors-"technocrats" at the head of Russian regions: intermediate effects of the new personnel strategy of the federal center. Article in the collection of conference proceedings. Kursk: Kursk State University; 2020. (In Russ.).
5. Tonyan N. M., Sychanina S. N. Essence of the state personnel policy and its and goals. Ekonomika i biznes: teoriya ipraktika. 2019;(9):182-185. (In Russ.).
6. Chekieva H. R. The development of Russia's economy in 2014-2015. Molodoj uchenyj. 2016;16(120):218-219. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Карина Мурадовна Курбанова — стажер-исследователь института гуманитарных технологий и социального инжиниринга факультета социальных наук и массовых коммуникаций, аспирантка департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия Karina M. Kurbanova — trainee researcher at the Institute of Humanitarian Technologies and Social Engineering of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications, postgraduate student of the Department of Political Science of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-3360-0200 [email protected]
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare
Статья поступила 20.02.2023; принята к публикации 15.03.2023. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received on 20.02.2023; accepted for publication on 15.03.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.