УДК 341 ББК 67.91-31
Влияние норм международного права на развитие экологического образования в общеобразовательных организациях Российской Федерации
Н.И. Калашник, И.И. Игнатовская
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Impact of International Law Development of Environmental Education in General Education Institutions of the Russian Federation
N.I. Kalashnik, I.I. Ignatovskaya Altai State University (Barnaul, Russia)
Вопросы обеспечения экологической безопасности являются основными для развития современных государств. Но без формирования экологической культуры, экологической сознательности человечество будет постоянно бороться с последствиями варварского отношения к природе. В работе впервые предпринята попытка проанализировать соответствие уровня экологического образования в Российской Федерации требованиям международных соглашений в сфере регулирования экологических отношений.
Установлено, что действующие федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования полностью соответствуют требованиям международных договоров о проведении мероприятий, направленных на развитие экологического образования и бережного отношения к окружающей среде. На наш взгляд, в Российской Федерации заложены все необходимые правовые условия для формирования новой экологической культуры у населения нашего государства.
Рассмотрена также проблема соотношения понятий «экологическое образование» и «образование в целях устойчивого развития». При этом отмечается, что понятие «образование в целях устойчивого развития» является более широким и в большей степени отражающим потребности современного мира по деятельному вовлечению в решение проблем обеспечения экологической безопасности в совокупности с решением экономических, социальных и иных проблем, являющихся первопричинами нарушения экологического баланса.
The issues of environmental safety are the main ones for the development of modern states. However, without the formation of environmental culture, environmental awareness, humanity will constantly fight the consequences of the barbaric attitude to nature. This article is the first attempt to analyze the compliance of the level of environmental education in the Russian Federation with the requirements of international agreements in the field of environmental relations.
The publication states that the current federal state educational standards of primary general education, basic general education and secondary general education fully comply with the requirements of international treaties on the implementation of measures aimed at the development of environmental education and respect for the environment. In our opinion, the Russian Federation has all the necessary legal conditions for the formation of a new environmental culture in our country.
The article also considers the problem of correlation between the concepts of "environmental education" and" education for sustainable development". At the same time, it is noted that the concept of "education for sustainable development" is broader and more reflects the needs of the modern world for the active involvement in the solution of problems of environmental safety in conjunction with the solution of economic, social and other problems that are the root causes of violations of the ecological balance.
Ключевые слова: экологическое образование; экологическая культура; образование в интересах устойчивого развития; федеральные государственные образовательные стандарты; Год экологии; международные экологические соглашения.
DOI 10.14258/izvasu(2018)3-31
Key words: environmental education, ecological culture, education for sustainable development, federal state educational standards, year of ecology, international environmental agreement.
Введение. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. 2017 г. был объявлен в Российской Федерации Годом экологии [1]. Год экологии проводился в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. А еще в 2002 г. была одобрена Правительством Российской Федерации Экологическая доктрина Российской Федерации, установившая, что основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости. Для этого, как указывается в документе, необходима «гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и норм международного права в этой области в рамках обязательств Российской Федерации по международным договорам» [2].
Таким образом, мы можем констатировать, что вопросы приведения российского законодательства в соответствие с требованиями и стандартами международных соглашений в сфере регулирования экологических отношений являются очень важными и актуальными. Вместе с тем правовое регулирование экологических отношений может не дать положительного эффекта в правоприменительной практике без сформированного экологического правосознания, понимания, что проще предотвратить экологические правонарушения, чем потом восстанавливать благоприятную окружающую среду. Одним из способов формирования надлежащего экологического правосознания является экологическое образование, которое также, в свою очередь, формируется под влиянием международных договоров. Целью данного исследования является выяснение степени соответствия содержания экологического образования требованиям международных соглашений в этой сфере.
Методы исследования. Основным методом, использованным в данном исследовании, является сравнительно-правовой. Общим методологическим основанием публикации является диалектика, которая позволяет всесторонне рассмотреть проблему развития экологического образования
в Российской Федерации на основе действующих международных стандартов и требований.
Полученные результаты и их обсуждение. В ходе проведенного исследования был сделан обоснованный вывод о том, что действующие в Российской Федерации федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования полностью соответствуют требованиям международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, обеспечивая гармонизацию законодательства Российской Федерации и международных договоров в сфере защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Вопросы экологического образования неоднократно становились предметом обсуждения на различных международных форумах.
В 1977 г. прошла Межправительственная конференция по вопросам образования в области окружающей среды, созванная ЮНЕСКО в сотрудничестве с ЮНЕП (г. Тбилиси), на которой была принята Декларация по образованию в области окружающей среды (Тбилисская декларация) и Рекомендации о роли, целях и руководящих принципах образования в области окружающей среды [3]. В Декларации отмечалось, что образованию следует играть ведущую роль в осознании и лучшем понимании проблем окружающей среды. Образование в области окружающей среды должно охватывать людей всех возрастов, на всех ступенях формального и неформального образования. В Декларации содержался призыв к государствам предусмотреть в своей политике по образованию меры, рассчитанные на включение в системы образования проблем, мероприятий и вопросов, касающихся окружающей среды. В Рекомендациях отмечалось, что основная цель образования в области окружающей среды состоит в том, чтобы добиться понимания людьми сложного характера естественной окружающей среды и среды, созданной человеком, содействовать приобретению знаний, усвоению ценностей, выработать отношение и практические навыки в целях сознательного и эффективного участия в предупреждении и решении проблем окружающей среды.
В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) принята программа действий по реализации концепции устойчивого развития «Повестка дня на 21 век» [4], предусматриваю-
щая, что в учебных программах должны учитываться концепции осведомленности молодежи об экологических проблемах и устойчивом развитии.
В 2005 г. на совещании представителей министерств охраны окружающей среды и образования (г. Вильнюс) принята «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития» [5]. Цель Стратегии — поощрение государств — членов ЕЭК ООН к развитию и включению образования в интересах устойчивого развития в свои системы формального образования в рамках всех соответствующих учебных дисциплин, а также в неформальное образование и просвещение.
Пункт 14 Стратегии расширяет концепцию экологического образования, указывая, что образование в интересах устойчивого развития охватывает связанные между собой экологические, экономические и социальные проблемы. Ключевыми темами образования в интересах устойчивого развития, в частности, являются ответственность в локальном и глобальном контексте, демократия и управление, справедливость, безопасность, права человека, охрана окружающей среды, управление природными ресурсами и другие (п. 15). Образование в интересах устойчивого развития требует переориентации основного внимания с обеспечения знаний на проработку проблем и отыскание возможных решений (п. 28).
В 2009 г. по итогам Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития (г. Бонн) принята Боннская декларация [6], провозгласившая, что образование в интересах устойчивого развития основано на таких ценностях, как справедливость, равенство, терпимость, достаточность и ответственность. Защита и восстановление окружающей среды, сохранение и устойчивое использование природных ресурсов, решение проблем неустойчивого производства и потребления, формирование справедливого и миролюбивого общества — все это также основополагающие принципы образования в интересах устойчивого развития (п. 8).
Положения международных актов по образованию в области окружающей среды нашли отражение в российском законодательстве. Особый интерес представляют нормы, посвященные экологическому образованию в общей школе, так как формирование многих убеждений, навыков и стереотипов поведения происходит в раннем возрасте. В частности Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры детей; начальное общее, основное общее и среднее общее образование направлено на формирование и становление личности обучающегося, в т.ч. формирование нравственных убеждений, развитие склонностей, интересов, способности к социальному са-
моопределению, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору) [7].
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды называет организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры [8]. Предусматривается, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов. Таким образом, экологическое образование рассматривается как средство формирования экологической культуры и является обязательным на всех уровнях общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование).
Достижение цели, задач экологического образования, образования в интересах устойчивого развития, провозглашенных международными актами, во многом зависит от его содержания. Содержание образования — это совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы [9, с. 139].
Указанные международные акты, отмечая значимость образования в области окружающей среды, необходимость его включения в формальное и неформальное образование, в самом общем виде определяют требования к содержанию такого образования, предоставляя государствам самостоятельно решать вопрос о том, какие знания, навыки, убеждения будут сформированы у обучающихся в процессе освоения образовательных программ.
Для решения вопроса о содержании экологического образования необходимо определиться с соотношением понятий «экологическое образование» и «образование в интересах устойчивого развития». Выяснение различий этих моделей образования имеет значение для ответа на вопрос о соответствии национального законодательства положениям международных актов.
Анализ международных документов показывает, что образование в области окружающей среды (экологическое образование) интегрирует положения законов развития природы, природопользования и охраны окружающей среды. Образование в интересах устойчивого развития охватывает практически все дисциплины, предусмотренные учебными
планами, ориентирует обучающихся на гармонизацию отношений между обществом и природой путем решения экологических, экономических и социальных проблем. В литературе отмечается влияние концепции устойчивого развития на экологическое образование и вводится понятие «экологическое образование для устойчивого развития» [10, с. 152]. При этом указывается, что «главным в школьном экологическом образовании для устойчивого развития является его общекультурная, деятельност-ная направленность, нацеленная на воспитание таких качеств личности, которые обеспечивают ей готовность и способность к экологически безопасным действиям в окружающей среде» [10, с. 152]. Отчасти соглашаясь с обозначенной позицией, отметим, что принципиальным отличием экологического образования для устойчивого развития является не столько деятельностная направленность, сколько формирование у обучающихся понимания влияния экономических, социальных проблем (например, таких как бедность, вооруженные конфликты) на состояние окружающей среды.
Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня устанавливается в Российской Федерации федеральными государственными образовательными стандартами. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) предусматривают включение в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности обучающихся [11]. Федеральные государственные стандарты общего образования включают требования к содержанию экологического образования. Так, федеральный государственный стандарт начального общего образования относит к числу задач реализации содержания курса «Окружающий мир» формирование уважительно-
го отношения к природе нашей страны, осознания ценности, целостности и многообразия окружающего мира. Федеральный государственный стандарт основного общего образования среди личностных характеристик выпускника основной школы называет осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Такие личностные качества выпускника сформируются в процессе изучения естественно-научных предметов. Стандарт устанавливает, что изучение естественно-научных предметов среди прочего должно обеспечить овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования в числе личностных характеристик выпускника основной школы называет осознанное выполнение и пропагандирование правил экологически целесообразного образа жизни. При освоении дисциплины «География» должны быть сформированы представления и знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. Изучение предметной области «Естественные науки» должно обеспечить сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду.
Таким образом, мы можем сделать однозначный вывод о том, что российское законодательство, регламентирующее экологическое образование в общеобразовательных учреждениях, соответствует нормам международного права. Остается только надеяться, что это поможет сформировать позитивное экологическое правосознание у сегодняшних школьников Российской Федерации, обеспечивая экологическую безопасность России в будущем.
Библиографический список
1. О проведении Года экологии в 2017 году : Указ Президента РФ от 05.01.2016 № 7 [Электронный ресурс]. — URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1 &lastDoc=1&nd=102385618.
2. Экологическая доктрина Российской Федерации : Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р // Российская газета. — 2002. — 18 сентября.
3. Декларация по образованию в области окружающей среды: принята на заседании межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды 14-26 октября 1977 г. (г. Тбилиси) [Элект-
ронный ресурс]. — URL : http://www.ecoaccord.org/ edu/032763rb.pdf.
4. Повестка дня на 21 век (программа действий по реализации концепции устойчивого развития): принята на конференции ООН по окружающей среде и развитию 3-14 июня 1992 г. (г. Рио-де-Жанейро) [Электронный ресурс]. — URL : http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/agenda21.
5. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития: принята на совещании представителей министерств охраны окружающей среды
и образования 17-18 марта 2005 г. (г. Вильнюс) [Электронный ресурс]. — URL : http://adukatar.net/wp-content/ uploads/2009/12/5_Pages_30-35.pdf.
6. Декларация Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития 31 марта — 2 апреля 2009 г. (г. Бонн) [Электронный ресурс]. — URL : http://www.geogr.msu.ru/hesd/docs/bonn_declaration.pdf.
7. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (в ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (Ч. 1). — Ст. 7598.
8. Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
9. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. — 3-е изд. — М., 2000.
10. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире / под ред. Н.Н. Мар-фенина, С.А. Степанова. — М., 2008..
11. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Президентом РФ 30.04.2012 [Электронный ресурс]. — URL : http://home.garant.ru.