Научная статья на тему 'Влияние неформальных отношений на социальный ресурс в организациях'

Влияние неформальных отношений на социальный ресурс в организациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1046
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карартинян Завен Оганесович

Неформальные отношения являются неоднородным и многоплановым явлением. Понятие «социальный ресурс» нередко встречается в научной социологической литературе, однако единое определение до сих пор отсутствует. В наши дни возникает необходимость исследовать нематериальные факторы лояльности персонала. В этом контексте поиск новых инструментов управление лояльностью персонала, которые позволяют наиболее эффективно задействовать потенциал социальных ресурсов организации, становится особенно актуальным. Проблематикой статьи является феномен неформальных отношений в организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние неформальных отношений на социальный ресурс в организациях»

УДК 316.3/.4

Карартинян Завен Оганесович

соискатель кафедры социологии

Российской академии народного хозяйства и госслужбы

sociolog@skags.ru

Zaven O. Karartinyan

applicant of department of sociology

of the Russian academy of national еconomy and риЫю Administration sociolog@skags.ru

Влияние неформальных отношений на социальный ресурс в организациях Influence of the informal relations on a social resource in the organizations

Аннотация. Неформальные отношения являются неоднородным и многоплановым явлением. Понятие «социальный ресурс» нередко встречается в научной социологической литературе, однако единое определение до сих пор отсутствует. В наши дни возникает необходимость исследовать нематериальные факторы лояльности персонала. В этом контексте поиск новых инструментов управление лояльностью персонала, которые позволяют наиболее эффективно задействовать потенциал социальных ресурсов организации, становится особенно актуальным.

Проблематикой статьи является феномен неформальных отношений в организациях.

Ключевые слова: неформальные отношения, социальный ресурс.

Annotation. Informal relations are heterogeneous and multifaceted phenomenon. The concept of "social resource" is not uncommon in the scientific sociological literature, but a single definition is still missing. Nowadays, there is a need to explore the intangible factors of staff loyalty. In this context, the search for new staff loyalty management tools that allow the most effective use of the potential of social resources of the organization, is particularly relevant.

Issues paper is the essence of the phenomenon of informal relations in organizations.

Key words: informal relations, social resource.

Неформальные отношения всегда выступали объектом изучения нескольких областей научного знания. Существует мнение, что неформальные отношения должны быть выделены в самостоятельную область междисциплинарного научного знания.

В настоящее время "разорванность" исследований неформальных отношений, "растаскиваемость" их по различным отраслям науки, стремление каждой из них выявить как можно больше конкретных проявлений не вписывается в общую систему наук из-за междисциплинарного характера этих

проявлений, не позволяющих обобщить, классифицировать и четко сформулировать ни само явление неформальных отношений, ни задачу по его преодолению с выделением приоритетов, этапов, и форм". Как правило, исследование неформальных отношений наиболее часто пересекалось с изучением неформальных групп.

Граница между понятиями "неформальные группы" и "неформальные отношения" в научной литературе довольна размыта. В литературе не только по социологии управления, социальной психологии, но и менеджменту или организационному поведению чаще встречается определение термина "неформальные группы", чем "неформальные отношения". Это связано с тем, что ряд авторов прочно связывает неформальные отношения с неформальными группами и не рассматривает их отдельно. В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и неформальные группы, особенно когда неформальные группы возникают в рамках формальных, или неформальные группы могут являться составной частью формальной рабочей группы. Тогда различие между ними становится относительным. Поэтому в научный обиход были введены понятия формальные и неформальные структуры, группы (или структура формальных и неформальных отношений), и, таким образом, различать стали не группы, а тип, характер отношений внутри них.

Социально-психологический подход к изучению неформальных отношений в организации определяет их как "межличностные отношения, возникающие между работниками организации, основанные на авторитете, уважении, симпатиях, общности взглядов и интересов, которые не закреплены в организационных документах (должностных инструкциях, положениях, правилах поведения и т.п.)"[1]. Они отражают "личные особенности работников и отношения между реальными людьми" [2], поскольку организация — это не только функциональная система, но еще и социально-психологическая структура. Так, например, по мнению С.С.Фролова, различие структуры формальных и неформальных отношений заключается в следующем: формальная структура включает социальные позиции и взаимосвязи между ними, которые четко специализированы и определены, независимо от личных характеристик членов организации; неформальная структура состоит из совокупных позиций и взаимосвязей, формирующихся на основе личностных характеристик и основанных на отношениях престижа и доверия [3]. Подход к пониманию неформальных отношений через межличностные связи наиболее распространен и закрепил основное определение данного термина, которое укоренилось во многих отраслях науки, изучающих данное явление, в том числе и в мировой социологии: "informal relations" - отношения в группах, сформировавшиеся на основе личных симпатий, особых восприятий идентичностей [4]. Однако сведение анализа неформальных отношений только к констатации факта наличия между работниками организации межличностных связей и личностных, окрашенных отношений является односторонним подходом. Введение ракурса анализа неформальных отношений, как социального ресурса организации, позволяет увидеть не только социально-

психологическую природу этого явления, но и социальный контекст его существования и применения.

Неформальные отношения в организации формируются не только на эмоциональной основе личностных пристрастий, симпатий-антипатий индивидов друг к другу, а также на основе общности целей, интересов и потребностей членов организации, которые проявляются в отношениях взаимопомощи, обмена знаниями, навыками и информацией между сотрудниками [5]. Причины социального характера, обуславливающие постоянное неофициальное взаимодействие членов организации, обеспечивают ее целостность. Поэтому социологический подход к изучению неформальных отношений предлагает видеть в них не только процесс установления и развития человеческих контактов, но также один из способов объединения сотрудников и рассматривать неформальные отношения как один из факторов, который обеспечивает стабильность, функционирование и развитие организации.

Неформальные отношения обеспечивают социализацию индивида с организацией, ее культурными нормами. Они поддерживают подсистему идентичности и латентности (поддержания образцов) — одну из четырех подсистем организации, обеспечивающих ее выживание, согласно Т. Парсонсу. Через неформальные отношения происходит идеологическая интеграция индивида, т.е. интеграция в систему идеологических норм, составляющую неотъемлемый атрибут социального порядка в конкретной социальной группе; интеграция индивида в систему социальных ролей, которые выражают функциональные требования в данной организации; интеграция в систему культурных норм, узаконенных в ходе их применения в процессе организационной деятельности. Именно эта подсистема цементирует лояльность членов организации по отношению к организационным нормам и требованиям [6].

Наконец, неформальные отношения формируются как результат новых форм активности и коммуникаций, возникающих на базе формального взаимодействия работников [7]. Деятельность работников регламентируется не только формальными предписаниями: "любая форма трудовой деятельности, любой творческий проект должен "очеловечиться", т.е. воплотиться в действия конкретных людей" [8]. Идея о подходе к неформальным отношениям, как к связям, через которые происходит действительное взаимодействие в организации, четко прослеживается в размышлениях А. Голинея, который утверждает, что служебные (формальные) отношения в организации безличны, поскольку правами и обязанностями наделяется не какой-то определенный человек, а любой, занимающий данное рабочее место или должность. В его понимании термин "формальная", "официальная роль" означает определенный набор действий и стиль поведения человека "в ответ на безличные требования должностных и профессиональных предписаний" [9]. На предусмотренные организацией формальные роли накладываются межличностные отношения. В результате внутриорганизационные отношения оказываются значительно богаче и разнообразнее, чем предусмотренные организацией. Наиболее

распространенные формы проявления неформальных отношений в жизнедеятельности компаний:

• устная договоренность с начальством о невыходе на работу, в случае кратковременной болезни, а не оформление больничного листа;

• поведение руководителя не как беспрекословного авторитета, а как равного партнера;

• наличие гибких договоренностей как способа организации трудового процесса вместо или наравне с зафиксированными функциональными обязанностями;

• способ защиты трудовых прав; посредством личных отношений с руководством, а не законом;

• участие предприятия в личной жизни работника (совместные праздники, помощь в разрешении трудных жизненных ситуаций);

• корпоративные праздники (их наличие);

• возможность пользоваться ресурсами организации в личных нуждах. Неформальные отношения в организации образуют систему, которую

нередко принято называть неформальной организацией. Неформальная организация — "совокупность личных и социальных отношений, никак не опосредованных формальной организацией, возникающих спонтанно как результат взаимодействия сотрудников". В нее входят индивиды не как функциональные единицы, а как личности, со своими интересами, особенностями. Участие сотрудников в функционировании организации не ограничивается лишь ролевым исполнением, а всегда сопровождается постоянным живым взаимодействием между ними. Неформальная организация возникает также и как последствие ограниченности формальной структуры, не способной всегда обеспечивать эффективное функционирование организации, она "выступает в качестве управленческой подсистемы организации", а также частично "выполняет функции для организации формальной".

В этом смысле, с точки зрения социологии организации, неформальные отношения рассматриваются как система связей, отношений, деятельности, направленная на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных.

По мнению А.Г. Климова, если формальная структура — это система функциональных позиций элементов организации, которая является результатом реализации определенного комплекса предписаний в условиях конкретных групп, то неформальная структура — это не только результат, но и сам процесс реализации предписаний, который определяется не только целями организации, но и особенностями ситуации [10], конкретными условиями реализации этих целей, иными словами - это сложившаяся в группе система легитимных, социально нормированных статусов, функций, связей и отношений.

Таким образом, с точки зрения многих авторов, неформальные отношения возникают именно в связи с необходимостью компенсировать ограниченность формальной организации. Н.Л. Муджиков вообще утверждает, что в настоящий момент неформальные отношения имеют статус

легитимности, "на основе которого они развиваются как дополнение к управленческим стимулам, как расширение сферы коллективных производственных решений, творческих подходов" [11].

С позиции социологии управления, неформальные отношения понимаются как "процессы самоорганизации внутриколлективного регулирования, протекающие в обществе, социальных институтах, отдельных подсистемах или организациях, проявляющиеся во взаимодействии участвующих в них людей". В этом аспекте неформальные отношения общества или отдельных социальных групп можно рассмотреть как социальные ресурсы, которым свойственны характеристики самотрансформации, саморегуляции и самовоспроизводства.

Социальные ресурсы являются пучками возможностей, что соответствует пучку социальных отношений, они реализуются в сетях социального взаимодействия. Иными словами, реализация социальных ресурсов возможна в условиях постоянного взаимодействия индивидов, в частности, членов организации. Именно через неформальные отношения создается основа для развития социальных сетей, в которых рождаются свежие и актуальные идеи по реинжинирингу бизнес-процессов, а также формируются и реализуются альтернативные, бюрократизированным структурам способы и принципы организационного взаимодействия, в результате чего происходит саморегуляция организационных процессов и самовоспроизводство социальных систем.

Наконец, неформальные отношения позволяют проявлять творческий потенциал членов организации, в частности, креативные, инновационные, мобилизационные, образовательные и солидаристские устремления и возможности членов организации, которыми характеризуются социальные ресурсы.

Таким образом, значимость неформальных отношений как социального ресурса организации заключается в их способности к саморегуляции организационных процессов и взаимоотношений в коллективе с целью повышения эффективности организационного взаимодействия. Поэтому целенаправленное управление неформальными отношениями позволяет использовать их для позитивного влияния на организационные процессы.

Обобщение анализа теоретических подходов и практических исследований позволяет нам сделать вывод о том, что неформальные отношения между сотрудниками, обеспечивая новые эффективные способы взаимодействия и выступая альтернативной основой функционирования организации, являются социальными ресурсами организации, вовлеченными в процесс изменений, переформирования идей, переоценки норм, ценностей, целей взаимодействия. Неформальные отношения определяют, изменяют и закрепляют особенности и принципы поведения сотрудников в заданных (определенных) условиях, в чем проявляется их потенциал как социального ресурса.

Итак, основываясь на рассмотренных точках зрения, влияние неформальных отношений на социальный ресурс в организации можно

определить как ненормативные социальные связи между сотрудниками, которые объективно проявляются в характере и способе профессионального взаимодействия сотрудников и их общения, создают возможности для регулирования и изменения поведения и деятельности сотрудников, могут возникать спонтанно и носить разовый характер, так и вводиться намеренно и существовать на постоянной основе, дополняя формально установленное взаимодействие в организации, обеспечивая ее эффективное функционирование.

Литература/Literature:

1. Organization Management: Encyclopedic Dictionary. - М.: Publishing House INFRA-M, 2001.-Р.822.

2. Brajnik G.V., Demidov N.М. sociology of organizations: Lecture. - М.: Mosc. 2003. - С П.

3. Frolov S.S. sociology. - М.: Logos, 1997. - Р.225.

4. Sociological encyclopedic English-Russian dictionary. Kravchenko А. S. -М.: 2002.- Р. 251.

5. Pugachev V.P. Personnel management organization. - М.: Aspect Press, 2000. - P. 210.

6. Frolov S.S. sociology of organizations. - М.: Gardariki, 2003.

7. Pugachev V.P. Personnel management organization. - М.: Aspect Press, 2000. - P. 210.

8. Klementev D.S. Management Sociology. - М.: 2006: - Р. 108.

9. Kravchenko A.I. Turina Ю. Management Sociology. - М.: Academic Project, 2005.

10. Klimov А.G. Informal relationships in the socialization of the primary group: (methodological questions sociological study): 22.00.02. - М.: MGU, 1994. -P. 58.

11. Mudgikov N.L. Informal relations in the context of administrative interaction: Sociological research on the material of construction enterprises of the Republic of Kalmykia: Diss....: 22.00.08. - Volgograd, 2006. - P. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.