Научная статья на тему 'Влияние нормативно-правового поля на ресурсное обеспечение интегрированных структур образования, науки и промышленности'

Влияние нормативно-правового поля на ресурсное обеспечение интегрированных структур образования, науки и промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
3
Поделиться
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / НОРМАТИВНЫЕ ПОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харин Александр Александрович

В статье затронуты вопросы налогообложения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в России и в мире. Делаются выводы о необходимости внесения изменений в законодательство для достижения цели по развитию инновационной деятельности в Российской Федерации на базе интегрированных структур образования, науки и промышленности

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Questions of the taxation of research and developmental works in Russia and in the world are mentioned in the article. Conclusions are made about necessity of modification of the legislation for purpose achievement of development of innovative activity in the Russian Federation on the basis of the integrated structures in education, science and industry.

Текст научной работы на тему «Влияние нормативно-правового поля на ресурсное обеспечение интегрированных структур образования, науки и промышленности»

во всех сферах деятельности повышает производительность труда.

Заключительная часть

Мы живем в интересное время, информационные технологии интегрируют нас в глобальное информационное пространство. Процессы глобализации и интеграции выводят на новый уровень авторского право в области информационных технологий.

Только тогда наше государство будет процветающим, сильным и будет иметь огромный интеллектуальный потенциал, когда будут созданы все условия для авторской самореализации молодежи, защищенной законодательством.

Что в свою очередь:

- Позволит найти новые стратегии, методы, и модели использования информационных технологий.

- Повысит привлекательность российского ГГ-сегмента для потенциальных инвесторов не только в России, но и за рубежом.

- Будет стимулировать внедрение современных информационных технологий в различные отрасли народного хозяйства, образования и бизнеса.

- Будет способствовать модернизации российской экономике.

- Будет развивать сотрудничество между регионами РФ и зарубежьем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный Закон №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

2. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 года №230-ФЗ.

3. Налоговый кодекс РФ от 05.09.2000 №117.

4. Устав Федерального государственного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам». Утвержден приказом ФГУ ФИПС от 24.03.2009 №42.

5. Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака об-

служивания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами. Утверждено постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941.

6. Журнал департамента по молодежной политике ЯНАО «Юность Ямала» №5, июнь 2009г.

7. http://ru.wikisource.org/wiki/ Конвенция об охране литературных и художественных произведений.

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Информационные Технологии.

9. http: //ru. wikipedia. org/wiki/Изобретение.

А.А. Харин

ВЛИЯНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ПОЛЯ НА РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Экономические показатели развитых мировых экономик характеризуются высокой долей добавленной стоимости в валовом внутреннем продукте (ВВП), в то время как

экономика нашей страны в значительной степени зависит от экспорта полезных ископаемых и продуктов их первичной переработки. Для повышения удельного веса до-

бавленной стоимости в объёме национального производства необходимо стимулировать отрасли, которые производят высокотехнологичные продукцию и услуги.

Целью государственной политики в области развития науки и технологий провозглашается переход к инновационному пути развития страны, а для её достижения поставлены основные задачи, среди которых одной из важнейших является укрепление научно - исследовательского сектора высшей школы. Однако к настоящему времени на практике темпы и масштабы реализации этой задачи остаются недостаточными, вследствие чего изменения в данной области пока не приводят к качественному улучшению положения науки в российских вузах.

Основными целевыми показателями Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года включительно являются:

1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г.

2. Укрепление престижа российской науки, усиление притока молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 36% к началу 2016г.

3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности (4,0 к 2011г. и 5,5 к началу 2016 г.), увеличение удельного веса нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (к 2011 г. до 15 % и к началу 2016 г. до 30%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Устойчивый рост малых инновационных предприятий (с ежегодным приростом их числа до 85 к 2011г. и до 120 к началу 2016 г), при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля должен составить не менее 10% в год.

5. Повышение инновационной активно-

сти в экономике: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе достигнет 15% к 2011 г. и 20% к 2016 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на научно-исследовательские и опытно - конструкторские разработки (НИОКР) возрастёт не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах.

6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2011 г. - до 15%, к началу 2016 г. - до 18%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2011 г. - до 12%, к началу 2016 г. - до 15%) [7].

Научные исследования и последующее внедрение их результатов в хозяйственную деятельность требуют больших финансовых вложений. Основная нагрузка по финансированию научно-инновационной деятельности лежит на государстве и крупных корпорациях. Учебные заведения и научные центры, как правило, не имеют достаточных средств для проведения серьёзных исследований. Правительства заинтересовывают частный бизнес в сотрудничестве с вузами путём предоставления различных преференций законодательного характера, что служит формированию работоспособной инновационной инфраструктуры. Несмотря на понимание среди руководителей, представляющих исполнительную и законодательную ветви власти, необходимости инновационного пути развития [3], российское государство создало недостаточно эффективных законодательных механизмов по стимулированию инновационной деятельности. Особенно это касается области налогового законодательства, которое должно выполнять одну из главных функций налогообложения - стимулирующую, в то время как имеет, в основном, фискальную направленность.

Следует отметить ведущую роль государства в развитых странах не только в финансировании науки и развитии инноваций, но и в создании действенной системы стимулов развития взаимодействия промышленных предприятий и университетов на основе создания интегрированных структур. В Дании, при ведении исследований ком-

мерческим предприятием совместно с университетом, субсидирование налогообложения такой деятельности увеличивается в 1,5 раза. В Японии субсидирование налогообложения для предприятий крупного бизнеса увеличивается на 20% при значении отношения объёма исследований и разработок к объёму продаж более 10%, а при ведении исследований совместно с университетами субсидирование составляет 22 цента на каждый потраченный доллар [10].

В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для обозначения деятельности, связанной с проведением исследований и опытным внедрением их результатов используется термин исследования и разработки (ИиР), который, в большинстве случаев, является синонимом российского термина НИОКР. В 2008 году 21 страна-член ОЭСР предоставляла различные виды налогового стимулирования компаниям, занимающимся ИиР в отличии от 12 в 1995 году и 18 в 2004 году [11].

Компаниям предоставляется право списывать на издержки свои расходы на науку. Например, в Австралии законодательство позволяет списывать до 125% затрат на НИОКР, другими словами, при определении налогооблагаемой прибыли из доходов компании расходы на НИОКР будут вычтены с коэффициентом умножения 1,25, что увеличит объём свободных средств, остающихся в распоряжении компании и стимулирует её к развитию. Существуют и другие льготы, например, облагаемая налогом прибыль уменьшается на определенный процент в зависимости от увеличения расходов на научные исследования. Государства стимулируют компании обновлять приборы и оборудование за счет введения ускоренных схем амортизации по определённым группам основным средствам, которые используются для ведения ИиР. В некоторых странах ОЭСР (Италия, Испания) освобождение вложений предприятий малого и среднего бизнеса в ИиР от налогов может составить до 45% вложенных средств. В США предприятия крупного бизнеса освобождаются от налога в размере 7 центов, а в Испании 44

центов от каждого вложенного в ИиР доллара.

Научно - образовательные организации и хозяйствующие субъекты промышленного сектора объединяют свои усилия по проведению исследований и коммерциализации их результатов на основе организационных структур органического характера [1]. Таким образом, они интегрируются, что выгодно обеим сторонам: вузы получают доступ к материально - технической базе, финансированию, практическому опыту, в то время как предприятия нуждаются в научном потенциале и возможности учебных заведений готовить квалифицированные кадры, обладающие знаниями как в научной, так и производственной сферах.

Одним из наиболее распространённых методов стимулирования НИОКР является введение специального режима налогообложения сферы ИиР. В мире уже накоплен большой опыт стимулирования инновационной деятельности, некоторые примеры представлены на рисунке 1 [3].

Венчурные фирмы, инвестирующие в высокотехнологичные малые предприятия, могут уменьшить налогооблагаемую прибыль на общую сумму таких инвестиций. В некоторых отраслях импорт высокотехнологичного оборудования, предназначенного для использования в университетах и исследовательских институтах, освобождается от налогов.

Предприятиям, проводившим ИиР, в 2005 году в США было возвращено 5 миллиардов долларов налогов, в Китае такие предприятия могут уменьшить налог на прибыль на сумму не более 42 000 долларов за налоговый период. В 2008 году уже 21 страна-член ОЭСР предоставляла различные виды налогового стимулирования компаниям, занимающимся ИиР в отличии от 12 в 1995 году и 18 в 2004 году [11]. В Дании при ведении исследований совместно с университетом субсидирование налогообложения фирмы увеличивается в 1,5 раза. Субсидирование налогообложения крупного бизнеса в Японии увеличивается на 20% при превышении 10% отношения объёма проводимых

ИиР к продажам, а при ведении исследований совместно с университетами, субсидирование составляет 22 цента на каждый потраченный доллар [10]. Во всех странах, в том числе и России, норма амортизации расходов на НИОКР составляет 100%, но, например, Дания устанавливает норму 125%, Австралия 105%, Китай - 150%. Также широко распространено налоговое кредитование в размере до 50% от расходов на

НИОКР, но за рубежом эти нормы четко прописаны, в то время как у нас возможность предоставления налогового кредита есть, но оставлена на усмотрение налоговой инспекции, в чём она не заинтересована, поскольку это не только может снизить показатели её деятельности по сбору налогов в краткосрочной перспективе, но и потенциально повлечь их невыплату в бюджет будущем [12].

Рис. 1. Примеры налогового стимулирования НИОКР в странах ОЭСР

Налоговый кодекс РФ содержит недостаточное количество положений, направленных на стимулирование ИиР, инновационной деятельности в Российской Федерации. Можно сделать вывод, что кодекс не содержит системы инструментов налоговой политики в области стимулирования инноваци-

онной активности, хотя такая политика чрезвычайно актуальна для России в настоящее время. Кодекс направлен, прежде всего, на создание единого налогового пространства для всех субъектов хозяйствования; в тоже время практически игнорируются механизмы выборочного стимулирования приори-

тетных секторов и видов деятельности.

Глава 25 Налогового Кодекса отменила все действовавшие льготы по налогу на прибыль, предоставляемые в соответствии с [6] образовательным учреждениям [9]. В настоящее время все образовательные учреждения, включая государственные вузы, являются плательщиками налогов на прибыль (по платному образованию, хозяйственным договорам, в том числе по НИР, а также любым другим услугам, оказываемым вузом); на добавленную стоимость (НДС) по платным сопутствующим услугам (образовательные услуги, указанные в лицензии, а также НИОКР освобождены от НДС); на имущество организаций. Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров, работ и услуг.

В действующий Налоговый кодекс Российской Федерации включены отдельные статьи, освобождающие от налога на прибыль и от НДС некоторые виды доходов и имущества вузов (прежде всего, бюджетные ассигнования, а также гранты и пожертвования). В соответствии со ст. 262 преду смотрено полностью учитывать расходы по НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, после завершения этих разработок, и включать в состав прочих расходов равномерно в течение года. Применяются определенные льготы для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность - не включается в налогооблагаемую базу прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии, а также освобождены от налога на добавленную стоимость лизинговые платежи малого инновационного бизнеса.

При определении налоговой базы не учитываются безвозмездные целевые поступления от других организаций и физических лиц, использованные указанными получате -лями по назначению. Плату за обучение не представляется возможным считать безвозмездно полученными средствами, так как при расторжении договора на обучение, об-

разовательное учреждение обязано вернуть недоиспользованные средства за обучение. Таким образом, средства, полученные по платной образовательной деятельности, нельзя отнести к средствам целевого финансирования, они являются доходом. В статьях Налогового Кодекса, описывающих расходы, принимаемые для целей налогообложения, нет статьи аналогичной ст. 6 [5], где были предоставлены льготы по прибыли.

Для того, чтобы вузы успешно развивались, а не балансировали на грани выживания, необходимо ввести льготы, особенно, по прибыли и НДС, так как эти налоги «съедают» большую часть средств, которые вуз мог бы потратить на образовательный процесс и научные исследования [8]. При этом научные исследования, направленные на реализацию критических приоритетов, предлагается освободить от всех налогов и сборов (кроме страховых взносов в государственные социальные фонды), а также вычитать из налогооблагаемого дохода инвестора расходы на НИОКР и коммерциализацию в размере 150% к фактически осуществленным.

Текущее состояние налогообложения резко отличает (в худшую сторону) российскую систему высшего образования от абсолютного большинства развитых стран. В США, например, еще только ведутся дискуссии о возможности налогообложения доходов богатых университетов. Российские же вузы, получая явно недостаточное финансирование из бюджета, уже пополняют казну государства за счет собственных доходов, в том числе из средств, получаемых в качестве оплаты студентами образовательных услуг, т.е. от своей деятельности по реализации высшего образования «в интересах личности, общества, государства» (статья 1 Федерального закона «Об образовании»).

Налоговая политика в области НИОКР является одним из важнейших составляющих государственной научно-технической политики. На это есть несколько причин. Во - первых, по мере того, как возрастает сложность социально - экономических систем, одновременно усложняется и набор инстру-

ментов государственного регулирования экономики, что, в частности, проявляется в усилении регулирующей функции налоговой системы по сравнению с фискальной функцией. Во - вторых, в рамках набора инструментов государственной политики в области НИОКР налоговые льготы обладают определенными преимуществами перед субсидиями для проведения НИОКР. И, наконец, в-третьих, налоговые льготы получают особую значимость, когда, с одной стороны, существенно возрастает роль инноваций в экономическом развитии и, с другой стороны, расходы частного сектора на НИОКР стагнируют или сокращаются. Как показывает опыт США, налоговые льготы, направленные на стимулирование проведения НИОКР, являются эффективным средством повышения средней склонности фирм тратить средства на НИОКР [2]. Например, итоги применения налогового кредита в США в 1981-91 гг. в размере 5% от суммы налога привели к увеличение расходов на НИОКР в частном секторе более чем на 5% и вырос на 2 млрд. долл. в год., при этом ежегодные потери доходной части бюджета составили 1 млрд. долл., что свидетельствует об успешности применения данной нормы, поскольку снижение налоговых поступлений было в два раза перекрыто увеличением суммы расходов на НИОКР.

В отличие от многих стран, где развито привлечение спонсорских средств от выпускников университетов (в США университеты получают десятки, а иногда и сотни миллионов долларов спонсорских средств), в России это направление практически не развито в силу отсутствия соответствующей стимулирующей нормативно - правовой основы.

Необходимы такие меры дополнительного налогового стимулирования, как освобождение от налога инвестиций, направляемых на освоение новых видов техники и материалов на 100-150% от фактических затрат; предоставление инвестиционного налогового кредита; освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС импортируемого оборудования, сырья, материалов, лицензии,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ноу-хау, которые необходимы для реализации соответствующих инновационных проектов. Рекомендуется предоставить вузам возможность создавать малые предприятия, что позволит организовывать интегрированные структуры, в рамках которых научно-инновационная деятельность будет протекать эффективнее.

Одной из существенных проблем остается регулирование прав на интеллектуальную собственность, созданную полностью или частично за счет бюджетных средств. В целом в нормативно - правовой документации доминирует позиция закрепления за государством результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств, что, согласно опыту стран ОЭСР, является устаревшей установкой. Государство имеет ограниченное число структур, ресурсов и навыков последующей коммерциализации интеллектуальной собственности, а продукты интеллектуальной деятельности, будучи нереализованными, быстро устаревают и теряют свою ценность.

Для стимулирования организаций и предприятий к проведению ИиР и внедрению их результатов в народно - хозяйственный оборот с целью получения прибыли и повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках необходимо создать необходимые условия, инновационную инфраструктуру, одной из основных элементов которой будет являться законодательство, направленное на поддержку и развитие инновационной деятельности, что особенно важно для предприятий оборонно-промышленного комплекса и высших учебных заведений. Интегрированные структуры, созданные на их базе, должны иметь возможность использования налоговых льгот и преференций, которые бы стимулировали развитие не только инновационной деятельности, но и образовательной, и научной, которые во взаимосвязи могут достичь необходимого синергетического эффекта направленного на оптимизацию использования имеющихся ограниченных ресурсов для развития экономики и повышения её конкурентоспособности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашов В.В., Малюгина И.В., Першут-кин Б.В., Харин А.А. Пути развития научно-инновационного потенциала высших учебных заведений: Монография / Под редакцией Балашова В.В. // ГУУ. - М.: ЗАО «Издательство «Экономическое образование», 2007. - 292 с.

2. Бунчук М. Основные направления и задачи совершенствования систем оплаты труда, налогообложения, других финансово - экономических инструментов государственного управления в сфере ИР // http://www.nasledie.ru/ 1998 г.

3. Высшая школа России и национальная инновационная система: монография. / Харин А. А., Рождественский В.В. Коленский И. Л. - М.: РГУИТП, 2008. - 436 с.

4. Введение в инновации: учебное пособие в 2 ч. /А.А. Харин, А.В. Рождественский, И. Л. Коленский - М.: РГУИТП, 2008.

5. Закон РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 06.08.2001) О налоге на прибыль предприятий и организаций. // Справочно-правовая система Консультант. // http://nalog.consultant.ru/online/7req

6. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. от

30.12.2008). // Справочно-правовая система Гарант (обновление от 07.02.2009).

7. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1). http://mon.gov.ru/

8. Фурсенко А.А. Инновационная политика России: приоритеты и направления реализации / А. А. Фурсенко // Наука Москвы и регионов. -2003. - № 3. - С. 4-7.

9. Харин А.А. О налоге на прибыль для образовательных учреждений // «Проблемы управления - 2003»: Сб. материалов 11-го Всероссийского студенческого семинара, Вып. 2. - М.: ГУУ, 2003. - С.86-87.

10. Discussion paper No. 08-124 The Impact of R&D Tax Incentives on R&D Costs and Income Tax Burden. Christina Elschner and Christof Ernst. Centre for European Economic research. December 2008. www.zew.de/

11. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2008 www.oecd.org

12. Science and Innovation Statistics OECD 2004 www.oecd.org

Д.С. Кострыкин

ВИРТУАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР -РАСПРЕДЕЛЕННАЯ СРЕДА СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИЙ

Введение

Современная экономика характеризуется сменой факторов производства - информация и знания становятся ключевыми ресурсами экономики. Однако само по себе знание не обеспечивает экономического роста, пока оно не реализовано в виде новых продуктов, услуг или способов производства. Таким образом, экономический смысл знания проявляется в виде инноваций. В первой концепции инноваций, предложенной австрийским экономистом Й. Шумпетером, инновация рассматривалась исключительно как продукт научно - исследовательской дея-

тельности выдающегося ученого. Результатом развития этой теории стала линейная модель инновации, в которой создание новшества рассматривается как последовательный однонаправленный процесс трансформации результатов исследовательской деятельности - эксплицитного знания в новый продукт. В этой модели рассматривается два основных механизма появления инноваций -в результате «тяги рынка» («market pull») и «технологического толчка» («technology push»), а единственным источником инновационного потенциала считалась научно-исследовательская деятельность. Гипотеза